Трамвайный транспорт Москвы в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



При мэре С. С. Собянине мэрия Москвы стала возрождать трамвайный транспорт.[1]

В декабре 2015 года в рамках оптимизации структуры ГУП «Мосгортранс» шесть предприятий трамвайного транспорта города Москвы объединились в единое структурное подразделение.[2]

Первые трамваи нового поколения «Витязь-М» вышли на московские маршруты в марте 2017 года.[3]

Московские трамваи с 11 января 2021 года переданы в созданное Трамвайное управление Службы подвижного состава ГУП «Московский метрополитен». Ранее за работу трамваев Москвы отвечал ГУП «Мосгортранс».[4]

18 августа 2021 года глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов заявил: «У нас [в Москве] в день трамвай перевозит 500 тыс. пассажиров, у него большие перспективы. Мы за то, чтобы электрический транспорт развивался, тем более такой серьёзный, как трамвай.»[5]

Содержание

[править] Подвижной состав

В 2008 году в Москву начинают поступать трамвайные вагоны с частично низким полом.[6]

В 2016 году ПК ТС в консорциуме с «Метровагонмашем» выиграла тендер на поставку Москве 300 вагонов 71-931 «Витязь-М» на 56 млрд рублей.[7] В 2016 году «Мосгортранс» заключил контракт на поставку 300 трамваев «Витязь-М».[8]

Трамваи «Витязь-Москва» впервые появились в Москве в марте 2017 года.

По состоянию на сентябрь 2018 года трамвайный парк Москвы насчитывал порядка 850 трамваев, около 640 из которых каждый день выходят на линии.[9]

В 2018 году трамвайный парк Москвы пополнили 110 трамваев «Витязь-Москва».[10]

В 2019 году трамваи «Витязь-Москва» начали поступать в трамвайное депо имени И. В. Русакова.[11]

В сентябре 2020 года ПК «Транспортные системы» выиграла конкурс на производство и поставку 114 трамваев для Москвы — 74 трехсекционных вагона 71-931М «Витязь-Москва» и 40 односекционных 71-911ЕМ «Львёнок».[12]

По итогам 2020 года в Москву было поставлено 70 новых трамвайных вагонов, это позволило добавить 50 тыс. пассажирских мест в сутки.[13][14]

В 2011—2021 годах в Москву был поставлен 641 трамвай.[15]

[править] Возраст

В апреле 2022 года отмечалось, что с 2011 года средний возраст трамваев в Москве снизился на 8 лет (показа­тель обновления — 93 %).[16]

Средний возраст трамваев Москвы снизился с 6 лет в 2020 году до 3,5 года по итогам 2021 года.[17]

По состоянию на март 2022 года на 100 % трамвайных маршрутов Москвы возраст вагонов был младше девяти лет.[18]

[править] Трёхсекционные трамваи

Власти Москвы объявили тендер на поставку 120 новых, трёхсекционных низкопольных трамваев в 2012 году. Конкурс выиграла «дочка» УВЗ — «Уралтрансмаш», предложив цену в 8,46 млрд руб. После этого УВЗ выбрал себе партнёра — польскую компанию Pesa, которая должна поставлять трамвайные вагоны и комплектующие для них. Контракт был заключён с поляками 22 мая 2013 года и номинирован в валюте, его стоимость — 148,733 млн евро. По контракту, УВЗ к апрелю 2014 года выплатил польской компании аванс в размере 20 % от общей стоимости — около 29,6 млн евро.[19]

В 2012—2014 годах в Москву поставлено 70 низкопольных трёхсекционных трамвайных вагонов модели 71-414.[20]

30 сентября 2020 года трёхсекционные низкопольные вагоны модели 71-931М «Витязь-Москва» впервые вышли на маршрут № 26 «Метро „Университет“ — Метро „Октябрьская“ (Трамвайное депо им. Апакова)». С этого дня за работу этого маршрута стало отвечать Октябрьское трамвайное депо.[21]

[править] Модели

[править] Витязь-М

В 2016 году компания «ПК Транспортные системы» заключила договор на поставку 300 трехсекционных полностью низкопольных трамвайных вагонов 71-931М «Витязь-М» в течение последующих трех лет. Осенью 2019 года компания полностью выполнила контракт за 2 года 6 месяцев и 6 дней.[22]

Трамваи «Витязь-Москва» начали курсировать в Москве в 2017 году.[23]

Осенью 2019 года компания «ПК Транспортные системы» получила дополнительный заказ на поставку ещё 90 трамваев модели «Витязь-М» для Москвы.[24]

С 2019 года трамваи «Витязь-Москва» начали поступать в депо Русакова.[25]

По состоянию на май 2020 года в Москве работали более 340 трамвайных вагонов нового поколения «Витязь-Москва».[26]

По состоянию на октябрь 2020 года в Москве насчитывалось 375 трамваев «Витязь-Москва».[27]

В 2022 году в Москву поступило 43 новых трехсекционных низкопольных трамвая «Витязь-Москва».[28]

[править] Львёнок

Осенью 2020 года компания «ПК Транспортные системы» выиграла конкурс на поставку 40 трамваев «Львёнок» в 2021—2022 годах в Москву.[29]

[править] Tatra

С 20 ноября 2021 года эксплуатация вагонов на базе Tatra T3 в Москве полностью прекращена.[30]

[править] Инфраструктура

За 2011—2014 годы в Москве было восстановлено и модернизировано 162,7 км трамвайных путей.[31]

За 2012—2013 годы в Москве было реконструировано 82 км трамвайных путей.

22 сентября 2012 года в Москве было возобновлено трамвайное движение по Лесной улице.[32]

По состоянию на март 2014 года от проезжей части в Москве были отделены более 240 км трамвайных путей, при их общей протяженности в 416 км.[33]

В августе 2016 года отмечалось, что за последние пять лет в Москве выполнен ремонт более 140 км одиночных трамвайных путей.[34]

В 2017 году на площади Тверская Застава восстановили движение трамваев.[35]

В 2018 году Мосгортранс потратил 1,8 млрд рублей на капитальный ремонт трамвайных путей.

В январе 2022 года было сообщено, что утверждён проект трамвайной линии вдоль улицы Сергия Радонежского.[36]

В январе 2022 года было сообщено, что началась разработка проекта трамвайной линии на проспекте Академика Сахарова.[37]

19 июня 2023 года было сообщено, что утверждён проект новой трамвайной линии вдоль шоссе Энтузиастов в Измайлово.[38]

В начале 2020-х годов по поручению Мэра Москвы был разработан проект комплексного благоустройства улицы Сергия Радонежского, предусматривавший восстановление движения трамваев. Реализация проекта заняла всего семь месяцев — с марта по сентябрь 2024-го. Двухпутную трамвайную линию длиной свыше 860 метров проложили вдоль нечетной (исторической) стороны улицы Сергия Радонежского, она соединила действующие пути на шоссе Энтузиастов и Андроньевской площади.[39]

[править] Маршруты

Трамвайный маршрут № 9 по Лесной улице был закрыт в 2008 году.[40]

30 августа 2013 года трамвай № 3 начал работать в круглосуточном режиме.[41]

[править] Турникеты

С 1 июня 2013 года трамвайный маршрут No 17 «Останкино-Медведково» работает в бестурникетном режиме.[42]

16 июня 2018 года все московские трамваи начали работать без турникетов.[43]

[править] Показатели

[править] Парк

За 2010‑2014 годы для ГУП «Мосгортранс» было закуплено 143 новых трамвая.[44]

В 2017—2018 годах Москва получила 230 трамваев «Витязь-Москва».[45]

«ПК Транспортные системы» в 2019 году поставила в Москву 84 новых трамвая модели 71-931М «Витязь-М».[46]

[править] Трамвайные пути

Реконструкция трамвайных путей в Москве (км):[47]

  • 2010 год: 29
  • 2011 год: 23,6
  • 2012 год: 43,6
  • 2013 год: 12,7
  • 2014 год: 38,4
  • 2015 год: 9,1
  • 2016 год: 53,1

В 2019 году в Москве отремонтировали 32 км трамвайных путей.[48]

[править] Выпуск трамваев на линии

Выпуск трамваев на линии в Москве (единиц):[49]

  • 2021 год: 380
  • 2022 год: 465

[править] Перевозки

В 2018 году трамваи Москвы перевезли 219 млн пассажиров.[50]

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. Максим Ликсутов: «Города, прекращавшие транспортные проекты, деградировали». 18 августа 2021
  6. За отличный рейс. Март 2019
  7. [5]
  8. [6]
  9. [7]
  10. Годовой отчёт «Мосгортранса» за 2018 год
  11. [8]
  12. [9]
  13. Развитие общественного транспорта в городах России. #9
  14. Темпы развития общественного транспорта Москвы в 2020 году сохранились, несмотря на пандемию. 2 марта 2021
  15. [10]
  16. [11]
  17. [12]
  18. [13]
  19. [14]
  20. [15]
  21. [16]
  22. [17]
  23. [18]
  24. [19]
  25. [20]
  26. [21]
  27. [22]
  28. [23]
  29. [24]
  30. [25]
  31. [26]
  32. За отличный рейс. Март 2019
  33. [27]
  34. [28]
  35. [29]
  36. [30]
  37. [31]
  38. [32]
  39. [33]
  40. [34]
  41. За отличный рейс. Март 2019
  42. За отличный рейс. Март 2019
  43. За отличный рейс. Март 2019
  44. [35]
  45. [36]
  46. [37]
  47. Годовой отчёт «Мосгортранса» за 2016 год
  48. [38]
  49. [39]
  50. [40]
Трамвайный транспорт России в XXI веке
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты