Автомобильные дороги России в XXI веке
Материал из Documentation.
[править] Виды дорог
[править] Дороги общего пользования
По состоянию на 31 декабря 2013 года протяжённость автодорог общего пользования в России составляла 1 млн 396 тыс. км.[1]
[править] Дороги необщего пользования
В 2015 году отмечалось, что в соответствии со сведениями федерального статистического наблюдения в России имеется 159,9 тыс. км автомобильных дорог необщего пользования, находящихся на балансе различных организаций. Многие из них фактически используются для движения различных транспортных средств и по сути выполняют функции дорог общего пользования. Часть из них в связи с нежеланием собственников нести расходы по их содержанию, фактически остаются бесхозными.[2]
[править] Федеральные дороги
По состоянию на 1 января 2013 года протяженность федеральных дорог в России составила 50,7 тыс. км, из них 48,1 тыс. км находятся в управлении Росавтодора, остальные переданы в доверительное управление «Автодору».[3]
[править] Региональные дороги
За период с 2008 по 2013 годы протяжённость региональных автомобильных дорог в России уменьшилась на 4 % (с 521,9 тыс. км до 502,6 тыс. км).[4]
[править] Местные дороги
За период с 2008 по 2013 годы протяжённость местных автомобильных дорог в России 3,4 раза (с 248,8 тыс. км до 842,2 тыс. км). В значительной степени это связано с включением в сеть автомобильных дорог общего пользования улиц, проездов, площадей, набережных в населенных пунктах, которые в предшествующий период рассматривались как объекты благоустройства и не учитывались в составе дорожных сетей.[5]
[править] Платные дороги
Правительство России в 2009 году создало некоммерческую организацию «Государственная компания „Российские автомобильные дороги“». Ей переданы в доверительное управление на 99 лет автомобильные дороги общего пользования федерального значения, используемые на платной основе, или автомобильные дороги общего пользования федерального значения, содержащие платные участки.
[править] Четырёхполосные дороги
В октябре 2020 года правительство России утвердило «дорожную карту» по оснащению четырехполосных дорог разделителями: к концу 2021 году 40 % всех четырехполосных дорог (федеральных, региональных, муниципальных) должно быть с ограждением, к концу 2024 года — 100 %.[6]
В июне 2021 года правительство России утвердило дополнительные требования к безопасности движения на четырёхполосных автодорогах.[7]
[править] Цементобетонные дороги
В июне 2021 года руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков выступил с докладом о развитии строительства цементобетонных дорог. Подводя итог его доклада, Марат Хуснуллин призвал Министерство транспорта и руководителей регионов внимательно оценить эту технологию с финансовой точки зрения. «По цене она конкурирует с асфальтобетонным покрытием, но в эксплуатации намного дешевле», — заявил Хуснуллин.[8]
По состоянию на июнь 2021 года в России бетонных дорог менее 1 % от 1,5 млн км всех дорог общего пользования.[9]
[править] Искусственные сооружения
В 14 часов мск 27 октября 2022 года Марат Хуснуллин писал: «Уже 100 искусственных мостовых сооружений отремонтированы в этом году по нацпроекту БКД. Всего работы ведутся на 458 объектах. Это и сами мосты, и путепроводы, и эстакады. Их общая протяжённость — 35 км. Многие мосты строились ещё в середине прошлого века. С тех пор поток увеличился. Поэтому перед мостовиками стоит серьёзная задача по замене опор и по расширению проезжей части. Также меняем и барьерные ограждения и систему освещения, всё это делается для того, чтобы поездки были не только комфортными, но и безопасными.»[10]
[править] Отдельные дороги
[править] Вытегра — Санкт-Петербург
В 2020 году дорога Вытегра — Ошта — Лодейное Поле — Санкт-Петербург была передана в федеральную собственность.[11]
[править] Колыма — Анадырь
Строительство автодороги Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь началось в 2011 году.[12]
По состоянию на октябрь 2014 года велось строительство дороги Колыма — Анадырь.[13]
[править] Мариуполь — Мелитополь
13 декабря 2023 года Борис Рожин писал: «Трасса Мариуполь — Мелитополь расширяется до четырёх полос. Дорожные работы идут вовсю.»[14]
[править] Москва — Казань — Екатеринбург
По состоянию на июль 2022 года продолжалось строительство автодороги Москва — Казань — Екатеринбург.[15]
[править] Северный обход Анапы
В 2022 ввели в эксплуатацию Северный обход Анапы протяжённостью 13,5 км. Обход стал частью скоростного транспортного коридора, связывающего федеральную трассу М-4 «Дон» с мостовым переходом через Керченский пролив и полуостровом Крым, а также позволил вывести транзитный транспорт из города и прилегающих поселений, разгрузив улично-дорожную сеть.[16]
[править] Северо-Восточная хорда
В Москве 4 сентября 2018 года открыли участок Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до МКАД.[17]
[править] Северо-Западная хорда
По состоянию на июль 2015 года в Москве шло строительство крупного транспортного объекта — Северо-Западной хорды.[18]
В Москве 9 июля 2018 года открыли движение по последнему участку Северо-Западной хорды — от Можайского до Рублёвского шоссе.[19]
[править] Тюменская кольцевая автодорога
Решение о строительстве Тюменской кольцевой автодороги (ТКАД) было принято в 2003 году для перераспределения транспортных потоков и развития улично-дорожной сети Тюмени.[20]
Основной участок ТКАД был введён в эксплуатацию в ноябре 2018 года.[21]
17 августа 2019 года заключительный участок Тюменской кольцевой автодороги (ТКАД) ввели в эксплуатациюу. В церемонии открытия двух развязок принял участие министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев, возглавлявший Тюменскую область с 2005 по 2018 годы.[22]
[править] Прочее
Реконструкция автодороги Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан — Новый Уоян началась в 2003 году.[23]
Решение о строительстве скоростной трассы «Кемерово — Ленинск-Кузнецкий» было принято в 2005 году. В 2015 году рабочие приступили к строительству финишного участка протяженностью 17,56 км. Общая стоимость строительства автомагистрали составила 21,445 млрд рублей. Трасса была открыта в августе 2019 года. Новая магистраль позволила сократить время в пути от Кемерова до Ленинска-Кузнецкого до 30 минут вместо полутора часов.[24][25]
5 июня 2017 года открылось движение по участку Аминьевского шоссе, от Кутузовского проспекта до развязки с улицей Генерала Дорохова.[26]
Решение о строительстве автомагистрали от Саларьево до деревни Марьино было принято в начале 2018 года московской градостроительно-земельной комиссией.[27]
В июле 2018 года было сообщено, что «Мостотрест» приступил к строительству нового участка автомобильной дороги от 23 км Калужского шоссе до транспортно-пересадочного узла «Столбово» в районе строящейся магистрали Солнцево — Бутово — Видное.[28]
Второй этап реконструкции Старошереметьевского шоссе начался в 2018 г. на участке Шереметьевского шоссе от терминала В до грузового терминала и на всем протяжении ул. Авиационная с выходом на Шереметьевское шоссе.[29]
26 августа 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин открыл дублер Остафьевского шоссе, который связал город Щербинку и поселение Рязановское.[30]
По состоянию на сентябрь 2019 года Россия вела строительство автотрассы Владивосток-Находка-порт Восточный и реконструкцию трассы Уссурийск-Пограничный-Госграница в рамках коридора «Приморье-1».[31]
В ноябре 2019 года было сообщено, что специалисты АО «Новосибирскавтодор» начали работы по строительству автомобильной дороги «Обход с. Сарапулка с мостом через реку Иня в Мошковском и Тогучинском районах Новосибирской области».[32]
23 декабря 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин открыл участок автомобильной дороги Марьино — Саларьево.[33]
По состоянию на февраль 2020 года продолжалось строительство крупного проекта — автотранспортного обхода Волгограда.[34]
По состоянию на май 2020 года в Курской области шло строительство автомобильной дороги Курск — Льгов — Рыльск — граница с Украиной — Малые Угоны — Погореловка — п. им. К. Либкнехта с низководным мостом через реку Сейм.[35]
В июле 2020 года было сообщено, что правительство России включило планируемую к строительству трассу Джубга — Сочи в опорную сеть российских дорог.[36]
[править] Дорожные фонды
В целях решения проблемы приведения дорожной сети в нормативное состояние и реформирования системы финансирования дорожного хозяйства Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 68-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и ряд других законодательных актов, предусматривающие создание системы дорожных фондов.[37]
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесен ряд новых положений, расширяющих источники формирования дорожных фондов и уточняющих возможность использования ассигнований региональных дорожных фондов для капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.[38]
В конце февраля 2018 года Минтранс России сообщил, что система мониторинга формирования и использования средств дорожных фондов (СКДФ) начала работу в тестовом режиме.[39]
В мае 2018 года Президент РФ Владимир Путин поручил правительству внедрить систему контроля за использованием средств дорожных фондов в 2019 году. Об этом говорится в указе главы государства «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».[40]
Госдума 19 мая 2021 года приняла в первом чтении пакет правительственных законопроектов о создании общедоступной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (СКДФ).[41]
[править] Федеральный фонд
В декабре 2020 года было сообщено, что Президент России Владимир Путин подписал закон, предусматривающий зачисление в федеральный дорожный фонд штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами.[42]
[править] Фонды регионов
В 2011 году законодательными актами во всех субъектах Российской Федерации созданы региональные дорожные фонды субъектов Российской Федерации.[43]
[править] Строительство и ремонт
[править] Строительство
28 марта 2022 года было сообщено, что Путин поручил дополнительно выделить в 2022 году не менее 120 млрд рублей на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог.[44]
[править] Ремонт
В 2022 году в России отремонтировали до нормативного состояния порядка 30 тыс. км автодорог.[45]
[править] Государственная политика
20 июня 2022 года правительство России утвердило план по строительству, реконструкции и ремонту дорог на 2023—2027 годы. Его главная задача — привести в нормативное состояние не менее 85 % автомобильных дорог опорной сети, потому что они имеют особое значение для развития экономики страны, а также 85 % дорог в 105 крупнейших агломерациях и более 50 % дорог в регионах. На все мероприятия выделено более 13 трлн рублей.[46][47]
[править] Эксплуатирующие организации
[править] Автодор
Государственная компания «Автодор» создана в 2009 году.[48]
Программа деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 № 2146-р.[49]
Протяжённость сети дорог, находящихся в доверительном управлении госкомпании «Автодор», по итогам 2023 года выросла до 4986 км. В 2023 году было открыто движение по 838,9 км новых участков федеральных дорог.[50]
[править] Министерство обороны России
По состоянию на февраль 2019 года протяжённость дорожной сети Минобороны России составляла порядка 5 тыс. км.[51]
[править] Дороги к населённым пунктам
Реализация задачи обеспечения сельских населенных пунктов подъездами с твердым покрытием (с софинансированием из федерального бюджета) с 2011 года осуществляется в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)».[52]
В 2013 году из бюджетов субъектов Российской Федерации на проектирование и строительство подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам, не имеющим круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, было выделено всего 14,7 млрд рублей, или 3,7 % общего объема ассигнований региональных дорожных фондов.[53]
По сведениям федеральных статистических наблюдений в 2013 году 372 сельских населенных пункта России получили связь с сетью дорог общего пользования региона по подъездам с твердым покрытием, в том числе с софинансированием из федерального бюджета — 226 населенных пунктов.[54]
По данным федеральных статистических наблюдений на 1 января 2014 года, в России 45 924 сельских населенных пунктов (31 % от общего числа сельских населенных пунктов) с общей численностью населения 2,6 млн жителей не имеют круглогодичной связи с транспортной сетью России по автомобильным дорогам общего пользования с твёрдым покрытием. Из этих пунктов 207 населённых пунктов имеют численность жителей более 1000 человек.[55]
[править] Разделение встречных потоков автомобилей
В декабре 2019 года было сообщено, что Минтранс РФ разработал программу по установке на основных российских трассах ограждений, разделяющих встречные потоки.[56]
[править] Навигация
В марте 2014 года было сообщено, что Госдума приняла закон, предусматривающий создание федеральной информационной системы навигации автомобильных дорог.[57]
[править] Проект «Безопасные и качественные дороги»
В 2017 году по инициативе президента Владимира Путина стартовал проект «Безопасные и качественные дороги».[58]
При реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2018 году за счет ассигнований из Федерального дорожного фонда приведены в нормативное состояние участки общей протяженностью 31457,12 км на территории 38 крупных городских агломераций в 36 субъектах Российской Федерации.[59]
В конце сентября 2019 года вице-премьер России Максим Акимов на совещании по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» с участием регионов раскритиковал их за низкую готовность работ.[60]
Правительство России на заседании 7 ноября 2019 года одобрило распределение 14,759 млрд рублей 36 регионам России на модернизацию дорог в городских агломерациях в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД).[61]
26 декабря 2019 года было сообщено, что в 2019 году в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в России было отремонтировано 5 тыс. км региональных трасс и более 5 тыс. км дорог городских агломераций. Новое асфальтобетонное покрытие устроено на дорогах общей площадью 127,1 млн м2.[62]
12930 км автомобильных дорог в России было приведено в нормативное состояние в 2019 году в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».[63]
В 2020 году в 83 российских регионах в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» отремонтировано, реконструировано и построено 16,5 тысячи км дорог. В нормативное состояние приведено 145 млн квадратных метров дорожного покрытия в пределах городских агломераций, а также на автомобильных дорогах регионального значения. Это соразмерно площади 20 тысячам футбольных полей. Для повышения безопасности дорожного движения в 2020 году установлено более 2,9 тысячи светофоров и около 173 тысяч дорожных знаков, обустроено около 788 тысяч погонных метров барьерного и 319 тысяч погонных метров пешеходного ограждения, а также более 708 тысяч погонных метров освещения.[64]
В 2021 году по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» комплексно обновили порядка 16,5 тыс. км автодорог в 84 субъектах страны.[65]
[править] Качество дорог
По данным рейтинга регионов по качеству автодорог регионального или межмуниципального и местного значения, опубликованного в июле 2022 года агентством «РИА Рейтинг», в пятерку лидеров вошли: Москва, Ханты-Мансийский автономный округ, Краснодарский край, Республика Ингушетия, Челябинская область. В этих регионах более 80 % автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения отвечают нормативным требованиям. Далее — Белгородская, Кемеровская, Тюменская области, республики Адыгея и Дагестан: процент соответствия нормативам здесь от 70 % до 73,8 %. Самое низкое качество дорог в Архангельской области (10,3 %), а также в Кировской, Амурской, Магаданской областях, республиках Алтай, Марий Эл, Крым, Ненецком автономном округе: доля дорог, которая отвечает требованиям, ниже 30 %.[66][67]
[править] Опросы населения
52 % жителей удовлетворены качеством и доступностью автомобильных дорог, а также отмечают улучшения дорожно-транспортной инфраструктуры. Данные были получены в результате исследования, проведенного в декабре 2022 года ВЦИОМ. Опрос, в котором приняли участие 170 тыс. респондентов, проводился в 85 регионах Российской Федерации. Регионами-лидерами по удовлетворенности населения качеством и доступностью дорог стали Чеченская Республика (86 %), Севастополь (81 %), Республика Крым (80 %), Кабардино-Балкарская Республика (73 %), Ямало-Ненецкий автономный округ (69 %), Республика Ингушетия (68 %), Республика Марий Эл (67 %), Вологодская область (66 %), Республика Адыгея (65 %), Республика Северная Осетия-Алания, Новгородская и Белгородская области (по 63 %), Костромская область (62 %), Республика Татарстан (61 %), а также Курганская и Калининградская области, Республика Дагестан и Республика Алтай (по 60 %).[68]
[править] Государственная политика
В 2001 году одобрена программа «Дороги России 21 века».[69]
08.11.2007 — федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».[70]
После принятия Федерального закона от 8 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации осуществляются активные меры по приведению автомобильных дорог в соответствие с установленными законодательством требованиями.[71]
1 марта 2018 года Путин заявил: «В общей сложности в предстоящие шесть лет необходимо практически удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России, направить на эти цели более 11 триллионов рублей из всех источников.»[72]
В 2020 году первый вице-премьер России Андрей Белоусов поручил до апреля 2021 года разработать план развития опорной сети российских автомобильных дорог.[73]
[править] Показатели
[править] Длина
Протяжённость автомобильных дорог России по состоянию на 1 января 2002 года составляла 904,7 тыс.км, в том числе 759,3 тыс.км дорог с твёрдым покрытием и 145,4 тыс.км грунтовых дорог.[74]
Общая протяженность автомобильных дорог в России в 2009 году составила 983 тыс. км, из них 78,9 % имели твёрдое покрытие.
На 1 января 2019 года общая протяженность автомобильных дорог в России составляла 1 529 373,4 км, из них федерального значения — 54 336,6 км, регионального или межмуниципального — 510 421,1 км, местного значения — 964 615,7 км.[75]
[править] Строительство
С 2012 до 2017 года на автодорожное строительство в России потратили более 5 трлн рублей.[76]
[править] Дороги I категории
Протяжённость автомобильных дорог I категории в управлении «Автодора» (тыс. км):
- 13 мая 2020 года: 2490[77]
- 29 октября 2020 года: 2575[78]
- 13 ноября 2020 года: 2681[79]
- 10 января 2021 года: 2665[80]
- 26 января 2021 года: 2784[81]
- 21 мая 2021 года: 2785[82]
- 7 июля 2021 года: 2785[83]
[править] Дороги с твёрдым покрытием
Ввод в действие автомобильных дорог с твёрдым покрытием в России (тыс. км):[84]
- 2001 год: 4,7
- 2002 год: 4,6
- 2003 год: 3,2
- 2004 год: 2,8
- 2005 год: 2,6
- 2006 год: 2,5
- 2007 год: 2,8
- 2008 год: 3,7
- 2009 год: 2,7
- 2010 год: 3,1
- 2011 год: 2,5
- 2012 год: 2,4
- 2013 год: 2,9
- 2014 год: 2,3
- 2015 год: 2,5
- 2016 год: 2,5
- 2017 год: 2,3
- 2018 год: 2,3
- 2019 год: 2,8[85]
- 2020 год: 2,7[86]
Ввод в действие автомобильных дорог с твёрдым покрытием за счёт строительства в России (тыс. км):[87]
- 2010 год: 2,2
- 2015 год: 1,6
- 2016 год: 1,5
- 2017 год: 1,4
- 2018 год: 1,5
- 2019 год: 2,0
[править] Прочее
В 2020 году в России было реконструировано, построено и отремонтировано более чем 26 тыс. км автодорог.[88]
29 июля 2022 года Марат Хуснуллин писал: «75,5 % дорожной сети в крупнейших агломерациях [России] соответствует нормативам».[89]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ Сеть автомобильных дорог в России. Досье. 8 октября 2014
- ↑ О перспективах развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации
- ↑ [1]
- ↑ О перспективах развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации
- ↑ О перспективах развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ Сеть автомобильных дорог в России. Досье. 8 октября 2014
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ [29]
- ↑ [30]
- ↑ [31]
- ↑ [32]
- ↑ [33]
- ↑ [34]
- ↑ [35]
- ↑ [36]
- ↑ [37]
- ↑ [38]
- ↑ [39]
- ↑ [40]
- ↑ [41]
- ↑ [42]
- ↑ [43]
- ↑ О перспективах развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации
- ↑ [44]
- ↑ [45]
- ↑ О перспективах развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации
- ↑ О перспективах развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации
- ↑ О перспективах развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации
- ↑ О перспективах развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации
- ↑ [46]
- ↑ [47]
- ↑ [48]
- ↑ Сводный годовой отчет об использовании бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда за январь-декабрь 2018 года
- ↑ [49]
- ↑ [50]
- ↑ [51]
- ↑ [52]
- ↑ [53]
- ↑ [54]
- ↑ [55]
- ↑ [56]
- ↑ [57]
- ↑ Транспортный комплекс
- ↑ Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог федерального значения за 2017—2018 годы
- ↑ О перспективах развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации
- ↑ [58]
- ↑ [59]
- ↑ [60]
- ↑ Отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг хода реализации мероприятий национального проекта „Безопасные и качественные автомобильные дороги“»
- ↑ [61]
- ↑ [62]
- ↑ [63]
- ↑ [64]
- ↑ [65]
- ↑ [66]
- ↑ [67]
- ↑ О компании
- ↑ Ввод в действие отдельных производственных мощностей и объектов
- ↑ Ввод в действие отдельных производственных мощностей в Российской Федерации
- ↑ Ввод в действие отдельных производственных мощностей в Российской Федерации
- ↑ Строительство в России — 2020
- ↑ [68]
- ↑ [69]