Атомное энергетическое машиностроение России
Материал из Documentation.
Атомное энергетическое машиностроение России — отрасль российского энергетического машиностроения.
Строительство атомных электростанций является одной из отраслей промышленности России, конкурентоспособных на мировых рынках и имеющих высокий экспортный потенциал. Предприятия, входящие в атомный энергомашиностроительный комплекс, играют ведущую роль в поставках энергетического оборудования, обеспечивая потребности энергетики, металлургии, жилищно-коммунального сектора, оборонной промышленности и т. д.[1]
Содержание |
[править] История
Атомное машиностроение России долгие годы было практически не загружено в связи с тем, что новые атомные электростанции не строились больше 15 лет. За это время велась только достройка блоков высокой степени готовности, строительство которых было начато в советские годы. Это привело к тому, что специализированные машиностроительные предприятия системы Росатома не развивали свою производственную базу. В связи с малой загрузкой производственных мощностей профильной продукцией (10—30 % от прежних объемов) предприятия атомного энергомашиностроения выполняли отдельные заказы на изготовление различной непрофильной продукции. Это не позволяло образовать в достаточном объеме оборотные средства для увеличения производства профильной продукции. Отсутствие гарантированных заказов на серийное производство оборудования для АЭС не стимулировало владельцев предприятий к вложению собственных средств в его развитие. В 2008 году говорилось, что в результате к настоящему моменту износ основных средств предприятий достигает 70 %. Отсутствие стабильных заказов вызвало также утечку квалифицированных кадров.[2]
В 2008 году говорилось, что в настоящее время деятельность российского атомного энергетического машиностроения осуществляется в условиях:[3]
- необходимости резкого возрастания объёмов выпускаемого оборудования;
- отсутствия в последние 15—20 лет заказов, обеспечивающих инвестирование средств в модернизацию и развитие производства;
- разрыва налаженных технологических связей после развала СССР;
- кадрового дефицита и конкуренции на рынке трудовых ресурсов.
В 2008 году говорилось, что эффективному развитию атомного энергомашиностроения препятствует несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей его деятельность по созданию качественно новой научно-производственной, технологической и кадровой базы, которая в первую очередь обеспечивает надежность и безопасность атомной энергетики.[4]
[править] Государственная политика
Распоряжением правительства России от 22 февраля 2008 года № 215-р была принята Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики в России до 2020 года. Реализация указанной Генеральной схемы, направленной на сбалансированное развитие электроэнергетики на длительную перспективу, должна быть обеспечена в основном поставками энергетического оборудования отечественных производителей. Это позволит минимизировать зависимость развития электроэнергетики от зарубежных поставщиков в целях обеспечения энергобезопасности страны.[5]
Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям на выездном заседании 21 марта 2008 года в Подольске с участием представителей Госдумы, Федерального агентства по атомной энергии, Государственной корпорации «Росатом», правительства Московской области и Московской областной Думы, ОАО «Атомэнергопром», ОАО «Атомэнергомаш», ФГУП «Гидропресс», ОАО «ЗиО-Подольск», ОАО «ЗИОМАР», СП «Альстомэнергомаш», ОАО «ЭМАльянсАтом», ОАО «ОМЗ», ОАО «Калужский турбинный завод», ОАО НПО «ЦНИИТМАШ» рассмотрела вопрос «О готовности энергомашиностроительного комплекса России к реализации параметров ФЦП „Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007—2010 годы и на перспективу до 2015 года“» и отметила ключевую роль атомного энергетического комплекса Российской Федерации в обеспечении национальной и энергетической безопасности государства.[6]
В 2008 году говорилось, что для обеспечения выполнения планов широкомасштабного строительства АЭС в России и за рубежом, предусмотренных ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007—2010 годы и на перспективу до 2015 года» («РАЭРК»), в атомной отрасли ведется работа по консолидации активов составляющих энергомашиностроительного комплекса, объединенных единой технологической политикой.[7]
В 2008 году отмечалось, что в настоящее время для поддержки и развития атомного энергетического машиностроения приняты инвестиционные программы, имеется долгосрочный гарантированный государственный заказ на изготовление оборудования на общую сумму около 1 трлн 300 млрд рублей до 2020 года.[8]
[править] 2015 год
В 2015 году компания «Силовые машины» заключила с Дирекцией единого заказа оборудования для АЭС (АО «ДЕЗ», входит в Госкорпорацию «Росатом») договоры на поставку комплектного оборудования турбоустановок на 122 млрд руб., производитель спроектирует, изготовит и поставит шесть комплектов оборудования машинного зала для трех АЭС — «Бушер» (Иран), «Куданкулам» (Индия), Курской АЭС — 2 (Россия). Оборудование для Курской АЭС — 2 будет включать тихоходные паровые турбины (собственная разработка завода), на двух других станциях будут установлены быстроходные паровые турбины. Разработка тихоходного турбоагрегата позволит «Силовым машинам» выйти на рынок тихоходных турбин большой мощности.[9]
[править] Ссылки
- Ядерное и энергетическое машиностроение
- «Наша задача — получить доступ к лучшим глобальным технологиям»
- Петрозаводскмаш изготовил первый комплект корпусов ГЦН для ЛАЭС-2
- Конкурентная борьба оздоровит атомное машиностроение России — эксперты
[править] Примечания
- ↑ Атомное энергетическое машиностроение
- ↑ Атомное энергетическое машиностроение
- ↑ Атомное энергетическое машиностроение
- ↑ Атомное энергетическое машиностроение
- ↑ Атомное энергетическое машиностроение
- ↑ Атомное энергетическое машиностроение
- ↑ Атомное энергетическое машиностроение
- ↑ Атомное энергетическое машиностроение
- ↑ Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2016 год и основных результатах деятельности за 2015 год