Автомобильный транспорт России в XXI веке
Материал из Documentation.
Автомобильный транспорт России в XXI веке — один из основных видов сухопутного транспорта России в XXI веке.
Содержание |
[править] Виды транспорта
[править] Грузовой
В 2002 году на долю грузового автомобильного транспорта пришлось 74 % объёма грузовых перевозок в России.[1]
Перевозки грузов автомобильным транспортом общего пользования (предприятия и предприниматели, работающие по найму) в России в 2002 году составили 565,0 млн.т, а грузооборот — 23,0 млрд т·км.[2]
Парк подвижного состава грузового автомобильного транспорта России, включая пикапы и легковые фургоны, в 2002 году достиг 3,5 млн единиц. При этом в организациях числилось 1,6 млн единиц, на предприятиях, выполняющих перевозки по найму, — 0,12 млн единиц.[3]
Общий объём перевозок рос. внешнеторговых грузов автомобильным транспортом в 2002 году достиг 22 млн т. При этом рос. перевозчики осуществили доставку более 7,5 млн.т грузов, а их рыночная доля составила 34 %.[4]
За 2009 год в России автомобильным транспортом было перевезено 5,24 млрд тонн грузов.[5]
Грузооборот российского автомобильного транспорта за 2009 год составил 180,1 млрд тонно-километров.[6]
В 2014 году на долю автомобильных грузоперевозок пришлось более 70 % всего объема перевезенных грузов в России. В натуральном выражении этот показатель составил более 6 млрд тонн, что на 3 % больше, чем в 2013 году.[7]
Решением МВД России, принятом на межведомственном совещании 13 июля 2017 года, инспекторский состав ГИБДД освобожден от контроля за соблюдением весового параметра транспортных средств при перевозке грузов.[8]
[править] Пассажирский
В 2002 году в международном сообщении России автомобильным транспортом было перевезено ок. 10 млн пассажиров.[9]
Автомобильный транспорт общего пользования в 2013 году перевез 12 млрд 470 млн человек.[10]
В 2020 году Минтранс России в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» начал оказывать содействие регионам в обновлении пассажирского транспорта.[11]
В 2020 году в России подавляющее большинство перевозок пассажиров (89,1 %, или 10,6 млрд чел.) среди всех видов транспорта (железнодорожный, внутренний водный, морской и воздушный, автомобильный) осуществлялось автомобильным транспортом, при этом в основном они выполнялись автобусами.[12]
[править] Автобусный транспорт
В 2020 году в России отмечено снижение более чем на четверть основных показателей аварийности с участием автобусов. Количество ДТП снизилось на 29,7 % (8444), число погибших — на 25,4 % (559) и раненых — на 32,9 % (12327).[13]
[править] Электробусный транспорт
В 2021 году отмечалось: «На данный момент в России существует лишь один прецедент комплексной замены троллейбусного сообщения электробусами — московский».[14]
[править] Троллейбусный транспорт
По данным на 2009 год, в России было 88 троллейбусных городов.[15]
В 2019 году МУП «Альметьевское троллейбусное управление» получило 10 троллейбусов с увеличенным автономным ходом УТТЗ-6241-10-02 «Горожанин».[16]
По итогам 2020 года российские города получили 362 троллейбуса российского производства.[17]
В 2021 году отмечалось: «По этому пути [замене троллейбусного парка на троллейбусы с запасом автономного хода] успешно идут российские Санкт-Петербург, Барнаул, Подольск и Красноярск».[18]
[править] Каршеринг
В 2020 году объем рынка каршеринга в России вырос на 9 % и достиг 22,4 млрд руб., при этом количество поездок за год снизилось с 78 млн до 70 млн.[19]
[править] Инфраструктура
[править] Дороги
Протяжённость автомобильных дорог общего пользования в 2018 году выросла на 21,6 тыс. км (на 1,4 %) по сравнению с 2017 годом и составила 1 млн 529,4 тыс. км. Более половины общего прироста было обеспечено за счёт автомобильных дорог с твёрдым покрытием.[20]
[править] Платные парковки
По состоянию на февраль 2022 года платные парковки действовали почти в двух десятках городов России.[21]
[править] ПДД
Серьезным шагом в борьбе с нарушениями ПДД стало принятие в России в 2008 году положений, позволяющих применять средства фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, работающих в автоматическом режиме.[22]
[править] ДТП
Смертность в ДТП в России снизилась в 2020 году на 5,4 %. Смертность в ДТП на региональных дорогах за год снизилась на 1,5 %, на муниципальных — на 7,5 %, на федеральных — на 11 %.[23]
В 2020 году в России произошло 11,7 тыс. аварий на встречной полосе, 3,7 тыс. человек погибли.[24]
[править] Управление дорожным движением
В июле 2020 года было сообщено, что Росавтодор отобрал 22 региональных проекта по внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС).[25]
[править] Государственная политика
В 2005 году президент России Владимир Путин одобрил федеральную программу «Повышение безопасности дорожного движения».
8 января 2018 года распоряжением правительства России была утверждена «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 годы».[26]
Национальная стратегия безопасности дорожного движения Российской Федерации, принятая в январе 2018 года, преследует цель по повышению уровня безопасности на дорогах и достижению нулевой смертности в результате ДТП к 2030 году.[27]
В рамках национального проекта «Жильё и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика» в России реализуется проект «Умный город», банк решений которого включает в себя в том числе проекты внедрения интеллектуальной системы контроля дорожного движения и фотовидеофиксации нарушений ПДД, в том числе на перекрестках и ж/д переездах.[28]
Среди целевых показателей национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» значатся: введение в действие за период 2019—2024 годов не менее 130 стандартов и технических требований обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий; внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения; обновление подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в 20 крупнейших городских агломерациях.[29]
[править] Показатели
[править] Коммерческие перевозки
В 2018 году стоимостной объём рынка коммерческих автомобильных перевозок в России увеличился на 7,7 % и достиг 814,9 млрд рублей, что объясняется ростом внутреннего спроса.[30]
[править] Росавтодор
В 2020 году объём выделенных Росавтодору бюджетных ассигнований составил 738,4 млрд рублей. Это рекордная сумма за всю историю ведомства.[31]
[править] Ссылки
- Рейтинг регионов РФ по аварийности на дорогах за I полугодие 2023 года
- Смертность от ДТП в России стала меньше, чем в США. 21 декабря 2023