Платные автомобильные дороги России в XXI веке
Материал из Documentation.
8 ноября 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». В документе детально прописана процедура введения платы на дорогах и деятельность их концессионеров (для управления дорогами они могут привлекать операторов). В частности, регламентируется, что бесплатно этими дорогами могут пользоваться экстренные службы, транспорт общего пользования (за исключением такси) и транспортные средства организаций почтовой связи. На концессионера возлагается ответственность по поддержанию дороги в надлежащем состоянии.[1]
На 1 сентября 2020 года общая протяжённость платных участков на автомобильных дорогах государственной компании «Автодор» составила 1544,17 км (44 % от общей протяжённости сети автомобильных дорог компании «Автодор»).[2]
По состоянию на 11 ноября 2020 года в России плата взималась за проезд на участках дорог федерального и регионального значения общей протяжённостью около 1950 км. Платные дороги действовали в 14 субъектах Федерации: Воронежской, Калужской, Новгородской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Тверской, Тульской областях, Краснодарском крае, Удмуртии и в Санкт-Петербурге.[3]
В 2023 году состоялся ввод новых платных участков на М-4 (обходы Аксая и Краснодара в июне), на М-12 (Москва — Арзамас в сентябре, Шумерля — Иннополис в ноябре и остальные участки до Казани в декабре).[4]
Содержание |
[править] Количество проездов
В 2022 году на платных участках «Автодора» количество проездов транспортных средств выросло на 13,3 % г/г.[5]
В 2023 году на платных участках «Автодора» зафиксировано 278,7 млн проездов транспортных средств (+17,9 % г/г).[6]
[править] Способы оплаты
В апреле 2016 года глава «Автодора» Сергей Кельбах заявил о том, что его компания начала переговоры с операторами других платных российских дорог о введении общего транспондера.[7]
В 2017 году были заключены соглашения о межоператорском взаимодействии между «Автодором — платные дороги», «Объединенными системами сбора платы» (работает вместе с «Автодором» на М-4), «Магистралью Северной столицы», «Главной дорогой» и «Новым качеством дорог».[8]
До открытия первого платного участка ЦКАД оплата на платных дорогах в России осуществлялась только на специальных пунктах, где при оплате наличными или банковской картой необходимо останавливаться перед шлагбаумом.[9]
На ЦКАД впервые в России была применена безбарьерная система оплаты проезда (free flow, с англ. «свободный поток»).[10]
Единая технологическая платформа взимания платы на платных дорогах России запущена 11 ноября 2020 года.[11]
[править] Отдельные дороги
[править] Беларусь
1 января 2014 года была введена плата за проезд на участке трассы М-1 «Беларусь» — северном обходе города Одинцово (Московская область), по которому можно доехать от развязки Молодогвардейской ул. с Московской кольцевой автодорогой (МКАД) до 33 км Минского шоссе.[12]
На Северном обходе Одинцово в 2023 году зафиксировано более 26 млн проездов транспортных средств, что на 7 % больше, чем в 2022 году, рассказали в компании «Новое качество дорог» (оператор трассы).[13]
[править] Восток
В сентябре 2022 года Путин дал старт движению по первому участку трассы М12 «Москва — Казань» в Подмосковье.[14]
В 12:38 мск 1 декабря 2022 года Марат Хуснуллин писал: «На М-12 дорожники выполнили объём работ по укладке асфальта, запланированный на этот год. Дорожное покрытие есть уже на 570 км трассы, а это более 70 % трассы.»[15]
[править] Дон
По состоянию на январь 2018 года на трассе М4 «Дон» плата взималась на участках общей протяженностью 563 км в Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской и Ростовской областях.[16]
По состоянию на 11 ноября 2020 года на трассе М-4 «Дон» плата взималась на шести участках общей протяженностью 844 км: в Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областях и Краснодарском крае.[17]
[править] Западный скоростной диаметр
Западный скоростной диаметр начали строить в 2005 году. Южный участок ЗСД открылся в 2012 году.[18]
В 2011 году по инициативе Путина было подписано соглашение о строительстве центрального участка ЗСД.[19]
В августе 2013 года Владимир Путин принял участие в открытии северного участка ЗСД.[20]
Строительство ЗСД завершилось в 2016 году.[21]
Платный режим на всей протяженности ЗСД (46,6 км) был введён 4 февраля 2017 года.[22]
По состоянию на 11 ноября 2020 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области платным является проезд по внутригородской магистрали Западный скоростной диаметр (ЗСД).[23]
На ЗСД в Санкт-Петербурге (концессионер — компания «Магистраль Северной столицы») в 2023 году было зафиксировано 105,6 млн транзакций, или 71,3 млн поездок (на 3,2 % больше, чем в 2022 году). Это является рекордом годового трафика за все 12 лет эксплуатации трассы.[24]
[править] Нева
Движение по первому участку трассы «Нева» (обход Вышнего Волочка, 76 км, Тверская обл.) было открыто 28 ноября 2014 года — проезд по нему стал платным в 2015 году.[25]
По состоянию на январь 2018 года действовал платный проезд по двум построенным участкам скоростной автомагистрали М11 Москва — Санкт-Петербург общей протяженностью 166 км. Это обходы Вышнего Волочка и Торжка (Тверская область, оператор — ООО «Автодор — платные дороги», дочерняя компания ГК «Автодор») и участок 15-58 км в Московской области (ООО «Северо-Западная концессионная компания»).[26]
[править] Проспект Багратиона
В сентябре 2023 года состоялось открытие платного проспекта Багратиона, который связывает Москва-Сити и МКАД.[27]
[править] Украина
С 20 марта 2017 года платным стал проезд по трассе М-3 «Украина» в Калужской области.[28]
[править] Регионы
По состоянию на январь 2018 года платные дороги действовали в 11 субъектах Федерации: Воронежской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Псковской, Тверской, Рязанской, Ростовской, Тульской областях, Удмуртии и в Санкт-Петербурге.[29]
По состоянию на апрель 2019 года платные дороги действовали в 13 субъектах Федерации: Воронежской, Калужской, Новгородской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Тверской, Тульской областях, Удмуртии и в Санкт-Петербурге.[30]
[править] ЦФО
[править] Московская область
В январе 2018 года власти Московской области заключили концессионное соглашение на строительство платной автодороги Виноградово — Болтино — Тарасовка (трасса длиной 16 км между Дмитровским и Ярославским шоссе).[31]
[править] Рязанская область
12 марта 2013 года открылось движение по платному путепроводу через железнодорожные пути в Рязани. Он связал микрорайоны Соколовка и Дашково — Песочня.[32]
[править] СЗФО
[править] Псковская область
По состоянию на январь 2018 года платным является проезд по четырем дорогам в Псковской области общей протяженностью 226 км: Старый Изборск — граница с Эстонией, Остров — граница с Латвией, Опочка — граница с Белоруссией и Ольша — Невель.[33]
По состоянию на 11 ноября 2020 года платным является проезд по четырем дорогам в Псковской области общей протяженностью 226 км: Старый Изборск — граница с Эстонией, Остров — граница с Латвией, Опочка — граница с Белоруссией и Ольша — Невель.[34]
[править] ПФО
[править] Удмуртия
С 26 августа 2017 года введена плата за проезд по мостам через реки Каму и Буй по трассе Ижевск — Камбарка — граница Башкирии (в объезд действующей переправы).[35]
[править] СФО
[править] Алтайский край
В 2000—2011 годах взималась плата за проезд по трассе «Алтай — Кузбасс» в Алтайском крае (137 км). Также с открытия в июле 1997 года до 1 января 2011 года платным был новый мост через реку Обь в Барнауле. Отменяя плату за проезд по дорогам и мостам, губернатор Алтайского края Александр Карлин заявил, что минусов в платном проезде на этих участках дорог было больше, чем плюсов.[36]
[править] Показатели
[править] Протяжённость
Протяжённость платных автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием федерального, регионального или межмуниципального значения в России (тыс. км):
- 1 января 2015 года: 0,4763[37]
- 1 января 2019 года: 1,3232[38]
- 1 января 2020 года: 1,6852[39]
- 1 январь 2021 года: 2,00294[40]
По состоянию на январь 2018 года в России плата взималась за проезд на участках дорог федерального и регионального значения общей протяжённостью более 1100 км.[41]
Всего по состоянию на апрель 2019 года в России плата за проезд взималась на участках дорог федерального и регионального значения общей протяженностью более 1300 км.[42]
[править] Федеральные дороги
Протяжённость платных автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием федерального значения в России (тыс. км):
[править] Региональные дороги
Протяжённость платных автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием регионального или межмуниципального значения в России (тыс. км):
[править] Автодор
Протяжённость платных автомобильных дорог в управлении «Автодора» (тыс. км):
- 13 мая 2020 года: 1459[47]
- 29 октября 2020 года: 1544[48]
- 13 ноября 2020 года: 1650[49]
- 10 января 2021 года: 1650[50]
- 26 января 2021 года: 1792,5[51]
- 21 мая 2021 года: 1769[52]
- 7 июля 2021 года: 1769[53]