Автомобильные дороги России в 2010-х годах

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Федеральные дороги

Создание дорожных фондов позволило в 2012—2017 годах обеспечить приведение федеральных автомобильных дорог в нормативное состояние, осуществлять их реконструкцию и новое строительство. С 2014 года финансирование работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию федеральных автомобильных дорог осуществляется в размере 100 % норматива затрат. В результате, по данным Росавтодора, доля дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, выросла с 41,9 % в 2012 году до 77,8 % в 2017 году.[1]

[править] Строительство

В 2012—2017 годах ввод в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения составил 2,0 тыс. км, а автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения — 6,9 тыс. км.[2]

[править] Дорожные фонды

Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации правовые основы для создания дорожных фондов в целях обеспечения устойчивого финансирования дорожной отрасли и стимулирования развития российской экономики. В процессе формирования концепции создания дорожных фондов, которая не противоречила бы действующему бюджетному законодательству Российской Федерации, было признано целесообразным введение в Бюджетный кодекс положений, аналогичных нормам, устанавливающим общие требования к формированию Инвестиционного фонда Российской Федерации.[3]

[править] Система «Платон»

Система «Платон» была введена в ноябре 2015 года.[4]

[править] Система «ЭРА-ГЛОНАСС»

Государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС» с 1 января 2015 года введена в промышленную эксплуатацию и обеспечивает оперативное получение информации о дорожно-транспортных и иных происшествиях на автомобильных дорогах России, её обработку, хранение и передачу в экстренные оперативные службы.[5]

По состоянию на 29 января 2018 года в системе «ЭРА-ГЛОНАСС» зарегистрировано 1 451 385 транспортных средств. С 1 января 2016 года система приняла и обработала 648 659 экстренных вызовов, из них 7262 вызова потребовали реагирования экстренных оперативных служб.[6]

[править] Годы

[править] 2011 год

В 2011 году была начата очередная реконструкция МКАД.[7]

[править] 2012 год

В декабре 2012 года была открыта новая эстакада-съезд с Ленинградского шоссе из центра на МКАД.[8]

[править] 2013 год

В рамках реконструкции транспортных развязок на пересечении с МКАД в 2013 году была начата реконструкция одной из самых крупных развязок — Можайской.[9]

В 2013 году автодорога «Сургут-Когалым» была реконструирована на всей протяжённости.

[править] 2015 год

Строительство автомобильной дороги Куллар – Яруквалар начато в 2015 году.

[править] 2016 год

В сентябре 2016 года началось строительство автомобильной дороги регионального значения «Северный обход Пскова» (II пусковой комплекс).

[править] Крупные проекты

[править] Реконструкция и продление до МКАД Краснопресненского проспекта

Семикилометровый участок условно выделяемого Краснопресненского проспекта должен был соединить проспект Маршала Жукова с ранее построенной развязкой Новорижского шоссе и МКАД. Сложность заключалась в том, что на практически прямом пути трассы находились заповедные природоохранные территории Серебряного Бора и Природного парка «Москворецкий». В результате дорога, обходя остров Серебряного Бора, практически полностью проходит по мостам и тоннелям — 1,4 км крупному вантовому Живописному мосту, проложенному вдоль Москвы-реки (1 км трассы идёт непосредственно над рекой), 2,5 км по Северо-Западному тоннелю, идущему под Природным парком «Москворецкий», ещё 0,6 км на подходах к нему и всего 1,35 км по поверхности земли[7]. Участок введён в строй в 2007 г.[8] Стоимость проекта более 36 млрд рублей в ценах тех лет[9]. Кроме того, была выполнена реконструкция прилегающего участка Краснопресненского проспекта от 3-го Силикатного проезда до Живописной улицы (включая входящие в магистраль участки проспекта Маршала Жукова, улицы Мневники и Звенигородского шоссе). В дальнейшем работы по достройке продолжались и в 2012 г. стоимость реализации проекта с 2003 по 2012 г. с учётом съездов на МКАД, реконструируемых участков и достройки смотровой площадки Живописного моста оценивались в 117 млрд рублей[10].

[править] Федеральная автомагистраль «Амур»

Дорога «Амур» от Читы до Хабаровска строилась очень долго. Решение о начале строительства было принято ещё в 1966 году, но к 2000 г., когда было принято решение о достройке дороги 800 километров ещё вовсе не существовало и значительная часть ранее построенного пришла в негодность. Общая протяжённость трассы 2097 км. Строительство завершено в сентябре 2010 г.

В силу существовавшего во время строительства информационного давления многие до сих пор уверены, что все выделенные на дорогу средства были «попилены», а сама дорога — отсутствует. Вот тут [11] можно убедиться в обратном — дорога есть, хоть и не везде в идеальном состоянии. Выложены также сжатые видео езды по дороге (1400 км) в сентябре 2010-го[12].

Магистраль позволила впервые связать автодороги Дальнего Востока и остальной части страны в единое целое. В состав автодороги вошла открытая в 1999 году автомобильная часть ранее только железнодорожного Амурского (Хабаровского) моста через Амур.

[править] Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга

Автомагистраль длиной 142 км, проходящая вокруг г. Санкт-Петербург, в том числе по дамбам в Финском заливе. Строилась с 1998 г. На 2008 г. проект оценивался в 135 млрд рублей. [13] Движение на всем протяжении открыто в 2011 г. В рамках проекта был построен крупный Большой Обуховский мост.

[править] Северный обход Новосибирска (первая очередь)

Дорога, призванная избавить автомобильные потоки, идущие вдоль Транссиба, от необходимости петлять по улицам сибирского мегаполиса. Строился с 1999 г. Строительство первого этапа первой очереди, включая новый мост через Обь, завершено в 2008 г., второго — в 2011 г. Общая стоимость строительства первой очереди 16 млрд рублей[14].

[править] Магистраль Вешняки-Люберцы с развязкой на МКАД

Магистраль является частью проекта Северо-Восточной хорды и представляет собой, по сути, новый переезд через МКАД на востоке Москвы, основным объектом которого является развязка с 13 км эстакад. В общей сложности проект магистрали (вместе с на порядок более дорогой, чем сама дорога, развязкой) стоил 15 млрд рублей[15] и досрочно введён в строй в 2011 г.[16]

[править] Устройство эстакад-съездов на пересечении проспекта Маршала Жукова с МКАД

Проект предусматривал строительство четырёх эстакад общей протяжённостью 2642 м, тоннеля под МКАД длиной 180 м и других объектов на ранее существовавшей развязке «клеверного» типа на МКАД в месте где ранее построенный участок проспекта Маршала Жукова (являющийся частью условного Краснопресненского проспекта) переходит в Новорижское шоссе. Объект строился в 2007—2011 гг. Стоимость проекта 9,47 млрд рублей в ценах тех лет.[17]

[править] Автодорога Тюмень — Ханты-Мансийск

Дорога длиной 154 км, проложенная по сильно заболоченной местности, хоть и не доходит непосредственно до Тюмени и Ханты-Мансийска, но сокращает путь между городами на 276 км, а также впервые связала с общероссийской сетью дорог три населённых пункта, в которые ранее можно было доехать на автомобиле только по зимнику. На момент окончания строительства дорога обеспечивала ежегодную экономию бюджета округа на транспортные издержки порядка 4 млрд рублей. Строилась с 2005 г. и была введена в строй в сентябре 2010 г. Стоимость строительства составила 15,6 млрд рублей.[18][19][20]

[править] Обход города Химки — Участок (км 15-58) трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург

Второй и ближайший к Москве, участок строящейся скоростной магистрали М-11 Москва — Санкт-Петербург, также известный как обход города Химки, был введён в строй 23 декабря 2014 года одновременно с примыкающей к нему Бусиновской развязкой на МКАД.[21] Стоимость участка км 15 — км 58 превышает 60 млрд рублей[22].

[править] Реконструкция Бусиновской развязки (2011…2014 гг.), г. Москва

К этой развязке Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) до начала реконструкции с внутренней стороны МКАД примыкала улица Дыбенко, а с внешней — Лихачевское шоссе. После реконструкции на этом месте МКАД пересекает ещё и десятиполосная в этом месте скоростная автомагистраль М-11 Москва — Санкт-Петербург (на её бесплатном участке), переходя с внутренней стороны МКАД в также строящуюся Северо-Восточную хорду. В ходе реализации проекта построен и реконструирован магистральный участок дороги шириной до десяти полос и длиной 1,61 км, включающий две сдвоенные эстакады и три путепровода, в том числе путепровод над железной дорогой Октябрьского направления. Построены шесть съездов общей длиной 9,19 км с 14 эстакадами общей длиной более 3,5 км, другие искусственные сооружения, а также выполнен перенос инженерных коммуникаций. Реконструкция началась в 2011 году и завершилась 23 декабря 2014 года одновременно со сдачей в эксплуатацию прилегающего к МКАД участка магистрали М-11. Стоимость проекта 17 млрд рублей.[23] Развязка ранее подвергалась реконструкции в рамках коренной реконструкции МКАД 1994…1998 гг.

[править] Автотрасса «пос. Новый — п-ов Де-Фриз — станция Седанка — бухта Патрокл», г. Владивосток

Дорога является альтернативным выездом из города, решающим проблему пробок в выходные дни. Кроме того, эта трасса существенно сокращает время пути от аэропорта Владивостока до городского центра. Дорога построена в рамках подготовки к Саммиту АТЭС во Владивостоке и открыта в августе 2012 г. Стоимость проекта 29 млрд рублей. Крупнейший по затратам объект на трассе — низководный мост через Амурский залив. [24]

[править] Вторая очередь Западного скоростного диаметра, г. Санкт-Петербург

Часть строящегося Западного скоростного диаметра — первой в России платной внутригородской автомагистрали, которая должна пройти вдоль берега Финского залива[25]. С вводом в строй второй очереди магистрали завершено строительство всего её южного участка (ранее в 2010 г. была введена в строй первая очередь магистрали). Участок введён в строй в октябре 2012 г.[26] После этого основные работы продолжались на сданном позднее 02.08.2013 г. северном участке. Стоимость проекта 27 млрд рублей[27] (общая стоимость строящейся магистрали 213 млрд рублей)[28].

[править] Дублёр Курортного проспекта, г. Сочи

Проложенная в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде в Сочи напрямик через горы и долины, и потому включающая 9 тоннелей и 13 мостов четырёхполосная трасса длиной 17 километров существенно улучшила дорожную ситуацию в городе Сочи. Строительство всей дороги оценивалось в 100 млрд рублей[29] или более [30]. На 27 января 2013 года была введена в строй первая очередь объекта длиной 5,7 км с двумя развязками, четырьмя эстакадами и тремя тоннелями, один из которых длиной 1472 м[31]. Вторая и часть третьей очереди, дороги общей длиной 7,6 км были введены в строй 7 января 2014 г.[32] Следующая часть третьей очереди открылась 28 января 2014 года, а полностью проект был завершён 3 февраля 2014 года.

[править] Реконструкция Варшавского шоссе от МКАД до Третьего транспортного кольца, г. Москва

Проведённая в 2012—2013 гг. реконструкция участка шоссе от МКАД до Третьего транспортного кольца предусматривала строительство элементов многоуровневых развязок, подземных переходов и почти 18 километров новых местных проездов.[33] Стоимость проекта 10,7 млрд рублей. [34]

[править] Северный участок Западного скоростного диаметра, г. Санкт-Петербург

Часть строящегося Западного скоростного диаметра — первой в России платной внутригородской автомагистрали, которая должна пройти вдоль берега Финского залива[35]. Ранее уже были введены в строй первая (2008 г.) и вторая (2012 г.) очереди южного участка магистрали. Контракты на строительство участка заключены в 2010 г., официальное открытие состоялось в августе 2013 г. Полностью магистраль планируется закончить с вводом в строй её центральной части в 2016 г.[36] Стоимость проекта 36 млрд рублей[37] (общая стоимость строящейся магистрали 213 млрд рублей)[38].

[править] Обход Одинцово (новый выход на МКАД с федеральной трассы М1 «Беларусь» Москва-Минск)

Первая платная федеральная скоростная дорога, при строительстве которой применялся принцип концессии. Общая длина трассы, проходящей в условиях плотной застройки ближнего Подмосковья в значительной степени по эстакадам, составляет 18,5 км. Стоимость проекта 32 млрд (по другим данным — 28 млрд) рублей. Строилась с 2010 года, введена в строй в ноябре 2013 года. Платный проезд введён с 1 января 2014 года.[39][40]

В декабре 2014 года было подписано соглашение о строительстве платного Северного дублёра Кутузовского проспекта, являющегося фактически продолжением обхода Одинцово внутри МКАД.

[править] Автомагистраль Кемерово — Ленинск-Кузнецкий (первые два участка)

Строящаяся с 2007 года автомагистраль является первой в Сибири и должна пройти по наиболее густонаселённым районам Кузбасса. В 2011 по году был введён в строй первый участок магистрали, идущей в целом параллельно ранее существующей дороге, но в обход придорожных сёл и изгибов дороги. Длина первого участка составила 25 км. С досрочным вводом в строй в 20 августа 2013 года второго участка дороги длиной чуть менее 20 км проект достиг размеров крупного с суммарной стоимостью уже построенных участков 12,7 млрд рублей.[41] Строительство дороги продолжается.

[править] Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис»

Дорога строилась с 2009 года в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде в Сочи 2014 г. и должна соединить ледовые дворцы спорта в Имеретинской низменности у моря, с окрестностями горнолыжного курорта Красная Поляна, где находятся лыжные и санно-бобслейные трассы. Общая протяжённость железнодорожного пути 48,5 км, на трассе дороги строится в общей сложности 30 километров тоннелей. На конец ноября 2013 г. на дороге открыто рабочее движение[42][43]. Стоимость дороги, прокладываемой в сложных условиях узкого ущелья, оценивается 240 млрд рублей.[44]

Дорога часто служит объектом критики за высокую стоимость, при этом часто приводятся сравнения с другими скоростными железными дорогами. Тут следует отметить необходимость втиснуть в то же ущелье ещё и автомобильную дорогу высокого качества, а также сложность и срочность проекта — подобными темпами и в похожих условиях у нас строилась разве что Кругобайкальская железная дорога во время Русско-Японской войны. Достаточно сказать, что в таких условиях даже просто для организации временных проездов и площадок для строительной техники и строительных городков необходимо практически на всем их протяжении строить дополнительные подпорные стенки, стоимость которых сама по себе намного больше, чем стоимость, например, обычной автомобильной дороги той же протяжённости. Презентация с описанием проекта, позволяющая оценить масштаб и объём строительства.[45]

[править] Алабяно-Балтийский тоннель, г. Москва — первая очередь

Автодорожный тоннель, возводимый в Москве в рамках проекта «Большая Ленинградка». В то же время тоннель являлся частью проекта Четвёртого транспортного кольца, а после отмены этого проекта в 2011 г. стал частью строящейся Северо-Западной хорды. Длина подземной части тоннеля — 1,6 км, предусматривается 6 полос движения. Строится в крайне стеснённых условиях — помимо сложностей с городской застройкой тоннель проходит под действующей линией метро, железнодорожной магистралью и нуждавшимся в реконструкции коллектором уведённой под землю реки. Строительство ведётся с 2005 года, первая очередь введена в строй в сентябре 2013 года, полностью тоннель планируется открыть в к концу 2014 года. Стоимость проекта 63 млрд рублей в ценах 2011 года. [46]

[править] Реконструкция Рокского тоннеля и прилегающих к нему участков Транскавказской автомагистрали

Открытый в 1984 году Рокский тоннель через Главный Кавказский хребет (длина 3730 метров) представляет собой в настоящее время единственную надёжную транспортную связь России и Южной Осетии. В 2012—2014 гг. тоннель был реконструирован. Стоимость капитального ремонта тоннеля составила более 20 млрд рублей. [47]

В мае 2012 года был завершён первый этап работ — расширение (перепроходка) штольни и через неё открыт проезд транспорта во время реконструкции основного тоннеля.[48][49] Сдача тоннеля в эксплуатацию после реконструкции произошла 5 ноября 2014 года.[50]

[править] Прогнозы

В 2019 году завершится строительство дороги Кемерово — Ленинск-Кузнецкий.

В 2019 году завершится строительство Восточного обхода Перми.

В 2019 году завершится строительство обходной дороги вокруг Вологды.

В 2019 году начнётся строительство дороги в обход Усолья-Сибирского протяженностью 42,6 км. Завершится в 2024 году.

В 2019 году начнется строительство автодороги «Владикавказ — Моздок».

В 2019 году начнётся строительство новой дороги, которая соединит Рублёвский проезд, Минское шоссе и МКАД.

В 2019 году начнётся строительство западного обхода Орла.

В 2019 году в Оренбуржье начнется строительство первой платной дороги, которая свяжет пять районов.

В 2019 году в Череповце начнется строительство Северной объездной дороги.

В 2019 году в Перми начнётся реконструкция Комсомольского проспекта.

В Московской области в 2019 году начнётся реконструкция Путилковского шоссе.

В 2019 году завершится строительство моста через канал им. Москвы в составе Северо-Западной хорды.

В 2019 году начнётся строительство развязки МКАД с улицей Верхние Поля.

В 2019 году в Воронеже начнется строительство транспортной развязки на ул. Остужева.

Строительство Юго-Восточной хорды может начаться в конце 2019 года.[10]

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  4. [3]
  5. [4]
  6. [5]
  7. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  8. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  9. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  10. [6]
Автомобильные дороги России в XXI веке
Виды  По значению (Федеральные, Региональные, Местные) • По использованию (Общего пользования, Необщего пользования) • По категории (I, , , , II, III, IV, V) • По количеству полос (4, 6) • Платные дороги
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100


История автомобильных дорог России
XIX век  1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты