Автомобильные дороги России в 2010-х годах
Материал из Documentation.
[править] Федеральные дороги
Создание дорожных фондов позволило в 2012—2017 годах обеспечить приведение федеральных автомобильных дорог в нормативное состояние, осуществлять их реконструкцию и новое строительство. С 2014 года финансирование работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию федеральных автомобильных дорог осуществляется в размере 100 % норматива затрат. В результате, по данным Росавтодора, доля дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, выросла с 41,9 % в 2012 году до 77,8 % в 2017 году.[1]
[править] Строительство
В 2012—2017 годах ввод в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения составил 2,0 тыс. км, а автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения — 6,9 тыс. км.[2]
[править] Дорожные фонды
Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации правовые основы для создания дорожных фондов в целях обеспечения устойчивого финансирования дорожной отрасли и стимулирования развития российской экономики. В процессе формирования концепции создания дорожных фондов, которая не противоречила бы действующему бюджетному законодательству Российской Федерации, было признано целесообразным введение в Бюджетный кодекс положений, аналогичных нормам, устанавливающим общие требования к формированию Инвестиционного фонда Российской Федерации.[3]
[править] Система «Платон»
Система «Платон» была введена в ноябре 2015 года.[4]
[править] Система «ЭРА-ГЛОНАСС»
Государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС» с 1 января 2015 года введена в промышленную эксплуатацию и обеспечивает оперативное получение информации о дорожно-транспортных и иных происшествиях на автомобильных дорогах России, её обработку, хранение и передачу в экстренные оперативные службы.[5]
По состоянию на 29 января 2018 года в системе «ЭРА-ГЛОНАСС» зарегистрировано 1 451 385 транспортных средств. С 1 января 2016 года система приняла и обработала 648 659 экстренных вызовов, из них 7262 вызова потребовали реагирования экстренных оперативных служб.[6]
[править] Годы
[править] 2011 год
В 2011 году была начата очередная реконструкция МКАД.[7]
[править] 2012 год
В декабре 2012 года была открыта новая эстакада-съезд с Ленинградского шоссе из центра на МКАД.[8]
[править] 2013 год
В рамках реконструкции транспортных развязок на пересечении с МКАД в 2013 году была начата реконструкция одной из самых крупных развязок — Можайской.[9]
В 2013 году автодорога «Сургут-Когалым» была реконструирована на всей протяжённости.
[править] 2015 год
Строительство автомобильной дороги Куллар – Яруквалар начато в 2015 году.
[править] 2016 год
В сентябре 2016 года началось строительство автомобильной дороги регионального значения «Северный обход Пскова» (II пусковой комплекс).
[править] Крупные проекты
[править] Реконструкция и продление до МКАД Краснопресненского проспекта
Семикилометровый участок условно выделяемого Краснопресненского проспекта должен был соединить проспект Маршала Жукова с ранее построенной развязкой Новорижского шоссе и МКАД. Сложность заключалась в том, что на практически прямом пути трассы находились заповедные природоохранные территории Серебряного Бора и Природного парка «Москворецкий». В результате дорога, обходя остров Серебряного Бора, практически полностью проходит по мостам и тоннелям — 1,4 км крупному вантовому Живописному мосту, проложенному вдоль Москвы-реки (1 км трассы идёт непосредственно над рекой), 2,5 км по Северо-Западному тоннелю, идущему под Природным парком «Москворецкий», ещё 0,6 км на подходах к нему и всего 1,35 км по поверхности земли[7]. Участок введён в строй в 2007 г.[8] Стоимость проекта более 36 млрд рублей в ценах тех лет[9]. Кроме того, была выполнена реконструкция прилегающего участка Краснопресненского проспекта от 3-го Силикатного проезда до Живописной улицы (включая входящие в магистраль участки проспекта Маршала Жукова, улицы Мневники и Звенигородского шоссе). В дальнейшем работы по достройке продолжались и в 2012 г. стоимость реализации проекта с 2003 по 2012 г. с учётом съездов на МКАД, реконструируемых участков и достройки смотровой площадки Живописного моста оценивались в 117 млрд рублей[10].
[править] Федеральная автомагистраль «Амур»
Дорога «Амур» от Читы до Хабаровска строилась очень долго. Решение о начале строительства было принято ещё в 1966 году, но к 2000 г., когда было принято решение о достройке дороги 800 километров ещё вовсе не существовало и значительная часть ранее построенного пришла в негодность. Общая протяжённость трассы 2097 км. Строительство завершено в сентябре 2010 г.
В силу существовавшего во время строительства информационного давления многие до сих пор уверены, что все выделенные на дорогу средства были «попилены», а сама дорога — отсутствует. Вот тут [11] можно убедиться в обратном — дорога есть, хоть и не везде в идеальном состоянии. Выложены также сжатые видео езды по дороге (1400 км) в сентябре 2010-го[12].
Магистраль позволила впервые связать автодороги Дальнего Востока и остальной части страны в единое целое. В состав автодороги вошла открытая в 1999 году автомобильная часть ранее только железнодорожного Амурского (Хабаровского) моста через Амур.
[править] Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга
Автомагистраль длиной 142 км, проходящая вокруг г. Санкт-Петербург, в том числе по дамбам в Финском заливе. Строилась с 1998 г. На 2008 г. проект оценивался в 135 млрд рублей. [13] Движение на всем протяжении открыто в 2011 г. В рамках проекта был построен крупный Большой Обуховский мост.
[править] Северный обход Новосибирска (первая очередь)
Дорога, призванная избавить автомобильные потоки, идущие вдоль Транссиба, от необходимости петлять по улицам сибирского мегаполиса. Строился с 1999 г. Строительство первого этапа первой очереди, включая новый мост через Обь, завершено в 2008 г., второго — в 2011 г. Общая стоимость строительства первой очереди 16 млрд рублей[14].
[править] Магистраль Вешняки-Люберцы с развязкой на МКАД
Магистраль является частью проекта Северо-Восточной хорды и представляет собой, по сути, новый переезд через МКАД на востоке Москвы, основным объектом которого является развязка с 13 км эстакад. В общей сложности проект магистрали (вместе с на порядок более дорогой, чем сама дорога, развязкой) стоил 15 млрд рублей[15] и досрочно введён в строй в 2011 г.[16]
[править] Устройство эстакад-съездов на пересечении проспекта Маршала Жукова с МКАД
Проект предусматривал строительство четырёх эстакад общей протяжённостью 2642 м, тоннеля под МКАД длиной 180 м и других объектов на ранее существовавшей развязке «клеверного» типа на МКАД в месте где ранее построенный участок проспекта Маршала Жукова (являющийся частью условного Краснопресненского проспекта) переходит в Новорижское шоссе. Объект строился в 2007—2011 гг. Стоимость проекта 9,47 млрд рублей в ценах тех лет.[17]
[править] Автодорога Тюмень — Ханты-Мансийск
Дорога длиной 154 км, проложенная по сильно заболоченной местности, хоть и не доходит непосредственно до Тюмени и Ханты-Мансийска, но сокращает путь между городами на 276 км, а также впервые связала с общероссийской сетью дорог три населённых пункта, в которые ранее можно было доехать на автомобиле только по зимнику. На момент окончания строительства дорога обеспечивала ежегодную экономию бюджета округа на транспортные издержки порядка 4 млрд рублей. Строилась с 2005 г. и была введена в строй в сентябре 2010 г. Стоимость строительства составила 15,6 млрд рублей.[18][19][20]
[править] Обход города Химки — Участок (км 15-58) трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург
Второй и ближайший к Москве, участок строящейся скоростной магистрали М-11 Москва — Санкт-Петербург, также известный как обход города Химки, был введён в строй 23 декабря 2014 года одновременно с примыкающей к нему Бусиновской развязкой на МКАД.[21] Стоимость участка км 15 — км 58 превышает 60 млрд рублей[22].
[править] Реконструкция Бусиновской развязки (2011…2014 гг.), г. Москва
К этой развязке Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) до начала реконструкции с внутренней стороны МКАД примыкала улица Дыбенко, а с внешней — Лихачевское шоссе. После реконструкции на этом месте МКАД пересекает ещё и десятиполосная в этом месте скоростная автомагистраль М-11 Москва — Санкт-Петербург (на её бесплатном участке), переходя с внутренней стороны МКАД в также строящуюся Северо-Восточную хорду. В ходе реализации проекта построен и реконструирован магистральный участок дороги шириной до десяти полос и длиной 1,61 км, включающий две сдвоенные эстакады и три путепровода, в том числе путепровод над железной дорогой Октябрьского направления. Построены шесть съездов общей длиной 9,19 км с 14 эстакадами общей длиной более 3,5 км, другие искусственные сооружения, а также выполнен перенос инженерных коммуникаций. Реконструкция началась в 2011 году и завершилась 23 декабря 2014 года одновременно со сдачей в эксплуатацию прилегающего к МКАД участка магистрали М-11. Стоимость проекта 17 млрд рублей.[23] Развязка ранее подвергалась реконструкции в рамках коренной реконструкции МКАД 1994…1998 гг.
[править] Автотрасса «пос. Новый — п-ов Де-Фриз — станция Седанка — бухта Патрокл», г. Владивосток
Дорога является альтернативным выездом из города, решающим проблему пробок в выходные дни. Кроме того, эта трасса существенно сокращает время пути от аэропорта Владивостока до городского центра. Дорога построена в рамках подготовки к Саммиту АТЭС во Владивостоке и открыта в августе 2012 г. Стоимость проекта 29 млрд рублей. Крупнейший по затратам объект на трассе — низководный мост через Амурский залив. [24]
[править] Вторая очередь Западного скоростного диаметра, г. Санкт-Петербург
Часть строящегося Западного скоростного диаметра — первой в России платной внутригородской автомагистрали, которая должна пройти вдоль берега Финского залива[25]. С вводом в строй второй очереди магистрали завершено строительство всего её южного участка (ранее в 2010 г. была введена в строй первая очередь магистрали). Участок введён в строй в октябре 2012 г.[26] После этого основные работы продолжались на сданном позднее 02.08.2013 г. северном участке. Стоимость проекта 27 млрд рублей[27] (общая стоимость строящейся магистрали 213 млрд рублей)[28].
[править] Дублёр Курортного проспекта, г. Сочи
Проложенная в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде в Сочи напрямик через горы и долины, и потому включающая 9 тоннелей и 13 мостов четырёхполосная трасса длиной 17 километров существенно улучшила дорожную ситуацию в городе Сочи. Строительство всей дороги оценивалось в 100 млрд рублей[29] или более [30]. На 27 января 2013 года была введена в строй первая очередь объекта длиной 5,7 км с двумя развязками, четырьмя эстакадами и тремя тоннелями, один из которых длиной 1472 м[31]. Вторая и часть третьей очереди, дороги общей длиной 7,6 км были введены в строй 7 января 2014 г.[32] Следующая часть третьей очереди открылась 28 января 2014 года, а полностью проект был завершён 3 февраля 2014 года.
[править] Реконструкция Варшавского шоссе от МКАД до Третьего транспортного кольца, г. Москва
Проведённая в 2012—2013 гг. реконструкция участка шоссе от МКАД до Третьего транспортного кольца предусматривала строительство элементов многоуровневых развязок, подземных переходов и почти 18 километров новых местных проездов.[33] Стоимость проекта 10,7 млрд рублей. [34]
[править] Северный участок Западного скоростного диаметра, г. Санкт-Петербург
Часть строящегося Западного скоростного диаметра — первой в России платной внутригородской автомагистрали, которая должна пройти вдоль берега Финского залива[35]. Ранее уже были введены в строй первая (2008 г.) и вторая (2012 г.) очереди южного участка магистрали. Контракты на строительство участка заключены в 2010 г., официальное открытие состоялось в августе 2013 г. Полностью магистраль планируется закончить с вводом в строй её центральной части в 2016 г.[36] Стоимость проекта 36 млрд рублей[37] (общая стоимость строящейся магистрали 213 млрд рублей)[38].
[править] Обход Одинцово (новый выход на МКАД с федеральной трассы М1 «Беларусь» Москва-Минск)
Первая платная федеральная скоростная дорога, при строительстве которой применялся принцип концессии. Общая длина трассы, проходящей в условиях плотной застройки ближнего Подмосковья в значительной степени по эстакадам, составляет 18,5 км. Стоимость проекта 32 млрд (по другим данным — 28 млрд) рублей. Строилась с 2010 года, введена в строй в ноябре 2013 года. Платный проезд введён с 1 января 2014 года.[39][40]
В декабре 2014 года было подписано соглашение о строительстве платного Северного дублёра Кутузовского проспекта, являющегося фактически продолжением обхода Одинцово внутри МКАД.
[править] Автомагистраль Кемерово — Ленинск-Кузнецкий (первые два участка)
Строящаяся с 2007 года автомагистраль является первой в Сибири и должна пройти по наиболее густонаселённым районам Кузбасса. В 2011 по году был введён в строй первый участок магистрали, идущей в целом параллельно ранее существующей дороге, но в обход придорожных сёл и изгибов дороги. Длина первого участка составила 25 км. С досрочным вводом в строй в 20 августа 2013 года второго участка дороги длиной чуть менее 20 км проект достиг размеров крупного с суммарной стоимостью уже построенных участков 12,7 млрд рублей.[41] Строительство дороги продолжается.
[править] Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис»
Дорога строилась с 2009 года в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде в Сочи 2014 г. и должна соединить ледовые дворцы спорта в Имеретинской низменности у моря, с окрестностями горнолыжного курорта Красная Поляна, где находятся лыжные и санно-бобслейные трассы. Общая протяжённость железнодорожного пути 48,5 км, на трассе дороги строится в общей сложности 30 километров тоннелей. На конец ноября 2013 г. на дороге открыто рабочее движение[42][43]. Стоимость дороги, прокладываемой в сложных условиях узкого ущелья, оценивается 240 млрд рублей.[44]
Дорога часто служит объектом критики за высокую стоимость, при этом часто приводятся сравнения с другими скоростными железными дорогами. Тут следует отметить необходимость втиснуть в то же ущелье ещё и автомобильную дорогу высокого качества, а также сложность и срочность проекта — подобными темпами и в похожих условиях у нас строилась разве что Кругобайкальская железная дорога во время Русско-Японской войны. Достаточно сказать, что в таких условиях даже просто для организации временных проездов и площадок для строительной техники и строительных городков необходимо практически на всем их протяжении строить дополнительные подпорные стенки, стоимость которых сама по себе намного больше, чем стоимость, например, обычной автомобильной дороги той же протяжённости. Презентация с описанием проекта, позволяющая оценить масштаб и объём строительства.[45]
[править] Алабяно-Балтийский тоннель, г. Москва — первая очередь
Автодорожный тоннель, возводимый в Москве в рамках проекта «Большая Ленинградка». В то же время тоннель являлся частью проекта Четвёртого транспортного кольца, а после отмены этого проекта в 2011 г. стал частью строящейся Северо-Западной хорды. Длина подземной части тоннеля — 1,6 км, предусматривается 6 полос движения. Строится в крайне стеснённых условиях — помимо сложностей с городской застройкой тоннель проходит под действующей линией метро, железнодорожной магистралью и нуждавшимся в реконструкции коллектором уведённой под землю реки. Строительство ведётся с 2005 года, первая очередь введена в строй в сентябре 2013 года, полностью тоннель планируется открыть в к концу 2014 года. Стоимость проекта 63 млрд рублей в ценах 2011 года. [46]
[править] Реконструкция Рокского тоннеля и прилегающих к нему участков Транскавказской автомагистрали
Открытый в 1984 году Рокский тоннель через Главный Кавказский хребет (длина 3730 метров) представляет собой в настоящее время единственную надёжную транспортную связь России и Южной Осетии. В 2012—2014 гг. тоннель был реконструирован. Стоимость капитального ремонта тоннеля составила более 20 млрд рублей. [47]
В мае 2012 года был завершён первый этап работ — расширение (перепроходка) штольни и через неё открыт проезд транспорта во время реконструкции основного тоннеля.[48][49] Сдача тоннеля в эксплуатацию после реконструкции произошла 5 ноября 2014 года.[50]
[править] Прогнозы
В 2019 году завершится строительство дороги Кемерово — Ленинск-Кузнецкий.
В 2019 году завершится строительство Восточного обхода Перми.
В 2019 году завершится строительство обходной дороги вокруг Вологды.
В 2019 году начнётся строительство дороги в обход Усолья-Сибирского протяженностью 42,6 км. Завершится в 2024 году.
В 2019 году начнется строительство автодороги «Владикавказ — Моздок».
В 2019 году начнётся строительство новой дороги, которая соединит Рублёвский проезд, Минское шоссе и МКАД.
В 2019 году начнётся строительство западного обхода Орла.
В 2019 году в Оренбуржье начнется строительство первой платной дороги, которая свяжет пять районов.
В 2019 году в Череповце начнется строительство Северной объездной дороги.
В 2019 году в Перми начнётся реконструкция Комсомольского проспекта.
В Московской области в 2019 году начнётся реконструкция Путилковского шоссе.
В 2019 году завершится строительство моста через канал им. Москвы в составе Северо-Западной хорды.
В 2019 году начнётся строительство развязки МКАД с улицей Верхние Поля.
В 2019 году в Воронеже начнется строительство транспортной развязки на ул. Остужева.
Строительство Юго-Восточной хорды может начаться в конце 2019 года.[10]
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ [6]