Федеральные автомобильные дороги России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Соответствие нормативным требованиям

По состоянию на 1 января 2017 года 37098,9 км автомобильных дорог федерального значения (71,4 %) соответствовало нормативным требованиям.[1]

На начало 2020 года нормативным требованиям соответствовали 84,8 % дорожной сети федерального значения в России. Соответствие нормативам определялась по трём параметрам: продольная ровность, отсутствие дефектов проезжей части и сцепные качества дорожного покрытия.[2]

Нормативным требованиям на конец 2020 года соответствовали 50,77 тыс. километров федеральных автотрасс, или 83,92 % от протяжённости.[3]

В июне 2021 года Путин заявил: «Вот что касается федеральных трасс, то на первом этапе государство занималось именно этим, потому что это основные магистрали, по которым грузы перевозятся и люди ездят. Значит, они создают каркас всей сети [автодорог]. У нас сейчас 85 % примерно приведено в нормативное состояние.»[4]

[править] Строительство

Всего в 2020 году после реконструкции и строительства введено в эксплуатацию 915 км федеральных автодорог, это один из самых высоких показателей за последние годы.[5]

[править] Ремонт

В 2020 году было отремонтировано 7775 км федеральных автодорог.[6]

[править] Виды дорог

[править] Дороги общего пользования

В ноябре 2013 года отмечалось, что, по данным Федерального дорожного агентства, в России протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения составляет 50,7 тыс. км, из них в ведении Росавтодора находятся 48,1 тыс. км, остальные 2,6 тыс. км — государственной компании «Автодор».[7]

В ноябре 2017 года отмечалось, что протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения в России составляет 51,86 тыс. км, из них в ведении Федерального дорожного агентства — 49 тыс. км, остальные 2,86 тыс. км в ведении государственной компании «Автодор».[8]

[править] Четырёхполосные дороги

Протяжённость федеральных четырёхполосных дорог всех категорий — 5,33 тыс. км, по состоянию на март 2021 года 79 % из них, по данным Росавтодора, оборудовано разделительными ограждениями.[9]

[править] Дороги в населённых пунктах

В 2015 году отмечалось, что общая протяжённость участков федеральных дорог России, проходящих в границах населённых пунктов, составляет немногим более 5 тыс. км.[10]

[править] Работа в режиме перегрузки

В 2015 году отмечалось, что по данным статистических наблюдений 26,4 % протяжённости федеральных автодорог России работают в режиме перегрузки.[11]

[править] Разделение встречных потоков автомобилей

В декабре 2019 года отмечалось: «Сейчас в России 57 тыс. км федеральных трасс, из них только 12 % — дороги высшей категории, на которых разделены встречные потоки».[12]

[править] Электроосвещение

В 2020 году на федеральных автомобильных дорогах устроили более 400 км линий электроосвещения.[13]

[править] Пешеходные переходы

В 2020 году на федеральных автомобильных дорогах устроили свыше 30 пешеходных переходов в разных уровнях.[14]

[править] Пересечения с железными дорогами

В 2015 году отмечалось, что на федеральных автомобильных дорогах общего пользования в России функционирует 433 пересечения с железнодорожными путями в одном уровне (железнодорожных переездов).[15]

[править] Автодор

В 2015 году отмечалось, что в доверительном управлении «Автодора» находились 2732 км федеральных автомобильных дорог, на которых функционирует 7 платных участков общей протяженностью 247 км.[16]

Сеть скоростных федеральных дорог, находящихся в управлении госкомпании «Автодор», в 2019 году увеличилась более чем на 200 километров. Произошло это за счет строительства новых трасс и реконструкции существующих.[17]

Всего по итогам 2019 года «Автодор» управляла пятью дорогами федерального значения: М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», А-105 «Подъездная дорога от Москвы к аэропорту Домодедово».[18]

[править] Финансирование

В 2017 году глава Федерального дорожного агентства РФ Роман Старовойт заявил: «За последние годы на федеральные автомобильные дороги беспрецедентно много средств расходует бюджет».[19]

В 2018 и 2019 годах Росавтодору доведены бюджетные ассигнования в объеме 100 % от установленных Правилами № 658 нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения.[20]

[править] ДТП

В 2015 году количество ДТП на федеральных автотрассах России снизилось на 11%.[21]

[править] Отдельные дороги

[править] Амур

В феврале 2004 года было сообщено, что Путин открыл сквозной проезд по трассе Чита — Хабаровск.[22]

[править] Байкал

4 ноября 2019 года в Тарбагатайском районе Бурятии состоялась торжественная церемония открытия после реконструкции 7-километрового участка автомобильной дороги Р-258 «Байкал». В мероприятии приняли участие глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, начальник подведомственного Росавтодору Управления федеральных автодорог «Южный Байкал» Радик Фаразутдинов, глава Тарбагатайского района Светлана Шабаршова. В ходе масштабных работ участок трассы доведен до параметров II технической категории с четырьмя полосами для движения, проезжая часть расширена с 6,5 до 9 м.[23]

[править] Барнаул — граница с Казахстаном

В июле 2020 года было сообщено, что автотрасса Барнаул — Павловск — граница с Республикой Казахстан длиной 388,9 км включена в перечень автомобильных дорог федерального значения.[24]

[править] Беларусь

В конце 2007 года было принято решение о реконструкции трассы, являющейся частью международного транспортного коридора Берлин — Нижний Новгород. Продиктовано оно было, в первую очередь экономической целесообразностью.[25]

[править] Вилюй

Трасса «Вилюй» получила статус федеральной в 2007 году, после чего началось её активное строительство.[26]

[править] Волга

По итогам совещания 24 июня 2019 года, посвященного развитию новых дорожных проектов, премьер Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития совместно с Минфином, Минтрансом и Минстроем создать рабочую группу и к 20 июля представить согласованную позицию по вопросам реконструкции федеральной трассы М-7 «Волга», включая обходы городов.[27]

[править] Восток

8 сентября 2023 года Путин запустил движение на трассе М-12 «Восток» от Москвы до Арзамаса.

21 декабря 2023 года Путин запустил движение по автомобильной дороге М-12 «Восток» до Казани.[28]

[править] Дон

В 2011 году после строительства новых участков в обход Богородицка, Ефремова, Яркина и Ельца М-4 стала четырехполосной автомагистралью на всём протяжении от Москвы до Воронежа.[29]

В октябре 2013 года на участке трассы «Дон» в обход города Ефремова Тульской области /278,8 км — 321,3 км/ был введен платный режим.[30]

16 октября 2013 года на трех участках трассы «Дон» в Московской области /51-71-й км, 76-103-й км и 113—120-й км/ впервые на российских автодорогах разрешенная скорость для легковых и грузовых автомобилей с максимальной массой не более 3,5 тонны была повышена с 110 до 130 км/ч.[31]

15 ноября 2013 года госкомпания «Автодор» ввела в эксплуатацию два скоростных участка федеральной автодороги М-4 «Дон» — в обход города Воронежа /492 км — 517 км/ и поселка Тарасовский Ростовской области /877 км — 892 км/.[32]

В ноябре 2013 года «Автодор» объявила открытый конкурс на заключение долгосрочного инвестиционного соглашения по строительству, содержанию и ремонту участка трассы «Дон» с 517 км по 544 км в Воронежской области.[33]

[править] Иртыш

Среди значимых проектов 2020 года можно отметить завершение последнего этапа реконструкции участка автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» на подъезде к Новосибирску, который стал самым протяженным из объектов дорожного строительства с цементобетонным покрытием в России в 2020 году.[34]

[править] Нева

В ноябре 2009 г. Внешэкономбанк (ВЭБ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк, Французское агентство по страхованию экспортных кредитов, ООО «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК) подписали меморандум о взаимопонимании по проекту скоростной автомагистрали «Москва — Санкт-Петербург».

23 декабря 2014 — Открыт участок новой трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург с заездом в аэропорт «Шереметьево». Открытие магистрали обеспечило скоростной бессветофорный подъезд к аэропорту Шереметьево и существенно улучшило транспортную доступность аэропорта.[35]

3 сентября 2019 года был запущен новый участок дороги М-11.

Всего в 2019 году было открыто движение по трем новым участкам «Невы» общей протяжённостью 180 км.[36]

[править] Поветлужье

Автодорога Р-177 «Поветлужье» в 2020 году получила статус федеральной.[37]

[править] Псков

В октябре 2017 года Владимир Путин принял участие в церемонии открытия движения по новому участку дороги Р-23.

[править] Скандинавия

В 2014 году стартовала масштабная реконструкция федеральной трассы А181 «Скандинавия», соединяющей Санкт-Петербург через Выборг с финской границей. Двухполосную магистраль расширили до четырех, а местами и шести полос движения с разделительной полосой, также там появились многоуровневые развязки.[38]

[править] Сортавала

С 2010 года федеральные дорожники планомерно вели работы по приведению участков дороги «Сортавала» от КАД Санкт-Петербурга до границы с Карелией в нормативное состояние.[39]

Реконструкция участка федеральной трассы А-121 «Сортавала» со 131-го по 151-й километр началась в 2017-м году.[40]

27-го ноября 2019 года в Ленинградской области открыли после реконструкции участок федеральной трассы А-121 «Сортавала».[41]

[править] Таврида

29-31 декабря 2018 года была поэтапно открыта первая очередь автодороги «Таврида» протяженностью 190 км от развязки под Симферополем до автоподхода к Крымскому мосту.[42]

30 июня 2020 года было запущено движение по четырехполосному участку «Тавриды» от Керчи до Белогорска протяженностью 155 км.[43][44]

20 июля 2020 года открылось движение по четырехполосному участку «Тавриды» от Белогорска до Симферополя.[45]

27 августа 2020 года Владимир Путин дал разрешение на открытие автомобильного движения на построенных участках трассы «Таврида» в Крыму и проехал по одному из них за рулем представительского автомобиля Aurus.[46]

В январе 2021 года было сообщено, что Правительство РФ включило трассу «Таврида», ставшую основой развития новой транспортной системы Крыма, в перечень автомобильных дорог федерального значения.[47]

[править] Украина

В 2007 году до норм I категории довели участок км 172 — км 173.[48]

В октябре 2011 года дорога М-3 «Украина» была передана в доверительное управление Государственной компании «Автодор».[49]

В сентябре 2016 года на 170-м километре автодороги в Калужской области был открыт первый в России экодук — крупный мост через дорогу, по которому лесные животные могут безопасно переходить трассу.[50]

В 2017 году завершилась комплексная реконструкция двух участков со 124-го по 194-й километр в Калужской области. После проведения масштабных работ дорога соответствует нормам высшей технической категории с четырьмя полосами движения, транспортными развязками в разных уровнях и разрешенной скоростью 110 км/час.[51]

[править] Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре

Федеральная автомобильная дорога А-376 Хабаровск — Лидога — Ванино — Комсомольск-на-Амуре была передана в федеральную собственность в 2019 году. На момент передачи автомобильной дороги Хабаровск — Лидога — Ванино — Комсомольск-на-Амуре в федеральную собственность из 678 км в удовлетворительном состоянии находилось только 70 км.[52]

[править] ЦКАД

30 декабря 2003 года правительство Московской области приняло постановление «Об утверждении основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области», согласно которому первоочередной задачей в области транспорта для региона было строительство ЦКАД. В 2005 году началось резервирование земель под магистраль. В том же году замминистра транспорта Александр Мишарин сообщил, что проезд по ЦКАД планируется сделать платным.[53]

20 ноября 2006 года концепция инвестиционного проекта по возведению трассы была одобрена Министерством транспорта РФ. Тогда планировалось, что 50 % строительства будет оплачено из Инвестиционного фонда РФ, остальные средства поступят из бюджета Подмосковья и от частных инвесторов. Предпроектные работы начались в 2008 году. Однако реализации проекта помешал мировой финансовый кризис: в декабре 2009 года губернатор Московской области Борис Громов сообщил, что «планы, связанные с ЦКАД, сдвинуты», поскольку на это «нет денег». Тем не менее первые работы по подготовке к строительству начались в 2011 году.[54]

Проектирование трассы было активизировано в 2012 году после принятия решения о расширении границ Москвы (из-за этого часть ЦКАД оказалась на территории столицы). 12 апреля 2012 года президент РФ Дмитрий Медведев поручил государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), правительству Москвы и Московской области завершить разработку проектной документации.[55]

21 июня 2013 года в ходе Петербургского международного экономического форума глава государства Владимир Путин сообщил, что на строительство ЦКАД будут направлены средства Фонда национального благосостояния РФ.[56]

26 августа 2014 года мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев заложили капсулу на месте начала строительства.[57]

24 июня 2019 года состоялось замыкание пролетного строения одного из самых масштабных сооружений Центральной кольцевой автомобильной дороги — моста через канал имени Москвы. Спустя менее чем полтора года по новому сооружению поехали первые автомобили. Общая длина моста с подходами — 1410 метров, высота в пиковой точке — 28 метров. Суммарный вес металлоконструкций составляет 9500 тонн.[58]

29 июня 2020 года открыли движение по участку ЦКАД от Можайского до Новорижского шоссе.[59]

11 ноября 2020 года был запущен Пусковой комплекс № 3 ЦКАД, инвесторами в который выступил РФПИ совместно с «Автобаном» и ЕАБР. Протяженность третьего пускового комплекса ЦКАД — 105,9 км. Он проходит по территории севера и северо-востока Московской области — от пересечения с трассой М-11 «Нева» до М-7 «Волга».[60][61]

28 декабря 2020 года РФПИ объявляет о запуске движения по Пусковому комплексу № 4 ЦКАД длиной 96,9 км (от М-7 «Волга» до М-4 «Дон»). Одновременно Государственная компания «Автодор» запустила движение по Пусковым комплексам № 1 и № 5 ЦКАД, а также участку 3-5, соединяющему третий и пятый пусковые комплексы.[62][63]

8 июля 2021 года Путин запустил движение по заключительному участку Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) от Калужского до Симферопольского шоссе. Таким образом, ЦКАД была полностью открыта для транспорта. Длина нового участка составляет 25 км. Всего при строительстве ЦКАД возведено 225 транспортных сооружений: 55 мостов, 144 путепровода, семь экодуков и 19 пешеходных переходов. Также появилось 18 транспортных развязок. Установлены 192 камеры фотовидеофиксации.[64]

С 8-го июля 2021 года I пусковой комплекс Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД-1) перевели в платный режим.[65]

[править] Чекшино — Куратово

В июле 2020 года было сообщено, что автотрасса Чекшино — Тотьма — Котлас — Куратово длиной 663,9 км включена в перечень автомобильных дорог федерального значения.[66]

[править] Чуйский тракт

В марте 2021 года было сообщено, что губернатор Алтайского края Виктор Томенко обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой утвердить дорожную карту развития Чуйского тракта на период до 2030 года.[67]

[править] Показатели

[править] Длина

За период с 2008 по 2013 годы протяжённость федеральных автомобильных дорог в России увеличилась на 4 % (с 48,8 тыс. км до 50,9 тыс. км).[68]

Общая протяжённость автомобильных дорог федерального значения в России (тыс. км):[69]

  • 2017 год: 53,0705
  • 2018 год: 54,3366
  • 2019 год: 57,2269

Общая протяжённость автомобильных дорог федерального значения в России на 1 января 2020 года составила 57 266,9 км.[70]

[править] Соответствие нормативным требованиям

Протяжённость автомобильных дорог федерального значения в России, соответствующих нормативным требованиям (тыс. км):[71]

  • 2017 год: 41,2888
  • 2018 год: 45,0450
  • 2019 год: 48,5284

Доля протяжённости автомобильных дорог федерального значения в России, соответствующих нормативным требованиям:[72]

  • 2017 год: 77,8 %
  • 2018 год: 82,9 %
  • 2019 год: 84,8 %

[править] Освещение

Протяжённость линий искусственного электрического освещения автомобильных дорог, введенных в эксплуатацию на сети автомобильных дорог федерального значения в России (тыс. км, согласно информации о деятельности Росавтодора):

  • 2017 год: 0,38738[73]

[править] Финансирование

Объём бюджетных ассигнований на содержание дорожной сети федерального значения в России (млрд рублей):[74]

  • 2018 год: 112,5251
  • 2019 год: 128,3222

Объём бюджетных ассигнований на содержание дорожной сети федерального значения в России, в пересчёте на 1 км дорог (млн рублей):[75]

  • 2018 год: 2,0701
  • 2019 год: 2,2423

[править] Дороги общего пользования

[править] Длина

Протяжённость автомобильных дорог общего пользования федерального значения в России (тыс. км):

  • 1 январь 2021 года: 60,4307[76]

[править] Соответствие нормативным требованиям

Протяжённость автомобильных дорог общего пользования федерального значения в России, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям (тыс. км):[77]

  • 2010 год: 19,545
  • 2018 год: 45,0068

Доля протяжённости автомобильных дорог общего пользования федерального значения в России, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, к общей протяжённости автомобильных дорог федерального значения:[78]

  • 2010 год: 38,9 %
  • 2018 год: 82,8 %

В 2019 году протяжённость автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям составила 47610,6 км.[79]

[править] Работа в режиме перегрузки

Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения в России, обслуживающих движение в режиме перегрузки (тыс. км):[80]

  • 2010 год: 14,898
  • 2017 год: 11,734
  • 2018 год: 11,743

Доля протяжённости автомобильных дорог общего пользования федерального значения в России, обслуживающих движение в режиме перегрузки:[81]

  • 2010 год: 29,7 %
  • 2017 год: 22,4 %
  • 2018 год: 21,6 %

[править] Финансирование

Объём средств, полученных генеральными подрядчиками за выполненные этапы государственных контрактов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования федерального значения в России (млрд рублей):[82]

  • 2017 год: 262,60512000644
  • 2018 год: 286,22129450467

[править] Дороги с твёрдым покрытием

Протяжённость автомобильных дорог общего пользования федерального значения с твёрдым покрытием в России (тыс. км):

  • 1 январь 2021 года: 60,2902[83]

[править] Асфальтобетонные дороги

Протяжённость асфальтобетонных автомобильных дорог общего пользования федерального значения в России (тыс. км):

  • 1 январь 2021 года: 55,7936[84]

[править] Цементобетонные дороги

Протяжённость цементобетонных автомобильных дорог общего пользования федерального значения в России (тыс. км):

  • 1 январь 2021 года: 0,7671[85]

[править] Грунтовые дороги

Протяжённость грунтовых автомобильных дорог общего пользования федерального значения в России (тыс. км):

  • 1 январь 2021 года: 0,1405[86]

[править] Прочее

Прирост протяжённости автомобильных дорог федерального значения в России, на которых устранены ограничения пропускной способности (км):[87]

  • 2010 год: 397,3
  • 2017 год: 312,6
  • 2018 год: 299,5

Прирост протяжённости автомобильных дорог федерального значения в России, обеспечивающих пропуск транспортных средств с нагрузкой на наиболее загруженную ось 11,5 тонн (км):[88]

  • 2010 год: 595,2
  • 2017 год: 384,0
  • 2018 год: 615,0
Автомобильные дороги России в XXI веке
Виды  По значению (Федеральные, Региональные, Местные) • По использованию (Общего пользования, Необщего пользования) • По категории (I, , , , II, III, IV, V) • По количеству полос (4, 6) • Платные дороги
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
Личные инструменты