Железнодорожное машиностроение России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск
Динамика производства грузовых магистральных вагонов в России в 1999—2011 годах, тыс. штук
Динамика производства грузовых магистральных вагонов в России в 1999—2011 годах, тыс. штук

Железнодорожное машиностроение России — отрасль российского транспортного машиностроения.

В России производятся многие виды железнодорожной техники, включая пассажирские и грузовые вагоны, дизель- и электропоезда, электро- и тепловозы.

Содержание

[править] Отраслевая структура

Российское железнодорожное машиностроение можно разделить на три сектора: локомотивостроение, вагоностроение и производство путевой техники.

В локомотивостроении по типам локомотивов выделяются тепловозостроение и электровозостроение.

Вагоностроение подразделяется на грузовое вагоностроение и пассажирское вагоностроение.

[править] Компании

В настоящее время в отрасли работает около 500 предприятий и организаций.[1]

Крупнейшие компании:

[править] Выпускаемая продукция

В номенклатуру продукции, производимой предприятиями железнодорожного машиностроения, входят:[2]

  • грузовые вагоны — вагоны для перевозки грузов. Различают грузовые вагоны универсальные, пригодные для перевозки грузов широкой номенклатуры, и специальные — для одного или нескольких сходных грузов.
    • К универсальным грузовым вагонам относятся; крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны и изотермические вагоны. Крытые грузовые вагоны обладают наибольшей универсальностью; полувагоны имеют открытый сверху кузов (тез крыши), часто люки в полу и иногда двери в стенах, что обеспечивает возможность механизации погрузки и выгрузки. Платформы обычно оборудованы настилом пола и откидными бортами. Универсальная цистерна представляет собой резервуар (котёл), как правило, цилиндрической формы, имеющий люки для налива продукта и устройства для его слива.
    • К специальным грузовым вагонам относятся: крытые и открытые хопперы, вагоны для перевозки скота, полувагоны с глухим кузовом, платформы и крытые грузовые вагоны для перевозки автомобилей, платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров, транспортёры, цистерны и изотермические вагоны для перевозки отдельных видов грузов, а также вагоны промышленного транспорта.
      • Крытые хопперы — саморазгружающиеся вагоны, что позволяет существенно облегчить, ускорить и удешевить выгрузку по сравнению с универсальными крытыми вагонами. Крытые хопперы строят специально для перевозки цемента, зерна и подобных грузов, минеральных удобрений, технического углерода.
      • Открытые хопперы (без крыши) служат для перевозки отдельно торфа, кокса, горячих окатышей.
      • Вагоны для перевозки скота обычно выполняются двухъярусными; они оборудованы системой водоснабжения, поилками, кормушками, устройствами вентиляции, а иногда отделениями для обслуживающего персонала. В кузовах размещается запас корма.
      • Полувагоны с глухими кузовами (не имеющими люков в полу и дверей в стенах) выгружаются с помощью вагоноопрокидывателей. Строятся специальные бункерные полувагоны, например, для перевозки битума.
      • Платформы для перевозки легковых автомобилей обычно имеют два яруса.
      • Платформы для перевозки контейнеров отличаются от универсальных устройствами для крепления контейнеров и отсутствием настила пола и бортов;
  • локомотивы, эксплуатируемые на железных дорогах общего пользования, по роду работы делят на магистральные (грузовые, пассажирские, универсальные), которые служат для вождения поездов, и маневровые локомотивы, используемые при маневровых работах на станциях, а также маневрово-вывозные локомотивы, предназначенные для смешанной работы — выполнения манёвров и тяги поездов. Кроме того, на промышленных предприятиях для перевозок на внутризаводских путях, лесоразработках, в рудниках, шахтах используют промышленные локомотивы для широкой и узкой рельсовой колеи. Род работы локомотива определяет выбор его основных тяговых параметров (мощности, силы тяги, скорости движения) и основные конструктивных форм и размеров (осевой формулы, диаметра колёс). Одним из важных параметров, влияющих на выбор типа локомотива для обеспечения перевозок, является его коэффициент полезного действия;
  • пассажирские вагоны — предназначается для размещения пассажиров при их перевозке с обеспечением необходимых удобств. Пассажирские вагоны — основные часть пассажирского вагонного парка, в состав которого входят также вспомогательные вагоны пассажирского парка: вагоны — рестораны, багажные вагоны, почтовые вагоны. Пассажирские вагоны по способу перемещения разделяются на несамоходные (вагоны локомотивной тяги) и самоходные, являющиеся составными единицами поездов пост формирования мотор — вагонного подвижного состава — электро — секций и дизель — поездов. В зависимости от дальности следования поездов в них используют различные пассажирские вагоны: спальные, купейные или некупейные (открытого типа), с креслами или жёсткими местами для сидения.

[править] География

Предприятия железнодорожного машиностроения географически тяготеют преимущественно к металлургическим базам. Это обусловлено тем, что отрасль выпускает крупногабаритные и весьма металлоёмкие изделия. Предприятия этой отрасли при производстве одной тонны готовой продукции отличаются высокой электроёмкостью и малой трудоёмкостью, но самое главное, что для отрасли характерна высокая металлоёмкость.[3]

Исторически железнодорожное машиностроение России возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть России (Центр, Санкт-Петербург), а затем переместилось к металлургическим базам.[4]

В Центральном районе организовано производство тепловозов (Коломна) и маневровых тепловозов (Брянск, Людиново, Муром), на Северном Кавказе (Новочеркасск) — электровозов.[5]

Вагоностроение формировалось в тех же районах, что и локомотивостроение, учитывая не только наличие металла, но и древесного сырья.[6]

В настоящее время в отрасли сложилось чёткое разделение труда: грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане; двухярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей — в Твери; саморазгружающиеся — в Калининграде; изотермические — в Брянске; трамвайные — в Усть-Катаве (Челябинская область) и Санкт-Петербурге; для метрополитена — в Мытищах, Санкт-Петербурге; электропоезда — в Демихово (Московская область).[7]

[править] Экспорт

Экспорт продукции железнодорожного машиностроения из России в 2015 году составил 21,2 млрд рублей.[8]

[править] Трудовые ресурсы

На предприятиях отрасли работает около 200 тыс. человек.[9]

[править] Ссылки

[править] Карты

[править] Sdelanounas

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Размещение и развитие отрасли железнодорожного машиностроения
  2. Размещение и развитие отрасли железнодорожного машиностроения
  3. Размещение и развитие отрасли железнодорожного машиностроения
  4. Размещение и развитие отрасли железнодорожного машиностроения
  5. Размещение и развитие отрасли железнодорожного машиностроения
  6. Размещение и развитие отрасли железнодорожного машиностроения
  7. Размещение и развитие отрасли железнодорожного машиностроения
  8. Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2016 год и основных результатах деятельности за 2015 год
  9. Размещение и развитие отрасли железнодорожного машиностроения
Железнодорожное машиностроение России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Отрасли  ЛокомотивостроениеВагоностроение
Компании  ТрансмашхолдингУралвагонзаводТихвинский вагоностроительный заводАлтайвагон
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Машиностроение России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Авиационная промышленность  СамолётостроениеВертолётостроение
Ракетостроение  Космическое ракетостроениеСтратегическое ракетостроениеТактическое ракетостроение
Судостроение  Гражданское судостроениеВоенное судостроение
Автомобильная промышленность  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
Железнодорожное машиностроение  ЛокомотивостроениеВагоностроение
Сельскохозяйственное машиностроение  ТракторостроениеПроизводство зерноуборочных комбайнов
Двигателестроение  Авиационное двигателестроениеРакетное двигателестроениеАвтомобильное двигателестроение
Энергетическое машиностроение  Атомное энергетическое машиностроениеПроизводство котельного оборудования
Станкостроение  Производство металлообрабатывающих станковПроизводство деревообрабатывающих станков
Электронная промышленность  Микроэлектроника
Приборостроение  Часовая промышленностьАвиационное приборостроениеМорское приборостроениеМедицинское приборостроение
Оборонная промышленность  Производство техники сухопутных войскВоенное авиастроениеВоенное судостроениеПроизводство средств ПВОВоенное ракетостроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Машиностроительная продукция в России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Автомобили  ЛегковыеГрузовыеАвтобусы
Телекоммуникационное оборудование  РадиоприёмникиТелевизорыТелефоны (Мобильные, Стационарные)
Машиностроение  Авиационная промышленностьАвтомобильная промышленностьЖелезнодорожное машиностроениеСельскохозяйственное машиностроениеСтанкостроениеСудостроениеЭнергетическое машиностроение
Внешняя торговля  ЭкспортИмпорт


Промышленность России
История  1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015)
Машиностроение  Транспортное машиностроениеАвтомобильная промышленностьАвиационная промышленностьСудостроениеЖелезнодорожное машиностроениеЭнергетическое машиностроение (атомное) • Сельскохозяйственное машиностроение (Тракторостроение) • Аэрокосмическая промышленностьДвигателестроениеИнвестиционное машиностроениеМоторостроениеЭлектронная промышленностьМикроэлектроникаСтанкостроениеПриборостроениеМеталлургическое машиностроениеХимическое машиностроениеЭлектротехническая промышленностьРадиоэлектроникаИнструментальная промышленностьТяжёлое машиностроениеГорнорудное машиностроениеУгольное машиностроениеРакетно-космическая промышленность
Топливная промышленность  Нефтяная промышленностьНефтеперерабатывающая промышленностьГазовая промышленностьУгольная промышленностьТорфяная промышленностьСланцевая промышленность
Металлургия  Чёрная металлургияЦветная металлургия (Алюминиевая промышленность) • Горная металлургияСталелитейная промышленность
Добыча полезных ископаемых  Добыча угляДобыча торфаДобыча нефтиДобыча природного газаДобыча уранаДобыча торияДобыча металлических руд
Прочие отрасли  Химическая промышленностьЛесная промышленностьПромышленность строительных материаловЭлектроэнергетикаАтомная промышленностьЛесобумажная промышленностьОбрабатывающая промышленностьТяжёлая промышленностьФармацевтическая промышленностьЦеллюлозно-бумажная промышленностьШинная промышленностьПроизводство автокомплектующихЛёгкая промышленностьПроизводство урана
Личные инструменты