Транспорт Москвы в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 2011 году был дан старт программе «Интеллектуальная транспортная система Москвы».[1]

Содержание

[править] Виды

[править] Сухопутный транспорт

[править] Рельсовый транспорт

18 августа 2021 года глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов заявил: «Мы посмотрели статистику последних лет: там, где открывается новая станция метро, МЦК или МЦД, стоимость квартир растет на 15-25 %. Каждый год мы открываем от семи до девяти новых станций. Больше никто в мире за исключением китайских городов не строит метро с таким масштабом. С 2011 года почти 4 млн москвичей получили новые станции в шаговой доступности — это огромная цифра.»[2]

[править] Железнодорожный транспорт
Электропоезд «Ласточка»
Электропоезд «Ласточка»

10 сентября 2016 года открылось Московское центральное кольцо — круговая железнодорожная линия, которая огибает исторический центр Москвы и соединяет 11 радиальных направлений. Запуск МЦК позволил превратить прилегающую территорию из «городских задворок» в значимую часть города, потенциально привлекательную для жителей и бизнеса.[3][4][5] Также ввод в эксплуатацию МЦК позволил снизить загруженность отдельных линий и станций Московского метро и уменьшить время в пути для пассажиров.[6]

[править] Метро
Основная статья: Метро в Москве в XXI веке

В 2003 году состоялось открытие первой линии лёгкого метро (Бутовская линия) в Москве.

[править] Трамвайный транспорт

С 2011 года правительство Москвы реализует комплексную программу возрождения и модернизации трамвайного движения в Москве.[7]

[править] Автомобильный транспорт

В октябре 2020 года отмечалось, что в годы руководства Сергеем Собяниным Москвой в городе построено более 940 км автомобильных дорог, порядка 300 эстакад, мостов и тоннелей и более 240 внеуличных пешеходных переходов. Средняя скорость личного транспорта на основных магистралях выросла на 18 % — до 53 км/ч.[8]

[править] Велосипедный транспорт

В июле 2019 года отмечалось: «Протяжённость велодорожек [в Москве] выросла в 9 раз с 2011 года в результате программы развития велодорожек в городе. <…> За последние несколько лет в Москве была организована система велосипедных парковок, расширены тротуары и сеть велосипедных дорожек и введена система городского велопроката.»[9]

[править] Канатные дороги

26 ноября 2018 года Сергей Собянин открыл канатную дорогу, которая связала Лужники и Воробьёвы горы.[10]

[править] Пешеходные переходы

В 2012 году по поручению градоначальника в Москве провели косметический ремонт 502 внеуличных пешеходных переходов. Были обновлены ступени и перила лестниц, водоприемные решетки, а со стен удалили надписи и бумажные объявления.[11]

[править] Пешеходные зоны

В 2004 году открылась первая очередь Патриаршего моста.[12]

До 2012 года в Москве была только одна пешеходная улица — Арбат.[13]

За 2012—2013 годы в Москве полностью пешеходными стали улицы Никольская, Лаврушинский переулок и окрестности Третьяковской галереи, Камергерский и Столешников переулки, Кузнецкий Мост, Третьяковский проезд, Крымская набережная.[14]

В 2014 году были созданы прогулочные зоны на Пятницкой улице, Покровке, Маросейке и улице Забелина между Солянским проездом и Старосадским переулком. До начала работ Пятницкая была односторонней улицей с тремя-четырьмя полосами движения при общей ширине проезжей части почти 15 метров. В ходе благоустройства улицу сузили до двух полос, а тротуары расширили до шести метров. Появилась пешеходная зона также и на Покровке с Маросейкой. Общая протяжённость этих улиц — 1,85 километра. До начала работ они были односторонними, с тремя-четырьмя полосами движения. Затем проезжую часть сузили до двух-трёх полос, а тротуары, наоборот, расширили до 3,6 — четырёх метров и вымостили гранитом.[15]

В сентябре 2015 года добавились новые пешеходные зоны на Большой Ордынке, Большой и Малой Никитских, Большой и Малой Бронных и Спиридоновке. Эти улицы сформировали прогулочную зону Кремль — Садовое кольцо.[16]

В июле 2018 года отмечалось, что Москва показала значительный прогресс по развитию пешеходной инфраструктуры: с 2011 года длина пешеходных улиц в Москве увеличилась более чем в пять раз (с 1,3 до 7 км).[17]

В начале сентября 2019 года Сергей Собянин открыл новую пешеходную зону рядом с Политехническим музеем. Для жителей Москвы тогда стали доступны уличный проход и галерея вдоль учреждения.[18]

В 2019 году в Москве появилась ещё одна пешеходная улица — Школьная улица на Таганке.[19]

16 сентября 2022 года было сообщено, что единый пешеходный маршрут связал деловой центр «Москва-Сити», «Лужники» и парк «Сокольники».[20]

[править] Общественный транспорт

С октября 2016 года начала работать новая сеть маршрутов «Магистраль»: маршруты разделили на магистрального, межрайонного и социального значения.[21]

[править] ТПУ

2 июня 2023 года Сергей Собянин писал: «С генеральным директором „РЖД“ Олегом Белозёровым открыли после второго этапа реконструкции ТПУ „Площадь трёх вокзалов“. Сегодня он объединяет три центральных вокзала, две станции метро, действующую станцию МЦД-2 и наземный городской транспорт — автобусы и трамваи.»[22]

[править] Внутренний водный транспорт

В 2018 году совместно с «ВШЭ» была проведена аналитическая работа и определено несколько перспективных городских маршрутов речного транспорта в Москве.[23]

13 ноября 2019 года ГУП «Мосгортранс» объявило аукцион на поставку 10 пассажирских судов и одного «штабного» корабля с начальной (максимальной) ценой контракта 1,03 млрд рублей.[24]

В сентябре 2020 года в Москве после реставрации открылись для посетителей Северный речной вокзал и прилегающий к нему парк. Большинство оригинальных элементов и деталей интерьера удалось сохранить, а утраченные части были восстановлены. Помимо самого вокзала, было проведено благоустройство набережной и площади у здания порта, а также капитальный ремонт причалов. Вдоль набережной установлена уменьшенная копия канала им. Москвы. В южной части появилась зона отдыха с тремя подогреваемыми бассейнами и кафе.[25]

В июле 2021 года отмечалось, что сейчас по Москве-реке ежедневно курсирует около 200 судов частных компаний, которые перевозят пассажиров по экскурсионно-прогулочным маршрутам.[26]

17 ноября 2021 года Департаментом по конкурентной политике Москвы в интересах ГКУ «Организатор перевозок» был объявлен аукцион на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок внутренним водным транспортом в городе Москве в течение 15 лет с начальной стоимостью контракта 19,4968 млрд рублей.[27]

Весной 2023 года от Южного речного вокзала вновь стали отходить прогулочные суда.[28]

20 июня 2023 года Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин на Северном речном вокзале приняли участие в церемонии запуска первых электрических речных трамвайчиков в Москве.[29]

[править] Общественный транспорт

В октябре 2020 года отмечалось, что при Собянине на остановках общественного транспорта появилась информация о точном прибытии транспорта, а в мобильных приложениях можно видеть его передвижение в режиме реального времени.[30]

[править] Транспортно-пересадочные узлы

По состоянию на май 2018 года на пересечении Рязанского проспекта и МЦК в Москве велось строительство крупного транспортно-пересадочного узла.[31]

По состоянию на июнь 2018 года в Москве велось строительство 54 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).[32]

По состоянию на июль 2018 года в Москве велось строительство транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Рязанская».[33]

В апреле 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин открыл транспортно-пересадочный узел «Саларьево» в поселении Московский, на пересечении Киевского шоссе и строящейся магистрали Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. Площадь ТПУ — 15,5 га, максимальный пассажиропоток — 115 тыс. человек в сутки. В состав узла вошли: станция метро «Саларьево», автовокзал, перехватывающий паркинг и остановки наземного городского пассажирского транспорта. ТПУ также включает торгово-развлекательный центр (ТРЦ) «Саларис».[34]

В ноябре 2020 года было сообщено, что Мосгосстройнадзор выдал разрешение на проведение строительно-монтажных работ по возведению многофункционального комплекса «Нагатинская» площадью около 230 тыс.  м² в Нагорном районе Москвы.[35]

В апреле 2021 года в Москве на границе районов Лефортово и Таганский строители начали возводить большой ТПУ «Серп и Молот».

В 2022 году в Москве было построено семь ТПУ: «Окружная», «Печатники», «Минская», «Фонвизинская», «Технопарк», «Ходынское Поле» и «Дмитровская».[36]

[править] Пассажирские перевозки

Снижение пассажиропотока в городском транспорте Москвы в 2020 году составило 37 процентов. Пассажиры совершили 3,6 миллиарда поездок — на 2,1 миллиарда меньше, чем в 2019 году.[37]

[править] Государственная политика

Государственная программа города Москвы «Развитие транспортной системы» была принята в 2011 году.

Власти Москвы подписывают контракты жизненного цикла в сфере транспорта с 2013 года.[38]

31.10.2014 года — Постановление Правительства г. Москвы № 643-ПП «Об организации транспортного обслуживания населения в городе Москве».

В октябре 2020 года отмечалось, что доля расходов в бюджете Москвы на развитие транспортной инфраструктуры за 10 лет увеличилась почти вдвое — до 21 % — и составила в 2019 году 638 миллиардов рублей.[39]

В феврале 2022 года мэр Москвы Сергей Собянин утвердил планы развития транспортной инфраструктуры на 2022 год.[40]

[править] Рейтинги

В октябре 2020 года отмечалось, что при Собянине Москва заняла третье место по развитости транспортных систем рейтинга компании Kantar.[41]

[править] Показатели

Среднее время поездки на работу на личном транспорте в часы пик из спальных районов вблизи МКАД до центра Москвы (минут):[42]

  • 2010 год: 62
  • 2019 год: 55

[править] Ссылки

[править] Видео

[править] Рунет

[править] Примечания

  1. [1]
  2. Максим Ликсутов: «Города, прекращавшие транспортные проекты, деградировали». 18 августа 2021
  3. [2]
  4. [3]
  5. Транспортные системы 24 городов мира: составляющие успеха. Июнь 2018
  6. Сравнительный анализ Москвы относительно других мегаполисов мира по показателям градостроительного развития территории городов. Июль 2017
  7. [4]
  8. [5]
  9. Качество жизни. Проекты, меняющие города. Динамика градостроительного развития города Москвы относительно других городов мира за 5 лет. Июль 2019 года
  10. [6]
  11. [7]
  12. [8]
  13. Сравнительный анализ Москвы относительно других мегаполисов мира по показателям градостроительного развития территории городов. Июль 2017
  14. [9]
  15. [10]
  16. [11]
  17. Исследование развития комфортной городской среды в Москве и ведущих городах мира. Публичный отчёт // The Boston Consulting Group, июль 2018
  18. [12]
  19. [13]
  20. [14]
  21. Годовой отчёт «Мосгортранса» за 2016 год
  22. [15]
  23. [16]
  24. [17]
  25. [18]
  26. [19]
  27. [20]
  28. [21]
  29. [22]
  30. [23]
  31. [24]
  32. [25]
  33. [26]
  34. [27]
  35. [28]
  36. [29]
  37. Темпы развития общественного транспорта Москвы в 2020 году сохранились, несмотря на пандемию. 2 марта 2021
  38. [30]
  39. [31]
  40. [32]
  41. [33]
  42. Транспортная стратегия Москвы 2020—2023
История транспорта Москвы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы


Экономика Москвы в XXI веке
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Внутренний водныйВоздушный транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиПроцентные ставкиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиКредитыДепозитыДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Темы  ВРПОсновные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100


Москва в XXI веке
Экономика  ВРППромышленностьСельское хозяйствоРыболовствоСтроительствоТранспортСвязьТуризмТорговляФинансыИнвестицииИнновацииТрудовые ресурсыВнешнеэкономические отношения
Машиностроительная продукция  АвтомобилиВооруженияДвигателиКомпьютерыЛетательные аппаратыСуда
Образование  ВысшееСреднее специальноеСреднееДошкольноеВоенноеСпортивное
Население  ЧисленностьЕстественный приростРождаемостьСмертностьПродолжительность жизниМиграция
Недвижимость  ЖильёОфисыСклады
Энергоносители  НефтепродуктыНефтьПриродный газУгольЭлектроэнергия
Внешняя политика  ЕвразияАмерикаАфрикаАвстралия и Океания
Темы  ПолитикаПищаМеталлургическая продукцияХимическая продукцияСтройматериалыПрограммное обеспечениеНаукаЗдравоохранениеСпортУслугиВода
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100


Транспорт административных центров регионов России в XXI веке
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Транспорт России в XXI веке
Виды  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты