Пассажирский железнодорожный транспорт России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



19 мая 2021 года Марат Хуснуллин заявил: «Мы с РЖД отрабатываем возможность в крупных городах-миллионниках запустить на базе линий РЖД городской полноценный транспорт. Восемь таких проектов отработано. Есть хороший опыт в Москве — реализованы московские центральные диаметры. РЖД сейчас к этому хорошо относится. Пока небольшие деньги, мы это начинаем отрабатывать, считаем. У нас уже восемь проектов находятся в работе, мы в ближайшее время по мере их готовности будем запускать.»[1]

Содержание

[править] Подвижной состав

[править] Двухэтажные поезда

1 ноября 2013 года в 07:50 мск с Казанского вокзала отправился первый в истории «РЖД» двухэтажный поезд.[2]

31 июля 2015 года в первый рейс отправится фирменный двухэтажный поезд с местами для сидения № 45/46 Москва — Воронеж формирования АО «ФПК».

3 декабря 2015 года в первый рейс отправится двухэтажный пассажирский поезд № 50/49 Москва — Самара формирования АО «ФПК».

В декабре 2018 года состоялся первый рейс скорого двухэтажного поезда Ижевск — Москва.

[править] Электропоезда

Электропоезд ЭГ2Тв «Иволга»
Электропоезд ЭГ2Тв «Иволга»
Электропоезд «Ласточка»
Электропоезд «Ласточка»

[править] Аллегро

12 декабря 2010 года — открыто скоростное сообщение между Россией и Финляндией. В этот день из Хельсинки в Санкт-Петербург отправился первый скоростной поезд «Аллегро». С началом скоростного сообщения время в пути по железной дороге между Санкт-Петербургом и Хельсинки сократилось с 6 ч. 18 мин. до чуть более трёх с половиной часов.[3]

[править] Иволга

Весной 2017 года по Киевскому направлению Московской железной дороги был запущен новый комфортабельный ЭГ2Тв «Иволга» производства Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ), по состоянию на декабрь 2017 года в парке «ЦППК» было два таких поезда.[4]

[править] Ласточка

С 2013 года «РЖД» эксплуатирует выпускаемые в Германии и России электропоезда Siemens Desiro Rus.[5]

Электропоезд «Ласточка» 20 мая 2015 года совершил первый рейс из Адлера в Майкоп.

1 октября 2015 года «РЖД» запустили скоростные поезда «Ласточка» на участке Москва — Тверь.[6]

Июль 2016 года — ОАО «РЖД» приступило к тестовой эксплуатации поездов «Ласточка» на Малом кольце Московской железной дороги.[7]

Скоростные поезда «Ласточка» между городами Иваново и Москва курсируют с марта 2018 года.[8]

Пробные поездки «Ласточек» между Москвой и Костромой состоялись в апреле 2018 года. Тогда были выявлены технические проблемы, связанные с очень высокой интенсивностью движения поездов в московском регионе и со сложным графиком грузовых поездов на полигоне Северной железной дороги от Костромы до Александрова.[9]

22 февраля 2019 года с железнодорожного вокзала Пскова отправился в первый рейс поезд «Ласточка» № 819/820 сообщением Псков — Петрозаводск.[10]

1 сентября 2019 года населенные пункты Кавказских Минеральных Вод соединили пригородные электропоезда «Ласточка». В торжественном запуске пригородных экспрессов в г. Минеральные Воды приняли участие полномочный представитель Президента РФ по СКФО Александр Матовников, начальник Северо-Кавказской железной дороги Владимир Пястолов и губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.[11]

Скорые пассажирские поезда «Ласточка» с 9 декабря 2019 года начали курсировать на направлениях Пермь — Екатеринбург и Тюмень — Екатеринбург.[12]

В декабре 2019 года генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров по видеосвязи дал старт началу курсирования ежедневных электропоездов «Ласточка» между Анапой и Краснодаром.[13]

[править] Сапсан

17 декабря 2009 года началось регулярное движение поездов «Сапсан».

30 июля 2010 года состоялся первый рейс «Сапсана» по маршруту Нижний Новгород — Москва — Санкт-Петербург.

В 2014 году между Москвой и Санкт-Петербургом начал курсировать сдвоенный электропоезд «Сапсан».[14]

[править] ЭД4М

29 декабря 2006 года Белгородская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Юго-Восточной железной дороги получила новый электропоезд ЭД4М — 0178 производства Демиховского машиностроительного завода стоимостью 113 млн рублей.[15]

[править] Прочее

16 января 2004 года в первый рейс отправился ускоренный электропоезд Хабаровск — Биробиджан.

19 апреля 2007 года в первый рейс отправился обновлённый состав скоростной электрички повышенной комфортности «Парма» сообщением Пермь — Екатеринбург.

1 июня 2015 года в первый рейс с пассажирами из Москвы в Нижний Новгород отправился скоростной поезд «Стриж».

[править] Рельсовые автобусы

В феврале 2020 года было сообщено, что во Владимирской области состоялся запуск первого рельсового автобуса по маршруту «Муром — Ковров».[16]

[править] Поезда дальнего следования

В 2019 году в России осуществлено обновление парка пассажирских вагонов для перевозок в дальнем следовании в количестве 580 единиц, в том числе 161 двухэтажных.[17]

В июле 2019 года был пущен первый в истории Сахалина пассажирский поезд дальнего следования, движущийся по широкой колее. Он связал станции Взморье и Ноглики.[18]

[править] Фирменные поезда

20 мая 2003 года в первый рейс отправился новый фирменный поезд «Демидовский экспресс». Он соединил Екатеринбург с Санкт-Петербургом.

10 января 2013 года в первый рейс отправится фирменный скорый поезд Москва — Назрань.

15 ноября 2018 года в первый рейс отправился состав фирменного поезда № 1/2 «Россия», оформленный материалами экспозиции «Золотой фонд Русского географического общества».

[править] Скорые поезда

7 декабря 2010 года в первый рейс по маршруту Бийск — Барнаул отправился скорый пригородный поезд «Восток».

10 июня 2016 года в первый рейс отправился скорый поезд с дневным режимом пропуска № 103/104 сообщением Уфа — Самара — Саратов.

[править] Скоростные поезда

9 декабря 2018 года в свой первый рейс с Московского вокзала отправился скоростной поезд Нижний Новгород — Великий Новгород.

[править] Пригородные поезда

Ускоренный пригородный поезд повышенной комфортности «Спутник» появился в 2004 году.[19]

24 марта 2004 года в первый рейс из Благовещенска до Шимановска отправился новый пригородный поезд из 11 вагонов.

В 2016 году компания «РЖД» инвестировала 16 млрд рублей в обновление парка пригородных поездов.[20]

В 2019 году в России осуществлено обновление парка моторвагонного подвижного состава для пригородного сообщения в количестве 950 единиц, в том числе электропоездов «Ласточка» — 207 единиц.[21]

[править] Дневные поезда

В феврале 2019 года Кострому и Москву связали прямые дневные поезда — в дополнение к традиционному ночному сообщению.[22]

[править] Инфраструктура

[править] Линии

[править] Беркакит — Томмот

В августе 2004 года участок Беркакит — Томмот открылся для пассажирского движения.

[править] Московское центральное кольцо

10 сентября 2016 года открылось для пассажиров Московское центральное кольцо.[23]

[править] Томмот — Нижний Бестях

В июле 2019 года началось пассажирское движение на пусковом комплексе Томмот — Нижний Бестях.[24][25]

[править] Мосты

23 декабря 2019 года было открыто пассажирское сообщение по железнодорожной части Крымского моста.

[править] Станции

С 8 июля 2020 года открыт новый остановочный пункт Окский берег для поездов Приокской линии проекта «Городская электричка».[26]

[править] Компании

[править] Башкортостанская ППК

По состоянию на декабрь 2020 года Башкортостанская ППК эксплуатировала 28 электропоездов серий ЭД4М, ЭР2Т, ЭТ2М и ЭП2Д, а также восемь рельсовых автобусов серий РА1, РА2 и 20 вагонов локомотивной тяги.

[править] Гранд сервис экспресс

1 июля 2020 года первый поезд оператора пассажирских железнодорожных перевозок «Гранд сервис экспресс» отправился из Санкт-Петербурга в крымский город-курорт Евпаторию.[27]

Первый поезд оператора железнодорожных перевозок «Гранд сервис экспресс» из Кисловодска 2 июля 2020 года прибыл в Симферополь.[28]

[править] ППК «Содружество»

В октябре 2020 года три новых вагона межобластного типа поступили в распоряжение ППК «Содружество».[29]

[править] Федеральная пассажирская компания

Наибольшую часть пассажирских перевозок на поездах дальнего следования с 2010 года осуществляет «Федеральная пассажирская компания».[30]

[править] Типы перевозок

[править] Перевозки на поездах дальнего следования

В 2017 году в России было принято решение по обнулению НДС на предоставление услуг по пассажирским перевозкам железнодорожным транспортом в дальнем следовании.[31]

В 2019 году в России количество отправленных пассажиров в дальнем следовании составило 116,6 млн человек, в том числе в регулируемом государственном секторе — 74 млн человек.[32]

РЖД перевезли в поездах дальнего следования в мае 2023 года 9,8 млн пассажиров, что на 7,2 % больше, чем за аналогичный месяц 2022 года. Этот показатель совпадает с маем 2019 года (последний год перед ковидом, когда перевозки достигли максимума) — тогда в дальнем следовании также было перевезено 9,8 млн человек.[33]

[править] Пригородные перевозки

В пригородном сообщении в мае 2023 года РЖД перевезли 92,7 млн человек (в мае 2019 года этот показатель составлял 93 млн пассажиров).[34]

[править] Городские электрички

21 июля 2023 года отмечалось: «Сегодня проекты „Городская электричка“ реализуются в 17 городах: Москва, Новокузнецк, Ростов-на-Дону, Сочи, Владивосток, Калининград, Пермь, Красноярск, Воронеж, Волгоград, Тамбов и других».[35]

[править] Аэроэкспрессы

В 2002 году был запущен совместный с Московской железной дорогой проект: введена в эксплуатацию скоростная железнодорожная транспортная система, соединившая аэропорт Домодедово с Павелецким вокзалом, на котором был открыт городской пункт регистрации авиапассажиров. Новая транспортная услуга получила название «Аэроэкспресс».[36]

10 июня 2008 был введён в эксплуатацию современный железнодорожный терминал «Аэроэкспресс», открыто прямое железнодорожное сообщение Москва — Шереметьево с Савеловского вокзала Москвы. Добраться до аэропорта Шереметьево на поезде «Аэроэкспресс» стало возможным за 30 минут. В августе 2009 года терминал аэроэкспресса был перенесён на Белорусский вокзал.[37][38]

В 2013 году был запущен аэроэкспресс в Казани, между вокзалом и аэропортом.[39]

В 2013 году скоростным поездом на маршруте Белорусский вокзал — аэропорт «Шереметьево» воспользовались 6,6 млн человек.[40]

Первый двухэтажный аэроэкспресс начал курсировать от Киевского вокзала до аэропорта Внуково 27 октября 2017 года.[41]

4 июля 2019 года маршрут следования аэроэкспрессов из «Шереметьево» был продлён до Одинцово. Это нововведение позволило пассажирам проще добираться из аэропорта «Шереметьево» до Одинцово, Сколково, Москва-Сити.[42]

[править] Туризм

в середине июля 2021 года холдинг РЖД запустил туристический поезд «Байкальская сказка», который перевез одну группу путешественников из Москвы в порт Байкал, а другую — в обратном направлении. Маршрут предусматривал сочетание разных видов транспорта, остановки и экскурсии в нескольких городах. А поезд выступал в роли передвижного отеля. При этом туристы ехали на новейших двухэтажных вагонах Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ, входит в ТМХ). В них увеличены в размерах купе второго этажа — стало больше места над верхней полкой, появились специальные детские купе с ярким дизайном и даже беспроводные зарядки. В каждом вагоне есть душ, в каждом купе — возможность регулировать температуру воздуха, а у каждого пассажира — индивидуальный сейф.[43]

[править] Билеты

Компания «РЖД» 1 декабря 2009 года открыла продажу билетов с электронной регистрацией на поезда дальнего следования с 001 по 199 нумерации с датой отправления 14 января 2010 года.[44]

В июле 2013 года было сообщено, что АО «РЖД» для развития электронных продаж билетов на поезда и улучшения сервиса при их покупке через интернет запустили мобильную версию официального сайта. Тогда отмечалось, что пользователь с мобильного телефона может ознакомиться с расписанием и правилами оформления электронных билетов на поезда дальнего следования, приобрести их, пройти электронную регистрацию, посмотреть историю заказов. Оплата билетов производится банковскими картами международных платежных систем. Пассажирам, прошедшим электронную регистрацию, необходимо сохранить в памяти мобильного устройства электронный билет, состоящий из двух частей (контрольный и посадочный купоны) и содержащий 2D-код, для предъявления проводнику вместе с документом, удостоверяющим личность при посадке на поезд.[45]

[править] Маршруты

19 февраля 2012 года в первый рейс отправится новый поезд по маршруту Самара — Ульяновск — Казань — Ижевск — Киров.

26 апреля 2015 года в первый рейс отправился «Дневной экспресс» Куйбышевского филиала АО «ФПК» по маршруту Самара — Пенза — Самара.

18 января 2018 года в первый рейс отправится новый поезд № 542/541 сообщением Оренбург — Орск — Нижневартовск.

[править] Регионы

[править] ЦФО

[править] Москва

10 сентября 2016 года – открытие Московского центрального кольца.[46]

[править] Московский регион

2002 год — открытие первой интермодальной линии пассажирского сообщения Москва — Павелецкая — Домодедово. Позднее все основные московские аэропорты были связаны с железнодорожными вокзалами с помощью комфортабельных аэроэкспрессов.[47]

14 февраля 2004 года — открытие первой скоростной пригородной линии Москва — Мытищи. Время в пути от Москвы до Мытищ сократилось с 35 до 18 мин.[48]

[править] ПФО

[править] Самарская область

2001 год — построен новый вокзал в Самаре.[49]

[править] ДФО

[править] Сахалинская область

Движение пассажирских поездов из Южно-Сахалинска до станции Ноглики (на севере острова Сахалин) было остановлено с 28 июня 2019 года для перешивки железнодорожной колеи.[50]

[править] Показатели

[править] Объём перевозок

Перевозки пассажиров на железных дорогах России составили 1 млрд 40 млн человек в 2016 году.[51]

Всего за 2022 год на сети «РЖД» отправлено свыше 1 млрд 135,8 млн пассажиров (+7,8 % к 2021 году), из них в пригородном сообщении — 1 млрд 27,4 млн пассажиров (+6,8 %), в дальнем следовании — более 108,3 млн пассажиров (+17,8 %).[52]

В марте 2023 года на сети «РЖД» совершили поездки 95,2 млн пассажиров (+5,3 % к марту 2022 года). Из них:[53]

  • в пригородном сообщении — 87,1 млн (+4,2 %)
  • в дальнем следовании — 8,1 млн (+19,7 %)

За I квартал 2023 года по российским железным дорогам отправилось 265,2 млн пассажиров (+11 %). В том числе:[54]

  • в пригородных поездах — 241,09 млн человек (+9,7 %)
  • в поездах дальнего следования — 24,16 млн человек (+25,2 %)

[править] Пассажирооборот

Пассажирооборот на сети ОАО «РЖД» в 2022 году вырос на 18,8 % по сравнению с предыдущим годом и составил 122,9 млрд пасс.-км, в том числе в пригородном сообщении — 31,4 млрд пасс.-км (+8,5 %), в дальнем следовании — 91,5 млрд пасс.-км (+22,8 %).[55]

[править] Удельный пассажирооборот

В 2019 году транспортная подвижность населения России на железнодорожном транспорте составила 910,7 пасс.-км на 1 чел. в год.[56]

[править] Подвижной состав

С 1 января 2011 года до 1 января 2021 года доля подвижного состава с туалетами гравитационного типа в парке АО «ФПК» сократилась с 72,5 % до 26,7 %.[57]

[править] Ссылки

Железнодорожный транспорт России в XXI веке
Виды  ГрузовойПассажирский
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
Личные инструменты