Железнодорожный транспорт России в XXI веке
Материал из Documentation.
Железнодорожный транспорт России в XXI веке — один из основных видов рельсового транспорта России в XXI веке.
Содержание |
[править] Виды транспорта
[править] Грузовой
В 2007 году в рамках реформы отрасли из состава «РЖД» были выделены грузовые операторы, в том числе «Первая грузовая компания» (приватизирована в 2011—2012 годах, её купила структура Владимира Лисина).[1][2]
[править] Пассажирский
В соответствии с реформой пригородного железнодорожного комплекса в 2012 году было создано 26 пригородных пассажирских компаний.[3]
[править] Инфраструктура
[править] Пути общего пользования
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в России по состоянию на 2016 год составляла 86 тыс. 363,7 км, из них электрифицированы около 44 тыс. км.[4]
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в России увеличилась за 2018 год на 79,7 км и достигла на конец 2018 года 86,6 тыс. км.[5]
[править] Линии
[править] Амуро-Якутская магистраль
В 2003 году правительством Якутии была принята инвестиционная программа достройки линии «Беркакит — Томмот» до норм временной эксплуатации.[6]
15 мая 2004 года вышло постановление правительства России № 242 «О неотложных мерах по строительству железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск».[7]
28 августа 2004 года был торжественно открыт железнодорожный участок «Нерюнгри — Томмот».[8]
В 2009 году на железнодорожном участке «Томмот — Амга» открылось рабочее движение.[9]
В 2005 году началось строительство участка Томмот — Нижний Бестях.
25 сентября 2010 года было уложено «серебряное звено» на станции Кердем, завершившее строительство первого пускового комплекса железнодорожной линии «Томмот — Якутск».[10]
19 июля 2019 года подписан приказ Росжелдора № 309 об открытии станций участка Томмот — Нижний Бестях для выполнения грузовых и пассажирских операций по Тарифному руководству № 4 с присвоением кодов единой сетевой разметки.[11]
[править] БАМ
В марте 2021 г. президент Владимир Путин поручил представить предложения по расширению восточного участка БАМа для увеличения экспорта угля с якутских месторождений, а также проработать механизмы финансирования данного проекта.[12]
12 августа 2021 года прошла церемония закладки памятного камня по случаю начала реконструкции участка БАМа протяжённостью 340 км от Улака до Февральска.[13]
[править] Выходной — Лавна
В 16:33 мск 16 февраля 2023 года «РЖД» писали: «Расширяем железнодорожную сеть в Заполярье — строим новую линию Выходной — Лавна. Ход работ лично оценил глава компании Олег Белозёров во время рабочего визита в Мурманск. Вместе с губернатором региона Андреем Чибисом они осмотрели ключевые объекты стройки.»[14]
[править] Журавка — Миллерово
В августе 2017 года было открыто движение по железнодорожной линии между Журавкой (Воронежская область) и Миллерово (Ростовская область) на трассе Москва — Адлер в обход территории Украины.[15]
[править] Кошта — Череповец-2
5 декабря 2017 года был открыт третий главный путь между станциями Кошта и Череповец-2 Северной железной дороги. Это событие заметно увеличило пропускную способность горловины станции Череповец-2.[16]
[править] Москва — Мытищи
13 января 2020 года ОАО «Российские железные дороги» открыло на участке Москва — Мытищи пятый главный путь. Это позволило начать движение 27 дополнительных пригородных поездов. Протяжённость участка — 18 км.[17]
К 20 мая 2020 года интенсивность движения на единственном в России участке с пятью главными путями Москва — Мытищи достигла максимального показателя на сети — 332 пары поездов в сутки, включая 282 пары пассажирских поездов, региональных экспрессов и пригородных электричек.[18]
[править] Северный широтный ход
К идее строительства железнодорожной магистрали в Заполярье, которая бы соединила Уральскую и Северную железные дороги по маршруту Салехард — Надым — Новый Уренгой, вернулись в середине 2000-х годов В 2006 году было создано ОАО «Корпорация Урал промышленный — Урал Полярный» (ныне АО «Корпорация развития»), в один из приоритетных проектов которого вошел СШХ. В том же году начато проектирование одного из самых сложных участков проекта — автомобильно-железнодорожного моста через реку Обь в районе Салехарда.[19]
15 июня 2007 года участки СШХ распоряжениями правительства РФ были включены в подпрограмму «Железнодорожный транспорт» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010—2015 гг.)», а 17 июня 2008 года — в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года.[20]
Проект строительства магистрали был утвержден в 2014 году.[21]
В октябре 2016 года ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и правительство ЯНАО согласовали схему строительства дороги.[22]
В 2016 году было принято решение, что СШХ будет строиться в рамках концессии.[23]
24 декабря 2016 года в Москве была зарегистрирована компания-концессионер — ООО «СШХ».[24]
29 ноября 2017 года президент РФ Владимир Путин, выступая на III Железнодорожном съезде в Москве, отметил важность проекта СШХ. По словам главы государства, новая магистраль «сократит плечо доставки грузов в районы Западной Сибири, даст новый импульс развитию российской Арктики и Северного морского пути».[25]
В декабре 2017 года проект строительства СШХ был внесен в правительство РФ в соответствии с разработанной правительством ЯНАО и РЖД дорожной картой.[26]
27 февраля 2018 года стало известно, что правительство РФ одобрило старт концессионной процедуры по реализации Северного широтного хода. Соответствующий документ премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал 22 февраля 2018 года.[27]
8 августа 2018 года премьер Медведев подписал постановление правительства о заключении концессионного соглашения по строительству СШХ на срок до 2052 года.[28]
В сентябре 2020 года Главгосэкспертиза России рассмотрела проектно-сметную документацию на первый этап строительства железнодорожной магистрали «Обская — Салехард — Надым» в составе маршрута «Северный широтный ход».[29]
21 апреля 2021 года президент России Владимир Путин в ходе своего послания Федеральному собранию объявил о необходимости запуска Северного широтного хода для освоения богатств Арктики.[30]
В октябре 2022 года было сообщено, что АО «Газпром» заключило договор генподряда на строительство железнодорожного участка «Надым — Пангоды» протяжённостью 109 км, который станет частью Северного широтного хода.[31]
В ноябре 2022 года вице-премьер России Марат Хуснуллин заявил, что правительство России приостановило проект строительства Северного широтного хода в пользу развития восточного направления. «Сейчас мы в первую очередь выстраиваем и все силы концентрируем на восточном направлении, строительстве Восточного полигона (РЖД)», — сказал он. По его словам, вторым приоритетным направлением власти определили строительство Мурманского железнодорожного узла. «После того как мы два основных наших направления — с учетом изменившейся логистики — запустим, мы вернемся еще раз к Северному широтному ходу. Он достаточно дорогостоящий проект, но я считаю, что он безусловно имеет перспективу развития», — сказал Хуснуллин.[32]
[править] Сосново — Лосево
В середине января 2013 года был открыт для движения второй главный путь на участке Сосново — Лосево.[33]
[править] Транссиб
К 2002 году Транссиб был полностью переведён на электрическую тягу.
[править] Улак — Эльга
«Мечел» строил железную дорогу Улак — Эльга шесть лет, с 2008 по 2014 год, она обошлась в 80 млрд руб.[34]
[править] Элегест — Кызыл — Курагино
Распоряжением от 29 марта 2021 года правительство России поручило Федеральному агентству железнодорожного транспорта (Росжелдор) заключить с АО «ТЭПК Кызыл-Курагино» («дочка» АО «Тувинской энергетической промышленной корпорации», ТЭПК) соглашение о приостановке концессии на строительство железнодорожной линии Элегест — Кызыл — Курагино на срок до пяти лет без штрафных санкций.[35]
[править] Показатели
Согласно данным Росстата, эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в России по состоянию на 2016 год составляла 86 тыс. 363,7 км.[36]
[править] Прочее
План реконструкции БАМа и Транссибирской магистрали высшее руководство России утвердило летом 2013 года.[37]
Проект модернизации БАМа и Транссиба стартовал в 2013 году для синхронизации развития российской промышленности и транспортной системы. Одной из причин этого решения стало смещение вектора перевозок российского угля с западного на восточное направление.[38]
В соответствии с указом президента России от 7 мая 2018 года (майский указ) в части повышения провозной способности БАМа и Транссиба в полтора раза — до 180 млн тонн — в 2024 году АО «РЖД» разработало следующий этап программы развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Он включён в состав Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (Магистральный план).[39]
6 февраля 2019 года был открыт железнодорожный обход Краснодара.[40]
[править] Вокзалы
24 декабря 2001 года состоялось открытие 3-го пускового комплекса железнодорожного вокзала Самары — высотной части здания вокзала. С его вводом в эксплуатацию завершилась первая очередь реконструкции вокзала.[41]
В Саранске (Чувашия) 14 мая 2003 года открылся железнодорожный вокзал, который реконструировали десять месяцев. В здании надстроили второй этаж, полностью заменили коммуникации и кровлю.[42]
В 2003 году в Коврове открыт новый железнодорожный вокзал.
В городе Братске в 2012 году был открыт новый железнодорожный вокзал Падунские пороги.
4 августа 2013 года был торжественно открыт железнодорожный вокзал на станции Нижний Бестях.[43]
28 октября 2013 года АО «РЖД» открыло новый железнодорожный вокзал в Адлере. На открытии присутствовал президент России Владимир Путин.
Центральный вокзал в Волгограде был открыт в мае 2014 года после реконструкции.
Железнодорожный вокзал Глазова был открыт в декабре 2016 года после капитальной реконструкции.
В декабре 2017 года в Гудермесе был открыт новый железнодорожный вокзал. Строительство объекта площадью в 4,5 тыс. м2 велось с 2012 года.
Новый железнодорожный вокзал «Воронеж-Южный» был открыт в мае 2018 года на станции «Придача». Инвестиции АО «РЖД» в строительство составили около 340 млн рублей.
В июле 2019 года началась реконструкция вокзального комплекса Саратов-1.[44]
[править] Станции
1 августа 2009 года на Тульском отделении Московской железной дороги состоялось открытие после реконструкции станции Тарусская.[45]
На Заволжской линии была открыта платформа «Светлоярская», открывшаяся для пассажиров 7 июля 2014 года.[46]
На Московском центральном кольце 8 ноября 2016 года открылась 31-я по счету станция — «Панфиловская».[47]
К строительству платформы Окружная Савёловского направления Московской железной дороги приступили в конце 2016 года.[48]
В 2016 году РЖД реконструировали железнодорожную станцию Отдых.[49]
2 августа 2018 года заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Олег Тони и мэр Москвы Сергей Собянин в торжественной обстановке открыли новый остановочный пункт Окружная Савеловского направления Московской железной дороги. Это был первый крупный объект, построенный и введенный в эксплуатацию в рамках интеграции радиальных направлений железных дорог с Московским центральным кольцом. Новую платформу переместили на 200 метров ближе к Московскому центральному кольцу и разместили над путями кольца.[50]
Железнодорожную станцию Санино начали строить в сентябре 2018 года.[51]
6 сентября 2019 года Сергей Собянин открыл новую железнодорожную платформу Северянин.[52]
29 июня 2020 года открылась новая станция МЦД-1 «Славянский бульвар».[53]
13 июля 2020 года первых пассажиров приняла новая станция Курьяново МЦД-2.[54]
[править] Мосты
В 2006 году под укладку был сдан железнодорожный мост через реку Алдан.[55]
В 2008 году был сдан под укладку железнодорожный мост через реку Амгу длиной 346,7 метров.[56]
Строительство железнодорожного моста через Лену в городе Усть-Кут началось в 2015 году.[57]
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) 18 декабря 2019 года сообщила, что подтвердила технологическую готовность железнодорожной части транспортного перехода через Керченский пролив.[58]
В 2019 открылось железнодорожное сообщение по Крымскому мосту, соединившему п-ов Таманский и г. Керчь.[59]
В сентября 2020 года было сообщено, что Главгосэкспертиза приступила к аудиту проекта строительства железнодорожного моста на Сахалин.[60]
19 февраля 2021 года первый заместитель председателя Правительства РФ, председатель совета директоров ОАО «РЖД» Андрей Белоусов, генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров и губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин в режиме видеоконференции открыли движение по новому железнодорожному мосту через реку Ахтубу. «Новый мост — один из ключевых объектов в решении задач увеличения пропускной способности в направлении портов Азово-Черноморского бассейна. С его вводом ликвидируется последний лимитирующий однопутный участок от Баскунчака до Астрахани и создаются условия для организации тяжеловесного движения. Мостовой переход увеличит также пропускную способность по транспортному коридору Север — Юг в направлениях на Москву и Казахстан», — заявил Олег Белозеров. Общая длина моста составила 494 м. Инвестиции ОАО «РЖД» в строительство моста составили 3 млрд рублей.[61][62]
[править] Тоннели
15-километровый Северомуйский тоннель был сдан в эксплуатацию в декабре 2003 года. Однако и после этого Северомуйский хребет оставался одним из самых узких мест на БАМе, поскольку в тоннеле проложена одна колея.[63][64][65]
В мае 2009 года было сообщено, что ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступило к строительству комплекса тоннелей N1 на совмещенной (автомобильная и железная) дороге Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис».[66]
В 2012 году был открыт Кузнецовский тоннель на Байкало-Амурской магистрали.
5 марта 2018 года ОАО «РЖД» завершило проходку второго Байкальского тоннеля.[67]
Идею строительства второго Северомуйского тоннеля, который расширил бы мощности первого железнодорожного тоннеля с 16 млн до 100 млн тонн, в августе 2018 года предложила обдумать комиссия по ТЭКу при президенте России.[68]
В июле 2019 года было сообщено, что компания «Северомуйский тоннель — 2» (учреждена российской группой «Сибантрацит») подписала договор с ОАО «Минскметропроект» на разработку документации для строительства второй очереди Северомуйского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали.[69]
21 апреля 2020 года открылось движение по новому железнодорожному тоннелю на станции Гумрак Приволжской дороги.
[править] ВСМ
С 2013 года началось обсуждение строительства ВСМ Москва — Казань длиной 800 км.[70]
22 мая 2014 года в рамках Петербургского международного экономического форума был представлен проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань.[71]
В апреле 2019 года стало известно, что ВСМ Москва — Казань не получила одобрения президента Владимира Путина.[72]
В середине апреля 2019 года стало известно, что Владимир Путин поддержал начало проектирования высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург.[73]
[править] Строительство
В 2017 году в России введено в эксплуатацию 248,7 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий в рамках инвестиционных проектов: «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», «Развитие участка Тобольск — Сургут», «Комплексная реконструкция участка им. М.Горького — Котельниково — Тихорецкая — Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла», «Комплексная реконструкция линий Таманского полуострова», Комплексный проект развития железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, строительство железнодорожной линии Прохоровка — Журавка — Чертково — Батайск (1-й этап «Строительство двухпутной электрифицированной железной дороги на участке Журавка — Миллерово»).[74]
Новая соединительная ветвь с 2018 года сооружается между Киевским и Смоленским направлениями МЖД.[75]
[править] Компании
[править] РЖД
В России в 2003 году для управления всем ж.-д. комплексом страны создано ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), 100 % акций которого принадлежит государству.[76][77]
В 2003—2005 гг. Фадеев стал первым Президентом Открытого акционерного общества «Российские железные дороги».[78]
24 ноября 2016 года открылся Центр управления перевозками Восточного полигона «РЖД».[79]
Средняя зарплата в «РЖД», по данным годового отчета компании за 2016 год, — 46852 рублей в месяц.[80]
В 2017 году АО «РЖД» увеличило чистую прибыль в 14 раз, до исторически максимального показателя 139,7 млрд руб.[81]
[править] Территориальные подразделения
[править] Дальневосточная железная дорога
По итогам 2016 года среднесуточная выгрузка на Дальневосточной железной дороге составляла более 5,5 тыс. вагонов.[82]
[править] Забайкальская железная дорога
На Забайкальской железной дороге (ЗабЖД) в 2017 году отремонтировали почти 400 км пути.[83]
[править] Московская железная дорога
Старостенко Владимир Иванович — начальник Московской железной дороги в 2002—2009 гг.[84]
Молдавер Владимир Ильич — начальник Московской железной дороги с 11 ноября 2009 г. по 20 мая 2019 г.[85]
Важным достижением МЖД в период руководства В. И. Молдавера является создание каркаса терминально-логистических центров вокруг Москвы — вместо ликвидированных грузовых дворов в Москве. Это ТЛЦ «Восточный» на станции Электроугли, «Белый Раст» на одноименной станции БМО, железнодорожный кластер Ворсино на границе Московской и Калужской областей.[86]
В 2012 году был открыт Технологический центр управления пригородным комплексом Московской железной дороги.
В 2016 году на МЖД началась реформа по специализации железнодорожных линий под пассажирское и грузовое движение.[87]
Глазков Михаил Олегович — начальник Московской железной дороги с 20 мая 2019 года.[88]
[править] Свердловская железная дорога
На Свердловской железной дороге с 26 ноября 2020 года началось обновление новыми вагонами локомотивной тяги маршрутов Алапаевского направления.[89]
[править] Московский железнодорожный узел
В 2008 году была принята Генеральная схема развития Московского железнодорожного узла, где предусматривалось и строительство Московского центрального кольца.[90]
[править] Государственная политика
Решение о проведении реформы железнодорожного транспорта России было принято в 2001 году.[91]
В 2001 году постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте.[92]
В качестве целей реформы были определены:[93]
- повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;
- формирование единой гармоничной транспортной системы страны;
- снижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;
- удовлетворение растущего спроса на грузовые и пассажирские перевозки.
Ключевым мероприятием реформы было разделение государственного управления и хозяйственной деятельности в сфере железнодорожного транспорта и создание в 2003 году Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») — нового экономического субъекта, владельца инфраструктуры и общенационального железнодорожного перевозчика, которому были переданы функции хозяйственного управления на федеральном железнодорожном транспорте.[94]
В 2002 году президентом России В. В. Путиным Фадеев назначен министром путей сообщения России.[95]
При министре транспорте России Игоре Левитине (занимал пост в 2004—2012 годах) прошёл основной этап реформы железнодорожного транспорта России — грузовые перевозки от ОАО «РЖД» были частично переданы частным компаниям, запущен процесс формирования самостоятельных компаний-операторов пригородных и пассажирских перевозок.[96]
Игорь Ромашов в 2006—2008 годах возглавлял Федеральное агентство железнодорожного транспорта.[97]
По инициативе ОАО «РЖД» была разработана Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная Правительством РФ в июне 2008 года. Первоочередным приоритетом Стратегии было определено развитие железнодорожных линий, пропускные способности которых исчерпаны.[98]
В апреле 2014 года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил план мероприятий по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте до 2016 года.
[править] Прогнозы
[править] Инвестиции
Планировалось, что инвестиционная программа «РЖД» в 2019 году составит не менее 680 млрд рублей, в 2020 году — 820 млрд рублей, в 2021 году — 745 млрд рублей.[99]
[править] Показатели
На нач. 2002 года эксплуатационная длина сети железных дорог России составила 86 тыс. км, в том числе протяжённость участков, имеющих два и более пути, — 36,2 тыс. км.[100]
За 2019 год на сети ОАО «РЖД» введено в эксплуатацию 422,7 км железнодорожного пути.[101]
204,7 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий введено в эксплуатацию в 2020 году в России.[102]
На сети РЖД в 2020 году погрузка сократилась на 2,7 % до 1244 млн тонн, количество пассажиров — на 27,4 %, до 869,4 млн.[103]
[править] Ссылки
- Пять лет «смены караула» на РЖД (2015—2020). 20 августа 2020
- Хроники Восточного полигона. 2021
- Байкальский тоннель