Автомобильные дороги России
Материал из Documentation.
Автомобильные дороги России — один из видов путей сообщения в России.
В России протяженность дорожной сети общего пользования — 1,4 млн км. Из них 51 тыс. км — дороги федерального значения, 503 тыс. км — регионального и 842 тыс. км — местного значения.[1]
Содержание |
[править] Виды
Автомобильные дороги в России в зависимости от их значения подразделяются на:[2]
- автомобильные дороги федерального значения;
- автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
- автомобильные дороги местного значения;
- частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.[3]
Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными постановлением правительства России от 28.09.2009 № 767.[4]
[править] Содержание дорог
В среднем на содержание 1 км дорожной сети федерального значения в 2019 году приходилось 2,2 млн рублей, на содержание региональных дорог — 288 тыс. рублей на 1 км.[5]
[править] Платные дороги
По состоянию на начало 2015 года в России протяжённость платных дорог составляла 432 км, из которых 53 км относятся к дорогам федерального значения и 379 км к региональным.[6]
Все платные дороги России находятся под контролем госкомпании «Автодор». Максимальный размер платы за проезд утверждается правительством России.[7]
[править] Строительство
В 2015 году в России было введено в строй 2,5 тыс. км автодорог с твёрдым покрытием, в том числе дорог общего пользования — 2,3 тыс. км.[8]
В октябре 2012 года отмечалось, что, по данным аналитического центра «За безопасность российских дорог», на развитие дорожной сети в России в настоящее время тратится порядка 1,5 % ВВП (около 700 млрд рублей), тогда как в Китае — 3,5 %, а в странах Европейского союза — в среднем около 2 %.[9]
[править] Соответствие дорог нормативам
В октябре 2012 года было сообщено, что по итогам проверки Генпрокуратуры РФ установлено, что половина автомагистралей федерального и регионального значения не соответствует нормативным требованиям. Начальник отдела по надзору за исполнением законов о безопасности дорожного движения Генпрокуратуры Александр Русецкий объяснил эту ситуацию недофинансированием и отсутствием контроля со стороны уполномоченных органов.[10]
[править] География
В отличие от сети железных дорог, сеть магистральных автомобильных дорог России имеет в основном радиальный характер, почти все важнейшие автомобильные дороги расходятся веером от Москвы и Санкт-Петербурга (важнейшие из них — именные и имеют статус автомобильных дорог общего пользования федерального значения); шоссе широтного или субширотного направления мало.[11]
[править] Основные дороги
Основные радиальные автомобильные магистрали Европейской части России — шоссе, расходящиеся от Москвы к городам Санкт-Петербург (автодорога общего пользования федерального значения — «Россия», проходит через Тверь и Великий Новгород; её продолжением является автодорога «Кола», связавшая Санкт-Петербург с Петрозаводском, Мурманском, Печенгой и границей с Норвегией), Великие Луки («Балтия»; через Волоколамск и Ржев, далее до границы с Латвией), Брянск («Украина»; через Калугу, до границы с Украиной), Белгород («Крым»; через Тулу, Орёл и Курск, до границы с Украиной), Ростов-на-Дону («Дон»; через Воронеж, далее идёт через Краснодар и Джубгу до Новороссийска; от неё отходит автодорога «Каспий» — на Тамбов, Волгоград и Астрахань, с ответвлениями на Саратов и Элисту, и автодорога «Кавказ» — на Владикавказ, Грозный и Махачкалу, до границы с Азербайджаном) и Вологда («Холмогоры»; через Ярославль, идёт до Архангельска).
Главная широтная автомобильная магистраль — Смоленск — Москва (на участке от Москвы до границы с Белоруссией автодорога «Беларусь») — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа («Волга») и её продолжение Казань — Пермь — Екатеринбург, которые с юга дублирует шоссе Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск («Урал»). От Челябинска по югу Сибири через Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск и Читу до Хабаровска проходит Московский тракт (участок от Челябинска до Новосибирска — автодорога «Иртыш», от Новосибирска до Иркутска — «Сибирь», от Иркутска до Читы — «Байкал» и от Читы до Хабаровска — «Амур»).[12]
[править] Общественный контроль
Проект «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» представляет собой интерактивную карту. С её помощью люди могут самостоятельно отмечать участки дорог ненадлежащего качества, а также голосовать за те дороги, которые, по их мнению, нуждаются в ремонте в первую очередь.[13]
[править] Проект «Безопасные и качественные дороги»
В России осуществляется проект «Безопасные и качественные дороги», основными целями которого является приведение в нормативное состояние дорожной сети городских агломераций (в 2018 году — 50 %, в 2025 году — 85 %) и сокращение количества мест концентрации ДТП на дорожной сети городских агломераций (в 2018 году — на 50 % от уровня 2016 года, в 2025 году — на 85 %).[14][15]
В проекте участвуют крупнейшие города России, 39 городов, объединённые в 38 агломераций (Самаро-Тольяттинская представляет собой одну агломерацию). Эти города расположены в 36 субъектах Федерации, и уличная сеть этих агломераций составляет почти 50 тыс. км.[16]
В 2017 году в ходе реализации проекта было отремонтировано более 5 тыс. км дорог. В результате по итогам 2017 года уже более половины дорог и улиц городов-участников было приведено в нормативное состояние.[17]
[править] Дороги к населённым пунктам
Статьей 179.4 Бюджетного кодекса России предусмотрена обязанность субъектов Российской Федерации направлять на проектирование и строительство подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам, не имеющим круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, не менее 5% объема регионального дорожного фонда.[18]
[править] Рейтинги
Рейтинг качества автомобильных дорог, составляемый Всемирным экономическим форумом:
- В 2019 году Россия заняла 99-е место из 141 рассмотренной страны.[19]
- В 2018 году Россия заняла 104-е место из 140.[20]
- В 2017 году Россия заняла 114-е место из 137.[21]
- В 2016 году Россия заняла 123-е место из 138.[22]
- В 2011 году Россия заняла 130-е место из 142.[23]
[править] Показатели
[править] Строительство
Объём строительства и реконструкции автодорог общего пользования федерального значения в России (км):[24]
- 2018 год: 560,4
- 2019 год: 567,0
Объём строительства и реконструкции региональных автодорог и улично-дорожной сети городских агломераций в России с федеральной поддержкой (км):[25]
- 2018 год: 1144,0
- 2019 год: 1693,0
[править] Ремонт
Объём ремонта региональных автодорог и улично-дорожной сети городских агломераций в России с федеральной поддержкой (км):[26]
- 2018 год: 14641
- 2019 год: 20576
[править] Качество
Доля автодорог общего пользования федерального значения в России, соответствующих нормативным требованиям:[27]
- 2018 год: 82,8 %
- 2019 год: 85,62 %
[править] Перспективы
Реконструкцию автодороги Архангельск — Онега, стратегической для Архангельской области, планируют провести в 2023—2024 годах.[28]
В октябре 2022 года Марат Хуснуллин заявил, что перед властью стоит задача в 2024 году 85 % дорог в городских агломерациях и 50 % региональных дорог привести к нормативу, а в 2027 году — 85 % дорог, входящих в Опорную сеть.[29]
[править] Ссылки
[править] Росавтодор
- Федеральное дорожное агентство
- Основные показатели, прогнозы
- Статистические сведения об автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения
- Статистическая информация, собранная и обработанная Федеральным дорожным агентством (в соответствии с федеральным планом статистических работ)
- Итоги работы Федерального дорожного агентства — 2013 года, задачи и перспективы 2014—2015 гг.
- [30]
- Протяженность автомобильных дорог, обеспечивающих пропуск транспортных средств с нагрузкой на ось 11,5 тонн
- Статистическая информация о ходе реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
- Новости
- Развитие федеральной автомобильной сети
- Статистическая отчетность, направленная в Росстат
[править] Росстат
- Транспорт
- Доля автомобильных дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям на конец года
[править] Федстат
[править] Минтранс России
- Дорожное хозяйство
- Дорожное хозяйство. Документы
- Сведения о категориях автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения
[править] Карты
- Карта автомобильных дорог России
- Карта федеральных автомобильных дорог России
- Транспортная инфраструктура России 2010—2030 гг.
- Карта автомобильных дорог России
[править] Эксперт
- Раздел о дорогах на сайте Эксперта
- Стоимость дорог в России и за рубежом[12]
- Наиболее перегруженные трассы европейской части России. Карта
- Неоплаченный ущерб. 29 июня 2015
- «Автодор» чертит хайвеи
- Раздел об Автодоре на сайте Эксперта
- [31]
- [32]
[править] Видео
[править] ЖЖ
- О стоимости строительства дорог в России[13]
- Рейтинг российских дорог от ВЭФ. 16 сентября 2015
- Страна хороших дорог 2. Четырехполосные дороги России. 17 декабря 2023
[править] Рунет
- Безопасные дороги
- РосдорНИИ
- Рейтинг дорог
- Дороги
- Дорожное хозяйство
- Сайт «Дороги России»[33]
- «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог»
- Пробки на дорогах Москвы и Московской области
- Автодороги
- Регионам могут сократить финансирование дорог. Если они не представят планы по строительству. 21 мая 2015
- Счетная палата недосчиталась километров. Аудиторы и дорожники спорят из-за дорожной стройки. 21 ноября 2014
- Рейтинг качества российских дорог по версии Google. 18 сентября 2012
- Лучшие дороги страны — в Казани. 15 января 2014
- Дорогами в России полностью или в основном довольны 41 % населения
- 5 регионов России с самыми лучшими дорогами. 20 октября 2013
- Названы регионы России с самыми плохими дорогами. 30 декабря 2013
- Дорожная инспекция ОНФ представила рейтинг городов с точки зрения безопасности и доступности инфраструктуры у школ и больниц. 12 апреля 2016
- Самыми «провальными» по итогам инспекции ОНФ оказались дороги Якутска, Ульяновска и Петропавловска-Камчатского. 12 апреля 2016
- Полтриллиона закатают в асфальт. На какие проекты потратят дорожный фонд 2017 года. 12 октября 2016
- [34]
- [35]
- [36]
- [37]
- Названы города с худшими дорогами в России. 28 сентября 2017
- В каких городах России самые плохие дороги. Больше всего состоянием дорог и парковок недовольны жители Ярославля и Саратова, выяснили эксперты Domofond.ru. 31 октября 2017
- Дорогие дороги. Дорожное хозяйство в рублях и километрах. 24 мая 2018
- Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных ассигнований, направленных на содержание автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения в 2018 году и истекшем периоде 2019 года» (с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации)
- Статистика:Автодороги России, отвечающие нормативным требованиям
- Рейтинг российских регионов по качеству дорог. 4 июля 2022
[править] Прочее
- Рейтинг качества дорог РФ-2013: лучшие российские дороги находятся в Казани? 16 января 2014
- Дорожное хозяйство России
[править] Примечания
- ↑ Трассовая дискриминация. К 2018 году приведут в порядок только федеральные дороги. 14 октября 2014
- ↑ Дорожное хозяйство России
- ↑ Дорожное хозяйство России
- ↑ Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог федерального значения за 2017—2018 годы
- ↑ [1]
- ↑ Платные дороги России 2015. 25 января 2015
- ↑ Платные дороги России 2015. 25 января 2015
- ↑ Ввод в действие отдельных производственных мощностей и объектов
- ↑ Всепоглощающий ремонт
- ↑ Проблемы российских дорог
- ↑ География транспорта
- ↑ География транспорта
- ↑ [2]
- ↑ Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги»
- ↑ Об итогах реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2017 году
- ↑ Об итогах реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2017 году
- ↑ Об итогах реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2017 году
- ↑ О перспективах развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации
- ↑ Quality of road infrastructure
- ↑ Quality of roads
- ↑ Quality of roads
- ↑ Quality of roads
- ↑ The Global Competitiveness Report 2011—2012. Section II. Infrastructure
- ↑ Презентация «О промежуточных итогах деятельности транспортного комплекса в 2020 году»
- ↑ Презентация «О промежуточных итогах деятельности транспортного комплекса в 2020 году»
- ↑ Презентация «О промежуточных итогах деятельности транспортного комплекса в 2020 году»
- ↑ Презентация «О промежуточных итогах деятельности транспортного комплекса в 2020 году»
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ Он позволяет пользователям мобильных устройств на базе Android проверить состояние дорожного покрытия по интересующему их маршруту
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]