Вертолётостроение России
Материал из Documentation.
Вертолётостроение России — крупная отрасль авиационной промышленности России.
По объёмам производства и экспорта вертолётов Россия в настоящее время находится на третьем месте в мире, поставки осуществляются в несколько десятков стран, на внутренний рынок поставляется около 40 % продукции.[1][2]
Российское вертолётостроение с линейками средних и тяжёлых вертолётов занимает уникальное нишевое место на мировом рынке. В этом классе конкуренция на рынке носит достаточно ограниченный характер, и Россия обладает здесь отработанными хорошо известными продуктами с выгодными ценовыми характеристиками. Это средние транспортные вертолёты семейства Ми-8/17, тяжёлые транспортные вертолёты Ми-26, боевые вертолёты семейства Ми-24, соосные средние вертолёты Ка-27/28/32. Все эти машины в своей основе были созданы в 1960-е — 1970-е годы, многократно модернизировались. В последнее время в серийное производство пошли боевые вертолёты нового поколения Ми-28Н и Ка-52.[3]
Крупнейшей российской вертолётостроительной компанией является холдинг «Вертолёты России».[4] По итогам 2010 года, до 10 % всех производимых в мире вертолётов приходилось на российские вертолёты компании «Вертолёты России». Также по результатам работы предприятий холдинга в 2010 году, доля России составляет 14 % вертолётного рынка в стоимостном выражении, а доля российских вертолётов в общем вертолётном парке мира составляет примерно 13 %.[5]
В 2014 году выручка компании «Вертолёты России» достигла 170 млрд рублей (более $4,4 млрд по средневзвешенному курсу 2014 года). Прибыль составила 20,7 млрд рублей (около $540 млн). В общем объёме выручки 142 млрд рублей (83 %) пришлось на продажи вертолётов, а остальные 22 млрд рублей — на услуги сервиса и послепродажного обслуживания.[6]
В 2016 году компания «Вертолёты России» выпустила 208 вертолётов.[7]
Содержание |
[править] История
[править] Советское время
В СССР серийное производство вертолётов было начато в 1951 году выпуском трёхместного вертолёта Ми-1. В 1954 году был выпущен вертолёт Ми-4, в 1958 году — двухмоторный турбовинтовой вертолёт Ми-6 с грузоподъёмностью, превышающей 6 тонн, и пассажировместимостью 70—80 человек, а в 1965 году — вертолёт Ми-10. С 1953 по 1968 год был налажен серийный выпуск двухвинтовых соосных вертолётов Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-25, Ка-26. В 1968 году был создан самый грузоподъёмный вертолёт В-12 с поперечным расположением винтов (конструкции М. Л. Миля), поднявший в марте 1969 года коммерческий груз 31130 кг на высоту 2950 м.[8]
Особенностью развития вертолётной техники в СССР было доминирование в производстве машин среднего и тяжёлого классов и слабое развитие лёгких вертолётов.[9]
Наиболее массовой серией производились средние транспортные вертолёты семейства Ми-8. На базе Ми-8 был создан и основной советский боевой вертолёт Ми-24. В том же классе находились и вертолёты конструкции Камова с соосными винтами — морские Ка-25, Ка-27, Ка-29, Ка-31 и гражданский Ка-32. Активно вёлся выпуск и тяжёлых транспортных вертолётов (Ми-6 и Ми-10, затем Ми-26).[10]
[править] С 1992 года
Начатое в 2006 году объединение российских производителей вертолётов под эгидой «Оборонпрома» и входящих в него «Вертолётов России» к началу 2010 года подошло к концу. Российское вертолётостроение переживает бурный рост: производство выросло с 85 машин в 2004 году до 183 в 2009 году.[11]
В начале 2010 года отмечалось, что в системе производства вертолётов в России сейчас происходят значительные изменения. Долгое время индустрия ориентировалась в первую очередь на создание тяжелых машин (в основном для военного сектора), тогда как сегодня она расширяет деятельность по сборке легких вертолётов для гражданского рынка.[12]
В 2012 году холдинг «Вертолёты России» увеличил более чем на 30 % объём продаж своей продукции, выпустив 290 вертолётов и став третьим в мире производителем вертолётов. Годовая выручка составила более $4 млрд.[13][14]
«Вертолёты России» в 2015 году поставили заказчикам 212 вертолётов.[15]
[править] Портфель заказов
На конец 2016 года портфель твёрдых заказов компании «Вертолёты России» составил 396 вертолётов, при этом его стоимость оценивается в 466 млрд рублей.[16]
[править] Типы вертолётов
[править] Армейские боевые вертолёты
В настоящее время в серийном производстве находятся три основных типа армейских боевых вертолётов. В 2014 г. ОАО «Роствертол» продолжало исполнение крупных контрактов с Министерством обороны России и экспортных заказов на поставку вертолётов Ми-28Н (НЭ) и Ми-35М, а ОАО «Арсеньевская авиационная компания „Прогресс“ им. Н. И. Сазыкина» изготавливало по Гособоронзаказу очередные партии Ка-52.[17]
Строящийся «Роствертолом» с 2005 г. армейский боевой вертолёт Ми-28Н принят на вооружение Российской Армии распоряжением Президента РФ от 15 октября 2009 г. В настоящее время такие машины эксплуатируются в Центре боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке, куда первые Ми-28Н поступили в январе 2008 г., и на нескольких авиабазах армейской авиации Южного и Западного военных округов. С 2009 г. они летают в Буденновске (Ставропольский край), с 2010 г. — в Кореновске (Краснодарский край), с 2012 г. — в Ростове, с 2013 г. — в Острове (Псковская область). В 2014 году Ми-28Н появились еше на одной авиабазе — в Пушкине (Ленинградская область), одновременно продолжилось перевооружение частей в Ростовской и Псковской областях.[18]
Важным событием 2014 года стало начало экспортных поставок Ми-28НЭ. Первым зарубежным заказчиком этих машин стал Ирак, который, согласно сообщениям в СМИ. в 2012 г. заключил с «Рособоронэкспортом» крупный пакет контрактов, включающий поставку 28 транспортно-боевых вертолётов Ми-35М и 15 боевых Ми-28НЭ. В конце августа 2014 г. министерство обороны Ирака распространило официальное сообщение о получении первой партии из трех Ми-28НЭ. Вторая партия из трех Ми-28НЭ была готова к концу года и поступила в Ирак в начале 2015 г.[19]
В общей сложности в течение 2014 г. из сборочного цеха «Роствертола» вышло не менее 20 новых боевых вертолётов Ми-28Н и Ми-28НЭ. Согласно годовым отчетам ОАО «Роствертол», в 2012 и 2013 гг. предприятие выпускало по 14 вертолётов этого типа ежегодно, так что налицо увеличение объемов производства. Всего за десять лет на заводе изготовлено уже около 100 таких машин.[20]
Другой российский армейский боевой вертолёт нового поколения, многофункциональный Ка-52, рекомендован к принятию на вооружение по итогам успешно завершившихся в 2011 г. Государственных совместных испытаний. Поставки Ка-52 Министерству обороны России стартовали в декабре 2010 г., когда первые четыре серийных вертолёта, собранные ААК «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина, были переданы в Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке. В мае 201 1 г начались поставки Ка-52 на авиабазу армейской авиации в Черниговке на Дальнем Востоке России. В начале 2013 г. такие машины пришли в Кореновск, а в январе 2014-го — в бригаду армейской авиации в псковском Острове. В 2014 году началось оснащение вертолётами Ка-52 авиабазы в Хабаровске. Первые две машины для нее были выпущены в конце 2013 г., еще десять — в 2014 г.[21]
В 2011 г. руководство «Вертолётов России» объявило о заключении многолетнего контракта на поставку российскому Министерству обороны «более 140» вертолётов Ка-52, который загрузит производственные мощности завода «Прогресс» практически на все текущее десятилетие. К настоящему времени предприятием изготовлено около 75 вертолётов этого типа, в том числе порядка 14 — в течение 2014 года, включая первые корабельные Ка-52К.[22]
Как известно, модифицированный Ка-52К был выбран базовым типом боевого ударного вертолёта для авиагруппы десантных вертолётонесущих кораблей-доков (ДВКД) типа «Мистраль», контракт на приобретение которых для российского ВМФ был заключен с Францией в 2011 г. Несмотря на то, что вследствие событий на Украине эта сделка, судя по всему, будет расторгнута, программа постройки Ка-52К продолжится. В течение 2014 года на «Прогрессе» велось изготовление опытной партии из четырех Ка-52К, первый из которых, пока еше не имеющий системы складывания лопастей несущих винтов, взлетел в Арсеньеве 7 марта 2015 г. Кроме того, в интересах создания Ка-52К фирма «Камов» использует летающую лабораторию, подготовленную на базе опытного Ка-52 № 062, оснащенного укороченным складывающимся крылом и измененным составом оборудования. Согласно сообщениям в СМИ, в апреле 2014 г. «Вертолёты России» получили заказ от Министерства обороны на изготовление 32 серийных Ка-52К. В условиях отказа Франции от поставки «мистралей» они смогут использоваться с других кораблей отечественного ВМФ (ВПК, БДК и т. п.), а также с береговых баз.[23]
Модернизированные транспортно-боевые вертолёты Ми-35М, серийный выпуск которых в 2006 г. освоен на ОАО «Роствертол», поступают на вооружение ВВС России с конца 2011 г. До этого такую технику закупали только зарубежные заказчики (десять Ми-35М в 2006—2008 гг. получила Венесуэла, а в декабре 2009 г. начались поставки 12 заказанных вертолётов в Бразилию), но в мае 2010 г. было официально заявлено, что приобретать Ми-35М намерено и Минобороны России. Напомним, что последние новые Ми-24П и Ми-24ВП пришли в отечественные Вооруженные Силы уже почти четверть века назад.[24]
Первые четыре Ми-35М были поставлены российскому Минобороны в декабре 2011 г., еще 16 машин ушло в войска в 2012 г., следующие 12 — в 2013-м. В течение 2014 года ВВС было передано не менее полутора десятков таких машин. В настоящее время вертолёты Ми-35М несут службу в Центре боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке и на нескольких авиабазах армейской авиации — в Буденновске, Кореновске, Острове, Пушкине и Ростове.[25]
Кроме того, в 2014 году «Роствертол» и МВЗ им. М. Л. Миля выполнили заказ на изготовление трех машин необычной «демилитаризованной» модификации Ми-35МС, представляющих собой вертолёты-салоны без вооружения и со значительно измененным составом оборудования.[26]
Вертолёты Ми-35М и Ми-35П продолжают пользоваться уверенным спросом у зарубежных заказчиков. В январе 2014 года успешно завершилось выполнение контракта 2010 г. на поставку 24 модернизированных Ми-35М в Азербайджан. Первые четыре вертолёта прибыли в Баку в декабре 2011 г., по восемь — в течение 2012 и 2013 гг., а заключительные четыре — в начале 2014 г. В настоящее время «Роствертол» продолжает исполнение контракта на поставку 28 вертолётов Ми-35М в Ирак. Первые четыре Ми-35М появились в этой стране осенью 2013 г. Две следующих партии по четыре машины отправились в Ирак в июне и сентябре 2014 года. Боевое применение Ми-35М широко освещается иракскими СМИ. В ноябре 2014 г., наконец, состоялась и поставка давно уже готовой заключительной партии из трех Ми-35М в Бразилию по контракту 2008 г. на 12 машин. Таким образом, всего в 2014 году «Роствертол» изготовил порядка 30 новых Ми-35М. Несмотря на расширение выпуска боевых Ми-28Н (НЭ), транспортно-боевые Ми-35М в ближайшие годы по-прежнему будут составлять важную часть производственной программы «Роствертола».[27]
[править] Тяжёлые транспортные вертолёты
Уникальной компетенцией холдинга «Вертолёты России» является производство тяжелых транспортных вертолётов семейства Ми-26 грузоподъемностью 20 т. Их серийный выпуск продолжает входящее в холдинг ОАО «Роствертол». Важнейшим событием 2014 года по этой программе стал запуск в серию модернизированного тяжелого вертолёта Ми-26Т2. Параллельно продолжались возобновившиеся в 2011 г. поставки Ми-26 Министерству обороны России. Тогда оно получило четыре такие машины, в 2012 г. — шесть, в 2013 г. — еще четыре. В 2014 году было изготовлено и поставлено Министерству обороны три следующих Ми-26. Один новый Ми-26Т появился в начале 2013 г. и в гражданской авиации России: машина с регистрационным номером RA-06255 была изготовлена в конце 2012 г. и поступила в эксплуатацию в авиакомпанию «Роствертол-Авиа».[28]
В последние годы, помимо внутреннего рынка, тяжелые ростовские машины поставлялись и зарубежным заказчикам. Так, в 2007—2010 гг. три новых Ми-26ТС отправились в Китай, а еще три Ми-26Т в 2007—2008 гг. поступили на вооружение армейской авиации Венесуэлы.[29]
Усилия по продвижению на мировой рынок модернизированного Ми-26Т2 увенчались подписанием 26 июня 2013 г. первого экспортного контракта на поставку шести таких машин в Алжир.[30]
Первые два серийных Ми-26Т2 были изготовлены «Роствертолом» к концу 2014 года. В настоящее время на них ведется обучение летного и технического персонала заказчика. Кроме того, в июне 2014 г. был заключен контракт на поставку четвертого Ми-26ТС в Китай — его заказчиком выступила компания Lectern Aviation Supplies, а использоваться вертолёт будет в провинции Шаньдун в интересах лесного хозяйства КНР. Поставка машины может состояться в 2015 г.[31]
За последние восемь лет «Роствертол» изготовил три десятка новых вертолётов семейства Ми-26, а суммарный объем выпуска этих машин, чей серийный выпуск осуществляется уже 35 лет, приближается к 330 экземплярам.[32]
[править] Средние транспортные вертолёты семейства Ми-8 (Ми-17/171)
Средние транспортные вертолёты Ми-8 (в экспортном варианте — Ми-17 и Ми-171) продолжают оставаться самыми продаваемыми российскими винтокрылыми машинами как на мировом, так и на внутреннем рынке. По итогам 2014 года на них пришлось более двух третей всех поставок отечественных вертолётов. Производством их в настоящее время занимаются два предприятия холдинга «Вертолёты России».[33]
Казанский вертолётный завод поставляет заказчикам транспортные и пассажирские Ми-8МТВ-1 (в экспортном варианте — Ми-17-1В) и транспортно-десантные Ми-8МТВ-5 (Ми-17В-5) в различных вариантах исполнения, а также пассажирские Ми-172. Улан-Удэнский авиазавод строит транспортные Ми-8АМТ и Ми-171 (в экспортном варианте — Ми-171Е) и транспортно-боевые МИ-8АМТШ (Ми-171Ш).[34]
По данным опубликованной бухгалтерской отчетности ПАО «Казанский вертолётный завод» за 2014 г., предприятие изготовило и поставило заказчикам в 2014 году 107 вертолётов, в том числе 38 — для внутреннего рынка и 69 — на экспорт. С учетом того, что в это количество входят и «Ансаты», объем производства вертолётов семейства Ми-8 (Ми-17) на КВЗ в 2014 году составил 101 машину, почти 70 % из которых отправилось на экспорт. Не менее восьми десятков Ми-8АМТ, Ми-8АМТШ и Ми-171 нескольких вариантов исполнения выпустил в 2014 г. и Улан-Удэнский авиационный завод, более 40 % из которых пошло на мировой рынок.[35]
Главный российский заказчик обоих предприятий — Министерство обороны. УУАЗ в течение 2014 года сдал Министерству обороны около 40 новых вертолётов Ми-8АМТШ, включая pеализующие принцип импортозамещения модифицированные Ми-8АМТШ-В с двигателями ВК-2500-03 и ВСУ типа ТА-14. Большинство их поступило на авиабазу армейской авиации и в полк ВВС в Толмачево (Новосибирск), остальные — на авиабазу в Читу. КВЗ, в свою очередь, поставил Министерству обороны в 2014 г. не менее 20 новых Ми-8МТВ-5-1, отправившихся на авиабазы армейской авиации в Западном военном округе (Пушкин, Остров), а также один Ми-8МТВ-2. Кроме того, несколько новых Ми-8МТВ-5-1 были переданы концерну «Радиоэлектронные технологии» для создания на их базе постановщиков помех Ми-8МТПР-1 с комплексом РЭП «Рычаг-1». Как официально сообщил весной 2015 года КРЭТ, первые три Ми-8МТПР-1 были сданы заказчику в марте 2015 г.[36]
По информации в СМИ, Министерством обороны заказано на период до 2020 г. не менее 140 казанских и 132 улан-удэнских машин семейства Ми-8, при этом в 2013 г. с УУАЗ был подписан дополнительный контракт еще на четыре десятка вертолётов.[37]
Помимо Министерства обороны, вертолёты серии Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ (Ми-171) поставляются и другим российским заказчикам. Так, два новых Ми-8МТВ-1 в 2014 году получила авиация МЧС России, по одному — СЛО «Россия» и правительство Камчатского края. По одному Ми-8АМТ приобрели в 2014 г. компании «Арктикуголь», «Транснефть» и «Новатэк» (эксплуатантом последних стала авиакомпания «ЮТэйр»), а также хабаровская полиция и ААК «Прогресс». Вертолёты Ми-8АМТШ в разных вариантах испол нения продолжает заказывать авиация ФСБ. Напомним также, что Улан-Удэнский авиазавод с 2011 г. располагает двумя крупными долгосрочными контрактами на поставку вертолётов Ми-8АМТ (Ми-171) авиакомпаниям «ЮТэйр» (40 машин) и «Газпром авиа» (39).[38]
Наиболее крупные экспортные заказы на вертолёты семейства Ми-17/171 в последнее время приходили из Индии, КНР и США (для Афганистана). В 2011—2013 гг. был успешно исполнен контракт на 80 новых Ми-17В-5 производства КВЗ с модернизированным комплексом авионики для Минобороны Индии, а в декабре 2012 г. во время визита в Дели Владимира Путина была заключена сделка еще на 71 вертолёт, в рамках которой в течение 2014 года КВЗ отгрузил в Индию четыре десятка Ми-17В-5. На состоявшейся в феврале выставке Aero India 2015 холдинг «Вертолёты России» и «Рособоронэкспорт» сообщили, что за три последних года в Индию был поставлен 121 новый Ми-17В-5, и до конца этого года поставки по контракту на 71 машину будут завершены.[39]
Серьезный вклад в производственную программу Казанского вертолётного завода в последние годы вносили контракты с Министерством обороны США на поставку вертолётов Ми-17В-5 для Афганистана. 21 машина по контракту 2011 г. отправилась в Афганистан в 2011—2012 гг., после чего был реализован опцион еще на 12 вертолётов. В октябре 2014 г. «Вертолёты России» объявили об успешном завершении контракта на 30 следующих Ми-17В-5 для Афганистана, 12 из которых были поставлены заказчику в 2013 г. и 18 — в 2014-м. Таким образом, общий объем поставок Ми-17В-5 для Афганистана в 2011—2014 гг. достиг 63 вертолётов.[40]
КВЗ продолжает также сотрудничество с Республикой Корея. В 2014 г. южнокорейской полиции был передан очередной Ми-172.[41]
Важнейшей составляющей экспортной программы Улан-Удэнского авиазавода в последние годы составляют поставки в КНР. В период 2010—2011 гг. был выполнен контракт 2009 г. на 32 улан-удэнских Ми-17IE, а в сентябре 2012 г. «Вертолёты России» заявили о вступлении в силу двух новых сделок с китайской стороной на 52 новых Ми-171Е, поставки которых начались в том же году. В 2013 г. в Китай было отгружено 32 вертолёта, а в период с февраля по июнь 2014 г. — 16 заключительных. Большинство поставленных Ми-171 Е поступило на вооружение частей армейской авиации сухопутных войск НОАК, но несколько вертолётов отправилось и в гражданские компании.[42]
Ещё одним крупным экспортным заказом для УУАЗ стал заключенный в декабре 2013 г. «Рособоронэкспортом» контракт на 24 военно-транспортных Ми-171 Ш для Перу. Первые восемь таких машин в модификации Ми-171Ш-П поступили в армейскую авиацию сухопутных войск Перу в ноябре—декабре 2014 года, а поставку 16 оставшихся планируется осуществить до конца 2015 г.[43]
В 2014 году улан-удэнские Ми-171Е и Ми-171Ш поставлялись также в Ирак, Анголу. Руанду и некоторые другие страны. В последние годы среди заказчиков продукции УУАЗ постоянно присутствует Республика Казахстан. Так, в мае 2014 года «Вертолёты России» сообщили о поставке двух Ми-171Ш Пограничной службе Казахстана, а в октябре один Ми-8АМТ поступил на оснащение Службы спасения г. Алматы.[44]
Исходя из имеющегося портфеля заказов и сохраняющегося спроса на рынке можно не сомневаться, что объемы производства вертолётов семейства Ми-8 (Ми-17, Ми-171) на заводах в Казани и Улан-Удэ в ближайшие годы будут сохраняться на высоком уровне. А для поддержания их конкурентоспособности на рынке в последующие годы ведутся работы по созданию глубоко модернизированной коммерческой версии Ми-171А2 с принципиально новым комплексом бортового оборудования, новой несущей системой и рядом других доработок. К летным испытаниям первого прототипа Ми-171А2 «Вертолёты России» приступили осенью 2014 года. В ближайшее время к нему должен присоединиться второй опытный экземпляр, а завершение сертификационных испытаний и запуск Ми-171А2 в серийное производство на УУАЗ планируются на конец 2015 — начало 2016 гг.[45]
[править] Средние вертолёты соосной схемы
Производство разработанного фирмой «Камов» семейства средних многоцелевых вертолётов соосной схемы осуществляется Кумертауским авиационным производственным предприятием. В настоящее время здесь строятся сертифицированные во многих странах мира транспортные Ка-32А11ВС, а также противолодочные и поисково-спасательные Ка-28 (экспортный вариант поставлявшихся отечественному ВМФ вертолётов Ка-27 и Ка-27ПС) и вертолёты радиолокационного дозора Ка-31 (в 2009—2011 гг. предприятие исполнило крупный контракт с КНР на девять Ка-28 и девять Ка-31, а в 2012 г. поставило два Ка-31Р российскому ВМФ).[46]
В течение 2014 года предприятие изготовило и поставило на экспорт в Китай четыре новых Ка-32А11ВС. Один вертолёт (В-7811) поступил в марте в распоряжение компании Shandong General Aviation Services, другой (№ 31006) — в противопожарный отряд Управления общественной безопасности Народной вооруженной полиции Шанхая. Еще два (В-7812 и В-7813) летом получило Главное океанографическое управление КНР (эксплуатант — Sea Straight Aviation LLC). Поставки Ka-32AI1BC в Китай будут продолжаться и в последующие годы. С 2011 г. «Вертолёты России» располагают долгосрочным контрактом на 20 таких машин от компании Sino-Russian Helicopter Techologies, в рамках которого уже поставлено не менее четырех вертолётов.[47]
В портфеле заказов «Вертолётов России» имеется еще несколько контрактов и опционов на Ка-32А11ВС. Так, например, один вертолёт был в 2013 г. заказан Республикой Беларусь для службы пожарной охраны Минска, еще один в июне 2014 г. заказан для противопожарной службы С-Петербурга.[48]
КумАПП также продолжает работы по ремонту и модернизации военных версий вертолёта — противолодочных и поисково-спасательных Ка-27 и Ка-28, вертолётов радиолокационного дозора Ка-31. В этом году на предприятии разворачиваются давно анонсированные работы по модернизации вертолётов Ка-27 российского ВМФ. Первая партия включает восемь машин, а всего предполагается модернизировать почти полсотни Ка-27. В начале мая холдинг «Вертолёты России» отчитался о возврате заказчику после завершения ремонта на КумАПП первых двух Ка-31 из состава ВМС Индии. На предприятии продолжаются работы по четырем следующим индийским машинам (всего в Индию в свое время было поставлено 14 вертолётов Ка-31, у шести из которых уже подошли сроки планового ремонта). Также прорабатывается вопрос ремонта и модернизации индийских Ка-28.[49]
[править] Лёгкие многоцелевые вертолёты
Актуальный модельный ряд АО «Вертолёты России» включает сегодня два типа легких многоцелевых вертолётов взлетной массой до 4 тонн: разработанный фирмой «Камов» вертолёт соосной схемы Ка-226 и спроектированный и выпускаемый Казанским вертолётным заводом одновинтовой «Ансат».[50]
Базовый вариант Ка-226 с двигателями Allison 250-C20R/2 американского производства был сертифицирован Авиарегистром МАК в октябре 2003 г. и выпускался двумя заводами — Кумертауским авиационным производственным предприятием, ныне входящим в холдинг «Вертолёты России», и ПО «Стрела» (г. Оренбург). Кумертауские Ка-226 поставлялись, главным образом, силовым ведомствам — в авиационные отряды особого назначения МВД России (в 2007—2012 гг. передано 13 машин в варианте Ка-226.50) и Управление авиации ФСБ России (в 2006—2010 гг. поставлены четыре машины).[51]
С марта 2012 г. вертолёты Ка-226.80 производства КумАПП поставлялись Министерству обороны России в качестве учебных машин в сызранское училище летчиков (филиал Военного учебно-научного центра ВВС). В апреле этого года холдинг «Вертолёты России» официально сообщил о поставке Министерству обороны заключительной партии Ка-226.80 по многолетнему контракту 2011 г., досрочно завершив его выполнение. По данным в СМИ, всего по этому контракту российским военным передано 36 учебных машин. С учетом того, что к началу 2014 г. на аэродроме сызранского училища имелось около 25 вертолётов Ка-226.80, в течение 2014 года и первых месяцев 2015 на КумАПП было изготовлено и сдано не менее десятка таких машин.[52]
В свою очередь, оренбургским ПО «Стрела» в предыдущие годы были выпущены опытный Ка-226А для МЧС России, несколько Ка-226АГ для авиакомпании «Газпром авиа» (всего в постройке находилось не менее десятка Ка-226АГ, но в эксплуатацию они не поступали, поскольку контракт был переоформлен на модернизированные вертолёты Ка-226ТГ), а также два Ка-226 в медицинском варианте, поставленные в 2008 г. ГУП «Аэропорт Оренбург».[53]
Дальнейшие перспективы программы связаны с производством модифицированной, более энерговооруженной и высотной модификации Ка-226Т, оснащенной двигателями Arrius 2G1 французской компании Turbomeca. Два опытных Ка-226Т проходили летные испытания с 2009 г. Первый серийный вертолёт этого типа был выпущен на КумАПП весной 2013 г., но планировавшаяся его поставка МЧС России была отменена из-за задержек с сертификацией. Наконец, 30 марта 2014 г. Авиарегистр МАК сообщил о завершении этого процесса и выдаче Дополнения к Сертификату типа на Ка-226Т, что открыло машине дорогу в эксплуатацию.[54]
У «Вертолётов России» уже имеется госконтракт на изготовление стартовой партии Ка-226Т. Кроме того, 18 вертолётов Ка-226ТГ должна в ближайшие несколько лет получить авиакомпания «Газпром авиа». Но главные надежды в холдинге все последние годы связывали с потенциальным крупным экспортным контрактом на поставку 197 легких вертолётов Министерству обороны Индии. Ка-226Т успешно участвовал в двух тендерах, объявлявшихся индийскими военными в предыдущие годы, однако решение по ним долгое время так и не принималось. В итоге из Индии пришла долгожданная новость: комиссия по закупкам Министерства обороны Индии 13 мая 2015 г. решила принять сделанное во время визита в Дели в декабре 2014 года Путина предложение России об организации производства Ка-226Т в Индии. Предполагается, что некоторая часть из двух сотен заказываемых для индийских ВВС и армейской авиации Ка-226Т будет поставлена из России, но основное их количество будет собрано непосредственно на территории страны-заказчика.[55]
Вторая модель российского легкого многоцелевого вертолёта — одновинтовой «Ансат» с канадскими двигателями PW207K — серийно производится Казанским вертолётным заводом с 2004 г. Первые шесть серийных машин были поставлены на экспорт в Южную Корею, еще пять поступили российским заказчикам.[56]
В 2009 г. в серийное производство поступила прошедшая Государственные совместные испытания учебно-тренировочная модификация с двойным управлением и колесным шасси «Ансат-У», которая создана по заказу ВВС России. Первые шесть таких машин были сданы Министерству обороны в декабре 2009 г. Со следующего года вертолёты «Ансат-У» поступают в Сызранский филиал ВУНЦ ВВС и базируются на аэродроме Сокол в Саратовской области. В 2014 г. сюда с Казанского вертолётного завода поступило шесть очередных машин, доведя общее количество «ансатов» в училище до 30. В 2014 году на сызранских «ансатах» прошла подготовку первая группа курсантов — будущих летчиков российских ВВС.[57]
В 2007—2010 гг. Казанский вертолётный завод провел большой комплекс работ по доработкам базовой модели вертолёта с электродистанционной системой управления результате чего появился вариант «Ансат-К», сертифицированный в марте 2010 г. Авиарегистром МАК по ограниченной категории. Параллельно из-за отсутствия нормативной базы по международной сертификации легких вертолётов с инновационной ЭДСУ начались работы по модификации «Ансата» с гидромеханической системой управления (ГМСУ). Было изготовлено два опытных образца, проходивших испытания с 2011 г. Сертификация версии «Ансата» с ГМСУ в транспортном, санитарном и патрульном варианте завершилась в августе 2013 г. выдачей ему Дополнения к Сертификату типа. А в декабре 2014 г. завершилась и сертификация пассажирской версии машины. Тем самым никаких ограничений для продвижения «Ансата» на рынок и полноценного старта его коммерческой эксплуатации более не существует. Начало поставок машины планируется на этот год.[58]
[править] Разработчики
Московский вертолётный завод им. М. Л. Миля (Московская область) осуществляет проектирование вертолётов марки «Ми».[59]
АО «Камов» (Московская область) осуществляет проектирование вертолётов, опытное производство и лётные испытания вертолётной техники.[60]
[править] Производственные площадки
«Роствертол» (Ростовская область) выпускает вертолёты Ми-28Н, Ми-28НЭ, Ми-35М, Ми-26.[61]
«Арсеньевская авиационная компания „Прогресс“ им. Н. И. Сазыкина» (Приморский край) выпускает вертолёты Ка-52.[62]
Казанский вертолётный завод (Татарстан) выпускает вертолёты Ми-38 и «Ансат», а также вертолёты серии Ми-8: транспортные и пассажирские Ми-8МТВ-1 (в экспортном варианте — Ми-17-1В) и транспортно-десантные Ми-8МТВ-5 (Ми-17В-5), а также пассажирские Ми-172.[63]
Улан-Удэнский авиазавод (Бурятия) выпускает вертолёты серии Ми-8: транспортные Ми-8АМТ и Ми-171 (в экспортном варианте — Ми-171Е) и транспортно-боевые МИ-8АМТШ (Ми-171Ш).[64]
Кумертауское авиационное производственное предприятие (Башкирия) выпускает лёгкие вертолёты Ка-226, транспортные вертолёты Ка-32А11ВС, противолодочные и поисково-спасательные вертолёты Ка-28 (экспортный вариант вертолётов Ка-27 и Ка-27ПС) и вертолёты радиолокационного дозора Ка-31.[65]
[править] Показатели
Производство вертолётов в России (штук):[66]
- 2006 год: 92
- 2007 год: 102
- 2008 год: 163
- 2009 год: 168
- 2010 год: 214
- 2011 год: 265
- 2012 год: 265
- 2013 год: 297
- 2014 год: 287
- 2015 год: 239
[править] Перспективы
В 2019 году холдинг «Вертолёты России» закончит создание центра вертолётостроения России. В него войдут КБ Миля, КБ Камова и ОКБ КВЗ.[67]
Многоцелевой вертолёт Ка-62. Планируется начать серийное производство.[68][69]
Перспективный скоростной вертолёт. Он создаётся военном и гражданском вариантах. В 2018 году состоится первый полёт демонстратора военной версии вертолёта.
К 2020 году «Вертолётами России» планируется разработать и довести до серии три новых типа коммерческих вертолётов — тяжёлый транспортный AHL (на основе проекта Ми-46), средний вертолёт в классе веса 4,5 тонны (на основе проекта Ми-54) и легкий вертолет в классе веса 2,5 тонны. Кроме того, к этому времени должен быть создан и доведен принципиально новый перспективный морской вертолет Ка-65 (соосной схемы), радикально модернизированный тяжелый транспортный вертолет Ми-26 (обозначение Ми-26М), транспортный Ми-383 (военный вариант Ми-38), а также беспилотный вертолётный комплекс.[70]
[править] Ссылки
[править] Sdelanounas
- Раздел о вертолётостроении на сайте Sdelanounas
- Раздел «Вертолёты России» на сайте Sdelanounas
- Раздел о вертолётах на сайте Sdelanounas
- Раздел «Камов» на сайте Sdelanounas
- Московскому вертолётному заводу им. М. Л. Миля исполнилось 65 лет
- Холдинг «Вертолеты России» в 2012 г. поставил заказчикам 300 вертолетов, рост поставок на 30 %
- Московский вертолётный завод им. Миля. HeliVert: Как делают вертолёты (фоторепортаж)
- ЗАО «Авиа-проект» готовится к производству первого вертолета АП-55
- Казанский вертолетный завод. Фоторепортаж
- Пять вертолетов будущего по версии Forbes от 3-го крупнейшего производителя в мире. 23 июля 2013
- Производство вертолетов для ВВС и ВМФ РФ за последние годы. 25 января 2016
- Национальный центр вертолетостроения «Вертолеты России»
[править] ЖЖ
- Раздел о вертолётах в ЖЖ bmpd
- Как поработить континент?
- Перспективный вертолет морской авиации ВМФ России получил название «Минога». 3 декабря 2015
[править] Прочее
- Реестры воздушных судов
- Вертолетостроение[1]
- История авиационной промышленности России[2]
- Вертолётостроение[3]
- График производства гражданских вертолётов в России
- Вертолетостроение России
- Правительство России одобрило инвестиции AgustaWestland
- Business Guide (Вертолетостроение) № 111 от 28.06.2007
- Россия вытеснит «Мотор Сич» с рынка вертолетных двигателей
- Подъемная сила: кто выиграл от национализации вертолетных заводов
- «Вертолеты России» подписали контракт с украинской компанией на 1,2 млрд долларов
- Обойтись без Украины
- Эмбарго от «бандерлогов». 2 июля 2014
- В России успешно испытан новый многоцелевой вертолет. 20 октября 2014
- Производство Ми-38 стартует в 2015 году
- Есть только Ми. 20 октября 2014
- Прототип двигателя для нового российского бомбардировщика сделают за 32 млрд рублей. 4 декабря 2014
- Конкурировать — значит меняться. 19 мая 2014
- РБК-Аналитика: Чем Сердюков будет командовать в Башкирии :: Общество :: РБК // Ufa.rbc.ru
- «Вертолеты России» получили сертификат типа на вертолет Ми-38. 30 декабря 2015