Государственные финансы России в XX веке
Материал из Documentation.
За недолгое время нахождения у власти Временное правительство следовало политике предыдущих властей — печатало рубли, увеличивало расходы и государственный долг.[1]
Содержание |
[править] Бюджеты
С 1903 по 1912 год в среднем в год госбюджет России увеличивался на 5 %.[2]
Министр финансов России В. Н. Коковцов не проводил крупных реформ в области государственных финансов, а основную задачу своего ведомства видел в сведении бездефицитного бюджета.[3]
Финансовыми специалистами, при непосредственном участии П. А. Столыпина, весной 1911 года был разработан проект увеличения государственного бюджета с 3 до 10 млрд руб. В связи с тем что министр финансов В. Н. Коковцов подверг этот проект резкой критике, П. А. Столыпин пришёл к заключению, что намеченный им план увеличения государственных доходов можно осуществить лишь при пол¬ном преобразовании государственного управления России.[4]
В период Первой мировой войны Государственная дума была полностью отстранена от рассмотрения и утверждения бюджета, была ликвидирована гласность бюджета, что усилило бесконтрольность и произвол в расходовании бюджетных средств.[5]
Дефицит государственного бюджета России в 1916 году достигал 13,767 млрд руб.[6]
До 1917 года в городах Российской империи бюджеты подразделялись на обыкновенный и чрезвычайный.[7]
В 1924 году государственный бюджет СССР был сведён без дефицита.[8]
Переход от командно-административной системы к рыночной экономике привёл к радикальным изменениям в финансово-бюджетной сфере. В обстановке всеобщего кризиса, резкого падения ВВП, разрыва хозяйственных связей финансово-бюджетная дисциплина практически полностью отсутствовала. В 1991—1994 бюджеты утверждались с опозданием, иногда в конце года, когда б. ч. расходов уже была осуществлена. Галопирующая инфляция сделала бюджетное планирование непредсказуемым и практически неосуществимым. Денег в казне не хватало даже для финансирования самых необходимых расходов. Регионы отказывались перечислять средства в федеральный бюджет. Предприятия не платили налоги из-за кризиса неплатежей.[9]
В 1-й пол. 1998 б. ч. доходов бюджета уходила на обслуживание внутреннего долга.[10]
15 июля 1998 года Госдума отклонила правительственный антикризисный пакет, содержащий согласованные с МВФ предложения об увеличении налогов и снижении госрасходов.[11]
В 1999 году дефицит бюджета удалось снизить с 6,3 % до 1,4 % ВВП.[12]
[править] Федеральный бюджет
5 декабря 1997 года Госдума принимает в первом чтении бюджет на 1998 год: доходы — 376,5 млрд руб., расходы — 499,9 млрд руб.[13]
[править] Нормативные акты
31.07.1998 — Бюджетный кодекс Российской Федерации.[14]
[править] Налоги
При министре финансов России Коковцеве были увеличены в 1905 году пошлины с наследств, акцизы с пива, спичек, дрожжей, нефти, гербовый сбор.[15]
В сфере налогообложения основными мероприятиями, разработанными Временным правительством, были: повышение ставок подоходного налога, пересмотр системы временного налога на прирост прибылей и установление единовременного налога. Налоговые мероприятия Временного правительства устанавливали систему налогообложения доходов и прибылей, при которой изымалось до 90 % доходов богатых и зажиточных слоев населения.[16]
В июне 1917 года Временное правительство приняло постановление об увеличении ставок подоходного налога и о введении дополнительного временного налога на прирост прибылей за 1917 год.[17]
В налоговой истории России послереволюционного периода можно выделить следующие этапы реформирования. Первый этап — довольно короткий довоенный период, продолжительностью всего несколько месяцев (конец 1917 г. до осени 1918 г.) относительно мирного существования, прерванного войной. Для этого периода было характерно как использование действовавших в предшествующие годы налогов с некоторым пересмотром основных налогоплательщиков и размеров ставок (акциза, госпошлина), так и введение новых налогов. В этот период были установлены следующие налоги: подоходный налог, который отличался от дореволюционного; промысловый налог, которым облагались мелкие не национализированные предприятия; акцизы; государственная пошлина; 5%-й сбор с оборота торговых предприятий; сбор с частных предприятий в фонд обеспечения семей красноармейцев; сбор в фонд детского питания.[18]
Второй этап был связан с начавшейся Гражданской войной и мероприятиями военного коммунизма. Его основными характерными чертами были: ориентация на использование натуральных форм обложения, так называемый классовый подход к определению круга налогоплательщиков; принудительные военизированные формы изъятия ресурсов; постепенный отказ от денежных налогов; введение «чрезвычайных налогов» (фактическая экспроприация имущества и средств у городского населения) и натурального налога с сельских хозяев, на практике вылившегося в продразвёрстку. В 1918 году доля налоговых доходов составляла 76,5 % в общих доходах, причём 64,64 % приходилось на чрезвычайные революционные налоги с имущих классов населения.
Третий этап охватывает годы новой экономической политики, когда активно использовались налоговые инструменты, и постепенно ослаблялась налоговая активность государства, что закончилось проведением налоговой реформы 1930 года, когда роль налоговых механизмов в стране была существенно ограничена. На протяжении всего указанного периода в налоговую систему вносились изменения. Основными налогами этого периода были следующие: натуральные налоги для сельскохозяйственных производителей, позднее частично заменённые денежными; промысловый налог, состоявший из патентного и уравнительного сборов; подоходный налог; подворно денежный налог; косвенные налоги (в основном — акцизы); гербовый сбор и государственные пошлины; таможенные пошлины; попенная плата и др.
Логически завершением данного этапа в развитии системы налогообложения стала налоговая реформа 1930—1931 годов, представлявшая собой часть проводимых в этот период мероприятий общей финансовой реформы. Проведение реформы было нацелено на упрощение налоговой системы, унификацию платежей, которые должно было уплачивать предприятие.
В период Великой Отечественной войны был принят комплекс мер по увеличению объёма доходов государственного бюджета: новый порядок налогообложения доходов колхозов, надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогам и ряд других мероприятий. Однако в этот период основная нагрузка по формированию доходов бюджетной системы приходилась на неналоговые поступления (займы, денежная эмиссия, изменение режима изъятия налога с оборота и др.).[19]
В январе 1990 года в системе Министерства финансов СССР была создана Государственная налоговая служба СССР согласно постановлению Совмина СССР от 24 января 1990 г. № 76 «О Государственной налоговой службе». Служба имела в своей структуре три составных элемента: главную государственную налоговую инспекцию Министерства финансов СССР, государственную налоговую инспекцию министерств финансов союзных республик и налоговую инспекцию по автономным республикам, краям, областям, автономным областям, автономным округам, районам, городам и районам в городах.[20]
Первый крупный шаг к возврату налоговых инструментов экономическую практику управления отечественной экономикой был связан с принятием в 1990 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 14 июня 1990 г., который вступил в силу с 01.01.1991 г. (отменен с 1992 г.). Центральное место в рамках предлагаемой данным законом налоговой модели отводилось налогу на прибыль предприятий с его максимальной ставкой 45 %. При этом ставка отчислений в союзный бюджет жёстко фиксировалась в размере 22 %, а ставка отчислений в республиканские и местные бюджеты не должна была превышать 23 %. В соответствии с этим законом налог на прибыль должны были платить предприятия союзного подчинения. Предприятия республиканского подчинения должны были платить налог на прибыль, устанавливаемый аналогичным образом республиканскими законами, по ставке 38 %.[21]
Система налогообложения в 1991 году включала кроме налога на прибыль также косвенные налоги (налог с оборота и налог с продаж), налоги на экспорт и на импорт, индивидуальный подоходный налог и др.[22]
Современная налоговая система России начала формироваться с 1992 года. С 1992 года вступил в действие Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., а также ряд законов по отдельным налогам: о налоге на добавленную стоимость; об акцизах; практически новые версии законов по налогу на прибыль и подоходному налогу с физических лиц; сформированы поимущественные и другие налоги.[23]
Отличительная черта рос. налоговой системы 1990-х гг. — нестабильность при высоких ставках налогов.[24]
В 1998 году указом Президента РФ налоговая служба была реорганизована в Министерство по налогам и сборам.[25]
28 мая 1998 года российский премьер Сергей Кириенко сообщил о готовящемся подписании указа президента «О предоставлении налоговой полиции права производить арест имущества, если это необходимо».[26]
29 мая 1998 года Борис Ельцин отправляет в отставку главу Государственной налоговой службы Александра Починка, назначая на его место Бориса Федорова.[27]
15 июля 1998 года Госдума отказалась вводить налог с продаж.[28]
Первая часть НК РФ принята Государственной Думой 16 июля 1998 г.[29]
После финансового кризиса 1998 года, когда собираемость налогов упала до катастрофически низкого уровня, стала очевидной необходимость проведения масштабной налоговой реформы.[30]
С 1 января 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса Российской Федерации.[31] В ней были введены важные дефиниции и инструменты, необходимые для функционирования качественно новой налоговой системы, чётко определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентированы обязанности по уплате налогов и правила налогового контроля, установлена ответственность за налоговые правонарушения.[32]
Вторая часть НК РФ принята Государственной Думой 19 июля 2000 года.[33]
В 2000 году в России были приняты решения об отмене т. н. оборотных налогов, исчислявшихся с выручки от реализации товаров (работ, услуг).[34]
[править] Министерство финансов
8 ноября (26 октября) 1917 года учреждается Народный комиссариат финансов (Наркомфин).[35]
В 1918 году наркомом финансов РСФСР назначается В. Р. Менжинский.[36]
[править] Нормативные акты
В сентябре 1997 года был введён в действие Закон о финансовых основах деятельности органов местного самоуправления.[37]
[править] Показатели
Совокупные государственные расходы в России сократились с 52 % ВВП в 1992 году до 42 % в 1994 году.[38]