Железнодорожный транспорт России
Материал из Documentation.
Железнодорожный транспорт России — один из основных видов российского транспорта, играющий особо важную роль в дальних грузовых и пассажирских перевозках.
Общая протяжённость российских железных дорог составляет около 86 тыс. км. Российские железные дороги занимают второе место в мире по протяжённости электрифицированных путей — 40,3 тыс. км. В отрасли работают 1,3 млн человек, что составляет почти 2 % всего трудоспособного населения России.
На долю железнодорожных магистралей приходится свыше 80 % внутреннего грузооборота (без учёта трубопроводного транспорта; свыше 1 млрд тонн в год) и 40 % пассажирских перевозок (1418,1 млн человек). По ним перевозят 98,6 % железной и марганцевой руды, 92,3 % чёрных металлов, 87,2 % каменного угля, 88,1 % от общего объёма производимых удобрений, 45 млн контейнеров. Транссибирская магистраль сегодня является самым быстрым путем доставки контейнера из Азии в Европу — грузы проходят расстояние свыше 10 тыс. км и восемь часовых поясов за девять суток.
В состав отрасли входят шесть научно-исследовательских институтов, шесть конструкторских бюро и десять вузов, в которых трудятся свыше 7 тыс. научных работников, включая 580 докторов наук.
Парк железнодорожного подвижного состава России составляет более 22 тыс. локомотивов, 890 тыс. грузовых вагонов, 26 тыс. пассажирских вагонов и более 15 тыс. вагонов электро- и дизельпоездов.[1]
Содержание |
[править] Виды транспорта
[править] Грузовой транспорт
В структуре российских железнодорожных перевозок преобладают грузовые перевозки (1278,1 млн тонн, 2019). Основные виды грузов (% от всех грузов, 2019): каменный уголь и кокс (29,5), нефть и нефтепродукты (18,2), строительные материалы (включая цемент 11,8), руды чёрных и цветных металлов (10,9), чёрные металлы и их лом (6,9), удобрения и химикаты (6,8), лесные грузы (3,3). Самые крупные отправители грузов (млн. т, 2018): Кемеровская (265,7), Свердловская (59,9), Челябинская (67,4), Иркутская (50,0), Белгородская (48,9), Тюменская (37,7), Мурманская (31,6) области, Красноярский (57,1), Пермский (46,5) и Краснодарский (32,6) края. Средняя участковая скорость движения грузового поезда 41,2 км/ч (2019).[2]
Наибольшее количество российского подвижного состава сосредоточено в руках двух транспортных гигантов — Федеральной грузовой компании (ФГК) и Первой грузовой компании (ПГК) миллиардера Владимира Лисина.[3]
Грузовые железнодорожные перевозки в России являются одними из самых энергоэффективных в мире. Основная причина — высокая доля перевозки грузов на экологически чистой электрической тяге (более 86 % грузов).[4]
Объемы грузовых железнодорожных перевозок, в силу тесной зависимости от уровня промышленного производства, являются одним из наиболее достоверных, объективных индикаторов состояния российской экономики. Они характеризуют уровень объемов производства и сбыта в натуральном измерении как в целом в экономике страны, так и по отдельным товарам, отраслям и регионам, причём ежесуточно.[5]
[править] Пассажирский транспорт
Число пассажиров, перевозимых железнодорожным транспортом, 1196,7 млн (2019). Из них 1080,2 млн перевезено поездами внутригородского и пригородного сообщения, 116,5 млн — поездами дальнего сообщения. Наиболее крупные отправители (млн. пассажиров, 2018) — г. Москва (465,9), Московская область (308,8), г. Санкт-Петербург (61,3), Ленинградская (27,7), Новосибирская (23,9) области и Краснодарский край (19,8).[6]
[править] Регионы
[править] ДФО
[править] Амурская область
3 июня 2024 года было сообщено, что в Амурской области открылось двухпутное движение поездов на перегоне БАМа Муртыгит — Мохортов. Модернизацию участка протяжённостью 20 км выполнила «Бамстроймеханизация» (входит в Нацпроектстрой). На перегоне построили 14 мостов и 5 водопропускных труб, установили более 60 металлических опор под высоковольтные линии, смонтировали модули пунктов обогрева, обновили системы СЦБ и связи. Участок Муртыгит — Мохортов был самым лимитирующим на линии Тында — Бамовская. Один путь сдерживал возрастающий поток поездов, составы ожидали своей очереди на отправление на станции Муртыгит и разъезде Мохортов. С открытием второго пути поезда пошли без барьеров.[7]
[править] Перспективы
[править] Железные дороги
19 марта 2024 года было заявлено, что железная дорога из Ростова-на-Дону в Крым через Новороссию начнёт полноценно работать до конца 2024 года.[8]
[править] Электрификация
«РЖД» в своей долгосрочной программе развития планирует крупномасштабную электрификацию оставшихся направлений, которые ещё работают на дизельной тяге.[9]
[править] Ссылки
[править] Росжелдор
[править] РЖД
[править] Видео
[править] РЖД-Партнёр
[править] Sdelanounas
- Раздел о железнодорожном транспорте на сайте sdelanounas.ru
- Японцы выбирают Транссиб
- ТВЕМА продолжает покорять железные дороги Германии
[править] Коммерсантъ
- Тема «Деятельность РЖД»
- В России не будет высокоскоростных железных дорог
- Ъ-Власть — Кому принадлежит Россия // Коммерсантъ
- Ъ-Власть — Железнодорожный транспорт // Коммерсантъ
- Ъ-Власть — Железнодорожный транспорт // Коммерсантъ
- Ъ-Власть — Железнодорожный транспорт // Коммерсантъ
- Магистраль Москва—Казань не набирает скорость // Коммерсантъ
- [10]
[править] ЖЖ
- Якутско-Амурская магистраль. 2 мая 2015
- Дракон столбит вкусную деляну у медведя. 8 мая 2015
- Парадокс: на дворе кризис, но перевозки растут. 13 июля 2016
- Статистика пригородных перевозок в России за 2005—2018 годы: Москва и регионы
[править] Рунет
- Железнодорожный транспорт
- Раздел о железных дорогах на сайте Первого канала
- Поезда на карте
- Сайт компании «Скоростные магистрали»
- Россия потеряла статус лидера по протяженности железных дорог
- Железные дороги Китая на пути к рыночной экономике (Продолжение)[7]
- Высокоскоростным железнодорожным магистралям в России быть[8]
- Высокоскоростное железнодорожное сообщение появится к 2018 году
- В России будут развивать высокоскоростные железные дороги
- Правительство дало шанс внебюджетным скоростям
- Минтранс попросит 74 млрд рублей на аэропорты к ЧМ
- Направление развития — высокоскоростные магистрали // Российское Экспертное обозрение, № 1 2007
- «Белкомур»: когда благие намерения превратятся в дорогу
- Цистерны любой ценой
- Путин ставит на рельсы
- Себестоимость железнодорожных перевозок: Учебник для вузов ж.-д. транспорта / Н. Г. Смехова, А. И. Купоров, Ю. Н. Кожевников и др.; Под ред. Н. Г. Смеховой и А. И. Купорова.— М.: Маршрут, 2003. — 494 с.
- «БАМ и Транссиб работают на пределе пропускной способности». 5 мая 2015
- «БАМ — это не только железнодорожный проект». 18 мая 2015
- БАМу повысят пропускную способность. 22 июня 2014
- История экономики транспорта
- Железнодорожный транспорт России: вызовы до 2025 года
- Железнодорожный транспорт
- Умные на дорогах. 16 июля 2015
- Железная дорога
[править] Прочее
- Россия. ВТО. Транзит
- Организация и управление движением на железнодорожном транспорте: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. А. Кудрявцев, В. И. Бадах, К. А. Белов и др.; под ред. В. А. Кудрявцева. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.
- Китайская высокоскоростная железная дорога придет в Россию. 8 мая 2015
- История железнодорожного транспорта России
- Список серий и моделей. Россия
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ География транспорта
- ↑ Россия подготовила Украине транспортную ловушку. 11 августа 2015
- ↑ [2]
- ↑ Общий технико-экономический курс железных дорог: Учебник / Под ред. Д. А. Мачерета — М.: РУТ (МИИТ), 2017
- ↑ География транспорта
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]