Машиностроение России в 2012 году


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Агрегированный рост производства в трех машиностроительных отраслях по итогам 2012 года составил, по оценке РИА Рейтинг 7,6 %. Это почти вдвое меньше, чем в 2011 году, однако в остальных отраслях обрабатывающего сектора темпы роста производства были ещё ниже.[1]

Результат машиностроительного комплекса в 2012 году определяли два разнополярных фактора. С одной стороны, происходило затухание спроса на инвестиционное оборудование. С другой стороны, наблюдался рост спроса на машиностроительную продукцию, предназначенную для потребительского рынка. Этот рост также постепенно слабел, но почти до самого конца года он все-таки компенсировал отрицательное воздействие первого фактора.[2]

Одним из наиболее иллюстративных показателей растущего потребительского спроса стал результат легкового автомобилестроения. Выпуск легковых автомобилей за год увеличился на 13,3 %, почти достигнув уровня в 2 млн шт. Причем рекордного уровня достигло не только производство, но и продажи. Спрос на легковые автомобили, как и на бытовую технику, по-прежнему поддерживался активным потребительским кредитованием.[3]

Вместе с тем, статистика производства инвестиционной техники была гораздо хуже. По итогам 2012 года произошло снижение производства паровых и газовых турбин, зерноуборочных комбайнов и тракторов, кузнечно-прессовых машин и деревообрабатывающих станков, металлургического оборудования, некоторых видов строительного оборудования и пр. Одним из немногих исключений в этом ряду стала железнодорожная техника. Выпуск грузовых вагонов увеличился за год на 13,3 % до рекордного уровня более 70 тыс. единиц.[4]

Содержание

[править] Отрасли

[править] Автомобильная промышленность

В 2012 году российское автомобилестроение достигло очередного рекордного объема производства. Суммарное производство автобусов, легковых и грузовых автомобилей превысило рубеж в 2 млн машин. Согласно данным Росстата, выпуск автомобильной техники составил по итогам 2012 года 2238 тыс. единиц, что на 13,9 % превзошло результат 2011 года.[5]

Из всех видов автомобильной техники наивысший темп роста отмечен в производстве автобусов. Производство грузовых автомобилей выросло сравнительно немного, что обусловлено замедляющимся инвестиционным спросом и конкуренцией со стороны импорта.[6]

В наибольшей степени результат отрасли был связан со значительным увеличением производства легковых автомобилей. И хотя выпуск этой продукции уступал производству автобусов по темпам в процентном выражении, но в физическом выражении прирост производства легковых автомобилей был максимальным среди всех видов автомобильной техники.[7]

Во второй половине 2012 года динамика производства автомобильной техники ухудшилась. Если в первом полугодии 2012 года рост производства легковых автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2011 года составил 22,2 %, грузовых автомобилей 4,1 %, автобусов — 51.3 %, то во втором полугодии, соответственно — 12,8 %, 1,1 %, 18,8 %.[8]

[править] Сельскохозяйственное машиностроение

Согласно данным Росстата, сельскохозяйственное машиностроение в 2012 году стало одной из наиболее динамичных подотраслей машиностроительного сектора. Производство сельскохозяйственного и лесного оборудования по официальной статистике выросло на 39,8 % по сравнению с 2011 годом. Из всех машиностроительных подотраслей более высокий темп роста наблюдался только в производстве офисного оборудования и в автомобилестроении.[9]

В 2012 году трёхкратный рост отмечен в производстве силосоуборочных комбайнов. Однако объем выпуска этой продукции сравнительно небольшой. В то же время выпуск основной продукции отрасли — тракторов и зерноуборочных комбайнов снизился.[10]

Ухудшение динамики производства тракторов и зерноуборочных комбайнов в 2012 году связано с низким платёжеспособным спросом со стороны российских потребителей этой продукции.[11]

Также в 2012 году сократилась поддержка отрасли со стороны Росагролизинга. За год он поставил в регионы 9958 единиц сельхозтехники, что на 2.4 % меньше, чем в 2011 году.[12]

Негативное влияние на динамику производства в отрасли оказывал и импорт сельхозтехники. Сельскохозяйственное машиностроение стало одной из немногих подотраслей машиностроительного комплекса, которая ощутила на себе последствия вступления в ВТО уже в 2012 году, так как импортная пошлина на комбайны была снижена с 15 % до 5 %.[13]

[править] Производство тракторов

Производство тракторов для сельского хозяйства в 2012 году сократилось на 1,7 %. При этом большую часть года производство тракторов росло, однако в IV квартале динамика резко ухудшилось, в результате итог года был отрицательным.[14]

В 2012 году производители зарубежных марок тракторов увеличили производство. В два с лишним раза выросло производство тракторов в Ростовской области, где «Ростсельмаш» выпускает канадские трактора Versatile. На 64,6 % выросло производство тракторов Terrion на тамбовском предприятии «Агротехмаш-Т» (собирается преимущественно из иностранных комплектующих). Почти на четверть увеличилось производство тракторов на мордовском «САРЭКС» (из комплектующих Минского тракторного завода). При этом производство отечественных марок на Владимирском моторо-тракторном заводе снизилось почти в четыре раза.[15]

[править] Производство зерноуборочных комбайнов

Динамика производства зерноуборочных комбайнов была ещё хуже, чем динамика производства тракторов. Спад составил 8,2 %. Причем в первые четыре месяца 2012 года наблюдался рост производства, однако в последующие месяцы динамика была преимущественно отрицательной.[16]

Спад производства комбайнов, в основном, связан с проблемами «Ростсельмаша», который в июне остановил конвейер по сборке комбайнов по причине большой затоваренности складов. Возобновление деятельности конвейера на предприятии состоялось только 1 октября.[17]

Другой производитель отечественных моделей зерноуборочных комбайнов «Красноярский завод комбайнов» увеличил выпуск продукции по сравнению с 2011 годом, однако абсолютные объемы производства на этом предприятии были невысокими.[18]

Как и в случае с тракторами, наибольший прирост производства зерноуборочных комбайнов в 2012 году обеспечили заводы, выпускающие зарубежные модели — Брянсксельмаш, КЛААС, Сиэнэйч-КАМАЗ-Индустрия.[19]

[править] Железнодорожное машиностроение

В железнодорожном машиностроении в 2012 году динамика производства по разным видам продукции была разнонаправленной. Снизился выпуск маневровых тепловозов и пассажирских вагонов. В то же время увеличилось производство электровозов и грузовых вагонов.[20]

Снижение производства маневровых тепловозов произошло из-за сокращения их выпуска на Брянском машиностроительном заводе. В то же время спад производства пассажирских вагонов обусловлен существенным снижением их выпуска на Тверском вагоностроительном заводе. Как говорится в отчете МЭР, сокращение производства пассажирских вагонов произошло из-за запланированного сокращения инвестиционной программы ОАО «РЖД» в части обновления моторвагонного подвижного состава. Объём производства пассажирских вагонов достиг многолетнего минимума.[21]

Производство электровозов растет за счёт Новочерскасского электровозостроительного завода. Как говорится в сообщении предприятия, в 2012 году НЭВЗ реализовал продукции на сумму свыше 22,8 млрд рублей, что на 33,2 % больше, чем в 2011 году. Было выпущено 217 магистральных и промышленных электровозов (494 секции).[22]

Кроме того, выпуск электровозов растет за счет запуска группой «Синара» в конце 2011 года на предприятии «Уральские локомотивы» второго производственного комплекса мощностью 60 грузовых электровозов в год (120 секций).[23]

В производстве локомотивов, как это наблюдается во многих других секторах машиностроения, в настоящий момент происходит процесс перехода на иностранные технологии и комплектующие. В частности, производство на «Уральских локомотивах» развивается за счёт стратегического партнёрства с компанией Siemens. В свою очередь, Трансмашхолдинг, в состав которого входит НЭВЗ, ведет активное сотрудничество с французским концерном Alstom.[24]

Наибольший положительный вклад в производственную статистику железнодорожного машиностроения в 2012 внесло грузовое вагоностроение. Рост производства грузовых вагонов отмечен почти на всех крупнейших вагоностроительных заводах за исключением Рузхиммаша в Мордовии. При этом, объём производства этой продукции достиг рекордного значения. В начале 2012 года начал работу Тихвинский вагоностроительный завод мощностью 20 тыс. вагонов в год.[25]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. К концу 2012 года машиностроение свалилось в штопор
  2. К концу 2012 года машиностроение свалилось в штопор
  3. К концу 2012 года машиностроение свалилось в штопор
  4. К концу 2012 года машиностроение свалилось в штопор
  5. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
  6. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
  7. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
  8. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
  9. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
  10. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
  11. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
  12. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
  13. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
  14. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
  15. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
  16. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
  17. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
  18. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
  19. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
  20. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
  21. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
  22. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
  23. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
  24. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
  25. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
Экономика России в 2012 году
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительствоТранспортное строительство
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Речной) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Мобильная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  Банковская системаФондовый рынокСтрахованиеГосударственные финансыПриток капиталаВнутренний долгВнешний долг
Основные фонды  Коммерческие организацииНекоммерческие организацииФондоотдача
Инвестиции  Инвестиционный климатИностранные инвестиции
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт)
Доходы населения  Заработная платаПенсии
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеРасходы на конечное потребление домохозяйствВаловое накопление основного капитала
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Январь  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Февраль  12345678910111213141516171819202122232425262728
Март  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Апрель  123456789101112131415161718192021222324252627282930
Май  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Июнь  123456789101112131415161718192021222324252627282930
Июль  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Август  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Сентябрь  123456789101112131415161718192021222324252627282930
Октябрь  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Ноябрь  123456789101112131415161718192021222324252627282930
Декабрь  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Другие периоды  I полугодиеII полугодиеI кварталII кварталIII кварталIV кварталВеснаЛетоОсень


Машиностроение России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Авиационная промышленность  СамолётостроениеВертолётостроение
Ракетостроение  Космическое ракетостроениеСтратегическое ракетостроениеТактическое ракетостроение
Судостроение  Гражданское судостроениеВоенное судостроение
Автомобильная промышленность  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
Железнодорожное машиностроение  ЛокомотивостроениеВагоностроение
Сельскохозяйственное машиностроение  ТракторостроениеПроизводство зерноуборочных комбайнов
Двигателестроение  Авиационное двигателестроениеРакетное двигателестроениеАвтомобильное двигателестроение
Энергетическое машиностроение  Атомное энергетическое машиностроениеПроизводство котельного оборудования
Станкостроение  Производство металлообрабатывающих станковПроизводство деревообрабатывающих станков
Электронная промышленность  Микроэлектроника
Приборостроение  Часовая промышленностьАвиационное приборостроениеМорское приборостроениеМедицинское приборостроение
Оборонная промышленность  Производство техники сухопутных войскВоенное авиастроениеВоенное судостроениеПроизводство средств ПВОВоенное ракетостроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты