Экономика России в 1914 году


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] Промышленность

В результате бурного развития в конце XIX в. новых производств и перехода многих традиционных сфер промышленного труда на индустриальную основу в российской промышленности сложилась ее отраслевая структура, которая оставалась неизменной до 1914 г. Обрабатывающая промышленность, включавшая 13 отраслей, занимала ведущее место в индустриальном потенциале страны, преобладая в показателях стоимости производства (свыше 90 %), в численности рабочих (свыше 82 %) и количестве предприятий (более 80 %).[1]

В российской промышленности к 1914 г. возникли трестовские объединения, ставшие итогом поглощения отдельных предприятий более крупными и мощными.[2]

В 1914 г. Международный и Русско-Азиатский банки при поддержке других отечественных и иностранных групп создали гигантское объединение в нефтяной промышленности, охватившее не менее 20 предприятий различной специализации с суммой акционерных капиталов более 150 млн руб.[3]

В конце 1914 года потребность армии в снарядах определялась в 1,5 млн штук в месяц, и встал вопрос, как и на каких производственных мощностях решать эту задачу.[4]

[править] Железнодорожный транспорт

В первые дни начавшейся Первой мировой войны Российская империя в смысле управления транспортом была административно поделена на две части — дороги тыла (44 тыс. верст) и дороги фронта (22 тыс. верст). На фронтовых дорогах вся власть принадлежала Ставке Верховного главнокомандующего и действовали законы военного времени. На дорогах тыла работала прежняя администрация и распорядок движения практически не изменился.[5]

На фронтовых дорогах уже в первые месяцы войны оказалось 7 тыс. паровозов и 166 тыс. вагонов.[6]

Мобилизация потребовала огромного напряжения сил. Для перевозки войск в июле-августе были задействованы половина пассажирских вагонов I—II классов и до 15 % вагонов III—IV классов. Пик военных перевозок пришелся на 8-12-й дни мобилизации, и на 12-й день железные дороги во фронтовой зоне достигли максимально возможного уровня движения поездов.[7]

Тем не менее, в силу централизации военного управления транспортом и высокой квалификации специалистов ВОСО, умело маневрировавших ресурсами и пропускной способностью дорог, мобилизация войск и пропуск эшелонов к линии фронта прошли вполне успешно. Восемь дорог даже перевыполнили мобилизационное задание. В дни мобилизации в западном направлении проследовало свыше 3500 воинских эшелонов.[8]

После прохождения пика мобилизации и спада авральных работ, начиная с октября постепенно стали проявляться и скрытые недостатки железнодорожного транспорта, которые были не особо актуальны для мирного времени. Когда напряженность военного сообщения стала постоянным фактором, вышел на поверхность дефицит подвижного состава, устаревшие технологии формирования поездов, разгрузки-погрузки (особенно грузов оборонного значения), архаичность организации диспетчерского управления.[9]

Поскольку пропускная способность большинства дорог оставляла желать лучшего, в дни мобилизации 32 тыс. вагонов с коммерческими грузами пришлось разгрузить, а еще 28 тыс. задержать на станциях в уже погруженном состоянии. На станциях стали образовываться скопления грузов. Кроме того, погрузка хлеба за второе полугодие по сравнению с теми же месяцами 1913-го сократилась в два раза — с 712 тыс. до 353 тыс. вагонов. Как следствие, уже к концу 1914 года страна столкнулась с продовольственным кризисом. Всего по итогам 1914 года не было перевезено до двух миллиардов пудов «гражданских» грузов. Такое резкое сокращение оказало негативное влияние на промышленность и торговлю, явилось предпосылкой к росту цен и спекуляции.[10]

[править] Финансы

Осуществлением торгово-промышленного кредита занимались частные акционерные коммерческие банки, активы которых составляли к 1914 г. около 5 млрд руб., банкирские дома, общества взаимного кредита, городские общественные банки.[11]

[править] Примечания

  1. История России XX — начала XXI века[1] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
  2. История России XX — начала XXI века[2] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
  3. История России XX — начала XXI века[3] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
  4. История России XX — начала XXI века[4] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
  5. Дороги империи. Российские железные дороги в Первой мировой. 22 марта 2015
  6. Дороги империи. Российские железные дороги в Первой мировой. 22 марта 2015
  7. Дороги империи. Российские железные дороги в Первой мировой. 22 марта 2015
  8. Дороги империи. Российские железные дороги в Первой мировой. 22 марта 2015
  9. Дороги империи. Российские железные дороги в Первой мировой. 22 марта 2015
  10. Дороги империи. Российские железные дороги в Первой мировой. 22 марта 2015
  11. История России XX — начала XXI века[5] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
Экономика России в XX-XXI веках
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
Личные инструменты