Пассажирский железнодорожный транспорт России в XXI веке
Материал из Documentation.
19 мая 2021 года Марат Хуснуллин заявил: «Мы с РЖД отрабатываем возможность в крупных городах-миллионниках запустить на базе линий РЖД городской полноценный транспорт. Восемь таких проектов отработано. Есть хороший опыт в Москве — реализованы московские центральные диаметры. РЖД сейчас к этому хорошо относится. Пока небольшие деньги, мы это начинаем отрабатывать, считаем. У нас уже восемь проектов находятся в работе, мы в ближайшее время по мере их готовности будем запускать.»[1]
Содержание |
[править] Подвижной состав
[править] Двухэтажные поезда
1 ноября 2013 года в 07:50 мск с Казанского вокзала отправился первый в истории «РЖД» двухэтажный поезд.[2]
31 июля 2015 года в первый рейс отправится фирменный двухэтажный поезд с местами для сидения № 45/46 Москва — Воронеж формирования АО «ФПК».
3 декабря 2015 года в первый рейс отправится двухэтажный пассажирский поезд № 50/49 Москва — Самара формирования АО «ФПК».
В декабре 2018 года состоялся первый рейс скорого двухэтажного поезда Ижевск — Москва.
[править] Электропоезда


[править] Аллегро
12 декабря 2010 года — открыто скоростное сообщение между Россией и Финляндией. В этот день из Хельсинки в Санкт-Петербург отправился первый скоростной поезд «Аллегро». С началом скоростного сообщения время в пути по железной дороге между Санкт-Петербургом и Хельсинки сократилось с 6 ч. 18 мин. до чуть более трёх с половиной часов.[3]
[править] Иволга
Весной 2017 года по Киевскому направлению Московской железной дороги был запущен новый комфортабельный ЭГ2Тв «Иволга» производства Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ), по состоянию на декабрь 2017 года в парке «ЦППК» было два таких поезда.[4]
[править] Ласточка
С 2013 года «РЖД» эксплуатирует выпускаемые в Германии и России электропоезда Siemens Desiro Rus.[5]
Электропоезд «Ласточка» 20 мая 2015 года совершил первый рейс из Адлера в Майкоп.
1 октября 2015 года «РЖД» запустили скоростные поезда «Ласточка» на участке Москва — Тверь.[6]
Июль 2016 года — ОАО «РЖД» приступило к тестовой эксплуатации поездов «Ласточка» на Малом кольце Московской железной дороги.[7]
Скоростные поезда «Ласточка» между городами Иваново и Москва курсируют с марта 2018 года.[8]
Пробные поездки «Ласточек» между Москвой и Костромой состоялись в апреле 2018 года. Тогда были выявлены технические проблемы, связанные с очень высокой интенсивностью движения поездов в московском регионе и со сложным графиком грузовых поездов на полигоне Северной железной дороги от Костромы до Александрова.[9]
22 февраля 2019 года с железнодорожного вокзала Пскова отправился в первый рейс поезд «Ласточка» № 819/820 сообщением Псков — Петрозаводск.[10]
1 сентября 2019 года населенные пункты Кавказских Минеральных Вод соединили пригородные электропоезда «Ласточка». В торжественном запуске пригородных экспрессов в г. Минеральные Воды приняли участие полномочный представитель Президента РФ по СКФО Александр Матовников, начальник Северо-Кавказской железной дороги Владимир Пястолов и губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.[11]
Скорые пассажирские поезда «Ласточка» с 9 декабря 2019 года начали курсировать на направлениях Пермь — Екатеринбург и Тюмень — Екатеринбург.[12]
В декабре 2019 года генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров по видеосвязи дал старт началу курсирования ежедневных электропоездов «Ласточка» между Анапой и Краснодаром.[13]
[править] Сапсан
17 декабря 2009 года началось регулярное движение поездов «Сапсан».
30 июля 2010 года состоялся первый рейс «Сапсана» по маршруту Нижний Новгород — Москва — Санкт-Петербург.
В 2014 году между Москвой и Санкт-Петербургом начал курсировать сдвоенный электропоезд «Сапсан».[14]
[править] ЭД4М
29 декабря 2006 года Белгородская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Юго-Восточной железной дороги получила новый электропоезд ЭД4М — 0178 производства Демиховского машиностроительного завода стоимостью 113 млн рублей.[15]
[править] Прочее
16 января 2004 года в первый рейс отправился ускоренный электропоезд Хабаровск — Биробиджан.
19 апреля 2007 года в первый рейс отправился обновлённый состав скоростной электрички повышенной комфортности «Парма» сообщением Пермь — Екатеринбург.
1 июня 2015 года в первый рейс с пассажирами из Москвы в Нижний Новгород отправился скоростной поезд «Стриж».
[править] Рельсовые автобусы
В феврале 2020 года было сообщено, что во Владимирской области состоялся запуск первого рельсового автобуса по маршруту «Муром — Ковров».[16]
[править] Поезда дальнего следования
В 2019 году в России осуществлено обновление парка пассажирских вагонов для перевозок в дальнем следовании в количестве 580 единиц, в том числе 161 двухэтажных.[17]
В июле 2019 года был пущен первый в истории Сахалина пассажирский поезд дальнего следования, движущийся по широкой колее. Он связал станции Взморье и Ноглики.[18]
[править] Фирменные поезда
20 мая 2003 года в первый рейс отправился новый фирменный поезд «Демидовский экспресс». Он соединил Екатеринбург с Санкт-Петербургом.
10 января 2013 года в первый рейс отправится фирменный скорый поезд Москва — Назрань.
15 ноября 2018 года в первый рейс отправился состав фирменного поезда № 1/2 «Россия», оформленный материалами экспозиции «Золотой фонд Русского географического общества».
[править] Скорые поезда
7 декабря 2010 года в первый рейс по маршруту Бийск — Барнаул отправился скорый пригородный поезд «Восток».
10 июня 2016 года в первый рейс отправился скорый поезд с дневным режимом пропуска № 103/104 сообщением Уфа — Самара — Саратов.
[править] Скоростные поезда
9 декабря 2018 года в свой первый рейс с Московского вокзала отправился скоростной поезд Нижний Новгород — Великий Новгород.
[править] Пригородные поезда
Ускоренный пригородный поезд повышенной комфортности «Спутник» появился в 2004 году.[19]
24 марта 2004 года в первый рейс из Благовещенска до Шимановска отправился новый пригородный поезд из 11 вагонов.
В 2016 году компания «РЖД» инвестировала 16 млрд рублей в обновление парка пригородных поездов.[20]
В 2019 году в России осуществлено обновление парка моторвагонного подвижного состава для пригородного сообщения в количестве 950 единиц, в том числе электропоездов «Ласточка» — 207 единиц.[21]
[править] Дневные поезда
В феврале 2019 года Кострому и Москву связали прямые дневные поезда — в дополнение к традиционному ночному сообщению.[22]
[править] Инфраструктура
[править] Линии
[править] Беркакит — Томмот
В августе 2004 года участок Беркакит — Томмот открылся для пассажирского движения.
[править] Московское центральное кольцо
10 сентября 2016 года открылось для пассажиров Московское центральное кольцо.[23]
[править] Томмот — Нижний Бестях
В июле 2019 года началось пассажирское движение на пусковом комплексе Томмот — Нижний Бестях.[24][25]
[править] Мосты
23 декабря 2019 года было открыто пассажирское сообщение по железнодорожной части Крымского моста.
[править] Станции
С 8 июля 2020 года открыт новый остановочный пункт Окский берег для поездов Приокской линии проекта «Городская электричка».[26]
[править] Компании
[править] Башкортостанская ППК
По состоянию на декабрь 2020 года Башкортостанская ППК эксплуатировала 28 электропоездов серий ЭД4М, ЭР2Т, ЭТ2М и ЭП2Д, а также восемь рельсовых автобусов серий РА1, РА2 и 20 вагонов локомотивной тяги.
[править] Гранд сервис экспресс
1 июля 2020 года первый поезд оператора пассажирских железнодорожных перевозок «Гранд сервис экспресс» отправился из Санкт-Петербурга в крымский город-курорт Евпаторию.[27]
Первый поезд оператора железнодорожных перевозок «Гранд сервис экспресс» из Кисловодска 2 июля 2020 года прибыл в Симферополь.[28]
[править] ППК «Содружество»
В октябре 2020 года три новых вагона межобластного типа поступили в распоряжение ППК «Содружество».[29]
[править] Федеральная пассажирская компания
Наибольшую часть пассажирских перевозок на поездах дальнего следования с 2010 года осуществляет «Федеральная пассажирская компания».[30]
[править] Типы перевозок
[править] Перевозки на поездах дальнего следования
В 2017 году в России было принято решение по обнулению НДС на предоставление услуг по пассажирским перевозкам железнодорожным транспортом в дальнем следовании.[31]
В 2019 году в России количество отправленных пассажиров в дальнем следовании составило 116,6 млн человек, в том числе в регулируемом государственном секторе — 74 млн человек.[32]
РЖД перевезли в поездах дальнего следования в мае 2023 года 9,8 млн пассажиров, что на 7,2 % больше, чем за аналогичный месяц 2022 года. Этот показатель совпадает с маем 2019 года (последний год перед ковидом, когда перевозки достигли максимума) — тогда в дальнем следовании также было перевезено 9,8 млн человек.[33]
[править] Пригородные перевозки
В пригородном сообщении в мае 2023 года РЖД перевезли 92,7 млн человек (в мае 2019 года этот показатель составлял 93 млн пассажиров).[34]
[править] Городские электрички
21 июля 2023 года отмечалось: «Сегодня проекты „Городская электричка“ реализуются в 17 городах: Москва, Новокузнецк, Ростов-на-Дону, Сочи, Владивосток, Калининград, Пермь, Красноярск, Воронеж, Волгоград, Тамбов и других».[35]
[править] Аэроэкспрессы
В 2002 году был запущен совместный с Московской железной дорогой проект: введена в эксплуатацию скоростная железнодорожная транспортная система, соединившая аэропорт Домодедово с Павелецким вокзалом, на котором был открыт городской пункт регистрации авиапассажиров. Новая транспортная услуга получила название «Аэроэкспресс».[36]
10 июня 2008 был введён в эксплуатацию современный железнодорожный терминал «Аэроэкспресс», открыто прямое железнодорожное сообщение Москва — Шереметьево с Савеловского вокзала Москвы. Добраться до аэропорта Шереметьево на поезде «Аэроэкспресс» стало возможным за 30 минут. В августе 2009 года терминал аэроэкспресса был перенесён на Белорусский вокзал.[37][38]
В 2013 году был запущен аэроэкспресс в Казани, между вокзалом и аэропортом.[39]
В 2013 году скоростным поездом на маршруте Белорусский вокзал — аэропорт «Шереметьево» воспользовались 6,6 млн человек.[40]
Первый двухэтажный аэроэкспресс начал курсировать от Киевского вокзала до аэропорта Внуково 27 октября 2017 года.[41]
4 июля 2019 года маршрут следования аэроэкспрессов из «Шереметьево» был продлён до Одинцово. Это нововведение позволило пассажирам проще добираться из аэропорта «Шереметьево» до Одинцово, Сколково, Москва-Сити.[42]
[править] Туризм
в середине июля 2021 года холдинг РЖД запустил туристический поезд «Байкальская сказка», который перевез одну группу путешественников из Москвы в порт Байкал, а другую — в обратном направлении. Маршрут предусматривал сочетание разных видов транспорта, остановки и экскурсии в нескольких городах. А поезд выступал в роли передвижного отеля. При этом туристы ехали на новейших двухэтажных вагонах Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ, входит в ТМХ). В них увеличены в размерах купе второго этажа — стало больше места над верхней полкой, появились специальные детские купе с ярким дизайном и даже беспроводные зарядки. В каждом вагоне есть душ, в каждом купе — возможность регулировать температуру воздуха, а у каждого пассажира — индивидуальный сейф.[43]
[править] Билеты
Компания «РЖД» 1 декабря 2009 года открыла продажу билетов с электронной регистрацией на поезда дальнего следования с 001 по 199 нумерации с датой отправления 14 января 2010 года.[44]
В июле 2013 года было сообщено, что АО «РЖД» для развития электронных продаж билетов на поезда и улучшения сервиса при их покупке через интернет запустили мобильную версию официального сайта. Тогда отмечалось, что пользователь с мобильного телефона может ознакомиться с расписанием и правилами оформления электронных билетов на поезда дальнего следования, приобрести их, пройти электронную регистрацию, посмотреть историю заказов. Оплата билетов производится банковскими картами международных платежных систем. Пассажирам, прошедшим электронную регистрацию, необходимо сохранить в памяти мобильного устройства электронный билет, состоящий из двух частей (контрольный и посадочный купоны) и содержащий 2D-код, для предъявления проводнику вместе с документом, удостоверяющим личность при посадке на поезд.[45]
[править] Маршруты
19 февраля 2012 года в первый рейс отправится новый поезд по маршруту Самара — Ульяновск — Казань — Ижевск — Киров.
26 апреля 2015 года в первый рейс отправился «Дневной экспресс» Куйбышевского филиала АО «ФПК» по маршруту Самара — Пенза — Самара.
18 января 2018 года в первый рейс отправится новый поезд № 542/541 сообщением Оренбург — Орск — Нижневартовск.
[править] Регионы
[править] ЦФО
[править] Москва
10 сентября 2016 года – открытие Московского центрального кольца.[46]
[править] Московский регион
2002 год — открытие первой интермодальной линии пассажирского сообщения Москва — Павелецкая — Домодедово. Позднее все основные московские аэропорты были связаны с железнодорожными вокзалами с помощью комфортабельных аэроэкспрессов.[47]
14 февраля 2004 года — открытие первой скоростной пригородной линии Москва — Мытищи. Время в пути от Москвы до Мытищ сократилось с 35 до 18 мин.[48]
[править] ПФО
[править] Самарская область
2001 год — построен новый вокзал в Самаре.[49]
[править] ДФО
[править] Сахалинская область
Движение пассажирских поездов из Южно-Сахалинска до станции Ноглики (на севере острова Сахалин) было остановлено с 28 июня 2019 года для перешивки железнодорожной колеи.[50]
[править] Показатели
[править] Объём перевозок
Перевозки пассажиров на железных дорогах России составили 1 млрд 40 млн человек в 2016 году.[51]
Всего за 2022 год на сети «РЖД» отправлено свыше 1 млрд 135,8 млн пассажиров (+7,8 % к 2021 году), из них в пригородном сообщении — 1 млрд 27,4 млн пассажиров (+6,8 %), в дальнем следовании — более 108,3 млн пассажиров (+17,8 %).[52]
В марте 2023 года на сети «РЖД» совершили поездки 95,2 млн пассажиров (+5,3 % к марту 2022 года). Из них:[53]
- в пригородном сообщении — 87,1 млн (+4,2 %)
- в дальнем следовании — 8,1 млн (+19,7 %)
За I квартал 2023 года по российским железным дорогам отправилось 265,2 млн пассажиров (+11 %). В том числе:[54]
- в пригородных поездах — 241,09 млн человек (+9,7 %)
- в поездах дальнего следования — 24,16 млн человек (+25,2 %)
[править] Пассажирооборот
Пассажирооборот на сети ОАО «РЖД» в 2022 году вырос на 18,8 % по сравнению с предыдущим годом и составил 122,9 млрд пасс.-км, в том числе в пригородном сообщении — 31,4 млрд пасс.-км (+8,5 %), в дальнем следовании — 91,5 млрд пасс.-км (+22,8 %).[55]
[править] Удельный пассажирооборот
В 2019 году транспортная подвижность населения России на железнодорожном транспорте составила 910,7 пасс.-км на 1 чел. в год.[56]
[править] Подвижной состав
С 1 января 2011 года до 1 января 2021 года доля подвижного состава с туалетами гравитационного типа в парке АО «ФПК» сократилась с 72,5 % до 26,7 %.[57]
[править] Ссылки
- «Стриж» совершил первый рейс из Москвы в Берлин. 18 декабря 2016
- Первый во Владимирской области рельсовый автобус (2020 02 07)