История строительства в России
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] X век
Каменное строительство началось на Руси в конце X века.
В 989 году русский князь Владимир I заложил в Киеве храм Успения Богородицы, так называемую Десятинную церковь. Строительство было завершено в 996 году.
[править] XI век
В XI веке развивается каменное храмовое строительство.
Византийскими архитекторами при Ярославе Мудром, вероятно, около 1037 года был построен Софийский собор в Киеве. Также в XI веке, уже после киевского Софийского собора, были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде.
В деревянной стене, защищавшей Киев, были построены в 1030-х годах каменные Золотые ворота.
В 1044 году были построены каменные укрепления детинца Новгорода.
[править] XII век
При Юрии Долгоруком была воздвигнута церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше рядом с Суздалем.
При Андрее Боголюбском было развёрнуто мощное каменное строительство.
[править] XIII век
После Батыева нашествия до конца XIII века в Новгороде строят только крепости и деревянные церкви. Ни один каменный храм не был воздвигнут до 1292 года (церковь Николы на Липне).
[править] XIV век
Иван Калита в 1320-е годы начинает в Москве строительство каменных храмов.
Свидетельством возросшего экономического и политического значения Москвы стало строительство в 1367 году белокаменной крепости — Кремля. Его строительство выделяло Москву из всех остальных городов. Для возведения такой крепости требовалось огромное богатство: тысячи саней должны были ежедневно возить камень из Мячкова (30 километров от Москвы) в Москву, сотни строителей должны были трудиться ежедневно: ведь Кремль строили «безпрестани». Недаром новый Кремль резко повысил престиж московского князя: к известию о строительстве летописец отнес общую характеристику политики Дмитрия, который «всех князей русских привожаше под свою волю, а которые не повиновахуся воле его, а на тех нача посегати».
В XIV веке в Новгороде строится много посадских, сравнительно небольших храмов, из которых наиболее известны церкви Спаса на Ильине улице и Федора Стратилата на Федоровом ручье.
[править] XV век
В XV веке идёт интенсивное строительство в Москве.
В 1479 году архитектор Аристотель Фиораванти завершил строительство главного храма Российского государства — Успенского собора в Кремле. Образцом для этого храма послужил Успенский собор во Владимире, что должно было подчеркивать идею преемственности власти великих владимирских и великих московских князей.
[править] XVI век
Строительство московских укреплений продолжалось в течение всего XVI века.
При Елене Глинской к Московскому Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города, защищавшее центральную часть посада.
В 1550-х годах было начато строительство Засечной черты — оборонительной линии из лесных засек, крепостей и естественных преград.
Со второй трети XVI века в каменное зодчество проникает из народной деревянной архитектуры шатровый стиль. Его шедевром и одновременно наиболее ранним образцом является церковь Вознесения в селе Коломенском (ныне в черте Москвы).
В 1554—1561 годах архитекторы закончили на Красной площади строительство собора Покрова. Эту церковь по одному из позднее пристроенных приделов чаще называют храмом Василия Блаженного. Это вершина русского зодчества XVI века.
В конце XVI века «городовых дел мастер» Фёдор Савельевич Конь возвёл кольцо укреплений «Белого города» длиной около 9,5 км с 27 башнями (проходило по линии нынешнего Бульварного кольца Москвы).
В самом конце XVI века была создана последняя внешняя линия укреплений Москвы — «Скородом», деревянные стены на Земляном валу (проходил по линии нынешнего Садового кольца).
[править] XVII век
Строительство Белгородской засечной черты, создававшей сеть укреплений между Белгородом и Доном, началось в 1635 году и продолжалось почти два с половиной десятилетия: в 1630-х годах было сооружено 10 городов, в 1640-х — 18.
В XVII веке был построен грандиозный Ростовский кремль.
К общественным постройкам в Москве, сооружённым в конце XVII века, относятся здания Земского приказа в Кремле (1683), а также Монетного двора.
[править] Транспорт
Важная роль в истории России, в развитии ее социально-экономических, культурных, политических связей принадлежит Московско-Сибирскому тракту, начало строительства которого относится к XVII веку.
[править] Храмы
Никон сразу же после вступления на патриаршество в 1652 году запретил строительство шатровых храмов. Он хотел вернуть культовой архитектуре черты суровой монументальности предшествующих веков и образцом для подражания считал Успенский собор в Кремле.
Первым по заказу Никона на одном из островов Валдайского озера был построен Валдайский Иверский монастырь. Огромные оконные проемы в пятиглавом соборе свидетельствовали об отступлении от канонов зодчества XVI века Отступления прослеживаются и во внутреннем убранстве храма — при его отделке использовались многоцветные изразцы.
В 1685 году завершилось строительство Новоиерусалимского монастыря.
[править] Стройматериалы
В XVII веке увеличилось число зданий, воздвигаемых из кирпича.
[править] XVIII век
В 1701 году началось строительство Арсенала в Кремле.
В 1704 году в Санкт-Петербурге началось строительство Адмиралтейства и верфей, на которых создавались корабли Балтийского флота.
Указом 1714 года было запрещено использование кирпича в качестве строительного материала повсюду, за исключением Санкт-Петербурга.
По плану Миниха было осуществлено строительство нескольких оборонительных линий вдоль южной и юго-восточной границ России.
В 1762 году была учреждена «Комиссия строительства столичных городов».
Наиболее знаменитое творение Баженова — сооружённый в 1784—1786 годах в Москве Пашков дом.
[править] Транспорт
В 1763 г. на Алтае русский изобретатель К. Д. Фролов построил на Змеиногорском руднике Колывано-Воскресенских заводов чугунную дорогу на опорах, по металлическим рельсам (лежням) которой впервые перемещались вагонетки, груженые рудой.[1]
На Александровском (позже — Онежском) чугуноплавильном и пушечном заводе в Петрозаводске под руководством инженера-строителя А. С. Ярцева в 1788 г. была сооружена чугунная дорога длиной 175 м с канатной тягой.
[править] Промышленность
В 1701—1704 годах на Урале были построены четыре крупных металлургических завода, выпускавших железо, чугун, ядра и пушки.
«Бергпривилегия» (1719 год) разрешила строить заводы всем без исключения жителям России и иностранцам.
[править] XIX век
После пожара 1812 года интенсивно отстраивалась Москва. О. И. Бове, назначенный в 1813 г. главным архитектором Комиссии для строений г. Москвы, возводит целостные городские ансамбли в духе «московского ампира». Им построены первые торговые ряды на Красной площади (1815), здания Большого и Малого театров (1821—1824). Доменико Жилярди в 1817—1819 гг. заново отстраивает разрушенный пожаром Московский университет. По его проекту был построен великолепный дом Луниных (1823). А. А. Бетанкур совместно с О. И. Бове в 1817 г. возвели здание Манежа, оформление которого символизирует подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 г.
1830-е — 1850-е годы знаменуют упадок классицизма в русской архитектуре. В моду входят псевдорусский стиль и псевдоготика, проявляется интерес к византийскому стилю и барокко. Создателем эклектического русско-византийского стиля был К. А. Тон, по проектам которого были возведены Большой дворец (1839—1849) и Оружейная палата (1844—1851) в Московском Кремле, здание вокзалов Николаевской железной дороги в Москве и Петербурге, в 1838 году начато строительство храма Христа Спасителя в Москве (завершено в 1883 году). А. П. Брюллов культивировал в архитектуре формы псевдоготики, А. И. Штакеншнейдер — формы барокко. Штакеншнейдером были построены в Петербурге великокняжеские Мариинский (1838—1844) и Николаевский (1853—1861) дворцы, где архитектор использовал разные историко-архитектурные стили. Эклектические формы классицизма и барокко нашли свое выражение в архитектуре А. А. Монферрана. Главные его сооружения — Исаакиевский собор (1818—1858) и Александровская колонна (1830—1834) в Санкт-Петербурге.
[править] Транспорт
В первой половине XIX века началось строительство шоссейных дорог.
В 1806—1809 годах горный инженер Петр Козьмич Фролов на Змеиногорском руднике на Алтае построил чугунную рельсовую дорогу с конной тягой. Это инженерное сооружение длиной 1867 м с шириной колеи 1067 мм располагалось на местности со сложным рельефом.
Большое стратегическое и экономическое значение имело завершение к 1814 году строительства Военно-грузинской дороги, связавшей Владикавказ с Тифлисом.
Первая в России рельсовая дорога с паровой тягой была построена на Урале в 1833—1836 годах.[2]
Открытие первой в России железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским Селом протяжённостью в 25 верст относится к 1837 году. В 1851 году завершилось строительство Петербургско-Московской железной дороги, продолжавшееся восемь лет, а в 1859 году была сдана в эксплуатацию железная дорога, соединившая Санкт-Петербург с Варшавой.
Вся транспортная система (строительство каналов, шоссейных и железных дорог) вплоть до отмены крепостного права строилась исключительно государством.
В 1891 году началось строительство Транссибирской железной дороги. Отдельные её участки были окончены уже в 1900 году.
[править] XX век
В 1920 году был принят Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). В нем предусматривалось строительство нескольких десятков новых тепловых и гидроэлектростанций.
В декабре 1926 года вступила в строй Волховская ГЭС — самая крупная в то время электростанция в стране.
В 1926—1927 годах развернулось строительство сотен новых предприятий. Среди них были такие крупные объекты, как Днепровская гидроэлектростанция, Туркестано-Сибирская железная дорога, Сталинградский тракторный завод, Ростовский и Саратовский заводы сельскохозяйственных машин, Керченский завод черной металлургии, медеплавильные заводы в Закавказье.
В 1927 году началось строительство Туркестано-Сибирской железной дороги, призванной соединить хлебные и лесные районы Западной Сибири с хлопководческими районами Средней Азии и сыграть важную роль в экономическом развитии восточных областей страны.
Первая в СССР АЭС, Обнинская под Москвой, мощностью 5 МВт, вступила в строй летом 1954 года.
С 1970 по 1985 годах в СССР было введено в строй более 31 млн квартир.
[править] Ссылки
[править] Примечания