Машиностроение России в XXI веке
Материал из Documentation.
По итогам 2011 года суммарный рост производства в машиностроительном комплексе России составил 16 % по сравнению с 2010 годом, по оценке информационного агентства AK&M. Объемы производства практически вышли на докризисные показатели: отставание от 2008 года составило всего 1 %.[1]
Согласно оценке экспертов РИА Рейтинг, суммарное производство в трёх машиностроительных отраслях России увеличилось в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 2,6 %. Из числа двенадцати машиностроительных подотраслей положительная динамика по итогам года отмечена только в двух — в «производстве электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи», а также в «производстве судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств». В обоих случаях резкое увеличение производства произошло за счет выполнения гособоронзаказа.[2]
В 2015 году российское машиностроение продемонстрировало худший результат за последние шесть лет. Суммарное производство в трёх машиностроительных отраслях снизилось относительно предыдущего года на 8,9 % (расчёты ИА AK&M на основе данных Росстата). Основной причиной спада стало снижение потребительского и инвестиционного спроса. Также негативное влияние на производственные результаты оказали повышение стоимости кредитных ресурсов и рост цен на материалы.[3]
В производстве бытовой техники в России спад в 2015 году составил 2,8 %. На фоне многих других подотраслей этот результат можно считать неплохим. Выпуск холодильников снизился на 15,8 % до самого низкого уровня за последние шесть лет — 3.118 млн единиц, по данным Росстата. Производство стиральных машин также снизилось из-за падения спроса на 10,2 % до 3.485 млн штук, но по объёмам уступило только двум предыдущим годам. При этом объём производства телевизоров в 2015 году упал на 46,4 % до 8.6 млн, и был минимальным за последние шесть лет. Это связано с насыщением рынка в 2014 году, когда наблюдался ажиотажный спрос на технику из-за первой волны девальвации рубля.[4]
Производство многих видов машиностроительной продукции в России в 2016 году достигло многолетнего минимума. Это касается легковых автомобилей, некоторых видов строительной техники и пр.[5]
В 2017 году российское машиностроение, по оценке экспертов РИА Рейтинг, увеличило выпуск продукции на 3,4 %. Положительная динамика производства машиностроительной продукции зафиксирована впервые за последние три года. Во всех пяти крупных машиностроительных секторах, состояние которых исследовали эксперты РИА Рейтинг — в автомобилестроении, в крупном энергетическом машиностроении, в сельскохозяйственном, железнодорожном и дорожно-строительном машиностроении — зафиксирована положительная динамика. В 2017 году выросло производство автотранспортной техники почти на 20 %, сельскохозяйственной — в 1,5 раза, железнодорожной — на 38 %, дорожно-строительной — более чем на 30 %.[6][7]
Немаловажным фактором увеличения производства в отрасли в 2017 году стало возобновление роста инвестиций в основной капитал. До этого на протяжении нескольких лет инвестиции в основной капитал сокращались, а в 2017 году они выросли на 4,4 %. В результате, вырос внутренний спрос на инвестиционное оборудование. Правда, отчасти этот спрос удовлетворялся за счет начавшего расти импорта оборудования, но и отечественные производители инвестиционной техники смогли значительно нарастить продажи. Кроме того, возобновился рост потребительского спроса, что в немалой степени было обусловлено активизацией потребительского кредитования. Это стимулировало спрос на автомобильном рынке и на рынке бытовой техники. Кроме того, произошёл рост экспорта машиностроительной продукции, который, по оценке Федеральной таможенной службы увеличился за год на 24,6 % в физическом выражении и на 15,5 % в денежном. Например, экспорт легковых автомобилей увеличился на 24,1 %.[8]
[править] Отрасли
[править] Ракетостроение
23 ноября 2022 года было сообщено, что стратегическая ракета «Сармат» запущена в серийное производство.[9]
[править] Авиационная промышленность
В марте 2020 года завершился процесс вхождения Объединенной авиастроительной корпорации в госкорпорацию «Ростех». С этого момента «Ростех» стал владельцем всех ключевых российских авиастроительных активов, так как прежде объединял под своей эгидой «Вертолеты России», «Технодинамику», Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК) и концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ).[10]
[править] Судостроение
В 2007 году по инициативе Владимира Путина принята программа поддержки российского судостроения.[11]
[править] Железнодорожное машиностроение
Строительство в России зданий производственного комплекса по выпуску электропоездов «Ласточка» было начато 25 мая 2012 года. 25 мая 2013 года было запущено производство кузовов. Строительные и пусконаладочные работы на остальных участках завершились 11 ноября 2013 года. Параллельно строительству приобреталось оборудование и создавалась конструкторская документация на российскую модель электропоезда. Первые электропоезда завод выпустил в 2014 году. В 2017 году уровень локализации электропоезда превысил 80 %.[12]
[править] Метровагоностроение
81-775/776/777 «Москва-2020» — тип электровагонов метрополитена, разработанный и выпускаемый с 2020 года заводом ОАО «Метровагонмаш» по заказу Московского метрополитена. Вагоны модели 81-775 — моторные головные, 81-776 — моторные промежуточные, 81-777 — прицепные промежуточные.[13]
[править] Производство трамваев
В 2016—2017 годах в России наблюдался значительный рост производства трамваев, который происходил на фоне поставок 300 трамваев в Москву, обновления трамвайного парка перед чемпионатом мира по футболу, а также необходимости замены старых, изношенных трамваев с истекшим сроком эксплуатации.[14]
По итогам 2018 года объём производства трамваев в России немного снизился и составил 136 штук.[15]
В 2019 году объём производства трамваев в России достиг 214 единиц.[16]
В 2020 году объём производства трамваев в России составил 190 единиц.[17]
В 2020 году компания «ПК Транспортные системы» выпустила 128 трамвайных вагонов.[18]
[править] Автомобильная промышленность
Правительство России изменило концепцию развития российского автопрома: вместо политики государственного протекционизма по защите российских автомобилей на российском рынке решили сделать отрасль привлекательной для иностранных автомобильных концернов, чтобы они создавали совместные и новые предприятия в России. Была сформулирована принципиально новая задача: используя растущий потребительский спрос и интерес иностранных производителей к емкому российскому рынку, качественно обновить отрасль, создать мощности по производству автомобилей, способных конкурировать с импортными. Для этого в марте-апреле 2005 года правительство определило понятие «промышленная сборка» и радикально снизило (до 5 %) или вовсе отменило пошлины на ввоз иностранных комплектующих, сырья, материалов для такой сборки. Режим «промышленной сборки» облегчал создание новых и модернизацию существовавших мощностей и стал альтернативой ввозу готовых иномарок. Действующим предприятиям дали 1,5 года для организации на них сварки, окраски и сборки кузова, вновь создаваемым — 2,5 года. После этого в течение 3,5 лет предприятие обязано было на 30 % сократить ввоз автокомпонентов. В октябре 2006 года правительство подтолкнуло иностранных и российских инвесторов к организации полноценной промышленной сборки автомобилей и автокомпонентов, освободив от ввозимых пошлин более 300 автокомпонентов. Нововведения побудили к радикальным переменам и российские заводы. Они стали переходить на выпуск иномарок, не просто сокращая, а свертывая производство российских моделей.[19]
[править] Сельскохозяйственное машиностроение
Завод Claas был запущен в Краснодаре в 2005 году.[20]
[править] Тракторостроение
По данным компании «АСМ-холдинг», в 2018 году в России было произведено 7836 тракторов, что на 3,3 % меньше, чем в 2017-м. Доля отечественных марок составила 46 %, иномарок российской сборки — 54 %, из них сборка из тракторокомплектов Минского тракторного завода — 30,7 %, из комплектов Харьковского транспортного завода — 1,8 %, из комплектов иностранных марок (Versatile, New Holland, Agrotron, Axion, John Deere, Xerion) — 21,5 %.[21]
24 мая 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме Министерством промышленности и торговли Российской Федерации был заключен Специальный инвестиционный контракт (СПИК) с ОАО «КЭМЗ» по локализации производства чешских тракторов ANT 4135F в России.[22]
С 2013 по 2019 год выпуск российских тракторов для сельского хозяйства увеличился в 6 раз, до 3355 единиц.[23]
В 2019 году Ростсельмаш запустил в производство новую линейку тракторов.
[править] Пищевое машиностроение
Министерство промышленности и торговли России в апреле 2021 года выплатило первые в 2021 году субсидии компаниям пищевого машиностроения в целях предоставления покупателям скидки при приобретении оборудования в рамках постановления Правительства РФ № 823.[24]
[править] Двигателестроение
Указом президента России в 2008 году была создана «Объединённая двигателестроительная корпорация», призванная осуществлять разработку, производство, ремонт и обслуживание широкого спектра авиационных двигателей. По состоянию на апрель 2020 года в эту интегрированную структуру входили десятки двигателестроительных КБ и серийных заводов.[25][26]
[править] Оборонная промышленность
В начале и середине 2000-х годов в России были созданы вертикально интегрированные монопольные государственные холдинговые компании в оборонной промышленности. В частности, такие холдинги были созданы в промышленности средств ПВО, в производстве авиационных средств поражения, в авиастроении, двигателестроении, судостроении.[27]
[править] Приборостроение
Указом президента России от 1 апреля 2020 года была создана «Корпорация морского приборостроения», куда вошли ключевые предприятия отрасли.[28]
[править] Радиоэлектронная промышленность
Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) образован в 2009 году.[29]
[править] Кабельная промышленность
В октябре 2012 года было сообщено, что в Северске (Томская область) состоялся запуск первой очереди Западно-сибирского кабельного завода.[30]
По итогам 2016 года «Сарансккабель» вошёл в пятёрку крупнейших российских производителей кабельной продукции, по данным Ассоциации «Электрокабель».
13 сентября 2022 года было сообщено: «Инженеры Управления робототехники, инструментального и экологического мониторинга Морспасслужбы совместно с подольским АО „Электропровод“ наладили выпуск оптоволоконного кабеля для телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА) инспекционного класса. Для обеспечения выпуска отечественного кабель-троса для ТНПА специалисты Морспасслужбы разработали детальное техническое задание. Совместно с АО „Электропровод“ выпущена тестовая партия продукции.»[31]
[править] Турбостроение
2015 год — Открытие нового завода «Сименс Технологии Газовых Турбин».[32]
В феврале 2020 года в составе Объединенной двигателестроительной корпорации появилось предприятие «ОДК — Турбины большой мощности», которое займется серийным производством и поставкой ГТД-110М заказчику, а также ремонтно-сервисным обслуживанием на протяжении всего жизненного цикла эксплуатации новой турбины.[33]
В январе 2021 года было сообщено, что компания «ОДК-Сатурн» получила заём от Фонда развития промышленности (ФРП) на 2 млрд рублей на запуск серийного производства отечественных газовых турбин большой мощности ГТД-110М.[34]
18 января 2023 года было сообщено, что Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха изготовила первую серийную газовую турбину ГТД-110М. Изготовление газовой турбины осуществлено предприятием «ОДК-Сатурн» в Рыбинске Ярославской области. Двигатель произведен в запланированные сроки в 2022 году согласно контракту между «ОДК-Турбины большой мощности» и ведущей строительство ТЭС «Ударная» компанией «Технопромэкспорт».[35]
[править] Компании
[править] Курганмашзавод
2013 год стал переломным для «Курганмашзавода».
[править] Объединённая приборостроительная корпорация
В 2014 году была создана «Объединённая приборостроительная корпорация», в которую вошли несколько десятков предприятий, в том числе и концерн «Вега» в полном составе.
[править] Ростех
В 2007 году была создана госкорпорация «Ростехнологии» (организована как госхолдинг в машиностроении). Она была переименована в «Ростех» в 2014 году.[36]
[править] Светлана-Оптоэлектроника
В 2001 году на петербургском заводе «Светлана-Оптоэлектроника» была выпущена первая в России светодиодная лампочка.[37]
[править] Уралвагонзавод
В 2011 году Владимир Путин одобрил выделение 64 млрд рублей на финансирование модернизации Корпорации УВЗ в рамках ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса».
Владимир Путин в декабре 2016 года принял решение передать Уралвагонзавод в управление Ростеха. Такая мера продиктована необходимостью улучшить экономическую ситуацию на предприятии и начать процесс формирования объединенного бронетанкового холдинга на базе Курганмашзавода и Уралвагонзавода.[38]
[править] ЯМЗ
В 2015 году общий выпуск двигателей на ЯМЗ составил 35000 двигателей против 39000 в 2014 году.[39]
[править] Государственная политика
17.08.2017 — распоряжение правительства России № 1756-р «Об утверждении Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года».[40]
[править] Регионы
[править] Воронежская область
2011 год — Открытие локального производства электротехнического оборудования «Сименс» в Воронеже.[41]
2012 год — Открытие трансформаторного завода «Сименс» в Воронеже.[42]
[править] Москва
В сентябре 2019 года было сообщено, что на западе Москвы началось строительство Национального космического центра.[43]
[править] Санкт-Петербург
С 2008 года было налажено серийное производство бытовой техники в ООО «БСХ Бытовые приборы».
В 2011 году остановилось производство трамваев и вагонов метро на «Вагонмаше».
[править] Татарстан
В Татарстане 28 мая 2018 года состоялась церемония начала строительства первого в России промышленного парка Haier, где планируется размещение 12 заводов, в том числе по выпуску стиральных машин, кухонной техники и телевизоров.[44]
[править] Показатели
Рост машиностроения России (к предыдущему году):[45]
- 2018 год: 6,1 %
- 2019 год: 5,1 %
Индекс производства компьютеров, электронных и оптических изделий в России (% к предыдущему году):[46]
- 2014 год: 108,9 %
- 2015 год: 106,1 %
- 2016 год: 108,5 %
- 2017 год: 98,3 %
- 2018 год: 98,5 %
Индекс производства электрического оборудования в России (% к предыдущему году):[47]
- 2014 год: 97,9 %
- 2015 год: 90,5 %
- 2016 год: 108,1 %
- 2017 год: 104,7 %
- 2018 год: 102,9 %
Индекс производства в отрасли «производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки» в России (% к предыдущему году):[48]
- 2014 год: 92,1 %
- 2015 год: 95,3 %
- 2016 год: 101,5 %
- 2017 год: 106,8 %
- 2018 год: 99,4 %
Индекс производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов в России (% к предыдущему году):[49]
- 2014 год: 88,7 %
- 2015 год: 76,9 %
- 2016 год: 105,8 %
- 2017 год: 114,5 %
- 2018 год: 113,3 %
Индекс производства в отрасли «производство прочих транспортных средств и оборудования» в России (% к предыдущему году):[50]
- 2014 год: 116,2 %
- 2015 год: 105,4 %
- 2016 год: 108,1 %
- 2017 год: 106,3 %
- 2018 год: 97,8 %
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ Развитие общественного транспорта в городах России. #9
- ↑ Развитие общественного транспорта в городах России. #9
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ [29]
- ↑ «Сименс» в России, Беларуси и Центральной Азии. Февраль 2020
- ↑ [30]
- ↑ [31]
- ↑ [32]
- ↑ Двадцать лет вместе. Экономическая история времен Владимира Путина
- ↑ [33]
- ↑ [34]
- ↑ [35]
- ↑ Оценка перспектив развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте
- ↑ «Сименс» в России, Беларуси и Центральной Азии. Февраль 2020
- ↑ «Сименс» в России, Беларуси и Центральной Азии. Февраль 2020
- ↑ [36]
- ↑ [37]
- ↑ Картина деловой активности за I квартал 2020 года
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019