Строительство в СССР в 1940-х годах
Материал из Documentation.
[править] Промышленность
[править] Машиностроение
[править] Авиационная промышленность
2 июля 1941 года издано распоряжение № 8 о поставке материалов и оборудования для строящихся Куйбышевских авиазаводов.
[править] Автомобильная промышленность
Строительство автозавода в городе Кутаиси (Грузинская ССР) началось в 1945 году.
В мае 1945 года было принято Постановление Совета Министров СССР о развёртывании строительства автозавода по выпуску малолитражных автомобилей «Москвич» — Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА).
[править] Оборонная промышленность
В конце 1947 года началось предварительное обсуждение вопроса о выборе места для строительства серийного завода по производству атомного оружия.[1]
В октябре 1948 года П. М. Зернов направил Б. Л. Ванникову письмо, в котором обосновывается необходимость строительства одного или двух комплектующих заводов для производства атомных бомб.[2]
В декабре 1948 года вопрос о строительстве первого серийного завода по производству атомного оружия был обсужден в Москве на высшем уровне руководителей атомного проекта.[3]
18 февраля 1949 года на заседании Спецкомитета были (протокол № 73) рассмотрены вопросы о сроках изготовления РДС-2 и РДС-3 и строительстве сборочного завода КБ-11 (тт. Ванников, Берия, Маленков, Вознесенский, Махнев, Борисов, Первухин).[4]
В результате рассмотрения было принято решение:[5]
- Принять предложение т. Ванникова о строительстве в зоне объекта № 550 сборочного завода мощностью 20 изделий РДС в год. Ограничить объем капиталовложений на строительство завода (включая стоимость сооружения, производственных помещений завода, оборудования, энергохозяйства, сооружения дорог, водопровода, канализации, теплофикации и строительства жилья) суммой не более 60 млн рублей.
- Поручить тт. Первухину (созыв), Завенягину, Круглову, Зернову и Борисову в месячный срок разработать и представить в Спецкомитет предложения: а) о сметной стоимости завода, б) о сроках строительства, в) о выборе площадки, г) о составе завода, д) о графике проектирования, строительства и ввода в строй цехов в соответствии с принятой технологией.
- Поручить тт. Ванникову, Завенягину, Александрову в суточный срок окончательно отредактировать проект.
- Проект постановления Совета Министров СССР по данному вопросу внести на утверждение председателя Совета Министров Союза ССР товарища Сталина И. В.
3 марта 1949 года Совет Министров СССР принял постановление «О строительстве ремонтного цеха Приволжской конторы Главгорстроя СССР»:[6]
- Утвердить предложение начальника Первого Главного управления при Совете Министров СССР т. Ванникова о строительстве в 1949—1950 гг. в зоне Объекта № 550 сборочного завода на мощность 20 единиц РДС в год… Именовать в дальнейшем указанный завод «Сборочный цех завода измерительных приборов Министерства химической промышленности»; для проектировщиков, строителей и финансовых расчетов — «Ремонтный цех Приволжской конторы Главгорстроя СССР», а для поставщиков — «Приволжская контора Главгорстроя СССР».
- Возложить проектирование ремонтного цеха Приволжской конторы Главгорстроя СССР на Главгорстрой СССР и Ленинградский Гипрострой Главгорстроя СССР, а строительство цеха — на Министерство внутренних дел СССР.
10 марта 1949 года во исполнение постановления СМ СССР № 863—327 сс. А. П. Завенягин подписал приказ о строительстве в зоне Объекта № 550 сборочного завода на мощность 20 единиц РДС в год.[7]
2 мая 1949 года Постановлением Совета Министров СССР № 1784—656сс принято решение о создании на Заводе № 707 производственной базы по выпуску аппаратуры для оснащения ядерных боеприпасов с объёмом выпуска в размере 60 % от общей мощности предприятия. Руководствуясь этим постановлением руководство Министерства судостроительной промышленности (МСП) СССР 7 мая 1949 года определяет плановое задание на проектирование и строительство нового завода.[8]
[править] Прочее
6 августа 1940 года СНК СССР выпустил постановление о начале строительства в районе станции Безымянка на Безымянской и Падовской площадках трёх новых машиностроительных заводов (самолетостроительные — №№ 122 и 295 и моторостроительный — № 337).
14 мая 1945 года СНК СССР принял постановление № 1082 о строительстве в Курске завода счётных машин.
Строительство вблизи города Жодино под Минском завода торфяного машиностроения началось в 1948 году.
[править] Металлургия
В 1940 году в Сталинске начато строительство металлургического, алюминиевого и ферросплавного заводов.
В 1940 году было начато строительство Большого металлургического завода.
В 1941 году по инициативе председателя СНК СССР И. В. Сталина в Красноярске началось строительство завода № 169 (Аффинажного завода, впоследствии — Красноярского завода цветных металлов).
С началом Великой Отечественной войны стройку Кузнецкого ферросплавного завода постановлением ГКО и СНК отнесли к особо важным объектам.
Великая Отечественная война заставила форсировать строительство алюминиевого завода в Сталинске.
30 января 1943 года Государственный комитет обороны СССР принимает Постановление № 279 о строительстве в городе Кемерово механического завода.
10 января 1944 года Народный комиссар цветной металлургии П. Ф. Ломако в целях обеспечения переработки всего выдаваемого Заводом «В» сырья подписал приказ о строительстве и вводе в эксплуатацию в 1944 году на московском Заводе «А» (директор — Т. А. Ковда) цеха по производству металлического урана (цех «04»).[9]
[править] Химическая промышленность
Строительство Курского резинового завода началось в марте 1946 года в соответствии с постановлением Совнаркома СССР № 4412 от 21 декабря 1945 года на месте строительства эбонитового завода (СК-6).
[править] Нефтеперерабатывающая промышленность
Решение о строительстве Пермского нефтеперерабатывающего завода было утверждено Советом министров СССР в 1949 году.[10]
[править] Промышленность стройматериалов
В 1940 году в Тамбове началось строительство Полынковского кирпичного завода.
[править] Электроэнергетика
В 1945—1946 годах началось строительство Горьковской ГЭС (400 МВт), Нарвской ГЭС (126 МВт), Иркутской ГЭС (650 МВт), Новисибирской ГЭС (400 МВт), Верхне-Свирской (160 МВт) и Каховской ГЭС (312 МВт).
Строительство Камской ГЭС началось в 1949 году.[11]
[править] Добыча полезных ископаемых
В 1940 году развернулись работы по строительству открытого рудника Медвежий ручей.
Строительство шахты «Березовская-1» началось летом 1949 года.
[править] Прочее
1942 год — в Ишимбае построен газолиновый завод для переработки попутного газа.
5 декабря 1942 года Нарком цветной металлургии П. Ф. Ломако подписал приказ об организации Управления строительства Завода «В» Главредмета производительностью 10 тонн урана в солях в год (с включением в его состав Завода «В») и назначении его начальником А. В. Зильбермана.[12]
11 декабря 1944 года Курский горисполком принял решение № 429 «Об отводе участка под строительство завода высокопрочного гипса и гипсовых стройдеталей (около шпагатной фабрики)».
1945 год — в Галиче началось строительство мотороремонтного завода.
В 1945 году наркомат путей сообщения издал приказ о строительстве в Кременчуге завода мостовых конструкций.
Решение о строительстве первенца атомной промышленности Советского Союза завода по переработке облученных урановых блоков (завода Б) было принято Центральным комитетом ВКП (б) и Советом народных комиссаров СССР в декабре 1945 года.[13]
Решение о сооружении газодиффузионного завода № 813 принято 1 декабря 1945 года. Строительство началось в 1946 году.[14]
Решение о строительстве в Большом Камне завода № 892 было принято 9 июля 1946 года Министерством судостроительной промышленности СССР.[15]
Решение о строительстве авторемонтного завода в Мичуринске было принято в 1946 году.
В 1946 году начались изыскательские работы для строительства газовых заводов в Свердловске, Новосибирске и Минске на базе местных низкосортных углей и торфа.
В 1946 году началось строительство Щёкинского газового завода.
10 июня 1946 года Совет Министров СССР постановил построить близ Ухты завод по производству термической сажи.
Летом 1946 года было завершено строительство специального здания «К» с шахтой для реактора глубиной 10 метров. Такое заглубление было призвано сыграть роль биологической защиты от излучения. 15 ноября 1946 года в новом здании «К» началось сооружение реактора.[16]
13 мая 1947 года был подписан приказ о строительстве опытного завода по переработке руд месторождений Кара-Тау и Джебаглы.[17]
19 июня 1947 года вышло постановление Совета Министров СССР № 2140—562сс/оп «Вопросы Завода № 814», которое определило строительство завода по проекту № 1418 для разделения изотопов урана (продукт А-9) методом электромагнитной сепарации, с выходом вещества 150 г/сутки.[18]
14 августа 1947 года Совет Министров СССР принимает постановление о строительстве в УССР завода № 906 (ГП «Приднепровский химический завод») для переработки урановых руд Первомайского и Желтореченского месторождений и ураносодержащих доменных шлаков (с переработкой 100 т доменного шлака в сутки).[19]
4 октября 1947 года во исполнение постановления Совета Министров № 3434-1127сс от 30 сентября 1947 года был подписан приказ № 286сс начальника ПГУ при Совмине СССР Б. Ванникова о строительстве завода «2А» в г. Усть-Каменогорске для производства металлического тория, необходимого для получения U233 для реализации одного из направлений Атомного проекта СССР.[20]
Строительство первого промышленного реактора для наработки плутония было одним из важнейших этапов Советского атомного проекта. Строительная площадка располагалась у озера Кызыл-Таш в Челябинской области. Строительные работы на площадке будущего плутониевого завода, и главного его объекта атомного реактора, были возложены на Главпромстрой НКВД СССР. Министром МВД С. Н. Кругловым головной организацией строительства объекта назначается Челябметаллургстрой. 10 ноября 1945 года начальник Челяблага, Челябметаллургстроя генерал-майор Я. Д. Рапопорт приказом организует строительный район № 11. 24 ноября 1945 года, на месте расположения будущего реактора, изыскателями был забит первый колышек. 1 декабря 1945 года постановлением СНК СССР № 30007-697сс площадка расположения объекта была утверждена, а строящемуся объекту присвоен номер 817 (База 10). 1 июня 1948 года строительство промышленного реактора было завершено.[21]
15 сентября 1948 года на заседании Специального комитета при Совете Министров СССР принято решение о строительстве дублера Завода № 12.[22]
25 сентября 1948 года было принято постановление Совета Министров СССР о строительстве в Новосибирске Государственного Союзного завода № 250. Завод ориентирован на металлургию и металлообработку урана, извлечение металлического урана.[23]
14 октября 1948 года было образовано предприятие п/я 53 (ныне «Сибакадемстрой») для строительства запланированного Новосибирского завода химконцентратов.[24]
26 марта 1949 года вышло Постановление № 1252/443 сс/оп Совета Министров СССР о строительстве в Томской области Зауральского машиностроительного завода (Зауральская контора Главпромстроя, Комбинат № 816, п/я 129, п/я 153, п/я В-2994, Сибирский химический комбинат).[25]
В мае 1949 года начались инженерные изыскания по выбору площадки под землей для строительства предприятия по производству оружейного плутония в надежном скальном укрытии, которое способно было бы защитить от ядерного удара.[26]
Осень 1949 года — Начало строительства комбината № 816 для производства оружейного плутония и высокообогащённого урана в г. Томске-7 (ныне Сибирский химический комбинат, г. Северск).[27]
[править] Транспорт
[править] Железные дороги
В период Великой Отечественной войны потребовалось строительство ряда важнейших для страны железнодорожных линий.
В августе 1942 года была построена железнодорожная ветка Ивдель — Полуночное, которая обеспечивала металлургию марганцевой рудой из новых месторождений.
Новый этап строительства Байкало-Амурской магистрали наступил в 1943 году, когда Государственный Комитет Обороны 25 мая 1943 года принял решение о сооружении железной дороги Комсомольск (Пивань-Пристань) — Советская Гавань длиной 475 км (стройка № 500).
В 1943 году на железнодорожной ветке Кемерово — Барзас построена станция «Забойщик» для формирования маршрутов с углем шахты «Южная».
Железнодорожная магистраль Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань была построена в 1944—1945 годах.
В 1944 году впервые в СССР был построен временный железнодорожный мост через Керченский пролив длиной более 4 км.[28]
В 1946 году возобновилось строительство железной дороги Тайшет — Братск — Усть-Кут длиной 733 км.
В 1949 году председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин принял решение о строительстве железнодорожного тоннеля с «материковой» части СССР на Сахалин.[29]
[править] Мосты
Летом 1945 года в Москве руководители Красноярского края решили вопрос о строительстве моста через Енисей в Красноярске.
[править] Метро
В 1941 году было принято постановление о строительстве первой очереди метрополитена в Ленинграде длиной 19,1 км с 12 станциями со сроком окончания работ в IV квартале 1942 года.[30]
Строительство метро в Ленинграде началось в апреле 1941 года, прервано с началом Великой Отечественной войны и возобновлено в 1946 году.[31]
Строительство Московского метро возобновилось в 1943 году.[32]
В 1944 году закончено строительство третьей очереди Московского метро.[33]
[править] Трубопроводы
[править] Газопроводы
В 1941 году был сооружён газопровод Дашава — Львов протяжённостью 70 км.
1942 год — построен газопровод Бугуруслан — Куйбышев.
1943 год — сооружён 160-километровый газопровод Похвистнево — Куйбышев.
1944 год — Государственный комитет обороны принял решение о сооружении магистрального газопровода Саратов — Москва, диаметром 325 мм и протяженностью 843 км.
В Узбекской ССР в феврале 1944 года был построен газопровод от нефтепромысла Андижан до г. Андижан.
1946 год — сооружён магистральный газопровод Саратов — Москва, диаметром 325 мм и протяжённостью 843 км.
1946 год — в Челябинске был построен газопровод Челябинский металлозавод — Челябинский трубопрокатный завод.
[править] Нефтепродуктопроводы
1942 год — сооружён подводный бензопровод, соединявший восточный и западный берега Ладоги. Его общая длина составила 29 км, из них 21 км — по дну озера на глубине 35 м.
[править] Водный транспорт
16 октября 1943 года Совнарком и ГКО приняли решение о строительстве в Петропавловске-Камчатском капитального механизированного морского торгового порта.
23 октября 1943 года Нарком морского флота СССР П. П. Ширшов издал приказ N 336 «Об организации Петропавловск-Камчатского морского торгового порта Наркомморфлота СССР». Эта дата считается днём основания порта. Порт был построен в рекордный срок. Самый первый капитальный причал, тогда имевший № 6, расположенный на восточном берегу Ниакиной гавани напротив мыса Сигнальный, на котором был установлен 100-тонный портальный кран-деррик, стал принимать грузы уже в апреле 1944 года. Причалы № 1, 2 и 3, расположенные на той же стороне севернее, и склады вступали в строй один за другим во второй половине 1944 года. Последними были реконструированы и доведены до капитального состояния два причала, построенные в 1943 году. Прием в эксплуатацию всех шести причалов первой очереди был оформлен в феврале 1945 года.[34]
Решение о строительстве нового водного пути между Онежским озером и Волгой было принято в 1947 году.
Строительство Волго-Донского водного пути было начато во второй половине 1948 года в соответствии с так называемым «Сталинским планом преобразования природы».
В 1949 года Министерство речного флота СССР выдало разрешение на строительство речного вокзала в Красноярске.
[править] Связь
В 1941 году в Куйбышеве было начато строительство сверхмощного радиопередающего центра (самого мощного в СССР).
[править] Наука
Испытательный аэродром Раменское был построен во время Великой Отечественной войны.[35]
9 сентября 1946 года на заседании НТС ПГУ заслушано сообщение Ю. Б. Харитона по выводам комиссии по плану подготовки к наблюдениям атомного взрыва. В п. 3 выводов отмечалось: «Проектирование и строительство полигона является весьма трудоемкой задачей, которая в большей степени, чем изготовление приборов, будет лимитировать подготовку к испытаниям. Поэтому необходимо: срочно выбрать место для строительства полигона и выделить организацию для его проектирования… выделить строительную организацию и обеспечить планы проектирования и строительства с таким расчетом, чтобы полигон был готов для размещения аппаратуры к 1 января 1948 г.». 14 сентября 1946 года М. А. Садовский направляет А. П. Завенягину проект постановления правительства «О мероприятиях по обеспечению подготовки и наблюдениям реактивного двигателя» (таким из соображений секретности было наименование советской атомной бомбы). К проекту прикладывались: описание специального полигона для испытания реактивного двигателя, сметные соображения на строительство и оборудование полигона, списки работ, поручаемых ГОИ, ВЭИ и НИИ ВВС.[36]
В 1946 году по инициативе руководителя советского атомного проекта Игоря Курчатова правительством СССР было принято решение построить в районе поселка Ново-Иваньково протонный ускоритель — синхроциклотрон. В 1947 году в 120 километрах от Москвы на берегу Волги началось строительство крупнейшего по тем временам ускорителя заряженных частиц, который был успешно запущен в 1949 году.[37]
21 апреля 1947 года Совет Министров СССР принял постановление о начале строительства полигона для испытания советской атомной бомбы.[38]
В августе 1947 года было принято правительственное постановление о строительстве полигона № 71 ВВС в Крыму, в районе города Керчь.[39]
Строительство ядерного полигона в районе города Семипалатинска было начато в 1947 году.[40]
16 апреля 1949 года А. С. Александров направляет Н. Д. Яковлеву перечень сооружений, подлежащих строительству на Полигоне № 2 (ядерный полигон в районе Семипалатинска) для обеспечения работ КБ-11.[41]
Строительство ядерного полигона в районе Семипалатинска было завершено 26 июля 1949 года.[42]
[править] Жильё
Разработки в области крупнопанельного жилого строительства велись в Академии архитектуры СССР с 1947 года.[43]
Первый в СССР каркасно‑панельный четырехэтажный жилой дом был сооружен в 1948 году в Москве на 5‑й улице Соколиной горы (архитекторы Г.Кузнецов и Б.Смирнов).[44]
[править] Административные здания
В 1941 году в связи с началом войны строительство Дворца Советов в Москве было приостановлено.[45]
[править] Военные сооружения
В апреле 1941 года в военном городке при станции Обь началось строительство военного аэродрома с двумя бетонными взлётно-посадочными полосами.
Летом и осенью 1941 года жители Химок и района принимали активное участие в строительстве оборонительных рубежей на подступах к Москве.
[править] Водные сооружения
В 1944 году в Ярославле началось строительство набережной.
[править] Здания
В 1947 году на Варварке (Москва) начали возводить восьмую московскую «высотку».[46]
[править] Строительные организации
16 ноября 1946 года в системе ПГУ при Совете Министров СССР создаётся Государственный строительно-монтажный трест № 1 — одна из крупнейших строительных организаций СССР.[47]
[править] Государственное регулирование
В 1946 году наркомат по строительству был разделён на наркомат по строительству предприятий тяжёлой индустрии, наркомат по строительству предприятий топливной промышленности, наркомат по строительству военных и военно-морских предприятий.[48]
[править] Примечания
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ [29]
- ↑ [30]
- ↑ [31]
- ↑ [32]
- ↑ [33]
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ [34]
- ↑ [35]
- ↑ [36]
- ↑ [37]
- ↑ [38]
- ↑ [39]
- ↑ [40]
- ↑ [41]
- ↑ [42]