Транспорт Москвы в XXI веке
Материал из Documentation.
В 2011 году был дан старт программе «Интеллектуальная транспортная система Москвы».[1]
Содержание |
[править] Виды
[править] Сухопутный транспорт
[править] Рельсовый транспорт
18 августа 2021 года глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов заявил: «Мы посмотрели статистику последних лет: там, где открывается новая станция метро, МЦК или МЦД, стоимость квартир растет на 15-25 %. Каждый год мы открываем от семи до девяти новых станций. Больше никто в мире за исключением китайских городов не строит метро с таким масштабом. С 2011 года почти 4 млн москвичей получили новые станции в шаговой доступности — это огромная цифра.»[2]
[править] Железнодорожный транспорт
10 сентября 2016 года открылось Московское центральное кольцо — круговая железнодорожная линия, которая огибает исторический центр Москвы и соединяет 11 радиальных направлений. Запуск МЦК позволил превратить прилегающую территорию из «городских задворок» в значимую часть города, потенциально привлекательную для жителей и бизнеса.[3][4][5] Также ввод в эксплуатацию МЦК позволил снизить загруженность отдельных линий и станций Московского метро и уменьшить время в пути для пассажиров.[6]
[править] Метро
В 2003 году состоялось открытие первой линии лёгкого метро (Бутовская линия) в Москве.
[править] Трамвайный транспорт
С 2011 года правительство Москвы реализует комплексную программу возрождения и модернизации трамвайного движения в Москве.[7]
[править] Автомобильный транспорт
В октябре 2020 года отмечалось, что в годы руководства Сергеем Собяниным Москвой в городе построено более 940 км автомобильных дорог, порядка 300 эстакад, мостов и тоннелей и более 240 внеуличных пешеходных переходов. Средняя скорость личного транспорта на основных магистралях выросла на 18 % — до 53 км/ч.[8]
[править] Велосипедный транспорт
В июле 2019 года отмечалось: «Протяжённость велодорожек [в Москве] выросла в 9 раз с 2011 года в результате программы развития велодорожек в городе. <…> За последние несколько лет в Москве была организована система велосипедных парковок, расширены тротуары и сеть велосипедных дорожек и введена система городского велопроката.»[9]
[править] Канатные дороги
26 ноября 2018 года Сергей Собянин открыл канатную дорогу, которая связала Лужники и Воробьёвы горы.[10]
[править] Пешеходные переходы
В 2012 году по поручению градоначальника в Москве провели косметический ремонт 502 внеуличных пешеходных переходов. Были обновлены ступени и перила лестниц, водоприемные решетки, а со стен удалили надписи и бумажные объявления.[11]
[править] Пешеходные зоны
В 2004 году открылась первая очередь Патриаршего моста.[12]
До 2012 года в Москве была только одна пешеходная улица — Арбат.[13]
За 2012—2013 годы в Москве полностью пешеходными стали улицы Никольская, Лаврушинский переулок и окрестности Третьяковской галереи, Камергерский и Столешников переулки, Кузнецкий Мост, Третьяковский проезд, Крымская набережная.[14]
В 2014 году были созданы прогулочные зоны на Пятницкой улице, Покровке, Маросейке и улице Забелина между Солянским проездом и Старосадским переулком. До начала работ Пятницкая была односторонней улицей с тремя-четырьмя полосами движения при общей ширине проезжей части почти 15 метров. В ходе благоустройства улицу сузили до двух полос, а тротуары расширили до шести метров. Появилась пешеходная зона также и на Покровке с Маросейкой. Общая протяжённость этих улиц — 1,85 километра. До начала работ они были односторонними, с тремя-четырьмя полосами движения. Затем проезжую часть сузили до двух-трёх полос, а тротуары, наоборот, расширили до 3,6 — четырёх метров и вымостили гранитом.[15]
В сентябре 2015 года добавились новые пешеходные зоны на Большой Ордынке, Большой и Малой Никитских, Большой и Малой Бронных и Спиридоновке. Эти улицы сформировали прогулочную зону Кремль — Садовое кольцо.[16]
В июле 2018 года отмечалось, что Москва показала значительный прогресс по развитию пешеходной инфраструктуры: с 2011 года длина пешеходных улиц в Москве увеличилась более чем в пять раз (с 1,3 до 7 км).[17]
В начале сентября 2019 года Сергей Собянин открыл новую пешеходную зону рядом с Политехническим музеем. Для жителей Москвы тогда стали доступны уличный проход и галерея вдоль учреждения.[18]
В 2019 году в Москве появилась ещё одна пешеходная улица — Школьная улица на Таганке.[19]
16 сентября 2022 года было сообщено, что единый пешеходный маршрут связал деловой центр «Москва-Сити», «Лужники» и парк «Сокольники».[20]
[править] Общественный транспорт
С октября 2016 года начала работать новая сеть маршрутов «Магистраль»: маршруты разделили на магистрального, межрайонного и социального значения.[21]
[править] ТПУ
2 июня 2023 года Сергей Собянин писал: «С генеральным директором „РЖД“ Олегом Белозёровым открыли после второго этапа реконструкции ТПУ „Площадь трёх вокзалов“. Сегодня он объединяет три центральных вокзала, две станции метро, действующую станцию МЦД-2 и наземный городской транспорт — автобусы и трамваи.»[22]
[править] Внутренний водный транспорт
В 2018 году совместно с «ВШЭ» была проведена аналитическая работа и определено несколько перспективных городских маршрутов речного транспорта в Москве.[23]
13 ноября 2019 года ГУП «Мосгортранс» объявило аукцион на поставку 10 пассажирских судов и одного «штабного» корабля с начальной (максимальной) ценой контракта 1,03 млрд рублей.[24]
В сентябре 2020 года в Москве после реставрации открылись для посетителей Северный речной вокзал и прилегающий к нему парк. Большинство оригинальных элементов и деталей интерьера удалось сохранить, а утраченные части были восстановлены. Помимо самого вокзала, было проведено благоустройство набережной и площади у здания порта, а также капитальный ремонт причалов. Вдоль набережной установлена уменьшенная копия канала им. Москвы. В южной части появилась зона отдыха с тремя подогреваемыми бассейнами и кафе.[25]
В июле 2021 года отмечалось, что сейчас по Москве-реке ежедневно курсирует около 200 судов частных компаний, которые перевозят пассажиров по экскурсионно-прогулочным маршрутам.[26]
17 ноября 2021 года Департаментом по конкурентной политике Москвы в интересах ГКУ «Организатор перевозок» был объявлен аукцион на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок внутренним водным транспортом в городе Москве в течение 15 лет с начальной стоимостью контракта 19,4968 млрд рублей.[27]
Весной 2023 года от Южного речного вокзала вновь стали отходить прогулочные суда.[28]
20 июня 2023 года Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин на Северном речном вокзале приняли участие в церемонии запуска первых электрических речных трамвайчиков в Москве.[29]
[править] Общественный транспорт
В октябре 2020 года отмечалось, что при Собянине на остановках общественного транспорта появилась информация о точном прибытии транспорта, а в мобильных приложениях можно видеть его передвижение в режиме реального времени.[30]
[править] Транспортно-пересадочные узлы
По состоянию на май 2018 года на пересечении Рязанского проспекта и МЦК в Москве велось строительство крупного транспортно-пересадочного узла.[31]
По состоянию на июнь 2018 года в Москве велось строительство 54 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).[32]
По состоянию на июль 2018 года в Москве велось строительство транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Рязанская».[33]
В апреле 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин открыл транспортно-пересадочный узел «Саларьево» в поселении Московский, на пересечении Киевского шоссе и строящейся магистрали Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. Площадь ТПУ — 15,5 га, максимальный пассажиропоток — 115 тыс. человек в сутки. В состав узла вошли: станция метро «Саларьево», автовокзал, перехватывающий паркинг и остановки наземного городского пассажирского транспорта. ТПУ также включает торгово-развлекательный центр (ТРЦ) «Саларис».[34]
В ноябре 2020 года было сообщено, что Мосгосстройнадзор выдал разрешение на проведение строительно-монтажных работ по возведению многофункционального комплекса «Нагатинская» площадью около 230 тыс. м² в Нагорном районе Москвы.[35]
В апреле 2021 года в Москве на границе районов Лефортово и Таганский строители начали возводить большой ТПУ «Серп и Молот».
В 2022 году в Москве было построено семь ТПУ: «Окружная», «Печатники», «Минская», «Фонвизинская», «Технопарк», «Ходынское Поле» и «Дмитровская».[36]
[править] Пассажирские перевозки
Снижение пассажиропотока в городском транспорте Москвы в 2020 году составило 37 процентов. Пассажиры совершили 3,6 миллиарда поездок — на 2,1 миллиарда меньше, чем в 2019 году.[37]
[править] Государственная политика
Государственная программа города Москвы «Развитие транспортной системы» была принята в 2011 году.
Власти Москвы подписывают контракты жизненного цикла в сфере транспорта с 2013 года.[38]
31.10.2014 года — Постановление Правительства г. Москвы № 643-ПП «Об организации транспортного обслуживания населения в городе Москве».
В октябре 2020 года отмечалось, что доля расходов в бюджете Москвы на развитие транспортной инфраструктуры за 10 лет увеличилась почти вдвое — до 21 % — и составила в 2019 году 638 миллиардов рублей.[39]
В феврале 2022 года мэр Москвы Сергей Собянин утвердил планы развития транспортной инфраструктуры на 2022 год.[40]
[править] Рейтинги
В октябре 2020 года отмечалось, что при Собянине Москва заняла третье место по развитости транспортных систем рейтинга компании Kantar.[41]
[править] Показатели
Среднее время поездки на работу на личном транспорте в часы пик из спальных районов вблизи МКАД до центра Москвы (минут):[42]
- 2010 год: 62
- 2019 год: 55
[править] Ссылки
[править] Видео
- Первый двухэтажный аэроэкспресс отправился с Киевского вокзала столицы — Россия 24. 27 октября 2017
- Новое поколение трамваев приходит в Москву — Россия 24. 11 ноября 2019
- На МЦД-1 появилась новая станция «Славянский бульвар» — Россия 24. 29 июня 2020
- В Москве началась первая масштабная реконструкция Большого Каменного моста. 20 июля 2020
- Первый рейс теплохода «Мустай Карим». 7 сентября 2020
[править] Рунет
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ Максим Ликсутов: «Города, прекращавшие транспортные проекты, деградировали». 18 августа 2021
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ Транспортные системы 24 городов мира: составляющие успеха. Июнь 2018
- ↑ Сравнительный анализ Москвы относительно других мегаполисов мира по показателям градостроительного развития территории городов. Июль 2017
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ Качество жизни. Проекты, меняющие города. Динамика градостроительного развития города Москвы относительно других городов мира за 5 лет. Июль 2019 года
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ Сравнительный анализ Москвы относительно других мегаполисов мира по показателям градостроительного развития территории городов. Июль 2017
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ Исследование развития комфортной городской среды в Москве и ведущих городах мира. Публичный отчёт // The Boston Consulting Group, июль 2018
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ Годовой отчёт «Мосгортранса» за 2016 год
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ [29]
- ↑ Темпы развития общественного транспорта Москвы в 2020 году сохранились, несмотря на пандемию. 2 марта 2021
- ↑ [30]
- ↑ [31]
- ↑ [32]
- ↑ [33]
- ↑ Транспортная стратегия Москвы 2020—2023