История строительства в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] X век

Каменное строительство началось на Руси в конце X века.

В 989 году русский князь Владимир I заложил в Киеве храм Успения Богородицы, так называемую Десятинную церковь. Строительство было завершено в 996 году.

[править] XI век

В XI веке развивается каменное храмовое строительство.

Византийскими архитекторами при Ярославе Мудром, вероятно, около 1037 года был построен Софийский собор в Киеве. Также в XI веке, уже после киевского Софийского собора, были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде.

В деревянной стене, защищавшей Киев, были построены в 1030-х годах каменные Золотые ворота.

В 1044 году были построены каменные укрепления детинца Новгорода.

[править] XII век

При Юрии Долгоруком была воздвигнута церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше рядом с Суздалем.

При Андрее Боголюбском было развёрнуто мощное каменное строительство.

[править] XIII век

После Батыева нашествия до конца XIII века в Новгороде строят только крепости и деревянные церкви. Ни один каменный храм не был воздвигнут до 1292 года (церковь Николы на Липне).

[править] XIV век

Иван Калита в 1320-е годы начинает в Москве строительство каменных храмов.

Свидетельством возросшего экономического и политического значения Москвы стало строительство в 1367 году белокаменной крепости — Кремля. Его строительство выделяло Москву из всех остальных городов. Для возведения такой крепости требовалось огромное богатство: тысячи саней должны были ежедневно возить камень из Мячкова (30 километров от Москвы) в Москву, сотни строителей должны были трудиться ежедневно: ведь Кремль строили «безпрестани». Недаром новый Кремль резко повысил престиж московского князя: к известию о строительстве летописец отнес общую характеристику политики Дмитрия, который «всех князей русских привожаше под свою волю, а которые не повиновахуся воле его, а на тех нача посегати».

В XIV веке в Новгороде строится много посадских, сравнительно небольших храмов, из которых наиболее известны церкви Спаса на Ильине улице и Федора Стратилата на Федоровом ручье.

[править] XV век

В XV веке идёт интенсивное строительство в Москве.

В 1479 году архитектор Аристотель Фиораванти завершил строительство главного храма Российского государства — Успенского собора в Кремле. Образцом для этого храма послужил Успенский собор во Владимире, что должно было подчеркивать идею преемственности власти великих владимирских и великих московских князей.

[править] XVI век

Строительство московских укреплений продолжалось в течение всего XVI века.

При Елене Глинской к Московскому Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города, защищавшее центральную часть посада.

В 1550-х годах было начато строительство Засечной черты — оборонительной линии из лесных засек, крепостей и естественных преград.

Со второй трети XVI века в каменное зодчество проникает из народной деревянной архитектуры шатровый стиль. Его шедевром и одновременно наиболее ранним образцом является церковь Вознесения в селе Коломенском (ныне в черте Москвы).

В 1554—1561 годах архитекторы закончили на Красной площади строительство собора Покрова. Эту церковь по одному из позднее пристроенных приделов чаще называют храмом Василия Блаженного. Это вершина русского зодчества XVI века.

В конце XVI века «городовых дел мастер» Фёдор Савельевич Конь возвёл кольцо укреплений «Белого города» длиной около 9,5 км с 27 башнями (проходило по линии нынешнего Бульварного кольца Москвы).

В самом конце XVI века была создана последняя внешняя линия укреплений Москвы — «Скородом», деревянные стены на Земляном валу (проходил по линии нынешнего Садового кольца).

[править] XVII век

Строительство Белгородской засечной черты, создававшей сеть укреплений между Белгородом и Доном, началось в 1635 году и продолжалось почти два с половиной десятилетия: в 1630-х годах было сооружено 10 городов, в 1640-х — 18.

В XVII веке был построен грандиозный Ростовский кремль.

К общественным постройкам в Москве, сооружённым в конце XVII века, относятся здания Земского приказа в Кремле (1683), а также Монетного двора.

[править] Транспорт

Важная роль в истории России, в развитии ее социально-экономических, культурных, политических связей принадлежит Московско-Сибирскому тракту, начало строительства которого относится к XVII веку.

[править] Храмы

Никон сразу же после вступления на патриаршество в 1652 году запретил строительство шатровых храмов. Он хотел вернуть культовой архитектуре черты суровой монументальности предшествующих веков и образцом для подражания считал Успенский собор в Кремле.

Первым по заказу Никона на одном из островов Валдайского озера был построен Валдайский Иверский монастырь. Огромные оконные проемы в пятиглавом соборе свидетельствовали об отступлении от канонов зодчества XVI века Отступления прослеживаются и во внутреннем убранстве храма — при его отделке использовались многоцветные изразцы.

В 1685 году завершилось строительство Новоиерусалимского монастыря.

[править] Стройматериалы

В XVII веке увеличилось число зданий, воздвигаемых из кирпича.

[править] XVIII век

В 1701 году началось строительство Арсенала в Кремле.

В 1704 году в Санкт-Петербурге началось строительство Адмиралтейства и верфей, на которых создавались корабли Балтийского флота.

Указом 1714 года было запрещено использование кирпича в качестве строительного материала повсюду, за исключением Санкт-Петербурга.

По плану Миниха было осуществлено строительство нескольких оборонительных линий вдоль южной и юго-восточной границ России.

В 1762 году была учреждена «Комиссия строительства столичных городов».

Наиболее знаменитое творение Баженова — сооружённый в 1784—1786 годах в Москве Пашков дом.

[править] Транспорт

В 1763 г. на Алтае русский изобретатель К. Д. Фролов построил на Змеиногорском руднике Колывано-Воскресенских заводов чугунную дорогу на опорах, по металлическим рельсам (лежням) которой впервые перемещались вагонетки, груженые рудой.[1]

На Александровском (позже — Онежском) чугуноплавильном и пушечном заводе в Петрозаводске под руководством инженера-строителя А. С. Ярцева в 1788 г. была сооружена чугунная дорога длиной 175 м с канатной тягой.

[править] Промышленность

В 1701—1704 годах на Урале были построены четыре крупных металлургических завода, выпускавших железо, чугун, ядра и пушки.

«Бергпривилегия» (1719 год) разрешила строить заводы всем без исключения жителям России и иностранцам.

[править] XIX век

После пожара 1812 года интенсивно отстраивалась Москва. О. И. Бове, назначенный в 1813 г. главным архитектором Комиссии для строений г. Москвы, возводит целостные городские ансамбли в духе «московского ампира». Им построены первые торговые ряды на Красной площади (1815), здания Большого и Малого театров (1821—1824). Доменико Жилярди в 1817—1819 гг. заново отстраивает разрушенный пожаром Московский университет. По его проекту был построен великолепный дом Луниных (1823). А. А. Бетанкур совместно с О. И. Бове в 1817 г. возвели здание Манежа, оформление которого символизирует подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 г.

1830-е — 1850-е годы знаменуют упадок классицизма в русской архитектуре. В моду входят псевдорусский стиль и псевдоготика, проявляется интерес к византийскому стилю и барокко. Создателем эклектического русско-византийского стиля был К. А. Тон, по проектам которого были возведены Большой дворец (1839—1849) и Оружейная палата (1844—1851) в Московском Кремле, здание вокзалов Николаевской железной дороги в Москве и Петербурге, в 1838 году начато строительство храма Христа Спасителя в Москве (завершено в 1883 году). А. П. Брюллов культивировал в архитектуре формы псевдоготики, А. И. Штакеншнейдер — формы барокко. Штакеншнейдером были построены в Петербурге великокняжеские Мариинский (1838—1844) и Николаевский (1853—1861) дворцы, где архитектор использовал разные историко-архитектурные стили. Эклектические формы классицизма и барокко нашли свое выражение в архитектуре А. А. Монферрана. Главные его сооружения — Исаакиевский собор (1818—1858) и Александровская колонна (1830—1834) в Санкт-Петербурге.

[править] Транспорт

В первой половине XIX века началось строительство шоссейных дорог.

В 1806—1809 годах горный инженер Петр Козьмич Фролов на Змеиногорском руднике на Алтае построил чугунную рельсовую дорогу с конной тягой. Это инженерное сооружение длиной 1867 м с шириной колеи 1067 мм располагалось на местности со сложным рельефом.

Большое стратегическое и экономическое значение имело завершение к 1814 году строительства Военно-грузинской дороги, связавшей Владикавказ с Тифлисом.

Первая в России рельсовая дорога с паровой тягой была построена на Урале в 1833—1836 годах.[2]

Открытие первой в России железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским Селом протяжённостью в 25 верст относится к 1837 году. В 1851 году завершилось строительство Петербургско-Московской железной дороги, продолжавшееся восемь лет, а в 1859 году была сдана в эксплуатацию железная дорога, соединившая Санкт-Петербург с Варшавой.

Вся транспортная система (строительство каналов, шоссейных и железных дорог) вплоть до отмены крепостного права строилась исключительно государством.

В 1891 году началось строительство Транссибирской железной дороги. Отдельные её участки были окончены уже в 1900 году.

[править] XX век

В 1920 году был принят Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). В нем предусматривалось строительство нескольких десятков новых тепловых и гидроэлектростанций.

В декабре 1926 года вступила в строй Волховская ГЭС — самая крупная в то время электростанция в стране.

В 1926—1927 годах развернулось строительство сотен новых предприятий. Среди них были такие крупные объекты, как Днепровская гидроэлектростанция, Туркестано-Сибирская железная дорога, Сталинградский тракторный завод, Ростовский и Саратовский заводы сельскохозяйственных машин, Керченский завод черной металлургии, медеплавильные заводы в Закавказье.

В 1927 году началось строительство Туркестано-Сибирской железной дороги, призванной соединить хлебные и лесные районы Западной Сибири с хлопководческими районами Средней Азии и сыграть важную роль в экономическом развитии восточных областей страны.

Первая в СССР АЭС, Обнинская под Москвой, мощностью 5 МВт, вступила в строй летом 1954 года.

С 1970 по 1985 годах в СССР было введено в строй более 31 млн квартир.

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. История железнодорожного транспорта России
  2. История железнодорожного транспорта России
История строительства в России
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Строительство в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Транспортное строительство  Железнодорожное строительствоАвтодорожное строительствоМетростроениеТрубопроводное строительствоАэродромное строительство
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


История экономики России
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
Отрасли  ПромышленностьСельское хозяйствоСтроительствоТранспортСвязьФинансы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты