Автомобильные дороги России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Виды дорог

[править] Дороги общего пользования

По состоянию на 31 декабря 2013 года протяжённость автодорог общего пользования в России составляла 1 млн 396 тыс. км.[1]

[править] Дороги необщего пользования

В 2015 году отмечалось, что в соответствии со сведениями федерального статистического наблюдения в России имеется 159,9 тыс. км автомобильных дорог необщего пользования, находящихся на балансе различных организаций. Многие из них фактически используются для движения различных транспортных средств и по сути выполняют функции дорог общего пользования. Часть из них в связи с нежеланием собственников нести расходы по их содержанию, фактически остаются бесхозными.[2]

[править] Федеральные дороги

По состоянию на 1 января 2013 года протяженность федеральных дорог в России составила 50,7 тыс. км, из них 48,1 тыс. км находятся в управлении Росавтодора, остальные переданы в доверительное управление «Автодору».[3]

[править] Региональные дороги

За период с 2008 по 2013 годы протяжённость региональных автомобильных дорог в России уменьшилась на 4 % (с 521,9 тыс. км до 502,6 тыс. км).[4]

[править] Местные дороги

За период с 2008 по 2013 годы протяжённость местных автомобильных дорог в России 3,4 раза (с 248,8 тыс. км до 842,2 тыс. км). В значительной степени это связано с включением в сеть автомобильных дорог общего пользования улиц, проездов, площадей, набережных в населенных пунктах, которые в предшествующий период рассматривались как объекты благоустройства и не учитывались в составе дорожных сетей.[5]

[править] Платные дороги

Правительство России в 2009 году создало некоммерческую организацию «Государственная компания „Российские автомобильные дороги“». Ей переданы в доверительное управление на 99 лет автомобильные дороги общего пользования федерального значения, используемые на платной основе, или автомобильные дороги общего пользования федерального значения, содержащие платные участки.

[править] Четырёхполосные дороги

В октябре 2020 года правительство России утвердило «дорожную карту» по оснащению четырехполосных дорог разделителями: к концу 2021 году 40 % всех четырехполосных дорог (федеральных, региональных, муниципальных) должно быть с ограждением, к концу 2024 года — 100 %.[6]

В июне 2021 года правительство России утвердило дополнительные требования к безопасности движения на четырёхполосных автодорогах.[7]

[править] Цементобетонные дороги

В июне 2021 года руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков выступил с докладом о развитии строительства цементобетонных дорог. Подводя итог его доклада, Марат Хуснуллин призвал Министерство транспорта и руководителей регионов внимательно оценить эту технологию с финансовой точки зрения. «По цене она конкурирует с асфальтобетонным покрытием, но в эксплуатации намного дешевле», — заявил Хуснуллин.[8]

По состоянию на июнь 2021 года в России бетонных дорог менее 1 % от 1,5 млн км всех дорог общего пользования.[9]

[править] Искусственные сооружения

В 14 часов мск 27 октября 2022 года Марат Хуснуллин писал: «Уже 100 искусственных мостовых сооружений отремонтированы в этом году по нацпроекту БКД. Всего работы ведутся на 458 объектах. Это и сами мосты, и путепроводы, и эстакады. Их общая протяжённость — 35 км. Многие мосты строились ещё в середине прошлого века. С тех пор поток увеличился. Поэтому перед мостовиками стоит серьёзная задача по замене опор и по расширению проезжей части. Также меняем и барьерные ограждения и систему освещения, всё это делается для того, чтобы поездки были не только комфортными, но и безопасными.»[10]

[править] Отдельные дороги

[править] Вытегра — Санкт-Петербург

В 2020 году дорога Вытегра — Ошта — Лодейное Поле — Санкт-Петербург была передана в федеральную собственность.[11]

[править] Колыма — Анадырь

Строительство автодороги Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь началось в 2011 году.[12]

По состоянию на октябрь 2014 года велось строительство дороги Колыма — Анадырь.[13]

[править] Мариуполь — Мелитополь

13 декабря 2023 года Борис Рожин писал: «Трасса Мариуполь — Мелитополь расширяется до четырёх полос. Дорожные работы идут вовсю.»[14]

[править] Москва — Казань — Екатеринбург

По состоянию на июль 2022 года продолжалось строительство автодороги Москва — Казань — Екатеринбург.[15]

[править] Северный обход Анапы

В 2022 ввели в эксплуатацию Северный обход Анапы протяжённостью 13,5 км. Обход стал частью скоростного транспортного коридора, связывающего федеральную трассу М-4 «Дон» с мостовым переходом через Керченский пролив и полуостровом Крым, а также позволил вывести транзитный транспорт из города и прилегающих поселений, разгрузив улично-дорожную сеть.[16]

[править] Северо-Восточная хорда

В Москве 4 сентября 2018 года открыли участок Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до МКАД.[17]

[править] Северо-Западная хорда

По состоянию на июль 2015 года в Москве шло строительство крупного транспортного объекта — Северо-Западной хорды.[18]

В Москве 9 июля 2018 года открыли движение по последнему участку Северо-Западной хорды — от Можайского до Рублёвского шоссе.[19]

[править] Тюменская кольцевая автодорога

Решение о строительстве Тюменской кольцевой автодороги (ТКАД) было принято в 2003 году для перераспределения транспортных потоков и развития улично-дорожной сети Тюмени.[20]

Основной участок ТКАД был введён в эксплуатацию в ноябре 2018 года.[21]

17 августа 2019 года заключительный участок Тюменской кольцевой автодороги (ТКАД) ввели в эксплуатациюу. В церемонии открытия двух развязок принял участие министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев, возглавлявший Тюменскую область с 2005 по 2018 годы.[22]

[править] Прочее

Реконструкция автодороги Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан — Новый Уоян началась в 2003 году.[23]

Решение о строительстве скоростной трассы «Кемерово — Ленинск-Кузнецкий» было принято в 2005 году. В 2015 году рабочие приступили к строительству финишного участка протяженностью 17,56 км. Общая стоимость строительства автомагистрали составила 21,445 млрд рублей. Трасса была открыта в августе 2019 года. Новая магистраль позволила сократить время в пути от Кемерова до Ленинска-Кузнецкого до 30 минут вместо полутора часов.[24][25]

5 июня 2017 года открылось движение по участку Аминьевского шоссе, от Кутузовского проспекта до развязки с улицей Генерала Дорохова.[26]

Решение о строительстве автомагистрали от Саларьево до деревни Марьино было принято в начале 2018 года московской градостроительно-земельной комиссией.[27]

В июле 2018 года было сообщено, что «Мостотрест» приступил к строительству нового участка автомобильной дороги от 23 км Калужского шоссе до транспортно-пересадочного узла «Столбово» в районе строящейся магистрали Солнцево — Бутово — Видное.[28]

Второй этап реконструкции Старошереметьевского шоссе начался в 2018 г. на участке Шереметьевского шоссе от терминала В до грузового терминала и на всем протяжении ул. Авиационная с выходом на Шереметьевское шоссе.[29]

26 августа 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин открыл дублер Остафьевского шоссе, который связал город Щербинку и поселение Рязановское.[30]

По состоянию на сентябрь 2019 года Россия вела строительство автотрассы Владивосток-Находка-порт Восточный и реконструкцию трассы Уссурийск-Пограничный-Госграница в рамках коридора «Приморье-1».[31]

В ноябре 2019 года было сообщено, что специалисты АО «Новосибирскавтодор» начали работы по строительству автомобильной дороги «Обход с. Сарапулка с мостом через реку Иня в Мошковском и Тогучинском районах Новосибирской области».[32]

23 декабря 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин открыл участок автомобильной дороги Марьино — Саларьево.[33]

По состоянию на февраль 2020 года продолжалось строительство крупного проекта — автотранспортного обхода Волгограда.[34]

По состоянию на май 2020 года в Курской области шло строительство автомобильной дороги Курск — Льгов — Рыльск — граница с Украиной — Малые Угоны — Погореловка — п. им. К. Либкнехта с низководным мостом через реку Сейм.[35]

В июле 2020 года было сообщено, что правительство России включило планируемую к строительству трассу Джубга — Сочи в опорную сеть российских дорог.[36]

[править] Дорожные фонды

В целях решения проблемы приведения дорожной сети в нормативное состояние и реформирования системы финансирования дорожного хозяйства Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 68-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и ряд других законодательных актов, предусматривающие создание системы дорожных фондов.[37]

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесен ряд новых положений, расширяющих источники формирования дорожных фондов и уточняющих возможность использования ассигнований региональных дорожных фондов для капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.[38]

В конце февраля 2018 года Минтранс России сообщил, что система мониторинга формирования и использования средств дорожных фондов (СКДФ) начала работу в тестовом режиме.[39]

В мае 2018 года Президент РФ Владимир Путин поручил правительству внедрить систему контроля за использованием средств дорожных фондов в 2019 году. Об этом говорится в указе главы государства «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».[40]

Госдума 19 мая 2021 года приняла в первом чтении пакет правительственных законопроектов о создании общедоступной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (СКДФ).[41]

[править] Федеральный фонд

В декабре 2020 года было сообщено, что Президент России Владимир Путин подписал закон, предусматривающий зачисление в федеральный дорожный фонд штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами.[42]

[править] Фонды регионов

В 2011 году законодательными актами во всех субъектах Российской Федерации созданы региональные дорожные фонды субъектов Российской Федерации.[43]

[править] Строительство и ремонт

[править] Строительство

28 марта 2022 года было сообщено, что Путин поручил дополнительно выделить в 2022 году не менее 120 млрд рублей на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог.[44]

[править] Ремонт

В 2022 году в России отремонтировали до нормативного состояния порядка 30 тыс. км автодорог.[45]

[править] Государственная политика

20 июня 2022 года правительство России утвердило план по строительству, реконструкции и ремонту дорог на 2023—2027 годы. Его главная задача — привести в нормативное состояние не менее 85 % автомобильных дорог опорной сети, потому что они имеют особое значение для развития экономики страны, а также 85 % дорог в 105 крупнейших агломерациях и более 50 % дорог в регионах. На все мероприятия выделено более 13 трлн рублей.[46][47]

[править] Эксплуатирующие организации

[править] Автодор

Государственная компания «Автодор» создана в 2009 году.[48]

Программа деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 № 2146-р.[49]

Протяжённость сети дорог, находящихся в доверительном управлении госкомпании «Автодор», по итогам 2023 года выросла до 4986 км. В 2023 году было открыто движение по 838,9 км новых участков федеральных дорог.[50]

[править] Министерство обороны России

По состоянию на февраль 2019 года протяжённость дорожной сети Минобороны России составляла порядка 5 тыс. км.[51]

[править] Дороги к населённым пунктам

Реализация задачи обеспечения сельских населенных пунктов подъездами с твердым покрытием (с софинансированием из федерального бюджета) с 2011 года осуществляется в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)».[52]

В 2013 году из бюджетов субъектов Российской Федерации на проектирование и строительство подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам, не имеющим круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, было выделено всего 14,7 млрд рублей, или 3,7 % общего объема ассигнований региональных дорожных фондов.[53]

По сведениям федеральных статистических наблюдений в 2013 году 372 сельских населенных пункта России получили связь с сетью дорог общего пользования региона по подъездам с твердым покрытием, в том числе с софинансированием из федерального бюджета — 226 населенных пунктов.[54]

По данным федеральных статистических наблюдений на 1 января 2014 года, в России 45 924 сельских населенных пунктов (31 % от общего числа сельских населенных пунктов) с общей численностью населения 2,6 млн жителей не имеют круглогодичной связи с транспортной сетью России по автомобильным дорогам общего пользования с твёрдым покрытием. Из этих пунктов 207 населённых пунктов имеют численность жителей более 1000 человек.[55]

[править] Разделение встречных потоков автомобилей

В декабре 2019 года было сообщено, что Минтранс РФ разработал программу по установке на основных российских трассах ограждений, разделяющих встречные потоки.[56]

[править] Навигация

В марте 2014 года было сообщено, что Госдума приняла закон, предусматривающий создание федеральной информационной системы навигации автомобильных дорог.[57]

[править] Проект «Безопасные и качественные дороги»

В 2017 году по инициативе президента Владимира Путина стартовал проект «Безопасные и качественные дороги».[58]

При реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2018 году за счет ассигнований из Федерального дорожного фонда приведены в нормативное состояние участки общей протяженностью 31457,12 км на территории 38 крупных городских агломераций в 36 субъектах Российской Федерации.[59]

В конце сентября 2019 года вице-премьер России Максим Акимов на совещании по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» с участием регионов раскритиковал их за низкую готовность работ.[60]

Правительство России на заседании 7 ноября 2019 года одобрило распределение 14,759 млрд рублей 36 регионам России на модернизацию дорог в городских агломерациях в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД).[61]

26 декабря 2019 года было сообщено, что в 2019 году в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в России было отремонтировано 5 тыс. км региональных трасс и более 5 тыс. км дорог городских агломераций. Новое асфальтобетонное покрытие устроено на дорогах общей площадью 127,1 млн м2.[62]

12930 км автомобильных дорог в России было приведено в нормативное состояние в 2019 году в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».[63]

В 2020 году в 83 российских регионах в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» отремонтировано, реконструировано и построено 16,5 тысячи км дорог. В нормативное состояние приведено 145 млн квадратных метров дорожного покрытия в пределах городских агломераций, а также на автомобильных дорогах регионального значения. Это соразмерно площади 20 тысячам футбольных полей. Для повышения безопасности дорожного движения в 2020 году установлено более 2,9 тысячи светофоров и около 173 тысяч дорожных знаков, обустроено около 788 тысяч погонных метров барьерного и 319 тысяч погонных метров пешеходного ограждения, а также более 708 тысяч погонных метров освещения.[64]

В 2021 году по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» комплексно обновили порядка 16,5 тыс. км автодорог в 84 субъектах страны.[65]

[править] Качество дорог

По данным рейтинга регионов по качеству автодорог регионального или межмуниципального и местного значения, опубликованного в июле 2022 года агентством «РИА Рейтинг», в пятерку лидеров вошли: Москва, Ханты-Мансийский автономный округ, Краснодарский край, Республика Ингушетия, Челябинская область. В этих регионах более 80 % автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения отвечают нормативным требованиям. Далее — Белгородская, Кемеровская, Тюменская области, республики Адыгея и Дагестан: процент соответствия нормативам здесь от 70 % до 73,8 %. Самое низкое качество дорог в Архангельской области (10,3 %), а также в Кировской, Амурской, Магаданской областях, республиках Алтай, Марий Эл, Крым, Ненецком автономном округе: доля дорог, которая отвечает требованиям, ниже 30 %.[66][67]

[править] Опросы населения

52 % жителей удовлетворены качеством и доступностью автомобильных дорог, а также отмечают улучшения дорожно-транспортной инфраструктуры. Данные были получены в результате исследования, проведенного в декабре 2022 года ВЦИОМ. Опрос, в котором приняли участие 170 тыс. респондентов, проводился в 85 регионах Российской Федерации. Регионами-лидерами по удовлетворенности населения качеством и доступностью дорог стали Чеченская Республика (86 %), Севастополь (81 %), Республика Крым (80 %), Кабардино-Балкарская Республика (73 %), Ямало-Ненецкий автономный округ (69 %), Республика Ингушетия (68 %), Республика Марий Эл (67 %), Вологодская область (66 %), Республика Адыгея (65 %), Республика Северная Осетия-Алания, Новгородская и Белгородская области (по 63 %), Костромская область (62 %), Республика Татарстан (61 %), а также Курганская и Калининградская области, Республика Дагестан и Республика Алтай (по 60 %).[68]

[править] Государственная политика

В 2001 году одоб­ре­на про­грам­ма «Дороги России 21 века».[69]

08.11.2007 — федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».[70]

После принятия Федерального закона от 8 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации осуществляются активные меры по приведению автомобильных дорог в соответствие с установленными законодательством требованиями.[71]

1 марта 2018 года Путин заявил: «В общей сложности в предстоящие шесть лет необходимо практически удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России, направить на эти цели более 11 триллионов рублей из всех источников.»[72]

В 2020 году первый вице-премьер России Андрей Белоусов поручил до апреля 2021 года разработать план развития опорной сети российских автомобильных дорог.[73]

[править] Показатели

[править] Длина

Протяжённость автомобильных дорог России по состоянию на 1 января 2002 года составляла 904,7 тыс.км, в том числе 759,3 тыс.км дорог с твёрдым покрытием и 145,4 тыс.км грунтовых дорог.[74]

Общая протяженность автомобильных дорог в России в 2009 году составила 983 тыс. км, из них 78,9 % имели твёрдое покрытие.

На 1 января 2019 года общая протяженность автомобильных дорог в России составляла 1 529 373,4 км, из них федерального значения — 54 336,6 км, регионального или межмуниципального — 510 421,1 км, местного значения — 964 615,7 км.[75]

[править] Строительство

С 2012 до 2017 года на автодорожное строительство в России потратили более 5 трлн рублей.[76]

[править] Дороги I категории

Протяжённость автомобильных дорог I категории в управлении «Автодора» (тыс. км):

  • 13 мая 2020 года: 2490[77]
  • 29 октября 2020 года: 2575[78]
  • 13 ноября 2020 года: 2681[79]
  • 10 января 2021 года: 2665[80]
  • 26 января 2021 года: 2784[81]
  • 21 мая 2021 года: 2785[82]
  • 7 июля 2021 года: 2785[83]

[править] Дороги с твёрдым покрытием

Ввод в действие автомобильных дорог с твёрдым покрытием в России (тыс. км):[84]

  • 2001 год: 4,7
  • 2002 год: 4,6
  • 2003 год: 3,2
  • 2004 год: 2,8
  • 2005 год: 2,6
  • 2006 год: 2,5
  • 2007 год: 2,8
  • 2008 год: 3,7
  • 2009 год: 2,7
  • 2010 год: 3,1
  • 2011 год: 2,5
  • 2012 год: 2,4
  • 2013 год: 2,9
  • 2014 год: 2,3
  • 2015 год: 2,5
  • 2016 год: 2,5
  • 2017 год: 2,3
  • 2018 год: 2,3
  • 2019 год: 2,8[85]
  • 2020 год: 2,7[86]

Ввод в действие автомобильных дорог с твёрдым покрытием за счёт строительства в России (тыс. км):[87]

  • 2010 год: 2,2
  • 2015 год: 1,6
  • 2016 год: 1,5
  • 2017 год: 1,4
  • 2018 год: 1,5
  • 2019 год: 2,0

[править] Прочее

В 2020 году в России было реконструировано, построено и отремонтировано более чем 26 тыс. км автодорог.[88]

29 июля 2022 года Марат Хуснуллин писал: «75,5 % дорожной сети в крупнейших агломерациях [России] соответствует нормативам».[89]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Сеть автомобильных дорог в России. Досье. 8 октября 2014
  2. О перспективах развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации
  3. [1]
  4. О перспективах развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации
  5. О перспективах развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации
  6. [2]
  7. [3]
  8. [4]
  9. [5]
  10. [6]
  11. [7]
  12. [8]
  13. Сеть автомобильных дорог в России. Досье. 8 октября 2014
  14. [9]
  15. [10]
  16. [11]
  17. [12]
  18. [13]
  19. [14]
  20. [15]
  21. [16]
  22. [17]
  23. [18]
  24. [19]
  25. [20]
  26. [21]
  27. [22]
  28. [23]
  29. [24]
  30. [25]
  31. [26]
  32. [27]
  33. [28]
  34. [29]
  35. [30]
  36. [31]
  37. [32]
  38. [33]
  39. [34]
  40. [35]
  41. [36]
  42. [37]
  43. [38]
  44. [39]
  45. [40]
  46. [41]
  47. [42]
  48. [43]
  49. О перспективах развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации
  50. [44]
  51. [45]
  52. О перспективах развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации
  53. О перспективах развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации
  54. О перспективах развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации
  55. О перспективах развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации
  56. [46]
  57. [47]
  58. [48]
  59. Сводный годовой отчет об использовании бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда за январь-декабрь 2018 года
  60. [49]
  61. [50]
  62. [51]
  63. [52]
  64. [53]
  65. [54]
  66. [55]
  67. [56]
  68. [57]
  69. Транспортный комплекс
  70. Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог федерального значения за 2017—2018 годы
  71. О перспективах развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации
  72. [58]
  73. [59]
  74. [60]
  75. Отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг хода реализации мероприятий национального проекта „Безопасные и качественные автомобильные дороги“»
  76. [61]
  77. [62]
  78. [63]
  79. [64]
  80. [65]
  81. [66]
  82. [67]
  83. О компании
  84. Ввод в действие отдельных производственных мощностей и объектов
  85. Ввод в действие отдельных производственных мощностей в Российской Федерации
  86. Ввод в действие отдельных производственных мощностей в Российской Федерации
  87. Строительство в России — 2020
  88. [68]
  89. [69]
Автомобильные дороги России в XXI веке
Виды  По значению (Федеральные, Региональные, Местные) • По использованию (Общего пользования, Необщего пользования) • По категории (I, , , , II, III, IV, V) • По количеству полос (4, 6) • Платные дороги
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100


История автомобильных дорог России
XIX век  1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Автомобильные дороги России
История  XIX векXX векXXI век
Виды  По значению (Федеральные, Региональные, Местные) • По использованию (Общего пользования, Необщего пользования) • По категории (I, , , , II, III, IV, V) • По количеству полос (4, 6) • Платные дороги
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты