Вертолётостроение России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск
Транспортно-боевой вертолёт Ми-24
Транспортно-боевой вертолёт Ми-24
Средний многоцелевой вертолёт Ка-32А11ВС
Средний многоцелевой вертолёт Ка-32А11ВС
Лёгкий многоцелевой вертолёт Ка-226Т
Лёгкий многоцелевой вертолёт Ка-226Т
Лёгкий многоцелевой вертолёт «Ансат»
Лёгкий многоцелевой вертолёт «Ансат»

Вертолётостроение России — крупная отрасль авиационной промышленности России.

По объёмам производства и экспорта вертолётов Россия в настоящее время находится на третьем месте в мире, поставки осуществляются в несколько десятков стран, на внутренний рынок поставляется около 40 % продукции.[1][2]

Российское вертолётостроение с линейками средних и тяжёлых вертолётов занимает уникальное нишевое место на мировом рынке. В этом классе конкуренция на рынке носит достаточно ограниченный характер, и Россия обладает здесь отработанными хорошо известными продуктами с выгодными ценовыми характеристиками. Это средние транспортные вертолёты семейства Ми-8/17, тяжёлые транспортные вертолёты Ми-26, боевые вертолёты семейства Ми-24, соосные средние вертолёты Ка-27/28/32. Все эти машины в своей основе были созданы в 1960-е — 1970-е годы, многократно модернизировались. В последнее время в серийное производство пошли боевые вертолёты нового поколения Ми-28Н и Ка-52.[3]

Крупнейшей российской вертолётостроительной компанией является холдинг «Вертолёты России».[4] По итогам 2010 года, до 10 % всех производимых в мире вертолётов приходилось на российские вертолёты компании «Вертолёты России». Также по результатам работы предприятий холдинга в 2010 году, доля России составляет 14 % вертолётного рынка в стоимостном выражении, а доля российских вертолётов в общем вертолётном парке мира составляет примерно 13 %.[5]

В 2014 году выручка компании «Вертолёты России» достигла 170 млрд рублей (более $4,4 млрд по средневзвешенному курсу 2014 года). Прибыль составила 20,7 млрд рублей (около $540 млн). В общем объёме выручки 142 млрд рублей (83 %) пришлось на продажи вертолётов, а остальные 22 млрд рублей — на услуги сервиса и послепродажного обслуживания.[6]

В 2016 году компания «Вертолёты России» выпустила 208 вертолётов.[7]

Содержание

[править] История

[править] Советское время

Подробнее см. также: Вертолётостроение СССР

В СССР серийное производство вертолётов было начато в 1951 году выпуском трёхместного вертолёта Ми-1. В 1954 году был выпущен вертолёт Ми-4, в 1958 году — двухмоторный турбовинтовой вертолёт Ми-6 с грузоподъёмностью, превышающей 6 тонн, и пассажировместимостью 70—80 человек, а в 1965 году — вертолёт Ми-10. С 1953 по 1968 год был налажен серийный выпуск двухвинтовых соосных вертолётов Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-25, Ка-26. В 1968 году был создан самый грузоподъёмный вертолёт В-12 с поперечным расположением винтов (конструкции М. Л. Миля), поднявший в марте 1969 года коммерческий груз 31130 кг на высоту 2950 м.[8]

Особенностью развития вертолётной техники в СССР было доминирование в производстве машин среднего и тяжёлого классов и слабое развитие лёгких вертолётов.[9]

Наиболее массовой серией производились средние транспортные вертолёты семейства Ми-8. На базе Ми-8 был создан и основной советский боевой вертолёт Ми-24. В том же классе находились и вертолёты конструкции Камова с соосными винтами — морские Ка-25, Ка-27, Ка-29, Ка-31 и гражданский Ка-32. Активно вёлся выпуск и тяжёлых транспортных вертолётов (Ми-6 и Ми-10, затем Ми-26).[10]

[править] С 1992 года

Начатое в 2006 году объединение российских производителей вертолётов под эгидой «Оборонпрома» и входящих в него «Вертолётов России» к началу 2010 года подошло к концу. Российское вертолётостроение переживает бурный рост: производство выросло с 85 машин в 2004 году до 183 в 2009 году.[11]

В начале 2010 года отмечалось, что в системе производства вертолётов в России сейчас происходят значительные изменения. Долгое время индустрия ориентировалась в первую очередь на создание тяжелых машин (в основном для военного сектора), тогда как сегодня она расширяет деятельность по сборке легких вертолётов для гражданского рынка.[12]

В 2012 году холдинг «Вертолёты России» увеличил более чем на 30 % объём продаж своей продукции, выпустив 290 вертолётов и став третьим в мире производителем вертолётов. Годовая выручка составила более $4 млрд.[13][14]

«Вертолёты России» в 2015 году поставили заказчикам 212 вертолётов.[15]

[править] Портфель заказов

На конец 2016 года портфель твёрдых заказов компании «Вертолёты России» составил 396 вертолётов, при этом его стоимость оценивается в 466 млрд рублей.[16]

[править] Типы вертолётов

[править] Армейские боевые вертолёты

В настоящее время в серийном производстве находятся три основных типа армейских боевых вертолётов. В 2014 г. ОАО «Роствертол» продолжало исполнение крупных контрактов с Министерством обороны России и экспортных заказов на поставку вертолётов Ми-28Н (НЭ) и Ми-35М, а ОАО «Арсеньевская авиационная компания „Прогресс“ им. Н. И. Сазыкина» изготавливало по Гособоронзаказу очередные партии Ка-52.[17]

Строящийся «Роствертолом» с 2005 г. армейский боевой вертолёт Ми-28Н принят на вооружение Российской Армии распоряжением Президента РФ от 15 октября 2009 г. В настоящее время такие машины эксплуатируются в Центре боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке, куда первые Ми-28Н поступили в январе 2008 г., и на нескольких авиабазах армейской авиации Южного и Западного военных округов. С 2009 г. они летают в Буденновске (Ставропольский край), с 2010 г. — в Кореновске (Краснодарский край), с 2012 г. — в Ростове, с 2013 г. — в Острове (Псковская область). В 2014 году Ми-28Н появились еше на одной авиабазе — в Пушкине (Ленинградская область), одновременно продолжилось перевооружение частей в Ростовской и Псковской областях.[18]

Важным событием 2014 года стало начало экспортных поставок Ми-28НЭ. Первым зарубежным заказчиком этих машин стал Ирак, который, согласно сообщениям в СМИ. в 2012 г. заключил с «Рособоронэкспортом» крупный пакет контрактов, включающий поставку 28 транспортно-боевых вертолётов Ми-35М и 15 боевых Ми-28НЭ. В конце августа 2014 г. министерство обороны Ирака распространило официальное сообщение о получении первой партии из трех Ми-28НЭ. Вторая партия из трех Ми-28НЭ была готова к концу года и поступила в Ирак в начале 2015 г.[19]

В общей сложности в течение 2014 г. из сборочного цеха «Роствертола» вышло не менее 20 новых боевых вертолётов Ми-28Н и Ми-28НЭ. Согласно годовым отчетам ОАО «Роствертол», в 2012 и 2013 гг. предприятие выпускало по 14 вертолётов этого типа ежегодно, так что налицо увеличение объемов производства. Всего за десять лет на заводе изготовлено уже около 100 таких машин.[20]

Другой российский армейский боевой вертолёт нового поколения, многофункциональный Ка-52, рекомендован к принятию на вооружение по итогам успешно завершившихся в 2011 г. Государственных совместных испытаний. Поставки Ка-52 Министерству обороны России стартовали в декабре 2010 г., когда первые четыре серийных вертолёта, собранные ААК «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина, были переданы в Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке. В мае 201 1 г начались поставки Ка-52 на авиабазу армейской авиации в Черниговке на Дальнем Востоке России. В начале 2013 г. такие машины пришли в Кореновск, а в январе 2014-го — в бригаду армейской авиации в псковском Острове. В 2014 году началось оснащение вертолётами Ка-52 авиабазы в Хабаровске. Первые две машины для нее были выпущены в конце 2013 г., еще десять — в 2014 г.[21]

В 2011 г. руководство «Вертолётов России» объявило о заключении многолетнего контракта на поставку российскому Министерству обороны «более 140» вертолётов Ка-52, который загрузит производственные мощности завода «Прогресс» практически на все текущее десятилетие. К настоящему времени предприятием изготовлено около 75 вертолётов этого типа, в том числе порядка 14 — в течение 2014 года, включая первые корабельные Ка-52К.[22]

Как известно, модифицированный Ка-52К был выбран базовым типом боевого ударного вертолёта для авиагруппы десантных вертолётонесущих кораблей-доков (ДВКД) типа «Мистраль», контракт на приобретение которых для российского ВМФ был заключен с Францией в 2011 г. Несмотря на то, что вследствие событий на Украине эта сделка, судя по всему, будет расторгнута, программа постройки Ка-52К продолжится. В течение 2014 года на «Прогрессе» велось изготовление опытной партии из четырех Ка-52К, первый из которых, пока еше не имеющий системы складывания лопастей несущих винтов, взлетел в Арсеньеве 7 марта 2015 г. Кроме того, в интересах создания Ка-52К фирма «Камов» использует летающую лабораторию, подготовленную на базе опытного Ка-52 № 062, оснащенного укороченным складывающимся крылом и измененным составом оборудования. Согласно сообщениям в СМИ, в апреле 2014 г. «Вертолёты России» получили заказ от Министерства обороны на изготовление 32 серийных Ка-52К. В условиях отказа Франции от поставки «мистралей» они смогут использоваться с других кораблей отечественного ВМФ (ВПК, БДК и т. п.), а также с береговых баз.[23]

Модернизированные транспортно-боевые вертолёты Ми-35М, серийный выпуск которых в 2006 г. освоен на ОАО «Роствертол», поступают на вооружение ВВС России с конца 2011 г. До этого такую технику закупали только зарубежные заказчики (десять Ми-35М в 2006—2008 гг. получила Венесуэла, а в декабре 2009 г. начались поставки 12 заказанных вертолётов в Бразилию), но в мае 2010 г. было официально заявлено, что приобретать Ми-35М намерено и Минобороны России. Напомним, что последние новые Ми-24П и Ми-24ВП пришли в отечественные Вооруженные Силы уже почти четверть века назад.[24]

Первые четыре Ми-35М были поставлены российскому Минобороны в декабре 2011 г., еще 16 машин ушло в войска в 2012 г., следующие 12 — в 2013-м. В течение 2014 года ВВС было передано не менее полутора десятков таких машин. В настоящее время вертолёты Ми-35М несут службу в Центре боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке и на нескольких авиабазах армейской авиации — в Буденновске, Кореновске, Острове, Пушкине и Ростове.[25]

Кроме того, в 2014 году «Роствертол» и МВЗ им. М. Л. Миля выполнили заказ на изготовление трех машин необычной «демилитаризованной» модификации Ми-35МС, представляющих собой вертолёты-салоны без вооружения и со значительно измененным составом оборудования.[26]

Вертолёты Ми-35М и Ми-35П продолжают пользоваться уверенным спросом у зарубежных заказчиков. В январе 2014 года успешно завершилось выполнение контракта 2010 г. на поставку 24 модернизированных Ми-35М в Азербайджан. Первые четыре вертолёта прибыли в Баку в декабре 2011 г., по восемь — в течение 2012 и 2013 гг., а заключительные четыре — в начале 2014 г. В настоящее время «Роствертол» продолжает исполнение контракта на поставку 28 вертолётов Ми-35М в Ирак. Первые четыре Ми-35М появились в этой стране осенью 2013 г. Две следующих партии по четыре машины отправились в Ирак в июне и сентябре 2014 года. Боевое применение Ми-35М широко освещается иракскими СМИ. В ноябре 2014 г., наконец, состоялась и поставка давно уже готовой заключительной партии из трех Ми-35М в Бразилию по контракту 2008 г. на 12 машин. Таким образом, всего в 2014 году «Роствертол» изготовил порядка 30 новых Ми-35М. Несмотря на расширение выпуска боевых Ми-28Н (НЭ), транспортно-боевые Ми-35М в ближайшие годы по-прежнему будут составлять важную часть производственной программы «Роствертола».[27]

[править] Тяжёлые транспортные вертолёты

Уникальной компетенцией холдинга «Вертолёты России» является производство тяжелых транспортных вертолётов семейства Ми-26 грузоподъемностью 20 т. Их серийный выпуск продолжает входящее в холдинг ОАО «Роствертол». Важнейшим событием 2014 года по этой программе стал запуск в серию модернизированного тяжелого вертолёта Ми-26Т2. Параллельно продолжались возобновившиеся в 2011 г. поставки Ми-26 Министерству обороны России. Тогда оно получило четыре такие машины, в 2012 г. — шесть, в 2013 г. — еще четыре. В 2014 году было изготовлено и поставлено Министерству обороны три следующих Ми-26. Один новый Ми-26Т появился в начале 2013 г. и в гражданской авиации России: машина с регистрационным номером RA-06255 была изготовлена в конце 2012 г. и поступила в эксплуатацию в авиакомпанию «Роствертол-Авиа».[28]

В последние годы, помимо внутреннего рынка, тяжелые ростовские машины поставлялись и зарубежным заказчикам. Так, в 2007—2010 гг. три новых Ми-26ТС отправились в Китай, а еще три Ми-26Т в 2007—2008 гг. поступили на вооружение армейской авиации Венесуэлы.[29]

Усилия по продвижению на мировой рынок модернизированного Ми-26Т2 увенчались подписанием 26 июня 2013 г. первого экспортного контракта на поставку шести таких машин в Алжир.[30]

Первые два серийных Ми-26Т2 были изготовлены «Роствертолом» к концу 2014 года. В настоящее время на них ведется обучение летного и технического персонала заказчика. Кроме того, в июне 2014 г. был заключен контракт на поставку четвертого Ми-26ТС в Китай — его заказчиком выступила компания Lectern Aviation Supplies, а использоваться вертолёт будет в провинции Шаньдун в интересах лесного хозяйства КНР. Поставка машины может состояться в 2015 г.[31]

За последние восемь лет «Роствертол» изготовил три десятка новых вертолётов семейства Ми-26, а суммарный объем выпуска этих машин, чей серийный выпуск осуществляется уже 35 лет, приближается к 330 экземплярам.[32]

[править] Средние транспортные вертолёты семейства Ми-8 (Ми-17/171)

Средние транспортные вертолёты Ми-8 (в экспортном варианте — Ми-17 и Ми-171) продолжают оставаться самыми продаваемыми российскими винтокрылыми машинами как на мировом, так и на внутреннем рынке. По итогам 2014 года на них пришлось более двух третей всех поставок отечественных вертолётов. Производством их в настоящее время занимаются два предприятия холдинга «Вертолёты России».[33]

Казанский вертолётный завод поставляет заказчикам транспортные и пассажирские Ми-8МТВ-1 (в экспортном варианте — Ми-17-1В) и транспортно-десантные Ми-8МТВ-5 (Ми-17В-5) в различных вариантах исполнения, а также пассажирские Ми-172. Улан-Удэнский авиазавод строит транспортные Ми-8АМТ и Ми-171 (в экспортном варианте — Ми-171Е) и транспортно-боевые МИ-8АМТШ (Ми-171Ш).[34]

По данным опубликованной бухгалтерской отчетности ПАО «Казанский вертолётный завод» за 2014 г., предприятие изготовило и поставило заказчикам в 2014 году 107 вертолётов, в том числе 38 — для внутреннего рынка и 69 — на экспорт. С учетом того, что в это количество входят и «Ансаты», объем производства вертолётов семейства Ми-8 (Ми-17) на КВЗ в 2014 году составил 101 машину, почти 70 % из которых отправилось на экспорт. Не менее восьми десятков Ми-8АМТ, Ми-8АМТШ и Ми-171 нескольких вариантов исполнения выпустил в 2014 г. и Улан-Удэнский авиационный завод, более 40 % из которых пошло на мировой рынок.[35]

Главный российский заказчик обоих предприятий — Министерство обороны. УУАЗ в течение 2014 года сдал Министерству обороны около 40 новых вертолётов Ми-8АМТШ, включая pеализующие принцип импортозамещения модифицированные Ми-8АМТШ-В с двигателями ВК-2500-03 и ВСУ типа ТА-14. Большинство их поступило на авиабазу армейской авиации и в полк ВВС в Толмачево (Новосибирск), остальные — на авиабазу в Читу. КВЗ, в свою очередь, поставил Министерству обороны в 2014 г. не менее 20 новых Ми-8МТВ-5-1, отправившихся на авиабазы армейской авиации в Западном военном округе (Пушкин, Остров), а также один Ми-8МТВ-2. Кроме того, несколько новых Ми-8МТВ-5-1 были переданы концерну «Радиоэлектронные технологии» для создания на их базе постановщиков помех Ми-8МТПР-1 с комплексом РЭП «Рычаг-1». Как официально сообщил весной 2015 года КРЭТ, первые три Ми-8МТПР-1 были сданы заказчику в марте 2015 г.[36]

По информации в СМИ, Министерством обороны заказано на период до 2020 г. не менее 140 казанских и 132 улан-удэнских машин семейства Ми-8, при этом в 2013 г. с УУАЗ был подписан дополнительный контракт еще на четыре десятка вертолётов.[37]

Помимо Министерства обороны, вертолёты серии Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ (Ми-171) поставляются и другим российским заказчикам. Так, два новых Ми-8МТВ-1 в 2014 году получила авиация МЧС России, по одному — СЛО «Россия» и правительство Камчатского края. По одному Ми-8АМТ приобрели в 2014 г. компании «Арктикуголь», «Транснефть» и «Новатэк» (эксплуатантом последних стала авиакомпания «ЮТэйр»), а также хабаровская полиция и ААК «Прогресс». Вертолёты Ми-8АМТШ в разных вариантах испол нения продолжает заказывать авиация ФСБ. Напомним также, что Улан-Удэнский авиазавод с 2011 г. располагает двумя крупными долгосрочными контрактами на поставку вертолётов Ми-8АМТ (Ми-171) авиакомпаниям «ЮТэйр» (40 машин) и «Газпром авиа» (39).[38]

Наиболее крупные экспортные заказы на вертолёты семейства Ми-17/171 в последнее время приходили из Индии, КНР и США (для Афганистана). В 2011—2013 гг. был успешно исполнен контракт на 80 новых Ми-17В-5 производства КВЗ с модернизированным комплексом авионики для Минобороны Индии, а в декабре 2012 г. во время визита в Дели Владимира Путина была заключена сделка еще на 71 вертолёт, в рамках которой в течение 2014 года КВЗ отгрузил в Индию четыре десятка Ми-17В-5. На состоявшейся в феврале выставке Aero India 2015 холдинг «Вертолёты России» и «Рособоронэкспорт» сообщили, что за три последних года в Индию был поставлен 121 новый Ми-17В-5, и до конца этого года поставки по контракту на 71 машину будут завершены.[39]

Серьезный вклад в производственную программу Казанского вертолётного завода в последние годы вносили контракты с Министерством обороны США на поставку вертолётов Ми-17В-5 для Афганистана. 21 машина по контракту 2011 г. отправилась в Афганистан в 2011—2012 гг., после чего был реализован опцион еще на 12 вертолётов. В октябре 2014 г. «Вертолёты России» объявили об успешном завершении контракта на 30 следующих Ми-17В-5 для Афганистана, 12 из которых были поставлены заказчику в 2013 г. и 18 — в 2014-м. Таким образом, общий объем поставок Ми-17В-5 для Афганистана в 2011—2014 гг. достиг 63 вертолётов.[40]

КВЗ продолжает также сотрудничество с Республикой Корея. В 2014 г. южнокорейской полиции был передан очередной Ми-172.[41]

Важнейшей составляющей экспортной программы Улан-Удэнского авиазавода в последние годы составляют поставки в КНР. В период 2010—2011 гг. был выполнен контракт 2009 г. на 32 улан-удэнских Ми-17IE, а в сентябре 2012 г. «Вертолёты России» заявили о вступлении в силу двух новых сделок с китайской стороной на 52 новых Ми-171Е, поставки которых начались в том же году. В 2013 г. в Китай было отгружено 32 вертолёта, а в период с февраля по июнь 2014 г. — 16 заключительных. Большинство поставленных Ми-171 Е поступило на вооружение частей армейской авиации сухопутных войск НОАК, но несколько вертолётов отправилось и в гражданские компании.[42]

Ещё одним крупным экспортным заказом для УУАЗ стал заключенный в декабре 2013 г. «Рособоронэкспортом» контракт на 24 военно-транспортных Ми-171 Ш для Перу. Первые восемь таких машин в модификации Ми-171Ш-П поступили в армейскую авиацию сухопутных войск Перу в ноябре—декабре 2014 года, а поставку 16 оставшихся планируется осуществить до конца 2015 г.[43]

В 2014 году улан-удэнские Ми-171Е и Ми-171Ш поставлялись также в Ирак, Анголу. Руанду и некоторые другие страны. В последние годы среди заказчиков продукции УУАЗ постоянно присутствует Республика Казахстан. Так, в мае 2014 года «Вертолёты России» сообщили о поставке двух Ми-171 Ш Пограничной службе Казахстана, а в октябре один Ми-8АМТ поступил на оснащение Службы спасения г. Алматы.[44]

Исходя из имеющегося портфеля заказов и сохраняющегося спроса на рынке можно не сомневаться, что объемы производства вертолётов семейства Ми-8 (Ми-17, Ми-171) на заводах в Казани и Улан-Удэ в ближайшие годы будут сохраняться на высоком уровне. А для поддержания их конкурентоспособности на рынке в последующие годы ведутся работы по созданию глубоко модернизированной коммерческой версии Ми-171А2 с принципиально новым комплексом бортового оборудования, новой несущей системой и рядом других доработок. К летным испытаниям первого прототипа Ми-171А2 «Вертолёты России» приступили осенью 2014 года. В ближайшее время к нему должен присоединиться второй опытный экземпляр, а завершение сертификационных испытаний и запуск Ми-171А2 в серийное производство на УУАЗ планируются на конец 2015 — начало 2016 гг.[45]

[править] Средние вертолёты соосной схемы

Производство разработанного фирмой «Камов» семейства средних многоцелевых вертолётов соосной схемы осуществляется Кумертауским авиационным производственным предприятием. В настоящее время здесь строятся сертифицированные во многих странах мира транспортные Ка-32А11ВС, а также противолодочные и поисково-спасательные Ка-28 (экспортный вариант поставлявшихся отечественному ВМФ вертолётов Ка-27 и Ка-27ПС) и вертолёты радиолокационного дозора Ка-31 (в 2009—2011 гг. предприятие исполнило крупный контракт с КНР на девять Ка-28 и девять Ка-31, а в 2012 г. поставило два Ка-31Р российскому ВМФ).[46]

В течение 2014 года предприятие изготовило и поставило на экспорт в Китай четыре новых Ка-32А11ВС. Один вертолёт (В-7811) поступил в марте в распоряжение компании Shandong General Aviation Services, другой (№ 31006) — в противопожарный отряд Управления общественной безопасности Народной вооруженной полиции Шанхая. Еще два (В-7812 и В-7813) летом получило Главное океанографическое управление КНР (эксплуатант — Sea Straight Aviation LLC). Поставки Ka-32AI1BC в Китай будут продолжаться и в последующие годы. С 2011 г. «Вертолёты России» располагают долгосрочным контрактом на 20 таких машин от компании Sino-Russian Helicopter Techologies, в рамках которого уже поставлено не менее четырех вертолётов.[47]

В портфеле заказов «Вертолётов России» имеется еще несколько контрактов и опционов на Ка-32А11ВС. Так, например, один вертолёт был в 2013 г. заказан Республикой Беларусь для службы пожарной охраны Минска, еще один в июне 2014 г. заказан для противопожарной службы С-Петербурга.[48]

КумАПП также продолжает работы по ремонту и модернизации военных версий вертолёта — противолодочных и поисково-спасательных Ка-27 и Ка-28, вертолётов радиолокационного дозора Ка-31. В этом году на предприятии разворачиваются давно анонсированные работы по модернизации вертолётов Ка-27 российского ВМФ. Первая партия включает восемь машин, а всего предполагается модернизировать почти полсотни Ка-27. В начале мая холдинг «Вертолёты России» отчитался о возврате заказчику после завершения ремонта на КумАПП первых двух Ка-31 из состава ВМС Индии. На предприятии продолжаются работы по четырем следующим индийским машинам (всего в Индию в свое время было поставлено 14 вертолётов Ка-31, у шести из которых уже подошли сроки планового ремонта). Также прорабатывается вопрос ремонта и модернизации индийских Ка-28.[49]

[править] Лёгкие многоцелевые вертолёты

Актуальный модельный ряд АО «Вертолёты России» включает сегодня два типа легких многоцелевых вертолётов взлетной массой до 4 тонн: разработанный фирмой «Камов» вертолёт соосной схемы Ка-226 и спроектированный и выпускаемый Казанским вертолётным заводом одновинтовой «Ансат».[50]

Базовый вариант Ка-226 с двигателями Allison 250-C20R/2 американского производства был сертифицирован Авиарегистром МАК в октябре 2003 г. и выпускался двумя заводами — Кумертауским авиационным производственным предприятием, ныне входящим в холдинг «Вертолёты России», и ПО «Стрела» (г. Оренбург). Кумертауские Ка-226 поставлялись, главным образом, силовым ведомствам — в авиационные отряды особого назначения МВД России (в 2007—2012 гг. передано 13 машин в варианте Ка-226.50) и Управление авиации ФСБ России (в 2006—2010 гг. поставлены четыре машины).[51]

С марта 2012 г. вертолёты Ка-226.80 производства КумАПП поставлялись Министерству обороны России в качестве учебных машин в сызранское училище летчиков (филиал Военного учебно-научного центра ВВС). В апреле этого года холдинг «Вертолёты России» официально сообщил о поставке Министерству обороны заключительной партии Ка-226.80 по многолетнему контракту 2011 г., досрочно завершив его выполнение. По данным в СМИ, всего по этому контракту российским военным передано 36 учебных машин. С учетом того, что к началу 2014 г. на аэродроме сызранского училища имелось около 25 вертолётов Ка-226.80, в течение 2014 года и первых месяцев 2015 на КумАПП было изготовлено и сдано не менее десятка таких машин.[52]

В свою очередь, оренбургским ПО «Стрела» в предыдущие годы были выпущены опытный Ка-226А для МЧС России, несколько Ка-226АГ для авиакомпании «Газпром авиа» (всего в постройке находилось не менее десятка Ка-226АГ, но в эксплуатацию они не поступали, поскольку контракт был переоформлен на модернизированные вертолёты Ка-226ТГ), а также два Ка-226 в медицинском варианте, поставленные в 2008 г. ГУП «Аэропорт Оренбург».[53]

Дальнейшие перспективы программы связаны с производством модифицированной, более энерговооруженной и высотной модификации Ка-226Т, оснащенной двигателями Arrius 2G1 французской компании Turbomeca. Два опытных Ка-226Т проходили летные испытания с 2009 г. Первый серийный вертолёт этого типа был выпущен на КумАПП весной 2013 г., но планировавшаяся его поставка МЧС России была отменена из-за задержек с сертификацией. Наконец, 30 марта 2014 г. Авиарегистр МАК сообщил о завершении этого процесса и выдаче Дополнения к Сертификату типа на Ка-226Т, что открыло машине дорогу в эксплуатацию.[54]

У «Вертолётов России» уже имеется госконтракт на изготовление стартовой партии Ка-226Т. Кроме того, 18 вертолётов Ка-226ТГ должна в ближайшие несколько лет получить авиакомпания «Газпром авиа». Но главные надежды в холдинге все последние годы связывали с потенциальным крупным экспортным контрактом на поставку 197 легких вертолётов Министерству обороны Индии. Ка-226Т успешно участвовал в двух тендерах, объявлявшихся индийскими военными в предыдущие годы, однако решение по ним долгое время так и не принималось. В итоге из Индии пришла долгожданная новость: комиссия по закупкам Министерства обороны Индии 13 мая 2015 г. решила принять сделанное во время визита в Дели в декабре 2014 года Путина предложение России об организации производства Ка-226Т в Индии. Предполагается, что некоторая часть из двух сотен заказываемых для индийских ВВС и армейской авиации Ка-226Т будет поставлена из России, но основное их количество будет собрано непосредственно на территории страны-заказчика.[55]

Вторая модель российского легкого многоцелевого вертолёта — одновинтовой «Ансат» с канадскими двигателями PW207K — серийно производится Казанским вертолётным заводом с 2004 г. Первые шесть серийных машин были поставлены на экспорт в Южную Корею, еще пять поступили российским заказчикам.[56]

В 2009 г. в серийное производство поступила прошедшая Государственные совместные испытания учебно-тренировочная модификация с двойным управлением и колесным шасси «Ансат-У», которая создана по заказу ВВС России. Первые шесть таких машин были сданы Министерству обороны в декабре 2009 г. Со следующего года вертолёты «Ансат-У» поступают в Сызранский филиал ВУНЦ ВВС и базируются на аэродроме Сокол в Саратовской области. В 2014 г. сюда с Казанского вертолётного завода поступило шесть очередных машин, доведя общее количество «ансатов» в училище до 30. В 2014 году на сызранских «ансатах» прошла подготовку первая группа курсантов — будущих летчиков российских ВВС.[57]

В 2007—2010 гг. Казанский вертолётный завод провел большой комплекс работ по доработкам базовой модели вертолёта с электродистанционной системой управления результате чего появился вариант «Ансат-К», сертифицированный в марте 2010 г. Авиарегистром МАК по ограниченной категории. Параллельно из-за отсутствия нормативной базы по международной сертификации легких вертолётов с инновационной ЭДСУ начались работы по модификации «Ансата» с гидромеханической системой управления (ГМСУ). Было изготовлено два опытных образца, проходивших испытания с 2011 г. Сертификация версии «Ансата» с ГМСУ в транспортном, санитарном и патрульном варианте завершилась в августе 2013 г. выдачей ему Дополнения к Сертификату типа. А в декабре 2014 г. завершилась и сертификация пассажирской версии машины. Тем самым никаких ограничений для продвижения «Ансата» на рынок и полноценного старта его коммерческой эксплуатации более не существует. Начало поставок машины планируется на этот год.[58]

[править] Разработчики

Московский вертолётный завод им. М. Л. Миля (Московская область) осуществляет проектирование вертолётов марки «Ми».[59]

АО «Камов» (Московская область) осуществляет проектирование вертолётов, опытное производство и лётные испытания вертолётной техники.[60]

[править] Производственные площадки

«Роствертол» (Ростовская область) выпускает вертолёты Ми-28Н, Ми-28НЭ, Ми-35М, Ми-26.[61]

«Арсеньевская авиационная компания „Прогресс“ им. Н. И. Сазыкина» (Приморский край) выпускает вертолёты Ка-52.[62]

Казанский вертолётный завод (Татарстан) выпускает вертолёты «Ансат» и вертолёты серии Ми-8: транспортные и пассажирские Ми-8МТВ-1 (в экспортном варианте — Ми-17-1В) и транспортно-десантные Ми-8МТВ-5 (Ми-17В-5), а также пассажирские Ми-172.[63]

Улан-Удэнский авиазавод (Бурятия) выпускает вертолёты серии Ми-8: транспортные Ми-8АМТ и Ми-171 (в экспортном варианте — Ми-171Е) и транспортно-боевые МИ-8АМТШ (Ми-171Ш).[64]

Кумертауское авиационное производственное предприятие (Башкирия) выпускает лёгкие вертолёты Ка-226, транспортные вертолёты Ка-32А11ВС, противолодочные и поисково-спасательные вертолёты Ка-28 (экспортный вариант вертолётов Ка-27 и Ка-27ПС) и вертолёты радиолокационного дозора Ка-31.[65]

[править] Перспективы

Вертолёт Ми-38
Вертолёт Ми-38

Транспортный многоцелевой вертолёт средней грузоподъёмности Ми-38.[66]

Пассажирская версия вертолёта Ми-38. В 2017 году планируется получить сертификат типа.[67]

Многоцелевой вертолёт Ка-62. Планируется начать серийное производство.[68][69]

Перспективный скоростной вертолёт. Он создаётся военном и гражданском вариантах. В 2018 году состоится первый полёт демонстратора военной версии вертолёта.

К 2020 году «Вертолётами России» планируется разработать и довести до серии три новых типа коммерческих вертолётов — тяжёлый транспортный AHL (на основе проекта Ми-46), средний вертолёт в классе веса 4,5 тонны (на основе проекта Ми-54) и легкий вертолет в классе веса 2,5 тонны. Кроме того, к этому времени должен быть создан и доведен принципиально новый перспективный морской вертолет Ка-65 (соосной схемы), радикально модернизированный тяжелый транспортный вертолет Ми-26 (обозначение Ми-26М), транспортный Ми-383 (военный вариант Ми-38), а также беспилотный вертолётный комплекс.[70]

[править] Ссылки

[править] Sdelanounas

[править] ЖЖ

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Танки нано не боятся[1]
  2. Андрей Реус: Госзаказ улан-удэнцам увеличится вдвое[2]
  3. Советских вертолетов хватит еще на четверть века[3]
  4. О холдинге
  5. [4][5]
  6. См. Вертолётостроение России в 2014 году
  7. [6]
  8. Вертолёт // БСЭ, 1969—1978
  9. Советских вертолетов хватит еще на четверть века[7]
  10. Советских вертолетов хватит еще на четверть века[8]
  11. «Вертолеты России» поднимаются в небо («Air&Cosmos», Франция). 12 марта 2010[9]
  12. «Вертолеты России» поднимаются в небо («Air&Cosmos», Франция). 12 марта 2010[10]
  13. От винта: как в России собирают вертолеты
  14. «Вертолеты России» в 2012 году поставили заказчикам более 300 вертолетов
  15. «Вертолеты России» в 2015 году удвоили чистую прибыль по МСФО — до 42,2 миллиардов рублей. 23 апреля 2016
  16. Годовой отчёт АО «Вертолёты России» за 2016 год
  17. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  18. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  19. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  20. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  21. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  22. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  23. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  24. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  25. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  26. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  27. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  28. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  29. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  30. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  31. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  32. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  33. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  34. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  35. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  36. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  37. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  38. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  39. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  40. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  41. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  42. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  43. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  44. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  45. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  46. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  47. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  48. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  49. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  50. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  51. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  52. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  53. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  54. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  55. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  56. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  57. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  58. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  59. Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля
  60. Камов
  61. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  62. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  63. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  64. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  65. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  66. «Вертолеты России» получили сертификат типа на вертолет Ми-38. 30 декабря 2015
  67. «Вертолеты России» получили сертификат типа на вертолет Ми-38. 30 декабря 2015
  68. Российское вертолетостроение. Итоги 2014 года и планы на будущее. 29 мая 2015
  69. Россия начнет производство новейшего вертолета Ка-62 для Арктики в 2016 году. 21 декабря 2015
  70. Советских вертолетов хватит еще на четверть века[11]
Вертолётостроение России
История  СССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)
Отрасли  Гражданское вертолётостроениеВоенное вертолётостроение
Производимые вертолёты  Ка-28Ка-31Ка-32Ка-52Ка-226Ми-8Ми-26Ми-28НМи-35ММи-38Ансат
Компании  Вертолёты России
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Авиационная промышленность России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)
Отрасли  СамолётостроениеВертолётостроениеВоенное авиастроениеГражданское авиастроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Машиностроение России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)
Авиационная промышленность  СамолётостроениеВертолётостроение
Ракетостроение  Космическое ракетостроениеСтратегическое ракетостроениеТактическое ракетостроение
Судостроение  Гражданское судостроениеВоенное судостроение
Автомобильная промышленность  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
Железнодорожное машиностроение  ЛокомотивостроениеВагоностроение
Сельскохозяйственное машиностроение  ТракторостроениеПроизводство зерноуборочных комбайнов
Двигателестроение  Авиационное двигателестроениеРакетное двигателестроениеАвтомобильное двигателестроение
Энергетическое машиностроение  Атомное энергетическое машиностроениеПроизводство котельного оборудования
Станкостроение  Производство металлообрабатывающих станковПроизводство деревообрабатывающих станков
Электронная промышленность  Микроэлектроника
Приборостроение  Часовая промышленностьАвиационное приборостроениеМорское приборостроениеМедицинское приборостроение
Оборонная промышленность  Производство техники сухопутных войскВоенное авиастроениеВоенное судостроениеПроизводство средств ПВОВоенное ракетостроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты