Авиационная промышленность Российской империи

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Авиационная промышленность Российской империи — отрасль машиностроения Российской империи.

История развития самолетостроения и авиационной промышленности в Российской Империи тесно связана как с развитием машиностроения в целом, так и с различными политическими факторами. Главной задачей авиационной промышленности период 1910-х было преодоление зависимости от импорта деталей и готовой техники, что реализовывалось двум путями. Во-первых, импортные детали и машины тщательно изучались на предмет возможности производства аналогичных деталей и техники в Российской Империи. Импортные детали заменялись аналогами местного производства, что стимулировало рост отечественной промышленности. Во-вторых, проводились собственные оригинальные разработки и наращивание технических мощностей, которые позволили бы запустить их в серийное производство.

Неоднократно отмечалось, что отсутствие развитого авиастроения в Российской Империи связано главным образом с недостаточным уровнем развития отрасли машиностроения. Экономика функционировала главным образом за счет экспорта сырья и импорта готовых изделий. Так, например, в Российской Империи не производили своих авиационных моторов и на первые русские самолеты устанавливались иностранные, главным образом французские, двигатели, которые собирались на отечественных заводах из изготовленных за границей деталей.

Развитию авиационной промышленности в нашей стране также препятствовала сложившаяся в мире начала ХХ века система международных экономических отношений. Так, В. А. Обухович и А. Ф. Никифоров «Самолеты первой мировой войны», рассуждая про отечественное самолетостроение в начале ХХ века, отмечают, что «несмотря на итоги проводимых военным ведомством конкурсов на лучший самолет, где чаще побеждали российские аппараты, из-за финансовой зависимости от иностранного капитала предпочтение отдавалось французским типам». Такое положение вещей сохранялось до 1913—1914 гг. К началу первой мировой войны ситуация изменилась: российские самолеты получили право на существование. Это произошло главным образом по причине нерегулярности поставок военной техники из-за границы.

Несмотря на то, что модели российских конструкторов стали запускаться в серийное производство, отсутствие развитой машиностроительной отрасли привело к тому, что в первых российских самолетах использовались иностранные моторы. Запуск первых российских моделей в серийное производство еще более остро обозначил проблему отсутствия выпуска собственных авиационных двигателей. П. Д. Дузь отмечает, полагая отсутствие налаженного производства авиационных двигателей в России наиболее слабым местом авиационной промышленности страны. Он отмечает, что «ГВТУ, а затем УВВФ полностью ориентировались на двигатели заграничных, главным образом французских, фирм».

[править] Примечания

Личные инструменты