Грузовые автомобили в России
Материал из Documentation.
Грузовые автомобили в России — один из основных видов автомобилей в России.
Содержание |
[править] Парк
В январе 2015 года российский парк грузовых автомобилей (CV+HCV) насчитывал 3,7 млн авто.
По состоянию на 01.01.2018 г. парк грузовых автомобилей в России насчитывает 3 535 тыс. ед. техники. По состоянию на 01.01.2018 г. доля юридических лиц в парке составляла 51 %, физических — 49 %.[1]
По данным Автостата, на начало 2016 года почти 75 % парка грузовых автомобилей в России — техника старше 10 лет, а 65 % — старше 15 лет.[2]
По состоянию на 1 января 2020 года в России насчитывалось 3,78 млн грузовых автомобилей. Средний возраст этого парка составляет 21,2 года, причем 64,7 % всех грузовых автомобилей в стране пребывают в возрасте старше 15 лет. Доля иномарок здесь составляет практически треть российского парка (33 %). В то же время во владении юридическими лицами находится 52,1 % от общего объема HCV. На долю дизельных приходится 69,5 % от общего парка грузовых машин, а экологическим стандартам «Евро-4» (и выше) соответствует 19,8 % таких автомобилей.[3]
Возрастная структура парка грузовых автомобилей в России по состоянию на конец 2019 года (по периоду эксплуатации):[4]
- До 5 лет: 21,9 %
- 5,1 — 10 лет: 17,4 %
- Более 10 лет: 60,7 %
[править] Рынок
В 2016 году российский рынок новых грузовых автомобилей (без учёта лёгких грузовиков) увеличился на 4,2 % и составил 53,3 тыс. проданных единиц.
[править] Производство
«КамАЗ» — крупнейший производитель грузовиков в России.[5]
В январе 2024 года в России производство грузовых автомобилей выросло в 2,2 раза г/г до 12,9 тыс. единиц.[6]
[править] Внешняя торговля
[править] Экспорт
В 2016 году Россия экспортировала 14,3 тыс. грузовых автомобилей на сумму $353 млн.[7]
[править] Импорт
В 2016 году Россия импортировала 20,3 тыс. грузовых автомобилей на сумму $1,03 млрд.[8]
[править] История
[править] XX век
В 1932 году горьковский завод выпустил грузовой автомобиль «ГАЗ-АА».
В 1955 году СССР экспортировал в промышленно развитые страны 2457 грузовиков.
[править] 2010 год
В 2010 году Россия произвела 153 тыс. грузовиков.
По данным «Автостата», на начало 2010 года российский парк грузовых автомобилей насчитывает 5,3 млн штук, из них 62,9 % — старше 10 лет.
[править] 2011 год
В конце 2011 г. на Петровский завод автозапчастей АМО «ЗиЛ» было перенесено производство автомобилей «Бычок».[9]
[править] 2012 год
В 2012 году объём видимого потребления грузовых автомобилей в России составил 313,2 тыс. единиц техники.[10]
2012 год стал последним после кризиса 2008—2009 годов, когда российский рынок грузовых автомобилей показал положительную динамику продаж.[11]
23 августа 2012 года Россия вступила в ВТО. Если до вступления в ВТО ввозные таможенные пошлины на грузовые автомобили составляли 25 % для новой техники и 30 % для подержанной (в сегменте легких коммерческих машин — 30 %), то, согласно новым правилам, на легкие коммерческие машины — как новые, так и подержанные — пошлина была снижена с 30 % до 10 %. Ставка на ввоз новых грузовиков сократилась с 25 % до 10 %, подержанных — с 30 % до 15 %.[12]
Чтобы сохранить преференции российских производителей, с 1 сентября 2012 года Постановлением Правительства РФ «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» был введен т. н. утилизационный сбор, обязанность по взиманию которого была возложена на таможенные органы. От сбора были освобождены российские производители, которые взяли на себя обязательства по утилизации техники . Базовая ставка сбора составила 150 тыс. руб. с единицы техники. Одновременно к ней были введены поправочные коэффициенты, учитывающие возраст и массу автомобиля.[13]
[править] 2013 год
На начало 2013 года парк грузовых автомобилей в России составил 3,68 млн единиц.
[править] 2014 год
В 2014 году парк грузовых автомобилей в России достиг 3,84 млн единиц техники.[14]
По данным аналитической компании АСМ-холдинг, в России оптовые продажи грузовиков, включая лёгкие грузовики, в 2014 году упали на 26,8 %, до 211,4 тыс. ед. Спад продаж при этом был зафиксирован во всех сегментах рынка.[15]
Согласно данным Автостата, в 2014 году, когда кризисные явления в российской экономике проявились в полной мере, рынок новых грузовых автомобилей сократился почти на 21 % до 88 тысяч единиц (в отличие от Росстата, данные Автостата не учитывают сегмент LCV, что предопределяет значительное расхождение в полученных цифрах). Наибольшую долю уверенно заняли грузовики грузоподъемностью свыше 16 тонн — 69,7 %, на среднетоннажные пришлось 30,3 %, в том числе: от 3,5 до 10 тонн — 21,9 %, от 12 до 16 тонн — 4,5 % и на 10-12-тонные — 3,9 %.[16]
[править] 2015 год
В 2015 году российский парк грузовых автомобилей показал результат в 3,83 млн единиц техники.[17]
По данным аналитической компании АСМ-холдинг, в 2015 году на российском рынке было реализовано 136 тыс. шт. грузовых автомобилей всех видов, что соответствовало падению на 36,5 % к аналогичному показателю годичной давности.[18]
В 2015 году, согласно данным Росстата, в России было произведено 130,6 тыс. грузовых автомобилей (-15 % к предыдущему году).[19][20]
По данным Автостата на 2015 год, около 71 % российского парка грузовых автомобилей по нормам токсичности не удовлетворяет даже стандарту EURO-2, а нормам ЕВРО-4 и выше соответствуют 10,2 % парка.[21]
В 2015 году экспорт грузовых автомобилей из России составил 20 тыс. единиц (15 % объёма российского производства). Около 75 % направленных на экспорт автомобилей было поставлено в страны СНГ.[22]
В 2015 году импорт грузовых автомобилей в Россию составил 20,0 тыс. штук.[23]
[править] 2016 год
По данным Автостата, на начало 2016 года почти 75 % парка грузовых автомобилей в России — техника старше 10 лет, а 65 % — старше 15 лет.[24]
По итогам первых 10 месяцев 2016 года из России было экспортировано 10,6 тыс. грузовых автомобилей, что на 26 % ниже показателя аналогичного периода 2015 года.[25]
[править] Показатели
[править] Парк
Наличный парк грузовых автомобилей в России по данным Росстата (без LCV, млн штук):[26]
- 2000 год — 1,70
- 2001 год — 1,81
- 2002 год — 2,01
- 2003 год — 2,07
- 2004 год — 2,21
- 2005 год — 2,35
- 2006 год — 2,48
- 2007 год — 2,67
- 2008 год — 2,86
- 2009 год — 2,89
- 2010 год — 2,99
- 2011 год — 3,16
- 2012 год — 3,33
- 2013 год — 3,61
- 2014 год — 3,84
- 2015 год — 3,83
Парк грузовых автомобилей в России по данным «Автостата» (CV+HCV, млн штук):
- 1 января 2015 года — 3,73
- 1 января 2016 года — 3,69
[править] Автомобили в индивидуальной собственности граждан
Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственности граждан в России выросло за 1997—2002 годы более чем на 60 % и достигло 1,8 млн единиц.[27]
[править] Потребление
Видимое потребление грузовых автомобилей в России (тыс. штук):[28]
- 2012 год — 313,2
- 2013 год — 269,2
- 2014 год — 192,4
- 2015 год — 125,6
[править] Производство
Производство грузовых автомобилей в России (тыс. штук):[29]
- 2012 год — 210,2
- 2013 год — 208,6
- 2014 год — 154,0
- 2015 год — 130,6
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ Рынок грузовых автомобилей — 2016 год
- ↑ [2]
- ↑ Транспорт России — 2020
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ Экспорт России важнейших товаров в январе-декабре 2016 г // Customs.ru
- ↑ Импорт России важнейших товаров в январе-декабре 2016 г // Customs.ru
- ↑ Рынок грузовых автомобилей — 2016 год
- ↑ Рынок грузовых автомобилей — 2016 год
- ↑ Рынок грузовых автомобилей — 2016 год
- ↑ Рынок грузовых автомобилей — 2016 год
- ↑ Рынок грузовых автомобилей — 2016 год
- ↑ Рынок грузовых автомобилей — 2016 год
- ↑ Рынок грузовых автомобилей — 2016 год
- ↑ Рынок грузовых автомобилей — 2016 год
- ↑ Рынок грузовых автомобилей — 2016 год
- ↑ Рынок грузовых автомобилей — 2016 год
- ↑ Рынок грузовых автомобилей — 2016 год
- ↑ Рынок стальных труб — 2016
- ↑ Рынок грузовых автомобилей — 2016 год
- ↑ Рынок грузовых автомобилей — 2016 год
- ↑ Рынок грузовых автомобилей — 2016 год
- ↑ Рынок грузовых автомобилей — 2016 год
- ↑ Рынок грузовых автомобилей — 2016 год
- ↑ Рынок грузовых автомобилей — 2016 год
- ↑ Транспортный комплекс
- ↑ Рынок грузовых автомобилей — 2016 год
- ↑ Рынок грузовых автомобилей — 2016 год