Железнодорожный транспорт России в 2010-х годах
Материал из Documentation.
[править] Железнодорожное сообщение с московскими аэропортами
В 2016 году организована остановка тактовых электропоездов «Спутник» на остановочном пункте Отдых Казанского направления МЖД для транспортного обеспечения аэропорта «Жуковский». В этом же году на участке Авиационная — Космос Павелецкого направления МЖД железнодорожники завершили строительство второго главного пути, что позволило увеличить количество поездов в аэропорт Домодедово.[1]
[править] Пригородное скоростное движение
В 2013 году скоростное движение электропоездов организовали на Киевском направлении на участке Москва — Солнечная — Новопеределкино.[2]
[править] Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла
Проектирование обхода Краснодарского железнодорожного узла началось в 2013 году, строительство — в 2017 году. В ходе реализации проекта построена новая железнодорожная линия протяженностью 65 км от станции Козырьки до станции Гречаная по территории Кореновского, Тимашевского и Калининского районов Краснодарского края. На этом участке также появились новые станции Кирпили и Бейсужек.[3]
23 ноября 2018 года открылось рабочее движение поездов по железнодорожному обходу Краснодара.[4]
Стоимость проекта составляет более 36 млрд руб. Финансирование осуществляется из средств федерального бюджета и собственных средств ОАО «РЖД».[5]
[править] Железные дороги
[править] Байкало-Амурская магистраль
В 2014 году стартовала программа серьёзной комплексной реконструкции БАМа, также известная как проект «БАМ-2».
[править] Амуро-Якутская железнодорожная магистраль
Амуро-Якутская магистраль соединила центральные районы Якутии с сетью российских железных дорог. Завершено строительство основного участка магистрали от станции Беркакит на Малом БАМе до станции Нижний Бестях, расположенной на противоположном от Якутска берегу Лены. Длина участка 809 км, ввод его в эксплуатацию с открытием грузового движения произошёл в сентябре 2014 года.[6]
[править] Московское центральное кольцо
В 2016 году АО «РЖД» и правительство Москвы запустили движение скоростных электропоездов «Ласточка» по Московскому центральному кольцу (МЦК).[7]
МЦК — это реконструированное и модернизированное Малое кольцо Московской железной дороги. В рамках создания МЦК построили 31 транспортно-пересадочный узел, уложили более 180 км вторых путей, 379 стрелочных переводов, установили 4,9 тыс. единиц опор контактной сети, смонтировали 178 км контактной сети, уложили 1,8 тыс. км линий устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), необходимых для регулировки и безопасности движения поездов. Кроме того, построили две и реконструировали 3 тяговых подстанции, построили 29 искусственных сооружений, установили свыше 14 км шумозащитных экранов и более 31 км ограждения пути.[8]
При реализации проекта применены самые передовые и инновационные технологии, позволившие запустить тактовое движение «Ласточек» с интервалом в часы пик 6 минут. В 2017 году интервал сократили до 5 минут.[9]
МЦК проходит по территории 26 районов Москвы и интегрировано в городскую транспортную систему.[10]
[править] Крупные проекты
[править] Организация скоростного пассажирского сообщения на направлении Москва — Нижний Новгород
Проект предусматривал реконструкцию железнодорожной инфраструктуры на участке Москва — Нижний Новгород для организации скоростного пассажирского движения. Стоимость проекта по разным источникам 15,9-37 млрд рублей (последнее число — с учётом 4,5 млрд рублей на приобретение поездов). [12][13] Выполнение проекта завершено в 2010 г.
[править] Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Бусловская (I этап)
Проект предусматривал реконструкцию железнодорожной инфраструктуры на участке Санкт-Петербург — граница Финляндии для организации скоростного пассажирского движения. Стоимость проекта 34 млрд рублей. [14] Выполнение основной части (одноименного первого этапа) проекта завершено в 2010 г. [15][16]
[править] Железная дорога Обская-Бованенково (Обская-Бованенково-Карская)
Самая северная железная дорога в мире. Строилась на месте незавершённого в советское время строительства и эксплуатируется ОАО «Газпром». В настоящее время используется в основном с целью обеспечения круглогодичной транспортной доступности месторождений на полуострове Ямал[17]. Общая протяжённость 678 км. Рабочее движение на всем протяжении до Карской открыто в начале 2011 г.
Включает уникальный мост через реку Юрибей длиной 3,9 километра. Рассматриваются проекты строительства веток от этой линии к нескольким планируемым и перспективным портам Харасавей, Новый Порт и Сабетта. В этом случае значение дороги существенно возрастёт. Инвестиции в строительство железной дороги Обская-Бованенково превысили 160 млрд рублей[18], но, видимо, это не полные данные, так как основную часть этой суммы может составлять стоимость моста через Юрибей. Необходимость и своевременность строительства дороги, а также её качество подвергались ожесточённой критике в Интернете (из которой во многом и состоит соответствующая статья в Википедии[19]). Видимо критики, утверждавшие, что дорога строится «в никуда» не могли осознать, что для того, чтобы ввести в строй месторождения и построить заводы сжиженного газа как раз и нужна железная дорога. В условиях экстремально болотистого летом и погружённого в арктические морозы и полярную ночь зимой Ямала другие способы доставки соответствующего оборудования обошлись бы куда дороже.
[править] Железная дорога Улак-Эльга
Подъездная ветка от БАМа к крупнейшему в России Эльгинскому угольному месторождению на юге Якутии длиной 321 км. Строилась с 2000 г. сначала РЖД, а затем компаниями, нанятыми компанией «Мечел», контролирующей разработку соответствующего месторождения. Объем инвестиций составил порядка 40 млрд рублей. [20] В декабре 2011 г. рельсы были уложены по всей длине трассы, но окончательно строительство и к началу 2013 г., видимо, не завершено. Однако, опыт подобных железных дорог на Ямале показывает, что они могут десятилетиями успешно эксплуатироваться в формально недостроенном состоянии, поэтому проект можно считать в целом завершённым.
[править] Железная дорога «Нарын-Лугокан» (Нарын 1 (Борзя) — Газимурский Завод)
Железная дорога является частью комплексного проекта по освоению минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края. По первоначальному проекту дорога должна была обеспечить доступ к пяти месторождениям и иметь длину 375 км. Однако позднее в связи с доразведкой месторождений и экономическим кризисом решено было осваивать в первую очередь только два месторождения, а сама дорога теперь должна была иметь длину 224 км, заканчиваясь не в Лугокане, а на станции Газимурский завод. Начало дороги также было перенесено со станции Нарын на станцию Борзя (Нарын-1). [21] Дорога строилась с 2007 г. Летом 2012 г. движение было открыто на всем протяжении дороги до Газимурского завода. На начало 2013 г. дорога достраивается, но по опыту Ямала такого рода дороги в формально недостроенном состоянии могут успешно эксплуатироваться десятилетиями. Стоимость строительства дороги составляет 32 млрд рублей. [22]
[править] Развитие железнодорожной инфраструктуры для обеспечения Универсиады 2013
Проект включает строительство к XXVII Всемирной летней Универсиаде 2013 г. в г. Казани нового вокзала «Казань-2»[23] и некоторых других объектов железнодорожной инфраструктуры на станциях города. Стоимость проекта 13 млрд рублей[24].
[править] Усиление инфраструктуры железнодорожной линии Туапсе — Адлер
Проект предусматривал в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде в Сочи 2014 г. строительство нескольких десятков километров двухпутных вставок с целью существенного увеличения пропускной способности железной дороги, а также реконструкцию практически всех сооружений дороги[25]. Стоимость проекта 13,5 млрд рублей[26][27]. В середине 2013 г. проект ещё строился[28], однако, по всей видимости, был тихо завершён к Зимней Олимпиаде 2014 г. в Сочи.
[править] Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис»
Дорога строилась с 2009 года в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде в Сочи 2014 г. и должна соединить ледовые дворцы спорта в Имеретинской низменности у моря, с окрестностями горнолыжного курорта Красная Поляна, где находятся лыжные и санно-бобслейные трассы. Общая протяжённость железнодорожного пути 48,5 км, на трассе дороги строится в общей сложности 30 километров тоннелей. На конец ноября 2013 г. на дороге открыто рабочее движение[29][30]. Стоимость дороги, прокладываемой в сложных условиях узкого ущелья, оценивается 240 млрд рублей.[31]
Дорога часто служит объектом критики за высокую стоимость, при этом часто приводятся сравнения с другими скоростными железными дорогами. Тут следует отметить необходимость втиснуть в то же ущелье ещё и автомобильную дорогу высокого качества, а также сложность и срочность проекта — подобными темпами и в похожих условиях у нас строилась разве что Кругобайкальская железная дорога во время Русско-Японской войны. Достаточно сказать, что в таких условиях даже просто для организации временных проездов и площадок для строительной техники и строительных городков необходимо практически на всем их протяжении строить дополнительные подпорные стенки, стоимость которых сама по себе намного больше, чем стоимость, например, обычной автомобильной дороги той же протяжённости. Презентация с описанием проекта, позволяющая оценить масштаб и объём строительства.[32]
[править] Новый Кузнецовский тоннель
Построенный в Хабаровском крае в рамках проекта реконструкции построенной ещё в годы войны железной дороги Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань, тоннель длиной 3,8 км позволил значительно увеличить пропускную способность магистрали. Стоимость строительства 24 млрд руб. Строился с 2008 г., введён в эксплуатацию в декабре 2012 г.[33]
[править] Прогнозы
В 2018 году планировалось начать строительство ВСМ от Москвы до Казани.[11]
[править] Примечания