Машиностроение России в 2009 году


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] Роль в экономике

В 2009 году доля машиностроения России составляла:

  • в обрабатывающих производствах — 19,1 %;[1]
  • в численности занятых — 4,0 %;[2]
  • в общем объёме инвестиций — 2,2 %;[3]
  • в налоговых платежах — 4,1 %.[4]

[править] Отрасли

[править] Автомобильная промышленность

2009 год оказался крайне непростым для российского автопрома. Общий объем отгрузки продукции собственного производства по предприятиям автомобилестроения (включая производство автомобильных двигателей и компонентов) в 2009 году составил 489,5 млрд руб. (56 % объема 2008 года), в том числе по предприятиям, находящимся исключительно в российской собственности, — 226,5 млрд руб., или 46 % общего объема отгруженной в 2009 году продукции.[5]

В марте 2009 года был создан первый эскиз автомобиля Lada Granta.[6]

[править] Авиационная промышленность

В 2009 году выручка ОАК составила 114 млрд рублей, из которых военная продукция — 86 млрд рублей, гражданская продукция — 12,5 млрд рублей, НИОКР — 15,5 млрд рублей.[7]

По итогам 2009 года ОАК поставила российским и иностранным покупателям 95 самолетов.[8][9] В 2009 году от ОАК авиакомпаниям поставлено 14 гражданских самолетов. В их число вошли четыре Ил-96 (один — ГТК «Россия» и три — воронежскому «Полету»), пять Ту-204 (два — российской Red Wings, по одному — кубинской Cubana de Aviacion, северокорейской Air Koryo и «ВТБ-Лизинг»), три Ту-214 (два — управлению делами президента РФ и один — «Трансаэро») и два Ан-148 (ГТК «Россия»).[10] По итогам 2009 года поставки военных самолетов ОАК увеличились в 2,2 раза. В частности, иностранным заказчикам ОАК передала 27 новых боевых самолетов (крупнейшим покупателем стал Алжир, получивший 14 Су-30МКИ). Также было поставлено 18 техкомплектов для сборки Су-30МКИ по лицензии в Индию и 32 отремонтированных или модернизированных самолета. Для Минобороны России ОАК поставила около 40 новых самолетов и более 20 модернизировала или отремонтировала.[11][12]

В 2009 году объём государственного финансирования российской авиационной отрасли составил 128,84 млрд рублей, из которых на ФЦП РГАТ пришлись 19,39 млрд рублей, на вклады в УК ЛК и ОАК — 29,11 млрд рублей, на антикризисные меры — 58,35 млрд рублей.[13]

В 2009 году в России было произведено 183 вертолёта.[14]

[править] Ракетно-космическая промышленность

18 марта 2009 Путин провёл совещание по вопросам развития производственной и испытательной базы ракетно-космической промышленности. Путин заявил, что необходимо выделить приоритетные проекты и добиться их обязательного, безусловного исполнения: это создание ракетного комплекса «Ангара» и разработка новых космических аппаратов навигации, связи и дистанционного зондирования Земли. Путин сообщил, что правительством России принят ряд дополнительных мер по поддержке отрасли:[15]

  1. Распоряжением Правительства России Центру имени Хруничева выделено 8 млрд рублей. Все эти деньги будут направлены на увеличение уставного капитала предприятия. Путин заявил, что поддержка Центра — это фактически поддержка всей отрасли, отметив, что на предприятии и его заводах-смежниках трудятся около 120 тыс. человек.
  2. Акционерному обществу «Энергомаш» будут предоставлены государственные гарантии на сумму до 3 млрд рублей.
  3. 16 предприятий ракетно-космической отрасли получат в установленном порядке субсидии для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам. Среди них ОАО «ГОЗ Обуховский завод», ОАО «Ижевский завод „Аксион-Холдинг“», ОАО РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, ФГУП НПО им. С. А. Лавочкина.

[править] Судостроение

В 2009 году ОСК достигла прогресса по загрузке мощностей — 52 %, в то время как в предыдущие два года верфи, входящие в корпорацию, были заняты не более, чем на 30 %.[16]

[править] Производство экскаваторов

В 2009 году выпуск российских экскаваторов по сравнению с 2008 годом сжался четырёхкратно. Особенно сильное абсолютное сокращение (в восемь раз) произошло на Уралвагонзаводе и двух предприятиях Группы ГАЗ (в 2007-м производила более 75 % отечественных экскаваторов) — Тверском экскаваторном заводе и «Ковровце». Для оптимизации производства Группа ГАЗ в 2009 году была вынуждена вообще закрыть «Ковровец» и перенести выпуск гусеничных машин из Владимирской области в Тверь. Одной из причин падения стал возросший спрос на подержанные западные машины, которые вследствие стагнации стройкомплекса в некоторых странах ЕС значительно подешевели. Способствовали такому изменению структуры спроса и низкие — всего 5 % — импортные пошлины.[17]

[править] Примечания

  1. Импортозамещение как условие развития машиностроительного комплекса региона // Проблемы развития территории, вып 3 (59) 2012
  2. Импортозамещение как условие развития машиностроительного комплекса региона // Проблемы развития территории, вып 3 (59) 2012
  3. Импортозамещение как условие развития машиностроительного комплекса региона // Проблемы развития территории, вып 3 (59) 2012
  4. Импортозамещение как условие развития машиностроительного комплекса региона // Проблемы развития территории, вып 3 (59) 2012
  5. [1][2]
  6. http://www.ladagranta.net/lada-granta/test-drive/188-test-drayv-lada-granta-v-sochi-po-versii-motorru.html
  7. http://kommersant.ru/doc/1578203
  8. [3][4]
  9. [5]
  10. http://kommersant.ru/doc/1307817
  11. http://lenta.ru/news/2010/01/22/oak/
  12. http://kommersant.ru/doc/1307817
  13. [6][7]
  14. [8][9]
  15. В. В. Путин провел совещание по вопросам развития производственной и испытательной базы ракетно-космической промышленности
  16. [10]
  17. Ковш с иностранной родословной
Машиностроение России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Авиационная промышленность  СамолётостроениеВертолётостроение
Ракетостроение  Космическое ракетостроениеСтратегическое ракетостроениеТактическое ракетостроение
Судостроение  Гражданское судостроениеВоенное судостроение
Автомобильная промышленность  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
Железнодорожное машиностроение  ЛокомотивостроениеВагоностроение
Сельскохозяйственное машиностроение  ТракторостроениеПроизводство зерноуборочных комбайнов
Двигателестроение  Авиационное двигателестроениеРакетное двигателестроениеАвтомобильное двигателестроение
Энергетическое машиностроение  Атомное энергетическое машиностроениеПроизводство котельного оборудования
Станкостроение  Производство металлообрабатывающих станковПроизводство деревообрабатывающих станков
Электронная промышленность  Микроэлектроника
Приборостроение  Часовая промышленностьАвиационное приборостроениеМорское приборостроениеМедицинское приборостроение
Оборонная промышленность  Производство техники сухопутных войскВоенное авиастроениеВоенное судостроениеПроизводство средств ПВОВоенное ракетостроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты