Атомное энергетическое машиностроение России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Атомное энергетическое машиностроение России — отрасль российского энергетического машиностроения.

Строительство атомных электростанций является одной из отраслей промышленности России, конкурентоспособных на мировых рынках и имеющих высокий экспортный потенциал. Предприятия, входящие в атомный энергомашиностроительный комплекс, играют ведущую роль в поставках энергетического оборудования, обеспечивая потребности энергетики, металлургии, жилищно-коммунального сектора, оборонной промышленности и т. д.[1]

Содержание

[править] История

Атомное машиностроение России долгие годы было практически не загружено в связи с тем, что новые атомные электростанции не строились больше 15 лет. За это время велась только достройка блоков высокой степени готовности, строительство которых было начато в советские годы. Это привело к тому, что специализированные машиностроительные предприятия системы Росатома не развивали свою производственную базу. В связи с малой загрузкой производственных мощностей профильной продукцией (10—30 % от прежних объемов) предприятия атомного энергомашиностроения выполняли отдельные заказы на изготовление различной непрофильной продукции. Это не позволяло образовать в достаточном объеме оборотные средства для увеличения производства профильной продукции. Отсутствие гарантированных заказов на серийное производство оборудования для АЭС не стимулировало владельцев предприятий к вложению собственных средств в его развитие. В 2008 году говорилось, что в результате к настоящему моменту износ основных средств предприятий достигает 70 %. Отсутствие стабильных заказов вызвало также утечку квалифицированных кадров.[2]

В 2008 году говорилось, что в настоящее время деятельность российского атомного энергетического машиностроения осуществляется в условиях:[3]

  • необходимости резкого возрастания объёмов выпускаемого оборудования;
  • отсутствия в последние 15—20 лет заказов, обеспечивающих инвестирование средств в модернизацию и развитие производства;
  • разрыва налаженных технологических связей после развала СССР;
  • кадрового дефицита и конкуренции на рынке трудовых ресурсов.

В 2008 году говорилось, что эффективному развитию атомного энергомашиностроения препятствует несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей его деятельность по созданию качественно новой научно-производственной, технологической и кадровой базы, которая в первую очередь обеспечивает надежность и безопасность атомной энергетики.[4]

[править] Государственная политика

Распоряжением правительства России от 22 февраля 2008 года № 215-р была принята Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики в России до 2020 года. Реализация указанной Генеральной схемы, направленной на сбалансированное развитие электроэнергетики на длительную перспективу, должна быть обеспечена в основном поставками энергетического оборудования отечественных производителей. Это позволит минимизировать зависимость развития электроэнергетики от зарубежных поставщиков в целях обеспечения энергобезопасности страны.[5]

Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям на выездном заседании 21 марта 2008 года в Подольске с участием представителей Госдумы, Федерального агентства по атомной энергии, Государственной корпорации «Росатом», правительства Московской области и Московской областной Думы, ОАО «Атомэнергопром», ОАО «Атомэнергомаш», ФГУП «Гидропресс», ОАО «ЗиО-Подольск», ОАО «ЗИОМАР», СП «Альстомэнергомаш», ОАО «ЭМАльянсАтом», ОАО «ОМЗ», ОАО «Калужский турбинный завод», ОАО НПО «ЦНИИТМАШ» рассмотрела вопрос «О готовности энергомашиностроительного комплекса России к реализации параметров ФЦП „Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007—2010 годы и на перспективу до 2015 года“» и отметила ключевую роль атомного энергетического комплекса Российской Федерации в обеспечении национальной и энергетической безопасности государства.[6]

В 2008 году говорилось, что для обеспечения выполнения планов широкомасштабного строительства АЭС в России и за рубежом, предусмотренных ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007—2010 годы и на перспективу до 2015 года» («РАЭРК»), в атомной отрасли ведется работа по консолидации активов составляющих энергомашиностроительного комплекса, объединенных единой технологической политикой.[7]

В 2008 году отмечалось, что в настоящее время для поддержки и развития атомного энергетического машиностроения приняты инвестиционные программы, имеется долгосрочный гарантированный государственный заказ на изготовление оборудования на общую сумму около 1 трлн 300 млрд рублей до 2020 года.[8]

[править] 2015 год

В 2015 году компания «Силовые машины» заключила с Дирекцией единого заказа оборудования для АЭС (АО «ДЕЗ», входит в Госкорпорацию «Росатом») договоры на поставку комплектного оборудования турбоустановок на 122 млрд руб., производитель спроектирует, изготовит и поставит шесть комплектов оборудования машинного зала для трех АЭС — «Бушер» (Иран), «Куданкулам» (Индия), Курской АЭС — 2 (Россия). Оборудование для Курской АЭС — 2 будет включать тихоходные паровые турбины (собственная разработка завода), на двух других станциях будут установлены быстроходные паровые турбины. Разработка тихоходного турбоагрегата позволит «Силовым машинам» выйти на рынок тихоходных турбин большой мощности.[9]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Атомное энергетическое машиностроение
  2. Атомное энергетическое машиностроение
  3. Атомное энергетическое машиностроение
  4. Атомное энергетическое машиностроение
  5. Атомное энергетическое машиностроение
  6. Атомное энергетическое машиностроение
  7. Атомное энергетическое машиностроение
  8. Атомное энергетическое машиностроение
  9. Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2016 год и основных результатах деятельности за 2015 год
Машиностроение России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Авиационная промышленность  СамолётостроениеВертолётостроение
Ракетостроение  Космическое ракетостроениеСтратегическое ракетостроениеТактическое ракетостроение
Судостроение  Гражданское судостроениеВоенное судостроение
Автомобильная промышленность  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
Железнодорожное машиностроение  ЛокомотивостроениеВагоностроение
Сельскохозяйственное машиностроение  ТракторостроениеПроизводство зерноуборочных комбайнов
Двигателестроение  Авиационное двигателестроениеРакетное двигателестроениеАвтомобильное двигателестроение
Энергетическое машиностроение  Атомное энергетическое машиностроениеПроизводство котельного оборудования
Станкостроение  Производство металлообрабатывающих станковПроизводство деревообрабатывающих станков
Электронная промышленность  Микроэлектроника
Приборостроение  Часовая промышленностьАвиационное приборостроениеМорское приборостроениеМедицинское приборостроение
Оборонная промышленность  Производство техники сухопутных войскВоенное авиастроениеВоенное судостроениеПроизводство средств ПВОВоенное ракетостроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Промышленность России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Машиностроение  Транспортное машиностроениеАвтомобильная промышленностьАвиационная промышленностьСудостроениеЖелезнодорожное машиностроениеЭнергетическое машиностроение (атомное) • Сельскохозяйственное машиностроение (Тракторостроение) • Аэрокосмическая промышленностьДвигателестроениеИнвестиционное машиностроениеМоторостроениеЭлектронная промышленностьМикроэлектроникаСтанкостроениеПриборостроениеМеталлургическое машиностроениеХимическое машиностроениеЭлектротехническая промышленностьИнструментальная промышленностьТяжёлое машиностроениеГорнорудное машиностроениеУгольное машиностроениеРакетно-космическая промышленность
Топливная промышленность  Нефтяная промышленностьНефтеперерабатывающая промышленностьГазовая промышленностьУгольная промышленностьТорфяная промышленностьСланцевая промышленность
Металлургия  Чёрная металлургияЦветная металлургия (Алюминиевая промышленность) • Горная металлургияСталелитейная промышленность
Добыча полезных ископаемых  Добыча угляДобыча торфаДобыча нефтиДобыча природного газаДобыча уранаДобыча торияДобыча металлических руд
Прочие отрасли  Химическая промышленностьЛесная промышленностьПромышленность строительных материаловЭлектроэнергетикаАтомная промышленностьЛесобумажная промышленностьОбрабатывающая промышленностьТяжёлая промышленностьФармацевтическая промышленностьЦеллюлозно-бумажная промышленностьШинная промышленностьПроизводство автокомплектующихЛёгкая промышленностьПроизводство урана
Личные инструменты