Машиностроение России в 2000-х годах


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] Отрасли

[править] Автомобильная промышленность

В 2002 году объём выпуска в отрасли составил $8,5 млрд, в 2003 году — $10,3 млрд, в 2004 году — $13,3 млрд.[1]

В 2005 году в российский таможенный тариф были внесены изменения, выделившие автомобильные компоненты, предназначенные для промышленной сборки. А в 2006 году на соответствующие компоненты были введены нулевые ставки пошлин. Режим промышленной сборки предусматривает постепенное повышение доли компонентов российского производства в стоимости автомобиля.[2]

Первыми организаторами производства в режиме промышленной сборки стали российские предприятия «ИжАвто» и «Северсталь-авто», наладившие сборку южнокорейских моделей.[3]

В 2006 году заявки на использование режима промышленной сборки начали подавать иностранные концерны. В частности, с июля 2006 года на работу в таком режиме перешло предприятие «Форд-Всеволожск».[4]

С начала 2007 года перечень деталей, подпадающих под режим промышленной сборки, расширился. В него были включены детали, предназначенные для сборки высокотехнологичных узлов и агрегатов автомобиля (двигателей, коробок передач, ведущих мостов). В целях стимулирования соответствующего производства устанавливались нулевые пошлины на импорт таких деталей — сначала временно (на 9 месяцев), а затем и постоянно.[5]

К концу 2008 года в России уже работали предприятия ряда иностранных автомобильных концернов: заводы Volkswagen в Калуге, Renault — в Москве, Ford Motor — во Всеволожске (Ленинградская область). В Санкт-Петербурге начали выпускать продукцию предприятия компаний General Motors и Toyota, а в июне 2009 года к ним присоединился сборочный завод компании Nissan.[6]

В конце 2010 года отмечалось, что результат работы режима «промсборки» с 2005 года — создание 18 новых предприятий (как чисто иностранных, так и в партнерстве с российскими игроками). Практически все глобальные игроки воспользовались предложенными условиями, пришли в Россию и открыли свои предприятия.[7]

В 2010 году 9 из 10 моделей автомобилей — лидеров продаж выпущены в России. Это стало возможным благодаря сочетанию адресной поддержки предприятий отрасли и последовательности государственной политики при реализации соглашений по «промышленной сборке». В результате в течение нескольких лет доля легковых автомобилей, произведенных в России, постепенно росла и в 2010 году вдвое превысила объем продаж импортных легковых машин. Следует отметить, что в рамках принятых всеми рыночными игроками равных базовых условий ряд иностранных компаний, таких, например, как «Фольксваген», в полной мере использовали предоставленные льготы для крупноузловой сборки.[8]

В 2011 году Еврокомиссия и США в процессе присоединения к ВТО стала настаивать на том, чтобы Россия отменила новое соглашение о промсборке, действующее в России. Однако премьер-министр Владимир Путин заявил в июне 2011 года, что позиция России по вопросу нового соглашения о промсборке остается неизменной, «поскольку мы не можем поступиться интересами наших производителей». Это соглашение дает право автоконцернам ввозить автокомпоненты по очень низким или нулевым таможенным ставкам. Взамен иностранные автопроизводители обязуются создать в России мощности по выпуску 300 тыс. автомобилей в год и локализовать производство на 60 % (то есть большую часть комплектующих собирать в России). Эта мера была введена для того, чтобы подтолкнуть крупнейшие мировые компании к началу совместного производства с российскими партнерами. Предыдущее соглашение по промсборке уже оказалось действенным: благодаря нему в Россию полились инвестиции и появились сборочные автозаводы Volkswagen, Toyota, General Motors, Volvo Trucks и другие.[9]

[править] Авиационная промышленность

В 2000-х годах объём производства продукции авиационной промышленности стал год от года расти, чему способствовали общий рост экономики и связанная с ним возможность увеличения бюджетного финансирования отрасли. Дезинтеграция авиастроительных предприятий была остановлена. Давно ожидаемое объединение предприятий отрасли привело к возрастанию роли государства в качестве собственника авиастроительных активов, что фактически означало частичную ренационализацию отрасли.[10]

Структура государственных ведомств, в управлении которых находились предприятия отрасли и их объединения, как и в 1990-х годах, продолжала меняться. Так, до 2004 года авиационная промышленность находилась под управлением Российского авиационно-космического агентства. В ходе административной реформы 2004 года оперативное руководство отраслью доверили вновь образованному Федеральному агентству по промышленности — Роспрому, а разработку промышленной политики — обновленному Минпромэнерго России. Искусственно сформированное (по крайней мере в части авиастроения) двоевластие с фактическим дублированием управленческих функций закончилось в 2008 году, когда Роспром был ликвидирован, а государственное управление авиастроительным комплексом перешло к реформированному Министерству промышленности и торговли (Минпромторгу России), в составе которого был образован специализированный Департамент авиационной промышленности (как результат разукрупнения Департамента оборонных отраслей промышленности).[11]

20 февраля 2006 года Путин подписал указ № 140 об учреждении Российской Федерацией и акционерами российских авиастроительных организаций открытого акционерного общества «Объединённая авиастроительная корпорация».[12][13][14][15][16]

[править] Железнодорожное машиностроение

Бурный интерес инвесторов к железнодорожному машиностроению России в начале 2000-х годов напрямую связан с реформированием МПС РФ и образованием на его базе ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Сместив в начале 2002 года одного из последних ельцинских ставленников Николая Аксёненко с поста главы МПС и сделав ставку на кадрового железнодорожника Геннадия Фадеева, президент России Владимир Путин, безусловно, выиграл. Реформа МПС прошла практически точно в установленный срок и без серьёзных потерь для отрасли. Более того, по сути, бесхозное до недавнего времени железнодорожное машиностроение оказалось полностью разобранным между крупными собственниками. Первой интерес к предприятиям отрасли проявила транспортная компания «Северстальтранс», которая ещё в 2000 году дальновидно купила около 40 % акций Коломенского машиностроительного завода и на данный момент полностью его контролирует.[17]

В 2001 году появилось ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ), первым проектом которого стал Брянский машиностроительный завод (ПО БМЗ, выпускает тепловозы). В партнёрстве с «Трансгрупп» и ОАО «Кузбассразрезуголь», подконтрольным Уральской горно-металлургической компании, структуры ТМХ в ходе банкротства БМЗ стали основными инвесторами предприятия, отбив его у группы «Галлс» предпринимателя Петра Баума. Сегодня компания и её партнеры контролируют ПО БМЗ, куда переведены все профильные активы завода и большинства его дочерних предприятий, а также управляющую компанию БМЗ, которая занимается сбытом его продукции. В 2002 году близкие ТМХ фирмы приобрели около 25 % акций Тверского вагоностроительного завода и контрольный пакет Муромского стрелочного завода (его единоличным исполнительным органом стала управляющая компания «Транскор», аффилированная с ТМХ). В 2003 году ТМХ установил контроль над Новочеркасским электровозостроительным заводом и Кушвинским заводом транспортного оборудования. Общий объём продаж предприятий ТМХ в 2003 году составил около $500 млн.[18]

Группа «Ист Лайн» (управляет аэропортом Домодедово) занялась машиностроением в 2002 году, скупив 98,19 % акций Демиховского машзавода (ДМЗ, выпускает 72 % российских электричек). В декабре 2002 года группа зарегистрировала в аэропорту Домодедово ЗАО «Научно-производственное объединение транспортного машиностроения» (НПО ТМ). Костяк коллектива и руководства ЗАО был сформирован из специалистов КБ «Магистраль». НПО занимается конструкторскими разработками в области железнодорожного машиностроения. Весной 2003 года к списку предприятий группы прибавилось тверское ОАО «Центросвар», куда с ДМЗ уже перенесено производство вагонных тележек. Одновременно компания «Ист Лайн» начала скупку акций петербургского Октябрьского электровагоноремонтного завода, крупнейшего предприятия по ремонту электричек, пассажирских вагонов, колесных пар и электродвигателей в Северо-Западном регионе, и к осени 2003 года сумела собрать контрольный пакет акций предприятия. В то же время с машиностроительными активами группы возник целый ряд проблем, и еще в прошлом году появилась информация о том, что «Ист Лайн» планирует от них избавиться. Самым ценным из активов является ДМЗ, за который, по неофициальным данным, группа хочет получить около $100 млн. Основными претендентами на завод считаются ТМХ, украинское ОАО «Днепровагонремстрой» и ОАО РЖД, получившее по наследству от МПС ряд машиностроительных предприятий.[19]

По данным ФСГС, в 2006 году в России произведено 33,5 тыс. магистральных грузовых вагонов, что почти в 1,5 раза превышает объём выпуска 1990 года и на 4,8 % ниже, чем в 2005 году. По оценкам Минпромэнерго, в 2006 году российскими организациями приобретено 40 тыс. грузовых вагонов, в том числе 31 тыс. — частными компаниями.[20]

[править] Сельскохозяйственное машиностроение

После президентских выборов 2000 года к управлению крупнейшими предприятиями сельскохозяйственного машиностроения России, ростовским «Ростсельмашем» и Красноярским комбайновым заводом, пришли их нынешние владельцы — ФПГ «Новое содружество» и «Сибмашхолдинг». С тех пор позиции обеих структур на заводах только укрепились, а их историю можно смело назвать успешной — стабилизация и даже рост объёмов продаж, модернизация производства, появление новых моделей. Правда, стратегию развития своих активов собственники выбрали принципиально разную.[21]

«Новое содружество» в машиностроении ограничилось «Ростсельмашем» и на другие предприятия отрасли никогда не претендовало. Наоборот, в 2003 году завершилась реорганизация завода с выделением из его структуры около 20 компаний на базе различных непрофильных производств. В составе же головного предприятия — ОАО «Ростсельмаш» — остались только подразделения, занимающиеся сборкой и покраской производимой техники, а также производством основных узлов и агрегатов. В декабре 2003 года «Ростсельмаш» (после допэмиссии «Новое содружество» контролирует 84 % его акций) объявил о создании дочернего предприятия — ООО «Комбайновый завод „Ростсельмаш“». Ему передаются мощности предприятия, задействованные в производстве комбайнов. По замыслу руководства создание юридического лица, не обременённого долговыми обязательствами, должно обеспечить предприятию доступ к дешевым кредитам зарубежных банков.[22]

«Сибмашхолдинг» изначально был образован несколькими предприятиями — АО «Алтайский дизель», АО «Алтрак» (Алтайский тракторный завод) и АО «Красноярский комбайновый завод». Позже к ним присоединились Назаровский машиностроительный завод, Красноярский завод прицепной техники и Красноярский судостроительный завод. Осенью 2002 года «Алтрак» вышел из холдинга, снова став независимым предприятием. Зато активы прочих участников «Сибмашхолдинга» в 2003 году были слиты на базе нового ОАО «ПО „Красноярский завод комбайнов“», которое также вошло в холдинг.[23]

Следующим шагом по укрупнению «Сибмашхолдинга» стало образование в Алма-Ате ОАО «Агромашхолдинг». Новая структура на 50 % принадлежит «Сибмашхолдингу», на 50 % — казахстанскому КБ «Каспийский» и «Достар-холдингу», владеющему Костанайским дизельным заводом. Летом 2003 года совладельцем «Агромашхолдинга» стала группа «Промышленные инвесторы», вложившая в него приобретенный незадолго до этого у группы МДМ Волгоградский тракторный завод — крупнейшее в России предприятие по выпуску гусеничных тракторов. В конечном итоге «Промышленные инвесторы» получили 50 % акций холдинга.[24]

Остальные российские тракторные заводы в 2000 году стал собирать под своим крылом глава московского ЗАО «Мост» Михаил Болотин. Начав с чебоксарского «Промтрактора», за четыре года предприниматель сумел получить контроль над Владимирским и Липецким тракторными заводами, Чебоксарским агрегатным заводом, а через концерн «Тракторные заводы» — над Звениговским судостроительным заводом имени Бутякова (Марий Эл), Камышинским кузнечно-литейным заводом (Волгоградская область), Грязинским культиваторным заводом (Липецкая область), Тульским комбайновым заводом, отраслевым Государственным автотранспортным институтом (Москва). В итоге «Мост» сегодня практически полностью контролирует в России производство колёсных тракторов.[25]

Главным толчком к развитию отрасли послужило состоявшееся в 2001 году учреждение ОАО «Росагролизинг» и изменение в результате системы предоставления госсредств на лизинг сельхозтехники. С февраля 2002 года по декабрь 2003 года ОАО заключило почти 1000 договоров лизинга на общую сумму 15,3 млрд руб. Именно вброс государственных денег обеспечил для машиностроителей стабильность продаж, стимулировав интерес к отрасли со стороны инвесторов и новых собственников.[26]

Среднегодовой темп роста производства продукции сельскохозяйственного машиностроения за период 2003—2007 годов составил по тракторам — 108,0 %, по зерноуборочным комбайнам — 99,0 %, по кормоуборочным комбайнам — 106,1 %.[27]

В 2009 году общий объем отгрузки продукции собственного производства по предприятиям, выпускающим машины и оборудование для сельского и лесного хозяйства, составил 39,4 млрд руб. (83,4 % объема 2008 года). Снижение в 2009 году закупочных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции (зерно, мясо, молоко), возникшее под влиянием кризисных факторов, привело к уменьшению доходов сельхозтоваропроизводителей и, как следствие, к сокращению платежеспособного спроса на продукцию сельскохозяйственного машиностроения.[28]

[править] Хронология

[править] 2000 год

В феврале «Газпром» объявил о намерении увеличить долю в уставном капитале АО «Пермские моторы» с 2,9 до 25 %, в АО «Авиадвигатель» — с 16,3 до 25 %, а также приобрести 25 % акций АО «Пермский моторный завод». В результате газовики смогли бы монополизировать производство газоперекачивающих станций. Увеличение доли «Газпрома» в уставном капитале «Пермских моторов» должно было произойти за счёт допэмиссии акций. Проект так и не был реализован.

В марте арбитраж Санкт-Петербурга запретил деятельность совета директоров ОАО «Завод турбинных лопаток», избранного на внеочередном собрании акционеров.

В апреле Арбитражный суд Москвы фактически признал недействительной эмиссию акций ЛМЗ. Это ощутимый удар по ФПГ «Интеррос», которая в результате размещения новой эмиссии могла получить полный контроль над предприятием, перехватив его у основного акционера АО «Энергомашкорпорация».

В июне годовое собрание акционеров АО «Рыбинские моторы» сменило руководство предприятия. Исполнительным директором предприятия стал бывший руководитель ОАО «Волжский машиностроительный завод» Вениамин Межибовский. Интересы государства в совете директоров «Рыбинских моторов» будет представлять начальник управления «Росавиакосмоса» Юрий Дмитриев. Собрание акционеров утвердило также вхождение ОАО «Рыбинские моторы» в состав учредителей ОАО «Стенд» и вступление моторостроительного предприятия в «Союзагромаш».

В июле суд признал банкротом одно из крупнейших российских машиностроительных объединений — Энергомашиностроительную корпорацию (ЭМК). Её банкротством очень недовольны кредиторы предприятия во главе с Ленинградским металлическим заводом. Теперь у них нет шансов получить от корпорации хоть что-то, ведь все активы ЭМК давно выведены в другую компанию — АО «Энергомашкорпорация».

В августе акционеры судостроительного завода «Красное Сормово» (Нижний Новгород) пришли к соглашению по вопросу выборности совета директоров предприятия. На совещании, которое провел вице-премьер Илья Клебанов, было принято решение об обеспечении единого голосования Минимущества и РФФИ на ближайшем собрании акционеров за внесение изменений в пункт устава ОАО «Красное Сормово», предусматривающий выборность всех членов совета. В совещании приняли участие гендиректор холдинга «Объединённые машиностроительные заводы» К.Бендукидзе, гендиректор завода «Красное Сормово» Николай Жарков, представители Нижегородской области, Минимущества и РФФИ. Было решено ввести двухгодичный мораторий на продажу госпакета акций АО «Красное Сормово» (8,05 % уставного капитала).

В сентябре противоборствующие группы акционеров «Уралхиммаша» пытаются захватить здание заводоуправления. На заседании руководства Свердловской области было решено ввести внешнее управление на заводе «Уралхиммаш» в том случае, если собрание акционеров предприятия будет проведено с нарушениями. Представитель одной из сторон предприниматель Павел Федулев заявил, что продает свои акции «Газпрому». По его словам, уже передано 11 % акций, а после завершения сделки у «Газпрома» будет контрольный пакет — 50,26 % акций «Уралхиммаша». Генеральный директор предприятия Алексей Глотов заявил, что продажа акций «Газпрому» является «очередной махинацией» П.Федулева.

Принято решение о передаче пакета акций концерна «Ижмаш» в размере 25 % плюс одна акция в собственность государства в счет погашения части кредиторской задолженности головного предприятия. При передаче пакета акций государству у «Ижмаша» остается около 73 % акций концерна, а другим юридическим лицам принадлежит примерно 2 % его акций. В дальнейшем планируется увеличить долю государства в уставном капитале концерна «Ижмаш» как минимум до 51 %.

Собрание акционеров АО «Красное Сормово» приняло поправки в устав предприятия, согласно которым все члены совета директоров избираются акционерами. Принятия этой поправки почти два года добивался один из крупнейших совладельцев предприятия — глава «Объединённых машиностроительных заводов» К.Бендукидзе.

[править] 2001 год

В 2001 году Россия вышла на 3-е место в мире по мощности производимых суперЭВМ, обогнав европейские страны, где лидером является Швейцария, а также Китай, который еще год назад опережал Россию.[29]

[править] 2003 год

В 2003 году машиностроение стало лидером по темпам увеличения промышленного производства — 9,4 % против 7 % в среднем по предприятиям других отраслей. Самый стремительный рост, более чем на 30 %, показали железнодорожное машиностроение и приборостроение. Небольшая, но все-таки положительная динамика наблюдалась в электротехнической промышленности, автопроме и металлургическом машиностроении. А вот станкостроители, предприятия, выпускающие сельхозтехнику, химическое и нефтяное оборудование, снизили объемы производства. Тем не менее отрасль сохраняет высокую долю в общепромышленном производстве — 19,5 %, уступая совсем немного только топливной промышленности (19,6 %). По размеру основных фондов (914 млрд руб.) машиностроение и металлообработка находятся на третьем месте после электроэнергетики и топливной промышленности. Объем инвестиционных вложений в отрасль в 2003 году составил 46,3 млрд руб.— кроме топливной промышленности и энергетики её по данному показателю смогла обогнать только пищевая промышленность.

[править] 2006 год

Экспорт машин и оборудования в 2006 году более чем на 20 % превысил аналогичные показатели 2005 года, составив более $14 млрд, или 5,2 % общего экспорта. Рост производства в машиностроительной отрасли по итогам 2006 года составил 103,3 % к 2005 году. Наибольший рост отмечен в производстве комбайнов (162 %), магистральных электровозов (145 %), тракторов (130 %). Производство легковых автомобилей выросло на 9,9 %, автобусов — на 1,1 %. В Роспроме полагают, что рост экспорта машиностроения стал результатом консолидации активов и создания в области машиностроения мощных холдингов, способных осуществлять крупные инвестиции в модернизацию производства. В энергетике это «Силовые машины», в тяжелом транспортном машиностроении — «Трансмашхолдинг», в автопроме — «Группа ГАЗ», в тракторостроении — НП «Тракторные заводы». «Консолидация активов и управленческих функций позволила нам активно вкладывать средства в техническое перевооружение, в НИОКР. Всё это дало свои результаты: по каждому предприятию отмечен рост производства»,— заявил глава департамента по связям с общественностью «Трансмашхолдинга» Кирилл Житинев. По его словам, продукция холдинга направляется в основном в страны СНГ, однако в последние годы холдинг выигрывал тендеры на поставку оборудования в Болгарию, Польшу, Южную Корею, Вьетнам, Сирию. «2006 год стал просто прорывом для „Группы ГАЗ“, мы открыли ряд сборочных производств в Румынии, в Индии, в Турции, в ЮАР, есть перспективы в Мексике, в Аргентине, во Вьетнаме»,— заявил глава пресс-службы «Группы ГАЗ» Владимир Торин. Минпромэнерго также отчасти объясняет рост экспорта развитием лизингового бизнеса, в том числе в крупных группах.

В 2006 году Россия произвела около 7 тыс. металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования, что в 14,5 раза меньше, чем РСФСР в 1990 году.[30]

[править] 2008 год

В январе 2008 года наблюдался рост машиностроительного производства в ряде отраслей. Во многом он обусловлен интенсивным развёртыванием сборочных производств в автомобилестроении; увеличением заказов на машиностроительную продукцию в рамках реализации национальных проектов, ростом поставок на экспорт некоторых видов машиностроительной продукции, реализацией долгосрочных стратегий отраслевыми монополистами (РАО ЕЭС, ОАО РЖД).

Рост производства машин и оборудования составил 114,4 % (к январю 2007 года), в том числе механического оборудования — 121,9 %. Производство паровых турбин возросло в 5,5 раз, дизелей и дизель-генераторов — на 27,5 %

Увеличился и выпуск продукции сельскохозяйственного машиностроения: комбайнов зерноуборочных — в 5,5 раза, комбайнов кормоуборочных — в 2,8 раза, тракторов на гусеничном ходу — в 2,5 раза, плугов тракторных — в 3,8 раза. Выросло и производство строительно-дорожной техники: экскаваторов произведено больше в 1,6 раза, бульдозеров — 1,5 раза, кузнечнопрессовых машин — 1,6 раза, кранов башенных — в 1,5 раза, кранов на автомобильном ходу — 1,4 раза.

Рост производства транспортных средств и оборудования составил 108,3 %. Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов увеличилось на 8,1 %, судов, летательных и космических аппаратов, а также прочих транспортных средств — на 8,4 %. Опережающими темпами развивалось производство тепловозов маневровых и промышленных широкой колеи — в 2,1 раза, электровозов магистральных — на 140 %, легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 90 л. с. — на 178,%, автобусов с дизельными двигателями — на 143,8 %, грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 3 тонн — на 129,6 %.

Производство силовых трансформаторов возросло на 133,9 %, высоковольтной электрической аппаратуры — на 142,8 %, приборов СВЧ — на 140,7 %, электродвигателей крановых — на 132 %. Вместе с тем снизилось производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования — на 89,8 %.

[править] Некоторые крупные проекты

[править] Завод по производству литий-ионных аккумуляторов «Лиотех», г. Новосибирск

Совместное предприятие госкорпорации РОСНАНО и международного холдинга Thunder Sky. Выпускает литий-ионные аккумуляторы высокой мощности для оснащения ими электробусов. Запущен в 2011 г., общий объем инвестиций в проект — более 13,5 млрд рублей.[22][23] Завод является резидентом и расположен на территории Промышленно-логистического парка Новосибирской области. Остановлен в августе 2014 из-за низкого спроса на продукцию. [24]

В апреле 2015 года директор по инновационному развитию завода «Лиотех» Алексей Ворошилов отметил, что на данный момент производство на заводе по-прежнему остановлено, поскольку на заводе остаётся очень много нереализованной продукции, и как только она будет реализована, конвейер запустят снова. По его словам, это может произойти уже во второй половине 2015 года.[31]

[править] Завод по производству фотопреобразовательных модулей «Хевел», г. Новочебоксарск

В феврале 2015 года в Новочебоксарске в Чувашии введен в строй завод по производству фотопреобразовательных модулей «Хевел». Проект реализован госкорпорацией «Роснано» и группой компаний «Ренова», стоимость превышает 600 млн долларов. Целью проекта является создание в России высокотехнологичной отрасли солнечной энергетики.[32][33][34]

[править] Примечания

  1. Факторы конкурентоспособности // ИНП РАН
  2. http://www.finanal.ru/006/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9?page=0,4
  3. http://www.finanal.ru/006/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9?page=0,4
  4. http://www.finanal.ru/006/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9?page=0,4
  5. http://www.finanal.ru/006/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9?page=0,4
  6. http://www.finanal.ru/006/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9?page=0,4
  7. [1][2]
  8. [3][4]
  9. [5][6]
  10. История авиационной промышленности России[7]
  11. История авиационной промышленности России[8]
  12. [9]
  13. [10][11]
  14. [12]
  15. [13][14]
  16. http://www.alpha.perm.ru/sosedi/txt.php?n=1917
  17. http://www.kommersant.ru/doc/485771
  18. http://www.kommersant.ru/doc/485771
  19. http://www.kommersant.ru/doc/485771
  20. Рынок грузового железнодорожного подвижного состава России
  21. Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
  22. Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
  23. Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
  24. Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
  25. Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
  26. Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
  27. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  28. [15][16]
  29. [17]
  30. [18]
  31. «Лиотех» запустит конвейер и расширит линейку производства. 13 апреля 2015
  32. [19]
  33. [20]
  34. [21]
Машиностроение России в 2000-х годах
Авиационная промышленность  СамолётостроениеВертолётостроение
Ракетостроение  Космическое ракетостроениеСтратегическое ракетостроениеТактическое ракетостроение
Судостроение  Гражданское судостроениеВоенное судостроение
Автомобильная промышленность  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
Железнодорожное машиностроение  ЛокомотивостроениеВагоностроение
Сельскохозяйственное машиностроение  ТракторостроениеПроизводство зерноуборочных комбайнов
Двигателестроение  Авиационное двигателестроениеРакетное двигателестроениеАвтомобильное двигателестроение
Энергетическое машиностроение  Атомное энергетическое машиностроениеПроизводство котельного оборудования
Станкостроение  Производство металлообрабатывающих станковПроизводство деревообрабатывающих станков
Электронная промышленность  Микроэлектроника
Приборостроение  Часовая промышленностьАвиационное приборостроениеМорское приборостроениеМедицинское приборостроение
Оборонная промышленность  Производство техники сухопутных войскВоенное авиастроениеВоенное судостроениеПроизводство средств ПВОВоенное ракетостроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экономика России в 2000-х годах
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительствоТранспортное строительство
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Речной) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Мобильная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  Банковская системаФондовый рынокСтрахованиеГосударственные финансыПриток капиталаВнутренний долгВнешний долг
Основные фонды  Коммерческие организацииНекоммерческие организацииФондоотдача
Инвестиции  Инвестиционный климатИностранные инвестиции
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт)
Доходы населения  Заработная платаПенсии
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеРасходы на конечное потребление домохозяйствВаловое накопление основного капитала
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Машиностроение России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)
Авиационная промышленность  СамолётостроениеВертолётостроение
Ракетостроение  Космическое ракетостроениеСтратегическое ракетостроениеТактическое ракетостроение
Судостроение  Гражданское судостроениеВоенное судостроение
Автомобильная промышленность  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
Железнодорожное машиностроение  ЛокомотивостроениеВагоностроение
Сельскохозяйственное машиностроение  ТракторостроениеПроизводство зерноуборочных комбайнов
Двигателестроение  Авиационное двигателестроениеРакетное двигателестроениеАвтомобильное двигателестроение
Энергетическое машиностроение  Атомное энергетическое машиностроениеПроизводство котельного оборудования
Станкостроение  Производство металлообрабатывающих станковПроизводство деревообрабатывающих станков
Электронная промышленность  Микроэлектроника
Приборостроение  Часовая промышленностьАвиационное приборостроениеМорское приборостроениеМедицинское приборостроение
Оборонная промышленность  Производство техники сухопутных войскВоенное авиастроениеВоенное судостроениеПроизводство средств ПВОВоенное ракетостроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты