Экономика России в 1999 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



1999 год стал переломным для российской экономики.

По данным Всемирного банка, ВВП России по ППС на душу населения в 1999 году вырос на 8,3 %, составив $5951. По этому показателю Россия заняла 73-е место среди стран мира,[1] обогнав по сравнению с 1998 годом Сербию, Колумбию, Эквадор и уступив Экваториальной Гвинее.[2]

Содержание

[править] Основные черты экономической политики, проводимой в 1999 году

Особенности развития экономических процессов в 1999 году определялись последствиями финансового кризиса 1998 года, результатом которых явились девальвация рубля и резкий рост инфляции, сопровождавшиеся ускорением экономического спада, снижением уровня жизни населения, кризисом банковской системы, свертыванием основных сегментов финансового рынка.

В этих условиях основными целями экономической политики на 1999 год стали преодоление негативных экономических и социальных последствий кризиса, ограничение темпов инфляции, создание условий для предотвращения снижения производства, максимальное смягчение социальных проблем, связанных со снижением уровня жизни населения.

Определенным последствием девальвации стало возникновение принципиально новых условий для развития отечественного производства. Поэтому было необходимо использовать возможности расширения производства, обусловленные сформировавшимися внешними условиями, способствовавшими увеличению поставок продукции на экспорт, а также внутренними условиями, связанными с ограничением импорта.

Как показывают итоги развития экономики в январе-сентябре и предварительные оценки года, в 1999 году в основном удалось сохранить последовательность в достижении поставленных целей, не допустить ухудшения макроэкономической ситуации.

Добиться таких результатов оказалось возможным благодаря растущей согласованности в проводимой денежно-кредитной, бюджетной и структурной политике.

Проводимая Банком России денежно-кредитная политика способствовала снижению инфляции, поддержанию стабильной ситуации на валютном рынке, восстановлению производства товаров и услуг. Предпринятые меры по ужесточению валютного контроля в целях ослабления спекулятивного давления на рубль оказывали позитивное воздействие на экономические процессы, препятствовали оттоку капитала из российской экономики. Банк России осуществлял мероприятия по восстановлению финансового рынка на качественно новой основе, реструктуризации банковской системы, регулированию банковской ликвидности.

Позитивные изменения произошли в бюджетной политике. Реструктуризация государственного долга способствовала сокращению расходов по его обслуживанию, что позитивно повлияло на исполнение федерального бюджета. В текущем году отмечался более высокий уровень доходов бюджета по сравнению с прошлым годом, систематически сокращалась задолженность по выплатам населению за счет бюджетных средств, применялись методы целевого финансирования расходов бюджета. В результате в I полугодии 1999 года первичный профицит бюджета составил 1,9 % к ВВП.

Государственная структурная политика предусматривала сдерживание роста цен отраслей — естественных монополистов, поддержку отечественных производителей, ликвидацию долгов бюджета за поставку продукции для государственных нужд, изменение налоговой системы.

[править] Совокупный спрос и предложение

В результате проведения государственной политики по улучшению социально-экономического положения в стране произошли позитивные изменения в макроэкономических тенденциях, которые по итогам девяти месяцев текущего года характеризовались замедлением темпов инфляции, реальным укреплением рубля, восстановительными процессами в производстве товаров и услуг, позитивными изменениями в сфере государственных финансов, прекращением инвестиционного спада, улучшением финансового состояния предприятий.

Относительная стабилизация рубля и успешная политика сдерживания инфляции на уровне, значительно уступающем масштабу девальвации, привели к росту конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке, создав тем самым условия для его возможного расширения.

С другой стороны, удорожание импортных товаров в размерах, значительно превышающих рост цен производителей промышленной продукции на внутреннем рынке, повысило ценовую конкуренцию, резко ограничило импорт, создав даже в условиях сокращения внутреннего спроса предпосылки для роста производства импортозамещающих видов продукции.

Уже с марта 1999 года наблюдался рост производства в промышленности, что было поддержано улучшением финансового положения предприятий, ростом прибыли, снижением числа убыточных предприятий. В результате по итогам девяти месяцев текущего года было произведено промышленной продукции на 7 % больше, чем в соответствующем периоде 1998 года.

Объём ВВП в I полугодии 1999 года составил 99,3 % от соответствующего периода прошлого года.

Индекс развития базовых отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, розничная торговля) свидетельствовал о восстановлении хозяйственной активности в этих отраслях — начиная с мая текущего года его уровень стал превосходить значения соответствующих месяцев 1998 года. А по итогам января-сентября 1999 года индекс составил 102,2 % относительно января-сентября 1998 года.

Повышение хозяйственной активности оказалось возможным благодаря улучшению показателей эффективности общественного производства. Если в I квартале 1999 года производительность труда снизилась на 1,7 %, то во II квартале она превзошла уровень соответствующего периода 1998 года (на 0,3 %), что создало условия для дальнейшего наращивания объемов производства.

Вместе с тем наличие определенных спросовых ограничений явилось препятствием к осуществлению активных преобразований в экономике. Однако наметившиеся тенденции к восстановлению спроса свидетельствуют о возможном переломе этих процессов.

Сохраняющийся низким уровень жизни, сокращение реальных денежных доходов населения уменьшили спрос со стороны домашних хозяйств, ограничили ресурсную базу банковской системы и в итоге затруднили процесс перехода к формированию рациональных финансовых потоков, замедлили восстановительные тенденции в экономике.

Сокращение возможностей населения по покупке товаров и услуг привело к уменьшению оборота розничной торговли, которое составило за январь-сентябрь 1999 года 13,8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В то же время наметившиеся позитивные тенденции в состоянии государственных финансов, придание приоритетного характера бюджетному финансированию расходов на социальную сферу и погашению бюджетной задолженности привели в текущем году к росту расходов на конечное потребление сектора государственных учреждений.

На динамике совокупного спроса в экономике положительно сказалась наблюдаемая в 1999 году тенденция к восстановлению инвестиционной активности, которая позитивно повлияла на динамику валового накопления основного капитала. Объем инвестиций в основной капитал в январе-сентябре 1999 года составил 100,1 % по сравнению с соответствующим периодом 1998 года. Необходимость обеспечения растущих производственных программ привела, по оценкам, к сокращению запасов материальных оборотных средств, что повлияло на валовое накопление в сторону его сокращения.

Более быстрое сокращение импорта товаров и услуг по сравнению с их экспортом обусловило рост чистого экспорта в 1999 году. Положительное сальдо торгового баланса является наиболее весомой из позитивных характеристик изменения совокупного спроса в экономике, во многом оказывающей воздействие на расширение производства в текущем году.

Таким образом, итоги развития российской экономики в январе-сентябре 1999 года в целом свидетельствуют о преобладании факторов, позитивно влияющих на макроэкономическую ситуацию в стране.

Развитие макроэкономических процессов в конце текущего года во многом зависит от того, насколько удастся сохранить преемственность в осуществлении проводимой государственной экономической политики, закрепить восстановительные процессы в производстве.

Результаты года также зависят от степени преодоления имеющихся спросовых ограничений.

Предпринимаемые на государственном уровне меры по поддержанию доходов населения недостаточны даже для сохранения их объема на уровне 1998 года (по предварительным оценкам, реальные доходы населения составят 83-85 %). Таким образом, не удастся предотвратить сокращение расходов на конечное потребление сектора домашних хозяйств, которое может составить 8-10 %.

Прогнозируемое по итогам года увеличение доходов бюджета создает предпосылки для своевременного исполнения его обязательств и соответствующего некоторого роста расходов на конечное потребление.

В результате улучшения финансового состояния предприятий увеличиваются их возможности по привлечению средств для финансирования инвестиций в основной капитал в виде кредитов банков и заемных средств у других организаций, а также расширяются их собственные возможности инвестирования.

По оценкам, рост чистого экспорта явился основным фактором увеличения доли валового сбережения в составе валового располагаемого дохода. При этом изменилась структура использования ресурсов капитала в сторону значительного увеличения величины чистых кредитов.

[править] Сектор домашних хозяйств

Результаты проводимой в 1999 году государственной политики по преодолению негативных последствий финансового кризиса во многом определяются ситуацией, складывающейся в секторе домашних хозяйств. Этот сектор формирует в настоящее время значительную часть совокупного спроса и сбережений в финансовых активах в экономике. Перспективы роста организованных форм сбережений этого сектора определяют возможности банковской системы по формированию своих ресурсов и в конечном счете действенность процесса трансформации сбережений в инвестиции. Однако рост сбережений населения возможен только в условиях повышения его жизненного уровня.

Динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни населения России в 1999 году, наиболее полно отражает социальные последствия финансового кризиса второй половины 1998 года. Значительный рост потребительских цен и недостаточные объемы компенсации обесценения доходов населения как со стороны государства, так и предприятий вывели динамику показателей социальной сферы экономики на самый низкий уровень по сравнению с другими макроэкономическими показателями. Реальные денежные доходы населения в январе-сентябре 1999 года составили лишь 77,6 % к уровню соответствующего периода 1998 года, что отразилось на снижении их доли в ВВП. В I полугодии 1999 года денежные доходы населения составили 62,8 % в ВВП против 64,7 % в I полугодии 1998 года.

При сохранении текущих подходов в государственной политике поддержания доходов, погашении задолженности по выплатам населению, а также при условии дальнейшего замедления темпов инфляции реальные денежные доходы населения в 1999 году могут составить 83-85 % от уровня предыдущего года.

Восстановительные процессы в экономике, наблюдаемые в январе-сентябре 1999 года, способствовали улучшению финансового положения большинства предприятий, что в условиях снижения инфляции положительно сказалось на помесячной динамике реальных денежных доходов населения. Государственная поддержка доходов населения, выразившаяся в индексации в апреле текущего года зарплат работникам бюджетной сферы в 1,5 раза, увеличении в мае в 1,12 раза пенсий и сокращении задолженности по выплатам населению, также отразилась на уровне доходов населения. В результате в феврале-апреле, в июне и в августе текущего года наблюдался помесячный рост реальных доходов в среднем на 5 %.

Суммарная задолженность по зарплате по состоянию на 1 октября текущего года по сравнению с началом года сократилась на 29,1 %, в том числе задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней (которая составила 25,1 % от общего объема задолженности) — на 31,7 %.

Около 80 % бюджетной задолженности по зарплате приходилось на отрасли социальной сферы, 10 % — на промышленность, где значительная ее часть связана с долгами перед угольной промышленностью и машиностроением.

В результате снижения уровня доходов увеличилась численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В январе-сентябре 1999 года она составила 49,9 млн человек, или 34,1 % от общей численности населения (в январе-сентябре 1998 года — 22,8 %). За девять месяцев 1999 года в структуре распределения общего объема денежных доходов по группам населения отмечено некоторое сокращение доли доходов в группах со средним уровнем доходов при увеличении их доли у группы с наивысшими доходами. Возрос разрыв между доходами 10 % наиболее и наименее обеспеченного населения. Так, в январе-сентябре 1999 года он составил 14,5 раза, тогда как за девять месяцев 1998 года — 13,1 раза.

Снижение реальных доходов населения отразилось и на структуре их использования. Значительно возросла доля расходов на потребление. По данным за девять месяцев 1999 года, она составила 81,4 %. Это самый высокий показатель для рассматриваемого периода с 1992 года. По оценке, в 1999 году по сравнению с предыдущим годом доля расходов населения на покупку товаров и оплату услуг увеличится примерно на 1 процентный пункт (в 1998 году она была равна 78,3 %), а в реальном выражении потребительские расходы составят 85-86 % от уровня 1998 года.

В 1999 году значительно снизились продажи товаров длительного пользования. По оценке, в январе-июне текущего года по сравнению с соответствующим периодом 1998 года этот показатель сократился примерно на 30 %, хотя его доля в общем объеме продаж возросла на 1,3 процентного пункта. Это свидетельствует о росте цен на эти виды продукции.

В структуре оборота розничной торговли в январе-сентябре 1999 года по сравнению с соответствующим периодом 1998 года удельный вес продовольственных товаров увеличился на 3,1 процентного пункта и составил 48,6 %, что является одним из показателей снижения уровня жизни населения.

В первой половине текущего года укрепились позиции отечественных товаров в структуре товарных ресурсов оборота розничной торговли. Так, если в I квартале прошлого года доля товаров, поступивших по импорту, по данным Росстат-агентства, составляла 48 %, то уже в I квартале 1999 года она составила 38 %, а во II квартале текущего года — 36 %.

Относительно стабильная динамика курса национальной валюты, нормализация работы банковской системы, замедление инфляционных процессов способствовали в 1999 году росту сбережений сектора домашних хозяйств. По оценке, в I полугодии 1999 года отношение прироста общего объема сбережений1 к ВВП составило 2,5 % против 1,4 % в январе-июне 1998 года. В номинальном выражении общий объем личных сбережений в I полугодии вырос в 2,8 раза. Тем не менее их объем остается на низком уровне.

Прирост сбережений происходит в основном за счет их прироста в рублевой форме (вклады в банках в национальной валюте, ценные бумаги и наличные деньги на руках).

За девять месяцев текущего года произо-шли позитивные изменения в динамике организованных сбережений населения. Если в июне-сентябре 1998 года в условиях недостаточности текущих доходов для поддержания уровня потребления население использовало свои сбережения, то в 1999 году, несмотря на то что доля потребительских расходов в структуре использования доходов остается высокой, в динамике вкладов населения и расходов на покупку ценных бумаг наблюдались только положительные приросты.

Рост доли расходов на потребление в структуре использования доходов отразился на сокращении доли неорганизованных форм сбережений населения. За девять месяцев текущего года отмечено сокращение объемов продажи и покупки населением наличной иностранной валюты. Доля покупки валюты в структуре использования доходов населения сократилась в январе-сентябре текущего года по сравнению с соответствующим периодом 1998 года на 5,9 процентного пункта и составила 8,7 %. В результате по итогам января-сентября 1999 года сальдо по операциям населения на рынке наличной иностранной валюты в среднем за месяц составило 0,6 млрд долларов (в январе-сентябре 1998 года — 1,6 млрд долларов, в январе-сентябре 1997 года — 2,7 млрд долларов).

Таким образом, низкий уровень доходов и сбережений населения является одним из основных факторов, ограничивающих расширение производства в текущем году. Рост денежных доходов населения в среднесрочной перспективе будет способствовать увеличению потребительского спроса сектора домашних хозяйств, что, в свою очередь, положительно отразится на динамике производства.

[править] Сектор нефинансовых предприятий

Достижение в текущем году определенной макроэкономической стабильности тесно связано с позитивными изменениями, происшедшими в секторе нефинансовых предприятий. В свою очередь, восстановительные процессы в деятельности нефинансовых предприятий во многом оказались возможными благодаря экономическим условиям, сформировавшимся в результате проводимой денежно-кредитной политики по снижению темпов инфляции, оздоровлению банковской системы, реформированию платежной системы России, принятых мер по нормализации платежного баланса, повышению насыщенности экономики деньгами.

Итоги января-сентября 1999 года характеризуются развитием благоприятных тенденций в динамике производства в основных отраслях российской экономики.

В этом периоде произошел переход тенденции восстановления промышленного производства России, проявившейся уже в конце 1998 года, в фазу роста производства. Особенно динамично развивались производства, в которых наблюдался наибольший спад в период кризиса 1998 года. К данной группе отраслей относятся как экспортоориентированные производства, так и производства, в значительной степени ориентированные на внутренний рынок.

Наиболее устойчивый рост производства наблюдался в экспортоориентированных отраслях. Положительная динамика производства в этих отраслях во многом связана с расширением поставок на внешний рынок, что стимулируется ростом конкурентоспособности отечественной продукции из-за сравнительно низких цен российских производителей. Практически на все экспортные виды продукции в текущем году увеличены квоты.

Спрос на внутреннем рынке на экспортную продукцию также остается значительным. По расчетам Банка России, спрос внешнего и внутреннего рынков в данный период превышает предложение по целому ряду продукции. Наиболее яркими примерами здесь являются уголь, сырая нефть, практически все виды продукции нефтепереработки (особенно бензин), газ, продукция цветной металлургии, грузовые автомобили. Это обстоятельство в краткосрочной перспективе приводит к сокращению запасов, а в долгосрочной — является стимулом к наращиванию объемов выпуска экспортоориентированных видов продукции. В результате по итогам девяти месяцев 1999 года объем производства продукции химической и нефтехимической промышленности превысил уровень аналогичного периода 1998 года на 20,3 %, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности — на 14,5 %, цветной металлургии — на 9,6 %, топливной промышленности — на 1,9 %. По расчетам Банка России, динамика промышленного производства примерно наполовину определяется развитием экспортоориентированных отраслей.

В связи с резким удорожанием импортной продукции после августовского кризиса 1998 года произошла частичная переориентация внутреннего спроса на продукцию отечественного производства, что явилось стимулирующим фактором для развития отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Так, выпуск продукции промышленности строительных материалов увеличился за девять месяцев текущего года на 10,2 %, машиностроения — на 13,1 %, пищевой промышленности — на 9,9 %, легкой промышленности — на 8,4 %.

Динамика производства в отраслях промышленности в январе-сентябре текущего года изменила направленность структурных сдвигов в промышленности.

Увеличение объемов производства в лесном, химическом и нефтехимическом комплексах, промышленности стройматериалов и пищевой промышленности привело к тому, что доля этих отраслей в сводном индексе хозяйственной активности по промышленности стала довольно резко возрастать. В то же время доля добывающих отраслей в сводном индексе хозяйственной активности уменьшилась.

Происходящие структурные изменения указывают на расширение возможностей российской экономики по увеличению производства качественной конкурентной продукции, насыщению рынка отечественными товарами, созданию благоприятных условий для повышения эффективности производства и дальнейшего экономического роста.

При сохранении в ближайшей перспективе восстановительных тенденций в обрабатывающих отраслях промышленности доли добывающих и обрабатывающих отраслей в ближайшие годы могут сравняться. Это будет свидетельствовать о качественных изменениях в структуре производства, снижении его сырьевой направленности и переориентации на конечного потребителя. Однако поддержка экономического роста со стороны спроса во многом будет зависеть от качественных характеристик выпускаемой продукции.

Рост выпуска промышленной продукции в текущем году привел к дальнейшему росту грузоперевозок, что позволило в целом увеличить коммерческий грузооборот всех видов транспорта.

В сельском хозяйстве по-прежнему продолжается спад активности, в основном из-за сохраняющегося на низком уровне производства основных продуктов животноводства.

В январе-сентябре 1999 года наблюдался рост объемов подрядных работ, благодаря чему динамика показателей деятельности строительных организаций улучшилась.

В условиях благоприятной динамики важнейших макроэкономических параметров в 1999 году финансовые показатели деятельности предприятий и организаций улучшились.

Положительный сальдированный финансовый результат (сальдированная прибыль) крупных и средних предприятий и организаций за январь-август 1999 года составил 304,6 млрд рублей, что в действующих ценах в 4,9 раза выше уровня сопоставимого периода 1998 года.

С одной стороны, высокие темпы роста объясняются низким уровнем финансовых результатов, убыточностью значительного числа предприятий в сопоставимом периоде 1998 года. Другими факторами увеличения массы прибыли являются рост объемов производства товаров и услуг, а также снижение удельных затрат на производство товаров (работ, услуг), ставшее результатом опережающего роста цен на готовую продукцию по сравнению с удорожанием элементов затрат во второй половине 1998 года — начале 1999 года. По оценкам, рентабельность производства остается выше, чем в прошлом году.

В составе затрат наиболее медленными темпами росли амортизация основных фондов, затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды. В результате в I квартале 1999 года доля затрат на оплату труда в структуре затрат снизилась по сравнению с сопоставимым периодом 1998 года в промышленности на 0,4 процентного пункта, на транспорте — на 2,1 процентного пункта, в строительстве — на 1,8 процентного пункта и составила соответственно 11,6; 18,9 и 22,9 %.

Снижение доли затрат на оплату труда было связано с заметным снижением их объемов в сопоставимых ценах. Так, в частности, в текущем году не был восстановлен прошлогодний уровень заработной платы. В январе-сентябре 1999 года реальная зарплата составила 67,6 % к уровню соответствующего периода 1998 года (в январе-сентябре 1998 года — 96,8 % к соответствующему периоду 1997 года). При этом динамика заработной платы не соответствовала динамике производства товаров и услуг. Так, в I полугодии 1998 года рост реальной начисленной зарплаты составил 103,9 % при сокращении объёма ВВП на 1 %. Начиная с августа прошлого года темпы сокращения реальной заработной платы стали значительно опережать темпы падения производства. В январе-июне текущего года реальная зарплата сократилась на 36,9 % по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года при снижении ВВП за этот период на 0,7 %.

Сохраняются отраслевые диспропорции в размерах начисленной заработной платы. В августе 1999 года, так же как и в августе прошлого года, наибольший размер зарплат отмечен у работников топливной промышленности, цветной металлургии, финансово-кредитных организаций, электроэнергетики, транспорта и связи. Зарплаты в этих отраслях превышали общероссийский уровень в 1,4-2,8 раза. Вместе с тем уровень зарплат в сельском хозяйстве составлял лишь 41 % общероссийского уровня. В отраслях, финансирование которых в значительной степени зависит от государственного бюджета, несмотря на проведенную в 1999 году индексацию на 50 %, уровень зарплат по-прежнему значительно ниже среднего уровня. Так, в августе 1999 года уровень начисленной средней зарплаты работников здравоохранения, образования, культуры и искусства составил от общероссийского уровня 60, 48 и 50 % соответственно (в августе 1998 года — соответственно 67, 54 и 57 %).

В текущем году снижался удельный вес убыточных предприятий и организаций в их общем количестве. На начало сентября 1999 года он составил 41,3 %, сократившись за период с сентября прошлого года на 7,6 процентного пункта.

Изменение структуры спроса в пользу отечественных продукции и услуг, улучшение внешнеэкономической конъюнктуры оказывали позитивное воздействие на финансовые результаты деятельности предприятий промышленности. По оценкам, в сопоставимых ценах масса прибыли этой отрасли в 3,6 раза превысила уровень января-августа 1998 года. Причем интенсивная положительная динамика финансового результата наблюдалась в импортозамещающих (прежде всего в легкой промышленности) и экспортоориентированных производствах (нефтедобывающей промышленности, цветной металлургии).

Улучшение финансовых результатов деятельности предприятий, использование прибыли для накопления, возросшие возможности привлечения заемных средств позволили заметно увеличить долю предприятий пищевой промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также цветной металлургии, машиностроения в структуре общепромышленных инвестиций в основной капитал. Это является дополнительным свидетельством ожидания экономическими субъектами сохранения позитивных тенденций в производстве.

Положительные изменения в динамике выпуска, цен, издержек создали условия для роста реальных объемов прибыли, полученной за январь-август текущего года предприятиями транспорта, по оценке, в 2,9 раза, строительными организациями — в 1,5 раза по сравнению с уровнем сопоставимого периода прошлого года.

Происходящая нормализация соотношения между спросом и предложением отражается в действии с начала текущего года тенденции к увеличению доли оплаты денежными средствами в структуре расчетов за продукцию (работы, услуги) и росту денежных активов предприятий и организаций. Это, в свою очередь, обеспечивает увеличение депозитной базы банковской системы, что создает основу для роста кредитования нефинансовых предприятий.

Так, в июле текущего года в структуре расчетов крупнейших российских налогоплательщиков и организаций-монополистов в промышленности за продукцию (работы, услуги) доля расчетов денежными средствами, по данным Росстат-агентства, составила 51,7 % против 34,4 % в июле прошлого года.

Одновременно замедлялись темпы роста дебиторской задолженности предприятий и организаций. За январь-август 1999 года она увеличилась на 21,8 % в текущих ценах и на 1 сентября составила 1877,4 млрд рублей. Более медленный рост неплатежей дебиторам определил сокращение их доли как в структуре дебиторской задолженности (с 49,4 % на начало года до 47,0 %), так и в структуре оборотных средств (соответственно с 29,1 до 26,7 %).

Причем впервые за период наблюдений происходило снижение в сопоставимых ценах неплатежей дебиторов в промышленности и строительстве при росте непросроченной части дебиторской задолженности.

Относительное сокращение неплатежей со стороны покупателей, заказчиков и прочих дебиторов, а также увеличение собственных средств предприятий и организаций влияли на замедление темпов роста кредиторской задолженности и улучшение ее структуры. На 1 сентября 1999 года кредиторская задолженность составила 2780,6 млрд рублей, увеличившись с начала года на 21,0 % в действующих ценах, а доля неплатежей в ее величине снизилась до 51,3 % против 53,6 % на начало года.

На конец августа текущего года просроченная кредиторская задолженность в промышленности и строительстве была в сопоставимых ценах ниже уровня декабря прошлого года, а ее непросроченная часть — выше. По оценкам, на транспорте рост неплатежей дебиторов не позволил снизить уровень просроченной кредиторской задолженности.

В течение января-августа текущего года практически во всех отраслях экономики наблюдались погашения просроченной задолженности по платежам в бюджет, во внебюджетные фонды, поставщикам.

Вместе с тем, несмотря на позитивные изменения, финансовое положение предприятий и организаций оставалось сложным. Остается низкой платежеспособность предприятий. Коэффициент покрытия (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам) по состоянию на 1 сентября текущего года составил 107,8 %.

Недостаточная платежеспособность являлась одним из факторов, определявших высокий уровень рисков вложений в нефинансовые предприятия. На начало сентября текущего года, по оценкам, уровень ссуд банков и займов у других организаций в сопоставимой оценке был ниже уровня декабря 1998 года в промышленности на 14,1 %, в строительстве — на 26,4 %, на транспорте — на 20,5 %.

Наблюдаемое с IV квартала 1998 года ускорение оборачиваемости оборотных средств, рост рентабельности производства повышают возможности предприятий по обслуживанию кредитов по действующим ставкам, что создает основу для роста спроса на заемные средства.

В 1999 году важной качественной характеристикой явилось увеличение удельного веса долгосрочных ссуд и займов в общем объеме этих обязательств. По состоянию на 1 сентября 1999 года он достиг 54,6 %, что на 8,8 процентного пункта выше соответствующего прошлогоднего показателя. В наибольшей мере долгосрочная составляющая в объеме ссуд и займов возросла в жилищно-коммунальном хозяйстве, среди отраслей промышленности — в газовой промышленности, электроэнергетике, нефтепереработке, черной металлургии.

Таким образом, по итогам января-сентября 1999 года финансовое положение предприятий оставалось достаточно сложным, но динамика ряда финансовых показателей деятельности предприятий и организаций свидетельствовала о его улучшении. Рост объемов прибыли, улучшение структуры баланса предприятий оказывали позитивное воздействие на динамику инвестиций в основной капитал, создавали предпосылки для более активного привлечения средств российских и иностранных кредиторов и инвесторов. Улучшение состояния нефинансовых предприятий формировало для российских банков как стабильный элемент депозитной базы, так и более надежное и выгодное направление размещения активов.

[править] Реальный сектор экономики

Новый министр топлива и энергетики В.Калюжный заявил о возможном отзыве трастового договора у главы «Газпрома» Р.Вяхирева. Тот созвал по этому поводу пресс-конференцию, на которой относительно намерений министра высказался следующим образом: «Так может говорить только человек, который не знает проблемы; у нас за копейку канарейка басом не запоет». Вяхирев также заявил, что «никогда не видел более глупой бумаги», чем трастовый договор, и готов отдать его в любое время. «35 процентов не могут управлять 65 процентами», — сказал он. Государству, разумеется, не удалось настроить абсолютное большинство акционеров ОАО «Газпром» против авторитетного Вяхирева.

Тот же В.Калюжный заявил, что намерен возглавить коллегию государственных представителей в компании «Транснефть». Эксперты связали это со слухами об отставке президента этой компании Д.Савельева ради переключения ее финансовых потоков на Кремль. Со сменой состава госпредставителей в компании слухи о смене руководства могут обрести реальную почву — государству принадлежат 100 % голосующих акций «Транснефти». Параллельно продолжается работа по созданию в России Национальной нефтяной компании. Прежний кабинет рассчитывал создать ННК на базе трех компаний — «Роснефти», «Славнефти» и «ОНАКО». Процесс тормозился из-за возражений «ОНАКО» и белорусских акционеров «Славнефти». Ведомства, ответственные за подготовку документов о создании ННК, представят предложения в правительство к 15 июля.

Увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор, которого добивается МВФ, приведет к тому, что добыча нефти упадет с 302 млн т в 1998 г. до 270 млн т в 1999 г. В настоящее время нефтяные и газовые налоги составляют две трети всех налоговых сборов. Даже законодательство по СРП (соглашения о разделе продукции) уже не сможет оправдать ожиданий иностранных и российских инвесторов. Отчасти этому способствует давление МВФ, вынудившего правительство России пойти на увеличение налогового пресса на нефтегазовый сектор.

20 апреля в Совете Федерации прошло коммерческое мероприятие. Под патронатом Е.Строева было подписано соглашение о создании Балканского нефтяного консорциума. В числе участников российские компании «Роснефть», «Славнефть», «Транснефть», «Стройтрансгаз», «Орел-ойл» и болгарские Ukos Petroleum Bulgari и Petrol Holding Group. БНК намерен участвовать в приватизации болгарских нефтяных компаний и строительстве нефтепровода из Бургаса в Александруполис. Это позволит российской нефти миновать проливы из Черного в Средиземное море. Компания «Орел-ойл» — дочернее предприятие казахского нефтедобывающего ОАО «Мангистаумунайгаз». Это паритетное предприятие, в котором российскую сторону представляют малоизвестные трейдеры. В начале апреля было заключено соглашение о сотрудничестве между орловской областной администрацией, Минтопэнерго и «Транснефть». По этому соглашению, через «Орел-ойл» будет осуществляться экспортный транзит казахской нефти.

Первый вице-премьер Н.Аксененко посетил в июне предприятия угольной промышленности Кузбасса и Воркуты. Новый кабинет намерен предотвратить забастовки шахтеров и рельсовые войны путем переселения безработных в районы Центральной России и увеличения доли «живых денег» в оплате угля. Аксененко заявил в Воркуте, что «вне зависимости от условий МВФ и вне зависимости от состава кабинета министров» проблемы угольщиков будут решаться. Переселение высвободившихся шахтеров требует 8 млрд руб. и трех лет. Задолженность по заработной плате можно ликвидировать, минимум, за два года. Давая такие обещания, Аксененко рассчитывает на угольный заем ВБ, получение которого пока под вопросом. В бюджете на решение шахтерских проблем денег нет. Стабилизация угольной отрасли стоит 12 млрд руб.

РАО «ЕЭС России» пытается создать энергоугольные компании, чтобы обеспечить электроэнергетику топливом. РАО и «Росуглесбыт» представили схему совместного предприятия «Ростопэнерго». В уставном капитале СП у РАО 51 %, у угольных торговцев — 49 %. Предполагается, что СП начнет поставки угля на ТЭЦ во II полугодии 1999 г., а в 2000 г. они составят 30 млн т. Финансовые потоки СП при этом будут 6 млрд руб. в год. На 20 % будет сокращена торговая наценка, поскольку большое количество посредников (всего их в угольной промышленности три тысячи) окажется не у дел.

Стоящая в России жара вызвала засуху, подобную прошлогодней — тогда она охватила 40 регионов, и удалось собрать лишь 47 млн т зерна. Оценки урожая текущего года колеблются вокруг 50 млн т. По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия, виды на урожай — от хороших — до минимальных. Собрать 50 млн т удастся в том случае, если уборка пройдет организованно и быстро. Запасы зерна в России, по данным на 1 мая, составляют 12,8 млн т. (на 1 апреля — 16,8 млн т), что на 52,2 % меньше, чем на эту же дату прошлого года.

[править] Власть

В январе Государственная дума приняла бюджет на 1999 год. По поводу него у правительства возникли противоречия с МВФ, на преодоление которых потребовалось полгода. МВФ предлагал увеличить налоговую нагрузку на регионы и повысить тем самым финансовые возможности Центра. По расчетам МВФ, дефицит бюджета-1999 составил 6,8 %, по российским расчетам — 2,5 %.

Позиция МВФ по отношению к России выглядит странной — с 1992 года все российские правительства только и делали, что выполняли требования фонда. Сегодняшнее состояние экономики страны во многом обусловлено экономической политикой именно МВФ.

Лозунгами работы правительства после принятия бюджета стали стабилизация, согласие, здоровый прочный федерализм, российское национальное достоинство. 5 февраля об этом заявил в Государственной Думе Е.Примаков. Он отметил, что правительство уже выполнило одну из своих задач — долгов бюджетникам федеральной системы нет. Теперь основным направлением деятельности кабинета будет усиление борьбы с преступностью и коррупцией, заявил Е.Примаков. При этом он подчеркнул, что «отменять итоги приватизации никто не собирается». В то же время правительство намерено провести проверку ошибок и преступлений, допущенных в ходе приватизации.

Выступая 13 февраля на заседании Совета по внешней и оборонной политике, премьер подчеркнул, что «бюджет принят с первичным профицитом 1,65 %. Сейчас мы его довели до 2,03 %, от нас же требуют большего — довести его до 4 %. Но мы не пойдем на это, поскольку в этом случае опять будем должны накапливать долги по выплате зарплат бюджетникам, военнослужащим, на решение социальных программ». Е.Примаков заявил, что важнейшая задача кабинета в том, чтобы «поднять реальную экономику». Премьер отверг обвинения в адрес правительства, будто оно мало занимается экономикой. Он отметил, что были приняты решения о том, чтобы предприятия-экспортеры продавали 75 % своей валютной выручки на внутренних биржевых торгах, были также сокращены сроки репатриации валютной выручки из-за рубежа. Эти меры позволили не допустить роста инфляции.

Непреклонность кабинета все усиливала раздражение в олигархических кругах. Либеральные (в российском понимании) СМИ злорадно предрекали правительству фиаско на переговорах с МВФ, забыв, что эта организация по сути своей абсолютно антилиберальна. В Бостоне прошел так называемый «Гарвардский симпозиум», на котором выявилось нежелание западных финансовых институтов кредитовать Россию. Борис Березовский поспешил объяснить это «засильем коммунистов» в российском правительстве.

20 апреля президиум правительства обсудил проект среднесрочной программы («сценарных условий») экономического развития страны. По одному из вариантов до 2002 г. предусмотрен среднегодовой темп роста в пять процентов. В результате в 2002 г. по отношению к базовому 1998 г. экономика должна вырасти на 10-14 %. При этом доходы бюджета будут доведены до 13 % от ВВП (сейчас — менее 10 %), экспорт увеличится на 10 %, а импорт — всего на полтора. Ежегодный прирост инвестиций по этому варианту прогнозировался в 5-6 %. Россия получает кредиты МВФ и ВБ, советские долги прощаются, а деньги граждан будут инвестироваться. По второму, более реалистичному, варианту экономика в 2002 г. по сравнению с 1998 г. вырастет лишь на 6-6,5 %. Однако уже тогда реалистично мыслящим экспертам было ясно, что максимальный рост, который Россия может получить в ближайшие 2-3 года — не более двух-трех процентов. Ведь помимо число экономических следует учитывать и политические факторы. К осени правительство намеревалось завершить план экономического развития страны на 10-15 лет. Но в действительности кабинету оставалось работать каких-то три недели.

11 мая, за несколько часов до своей отставки, Е.Примаков заявил: «Когда некоторые говорят, что правительство спит или напоминает „коллективного Брежнева“, это не соответствует действительности». Примаков напомнил, что кабинету пророчили, что соотношение рубля к доллару весной вырастет до 50 к 1, однако «мы не свалились в гиперинфляцию». Он констатировал, что в последнее время начался небольшой рост промышленности, причем не за счет инфляции. Кроме того, Вооруженные силы впервые за долгие годы получают финансирование строго в соответствии с бюджетом. По словам Е.Примакова, улучшение происходит и в социальной сфере. Когда правительство приступило к исполнению своих обязанностей, долги по пенсиям составляли 31 млрд руб. Они сократились до 16,5 млрд. Премьер также подчеркнул, что задолженность федерального бюджета перед врачами и учителями в среднем сократилась до 1,5 месяцев, в то время как ранее задолженность составляла 4-5 месяцев.

В тот же день Е.Примаков подписал пакет законопроектов, направленных на увеличение доходной части бюджета, и правительство внесло их в Государственную Думу. Об этом он заявил, открывая встречу с лидерами фракций Государственной Думы в Доме правительства. Обращаясь к лидерам фракций, премьер «попросил рассмотреть их в первоочередном порядке».

14 мая и. о. премьера С.Степашин сформулировал задачи нового кабинета. Они мало чем отличались от установок прежнего председателя правительства: во-первых, необходимо обеспечить скорейшее принятие пакета поддержанных МВФ и ВБ законопроектов, связанных с реструктуризацией банковской системы и увеличением доходов бюджета; во-вторых, следует активизировать работу по подготовке проекта бюджета на 2000 год, чтобы вновь избранная Государственная Дума смогла начать работу в условиях, когда бюджет страны уже принят; в-третьих, необходима бесперебойная работа по выполнению текущих обязательств бюджета в соответствии с его поквартальной разбивкой — прежде всего это относится к выплатам зарплат, пенсий, денежного довольствия военнослужащим и трансфертов регионам.

Госкомстат поспешил опубликовать данные о том, как плохо работало правительство Е.Примакова. Так, согласно его оценке, основные социально-экономические показатели в январе-апреле снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем промышленного производства за четыре месяца 1999 г. по сравнению с первыми четырьмя месяцами 1998 г. снизился на 0,5 %, объем сельскохозяйственного производства — на 4,7 %, объем инвестиций в основной капитал (по оценке) — на 2,2 %. Реальные располагаемые денежные доходы россиян в январе-апреле были на 27,3 % ниже, чем в тот же период 1998 г. Реальная зарплата одного работника уменьшилась на 39,0 %, в то время как ее номинальная величина (без корректировки на инфляцию) увеличилась на 25,1 %.

Реакция россиян на отставку правительства Е.Примакова оказалась резко негативной: 81 % граждан не одобрил ее и лишь 8 % — высказались положительно (фонд «Общественное мнение», 15 мая 1999 г.)

29 мая правительство утвердило проект заявления кабинета и Центрального банка «Об основных направлениях экономической политики на 1999 год» и проект совместного письма «О политике развития для целей третьего займа МБРР на структурную перестройку экономики». В числе мероприятий по их реализации — отмена двух сессий торгов на валютной бирже и ограничений на использование рублевых средств с корреспондентских счетов иностранных банков в российских банках для приобретения валюты; отсрочка снижения НДС до 2000 г.; запрет допуска к нефтяным трубопроводам неплательщикам налогов; введение акцизов на бензин и алкоголь; налог на автомобили представительского класса; отказ от реабилитационных кредитов ЦБР неплатежеспособным банкам и др.

10 июня на заседании правительства С.Степашин выразил неудовлетворение поведением депутатов, которые отказались рассматривать законопроекты о налогах на АЗС. Он заявил о возможности постановки в Думе вопроса о доверии правительству, если парламент не примет законы, необходимые для получения международных займов. Премьер даже сослался на последствия возможного дефолта. По его словам, «это хуже Югославии». Депутаты заявили, что охотно окажут доверие правительству, пусть работает, а законы они примут по своему усмотрению.

На том же заседании проходил обкатку бюджет-2000. Докладчик, М.Касьянов, в частности, заявил: «Нам предлагают исходить не из того, сколько есть денег в казне, а из того, сколько нужно экономике». Довольных новым «реальным бюджетом» среди членов правительства не оказалось. Но резюме премьера звучало так: «Надо говорить народу правду о реальном положении вещей».

16 июня в Петербурге открылся Экономический форум. В северную столицу прибыли более двух с половиной тысяч гостей из 59 стран. Основная интрига разворачивалась вокруг пребывания М.Камдессю. По мнению экспертов, главный итог форума состоит в объявлении Россией опоры на собственные силы, поскольку С.Степашин не просил у Камдессю кредитов больше, чем требуется для погашения ранее полученных. Глава МВФ заявил: «Нет никаких причин сомневаться в том, что правильная экономическая политика, политическая воля, терпение и время приведут Россию к росту и процветанию». Он призвал российские власти поддерживать мелкое предпринимательство, способствовать возвращению капиталов из-за рубежа, а также внутреннему накоплению. Решение же о выделении кредита будет принято в начале июля. К этому времени правительство должно переработать меморандум об экономической политике, в котором записать увеличение акциза на бензин на 150 % и на алкогольную продукцию — на 20 % (правительственный пакет этого не предусматривал). Кроме того, М.Задорнову придется преодолеть еще одну трудность — МВФ разрешил ЦБР торговлю облигациями, а Президент Б.Ельцин готов наложить на соответствующий закон вето. На корсчетах коммерческих банков в ЦБР накоплено 50 млрд руб., которые могут обрушить валютный рынок. Эксперты считают, что капризы Кремля связаны исключительно с негативным отношением к личности В.Геращенко.

17 июня Государственная Дума вновь отклонила проект закона о налоге на АЗС. В законопроект по требованию депутатов был внесен механизм сдерживания роста цен на бензин (57 компаний подписали на этот счет картельное соглашение). Депутатов уговаривал глава МНС А.Починок. Он отозвал правительственный документ и поддержал думский. Кроме Починка, со стороны правительства активно выступал спецпредставитель Президента по связям с международными финансовыми организациями М.Задорнов, но тщетно. За «циничный», по словам М.Камдессю, способ налогообложения депутаты не проголосовали. Международному валютному фонду, на самом деле, безразлично, за счет чего российское правительство будет наполнять казну, но он не заинтересован в социальной нестабильности в России. Против налога на АЗС выступил и московский мэр, который прислал в Думу свои замечания по этому поводу.

За день до этого в Доме правительства было подписано картельное соглашение. Первый вице-премьер Н.Аксененко собрал 53 руководителя отраслевых комбинатов, компаний и предприятий энергетического профиля, на долю которых сегодня приходится свыше половины производимого ВВП. Подписанный документ называется «Соглашение о сотрудничестве по стабилизации положения в экономике». Соглашение, по словам Н.Аксененко, «должно исключить необоснованные скачки цен» на внутреннем рынке России. В документе прямо сказано: «Не изменять в сторону увеличения цены на продукцию (услуги), действующие по состоянию на 1 июня 1999 г., на период до 31 декабря 1999 г. на величину выше, чем фактический индекс роста цен на промышленную продукцию за период с 1 января 1999 г. до 31 декабря 1999 г. с понижающим коэффициентом 0,5». Эксперты расценивают соглашение как попытку искусственно удержать цены на российском рынке энергоресурсов. Компании пошли на это, поскольку все равно доля «живых денег» в расчетах за энергоносители не превышает 10 %. Чем выше цены, тем ниже эта составляющая. Данное соглашение действительно картельное, поскольку правила по ценам оговорены в нем лишь для расчетов с его участниками. Уже после подписания из Петербурга пришло известие, что единственное требование МВФ к России состоит в прозрачности бюджета и в том, чтобы правительство говорило правду своему народу, а требование о безусловном принятии налогового пакета М.Камдессю снял.

23 июня Государственная Дума поддержала значительную часть правительственных законопроектов. М.Задорнов заявил журналистам, что он ожидает «итогового принятия» законов о реструктуризации кредитных организаций и налоге на дорогие автомобили. Он отметил, что только после принятия соответствующих законов могут быть завершены переговоры с МВФ и Всемирным банком.

Смена правительства повлекла за собой ожесточенную борьбу за влияние на военно-промышленный комплекс. В целях разработки предложений по реализации государственной политики по военно-промышленным вопросам и обеспечению обороны и государственной безопасности правительство образовало комиссию по военно-промышленным вопросам. Ее возглавил лично С.Степашин. Заместителями были назначены вице-премьер Илья Клебанов, заместитель секретаря Совета безопасности РФ А.Огарев и заместитель руководителя аппарата правительства А.Пискунов. Основными задачами комиссии определены подготовка предложений по реализации единой политики в области обеспечения обороны и госбезопасности, по развитию оборонного промышленного комплекса, военно-технического сотрудничества и выполнению международных договоров РФ по сокращению и ограничению вооружений; разработка предложений по сохранению и дальнейшему совершенствованию военно-промышленного потенциала страны; организация эффективного взаимодействия и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций по вопросам обеспечения обороны и государственной безопасности; разработка предложений по сбалансированному материально-техническому обеспечению деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также оснащению их вооружением и военной техникой.

[править] Ссылки

[править] Минфин России

[править] Банк России

[править] Коммерсантъ

[править] Рунет

[править] Примечания

  1. Без учёта Катара
  2. World Development Indicators Выбранные показатели: GDP per capita, PPP (current international $)
Экономика России в 1999 году
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительствоТранспортное строительство
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Речной) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Мобильная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  Банковская системаФондовый рынокСтрахованиеГосударственные финансыПриток капиталаВнутренний долгВнешний долг
Основные фонды  Коммерческие организацииНекоммерческие организацииФондоотдача
Инвестиции  Инвестиционный климатИностранные инвестиции
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт)
Доходы населения  Заработная платаПенсии
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеРасходы на конечное потребление домохозяйствВаловое накопление основного капитала
Январь  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Февраль  12345678910111213141516171819202122232425262728
Март  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Апрель  123456789101112131415161718192021222324252627282930
Май  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Июнь  123456789101112131415161718192021222324252627282930
Июль  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Август  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Сентябрь  123456789101112131415161718192021222324252627282930
Октябрь  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Ноябрь  123456789101112131415161718192021222324252627282930
Декабрь  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Другие периоды  I полугодиеII полугодиеI кварталII кварталIII кварталIV кварталВеснаЛетоОсень


Экономика России в 1990-х годах
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительствоТранспортное строительство
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Речной) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Мобильная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  Банковская системаФондовый рынокСтрахованиеГосударственные финансыПриток капиталаВнутренний долгВнешний долг
Основные фонды  Коммерческие организацииНекоммерческие организацииФондоотдача
Инвестиции  Инвестиционный климатИностранные инвестиции
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт)
Доходы населения  Заработная платаПенсии
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеРасходы на конечное потребление домохозяйствВаловое накопление основного капитала
1990 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
1991 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
1992 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
1993 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
1994 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
1995 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
1996 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
1997 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
1998 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
1999 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь


Экономика России в XX веке
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиПроцентные ставкиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиКредитыДепозитыДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000
Личные инструменты