Сухопутный транспорт России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Сухопутный транспорт России в XXI веке — один из основных видов транспорта России в XXI веке.

Содержание

[править] Виды транспорта

[править] Рельсовый транспорт

[править] Железнодорожный транспорт

Электропоезд «Ласточка»
Электропоезд «Ласточка»

В 2001 году в России была запущена реформа железнодорожного транспорта. В рамках неё было ликвидировано МПС России, его хозяйственные функции были переданы компании «Российские железные дороги» (РЖД).[1]

[править] Метро

Основная статья: Метро в России в XXI веке

С 2001 года функционировала схема, согласно которой федеральный бюджет берёт на себя пятую часть расходов на строительство метро, при том что треть средств шла на нужды гражданской обороны и антитеррора, то есть задачи государственной важности.[2]

«Программа развития метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта в Российской Федерации до 2015 года» была согласована правительством России 19 марта 2003 года.[3]

17 мая 2007 года состоялись общественные слушания Общественной палаты России по рассмотрению целевой программы развития метрополитена в крупных городах России.[4]

В России на строительство станций метро в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года из федерального бюджета значительные суммы получили только Нижний Новгород и Санкт-Петербург.[5]

22 января 2020 года Министр транспорта России Евгений Дитрих выступил против того, чтобы финансировать метростроение в российских городах по линии Минтранса России: «Метро — это огромные капиталоёмкие проекты, которые не только с точки зрения строительства, но и дальнейшей эксплуатации требуют колоссальных ресурсов. Не раз говорил о том, что сегодня ни в одной из наших программ, если мы начнём финансировать метрополитены, никаких денег не хватит.»[6]

19 мая 2021 года Марат Хуснуллин заявил: «Начатые в городах-миллионниках проекты [создания систем метро] надо постараться минимальными затратами закончить, но не теми деньгами, которые они называют. Потому что, например, тот же Челябинск — первый „подход к снаряду“ был 92 миллиарда. Я послал туда своих проектировщиков, к счастью, сам метро занимался много. Они посмотрели, нашли варианты удешевления. То же самое по Красноярску: я уже договорился отправить туда своих проектировщиков. Считаю, что заявленная сумма в 100 миллиардов достаточно большая. Мы найдём решение более дешёвое, более оптимальное. Но начатое надо закончить, потому что это приводит к технологическим рискам, потому что мы же под землёй каналы прорыли, а их нельзя так бросать, их надо заканчивать. Поэтому это будет отдельное индивидуальное решение. Мы считаем, что метро для миллионников пока нецелесообразно, надо больше делать ставку на железную дорогу.»[7]

24 июля 2021 года Марат Хуснуллин заявил, что развивать метрополитен необходимо в крупнейших городах России — Москве и Санкт-Петербурге, где есть большой пассажиропоток. В остальных городах-миллионниках целесообразнее прокладывать трамвайные линии. «Почему в городах-миллионниках нужно делать трамваи, а не метро? Большой поток [пассажиров в метро] — это Москва и Санкт-Петербург. И там есть смысл строить метро или развивать железную дорогу. В городах-миллионниках лучше делать трамваи», — сказал Хуснуллин.[8]

[править] Пути

Эксплуатационная длина путей метрополитена в России с сер. 2000-х гг. увеличилась почти на четверть (582 км в 2018).[9]

Эксплуатационная длина путей метрополитена в России выросла с 541,8 км в 2017 году до 581,9 км в 2018 году, что связано, главным образом, с открытием новых участков линий Московского метрополитена.[10]

[править] Станции

В 2010-х годах в России ежегодно сооружалось по 3–5 станций метро.[11]

[править] Московское метро

В 2003 году было открыто движение по Бутовской линии легкого метро.[12]

С 2004 года в ГУП «Московский метрополитен» административно входит линия монорельсовой транспортной системы (протяженность 4,7 км, шесть станций). На схемах ей присвоен № 13. С 23 января 2017 года работает в экскурсионном режиме с 30-минутными интервалами.[13]

30 августа 2007 года станция «Трубная» Московского метро открылась для пассажиров.[14]

27 февраля 2014 года открыли две новые станции Бутовской линии Московского метро: «Лесопарковую» и «Битцевский парк». В церемонии открытия принял участие мэр Москвы Сергей Собянин. Новый участок ветки соединил три района: Ясенево, Северное и Южное Бутово, где живут около полумиллиона человек.[15][16]

15 июля 2014 года в тоннеле между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии московского метро произошла крупнейшая техногенная катастрофа в истории российских метрополитенов. В районе путевой стрелки у строящегося съезда к новому пути Калининской линии сошли с рельсов и разрушились три передних вагона электропоезда модели 81-740/741 «Русич». На месте происшествия погибли 24 человека, 188 получили ранения. Причиной катастрофы стал самопроизвольный перевод недавно построенной на перегоне стрелки. Она была зафиксирована, так как новый съезд еще не использовался, однако фиксацию провели неправильно — обычной проволокой. В момент проезда состава по стрелке проволока порвалась, в результате механизм перевелся, головной вагон на скорости около 70 км/ч ударился в стену камеры съездов. В 2015 году по делу о катастрофе к разным срокам заключения были приговорены ответственные за некачественную установку стрелочного перевода.[17]

21 сентября 2015 года открылась станция «Котельники» Таганско-Краснопресненской линии Московского метро.[18]

Новая станция «Технопарк» Московского метро открылась 28 декабря 2015 года.[19]

Строительство участка Большой кольцевой линии Московского метро от «Нижегородской» до «Савёловской» началось в 2015 году.[20]

16 сентября 2016 года в Москве открылись сразу три новые станции Московского метро — на Люблинско-Дмитровской салатовой ветке появились станции «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская».[21]

В 2016 году в ТиНАО Москвы ввели в эксплуатацию две первые станции метро — «Румянцево» и «Саларьево» (Сокольническая линия).[22] Станция «Саларьево» была открыта 15 февраля 2016 года.[23]

В июне 2017 года было сообщено, что Китайская строительная корпорация China Railway Construction Corporation (CRCC) приступила к строительству участка Третьего пересадочного контура метро Московского метро между станциями «Можайская» и «Аминьевское шоссе» длиной 3,7 км.[24]

В 2017 году Московский метрополитен в среднем перевозил в сутки 6 млн 691 тыс. человек (2 млрд 442 млн поездок).[25]

В 2018 году в Москве открылся первый участок Большой кольцевой линии.[26]

В Москве 22 марта 2018 года открыли три новые станции — «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская».[27]

20 декабря 2018 года в Москве открылась новая станция метро — «Беломорская» — на Замоскворецкой линии, между платформами «Речной вокзал» и «Ховрино».[28]

В 2018 году в Московском метро открылась станция «Говорово», строительством которой занимался «Казметрострой».[29]

В июне 2019 года было сообщено, что компания China Railway Construction Corporation («Китайская железнодорожная строительная корпорация», CRCC) приступила к строительству участка Коммунарской линии Московского метро между станциями «Мамыри» и «Столбово».[30]

3 июня 2019 года Сергей Собянин открыл первый участок новой Некрасовской линии Московского метро от станции «Косино» до станции «Некрасовка».[31]

20 июня 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин открыл в ТиНАО (Москва) четыре новые станции Сокольнической линии метро — «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка».[32][33]

В 2019 году Московский метрополитен перевёз 2,6 миллиарда пассажиров — почти на 10 % больше, чем в 2010 году.[34]

27 марта 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин открыл второй участок Некрасовской линии метро и примыкающую к нему часть Большой кольцевой линии.[35]

[править] Петербургское метро

27 мая 2015 года в Санкт-Петербурге открыли новый вестибюль станции метро «Спортивная».[36]

В июне 2019 года было сообщено, что «Петербургский метрополитен» объявил конкурс на выполнение работ по реконструкции производственной базы электродепо «Дачное».[37]

[править] Новосибирское метро

С конца 2019 года в Новосибирске ведётся строительство станции метро «Спортивная», которая необходима для работы новой ледовой арены.[38]

По состоянию на январь 2020 года велось строительство станции «Спортивная» Новосибирского метро.[39]

[править] Казанское метро

Проектирование первых станций второй линии Казанского метро началось в 2015 году.[40]

Формирование первой линии Казанского метро закончилось 30 августа 2018 года с открытием станции «Дубравная».[41]

В апреле 2020 года было сообщено, что АО «Казметрострой» начало проходку перегонного тоннеля протяженностью 5,8 км второй линии казанского метрополитена.[42]

[править] Трамвайный транспорт

По состоянию на июль 2018 года в России 64 города имели трамвайное движение.[43]

[править] Автомобильный транспорт

27 ноября 2019 года Владимир Путин принял участие в открытии скоростной платной автотрассы М-11 Москва — Санкт-Петербург. Новая дорога — дублёр федеральной трассы М-10 «Россия», у которой практически исчерпана пропускная способность. Трасса М-11 проходит от МКАД до примыкания к Кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга. Общая протяжённость автомагистрали составляет 669 км.[44][45]

[править] Трубопроводный транспорт

В ноябре 2012 года было сообщено, что СИБУР приступил к строительно-монтажным работам по возведению магистрального продуктопровода для транспортировки широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) с Пуровского ЗПК до «Тобольск-Нефтехима».[46]

[править] Нефтепроводный транспорт

В 2001 году введены в строй нефтепроводы: Тенгиз — Новороссийск (Каспийский трубопроводный консорциум, КТК; для экспорта казахстанской нефти через территорию России) и Суходольная — Родионово — Несветайская (проходит по территории Ростовской области в обход территории Украины на направлении Северный Кавказ — Москва).[47]

К нефтеналивному терминалу в Приморске (Ленинградская область) в 2001 году подведена Балтийская трубопроводная система (БТС-1) из г. Кириши.[48]

Введены новые нефтепроводы:[49]

  • Самотлор — Пурпе (2011; в 2017 продлён от Пурпе через Тарко-Сале до Новозаполярного)
  • Унеча — Андреаполь — порт Усть-Луга (БТС-2; 2012)
  • ВСТО [Восточная Сибирь — Тихий океан, 2009-12; прошёл по маршруту Тайшет — Сковородино — бухта Козьмино (в составе морского порта Восточный) с ответвлением в Дацин (Китай); в 2019 введён в эксплуатацию нефтепровод-ответвление от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре]
  • Куюмба — Тайшет (2017)

Объём транспортировки нефти в 2020 г. у Транснефти упал на 8,8 % и составил 442,2 млн т. В том числе прокачка нефти на российские нефтеперерабатывающие заводы снизилась на 5 %, до 233,7 млн т. На экспорт в дальнее зарубежье транспортировка упала на 11,9 % до 194,1 млн т, в ближнее зарубежье — на 23,1 %, до 37,9 млн т.[50]

[править] Куйбышев — Тихорецк

Мероприятия по увеличению пропускной способности МН Куйбышев — Тихорецк на участке «Самара — Зензеватка» до 40 млн тонн в год в зоне ответственности АО «Транснефть — Приволга» начались в 2018 году. Реконструкция нефтепровода проходила в Самарской, Саратовской и Волгоградской областях. Всего в рамках проекта заменено более 500 км линейной части нефтепровода. Реконструировано семь НПС, в том числе в 2021 году введены в работу станции «Самара-1» и «Любецкая» в Самарской области, «Терновка-2» и «Красноармейская-1» в Саратовской области, «Зензеватка» в Волгоградской области.[51]

21 декабря 2022 года в офисе АО «Транснефть — Приволга» в г. Самаре состоялась церемония ввода в эксплуатацию реконструированных производственных объектов, ознаменовавшая собой завершение реализации проекта по расширению пропускной способности магистрального нефтепровода Куйбышев — Тихорецк до 40 млн тонн в год. Первый вице-президент ПАО «Транснефть» М. С. Гришанин и первый вице-губернатор — председатель правительства Самарской области В. В. Кудряшов нажали символическую кнопку запуска в эксплуатацию двух нефтеперекачивающих станций (НПС) «Совхозная-2» и «Грачи-3» в Самарской и Саратовской областях, соответственно. Также было сдано новое административное здание Бугурусланского районного нефтепроводного управления в г. Бугуруслане Оренбургской области.[52]

[править] Нефтепродуктопроводный транспорт

В 2008 году был введен в эксплуатацию нефтепродуктопровод Второво - Ярославль - Кириши - Приморск.[53]

[править] Газопроводный транспорт

В 2019 году завершилось сооружение магистрального газопровода «Сила Сибири» [Чаянда (Якутия) — Ленск — Свободный — Благовещенск и далее в Китай].[54]

[править] Велосипедный транспорт

О проекте велодорожки вдоль всего морского побережья Калининградской области впервые было заявлено в 2015 году.[55]

В ноябре 2019 года было сообщено, что в Калининградской области началось строительство велодорожки «От косы до косы» в рамках программы приграничного сотрудничества «Россия-Польша 2014—2020».[56]

[править] Общественный транспорт

С 2020 года по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» началась реализация мероприятий по обновлению подвижного состава городского пассажирского транспорта в городских агломерациях России.[57]

[править] Пути

Длина трамвайных путей и троллейбусных линий в России в 2018 году сократилась, соответственно, на 23,3 км и на 100,8 км в связи с закрытием ряда маршрутов.[58]

[править] Мосты

Основная статья: Мосты в России в XXI веке

Новый мост через Енисей Владимир Путин открыл в октябре 2008 года.

19 марта 2014 года президент России Владимир Путин поставил перед Министерством транспорта России задачу построить Керченский мост в автомобильном и железнодорожном вариантах. В соответствии с поручениями Президента России от 18 апреля и от 4 июля 2014 года выполнение строительства было возложено на подразделение Федерального дорожного агентства «Росавтодор» — Федеральное казённое учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань», выступившее генеральным заказчиком. 11 июня 2014 года по итогам работы Экспертного совета и Межведомственной рабочей группы было одобрено строительство моста в Крым в створе косы Тузла. Поручением Президента России от 4 августа 2014 года предложение Министерства транспорта России о принятии варианта строительства моста в створе косы Тузла в качестве основного для дальнейшей реализации было утверждено. Распоряжением Правительства России от 30 января 2015 года исполнителем работ по проектированию и строительству транспортного перехода через Керченский пролив было определено ООО «Стройгазмонтаж». Контракт между ФКУ Упрдор «Тамань» и ООО «Стройгазмонтаж» на строительство моста был подписан 17 февраля 2015 года. В марте 2015 года ООО «Стройгазмонтаж» была учреждена компания «СГМ-Мост», которая отвечает за весь объем работ по проектированию и строительству моста. По контракту «Стройгазмонтаж» от апреля 2015 года разработку проектной документации осуществило ЗАО «Гипростроймост — Санкт-Петербург», одновременно была начата подготовка площадок и объектов инфраструктуры для начала строительства моста. 19 февраля 2016 года проектная документация моста через Керченский пролив получила положительное заключение государственной экспертизы, одновременно ФАУ «Главгосэкспертиза» подтвердила достоверность сметной стоимости проекта. Фактическое строительство моста в виде установки свайных фундаментов было начато 10 марта 2016 года. В августе 2017 года была установлена 227-метровая главная арка моста, в октябре поднятая на проектную высоту.[59]

В январе 2015 года «Стройгазмонтаж» получил генподряд на строительство автомобильного и железнодорожного моста через Керченский пролив, соединяющего Крым и Кубань.[60]

В 2017 году было открыто движение по реконструированному Ворошиловскому мосту.

В 2017 году правительство России приняло решение выделить Новосибирской области целевой грант в размере почти 26,3 млрд рублей на строительство нового моста через Обь.

Проблема восстановления аварийных мостов в России поднималась в мае 2019 года на совещании в Архангельской области с участием президента Владимира Путина. Глава Минтранса Евгений Дитрих заявил тогда о «серьезном износе мостовых сооружений» во многих регионах.[61]

[править] Показатели

На кон. 2002 года в России про­тя­жён­ность трам­вай­ных пу­тей со­ста­ви­ла 6453 км, чис­ло мар­шру­тов 654, ва­го­нов 11,4 тыс.; трол­лей­бус­ных ли­ний – 10160 км, 968 мар­шру­тов, 12,2 тыс. трол­лей­бу­сов; пу­тей мет­ро­по­ли­те­на – 412 км, 5,8 тыс. ва­го­нов.[62]

Транспорт России в XXI веке
Виды  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экономика России в XXI веке
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Лёгкая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
Личные инструменты