Платные автомобильные дороги России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



8 ноября 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». В документе детально прописана процедура введения платы на дорогах и деятельность их концессионеров (для управления дорогами они могут привлекать операторов). В частности, регламентируется, что бесплатно этими дорогами могут пользоваться экстренные службы, транспорт общего пользования (за исключением такси) и транспортные средства организаций почтовой связи. На концессионера возлагается ответственность по поддержанию дороги в надлежащем состоянии.[1]

На 1 сентября 2020 года общая протяжённость платных участков на автомобильных дорогах государственной компании «Автодор» составила 1544,17 км (44 % от общей протяжённости сети автомобильных дорог компании «Автодор»).[2]

По состоянию на 11 ноября 2020 года в России плата взималась за проезд на участках дорог федерального и регионального значения общей протяжённостью около 1950 км. Платные дороги действовали в 14 субъектах Федерации: Воронежской, Калужской, Новгородской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Тверской, Тульской областях, Краснодарском крае, Удмуртии и в Санкт-Петербурге.[3]

В 2023 году состоялся ввод новых платных участков на М-4 (обходы Аксая и Краснодара в июне), на М-12 (Москва — Арзамас в сентябре, Шумерля — Иннополис в ноябре и остальные участки до Казани в декабре).[4]

Содержание

[править] Количество проездов

В 2022 году на платных участках «Автодора» количество проездов транспортных средств выросло на 13,3 % г/г.[5]

В 2023 году на платных участках «Автодора» зафиксировано 278,7 млн проездов транспортных средств (+17,9 % г/г).[6]

[править] Способы оплаты

В апреле 2016 года глава «Автодора» Сергей Кельбах заявил о том, что его компания начала переговоры с операторами других платных российских дорог о введении общего транспондера.[7]

В 2017 году были заключены соглашения о межоператорском взаимодействии между «Автодором — платные дороги», «Объединенными системами сбора платы» (работает вместе с «Автодором» на М-4), «Магистралью Северной столицы», «Главной дорогой» и «Новым качеством дорог».[8]

До открытия первого платного участка ЦКАД оплата на платных дорогах в России осуществлялась только на специальных пунктах, где при оплате наличными или банковской картой необходимо останавливаться перед шлагбаумом.[9]

На ЦКАД впервые в России была применена безбарьерная система оплаты проезда (free flow, с англ. «свободный поток»).[10]

Единая технологическая платформа взимания платы на платных дорогах России запущена 11 ноября 2020 года.[11]

[править] Отдельные дороги

[править] Беларусь

1 января 2014 года была введена плата за проезд на участке трассы М-1 «Беларусь» — северном обходе города Одинцово (Московская область), по которому можно доехать от развязки Молодогвардейской ул. с Московской кольцевой автодорогой (МКАД) до 33 км Минского шоссе.[12]

На Северном обходе Одинцово в 2023 году зафиксировано более 26 млн проездов транспортных средств, что на 7 % больше, чем в 2022 году, рассказали в компании «Новое качество дорог» (оператор трассы).[13]

[править] Восток

В сентябре 2022 года Путин дал старт движению по первому участку трассы М12 «Москва — Казань» в Подмосковье.[14]

В 12:38 мск 1 декабря 2022 года Марат Хуснуллин писал: «На М-12 дорожники выполнили объём работ по укладке асфальта, запланированный на этот год. Дорожное покрытие есть уже на 570 км трассы, а это более 70 % трассы.»[15]

[править] Дон

По состоянию на январь 2018 года на трассе М4 «Дон» плата взималась на участках общей протяженностью 563 км в Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской и Ростовской областях.[16]

По состоянию на 11 ноября 2020 года на трассе М-4 «Дон» плата взималась на шести участках общей протяженностью 844 км: в Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областях и Краснодарском крае.[17]

[править] Западный скоростной диаметр

Западный скоростной диаметр начали строить в 2005 году. Южный участок ЗСД открылся в 2012 году.[18]

В 2011 году по инициативе Путина было подписано соглашение о строительстве центрального участка ЗСД.[19]

В августе 2013 года Владимир Путин принял участие в открытии северного участка ЗСД.[20]

Строительство ЗСД завершилось в 2016 году.[21]

Платный режим на всей протяженности ЗСД (46,6 км) был введён 4 февраля 2017 года.[22]

По состоянию на 11 ноября 2020 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области платным является проезд по внутригородской магистрали Западный скоростной диаметр (ЗСД).[23]

На ЗСД в Санкт-Петербурге (концессионер — компания «Магистраль Северной столицы») в 2023 году было зафиксировано 105,6 млн транзакций, или 71,3 млн поездок (на 3,2 % больше, чем в 2022 году). Это является рекордом годового трафика за все 12 лет эксплуатации трассы.[24]

[править] Нева

Движение по первому участку трассы «Нева» (обход Вышнего Волочка, 76 км, Тверская обл.) было открыто 28 ноября 2014 года — проезд по нему стал платным в 2015 году.[25]

По состоянию на январь 2018 года действовал платный проезд по двум построенным участкам скоростной автомагистрали М11 Москва — Санкт-Петербург общей протяженностью 166 км. Это обходы Вышнего Волочка и Торжка (Тверская область, оператор — ООО «Автодор — платные дороги», дочерняя компания ГК «Автодор») и участок 15-58 км в Московской области (ООО «Северо-Западная концессионная компания»).[26]

[править] Проспект Багратиона

В сентябре 2023 года состоялось открытие платного проспекта Багратиона, который связывает Москва-Сити и МКАД.[27]

[править] Украина

С 20 марта 2017 года платным стал проезд по трассе М-3 «Украина» в Калужской области.[28]

[править] Регионы

По состоянию на январь 2018 года платные дороги действовали в 11 субъектах Федерации: Воронежской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Псковской, Тверской, Рязанской, Ростовской, Тульской областях, Удмуртии и в Санкт-Петербурге.[29]

По состоянию на апрель 2019 года платные дороги действовали в 13 субъектах Федерации: Воронежской, Калужской, Новгородской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Тверской, Тульской областях, Удмуртии и в Санкт-Петербурге.[30]

[править] ЦФО

[править] Московская область

В январе 2018 года власти Московской области заключили концессионное соглашение на строительство платной автодороги Виноградово — Болтино — Тарасовка (трасса длиной 16 км между Дмитровским и Ярославским шоссе).[31]

[править] Рязанская область

12 марта 2013 года открылось движение по платному путепроводу через железнодорожные пути в Рязани. Он связал микрорайоны Соколовка и Дашково — Песочня.[32]

[править] СЗФО

[править] Псковская область

По состоянию на январь 2018 года платным является проезд по четырем дорогам в Псковской области общей протяженностью 226 км: Старый Изборск — граница с Эстонией, Остров — граница с Латвией, Опочка — граница с Белоруссией и Ольша — Невель.[33]

По состоянию на 11 ноября 2020 года платным является проезд по четырем дорогам в Псковской области общей протяженностью 226 км: Старый Изборск — граница с Эстонией, Остров — граница с Латвией, Опочка — граница с Белоруссией и Ольша — Невель.[34]

[править] ПФО

[править] Удмуртия

С 26 августа 2017 года введена плата за проезд по мостам через реки Каму и Буй по трассе Ижевск — Камбарка — граница Башкирии (в объезд действующей переправы).[35]

[править] СФО

[править] Алтайский край

В 2000—2011 годах взималась плата за проезд по трассе «Алтай — Кузбасс» в Алтайском крае (137 км). Также с открытия в июле 1997 года до 1 января 2011 года платным был новый мост через реку Обь в Барнауле. Отменяя плату за проезд по дорогам и мостам, губернатор Алтайского края Александр Карлин заявил, что минусов в платном проезде на этих участках дорог было больше, чем плюсов.[36]

[править] Показатели

[править] Протяжённость

Протяжённость платных автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием федерального, регионального или межмуниципального значения в России (тыс. км):

  • 1 января 2015 года: 0,4763[37]
  • 1 января 2019 года: 1,3232[38]
  • 1 января 2020 года: 1,6852[39]
  • 1 январь 2021 года: 2,00294[40]

По состоянию на январь 2018 года в России плата взималась за проезд на участках дорог федерального и регионального значения общей протяжённостью более 1100 км.[41]

Всего по состоянию на апрель 2019 года в России плата за проезд взималась на участках дорог федерального и регионального значения общей протяженностью более 1300 км.[42]

[править] Федеральные дороги

Протяжённость платных автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием федерального значения в России (тыс. км):

  • 1 января 2015 года: 0,2477[43]
  • 1 январь 2021 года: 1,7766[44]

[править] Региональные дороги

Протяжённость платных автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием регионального или межмуниципального значения в России (тыс. км):

  • 1 января 2015 года: 0,2286[45]
  • 1 январь 2021 года: 0,2263[46]

[править] Автодор

Протяжённость платных автомобильных дорог в управлении «Автодора» (тыс. км):

  • 13 мая 2020 года: 1459[47]
  • 29 октября 2020 года: 1544[48]
  • 13 ноября 2020 года: 1650[49]
  • 10 января 2021 года: 1650[50]
  • 26 января 2021 года: 1792,5[51]
  • 21 мая 2021 года: 1769[52]
  • 7 июля 2021 года: 1769[53]
Автомобильные дороги России в XXI веке
Виды  По значению (Федеральные, Региональные, Местные) • По использованию (Общего пользования, Необщего пользования) • По категории (I, , , , II, III, IV, V) • По количеству полос (4, 6) • Платные дороги
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
Личные инструменты