Экономика России в январе 1992 года

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Хронология

[править] 1 января

Постановлением правительства России от 24 декабря 1991 года № 60 с 1 января 1992 года предприятиям было предоставлено право вводить индексацию амортизационных отчислений в связи с происшедшим изменением цен с коэффициентом 2.0 по основным фондам, введённым в эксплуатацию до 1 января 1992 года, с последующим отнесением этих сумм на резервы предстоящих расходов и платежей. С 1 января 1992 года авансовые взносы налога на прибыль следовало платить в размере 1/6 от прибыли за квартал до 10 и 25 числа каждого месяца (для предприятий с иностранными инвестициями определен особый порядок).[1]

1 января официальный обменный курс рубля по отношению к доллару США составил 110 рублей.[2]

[править] 2 января

Ключевым шагом экономической политики новых российских властей стало решение о либерализации цен, вступившее в силу со 2 января 1992 года. Этим действием всем экономическим агентам разрешалось самостоятельно устанавливать цены на продаваемую ими продукцию. Исключения были немногочисленными — государственное регулирование предполагалось осуществлять при установлении цен на основные виды топлива и энергии, на некоторые виды услуг транспорта и связи, а также на ряд потребительских товаров и услуг первой необходимости.[3]

[править] 15 января

Постановлением правительства России от 15 января N 32 «О таможенных пошлинах на импортные товары», подписанным Геннадием Бурбулисом, был отменён Таможенный тариф СССР, а вместе с ним и импортные таможенные пошлины.[4][5][6]

[править] 16 января

16 января 1992 года руководство компании Coca-Cola объявило о создании акционерной компании Coca-Cola Refreshments Moscow (CCRM) для строительства завода по производству газировки.

[править] 22 января

22 января 1992 года вице-премьер Егор Гайдар подписал распоряжение о том, что тарифы на междугородные телефонные переговоры и пересылку почтовой корреспонденции в России с 1 февраля 1992 года повышаются на 50 %. На следующий день после распоряжения Гайдара новые тарифы были утверждены министерством экономики и финансов России.[7]

[править] 23 января

23 января 1992 года российское правительство впервые провело свое заседание в Кремле. На заседании президент России Борис Ельцин заявил, что «реформа идет с определённым перекосом», и предъявил правительству упрек в том, что оно не предусмотрело мер по социальной защите населения. По мнению наблюдателей, это означает, что итоги первых трех недель реальной экономической реформы не оправдали надежд Ельцина. По свидетельству одного из участников заседания, вступительная речь Ельцина была энергичной и несколько неожиданной для собравшихся. Оценивая первые результаты либерализации цен, он сделал акцент на отсутствии у правительства продуманной системы социальной защиты населения. При этом неприятнее всего членам правительства было услышать об «определенном перекосе» в ходе реформы. Основной удар, как показал дальнейший ход заседания, приняли на себя Министерство торговли и материальных ресурсов (которое было обвинено в невыполнении декабрьского указа президента о коммерциализации торговли) и Министерство труда и занятости (которое и должно было «продумать систему социальной защиты»). Как считают наблюдатели, на тональность выступления президента оказало влияние непосредственное знакомство с первыми результатами либерализации цен на местах, поскольку прогнозные данные в канун реформы содержали более оптимистичные оценки. Тем не менее каких-либо конкретных претензий к Егору Гайдару не последовало. Более того, Ельцин обходился с ним очень корректно. На заседании был одобрен проект постановления об ускорении приватизации и пакет нормативно-методических документов по приватизации, подготовленный Госкомимуществом. Кроме того, одобрен указ президента «О свободе торговли», дополняющий и расширяющий саботированный указ о ее либерализации. Новый документ предоставляет предприятиям, организациям и гражданам право осуществлять торговую и закупочную деятельность без специального на то разрешения. Гражданам разрешена торговля с рук, лотков и т. д. в любых удобных для них местах, за исключением проезжей части дорог, станций метрополитена и территорий, прилегающих к административным зданиям. Отменены также таможенные пошлины на товары, ввозимые гражданами на территорию России. Вместе с тем местным органам власти позволено устанавливать предельный уровень рентабельности оптовой и розничной торговли — для того, видимо, чтобы отбить у торговцев желание злоупотреблять дарованной свободой. И наконец, должны быть ликвидированы торги, тресты и прочие структуры руководства торговлей. Это была наиболее сложно реализуемая часть указа, учитывая «спаянность» системы руководства торговлей и огромное число сложившихся в ней горизонтальных «полезных» связей. В качестве еще одного инструмента сдерживания роста цен Ельцин предложил «налоговые ограничения», не объяснив при этом, что он имел в виду. Наблюдатели обращали внимание на то, что за неделю до заседания правительства на сессии ВС Ельцин обмолвился о возможности в том или ином виде «восстановить в правах» предельный уровень рентабельности, введенный союзным кабинетом и отмененный в России в апреле 1991 года. Одновременно президент высказался о необходимости снижения налога на добавленную стоимость для продовольственных товаров. По мнению специалистов, повестка заседания и ход обсуждения говорят о том, что на президента оказала сильное влияние критика предпринятых правительством шагов, высказанная на прошлой неделе руководством Верховного Совета. Практически все критические замечания, сделанные заместителем председателя ВС Владимиром Шумейко в докладе 16 января, были в той или иной степени отражены в ходе заседания правительства. Наблюдатели не исключают того, что именно неуверенность Ельцина в итогах реформы и вполне объяснимая забота о доверии народных масс заставляют его в какой-то мере дистанцироваться от кабинета. Этим объясняется, в частности, беспрецедентное намерение транслировать по ТВ заседание правительства (а точнее, именно выступление президента на заседании). Союзником президента здесь оказался спикер парламента, который, по мнению «околокабинетных» кругов, при этом попытается решить и свою личную проблему: нейтрализовать влияние Геннадия Бурбулиса на президента. Отдавая себе отчет в безрезультатности прямого давления на Бориса Ельцина, Хасбулатов прибег к методу «конструктивной критики» правительства. При этом он постоянно проводит мысль о том, что нельзя отождествлять правительство и президента. По его мнению, в условиях шоковой терапии такое отождествление несет в себе постоянную угрозу падения рейтинга Ельцина и неизбежной последующей дестабилизации системы власти в России. Включая, разумеется, и существующую парламентскую власть.[8]

[править] 24 января

24 января 1992 года российский парламент принял Закон «О бюджетной системе Российской Федерации на I квартал 1992 года». Своим решением депутаты, с одной стороны, фактически не утвердили бюджетный проект правительства, ограничившись формулировкой «принять к сведению», а с другой — все-таки не связали правительству руки, поскольку не вносили собственные предложения по бюджету, а согласились на цифры, заложенные в правительственный проект. Основная бюджетная стратегия правительства — бездефицитность — пока оставалась без изменений. Расходы (на I квартал 1992 года 420,5 млрд руб. республиканский бюджет и 519,8 млрд руб. совокупный, то есть включающий бюджеты территорий) пока осуществляются без сокращения. Однако эксперты тогда сильно сомневались в том, что доходная часть республиканского бюджета также будет соответствовать запланированной. Председатель планово-бюджетной комиссии Александр Починок тогда заявил, существует опасность, что за год дефицит совокупного бюджета может достигнуть рекордной отметки в 1 трлн рублей. В процессе парламентских слушаний Е. Т. Гайдар объяснил, почему основой экономической стратегии правительства является именно достижение бездефицитности бюджета. Все дело в том, что тогдашняя реформа является, по сути, совместным предприятием, где с российской стороны выступает кабинет Бурбулиса — Гайдара, а с западной — МВФ. По соглашению, заключенному в конце 1991 года существовавшим тогда СССР и иностранными кредиторами, объединенными в Парижский клуб, советской стороне была предоставлена до марта 1992 года отсрочка по выплате основной суммы задолженности в $11,3 млрд (в расчете на год). Условием отсрочки стало следование рекомендациям МВФ при осуществлении рыночной реформы. В марте 1992 года специалисты МВФ должны были представить руководству МВФ доклад о серьёзности намерений российского правительства. Отсрочка выплаты будет продлена только в том случае, если оно предпримет «очень серьезные усилия» в направлении либерализации цен и достижения бездефицитности бюджета. Несоблюдение поставленных кредиторами условий приведет к автоматическому расторжению договора об отсрочке, за чем последует весьма вероятное прекращение кредитования поставок в Россию сельхозпродукции. По словам Егора Гайдара, непосредственным результатом этого станет то, что «в марте и апреле наше население останется без хлеба, а животноводство в России будет практически уничтожено». При этом от себя Гайдар добавил, что Запад «сам пожалеет о последствиях таких шагов». Неизвестно, испугается ли Запад, однако парламентариям апокалиптические картины, нарисованные вице-премьером, показались вполне натуральными. Поэтому ВС РФ хотя и не утвердил официально бюджетные проектировки на I квартал 1992 года, просто приняв их к сведению, но дал при этом возможность правительству продолжать свои бюджетные эксперименты. Некоторые поправки все же были внесены. Главная из них — увеличение на 10 млрд руб. кредитования конверсируемых предприятий при условии возврата кредита в III—IV кварталах. Кроме того, правительству был высказан ряд претензий. В частности, отмечалось, что в представленном экономическом прогнозе на I квартал 1992 года стоимость промышленной продукции превышала стоимость валового национального продукта. Столь трансцендентный результат в экономической науке был получен впервые. Что свидетельствует, впрочем, не о новом слове в науке, а только о некачественности материалов. Кроме того, многие специалисты тогда отмечали произвольность и недостаточную обоснованность цифр в бюджете. В частности, по оценкам самого правительства, инфляция в I квартале 1992 года составит 1000—1200 %, однако в бюджете заложен уровень лишь в 400—450 %. Гайдар объяснил подобные «консервативные расчеты» чисто эмпирически: если в бюджет заложить высокий уровень инфляции, то он таким и окажется.[9]

24 января 1992 года Верховный совет России рассмотрел проект постановления по вопросу снижения налога на добавленную стоимость для продовольственных товаров, но решения не принял, перенеся его на следующую неделю.[10]

[править] Финансы

В январе 1992 года скорость денежного обращения в России составила 0,36 оборотов в месяц.[11]

[править] Внешнеэкономические отношения

15 января 1992 года заместитель председателя правительства России Е. Т. Гайдар подписал распоряжение о продаже за границу экспортных товаров на сумму $90 млн в обмен на поставки продовольствия в Москву и Московскую область. Согласно распоряжению, экспорт должен производиться на основании лицензий, распределяемых между экспортерами на конкурсной основе. Участие в конкурсе смогут принять все желающие организации, включая коммерческие структуры. В соответствии с распоряжением Гайдара, лицензии на экспорт валютных товаров (нефть и нефтепродукты, лес, пиломатериалы, продукция химической промышленности) должны быть распределены до 25 января. Выручка, полученная от экспорта, целиком пойдет на оплату поставок мяса, сливочного масла, сахара, детского питания, сухого молока в самый «взрывоопасный», по мнению правительства, регион России — Москву и Московскую область. Экспорт товаров будет производиться на основании лицензий, выдаваемых Комитетом по внешнеэкономическим связям России на конкурсной основе. Участие в конкурсе смогут принять не только производители, но и посреднические организации. В настоящее время российский комитет разрабатывает условия проведения конкурса, которые будут опубликованы не позднее чем за 3 дня до его начала. Для участников конкурса определен ряд условий. Так, для получения лицензии на экспорт предприятие должно будет на все вырученные от экспорта деньги закупить продовольствие за границей и реализовать его в соответствии с инструкцией, разрабатываемой в настоящее время Министерством торговли и материальных ресурсов России. Кроме того, при распределении экспортных лицензий преимуществом будут пользоваться те предприятия, которые смогут поставить продовольствие в Москву и Московскую область до 10 февраля. Как отмечали тогда наблюдатели, впервые в подобном мероприятии смогут принять участие любые предприятия независимо от форм собственности. По всей видимости, правительство России рассчитывало привлечь к решению продовольственной проблемы прежде всего представителей частного бизнеса. 20 января Комитет внешнеэкономических связей (КВЭС) РФ утвердил условия конкурсного распределения (тендера) квот для экспорта лицензируемых товаров под поставки в Москву и Московскую область продовольственных товаров.[12][13][14]

[править] Прочее

К январю 1992 г., когда начались преобразования, программы перехода к рынку как комплексной системы поэтапных мер, имеющих целью достижение определенного экономического и социального результата, в России создано не было.[15]

[править] Примечания

  1. Изменения в технике взимания налога на прибыль и его динамика в 1992—1998 годах
  2. Кувалин Д. Б. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4
  3. Кувалин Д. Б. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4
  4. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=2648
  5. http://www.underlaw.ru/zacon/pprf/2330/
  6. http://jurbase.ru/2006_archive_federal_laws_of_russia/texts/sector172/tez72013.htm
  7. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=2709
  8. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=2750
  9. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=2740
  10. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=2750
  11. Полтерович В. М. Экономическая реформа 1992 г.: битва правительства с трудовыми коллективами. // Экономика и математические методы. 1993. Т.29. Вып.4.
  12. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=2639
  13. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=2562
  14. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=2648
  15. История России XX — начала XXI века[1] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
Экономика России в 1992 году
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительствоТранспортное строительство
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Речной) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Мобильная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  Банковская системаФондовый рынокСтрахованиеГосударственные финансыПриток капиталаВнутренний долгВнешний долг
Основные фонды  Коммерческие организацииНекоммерческие организацииФондоотдача
Инвестиции  Инвестиционный климатИностранные инвестиции
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт)
Доходы населения  Заработная платаПенсии
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеРасходы на конечное потребление домохозяйствВаловое накопление основного капитала
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Январь  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Февраль  12345678910111213141516171819202122232425262728
Март  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Апрель  123456789101112131415161718192021222324252627282930
Май  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Июнь  123456789101112131415161718192021222324252627282930
Июль  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Август  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Сентябрь  123456789101112131415161718192021222324252627282930
Октябрь  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Ноябрь  123456789101112131415161718192021222324252627282930
Декабрь  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Другие периоды  I полугодиеII полугодиеI кварталII кварталIII кварталIV кварталВеснаЛетоОсень
Личные инструменты