Екатеринбург
Материал из Documentation.
Екатеринбург — крупнейший город Уральского федерального округа, административный центр Свердловской области. Численность населения — 1,32 млн человек (2008).
Город делится на 7 районов: Верх-Исетский, Железнодорожный, Орджоникидзевский, Кировский, Октябрьский, Чкаловский и Ленинский.[1]
Содержание |
[править] История
Екатеринбург основан как завод-крепость на реке Исети в 1723 году. Место для завода выбрал В. Татищев. Построен завод под руководством В. де Геннина. Город назван в честь императрицы Екатерины I. Производственные мощности Екатеринбургского завода включали в себя: 2 домны, 14 кричных молотов, медеплавильную фабрику, стальную и якорную фабрики, машины для сверления пушек и другое. Основная продукция — железо, чугун и медь. В полном объеме мощности завода никогда не использовались. В 1737 году остановлены доменные печи. С конца 1750-х годов постепенно уменьшался выпуск продукции на молотовых, стальной и проволочной фабриках, а в 1769 году прекращено медеплавильное производство. В 1808 году Екатеринбургский завод закрыт.[2]
В XVIII веке Екатеринбург развивается как административный центр горнозаводской промышленности Урала и Сибири. Система отраслевого управления горными заводами Урала, Забайкалья и Алтая была независима от местных губернских властей. Ее центральный орган располагался в Екатеринбурге. После 1781 года управление горной частью было децентрализовано и подчинено казенным палатам губернских правлений.[3]
В 1738 году в городе основана камнерезная мастерская, ставшая в 1765 году Екатеринбургской гранильной фабрикой. В 1761 году через Екатеринбург прошел Сибирский почтовый тракт.[4]
В 1781 году Екатеринбург получил статус уездного города в Пермской губернии. В 1783 году ему был присвоен герб, а в 1787 году состоялись первые выборы в городскую (шестигласную) думу. В городском самоуправлении в XVIII — первой половине XIX века доминировали купцы-старообрядцы.[5]
В 1807 году Екатеринбург получил статус горного города, согласно Проекту горного положения. Горный начальник заводов Екатеринбургского горного округа, наравне с городской думой, отвечал за городское хозяйство и правопорядок. Мастеровые и крестьяне казенных заводов освобождались от местных налогов. В 1831 году в Екатеринбург перенесена резиденция Главного начальника горных заводов Хребта Уральского, с начала 1850-х он фактически единолично управлял городом.[6]
С 1726 года в Екатеринбурге началось изготовление медных денег, сначала «плат» (тяжелых квадратных пластин, где номинал был уравнен с ценой металла), а затем с 1735 года общероссийской медной монеты. Екатеринбургский монетный двор производил до 80 % медной монеты в России, закрыт в июне 1876 года. Изготовленные на Екатеринбургской гранильной фабрике вазы и чаши украшали Зимний дворец. На основанной в 1839 году механической фабрике производились водяные колеса и турбины, паровые машины, металлорежущие станки и т. д. В 1874 году фабрика потеряла заказы и закрылась.[7]
Основные занятия купечества — салотопенное, мыловаренное, кожевенное производства, торговля мясом и скотом, подряды на перевозку металлов. Самый первый маслобойный завод основан в 1776 году, кожевенный — 1782 году, мыловарение началось с 1787 года, солодовенный промысел с 1785 года. По данным на 1804 год сала вытапливалось на 10 заводах на 603 тысяч рублей, 20 кожевенных предприятий выделывали кожи на 30 тысяч рублей, 9 кирпичных заводов производили до 400 тысяч кирпичей ежегодно (на 3,6 тысяч рублей). Кроме этого екатеринбургским купцам принадлежало несколько мучных мельниц, мыловаренных, маслобойных и солодовенных предприятий. Располагались они на усадьбе рядом с домом. Старообрядцы селились на так называемой «Заимке», в южной части города.[8]
С 1820-х годов самые богатые из екатеринбургских купцов занялись разработкой приисков россыпного золота в Западной Сибири. В июне 1826 года екатеринбургский купец Яким Рязанов одним из первых в России получил разрешение заниматься золотопромышленностью. В компании с купцами Ф. Казанцевым и С. Баландиным на рубеже 1820—1830-х годов он разрабатывал прииск в районе р. Кундустуюл Томской губернии. В первые 5 лет им удалось добыть свыше 116 пудов золота. Крупным золотопромышленником был Тит Зотов, владевший приисками по р. Севагликон Енисейской губ. Среди ремесленников преобладало камнерезное и ювелирное искусство. Екатеринбург был центром урало-сибирского старообрядчества беглопоповского согласия.[9]
После отмены крепостного права горная промышленность Урала переживала серьезный кризис. В 1863 году екатеринбургское общество добилось отмены статуса горного города. В 1872 году избрана новая городская дума по цензовому принципу. Влияние горных властей в Екатеринбурге постепенно уменьшалось, что положительно сказывалось на городском хозяйстве.[10]
В тот же период происходила смена торгово-промышленной элиты, начали развиваться транспорт, мукомольная промышленность, сфера услуг. В 1847 году в Екатеринбурге открылась контора Государственного коммерческого банка для кредитования горной промышленности. В 1864 году учрежден Общественный банк, основу капитала которого составили средства из городского бюджета. В 1871 году появилось отделение Волжско-Камского банка — первого в городе коммерческого кредитного учреждения. В 1872 году создан Сибирский торговый банк, к началу XX века ставший одним из крупнейших в России.[11]
В 1878 году построена первая на Урале железная дорога Екатеринбург-Пермь, связавшая заводы Среднего Урала с губернской столицей. Ее строительство финансировалось частным капиталом. В последующие десятилетия Екатеринбург стал крупным железнодорожным узлом: направления Екатеринбург — Тюмень — Омск (1885 год) и Екатеринбург — Челябинск (1896 год) давали выход на Сибирскую железную дорогу, а новая железнодорожная ветка Екатеринбург — Кунгур — Пермь (1909 год) — прямой путь к Санкт-Петербургу. Спроектированная в начале XX века железная дорога московского направления Екатеринбург — Казань была закончена только в 1920 году.[12]
Рост населения Екатеринбурга и сеть железных дорог способствовали развитию мукомольной промышленности. В 1884 году начала работать первая на Урале паровая мельница городского головы И. И. Симанова, ставшая ведущим предприятием этой отрасли в урало-сибирском регионе. Вторая паровая мельница, А. Е. Борчанинова, построена в 1906—1908 годах. Большое значение для экономической и общественной жизни города имела прошедшая в Екатеринбурге в 1887 году Сибирско-Уральская научно-промышленая выставка. К 1904 году в Екатеринбурге (без пригородов) насчитывалось 49 промышленных предприятий с оборотом 4070 тысяч рублей и более 300 небольших кустарных заведений и мастерских. Самые крупные из них: механический завод Ф. Ятеса, производивший паровые машины, суконная фабрика братьев Макаровых, пивоваренный завод братьев Злоказовых.[13]
В 1917 году переход власти к большевикам в Екатеринбурге произошел мирным путем, с марта 1918 года городскую думу сменил исполком Городского Совета. В городе располагался Уральский областной совет во главе с А. Белобородовым — высший орган советской власти на Урале. Вскоре после начала полномасштабной гражданской войны в июне — начале июля 1918 года антибольшевистские силы наступали на город со стороны Челябинска и Тюмени. В ночь с 16 на 17 июля был расстрелян Николай II и его семья. 25 июля красные оставили Екатеринбург, а 28 июля в город без боя вступили чехословацкие части С. Войцеховского. В Екатеринбурге было образовано Временное областное правительство Урала, возобновила деятельность городская дума, приехало несколько депутатов Всероссийского Учредительного собрания (В. Чернов и другие). После омского переворота 18 ноября 1918 года исполнительная власть перешла к назначенному В. Колчаком Начальнику Уральского края С. С. Постникову, депутаты Учредительного собрания были арестованы. Екатеринбург в то время — один из центров военного управления и формирования Сибирской армии, сюда готовился перенести ставку Колчак. В ходе наступательной Екатеринбургской операции 2-й и 3-й армий 14 июля 1919 года красные вновь заняли город, были восстановлены советские органы власти.[14]
После гражданской войны существенных изменений в структуре производства не произошло, основное внимание уделялось восстановлению разрушенных войной и национализированных предприятий: завода «Металлист» (бывший Ятеса), льнопрядильной фабрики имени В. Ленина (бывшая Макаровых), Верх-Исетского металлургического завода и других. К 1924 году объем валовой продукции достиг 4/5 уровня 1913 года. Во времена НЭПа получило развитие частное кустарное производство, в основном швейное, сапожное, пекарное, металлообработка (2178 кустарей на осень 1925 года). В Свердловске появился хлебозавод.[15]
В 1923 году Екатеринбург стал столицей Уральской области, включавшей современные Курганскую, Челябинскую, Пермскую, Тюменскую и Свердловскую области. В 1924 году переименован в Свердловск. 17 января 1934 года из Уральской области выделена Свердловская область.[16]
В годы первых пятилеток предприятия города были реконструированы, а также построены новые крупные заводы (Уральский завод тяжелого машиностроения (1933 год), Уралэлектромашина (1934 год), Уральский турбомоторный завод (1939 год) и другие). Именно в этот период сформировался промышленный профиль Свердловска. К началу 1940-х годов в городе действовали 85 государственных предприятий союзного и республиканского значения, 40 % от объема всей производимой продукции приходилось на машиностроение и металлообработку. Появились общественный транспорт, новая электростанция, канализация и водопровод, многоэтажные дома, школы и вузы, драматический театр и филармония, цирк и зоопарк.[17]
В период Великой Отечественной войны 1941-45 годов произошла еще одна крупная трансформация промышленности города. В Свердловск были эвакуированы более 50 крупных предприятий, на базе которых были созданы новые или расширены старые заводы: Уральский завод химического машиностроения, Уральский приборостроительный завод, Уральский оптико-механический завод и другие. Промышленность Свердловска производила различную военную продукцию (танки, самоходные артиллерийские установки, орудия и многое другое). В целом за годы войны объем производства вырос в шесть раз.[18]
В послевоенные годы в экономике города продолжали преобладать машиностроение и металлообработка, но появились предприятия, ориентированные на потребительский рынок: жировой комбинат, трикотажная фабрика, завод крупнопанельного домостроения. В 1970—1980 годах продолжалось расширение военно-промышленного комплекса, на долю которого приходилось до 20 % объема промышленного производства.[19]
В 1991 году городу возвращено историческое имя.[20]
[править] Экономика
[править] Жилищное строительство
В 2019 году в Екатеринбурге построено и введено в эксплуатацию жилья общей площадью 1,340 млн м2, что соответствует 120 процентам к уровню 2018 года (1,113 млн м2) и является абсолютным рекордом.[21]
[править] Транспорт
Екатеринбург — крупный логистический хаб России. Он является центром распределения товаров со всего Урала, а также прилегающих территорий.[22]
[править] Автомобильный транспорт
Перегруженность улично-дорожной сети — серьёзная проблема. В часы пик скорость транспортного потока на основных городских магистралях составляет 8-9 км/ч.[23]
В 2015—2016 годах для Екатеринбурга муниципальные власти закупили 109 низкопольных автобусов, работающих на газомоторном топливе: 58 автобусов в 2015 году, 51 — в 2016 году.[24]
[править] Воздушный транспорт
Международный аэропорт Кольцово в 2019 году обслужил 6,363 млн пассажиров, что на 4,3 % больше по сравнению с 2018 годом. На международных рейсах было обслужено 2,066 млн пассажиров. Этот показатель остался на уровне предыдущего периода. Пассажиропоток на внутрироссийских рейсах в минувшем году составил 4,297 млн человек (рост на 6,7 %). В общем объеме внутрироссийских перевозок более 50 % пассажиропотока пришлось на региональные направления, минуя Москву. Этот сегмент перевозок стал основным драйвером роста пассажиропотока в минувшем году, достигнув уровня 2,168 млн человек, что на 14,5 % больше показателя 2018 года. В число лидеров по приросту пассажиропотока вошли Краснодар (рост в 1,6 раза), Хабаровск (в 2,3 раза), Ханты-Мансийск (в 4 раза) и Новый Уренгой (в 2,6 раза).[25]
В 2019 году в Кольцово выполняли рейсы 42 авиакомпании. География полетов включала 109 регулярных и чартерных пассажирских направлений. Пятерку самых популярных маршрутов составили Москва, Анталья, Санкт-Петербург, Сочи и Новосибирск.[26]
Количество внутрироссийских направлений у аэропорта «Кольцово» постоянно увеличивается. Так, в 2019 году открылись прямые рейсы из Екатеринбурга в Саратов, Калугу, Воронеж, Горно-Алтайск, Нягань и Архангельск (через Нарьян-Мар).[27]
[править] Заработная плата
Средняя зарплата в Екатеринбурге в мае 2020 года по данным сайта Trud.com составляла 39817 рублей (около $550).[28]
[править] Высотные здания
По состоянию на август 2020 года в Екатеринбурге расположено 850 зданий больше 35 метров, из них 40 имеют 25 этажей, четыре — 32 этажа и два — больше 50 этажей.[29]
[править] Рейтинги
Рейтинг привлекательности российских городов составлен Российским союзом инженеров и опубликован в ноябре 2012 года. Специалисты рассмотрели и сравнили 164 города численностью более 100 тыс. человек на основании следующих параметров: динамика численности населения, транспортная инфраструктура, доступность жилья, демографическая ситуация, благосостояние горожан и т. д. Екатеринбург занял в рейтинге 4-е место.[30]
[править] Показатели
Ввод в действие жилых домов в Екатеринбурге (тыс. м2 общей площади):[31]
- 2008 год: 955,021
- 2009 год: 816,532
- 2010 год: 1026,844
- 2011 год: 1050,169
- 2012 год: 1075,199
- 2013 год: 896,104
- 2014 год: 1041,262
- 2015 год: 1196,944
- 2016 год: 1022,47
- 2017 год: 1030,037
- 2018 год: 1112,996
- 2019 год: 1344,177
[править] Ссылки
[править] Официальный портал Екатеринбурга
- Официальный портал Екатеринбурга
- Итоги социально-экономического развития Екатеринбурга
- Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург»в 2019 год
[править] Видео
- Трамвайный маршрут № 18, г Екатеринбург. 8 апреля 2014
- Трамваи Екатеринбурга. 20 июля 2017
- EKATERINBURG / Екатеринбург Drone Hyperlapse. 3 августа 2018
- Метро Екатеринбурга. 6 февраля 2019
- Трамваи на остановке Пионерская в Екатеринбурге (съёмка 30 мая 2019 года)
- Екатеринбург обзор города. 18 августа 2019
- Как изменился Екатерибург за 13 лет? 30 июня 2020
[править] Карты
[править] Рунет
- Гигапиксельная панорама Екатеринбурга
- Екатеринбург
- Небоскреб для инвестора. Почему в Екатеринбурге развивается высотное строительство. 30 сентября 2014
- Виды Екатеринбурга. 21 октября 2020
- Статистика рынка труда в Екатеринбурге
[править] Прочее
[править] Примечания
- ↑ 4. Екатеринбург
- ↑ История Екатеринбурга
- ↑ История Екатеринбурга
- ↑ История Екатеринбурга
- ↑ История Екатеринбурга
- ↑ История Екатеринбурга
- ↑ История Екатеринбурга
- ↑ История Екатеринбурга
- ↑ История Екатеринбурга
- ↑ История Екатеринбурга
- ↑ История Екатеринбурга
- ↑ История Екатеринбурга
- ↑ История Екатеринбурга
- ↑ История Екатеринбурга
- ↑ История Екатеринбурга
- ↑ История Екатеринбурга
- ↑ История Екатеринбурга
- ↑ История Екатеринбурга
- ↑ История Екатеринбурга
- ↑ История Екатеринбурга
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ Доклад Всемирного банка об экономике России № 28. Октябрь 2012
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ Статистика зарплат в Екатеринбурге
- ↑ [7]
- ↑ Все рейтинги Новосибирска за 2012 год. 4 декабря 2012
- ↑ База данных показателей муниципальных образований. Свердловская область Показатель: «Введено в действие жилых домов на территории муниципального образования, квадратный метр общей площади, значение показателя за год, муниципальное образование „город Екатеринбург“»
Екатеринбург | |
---|---|
История | XVIII век • XIX век • XX век • XXI век |
Экономика | Промышленность • Сельское хозяйство • Строительство • Транспорт • Связь • Торговля • Финансы • Туризм • Инвестиции • Инновации • Трудовые ресурсы • Внешнеэкономические отношения |
Темы | География • Население • Наука • Образование • Здравоохранение • Спорт • Культура |