Экономика России в 1998 году
Материал из Documentation.
По данным Всемирного банка, ВВП России по ППС на душу населения в 1998 году снизился на 4,0 %, составив $5493. По этому показателю Россия заняла 74-е место среди стран мира,[1] уступив по сравнению с 1997 годом Эквадору, Гренаде, Сент-Винсент и Гренадинам.[2]
В 1998 году произошёл один из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России. 17 августа был объявлен частичный дефолт по государственным облигациям России. За первую неделю кризиса индекс РТС потерял 21 %, за месяц снизился в полтора раза. Причины дефолта: огромный государственный долг России, низкие мировые цены на сырьё (Россия — крупный поставщик нефти и природного газа на мировой рынок) и пирамида государственных краткосрочных облигаций, по которым правительство России не смогло расплатиться в срок. Курс рубля по отношению к доллару в августе 1998 года — январе 1999 года упал в 3 раза — c 6 руб. за доллар до 21 руб. за доллар.
В 1998 году в России сложились чрезвычайные экономические условия. В результате несбалансированности экономической политики, проявившейся в незавершенности институциональных структурных реформ, а также сыгравшего роль катализатора мирового финансового кризиса появившиеся признаки макроэкономической стабилизации оказались краткосрочными, и экономика России столкнулась с тяжелыми последствиями долгового, валютного и банковского кризиса, так и не перейдя в стадию устойчивого экономического роста.[3]
Инфляция потребительских цен за год составила 84,5 % по сравнению с 11,0 % в 1997 году. При этом большая часть роста цен (80 процентных пунктов) пришлась на период после 17 августа и была вызвана значительной девальвацией рубля, а также эмиссионным финансированием бюджетного дефицита. Инфляция цен производителей составила «лишь» 23.2 %, поскольку была в меньшей степени связанной с динамикой обменного курса, сдерживалась регулированием тарифов естественных монополий (тарифы на платные услуги населению выросли только на 18 %) и падением мировых товарных цен. В первые месяцы 1999 года темпы роста потребительских цен несколько замедлились, но инфляционный потенциал остается значительным с учетом планируемого эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.[4]
Спад физического объема ВВП в 1998 году составил 4.6 %, промышленной продукции — 5.2 %, причем если в первой половине года темпы падения удерживались в пределах 3-4 %, то во второй — экономический спад достиг 7-10 % годовых. В результате к октябрю 1998 года уровень производства в России достиг рекордно низкой отметки за годы реформ. Наибольший спад испытали сельское хозяйство (частично, из-за менее благоприятных климатических условий) и строительство (в соответствие с падением инвестиционного спроса), а также — в конце года — торговля (как результат резкого уменьшения товарооборота импортных товаров). Среди отраслей промышленности с наибольшим спадом столкнулась легкая промышленность. В четвертом квартале и промышленность, и ВВП в целом несколько выросли по сравнению с третьим кварталом, почти восстановив докризисный уровень, что в значительной степени объясняется нереализованным потенциалом импортозамещения в ряде отраслей.[5]
Значительная часть спада ВВП объяснялась снижением уровня государственного потребления. Общие непроцентные расходы бюджетной системы уменьшились более чем на 5 процентных пунктов ВВП по сравнению с 1997 годом, причем основное сокращение пришлось на федеральный бюджет. К сожалению, значительная часть этого спада сопровождалась сохранением фактических обязательств и соответствующим ростом кредиторской задолженности. Сокращение расходов на обслуживание долга было вызвано, главным образом, приостановкой выполнения Правительством России части своих обязательств и начавшейся реструктуризацией существенной части внутреннего и внешнего долга. Наличные доходы федерального бюджета снизились менее чем на 1 процентный пункт ВВП, но основное сокращение пришлось на вторую половину года — после августовского кризиса. Снижение доходов было в значительной мере компенсировано проведением операций целевого финансирования, которые формально позволили достичь установленных ранее ориентиров, но еще более дестимулировали наличные платежи в бюджеты всех уровней. В течение года происходили серьезные сдвиги в структуре финансирования бюджетного дефицита. Если в первые месяцы основой финансирования служили заимствования на внутреннем рынке, то затем произошел резкий поворот в сторону внешних заимствований, а после кризиса — в сторону эмиссионного финансирования.[6]
Отток капиталов из России явился основным признаком недоверия к проводимой экономической политике. Низкий спрос на рублевые активы, сохранявшийся на протяжении большей части 1998 года, не позволял Банку России добиться повышения уровня монетизации экономики. Уровень денежной массы оставался почти постоянным вплоть до августа. В результате оттока вкладов населения в третьем квартале уровень монетизации еще более снизился, а в четвертом квартале — под влиянием существенной эмиссионной накачки — оставался почти постоянным как результат роста рублевого эквивалента экспортной выручки предприятий. В целом рост денежной базы за год составил около 28 % — треть от роста потребительских цен. Структура денежной базы резко ухудшилась в течение года. Чистые международные резервы стали отрицательными, и кредиты расширенному правительству оказались подавляющим элементом в структуре денежного предложения. С другой стороны, Банк России пошел на резкое снижение норм обязательного резервирования, в связи с чем произошел значительный рост доли наличных денег в структуре денежной базы.[7]
Попытки удержания валютного курса рубля в период нарастания кризисных явлений в экономике, а также задержка в осуществлении радикальных бюджетных реформ привели к сокращению золотовалютных резервов Банка России и возникновению непреодолимых трудностей с рефинансированием государственного долга. Рост внешней задолженности банковского сектора и нарастание оттока вкладов из коммерческих банков стали проявлениями системного банковского кризиса. В августе 1998 года Правительство и Банк России приняли решения о фактическом переходе на режим плавающего валютного курса, приостановке обслуживания и начале реструктуризации большей части краткосрочного государственного внутреннего долга, а также 3-месячном моратории на обслуживание внешнего долга частным сектором. Кроме того, Правительство приостановило обслуживание части государственного внешнего долга и начало консультации с основными кредиторами. В последующие месяцы произошло резкое падение реального курса рубля (почти в 2 раза) и скачок цен, кризис банковской и платежно-расчетной системы приобрели крупномасштабный характер. Усилился процесс долларизации и вывоз капитала. Кризис банковской системы негативно повлиял на систему расчетов. В результате бюджетная система недополучила значительные суммы платежей, и произошло увеличение взаимных неплатежей между организациями.[8]
В целом за год номинальный обменный курс вырос почти на 250 %, а реальная девальвация составила почти 50 %. Реальный обменный курс возвратился на уровень 1993—1994 годов. В связи с неблагоприятной ценовой конъюнктурой внешнего рынка топливно-сырьевых ресурсов в 1998 году произошло сокращение экспорта, объем которого составил 84 % от уровня предыдущего года. В целом за год объемы импорта продукции снизились на 20 % по сравнению с прошлым годом, причем после финансового кризиса в результате реальной девальвации рубля импорт сократился более чем в два раза. Как следствие, платежный баланс России несколько улучшился к концу года, однако высокий уровень оттока капитала, значительные объемы долговых платежей, а также отсутствие источников внешних заимствований и падение инвестиций свидетельствуют о сохранении риска дальнейшей девальвации рубля.[9]
Валютный, банковский и долговой кризис привели к падению всех без исключения финансовых рынков. Рынок государственных ценных бумаг фактически прекратил свое существование, и только с начала 1999 года его работа возобновилась, хотя рынок остается неликвидным. Фондовый рынок упал до беспрецедентно низкого уровня и также остается неликвидным. Валютный рынок продолжает функционировать в двойственном и непрозрачном режиме, хотя и остается наиболее ликвидным рынком.[10]
Наиболее тяжелым результатом 1998 года стало падение реальных доходов и потребления населения почти на четверть. Одновременно резко увеличилось число семей, живущих за уровнем бедности. Большая часть населения была вынуждена увеличить долю доходов, направляемую на покупку наиболее необходимых товаров и услуг. Ограниченность конечного спроса даже в условиях роста доходов экспортеров и конкурентоспособности внутренних товаров по сравнению с импортными не позволяет надеяться на быстрый рост производства.[11]
Таким образом, в 1998 году разразился экономический кризис, последствия которого оказывали воздействие на экономику и финансовое положение государства и в последующие годы.[12]
Содержание |
[править] Динамика ВВП
В 1998 году производство пострадало от финансового кризиса не меньше чем другие сектора экономики. При этом динамика основных показателей производства свидетельствует, что «кризисным» следует считать не только период после 17 августа, но фактически весь 1998 г. Еще в последние месяцы 1997 г. наметившаяся тенденция экономического роста, которая развивалась с начала 1997 г., сменилась тенденцией к спаду. Однако, до середины 1998 г. помесячные темпы спада были относительно умеренными. Наши оценки показывают, что очищенный от сезонности реальный месячный уровень ВВП снижался в январе-июне со средним темпом 0.46 %, что соответствует 5.4 % спада за 12 месяцев. При сохранении той же тенденции во втором полугодии спад в 1998 г. мог бы составить 2.2 % к 1997 г.[13]
В июле произошел перелом в динамике производства: очищенный от сезонности темп спада физического объема ВВП в течение двух месяцев составлял 3-3.1 % в месяц. Причинами столь резкого спада стали, по всей видимости, рост процентных ставок и сокращение непроцентных расходов правительства. Так, ставка по краткосрочным (до 30 дней) кредитам, предоставляемым предприятиям и организациям, в мае повысилась до 42 %, в июне — до 54 %, в июле — до 56 %. При близкой к нулю текущей инфляции (0.2 % в июне, 0.1 % в июле) и невысоких инфляционных ожиданиях это означало уровень реальных ставок порядка 50 % годовых. Июльскому «обвалу» производства предшествовало двукратное падение объема прибыли и рост убытков в экономике, в результате чего чистая прибыль по крупным и средним предприятиям снизилась до нуля.[14]
Начиная с октября, Госкомстат отказался от проведения ежемесячных оценок ВВП (как в текущих, так и в сопоставимых ценах). Тем не менее, данные о динамике производства по основным отраслям позволяют ориентировочно оценить динамику ВВП.[15]
Согласно построенным оценкам, в ноябре-декабре реальный уровень производства (при исключении сезонности) как минимум стабилизировался. Более точные оценки, возможно, покажут, что в этот период происходил даже небольшой рост, частично компенсировавший глубокий спад предшествующих месяцев.[16]
В целом за 1998 г. спад составил 4.6 %. При этом динамика производства существенно различна до и после кризиса, поэтому необходимо различать среднегодовые показатели спада и послекризисные показатели, которые будут служить основой развития экономики в 1999 г. По нашим оценкам, квартальная динамика очищенных от сезонности месячных физических объемов ВВП имела в 1998 г. следующий вид: 1 квартал: −3.2 %, 2 квартал: −4.0 %, 3 квартал: −7.2 %, 4 квартал: — 0 %.[17]
Снижение ВВП стало результатом сокращения производства в большинстве основных секторов экономики. Наибольшее среди крупнейших секторов годовое снижение производства зафиксировано в сельском хозяйстве и строительстве, где объем производства уменьшился соответственно на 12.3 % и 7.5 %. Наименьший среднегодовой спад зарегистрирован в торговле (розничный товарооборот снизился на 2.1 %). Спад в сельском хозяйстве был обусловлен не столько кризисом, сколько крайне неблагоприятными погодными условиями. В новом году, благодаря девальвации, сельское хозяйство может оказаться даже в лучших условиях, поскольку конкурентоспособность его продукции на внутреннем рынке значительно повысилась. Обратная ситуация складывается в торговле. Сокращение реальных доходов в последние месяцы привело здесь к наиболее глубокому среди всех основных отраслей послекризисному спаду: в IV квартале физический объем товарооборота оказался на 14.4 % ниже чем в IV квартале 1997 г. Спад товарооборота происходил преимущественно за счет импортных товаров. Доля импорта в товарных ресурсах розничного товарооборота снизилась (в постоянных ценах) с 48 % в 1 квартале до 37 % в 4 квартале. Особенно сильно упал удельный вес импортных продуктов питания, который снизился с 36 % до 19 % товарных ресурсов розничного товарооборота.[18]
Анализ основных элементов использования ВВП показывает, что наибольшее сокращение испытал инвестиционный и государственный спрос. Годовой объем инвестиций в основной капитал оказался на 6.7 % ниже чем в 1997 г. При этом в IV кв. сокращение инвестиций усилилось, достигнув 8.4 %. По предварительным оценкам, непроцентные расходы бюджета в 1998 г. уменьшились по сравнению с 1997 г. на 13 % даже в номинальном (не говоря о реальном) выражении, что свидетельствует о резком сокращении государственного потребления. В структуре использования ВВП удельный вес конечного потребления государственных учреждений снизился почти на 5 процентных пунктов (с 22.0 % ВВП в 1997 г. до 17.1 % ВВП), причем во втором полугодии эта доля упала до 14.1 %. Доля накопления основного капитала сократилась с 18.9 % до 17.2 %. С другой стороны, возросла доля потребления домашних хозяйств (с 51.6 % в 1997 г. до 56.2 % в 1998 г.) и, особенно, чистого экспорта товаров и услуг (с 2.9 % до 6.2 %, в том числе до 8.2 % ВВП во втором полугодии 1998 г.) в результате резкого падения импорта из-за его реального удорожания.[19]
Тенденции динамики конечного спроса последних месяцев неблагоприятны с точки зрения перспектив экономического роста. Принятый «жесткий» бюджет приведет к значительному сокращению государственного спроса. В то же время, наметившееся восстановление производства не сопровождается восстановлением уровня реальной зарплаты. Так, при росте с июля по ноябрь объема промышленного производства в фактических ценах на 39 %, средняя зарплата в промышленности выросла лишь на 11 %. Таким образом, для поддержания проявляющейся тенденции к росту необходимо принять меры по стимулированию доходов населения. Можно предположить, что их рост будет в основном способствовать частичному восстановлению стандартов потребления, а не «разгонять» инфляцию.[20]
В структуре ВВП по источникам доходов следует отметить рост доли оплаты труда с 46.9 % в 1997 г. до 48.2 % в 1998 г., что следовало бы рассматривать как положительную тенденцию. Необходимо, однако, отметить, что, по нашим оценкам, в послекризисный период удельный вес оплаты труда в ВВП вновь снизился.[21]
Годовой объем ВВП в фактических ценах составил 2684.5 млрд руб. Это означает, что дефлятор ВВП составил 109.8 %, то есть был весьма небольшим по сравнению с ростом цен (как потребительских, так и цен производителей). Причинами служат, во-первых, значительное снижение экспортных цен на основные сырьевые товары, и, во-вторых, ограниченный рост зарплаты в бюджетной сфере (вклад которой в ВВП измеряется фактическими расходами).[22]
[править] Промышленность
Динамика промышленного производства в течение 1998 года в основном была аналогична динамике ВВП. В течение января-июня наблюдался спад очищенной от сезонности интенсивности выпуска со среднемесячным темпом 0.6 % в месяц (что соответствует 7.1 % за 12 месяцев) В июле-сентябре произошел острейший спад, размеры которого составили 12.1 % за три месяца. При этом наиболее резкий спад был зафиксирован до финансового кризиса — в июле, когда его размеры (с исключением сезонных факторов) достигли 6.4 % — уникальное для одного месяца снижение выпуска.[23]
За глубоким спадом последовало сравнительно быстрое (хотя и неполное) восстановление промышленного производства: за октябрь-декабрь очищенный от сезонности уровень выпуска повысился на 10,2 %. Это можно объяснить в основном действием двух факторов. Прежде всего, резко снизилась конкуренция со стороны импортируемых товаров, ввоз которых упал вследствие девальвации. Вторым важным фактором стало то, что несмотря на инфляцию и банковский кризис в период после кризиса произошел существенный рост денежных оборотных средств предприятий и организаций. Так, если цены производителей выросли за июль-ноябрь на 17 %, объем денежных оборотных средств увеличился на 78 %. Негативное воздействие банковского кризиса на производство, по-видимому, было заметно смягчено высокой долей неденежных расчетов между предприятиями.[24]
Всего спад промышленного производства в 1998 г. составил 5,2 %.[25]
В целом за 1998 год выпуск увеличился лишь в одной из крупнейших отраслей: газовой промышленности (на 0,8 %). Ещё в нескольких отраслях: нефтедобыче, лесной и деревообрабатывающей промышленности, и пищевой промышленности, — зафиксирован минимальный спад (в пределах 1-2 %). Наибольший годовой спад (на 11,5 %) зафиксирован в лёгкой промышленности, хотя результаты конъюнктурных опросов позволяют ожидать здесь некоторого восстановления производства в ближайшее время. Следующими по размерам спада идут черная металлургия, нефтепереработка, химическая и нефтехимическая промышленность и машиностроение. Лишь в последнем случае спад можно увязать с финансовым кризисом в России, повлекшим за собой сокращение инвестиционного спроса. В остальных указанных отраслях спад определялся прежде всего неблагоприятной внешней конъюнктурой (включая как снижение цен мировых рынков, так и ограничительные меры, препятствующие доступу российских товаров на эти рынки).[26]
[править] Инфляция
Инфляция в России в целом за 1998 год составила 84,4 % против 11 % за 1997 год. Цены на продовольственные товары выросли за год на 96 %, на непродовольственные — на 99,5 %, на платные услуги — на 18,3 %. Москва испытала максимальный рост цен — индекс инфляции за год составил 109,6 %. Минимальная инфляция — на уровне 24.7 % — была зафиксирована в Эвенском автономном округе. В целом лишь в 10 регионах прирост цен составил менее 60 %. Подавляющее число регионов попали в среднюю группу с инфляцией в диапазоне от 160 % до 180 %. В 12 регионах показатель инфляции превысил уровень 180 %.[27]
Стоимость набора из 25-ти основных продуктов питания, составляющего основу прожиточного минимума, в среднем по России за год возросла на 82.4 % с 233.3 до 425.6 руб. в расчете на месяц. Для сравнения в 1997 году при годовой инфляции 11 % увеличение стоимости минимального набора составило только 6.1 %.[28]
Изменение цен производителей в течение года заметно отставало от темпов роста потребительских цен и в целом за 1998 год составило 23.2 %. Всего в четырех регионах России индекс цен производителей промышленной продукции показал по итогам 1998 года снижение. В 18 регионах прирост цен оказался выше 30-процентного уровня, при этом максимальное увеличение зафиксировано в Магаданской области, где индекс цен производителей составил 111.9 %.[29]
В первой половине года, вплоть до августовского кризиса, правительству и Центральному банку удавалось удерживать инфляцию в пределах, обозначенных денежной программой и заложенных в бюджет 1998 года. За первые 7 месяцев инфляция составила 4.2 % — при целевом значении годовой инфляции 8 % (декабрь к декабрю). За этот период денежная масса сократилась на 4 %, хотя программой Центрального банка был предусмотрен рост в течение года на 22 %-30 %. И хотя спрос на деньги в первые 7 месяцев 1998 года плавно снижался (скорость обращение выросла с 6.18 в январе до 6.73 в июне и 7.15 в июле), а курс доллара испытывал сильное давление — инфляционные ожидания оставались крайне низкими.[30]
После августовского обвала рубля, дефолта и последующего паралича банковской системы, ситуация в денежной сфере изменилась кардинально. Рубль по сравнению с июлем девальвировался на 21 % (18 % в реальном выражении), а скорость обращения денег выросла до 7.9. Это привело к тому, что вместо сезонного снижения инфляции (а в 1996 и в 1997 годах в августе она была даже отрицательной) наблюдался рост цен на 3.7 %. Согласно нашим расчетам около 1 % из этих 3.7 % может быть отнесено на счет падения спроса на рубли, а остальное — непосредственное увеличение рублевой цены импортных товаров . В частности, не могло не сказаться введение с 1 августа 1998 г. специальной защитной 3-процентной пошлины на импорт.[31]
В сентябре влияние девальвации рубля на инфляцию было доминирующим. Фактическая денежная масса серьезно сократилась, значительная часть депозитов в коммерческих банках была заморожена. Продолжившееся падение спроса на деньги могло, по нашим оценкам, объяснить около 2 % инфляции. Те же оценки показывают, что около 28 % из 38.4 % инфляции в сентябре может быть отнесено на счет девальвации рубля и неопределенности курса в будущем.[32]
В октябре обменный курс был стабильным относительно конца сентября. Инфляция в октябре составила 4.5 %, из которых около 1.5 % — влияние сформировавшихся инфляционных ожиданий, около 1 % мы относим на проявление инфляции затрат (сентябрьское падение рубля на 32 % в реальном выражении сделало более дорогими сырье и комплектующие). В октябре из комы вышла банковская система страны — возобновились платежи и расчеты через банки. При этом денежная масса в сентябре выросла на 6.5 %. Вклад прироста предложения денег в инфляцию в октябре оценивается в 1 % и далее становился все заметнее.[33]
В ноябре и декабре во многом сохранились тенденции, намеченные в октябре. Динамика курса доллара перестала быть основным фактором формирования инфляционных ожиданий. Все большую роль играют факторы внутреннего денежного обращения: прирост денежной массы и колебания спроса на деньги. Умеренные значения инфляции в октябре и ноябре показали, что инфляционные ожидания проявили заметную инертность. Наметившийся в октябре — декабре рост промышленного производства (по сравнению с предыдущими месяцами) оценивается нами как стабилизирующий фактор, приведший к снижению инфляции на 1-2 процентных пункта от месячных значений.[34]
[править] Федеральный бюджет
[править] Доходы
Доходы федерального бюджета в 1998 году по предварительным данным казначейства составили 302.4 млрд рублей (11.3 % от ВВП). Проведение операций по целевому финансированию на 29.3 млрд рублей позволяет заявлять, что лимиты бюджетных обязательств по доходам (303.6 млрд рублей) почти выполнены.[35]
В то же время поступления в наличной форме в федеральный бюджет снизились по сравнению с прошлым годом на 0.8 % от ВВП и составили 273.1 млрд рублей или 10.2 % от ВВП.[36]
Неналоговые доходы бюджета остались на уровне 1997 года (1.6 % от ВВП), во многом благодаря декабрьской продаже пакета акций РАО «Газпром», принесшей бюджету 13.8 млрд рублей.[37]
Наиболее существенным оказалось снижение доходов бюджетных фондов — с 1.5 % до 0.9 % от ВВП, что частично объясняется перераспределением доходов Федерального дорожного фонда в пользу регионов.[38]
Налоговые поступления в федеральный бюджет в наличной форме снизились в 1998 году по сравнению с 1997 годом на 0.2 % от ВВП и составили 206.7 млрд рублей или 7.7 % от ВВП. Учитывая падение ВВП, реальное снижение налоговых поступлений было еще больше.[39]
Оптимистичная динамика первого квартала 1998 года была прервана апрельским политическим кризисом и последовавшим за ним финансовым кризисом. Налоговые поступления снизились с 9.0 % от ВВП в первом квартале до 8.4 % — во втором, а затем до 7.3 % — в июле-августе.[40]
Финансовый крах 17 августа, повлекший кризис платежной системы, привел и к снижению наличных налоговых доходов в сентябре до 4.6 % от ВВП по сравнению с 8.6 % от ВВП в среднем за первые семь месяцев года. Впоследствии уровень налоговых доходов понемногу повышался и за четвертый квартал составил 7.4 % от ВВП, но так и не достиг докризисного уровня.[41]
В наибольшей степени под влияние кризиса попали поступления, контролируемые Министерством по налогам и сборам. Всего за 1998 год ГНС собрала в наличной форме 129.3 млрд рублей или 4.8 % от ВВП. Для сравнения: в 1997 году аналогичные показатели составили 135.5 млрд рублей и 5.3 % от ВВП. Еще 27 млрд рублей поступило в 1998 году в порядке целевого финансирования. Примечательно, что за докризисные январь-июль наличные сборы ГНС были меньше, чем за аналогичный период 1997 года, на 0.5 % от ВВП. Текущие налоговые платежи в наличной форме (за вычетом погашения недоимки) по оценкам ЭЭГ снизились еще больше: с 5.1 % до 3.6 % от ВВП в 1998 году. Основными факторами снижения собираемости налоговых поступлений являются недостаточные меры по укреплению финансовой дисциплины, кризис платежной системы в августе — сентябре, вызвавший задержки платежей в банках. На снижение номинальных налоговых поступлений существенно повлияло снижение мировых цен на сырье. Это привело к снижению прибыли в том числе предприятий ТЭКа — основного донора федерального бюджета.[42]
По оценкам, сделанным на основе данных ГНС, из ста рублей, начисленных в бюджет Госналогслужбой в 1998 году, платились только 75, включая 17 рублей в форме целевого финансирования. Для сравнения: в 1997 году на платежи приходилось 84 рубля, из которых зачеты составляли 27 рублей. Таким образом, в 1998 году выросла доля наличных налоговых поступлений, но гораздо значительнее увеличилась доля недоимки. А в целом налоговое обязательство, по оценкам ЭЭГ, сократилось в 1998 году на 0.8 % от ВВП до 8.5 % от ВВП. Это может говорить об увеличении доли скрываемого от налогов оборота.[43]
Таможенные платежи (включая акцизы на импорт и экспорт), контролируемые ГТК, составили 77.4 млрд рублей или 2.9 % от ВВП, что означает увеличение поступлений от таможни по сравнению с предыдущим годом на 0.3 % от ВВП. Кроме этого, в порядке целевого финансирования было получено 2.8 млрд рублей. С начала года ГТК улучшал показатели сбора таможенных платежей. Однако, августовский банковский кризис повлек резкое снижение таможенных поступлений в августе и сентябре. Вместе с тем, в течение последнего квартала уровень поступлений в рублях повышался за счет того, что девальвация рубля компенсировала падение объемов импорта. В декабре, под воздействием сезонных факторов, в том числе увеличения импорта, наличные поступления от таможни повысились по сравнению с ноябрем на 0.7 % от ВВП до 3.1 % от ВВП и приблизились к докризисному уровню(3.2 % от ВВП).[44]
По-прежнему большой проблемой для российского бюджета является налоговые неплатежи. Налоговая задолженность в федеральный бюджет на конец 1998 года составила 276.6 млрд рублей (10.3 % от ВВП), из которых 149.0 млрд рублей приходится на налоговую недоимку, а 116.6 млрд рублей — на задолженность по уплате штрафных санкций.[45]
За 1998 год объем недоимки вырос на 57.6 млрд рублей или 2.1 % от ВВП. Для сравнения, в предыдущем году прирост недоимки составил 1.5 % от ВВП.[46]
[править] Расходы
Расходы федерального бюджета в 1998 году по предварительным данным Казначейства составили 388.9 млрд рублей (14.5 % от ВВП), включая 29.3 млрд рублей в порядке целевого финансирования.[47]
Фактически профинансированные в 1998 году расходы на обслуживание долга составили 106.6 млрд рублей (4.0 % от ВВП). Более низкий относительно планового уровень процентных расходов объясняется, во-первых, отказом правительства платить по внутреннему долгу, объявленному 17 августа, во-вторых, неплатежами по долгам Парижскому и Лондонскому клубу (долги бывшего СССР) в сентябре и декабре. По процентам ГКО/ОФЗ правительство не доплатило в 1998 году около 29 млрд рублей, по внешним долгам — около 1.2 млрд долларов.[48]
Фактические расходы по обслуживанию внутреннего долга до 1 января 1999 года составили 65.7 млрд рублей (2.4 % от ВВП), из которых 59.8 млрд рублей приходится на обслуживание ГКО-ОФЗ. По обслуживанию внешних долгов было выплачено 40.9 млрд рублей (1.6 % от ВВП). В результате девальвации обязательства по расходам на обслуживание внешнего долга увеличились в годовом исчислении примерно на 1.2 % от ВВП.[49]
Следует отметить, что осуществляемые в текущем году платежи по реструктурированным ГКО/ОФЗ будут относиться на 1998 год.[50]
Непроцентные расходы были профинансированы в объеме 282.4 млрд рублей. Даже с учетом целевого финансирования (29.3 млрд рублей) это на 17.5 млрд рублей меньше, чем предусмотрено в лимитах бюджетных обязательств. Лимиты были выполнены на 87 %, плановые показатели по Закону о бюджете — лишь на три четверти.[51]
Лучше всего финансировались расходы по разделу «Социальная политика» — на 140 % от лимитов бюджетных обязательств. Превышение лимитов объясняется погашением задолженности пенсионерам силовых структур. Хуже всего обстояло дело с финансированием раздела «Культура и искусство» (44 %) и расходов, связанных с субсидированием экономики (55-60 %).[52]
Из-за нехватки денежных ресурсов правительство осуществляло исполнение части расходов в порядке целевого финансирования, которое является аналогом денежных зачетов и использовалось для тех же целей — погашения взаимной задолженности бюджета, бюджетных организаций и предприятий-налогоплательщиков.[53]
Ситуация с финансированием заработной платы из федерального бюджета была относительно благоприятной до июня. Незначительный объем задолженности, возникшей в первом квартале, был погашен к началу апреля. Однако в конце второго квартала задолженность начала расти. С июня по ноябрь задолженность по зарплате выросла с 3.9 млрд рублей на 1 июля до 13.3 млрд рублей — на 1 декабря. В декабре прошедшего года и январе текущего правительству удалось сначала снизить объем задолженности до 4.1 млрд рублей, а затем и полностью (по предварительным данным) погасить ее.[54]
Задолженность федерального бюджета перед Пенсионным фондом (по лимитам бюджетных обязательств) на 1 января 1999 г. составляла 1.6 млрд рублей, из которых 1.1 млрд рублей приходится на задолженность 1997 года. Следует отметить, что выполнение правительством своих обязательств по выплате зарплаты в четвертом квартале стало возможным не за счет повышения налоговых доходов, а благодаря продаже активов государства (см. «Доходы») и косвенному финансированию со стороны Банка России, что еще будет иметь свои негативные последствия.[55]
[править] Дефицит
Дефицит федерального бюджета по данным Казначейства составил 86.5 млрд рублей (3.3 % от ВВП). В лимитах бюджетных обязательств был предусмотрен дефицит 133.9 млрд рублей. Однако сокращение дефицита относительно обязательств произошло только за счет накопления задолженности по непроцентным расходам и невыполнения обязательств по обслуживанию долга.[56]
По данным казначейства без заключительных оборотов федеральный бюджет в 1998 году был исполнен с первичным избытком 0.7 % от ВВП.[57]
Практически весь 1998 год на финансовых рынках сохранялась крайне напряженная ситуация, вызванная финансовым кризисом конца 1997 года. Структура финансирования была неоднородна в течение года, и по способам покрытия дефицита прошедший год можно разделить на три периода.[58]
В течение первого периода (январь-май), как и в предыдущие годы, в финансировании дефицита преобладали внутренние рыночные источники. На долю заимствования на внутреннем рынке (без ЦБР) приходилось 85 % валовых источников финансирования (170.8 млрд рублей из 201.1 млрд рублей). В то же время, в отличие от прошлых лет, заимствования ограничивались потребностями в обслуживании и погашении. В целом за эти пять месяцев сальдо внутренних рыночных заимствований составило 22.5 млрд рублей, однако чистое финансирование с учетов процентных расходов было отрицательным: −9.3 млрд рублей.[59]
Внешние займы, включая транш кредита МВФ в январе и размещенные в апреле еврооблигации, составили за этот период 20.8 млрд рублей (10 % валовых источников).[60]
В целом, чистое финансирование дефицита за этот период составило 4.8 % от ВВП при первичном избытке в 0.5 % от ВВП.[61]
Обострение кризиса в конце мая сделало практически невозможным заимствования на внутреннем рынке даже для рефинансирования долга. Основной акцент был смещен в сторону внешних источников (включая кредиты МВФ), за счет которых в течение летних месяцев было привлечено 83.7 млрд рублей (65 % валовых источников). В том числе, в июле была проведена конвертация ГКО/ОФЗ в еврооблигации на сумму 27.5 млрд рублей. Средства от внешних займов в основном расходовались на обслуживание и погашение долга по ГКО/ОФЗ. Несмотря на высокую доходность даже в редкие периоды затишья на рынке, Министерство финансов в этот период иногда проводило аукционы по размещению ГКО/ОФЗ, которые покупались в основном Сбербанком или Банком России. Валовая выручка от продажи ГКО/ОФЗ за эти три месяца составила 41.3 млрд рублей (34 % валовых источников), а погашение — 92.2 млрд рублей.[62]
Чистое финансирование дефицита за летние месяцы составило 4.7 % от ВВП при том что первичный избыток сократился до 0.1 % от ВВП.[63]
Крах финансового рынка 17 августа сделал невозможным финансирование дефицита за счет заимствований. Начиная с сентября, главным источником финансирования стал Банк России, который прямо или опосредованно приобретал государственные долговые обязательства. В частности, за последние четыре месяца ЦБР приобрел ОФЗ-ПД на сумму 41.3 млрд рублей, из которых 20 млрд рублей приходится на декабрь.[64]
Кассовый дефицит за последние четыре месяца года увеличился до 4.8 % от ВВП, а первичный баланс стал отрицательным и дефицит составил 2.6 % от ВВП. Первичный дефицит в последние четыре месяца возник из-за того, что процентные расходы заметно снизились, и большая часть заимствований у Центрального банка расходовалась на погашение задолженности по непроцентным расходам.[65]
В целом за 1998 год, объем чистого финансирования дефицита, рассчитанный по международной методологии на кассовой основе, составил по оценкам 130.0 млрд рублей или 4.8 % от ВВП.[66]
Необходимо отметить, что дефицит федерального бюджета на основе обязательств значительно выше. Причем, если в предыдущие годы недофинансирование происходило только по непроцентным расходам, то после 17 августа возникла задолженность и по обслуживанию долга.[67]
Прирост задолженности по непроцентным расходам можно оценить в размере 17.5 млрд рублей — отклонение кассовых непроцентных расходов от лимитов бюджетных обязательств.[68]
Неоплаченные обязательства по внешнему долгу за 1998 год составили по оценкам около 22 млрд рублей. Это в основном платежи Парижскому и Лондонскому клубу кредиторов — долги бывшего СССР.[69]
Таким образом, даже без учета процентов по реструктурированным ценным бумагам, приходящиеся на 1998 год, (около 29 млрд рублей), дефицит федерального бюджета на основе обязательств оценивается в 170 млрд рублей или 6.3 % от ВВП.[70]
[править] Бюджеты субъектов федерации
В целом в 1998 году налогово-бюджетная политика субфедеральных органов власти, и прежде всего органов власти субъектов РФ, была направлена на укрепление финансового контроля над экономикой регионов и носила дискреционный характер. Фискальные средства использовались при проведении как собственно бюджетно-налоговой политики, так и для достижения целей региональной внешнеэкономической и кредитно-денежной политики. Финансовый кризис вынудил регионы вернуться к практике финансирования дефицита, характерной для 1995—1996 годов (активное использование квазиденежных инструментов и зачетов).[71]
Совокупные доходы бюджетной системы субфедеральных органов власти в 1998 году составили 397.7 млрд рублей, что на 17.2 млрд меньше, чем в 1997 году. При этом доля доходов, поступивших в декабре, увеличилась по сравнению с декабрем 1997 года на 1.4 процентных пункта до 19.3 %. Совокупные расходы, сократившиеся по сравнению с предыдущим годом на 39.8 млрд рублей, составили 407.1 млрд рублей. Несколько снизилась с 20.1 % до 18.8 % и доля расходов, осуществленных в декабре. Дефицит в 1998 году составил 9.4 млрд рублей (32 млрд рублей в 1997 году). При этом в абсолютном выражении он сокращался с сентября, а в процентах от доходов — с июня 1998 года. Низкий уровень дефицита — 2.4 % от объема доходов за год (7.7 % в 1997 году) — стал результатом не столько сокращения расходных обязательств бюджетов, сколько резкого роста относительной задолженности бюджета перед кредиторами. Так по состоянию на конец 1996 и 1997 годов объем кредиторской задолженности бюджета составлял 11.2 % и 12.3 % от величины бюджетных доходов, а в 1998 году значение этого показателя возросло почти в 2 раза до 21.6 %.[72]
В декабре 1998 года налоги составили 69.8 % от суммы бюджетных доходов, что существенно ниже, чем в среднем за год (77.5 %), и несколько меньше значения показателя в декабре 1997 года (71.1 %). Наряду с этим в 1998 году наблюдалось снижение и среднемесячной доли доходов, поступающих в виде налоговых платежей на 1.9 процентный пункт (с 79.4 % в 1997 году до 77.5 % в 1998 году). При этом относительно стабильными оставались также и доли косвенных (2/3) и прямых (1/3) налогов в общей сумме налоговых сборов. Доля неналоговых доходов возросла в 1998 году незначительно (на 0.5 процентных пункта) до 5.5 %. В прошедшем году по сравнению с предшествующим периодом существенно увеличилась доля сборов в бюджетные фонды в совокупных доходах — с 1.4 % до 5.1 %. В частности, это явилось результатом формирования в 1998 году в составе региональных бюджетов фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы и передачи ему поступлений от налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы.[73]
В течение уже 3 лет наблюдается постепенное снижение доли безвозмездных перечислений из федерального бюджета как источника доходов субфедеральных бюджетов. В 1996 году эта доля составляла 14.4 %, в 1997 году — 12.05 %, а в 1998 году — всего 10.86 %. В прошедшем году основным каналом предоставления финансовой помощи оставались перечисления из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ. На их долю приходилось, как и в 1997 году, 2/3 безвозмездных перечислений из федерального бюджета в бюджеты нижних уровней. В декабре 1998 года доля безвозмездных перечислений составила 18 % общих доходов субфедеральных бюджетов по России в целом, что соответствует значению декабря 1997 года. При этом в среднем по регионам доля перечислений составила 33.6 %, что почти в 1.5 раза выше уровня декабря предшествующего года. Эффективность финансовой помощи из федерального бюджета определяется в немалой степени предсказуемостью и планомерностью поступления средств. Более высокая, чем в 1997 году, средне региональная доля перечислений, пришедшихся на декабрь, свидетельствует о том, что относительно бедные регионы наиболее неравномерно получали помощь в 1998 году. Достигнутое в прошедшем году в значительной степени благодаря развитию финансового и бюджетного кризиса на федеральном уровне дальнейшее снижение общей дотационности региональных бюджетов может быть оценено только как исключительно положительное событие. При этом, однако, необходимость погашения возросшей задолженности перед кредиторами бюджета перед предстоящими парламентскими и президентскими выборами заставляет сомневаться в сохранении существующей тенденции и в 1999 году. Опыт парламентских выборов 1995 года и президентских выборов 1996 года свидетельствует, что в ходе предвыборного периода осуществляются массовые выплаты задолженности по социальным расходам (заработная плата, пособия на детей, стипендии и т. д.).[74]
На фоне снижения поступлений от налогов в региональные и местные бюджеты широко была распространена практика использования внебюджетных фондов как для фактического установления индивидуальных ставок налогообложения для различных налогоплательщиков, так и для финансирования бюджетных расходов. В частности, ряд регионов, таких как Республика Татарстан, Республика Башкортостан и т. д., осуществил частичную консолидацию средств государственных внебюджетных фондов в субфедеральном бюджете. Предполагая даже, что соотношение доходов внебюджетных фондов и доходов бюджета субъекта РФ в этих регионах было в 1.5 раза выше, чем в среднем по России, то доходы внебюджетных фондов составляют не менее 10-12 % от величины бюджетных доходов.[75]
Преобладающую часть расходов в прошедшем году составляли затраты на социальные нужды (зарплата, стипендии, оплата жилищно-коммунальных услуг, приобретение медикаментов и продуктов питания и т. д.) — 52.73 %. Их доля в общем объеме расходов возросла на 4.3 процентных пункта, что, при учете резко возросшей задолженности по социальным расходам бюджета, свидетельствует о постепенной переориентации бюджетов на осуществление социальных функций и сокращении долей субсидий экономике и инвестиционных расходов.[76]
Одной из наиболее острых проблем экономической политики, с которой столкнулись субъекты РФ в 1998 году была невозможность финансирования необходимых бюджетных расходов за счет доходов, поступающих в денежной форме. Особенное значение этой проблемы в 1998 году было сопряжено с тем, что сезонный спад денежных поступлений, приходящийся на второй-третий квартал, совпал по времени с острой фазой финансового кризиса на федеральном уровне. В 1997 году на фоне повышения реального курса рубля и относительно широкого доступа регионов на рынок капитала эта проблема не имела такого значения даже несмотря на снижение поступлений в денежной форме.[77]
Региональные администрации в качестве основной причины низкой собираемости доходов в денежной форме рассматривают недостаточность денежной массы. Отрицательное влияние на собираемость налогов, которое оказывает выпуск квазиденежных инструментов и осуществление зачетов, не принимается в расчет в связи с очевидными краткосрочными выгодами осуществления сбора налогов в неденеженой форме. Не обладая возможностями рублевого эмиссионного центра, они обратилась с созданию суррогатных денег, имеющих ограниченное хождение, фактически увеличивая этим сумму платежных средств в экономике своего региона. Это объективно снижает спрос на рубли со стороны налогоплательщиков, так как использование денежных суррогатов обычно подразумевает получение ненулевой прибыли. Все квазиденежные инструменты могут быть использованы в качестве средства платежа в рамках экономического пространства конкретного субъекта РФ.[78]
Основными источниками финансирования дефицита в 1998 году являлись ссуды из федерального бюджета и заимствования у банков. По итогам года чистое финансирование за счет размещения обязательств в виде ценных бумаг оказалось отрицательным. В результате финансового кризиса субфедеральные органы власти фактически потеряли доступ к существующим «рыночным» формам осуществления заимствований. Это вынудило их вновь вернуться к практике финансирования дефицита за счет выпуска квазиденежных инструментов и накапливания кредиторской задолженности.[79]
К особенностям фискальной политики на уровне субъектов РФ в 1998 году можно отнести активное использование квазиденежных инструментов, лоббирование региональных интересов в рамках системы межбюджетных отношений и развитие практики финансирования государственных расходов из средств внебюджетных фондов.[80]
[править] Уровень жизни
- Процент населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума — 23,3 %.[81]
- Общая площадь жилых помещений в среднем на одного жителя — 18,8 кв. м.[82]
- Обеспеченность населения автомобилями — 122 шт/1000 чел.[83]
[править] Пенсионное обеспечение
7 мая 1998 г. — президент Российской Федерации Б.Ельцин подписал Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».[84]
20 мая 1998 г. — правительство Российской Федерации постановлением № 463 одобрило Программу пенсионной реформы в Российской Федерации, в которой отдельный раздел посвящен развитию добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования).[85]
[править] Прочее
В начале 1999 года Госкомстат так описывал российскую экономику 1998 года:[86]
- 55,2 % предприятий России являлись убыточными (статистики считают только крупные и средние предприятия), причем, по сравнению с промежуточным итогом января-декабря показатель увеличился на 6,9 %. Наибольшую прибыль получали предприятия транспорта, строительства и связи. Самыми убыточными оказались: сельское хозяйство (34,986 млрд руб совокупного убытка), затем — торговля и питание (напомним, что малые предприятия Госкомстат обсчитывать не берется, что объясняет этот результат) и жилищно-коммунальное хозяйство (13,801 млрд руб общего убытка). Промышленность закончила год со скромными общими убытками в 4,706 млрд руб.
- Дефицит федерального бюджета составил 86,5 млрд руб, или 3,2 % ВВП (а можно было по закону о бюджете-98 аж 4,8 %). При этом доходы — 302,4 млрд руб, или — 11,3 % ВВП. А расходы — 388,9 млрд руб, или 14,5 % ВВП.
- При этом из-за падения цен на нефть и антидемпинговых процедур против продукции нашей черной металлургии экспорт сократился на 16,4 % до $73,9 млрд, а импорт из-за дефолта — на 19,1 % до $59,5 млрд. Таким образом положительное сальдо внешнеторгового баланса осталось почти как в 1997 м — $14,4 млрд (в 1997 — 14,8 млрд).
Во всех случаях в качестве грани выделяют 1998 г., когда, по утверждению известного экономиста А. В. Улюкаева, «закончился важнейший цикл рыночных реформ в России.[87]
В 1998 г. к государственной (федеральной, муниципальной) собственности относилось 12,5% предприятий, к частной — 73,1%, в собственности общественных организаций находилось 5,7%, к смешанной принадлежало 8,7% хозяйственных объектов.[88]
В 1998 г. негосударственный сектор произвел свыше 2/3 ВВП, доля государства в акционерном капитале большинства предприятий перестала играть ключевую роль.[89]
[править] Ссылки
[править] Минфин России
[править] Банк России
[править] Коммерсантъ
- Нефтяная промышленность // Коммерсантъ-Власть, 23 октября 2001
- Крупнейшие мировые кризисы // Коммерсантъ, 23 января 2008
- [4]
- История: 1991—2000 // Коммерсантъ-Власть, 18 сентября 2001
- Пищевая промышленность // Коммерсантъ-Власть, 25 сентября 2001
[править] Рунет
- Российская экономика в 1998 году. Тенденции и перспективы
- Статистический раздел // Экономический журнал ВШЭ, 2001, т. 5, № 4, с. 591—621
- История мировых экономических кризисов. Справка // РИА Новости, 17 сентября 2008
[править] Примечания
- ↑ Без учёта Катара и Ливии
- ↑ World Development Indicators Выбранные показатели: GDP per capita, PPP (current international $)
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года
- ↑ Уровень жизни населения // ИАССЭП
- ↑ Уровень жизни населения // ИАССЭП
- ↑ Транспорт // ИАССЭП
- ↑ История проведения пенсионной реформы в России. Справка
- ↑ История проведения пенсионной реформы в России. Справка
- ↑ Polit.Ru
- ↑ История России XX — начала XXI века[1] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
- ↑ История России XX — начала XXI века[2] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
- ↑ История России XX — начала XXI века[3] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.