Государственные финансы России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



За недолгое время нахождения у власти Временное правительство следовало политике предыдущих властей — печатало рубли, увеличивало расходы и государственный долг.[1]

Содержание

[править] Бюджеты

С 1903 по 1912 год в среднем в год госбюджет России увеличивался на 5 %.[2]

Министр финансов России В. Н. Коковцов не проводил крупных реформ в области государственных финансов, а основную задачу своего ведомства видел в сведении бездефицитного бюджета.[3]

Финансовыми специалистами, при непосредственном участии П. А. Столыпина, весной 1911 года был разработан проект увеличения государственного бюджета с 3 до 10 млрд руб. В связи с тем что министр финансов В. Н. Коковцов подверг этот проект резкой критике, П. А. Столыпин пришёл к заключению, что намеченный им план увеличения государственных доходов можно осуществить лишь при пол¬ном преобразовании государственного управления России.[4]

В период Первой мировой войны Государственная дума была полностью отстранена от рассмотрения и утверждения бюджета, была ликвидирована гласность бюджета, что усилило бесконтрольность и произвол в расходовании бюджетных средств.[5]

Дефицит государственного бюджета России в 1916 году достигал 13,767 млрд руб.[6]

До 1917 года в городах Российской империи бюджеты подразделялись на обыкновенный и чрезвычайный.[7]

В 1924 году государственный бюджет СССР был сведён без дефицита.[8]

Пе­ре­ход от ко­манд­но-ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной сис­те­мы к ры­ноч­ной эко­но­ми­ке при­вёл к ра­ди­каль­ным из­ме­не­ни­ям в фи­нан­со­во-бюд­жет­ной сфе­ре. В об­ста­нов­ке все­об­ще­го кри­зи­са, рез­ко­го па­де­ния ВВП, раз­ры­ва хо­зяй­ст­вен­ных свя­зей фи­нан­со­во-бюд­жет­ная дис­ци­п­ли­на прак­ти­че­ски пол­но­стью от­сут­ст­во­ва­ла. В 1991—1994 бюд­же­ты ут­вер­жда­лись с опо­зда­ни­ем, ино­гда в кон­це го­да, ко­гда б. ч. рас­хо­дов уже бы­ла осу­ще­ст­в­ле­на. Га­ло­пи­рую­щая ин­фля­ция сде­ла­ла бюд­жет­ное пла­ни­ро­ва­ние не­пред­ска­зуе­мым и прак­ти­че­ски не­осу­ще­ст­ви­мым. Де­нег в каз­не не хва­та­ло да­же для фи­нан­си­ро­ва­ния са­мых не­об­хо­ди­мых рас­хо­дов. Ре­гио­ны от­ка­зы­ва­лись пе­ре­чис­лять сред­ст­ва в фе­де­раль­ный бюд­жет. Пред­при­ятия не пла­ти­ли на­ло­ги из-за кри­зи­са не­пла­те­жей.[9]

В 1-й пол. 1998 б. ч. до­хо­дов бюд­же­та ухо­ди­ла на об­слу­жи­ва­ние внут­рен­не­го дол­га.[10]

15 июля 1998 года Госдума отклонила правительственный антикризисный пакет, содержащий согласованные с МВФ предложения об увеличении налогов и снижении госрасходов.[11]

В 1999 году дефицит бюджета удалось снизить с 6,3 % до 1,4 % ВВП.[12]

[править] Федеральный бюджет

5 декабря 1997 года Госдума принимает в первом чтении бюджет на 1998 год: доходы — 376,5 млрд руб., расходы — 499,9 млрд руб.[13]

[править] Нормативные акты

31.07.1998 — Бюджетный кодекс Российской Федерации.[14]

[править] Налоги

Основная статья: Налоги в России в XX веке

При министре финансов России Коковцеве были увеличены в 1905 году пошлины с наследств, акцизы с пива, спичек, дрожжей, нефти, гербовый сбор.[15]

В сфере налогообложения основными мероприятиями, разработанными Временным правительством, были: повышение ставок подоходного налога, пересмотр системы временного налога на прирост прибылей и установление единовременного налога. Налоговые мероприятия Временного правительства устанавливали систему налогообложения доходов и прибылей, при которой изымалось до 90 % доходов богатых и зажиточных слоев населения.[16]

В июне 1917 года Временное правительство приняло постановление об увеличении ставок подоходного налога и о введении дополнительного временного налога на прирост прибылей за 1917 год.[17]

В налоговой истории России послереволюционного периода можно выделить следующие этапы реформирования. Первый этап — довольно короткий довоенный период, продолжительностью всего несколько месяцев (конец 1917 г. до осени 1918 г.) относительно мирного существования, прерванного войной. Для этого периода было характерно как использование действовавших в предшествующие годы налогов с некоторым пересмотром основных налогоплательщиков и размеров ставок (акциза, госпошлина), так и введение новых налогов. В этот период были установлены следующие налоги: подоходный налог, который отличался от дореволюционного; промысловый налог, которым облагались мелкие не национализированные предприятия; акцизы; государственная пошлина; 5%-й сбор с оборота торговых предприятий; сбор с частных предприятий в фонд обеспечения семей красноармейцев; сбор в фонд детского питания.[18]

Второй этап был связан с начавшейся Гражданской войной и мероприятиями военного коммунизма. Его основными характерными чертами были: ориентация на использование натуральных форм обложения, так называемый классовый подход к определению круга налогоплательщиков; принудительные военизированные формы изъятия ресурсов; постепенный отказ от денежных налогов; введение «чрезвычайных налогов» (фактическая экспроприация имущества и средств у городского населения) и натурального налога с сельских хозяев, на практике вылившегося в продразвёрстку. В 1918 году доля налоговых доходов составляла 76,5 % в общих доходах, причём 64,64 % приходилось на чрезвычайные революционные налоги с имущих классов населения.

Третий этап охватывает годы новой экономической политики, когда активно использовались налоговые инструменты, и постепенно ослаблялась налоговая активность государства, что закончилось проведением налоговой реформы 1930 года, когда роль налоговых механизмов в стране была существенно ограничена. На протяжении всего указанного периода в налоговую систему вносились изменения. Основными налогами этого периода были следующие: натуральные налоги для сельскохозяйственных производителей, позднее частично заменённые денежными; промысловый налог, состоявший из патентного и уравнительного сборов; подоходный налог; подворно денежный налог; косвенные налоги (в основном — акцизы); гербовый сбор и государственные пошлины; таможенные пошлины; попенная плата и др.

Логически завершением данного этапа в развитии системы налогообложения стала налоговая реформа 1930—1931 годов, представлявшая собой часть проводимых в этот период мероприятий общей финансовой реформы. Проведение реформы было нацелено на упрощение налоговой системы, унификацию платежей, которые должно было уплачивать предприятие.

В период Великой Отечественной войны был принят комплекс мер по увеличению объёма доходов государственного бюджета: новый порядок налогообложения доходов колхозов, надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогам и ряд других мероприятий. Однако в этот период основная нагрузка по формированию доходов бюджетной системы приходилась на неналоговые поступления (займы, денежная эмиссия, изменение режима изъятия налога с оборота и др.).[19]

В январе 1990 года в системе Министерства финансов СССР была создана Государственная налоговая служба СССР согласно постановлению Совмина СССР от 24 января 1990 г. № 76 «О Государственной налоговой службе». Служба имела в своей структуре три составных элемента: главную государственную налоговую инспекцию Министерства финансов СССР, государственную налоговую инспекцию министерств финансов союзных республик и налоговую инспекцию по автономным республикам, краям, областям, автономным областям, автономным округам, районам, городам и районам в городах.[20]

Первый крупный шаг к возврату налоговых инструментов экономическую практику управления отечественной экономикой был связан с принятием в 1990 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 14 июня 1990 г., который вступил в силу с 01.01.1991 г. (отменен с 1992 г.). Центральное место в рамках предлагаемой данным законом налоговой модели отводилось налогу на прибыль предприятий с его максимальной ставкой 45 %. При этом ставка отчислений в союзный бюджет жёстко фиксировалась в размере 22 %, а ставка отчислений в республиканские и местные бюджеты не должна была превышать 23 %. В соответствии с этим законом налог на прибыль должны были платить предприятия союзного подчинения. Предприятия республиканского подчинения должны были платить налог на прибыль, устанавливаемый аналогичным образом республиканскими законами, по ставке 38 %.[21]

Система налогообложения в 1991 году включала кроме налога на прибыль также косвенные налоги (налог с оборота и налог с продаж), налоги на экспорт и на импорт, индивидуальный подоходный налог и др.[22]

Современная налоговая система России начала формироваться с 1992 года. С 1992 года вступил в действие Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., а также ряд законов по отдельным налогам: о налоге на добавленную стоимость; об акцизах; практически новые версии законов по налогу на прибыль и подоходному налогу с физических лиц; сформированы поимущественные и другие налоги.[23]

От­ли­чи­тель­ная чер­та рос. на­ло­го­вой сис­те­мы 1990-х гг. — не­ста­биль­ность при вы­со­ких став­ках на­ло­гов.[24]

В 1998 году указом Президента РФ налоговая служба была реорганизована в Министерство по налогам и сборам.[25]

28 мая 1998 года российский премьер Сергей Кириенко сообщил о готовящемся подписании указа президента «О предоставлении налоговой полиции права производить арест имущества, если это необходимо».[26]

29 мая 1998 года Борис Ельцин отправляет в отставку главу Государственной налоговой службы Александра Починка, назначая на его место Бориса Федорова.[27]

15 июля 1998 года Госдума отказалась вводить налог с продаж.[28]

Первая часть НК РФ принята Государственной Думой 16 июля 1998 г.[29]

По­сле фи­нан­со­во­го кри­зи­са 1998 года, ко­гда со­би­рае­мость на­ло­гов упа­ла до ка­та­ст­ро­фи­че­ски низ­ко­го уров­ня, ста­ла оче­вид­ной не­об­хо­ди­мость про­ве­де­ния мас­штаб­ной на­ло­го­вой ре­фор­мы.[30]

С 1 января 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса Российской Федерации.[31] В ней бы­ли вве­де­ны важ­ные де­фини­ции и ин­ст­ру­мен­ты, не­об­хо­ди­мые для функ­цио­ни­ро­ва­ния ка­че­ст­вен­но но­вой на­ло­го­вой сис­те­мы, чёт­ко оп­ре­де­ле­ны пра­ва и обя­зан­но­сти уча­ст­ни­ков на­ло­го­вых пра­во­от­но­ше­ний, рег­ла­мен­ти­ро­ва­ны обя­зан­но­сти по уп­ла­те на­ло­гов и пра­ви­ла на­ло­го­во­го кон­тро­ля, ус­та­нов­ле­на от­вет­ст­вен­ность за на­ло­го­вые пра­во­на­ру­ше­ния.[32]

Вторая часть НК РФ принята Государственной Думой 19 июля 2000 года.[33]

В 2000 году в России были при­ня­ты ре­ше­ния об от­ме­не т. н. обо­рот­ных на­ло­гов, ис­чис­ляв­ших­ся с вы­руч­ки от реа­ли­за­ции то­ва­ров (ра­бот, ус­луг).[34]

[править] Министерство финансов

8 ноября (26 октября) 1917 года учреждается Народный комиссариат финансов (Наркомфин).[35]

В 1918 году наркомом финансов РСФСР назначается В. Р. Менжинский.[36]

[править] Нормативные акты

В сентябре 1997 года был введён в действие Закон о финансовых основах деятельности органов местного самоуправления.[37]

[править] Показатели

Совокупные государственные расходы в России сократились с 52 % ВВП в 1992 году до 42 % в 1994 году.[38]

Экономика России в XX веке
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиПроцентные ставкиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиКредитыДепозитыДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000
Личные инструменты