Производство автокомплектующих в России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Производство автокомплектующих в России — отрасль российской обрабатывающей промышленности.

В 2011 году, по подсчётам агентства «Автостат», объём российского рынка комплектующих вырос до рекордных $37,6 млрд, из которых 45 % приходилось на первичный рынок — поставки автокомпонентов работающим в России автозаводам, а 55 % — на вторичный рынок (запчасти для ремонта автомобилей). Рост показал как вторичный рынок, практически не затронутый экономическим кризисом 2008—2009 годов (по сравнению с 2010 годом он увеличился на 15 % до $20,5 млрд), так и в особенности первичный рынок (рост на 49 % до $17 млрд). Последнее объясняется и послекризисным восстановлением объёмов выпуска на существующих производствах, а также запуском новых заводов вместе с переходом части существующих на технологию сборки полного цикла: так, в начале 2010 года был запущен завод «ПСМА рус» в Калужской области (СП PSA Peugeot-Citroen и Mitsubishi Motors) мощностью 45 тыс. автомобилей в год, а в конце 2010 года — завод «Хендэ мотор мануфактуринг рус» (ХММР, СП Hyundai Motor и Kia Motors) мощностью 200 тыс. автомобилей в год в Санкт-Петербурге, причём последнее предприятие сразу же начало работать по технологии полного цикла с 45%-ной локализацией производства. В результате, по данным Минэкономразвития, в 2011 году в России было собрано 1,7 млн легковых автомобилей — больше, чем когда-либо собиралось даже во времена СССР, а из 2,5 млн проданных в стране легковушек около 70 % было собрано работающими на территории России автозаводами.[1]

В России начали создаваться кластеры производителей автомобильных комплектующих в тех регионах, где сосредоточены и производители компонентов. Помимо Самарской и Нижегородской областей, где расположены предприятия «АвтоВАЗа», General Motors и группы ГАЗ (она также будет собирать несколько легковых моделей Volkswagen, Skoda, Chevrolet и легкие коммерческие автомобили Mercedes-Benz Strinter), это Татарстан и Ульяновская область (в этих регионах присутствуют «Соллерс», Ford Sollers и «Камаз»), Калужская область (где находятся производственные площадки Renault, Volkswagen, «ПСМА рус», Volvo Trucks и Renault Trucks), а также Санкт-Петербург и Ленинградская область (здесь работают заводы ХММР, Ford Sollers, General Motors, Toyota, Nissan). Поставщиков комплектующих привлекает не только близость к заводам клиентов (например, у Ford Sollers расположение производства автокомпонентов рядом со сборочными площадками предприятий является одним из требований к поставщикам), но и усилия регионов, которые создают особые экономические зоны и индустриальные парки для поставщиков и предоставляют ряд налоговых льгот для новых производителей.[2]

Содержание

[править] Виды продукции

[править] Автомобильные двигатели

«Заволжский моторный завод» производит автомобильные двигатели.[3]

Весной 2013 года компания Ford Sollers сообщила о новом этапе развития своего бизнеса в России — строительстве завода по производству двигателей в Елабуге (Татарстан), в непосредственной близости от автомобилестроительного завода Ford Sollers. Запуск производства запланирован на декабрь 2015 года. Планируемая годовая мощность завода на первом этапе составит 105 тыс. двигателей, с возможным дальнейшим увеличением до 200 тыс. двигателей в год. Совместное предприятие Ford Sollers намерено вложить в строительство моторного завода $274 млн (10 млрд рублей), говорится в сообщении компании.[4]

Корпорация Volkswagen обнародовала планы локализовать на своем калужском заводе производство автомобильных двигателей.[5]

[править] Автомобильный стальной лист

В январе 2014 года отмечалось, что на ММК новый стан «2000», который производит автомобильный стальной лист, загружен на 100 %.[6][7]

[править] Автомобильные шины

Во Всеволожском районе Ленинградской области находится самое крупное производство автомобильных шин финской компании «Нокиан Тайерс». С запуском второй очереди производства предприятие планирует выпускать 17 млн шин в год.[8]

Кировский шинный завод производит автомобильные шины.[9]

Воронежский шинный завод производит автомобильные покрышки.[10]

Японская корпорация Yokohama Rubber выпускает на своём заводе в Липецке (открыт в 2012 году) сменные автомобильные покрышки — 1,4 млн в год. Уже решено в 2014 году довести их производство до 1,6 млн штук. С 2015 года начнется также производство покрышек для новых автомобилей, производимых в России, в частности, на сборочных заводах японских компаний. Yokohama Rubber намерена утроить производство автомобильных покрышек на своём заводе в Липецке и довести их выпуск к 2020 году до 5 млн штук в год.[11]

Осенью 2013 года калужский завод немецкого концерна Continental начал серийное производство автомобильных шин. На первоначальном этапе, российский завод немецкого производителя автомобильных шин, будет выпускать порядка четырех миллионов покрышек в год.[12]

В промышленной зоне «Заволжье» в Ульяновской области ведётся строительство завода корпорации Bridgestone по производству автомобильных шин. Производство планируется запустить в первом полугодии 2016 г. Выпускаемые изделия будут представлять собой стратегическую продукцию, сконцентрированную на производстве зимних шин для российского рынка/СНГ. Согласно оценкам, объемы производства должны достичь приблизительно 12 000 единиц продукции в день ко второму полугодию 2018 г.[13][14]

[править] Автомобильные кресла

Основным направлением работы компании «АвтоВАЗагрегат» является производство автомобильных кресел для моделей «АвтоВАЗа».[15]

Компания «Девон рус» является частью международной корпорации DAEWON SANUP CO, заводы которой расположены в Южной Корее, Китае и России. Завод «Девон рус» в Санкт-Петербурге ориентирован на производство автомобильных кресел для концерна ХЕНДЭ МОТОР МАНУФАКТУРИНГ РУС, а именно для Hyundai SOLARIS и KIA Rio.[16]

Осенью 2008 года отмечалось, что в настоящее время производство автомобильных кресел на заводе Toyota в Санкт-Петербурге осуществляется из японских или европейских материалов.[17]

В декабре 2007 года было сообщено, что «Северсталь-авто» и корейская Daewon Kang Up подписали договор о создании в Елабуге совместного предприятия, на котором будут выпускать автомобильные сиденья. На первым этапе производства кресла будут делать для внедорожников SsangYong и UAZ Patriot, однако в будущем там начнут собирать сиденья для Fiat.[18]

В начале 2012 года отмечалось, что американская компания «Johnson Controls» планирует построить в Нижнем Новгороде завод по производству автомобильных кресел по заказу концерна Volkswagen. В настоящее время компания ведет переговоры по поводу размещения производства с городской администрацией.[19]

Летом 2013 года отмечалось, что словенская компания ТПВ РУС строит особой экономической зоне Тольятти производство автомобильных сидений.[20]

[править] Автомобильные стёкла

В ОЭЗ «Алабуга» строится завод по производству автомобильных стекол ЗАО «Аутоматив гласс альянс рус».[21]

[править] Автомобильное климатическое оборудование

В сентябре 2013 года «Халла Вистеон Рус» (Halla Visteon Climate Control, HVCC) запустила в Тольятти производство автомобильных климатических систем. Оно перенесено в Россию из Южной Кореи. Под реализацию проекта отведено более пяти тысяч квадратных метров производственных площадей. Сборкой автомобильных компонентов занимаются более100 сотрудников. Плановая годовая производительность составляет 540 тысяч изделий, то есть в день будет изготавливаться порядка 2,3 тысячи автомобильных комплектов.[22][23]

В 2013 году подписано соглашение между правительством Нижегородской области и компанией Pedro Sanz Clima об открытии производства климатического оборудования для автобусов.[24]

[править] Бамперы

В декабре 2013 года отмечалось, что Faurecia Automotive Exteriors создаст СП с компанией «Хитон-пласт» для производства бамперов.[25]

[править] Прочее

В сентябре 2013 г. на заводе ГАЗ открылось производство рам для автомобилей Mitsubishi Pajero Sport.[26]

В начале декабря 2013 года о строительстве производства в Нижнем Новгороде объявила испанская Grupo Antolin, она будет производить автомобильные потолочные модули и стеклоподъёмники для Ford и Volkswagen.[27]

Немецкая Kiekert открывает производство автомобильных дверных замков на территории Камского индустриального парка (КИП) «Мастер». В 2014 г. компания планирует выпускать 150 тыс. замковых комплектов и удвоить объем уже через год. Инвестиции в проект составляют 2 млн евро.[28]

Подписано соглашение с итальянской Magnetto Wheels о создании на ГАЗе производства колёс.[29]

С 2014 года ММК будет сотрудничать с Ульяновским автозаводом — в рамках соглашения ММК поставит УАЗу около 60 тыс. тонн металлопроката разных сортов.[30]

[править] Компании

[править] Иностранные компании

Созданием своих производств в России озаботились иностранные компании, выпускающие комплектующие для глобальных автоконцернов в других странах. В конце февраля 2011 г. Минэкономразвития подписало со 178 компаниями почти 400 меморандумов о промышленной сборке, дающей право ввозить практически все детали и сырье для производства автокомпонентов на территорию России беспошлинно. Среди этих компаний как российские фирмы, многие из которых будут работать с иностранными партнерами, так и российские «дочки» иностранных производителей. До конца 2013 г. эти компании имеют право подписать с министерством твердые соглашения о промсборке, а 38 предприятий уже сделали это, в том числе канадская Magna, французская Faurecia, южнокорейская Hyundai Mobis, японская Toyota Boshoku, отметил директор департамента особых экономических зон и проектного финансирования Минэкономразвития Дмитрий Левченков. Он рассчитывает, что твердые соглашения будут заключены с 80-90 % компаний, подписавшими меморандумы.[31]

Иностранные производители комплектующих начали создавать производства в России еще во второй половине 1990-х годов. В первую очередь они ориентировались на вторичный рынок, но некоторые сразу начали поставки своей продукции на российские автозаводы. Так, еще в середине 1990-х гг. компания Robert Bosch начала производство свечей, генераторов, стартеров в Саратовской области и постепенно расширяла ассортимент выпускаемой продукции — в основном элементов аппаратуры двигателей. Сегодня собираемые в России детали продаются не только в России, но и в Европе. Американская Lear Corporation запустила в Нижнем Новгороде завод по производству автомобильных сидений для группы ГАЗ еще в 1998 г., а сейчас поставляет их для калужского завода Volkswagen. C 2005 г. в Калуге работает завод Continental по производству электронных систем для автомобилей, а в 2011 г. компания начала строительство шинного завода в Калужской области мощностью до 8 млн легковых покрышек в год.[32]

По оценке The Boston Consulting Group (BCG), из 40 крупнейших глобальных производителей автокомпонентов у 22 уже есть свои предприятия в России, еще несколько компаний изучают возможность создания своих производств в России. Кроме перечисленных выше в нашей стране уже работают Toyota Boshoku (в Санкт-Петербурге выпускает сиденья), Magna (выпускает элементы интерьера и экстерьера и другие комплектующие на заводах в Санкт-Петербурге, Калуге, Нижнем Новгороде), Asahi Glass (производит автостекла в Нижегородской обл.), BASF (выпускает автоэмали в Московской обл.), Delphi (владеет предприятиями в Самарской обл.), Johnson Controls (у нее есть заводы в Санкт-Петербурге и Тольятти).[33]

Однако многие поставщики автокомпонентов предлагают в России лишь небольшую часть своей продукции, которую они выпускают глобально. Так, Robert Bosch на заводах в других странах также собирает тормозные и антиблокировочные системы, светотехнику, системы фильтрации, а Toyota Boshoku является одним из крупнейших поставщиков Toyota Motor, поставляя элементы интерьера, компоненты трансмиссии, фильтры, текстиль и т. д. Поставщики принимают решения о строительстве новых мощностей исходя из общей себестоимости производства, включая расходы на логистику, рабочую силу, оборотный капитал и т. д., говорит директор департамента автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения Минпромторга Алексей Рахманов. Как правило, в первую очередь локализуются комплектующие, в себестоимости которых высока доля затрат на логистику: это автостекло, шины, сиденья, колеса, затем — металлическая штамповка, детали интерьера и экстерьера. Так, создание производства сидений рядом с автозаводом может привести к сокращению их стоимости на заводе на 15 %, отмечает он.[34]

Для принятия решения о создании локального производства основным фактором является объем рынка и наличие соглашений с автопроизводителями о поставке комплектующих, отмечает бывший председатель наблюдательного совета Robert Bosch Рене Шлегель (с декабря 2011 г. он уступил свой пост Герхарду Пфайферу и был назначен президентом Bosch в Мексике). При производстве датчиков двигателей экономическая целесообразность строительства завода возникает, когда есть возможность собирать на нем миллионы изделий в год, а для производства дизельных насосов хватит и выпуска нескольких сотен тысяч штук в год. Когда рынок подходит к определенному пределу, Bosch начинает изучать возможность создания в России нового производства, говорит он. Уже сейчас компания планирует расширение производства своих комплектующих в России, отметил Шлегель, не назвав деталей.[35]

Немецкая Eberspaecher также планирует расширять свое производство в России (она выпускает в Тольятти выхлопные системы для «АвтоВАЗа»), но будет работать в существующем сегменте, другие классы комплектующих пока делать в России нецелесообразно, рассказал гендиректор российского представительства компании Дмитрий Осипов (глобально Eberspaecher также выпускает системы кондиционирования, обогрева и т. д.). Важны и другие параметры, такие как качество рабочей силы, которое довольно сильно отличается в разных регионах России, или нормативно-правовая база, отмечает Шлегель. Например, Россия в этом году в очередной раз отложила переход на стандарт «Евро-4», что могло бы дать толчок развитию производства комплектующих для двигателей этого стандарта. «В таких условиях нам трудно принимать решения о выделении инвестиций», — сетует он.[36]

По словам вице-президента «АвтоВАЗа» по закупкам Дамира Кашапова, существует три группы факторов, тормозящих развитие локализации мировыми производителями автокомпонентов: экономическое окружение, в том числе непрогнозируемое ценовое поведение естественных и сырьевых монополий, высокая стоимость краткосрочных заемных средств в России и отсутствие на российских предприятиях добывающей и перерабатывающей промышленности технологий производства некоторых видов высокотехнологичного сырья и материалов или нежелание развивать их. Проблемой остается дефицит электроники, резинотехнических изделий, пластмассы, отмечает он.[37]

Но в будущем в России иностранные производители будут создавать все больше предприятий по выпуску компонентов, ожидают опрошенные «Ведомостями» эксперты. Все условия для этого созданы: в первую очередь заключены соглашения о промсборке с автоконцернами, которые по старым правилам должны сократить число импортируемых комплектующих на 30 %, а по новым (на этих условиях соглашения заключили альянс «АвтоВАЗа», Renault и Nissan, General Motors, Volkswagen и Ford Sollers) через несколько лет уровень локализации собираемых этими предприятиями автомобилей должен вырасти до 60 % (по расчетам Минпромторга, это означает, что около 50 % всех комплектующих для этих машин должны выпускаться в России), в том числе за счет организации в нашей стране производства двигателей и коробок передач, напоминает Дмитрий Левченков из Минэкономразвития.[38]

Однако пока уровень локализации куда ниже. На большинстве заводов иностранных корпораций, работающих в режиме промсборки, он составляет, по данным «Автостата», лишь 10-15 %. Немногие компании добились лучших результатов — помимо ХММР на 56%-ный уровень локализации сборки моделей вышел входящий в группу Renault московский «Автофрамос», более 40 % комплектующих в России закупает завод Volkswagen для сборки модели Volkswagen Polo — седан, на 30 % из деталей российского производства состоит производимый во Всеволожске Ford Focus. Причина довольно скромного уровня локализации — недавний запуск автозаводов, а также то, что локализация происходит в основном за счет достаточно простых деталей и узлов, объясняет Целиков. Так, по данным Ernst & Young, локализация производства простейших деталей третьего уровня позволяет повысить этот показатель лишь до 7 %, а уже второго уровня — до 30 %. А использование собираемых в России узлов и агрегатов российского производства позволяет увеличить уровень локализации до 70 %.[39]

Подписавшие соглашения о промсборке автопроизводители также занимаются привлечением в Россию производителей комплектующих. «АвтоВАЗ» в 2012 г. планирует собрать 748 000 автомобилей и машинокомплектов, а к 2017 г. собирается увеличить объемы производства до 1,6 млн автомобилей в год, став мультибрендовым производителем (в 2012 году он запустит производство автомобилей для Nissan на платформе B0, а также начнет производство собственной модели Lada Largus на той же платформе), и это мощный стимул для привлечения производителей компонентов, говорит Кашапов. Кроме того, основное условие для привлечения поставщика для работы с заводом — это наличие у него плана локализации производства своей продукции в России, продолжает он. Со своих заводов в России будут поставлять автокомпоненты японо-германская Takata-Petri (системы безопасности), французские Faurecia (пластиковые детали) и Valeo (замки дверей, стеклоочистители, стартеры и генераторы), рассматривается возможность организации производства колес на базе колесного производства «АвтоВАЗа» совместно с немецкой Mefro Wheels, перечисляет Кашапов. Однако не все производства имеет смысл размещать в России: например, системы ESP компания Robert Bosch будет поставлять со своего завода в Баварии, поскольку объемов этого производства хватает для удовлетворения растущего российского рынка, отмечает он.[40]

[править] Группа ГАЗ

В 2010 году «Русские машины» (контролирующий акционер группы ГАЗ) открыли в Нижнем Новгороде совместное предприятие с японской T. RAD по выпуску алюминиевых радиаторов.[41]

В 2011 году ГАЗ подписал соглашение о создании СП с бельгийской Bosal по выпуску выхлопных систем и со шведской Bulten — меморандум о создании СП по выпуску деталей крепежа.[42]

В начале 2012 года директор дивизиона «Автокомпоненты» ГАЗа Кирилл Эпштейн заявил, что Группа ГАЗ сейчас активно реализует стратегию по развитию автокомпонентного бизнеса, в том числе и с участием иностранных партнеров. Компания ведет переговоры с иностранными партнерами об организации производства в России ряда автокомпонентов. Потребителями продукции СП будут предприятия группы ГАЗ и другие, не входящие в компанию, автозаводы.[43]

[править] Государственная поддержка

Одним из факторов, способствующих открытию предприятий по производству комплектующих, являются усилия регионов, которые создают особые экономические зоны и индустриальные парки для поставщиков и предоставляют ряд налоговых льгот для новых производителей. Такие индустриальные парки в Поволжье создают «Соллерс» и «Камаз», а в Самарской и Калужской областях этим занимаются администрации регионов.[44]

Дмитрий Левченков из Минэкономразвития полагает, что существующих инструментов поддержки хватает для привлечения поставщиков комплектующих. Но государство может предоставить и другие методы государственной поддержки, предложения по таким мерам сейчас готовятся, отметил Алексей Рахманов из Минпромторга. Известно, что одним из основных факторов привлечения инвестиций в местное производство являются таможенные барьеры на импорт автомобилей и комплектующих, по этому пути в свое время пошел Китай, и это стимулировало иностранных производителей открывать заводы внутри страны, однако по соглашению с ВТО Россия больше не может применять такие меры, отмечает он. Пока себестоимость производства автокомпонентов в России по сравнению с другими странами достаточно высока, как было несколько лет назад и в Китае, но проблема исчезла с ростом рынка и, соответственно, с увеличением объёмов местного производства автомобилей, то же самое должно произойти и в России, полагает чиновник.[45]

[править] Перспективы

В ближайшие несколько лет рынок автомобильных комплектующих будет расти в среднем на 19-20 % в год — как за счёт роста производства автомобилей, так и за счёт увеличения автопарка и, как следствие, роста спроса на запчасти для ремонта автомобилей, прогнозирует директор BCG Владимир Тузов. Надвигающийся экономический кризис может несколько приостановить этот процесс, однако пока не ясно, как нынешняя глобальная нестабильность скажется на России. Иностранные производители достаточно консервативно оценивают свои инвестиционные проекты, закладывая возможный спад в свои прогнозы, и вряд ли будут массово отказываться от планов развития своего производства в нашей стране, полагает он. Несмотря на неоднозначную мировую экономическую конъюнктуру, рынок России остается одним из наиболее перспективных для инвестирования в сферу автокомпонентов и создания новых производств, согласен Кашапов. Ведь российский рынок продолжает развиваться и, по всем прогнозам, должен стать крупнейшим к 2014 г., отмечает он. А вступление России в ВТО в 2012 году должно только подстегнуть процессы локализации, ожидает Шлегель: улучшатся условия для экспорта произведенных на российских предприятиях запчастей в другие страны. Остановка отдельных проектов по созданию в России производств комплектующих возможна, как это было в 2008—2009 гг., однако причиной этого будут скорее внутренние проблемы самих иностранных компаний — например, недостаток внутренних финансовых ресурсов, считает Эпштейн.[46]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Суть дела: Автокомплектующие Made in Russia[1]
  2. Суть дела: Автокомплектующие Made in Russia[2]
  3. Завод Sollers переходит на выпуск двигателей Евро-4
  4. Fitch повысило рейтинг Греции на две ступени до уровня B-
  5. Volkswagen наладит производство автомобилей класса «люкс» под Калугой
  6. Магнитогорский меткомбинат планирует реализовать программу снижения затрат в 2014 году
  7. ММК: рост цен на металлопрокат в первом квартале составит 3-5 %
  8. Ленобласть расширяет сотрудничество с Финляндией
  9. Губернатор Н. Ю. Белых принял участие в пуске нового цеха на ОАО «Кировский шинный завод»
  10. Этим летом под Воронежем откроется завод по производству минеральной ваты
  11. Yokohama Rubber планирует утроить производство автопокрышек в РФ, вложив 95 млн $
  12. Калужский завод Continental начал серийное производство автомобильных шин
  13. Ульяновская промзона «Заволжье» получила сертификт
  14. Корпорация Bridgestone планирует построить завод по производству шин для легковых автомобилей в России
  15. АвтоВАЗ ужесточил условия работы с поставщиками
  16. При разливе ядовитого вещества под Петербургом пострадали пятеро рабочих
  17. Поставщиками сырья для питерских Тойот станут российские производители
  18. В России будут делать корейские кресла для автомобилей
  19. «Johnson Controls» может организовать в Нижнем Новгороде производство автомобильных кресел
  20. АВТОВАЗ — Тольятти: стратегия партнерства
  21. Выезжаем на компонентах
  22. Сергей БЕЗРУКОВ: Приход инвесторов — следствие активной работы губернатора
  23. Комплектация от Халла Вистеон
  24. Выезжаем на компонентах
  25. Выезжаем на компонентах
  26. Выезжаем на компонентах
  27. Выезжаем на компонентах
  28. Выезжаем на компонентах
  29. Выезжаем на компонентах
  30. ММК подписал соглашение с Ульяновским автозаводом
  31. Суть дела: Автокомплектующие Made in Russia[3]
  32. Суть дела: Автокомплектующие Made in Russia[4]
  33. Суть дела: Автокомплектующие Made in Russia[5]
  34. Суть дела: Автокомплектующие Made in Russia[6]
  35. Суть дела: Автокомплектующие Made in Russia[7]
  36. Суть дела: Автокомплектующие Made in Russia[8]
  37. Суть дела: Автокомплектующие Made in Russia[9]
  38. Суть дела: Автокомплектующие Made in Russia[10]
  39. Суть дела: Автокомплектующие Made in Russia[11]
  40. Суть дела: Автокомплектующие Made in Russia[12]
  41. Суть дела: Автокомплектующие Made in Russia[13]
  42. Суть дела: Автокомплектующие Made in Russia[14]
  43. Суть дела: Автокомплектующие Made in Russia[15]
  44. Суть дела: Автокомплектующие Made in Russia[16]
  45. Суть дела: Автокомплектующие Made in Russia[17]
  46. Суть дела: Автокомплектующие Made in Russia[18]
Промышленность России
История  Древнерусское государствоРусское царствоРоссийская империяСССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)
Машиностроение  Транспортное машиностроениеАвтомобильная промышленностьАвиационная промышленностьСудостроениеЖелезнодорожное машиностроениеЭнергетическое машиностроение (атомное) • Сельскохозяйственное машиностроение (Тракторостроение) • Аэрокосмическая промышленностьДвигателестроениеИнвестиционное машиностроениеМоторостроениеЭлектронная промышленностьМикроэлектроникаСтанкостроениеПриборостроениеМеталлургическое машиностроениеХимическое машиностроениеЭлектротехническая промышленностьРадиоэлектроникаИнструментальная промышленностьТяжёлое машиностроениеГорнорудное машиностроениеУгольное машиностроениеРакетно-космическая промышленность
Топливная промышленность  Нефтяная промышленностьНефтеперерабатывающая промышленностьГазовая промышленностьУгольная промышленностьТорфяная промышленностьСланцевая промышленность
Металлургия  Чёрная металлургияЦветная металлургия (Алюминиевая промышленность) • Горная металлургияСталелитейная промышленность
Добыча полезных ископаемых  Добыча угляДобыча торфаДобыча нефтиДобыча природного газаДобыча уранаДобыча торияДобыча металлических руд
Прочие отрасли  Химическая промышленностьЛесная промышленностьПромышленность строительных материаловЭлектроэнергетикаАтомная промышленностьЛесобумажная промышленностьОбрабатывающая промышленностьТяжёлая промышленностьФармацевтическая промышленностьЦеллюлозно-бумажная промышленностьШинная промышленностьПроизводство автокомплектующихЛёгкая промышленностьПроизводство урана
Личные инструменты