Трамвайный транспорт Москвы в XXI веке
Материал из Documentation.
При мэре С. С. Собянине мэрия Москвы стала возрождать трамвайный транспорт.[1]
В декабре 2015 года в рамках оптимизации структуры ГУП «Мосгортранс» шесть предприятий трамвайного транспорта города Москвы объединились в единое структурное подразделение.[2]
Первые трамваи нового поколения «Витязь-М» вышли на московские маршруты в марте 2017 года.[3]
Московские трамваи с 11 января 2021 года переданы в созданное Трамвайное управление Службы подвижного состава ГУП «Московский метрополитен». Ранее за работу трамваев Москвы отвечал ГУП «Мосгортранс».[4]
18 августа 2021 года глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов заявил: «У нас [в Москве] в день трамвай перевозит 500 тыс. пассажиров, у него большие перспективы. Мы за то, чтобы электрический транспорт развивался, тем более такой серьёзный, как трамвай.»[5]
Содержание |
[править] Подвижной состав
В 2008 году в Москву начинают поступать трамвайные вагоны с частично низким полом.[6]
В 2016 году ПК ТС в консорциуме с «Метровагонмашем» выиграла тендер на поставку Москве 300 вагонов 71-931 «Витязь-М» на 56 млрд рублей.[7] В 2016 году «Мосгортранс» заключил контракт на поставку 300 трамваев «Витязь-М».[8]
Трамваи «Витязь-Москва» впервые появились в Москве в марте 2017 года.
По состоянию на сентябрь 2018 года трамвайный парк Москвы насчитывал порядка 850 трамваев, около 640 из которых каждый день выходят на линии.[9]
В 2018 году трамвайный парк Москвы пополнили 110 трамваев «Витязь-Москва».[10]
В 2019 году трамваи «Витязь-Москва» начали поступать в трамвайное депо имени И. В. Русакова.[11]
В сентябре 2020 года ПК «Транспортные системы» выиграла конкурс на производство и поставку 114 трамваев для Москвы — 74 трехсекционных вагона 71-931М «Витязь-Москва» и 40 односекционных 71-911ЕМ «Львёнок».[12]
По итогам 2020 года в Москву было поставлено 70 новых трамвайных вагонов, это позволило добавить 50 тыс. пассажирских мест в сутки.[13][14]
В 2011—2021 годах в Москву был поставлен 641 трамвай.[15]
[править] Возраст
В апреле 2022 года отмечалось, что с 2011 года средний возраст трамваев в Москве снизился на 8 лет (показатель обновления — 93 %).[16]
Средний возраст трамваев Москвы снизился с 6 лет в 2020 году до 3,5 года по итогам 2021 года.[17]
По состоянию на март 2022 года на 100 % трамвайных маршрутов Москвы возраст вагонов был младше девяти лет.[18]
[править] Трёхсекционные трамваи
Власти Москвы объявили тендер на поставку 120 новых, трёхсекционных низкопольных трамваев в 2012 году. Конкурс выиграла «дочка» УВЗ — «Уралтрансмаш», предложив цену в 8,46 млрд руб. После этого УВЗ выбрал себе партнёра — польскую компанию Pesa, которая должна поставлять трамвайные вагоны и комплектующие для них. Контракт был заключён с поляками 22 мая 2013 года и номинирован в валюте, его стоимость — 148,733 млн евро. По контракту, УВЗ к апрелю 2014 года выплатил польской компании аванс в размере 20 % от общей стоимости — около 29,6 млн евро.[19]
В 2012—2014 годах в Москву поставлено 70 низкопольных трёхсекционных трамвайных вагонов модели 71-414.[20]
30 сентября 2020 года трёхсекционные низкопольные вагоны модели 71-931М «Витязь-Москва» впервые вышли на маршрут № 26 «Метро „Университет“ — Метро „Октябрьская“ (Трамвайное депо им. Апакова)». С этого дня за работу этого маршрута стало отвечать Октябрьское трамвайное депо.[21]
[править] Модели
[править] Витязь-М
В 2016 году компания «ПК Транспортные системы» заключила договор на поставку 300 трехсекционных полностью низкопольных трамвайных вагонов 71-931М «Витязь-М» в течение последующих трех лет. Осенью 2019 года компания полностью выполнила контракт за 2 года 6 месяцев и 6 дней.[22]
Трамваи «Витязь-Москва» начали курсировать в Москве в 2017 году.[23]
Осенью 2019 года компания «ПК Транспортные системы» получила дополнительный заказ на поставку ещё 90 трамваев модели «Витязь-М» для Москвы.[24]
С 2019 года трамваи «Витязь-Москва» начали поступать в депо Русакова.[25]
По состоянию на май 2020 года в Москве работали более 340 трамвайных вагонов нового поколения «Витязь-Москва».[26]
По состоянию на октябрь 2020 года в Москве насчитывалось 375 трамваев «Витязь-Москва».[27]
В 2022 году в Москву поступило 43 новых трехсекционных низкопольных трамвая «Витязь-Москва».[28]
[править] Львёнок
Осенью 2020 года компания «ПК Транспортные системы» выиграла конкурс на поставку 40 трамваев «Львёнок» в 2021—2022 годах в Москву.[29]
[править] Tatra
С 20 ноября 2021 года эксплуатация вагонов на базе Tatra T3 в Москве полностью прекращена.[30]
[править] Инфраструктура
За 2011—2014 годы в Москве было восстановлено и модернизировано 162,7 км трамвайных путей.[31]
За 2012—2013 годы в Москве было реконструировано 82 км трамвайных путей.
22 сентября 2012 года в Москве было возобновлено трамвайное движение по Лесной улице.[32]
По состоянию на март 2014 года от проезжей части в Москве были отделены более 240 км трамвайных путей, при их общей протяженности в 416 км.[33]
В августе 2016 года отмечалось, что за последние пять лет в Москве выполнен ремонт более 140 км одиночных трамвайных путей.[34]
В 2017 году на площади Тверская Застава восстановили движение трамваев.[35]
В 2018 году Мосгортранс потратил 1,8 млрд рублей на капитальный ремонт трамвайных путей.
В январе 2022 года было сообщено, что утверждён проект трамвайной линии вдоль улицы Сергия Радонежского.[36]
В январе 2022 года было сообщено, что началась разработка проекта трамвайной линии на проспекте Академика Сахарова.[37]
19 июня 2023 года было сообщено, что утверждён проект новой трамвайной линии вдоль шоссе Энтузиастов в Измайлово.[38]
В начале 2020-х годов по поручению Мэра Москвы был разработан проект комплексного благоустройства улицы Сергия Радонежского, предусматривавший восстановление движения трамваев. Реализация проекта заняла всего семь месяцев — с марта по сентябрь 2024-го. Двухпутную трамвайную линию длиной свыше 860 метров проложили вдоль нечетной (исторической) стороны улицы Сергия Радонежского, она соединила действующие пути на шоссе Энтузиастов и Андроньевской площади.[39]
[править] Маршруты
Трамвайный маршрут № 9 по Лесной улице был закрыт в 2008 году.[40]
30 августа 2013 года трамвай № 3 начал работать в круглосуточном режиме.[41]
[править] Турникеты
С 1 июня 2013 года трамвайный маршрут No 17 «Останкино-Медведково» работает в бестурникетном режиме.[42]
16 июня 2018 года все московские трамваи начали работать без турникетов.[43]
[править] Показатели
[править] Парк
За 2010‑2014 годы для ГУП «Мосгортранс» было закуплено 143 новых трамвая.[44]
В 2017—2018 годах Москва получила 230 трамваев «Витязь-Москва».[45]
«ПК Транспортные системы» в 2019 году поставила в Москву 84 новых трамвая модели 71-931М «Витязь-М».[46]
[править] Трамвайные пути
Реконструкция трамвайных путей в Москве (км):[47]
- 2010 год: 29
- 2011 год: 23,6
- 2012 год: 43,6
- 2013 год: 12,7
- 2014 год: 38,4
- 2015 год: 9,1
- 2016 год: 53,1
В 2019 году в Москве отремонтировали 32 км трамвайных путей.[48]
[править] Выпуск трамваев на линии
Выпуск трамваев на линии в Москве (единиц):[49]
- 2021 год: 380
- 2022 год: 465
[править] Перевозки
В 2018 году трамваи Москвы перевезли 219 млн пассажиров.[50]
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ Максим Ликсутов: «Города, прекращавшие транспортные проекты, деградировали». 18 августа 2021
- ↑ За отличный рейс. Март 2019
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ Годовой отчёт «Мосгортранса» за 2018 год
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ Развитие общественного транспорта в городах России. #9
- ↑ Темпы развития общественного транспорта Москвы в 2020 году сохранились, несмотря на пандемию. 2 марта 2021
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ За отличный рейс. Март 2019
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ [29]
- ↑ [30]
- ↑ [31]
- ↑ [32]
- ↑ [33]
- ↑ [34]
- ↑ За отличный рейс. Март 2019
- ↑ За отличный рейс. Март 2019
- ↑ За отличный рейс. Март 2019
- ↑ [35]
- ↑ [36]
- ↑ [37]
- ↑ Годовой отчёт «Мосгортранса» за 2016 год
- ↑ [38]
- ↑ [39]
- ↑ [40]