Строительство в СССР в 1930-х годах
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Промышленность
На 1930-е годы пришёлся пик советской индустриализации, в СССР было построено множество промышленных предприятий.
[править] Транспорт
[править] Сухопутный транспорт
[править] Железные дороги
В 1932 году вошёл в строй новый железнодорожный мост через реку Пахра.[1]
В годы второй пятилетки (1933—1937 годы) огромное значение придавалось строительству железнодорожной магистрали Москва — Донбасс, предназначенной для перевозки донецкого угля в Москву, районы Центра и на север страны. В феврале 1932 года принято решение о строительстве этой магистрали.
В апреле 1932 года СНК СССР принял постановление о строительстве Байкало-Амурской магистрали.
В октябре 1932 года в г. Свободный Амурской области было организовано Управление железнодорожного строительства на Дальнем Востоке НКВД СССР.
В 1933 году началось строительство железных дорог Бам — Тындинский и Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре.
В 1935 году на месте карьера «Хром» была построена железнодорожная станция «Лаки».
В 1935 году на строительстве железных дорог в системе БАМлага работало более 160 тыс. человек.
В 1936 году через канал Москва-Волга построили одноарочный железнодорожный мост. Это был один из первых железобетонных мостов в стране. Длина его пролёта составляла 116 метров.
В 1937 году началось строительство узкоколейной железнодорожной ветки в Дудинку.
В 1937 году вступила в строй узкоколейная железная дорога Норильск — Дудинка.
В 1937 году было принято решение о строительстве железнодорожной магистрали от Тайшета до Советской Гавани.[2]
1937—1939 годы — построена железная дорога «Канаш — Чебоксары».
[править] Шоссейные дороги
1938 год — завершено строительство шоссейной дороги Куйбышев — Красная Глинка.
[править] Метро
Решение о строительстве метро в Москве было принято в 1931 году.
Постановление «О строительстве Московского Метрополитена» было принято на пленуме ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года.[3]
Сооружение линии первой очереди Московского метро началось в 1932 году.
В 1938 году закончилось строительство линий второй очереди Московского метро.
В 1938 году инициативу строительства метрополитена в Ленинграде выдвинул председатель Ленгорсовета Алексей Косыгин.[4]
[править] Трубопроводы
[править] Нефтепроводы
Для транспортировки бакинской нефти на Урал в 1932 году сооружён нефтепровод Гурьев — Орск.
В середине 1930-х годов были сооружены нефтепроводы в Поволжье и на Урале.
[править] Нефтепродуктопроводы
В 1931—1932 годах был построен керосинопровод Армавир (Северный Кавказ) — Трудовая (Донбасс).
[править] Водный транспорт
18 февраля 1931 года Совет Труда и Обороны принял решение о начале строительства Беломорско-Балтийского канала.
15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о строительстве канала Москва — Волга. Создание канала позволяло решить три основные задачи: снабжение Москвы питьевой водой; соединение столицы с Волгой; улучшение общего санитарного состояния Москвы-реки и её притоков в пределах города. Строительство было начато в сентябре 1932 года.
В 1933 году в основном закончено строительство Беломорско-Балтийского канала.
Весной 1933 года началось строительство Северного речного вокзала.[5]
В 1935 году началась подготовка к строительству современного пассажирского порта в Сочи.
1935 год — Средневолжское пароходство начинает строительство нового водного вокзала-пристани.
Осенью 1935 года вблизи города Рыбинска, у впадения Шексны в Волгу, по постановлению СНК от 14 сентября 1935 года началось строительство Рыбинского гидроузла «…для обеспечения необходимого судоходного подхода к каналу Москва — Волга со стороны реки Волги… и для создания водохранилища в районе Молого-Шекснинского междуречья».
В 1937 году вступил в строй канал Москва — Волга, соединивший реку Москва с рекой Волга. Канал решил проблему водоснабжения Москвы и сделал Москву крупным речным портом. После его открытия Москва получила неформальное звание «порта пяти морей».[6][7]
[править] Воздушный транспорт
12 ноября 1935 года в окрестностях Калинина началось строительство аэропорта Змеево.
Решение о строительстве Симферопольского аэропорта было принято 21 января 1936 года постановлением Совета народных комиссаров Крымской АССР. Первый рейс в Москву со взлетом с грунтовой взлетно-посадочной полосы (ВПП) был выполнен 1 мая 1936 года в 5 часов 20 мин. С этого момента аэропорт стал главной воздушной гаванью Крыма.[8]
В 1938 году в Москве началось строительство аэропорта Внуково.
[править] Связь
В 1933 году вступила в строй самая (для того времени) мощная в мире 500-киловаттная радиостанция им. Коминтерна.[9]
[править] Хранилища
2 октября 1935 года Оргбюро ЦК ВКП(б) приняло проект постановления о кино-негативном фонде, в котором отмечалось крайне неудовлетворительное его состояние и фактически бесхозное хранение картин на кинофабриках и предлагалось Главному управлению кино-фотопромышленности (ГУФК) «построить в 1936 г. центральное хранилище негативов в Москве…». Сначала речь шла о возведении корпуса фильмохранилища на территории киностудии «Мосфильм», однако затем строительство фильмохранилища было перенесено в подмосковный посёлок Белые Столбы. Строительство было начато в 1937 году.[10]
[править] Наука
В 1930-х годах были построены обсерватории в Иркутске, Абастумани (Грузия), Душанбе.[11]
В 1933 году в районе станции Отдых Казанской железной дороги (сейчас город Жуковский) началось строительство второй площадки ЦАГИ.[12]
[править] Образование
В 1932—1934 годах было построено Е-образное в плане здание Школы красных командиров им. ВЦИК (архитектор И. И. Рерберг). Эта холодная неоклассическая постройка должна была вторить зданию Сената и объединяться с ним при взгляде со стороны Красной площади.[13]
[править] Здравоохранение
В 1936 году была построена больница в Лихачёве.
[править] Культура
В 1936 году в Сталино началось строительство здания театра.
1938 год — построен Самарский академический театр оперы и балета.
[править] Водные объекты
В 1937 году было принято решение о строительстве Куйбышевского Гидроузла.
[править] Административные здания
В 1937 году в Москве было начато строительство Дворца Советов.[14]
[править] Здания
В 1930 году закончилось строительство Дома культуры механического завода.[15]
«Дом правительства», больше известный как «Дом на набережной», был построен в 1931 году.
[править] Государственное регулирование
В 1939 году был образован наркомат по строительству.[16]
[править] Населённые пункты
[править] Ачинск
В 1939 году в Ачинске началось строительство межрайонной молочно-масляной базы.
[править] Боготол
В 1939 году в городе Боготоле по приказу наркома путей сообщения началось строительство трёхэтажного каменного здания Дворца культуры, проект которого разработал архитектор Г. Ф. Домашенко.
[править] Москва
Октябрь 1930 года — завершено строительство нового гранитного Мавзолея.
[править] Тамбов
В 1936—1937 годах в Тамбове шло крупномасштабное строительство, которое покончило с периодом многолетнего застоя в строительной индустрии города.
Всего в 1936 году в Тамбове было построено 59 зданий различного назначения с объемом 69 882 м3 общей стоимостью 2 923 000 рублей, с полезной площадью в 15 440 м2.
За 1936 год в Тамбове построено 11 промышленных зданий на общую сумму 667 тыс. рублей.
[править] Чёрный Мыс
В 1931 году в селе Чёрный Мыс недалеко от Сургута был построен рыбзавод.
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]