Метро в Московском регионе в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В первой половине февраля 2025 года Москомархитектура выпустила распоряжения о подготовке планировки территории сразу трёх линейных объектов для развития метро в Новой Москве — продление Сокольнической линии метрополитена от станции «Потапово» в район Щербинка города Москвы, продление проектируемой Бирюлёвской линии метро от проектируемой станции «Бирюлёво» в Филимонковский район и продление Солнцевской линии от станции «Аэропорт Внуково» в Филимонковский район.[1]

Содержание

[править] Линии

[править] Арбатско-Покровская линия

«Мякинино» — первая станция Московского метрополитена, построенная за пределами административных границ Москвы — в Красногорске. После ее ввода в эксплуатацию в 2009 году Московское метро стало вторым после Петербургского, расположенным сразу в двух субъектах Российской Федерации.[2]

Станция «Смоленская» Арбатско-Покровской линии метро была закрыта в феврале 2020 года для замены эскалаторов.[3]

В марте 2021 года было сообщено, что эксперты Главгосэкспертизы России рассмотрели проектную документацию и результаты инженерных изысканий на строительство двух вестибюлей станции «Мякинино» Арбатско-Покровской линии метрополитена Москвы. По итогам проведения государственной экспертизы выдано положительное заключение.[4]

9 июля 2021 года станция «Смоленская» Арбатско-Покровской линии метро открылась для пассажиров после реконструкции. На станции установили новые эскалаторы и отреставрировали вестибюль — ему вернули исторический облик. Также специалисты обновили инженерные коммуникации, системы водоотведения и электрику.[5][6]

[править] Бирюлёвская линия

В ноябре 2019 года было сообщено, что утверждена предварительная трассировка первого участка Бирюлёвской линии Московского метро.[7]

По состоянию на декабрь 2021 года велась подготовка территории для будущей стройки Бирюлёвской линии — выносились коммуникации и освобождались площадки.[8]

По состоянию на 22 сентября 2022 года Бирюлёвская линия Мосметро находилась в стадии проектирования.[9]

[править] Большая кольцевая линия

1 марта 2023 года был осуществлён запуск движения на всей протяжённости Большой кольцевой линии.[10]

[править] Бутовская линия

В Бутово в 2003 году введена в эксплуатацию первая линия «лёгкого» метро (надземный участок на эстакадах с использованием малогабаритного подвижного состава; 7 станций).[11]

[править] Замоскворецкая линия

24 декабря 2012 года открылась 187-я станция московского метро «Алма-Атинская». Она стала конечной на южном участке Замоскворецкой линии.

Решение о строительстве станции метро «Беломорская» было принято правительством Москвы в 2011 году. Открытие станции состоялось 20 декабря 2018 года.[12]

28 декабря 2015 года на территории ЗИЛа была открыта 198-я станция Московского метро «Технопарк». Она расположена на Замоскворецкой линии между «Автозаводской» и «Коломенской».

31 декабря 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин открыл станцию метро «Ховрино». Она стала новой конечной остановкой Замоскворецкой линии Мосметро.

Станция «Новослободская» была временно закрыта с ноября 2020 года.[13]

С 12 ноября 2022 года был временно закрыт участок «Автозаводская» — «Орехово» Замоскворецкой линии.[14]

[править] Калининско-Солнцевская линия

31 января 2014 года открылось движение поездов между станциями «Парк Победы» и «Деловой центр».[15]

По состоянию на март 2015 года велось строительство электродепо «Солнцево» Калининско-Солнцевской линии метрополитена.[16]

По состоянию на апрель 2016 года в Москве шло строительство станции «Мичуринский проспект» на Калининско-Солнцевской линии Московского метро.[17]

В марте 2017 был открыт для пассажиров участок Калининско-Солнцевской линии от станции «Парк Победы» до станции «Раменки» протяженностью 7,25 км и 3 станциями.[18]

В 2018 году открылись станции «Рассказовка» и «Говорово» Калининско-Солнцевской линии.[19]

По состоянию на июль 2021 года продолжалось строительство участка Солнцевского радиуса от станции метро «Рассказовка» до аэропорта Внуково.[20]

По состоянию на 8 августа 2022 года продолжалось строительство станции метро «Пыхтино».[21]

В сентябре 2022 года было сообщено, что завершено строительство тоннелей метро до аэропорта «Внуково».[22]

6 сентября 2023 года на Солнцевской линии московского метро запустили сразу две станции — «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково». Аэропорт «Внуково» стал первым аэропортом в России, попасть в который можно из метро.[23][24]

[править] Калужско-Рижская линия

Станция «Рижская» была временно закрыта с августа 2020 года.[25]

По состоянию на июнь 2021 года продолжалось обновление подвижного состава на Калужско-Рижской линии Мосметро.[26]

По состоянию на июль 2021 года на Калужско-Рижской линии вагоны новых серий «Москва» и «Москва-2020» составляли почти 50 % парка.[27]

[править] Кольцевая линия

Первый поезд «Москва-2020» пустили на Кольцевую линию метро в октябре 2020 года.[28]

Поезда «Русич» до июня 2021 года ходили по Кольцевой линии.[29]

В июне 2021 года было сообщено, что завершилось обновление подвижного состава Кольцевой линии Московского метро — теперь здесь стали ходить 35 поездов «Москва-2020».[30]

В феврале 2022 года было принято решение о строительстве 13-й станции Кольцевой линии метро, между «Новослободской» и «Проспектом Мира».

4 марта 2022 года было сообщено, что Сергей Собянин открыл вестибюль станции метро «Новослободская» после капитального ремонта и реставрации. На станции полностью обновили системы электро- и водоснабжения, вентиляции и безопасности, укрепили несущие конструкции и отреставрировали металлические решетки и элементы лепного декора. Также восстановили исторический облик вестибюля станции, включая напольный шахматный рисунок, мраморную облицовку стен и деревянные двери.[31]

6 октября 2022 года Собянин сообщил, что утвердили проект будущей станции «Суворовская» Кольцевой линии.[32]

[править] Люблинско-Дмитровская линия

Станция «Шипиловская» Люблинско-Дмитровской линии метро открыта в декабре 2011 года.[33]

16 сентября 2016 года Сергей Собянин открыл новый участок Люблинско-Дмитровской линии метро — это целых три станции: Бутырская, Фонвизинская и Петровско-Разумовская.

22 марта 2018 года мэр Москвы Сергей Собянин открыл новый участок Люблинско-Дмитровской линии метро со станциями «Верхние Лихоборы», «Окружная» и «Селигерская».

В 2019 году начались работы по строительству участка салатовой ветки протяженностью 6,9 км в составе 3-х станций — «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех».[34]

В ноябре 2020 года было сообщено, что на Люблинско-Дмитровской линии на севере Москвы началось строительство перегонного тоннеля в направлении района Северный.[35]

С 1 по 13 мая 2021 года для обеспечения строительства Большой Кольцевой линии закрывался участок Люблинской-Дмитровской линии между станциями «Дубровка» и «Волжская».[36]

В июле 2021 года было сообщено, что на строящейся станции «Лианозово» Люблинско-Дмитровской линии метро началось строительство выхода к подземному переходу, по которому пассажиры смогут выйти к одноименной станции МЦД-1.[37]

7 сентября 2023 года мэр Москвы Сергей Собянин открыл движение на участке между станциями «Селигерская» и «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии. Эксплуатационная длина линии превысила 43 км, таким образом, она стала второй по протяжённости среди радиальных линий на Мосметро после Арбатско-Покровской линии.[38]

[править] Монорельс

Строительство монорельсовой транспортной системы на северо-востоке Москвы началось в августе 2001 года.[39]

Единственный московский монорельс протяжённостью 5,1 км был открыт в 2004 году на северо-востоке Москвы и обошелся городу в 6,3 миллиарда рублей.[40]

В 2004—2008 годах монорельс работал в экскурсионном режиме.[41]

10 января 2008 года монорельс стал работать в режиме общественного транспорта с постепенным сокращением интервала движения до 6 минут.[42]

По монорельсу в 2014 году перевезено 5,6 млн пассажиров.[43]

С открытием МЦК в сентябре 2016 года, а также новых станций метро и маршрутов электробусов значение монорельса в транспортной системе значительно снизилось.[44]

В январе 2017 года линия монорельса в Москве из-за недостаточного пассажиропотока была переведена в туристический режим работы, поезда по ветке стали ходить раз в полчаса.[45][46]

Весной 2017 года власти Москвы объявили о планах заменить монорельс трамвайной линией, а летом 2017 года одобрили подготовку проекта демонтажа монорельсовой ветки.[47]

[править] Некрасовская линия

По состоянию на август 2014 года в Москве велось строительство Кожуховской линии метрополитена.[48]

По состоянию на январь 2017 года в Москве шло строительство Кожуховской линии Московского метро.[49]

13 декабря 2018 года было завершено строительство двухпутного тоннеля от станции «Окской» до станции «Стахановской».[50]

3 июня 2019 года открыли первые 4 станции («Некрасовка», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского» и «Косино») новой Некрасовской линии метро.[51][52]

[править] Рублёво-Архангельская линия

В июне 2021 года было сообщено, что утвержден проект планировки первого участка Рублёво-Архангельской линии метро — от станции «Шелепиха» до станции «Липовая Роща». Соответствующее постановление подписал мэр Москвы Сергей Собянин.[53]

22 сентября 2022 года на Рублёво-Архангельской линии Мосметро завершили проходку первого тоннеля от «Звенигородской» до «Народного Ополчения».[54]

6 декабря 2022 года было сообщено, что тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Виктория» завершил строительство правого перегонного тоннеля от станции «Народное Ополчение» до «Звенигородской» строящейся Рублёво-Архангельской линии метро.[55]

[править] Сокольническая линия

8 декабря 2014 года Мэр Москвы Сергей Собянин открыл станцию «Тропарёво» Сокольнической линии Московского метрополитена. Это 196-я станция Московского метро.

18 января 2016 года открылась станция «Румянцево».[56]

Юбилейная 200-я станция московского метро «Саларьево», входящая в состав Сокольнической линии, была открыта для пассажиров в феврале 2016 года.

29 декабря 2016 года, после года ремонтных работ мэр Москвы Сергей Собянин открыл станцию «Фрунзенская» Сокольнической линии.

По состоянию на апрель 2018 года в Москве велось строительство продолжения Сокольнической линии метрополитена.[57]

20 июня 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин открыл новый участок Сокольнической линии метро четыре новые станции Сокольнической линии метро с четырьмя новыми станциями: «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка». Длина этого участка — около 12 км, все станции находятся за МКАДом в Новой Москве.[58][59] С их запуском жители деревень Картмазово, Прокшино, поселка Коммунарка и других населенных пунктов Новой Москвы получили метро рядом с домом.[60]

Из-за строительства пересадки на БКЛ, в июле и августе 2021 года закрывались несколько станций Сокольнической линии метро.[61]

[править] Таганско-Краснопресненская линия

9 ноября 2013 года было запущено рабочее движение по участку от станции метро «Выхино» до станций «Лермонтовский проспект» и «Жулебино».[62]

[править] Троицкая линия

В июле 2019 года было сообщено, что в Москве запустили строительство семи станций Коммунарской линии метро.[63]

По состоянию на август 2019 года в Москве велось строительство Коммунарской линии метрополитена.[64]

25 ноября 2019 года Мэр Москвы Сергей Собянин открыл проходку левого перегонного тoннеля от станции «Университет Дружбы Нарoдов» до «Улицы Новаторов» Коммунарской линии Московского метро.[65]

В июне 2021 года было сообщено, что началось сооружение станций «Академическая» и «Улица Строителей» на центральном участке Троицкой линии метро.[66]

По состоянию на июль 2021 года велось строительство Троицкой линии Московского метро.[67]

По состоянию на декабрь 2021 года продолжалось строительство Троицкой линии Московского метро.[68]

7 августа 2022 года было сообщено, что станция метро «Тюленевская» построена на 50 %.[69]

По состоянию на 22 сентября 2022 года Троицкая линия Мосметро находилась в активной стадии строительства.[70]

28 ноября 2022 года было сообщено, что работы по сооружению станции «Крымская» Троицкой линии метро перешли в активную фазу.[71]

[править] Станции

175-я станция Московского метро открылась 8 января 2008 года в Москве.

С 2011 по 2015 год в Москве было открыто 18 новых станций метро.[72]

30 августа 2012 года вступила в строй новая, 186-я станция Московского метро — «Новокосино».

28 декабря 2012 года мэр Москвы Сергей Собянин открыл станцию метро «Пятницкое шоссе» на северо-западе Москвы.[73]

По состоянию на март 2015 года в Москве шло строительство новой станции Московского метро «Шелепиха».[74]

21 сентября 2015 года открылась 197-я станция Московского метро — «Котельники».

199-я станция Московского метро «Румянцево» стала первой, построенной в Новой Москве. Её открыли за Московской кольцевой у Киевского шоссе 18 января 2016 года.

По состоянию на апрель 2016 года в Москве велось строительство 35 станций метро.[75]

По состоянию на декабрь 2016 года в Москве велось строительство 35 новых станций метро.[76]

Всего по итогам 2016 года в Москве было введено в строй 5 станций метро.

По состоянию на декабрь 2017 года в Москве велось строительство 35 станций метрополитена.[77]

По итогам 2018 года в Москве было открыто рекордное количество станций метро — 17.

По состоянию на июль 2019 года Московское метро состояло из 230 станций.[78]

По состоянию на август 2019 года в Москве велось строительство 35 станций метро, ещё 40 станций находилось в стадии проектирования.[79]

Всего по итогам 2019 года в Москве были открыты 8 новых станций метро.

В октябре 2020 года отмечалось, что за последние 10 лет в эксплуатацию введено 56 станций Московского метро.[80]

[править] Пересадки между станциями

29 декабря 2020 года в Москве открылся подземный переход между станциями «Динамо» Замоскворецкой линии и «Петровский парк» Большой кольцевой линии. После открытия с одной станции на другой оказаться можно не за 6 минут, как было раньше, а всего за 2-3.[81][82]

По состоянию на август 2021 года на станции метро «Проспект Вернадского» завершалось строительство пересадки на БКЛ.[83]

5 января 2022 года было сообщено, что началось строительство пересадки с БКЛ «Текстильщики» на фиолетовую линию метро.[84]

28 марта 2022 года было сообщено, что началось строительство пересадки между двумя станциями метро «Сокольники».[85]

[править] Депо

За 2011—2015 годы в Москве в рамках программы развития столичной подземки были выполнены работы по строительству и реконструкции четырех электродепо: «Печатники», «Митино», «Братеево» и «Выхино».[86]

В 2012 году было расширено депо «Печатники».[87]

Электродепо «Лихоборы» начали строить в 2012 году.[88]

По состоянию на февраль 2016 года в Московском метро функционировали 17 электродепо.[89]

По состоянию на апрель 2016 года в Москве велось строительство 5 депо метро.[90]

30 августа 2018 года Собянин открыл новое электродепо «Солнцево».[91]

[править] Подвижной состав

За 2010—2014 годы для нужд Московского метрополитена было приобретено 1300 новых вагонов, которые отличаются низким уровнем шума, плавностью хода, современной системой вентиляции и кондиционирования.[92]

16 августа 2013 года ГУП «Московский метрополитен» и ОАО «Метровагонмаш» подписали контракт жизненного цикла на сервисное обслуживание вагонов метро. Церемония подписания документа прошла в Красной зале мэрии Москвы. Подписи под контрактом поставили начальник московского метрополитена Иван Беседин и президент ЗАО «Трансмашхолдинг», в состав которого входит ОАО «Метровагонмаш», Андрей Бокарев. Как отметил врио мэра Москвы Сергей Собянин, присутствовавший на церемонии подписания документа, это происходит впервые за всю 78-летнюю историю Московского метро. «Контракт жизненного цикла означает, что в течение 30 лет подрядчик обязан обслуживать, ремонтировать и ежедневно поставлять на линию качественный подвижной состав», — пояснил Собянин. По его словам, контракт даёт метрополитену очевидные выгоды — «во-первых, более качественный и своевременный ремонт заводом-изготовителем, во-вторых, экономию на эксплуатационных расходах, которая составляет около 20 проц от затрат на ремонт». Кроме того, контракт позволяет оптимизировать капитальные затраты, «направленные на создание новых ремонтных мастерских, ремонтных баз». «В целом, это дает более надежную работу метрополитена», — отметил Собянин.[93]

С 2014 года Москва перешла на закупку вагонов метро по контрактам жизненного цикла: победитель должен поставить новые вагоны, а затем их обслуживать 30 лет.[94]

Два контракта в 2014 году — на поставку и обслуживание 644 вагонов (143,96 млрд руб.) и 768 вагонов (133,14 млрд руб.) для Московского метро — получил «Трансмашхолдинг».[95]

В мае 2017 года ВЭБ утвердил выделение 38 млрд рублей на поставку новых вагонов Московскому метрополитену.[96]

По состоянию на июнь 2021 года две трети подвижного состава Мосметро относится к поездам новых поколений («Русич», «Ока», «Москва» и «Москва-2020»).[97]

В 2011—2021 годах в Москву было поставлено 3778 вагонов метро.[98]

В апреле 2022 года отмечалось, что с 2011 года средний возраст вагонов Мосметро снизился на 10 лет (показа­тель обновления — почти 70 процентов).[99]

11 июля 2022 года Дептранс Москвы отмечал: «С 2010 года для [Московского] метро было поставлено больше 4 тыс. новых вагонов, произведенных на отечественных предприятиях. Уже 70 % пассажиров совершают поездки в современных и комфортных составах, а наше метро имеет самый большой в Европе парк вагонов.»[100]

20 сентября 2022 года Дептранс Москвы отмечал: «70 % поездов метро — составы нового поколения. В 2010 году их было всего чуть более 12 % — в большинстве не было ни экранов, ни кондиционеров, ни межвагонных переходов.»[101]

[править] Возраст

В феврале 2022 года Максим Ликсутов заявил: «Средний возраст вагонов метро в Москве в 2010 году был 22,5 года, сегодня он составляет всего около 12 лет. Мы почти в два раза смогли уменьшить возраст вагонов метро — это ощутимая разница.»[102]

В апреле 2022 года отмечалось, что благодаря масштабным поставкам нового подвижного состава средний возраст вагонов в Мосметро снизился до 12 лет.[103]

[править] Серия «Москва»

Вагоны серии «Москва» ходят в Мосметро с 2017 года.

Серийные поставки поездов «Москва-2020» начались в 2020 году.[104]

Впервые поезд «Москва-2020» вышел на линию в октябре 2020 года.[105]

В 2020 году на линии Московского метро вышли 45 новых составов «Москва-2020».[106]

По состоянию на октябрь 2021 года на Кольцевой, Таганско-Краснопресненской, Филёвской и Некрасовской линиях Мосметро парк состоит только из поездов серии «Москва».

По состоянию на апрель 2022 года Московский метрополитен получил 776 новых вагонов «Москва-2020» — 100 составов, которые обслуживают пассажиров на Кольцевой, Большой кольцевой и Калужско-Рижской линиях метро. При этом на обеих кольцевых линиях курсируют только составы «Москва-2020».[107]

11 июля 2022 года Дептранс Москвы отмечал: «За полгода мосметро получило 168 новых вагонов „Москва-2020“ — сейчас уже больше 100 таких составов ездят на Кольцевой, Большой кольцевой и Калужско-Рижской линиях».[108]

В октябре 2020 года состоялся запуск первых поездов «Москва-2020» с улучшенной навигацией на Кольцевой линии Мосметро.[109]

4 июня 2023 года Собянин сообщил, что в метро поступил 1000-й вагон поезда «Москва-2020».[110]

[править] Возможность использования беспилотных поездов

В ноябре 2021 года отмечалось: «Всю инфраструктуру для беспилотных поездов закладывают сразу при строительстве новых линий [Московского метро]».[111]

[править] Показатели

По итогам 2020 года в Москву было поставлено 538 новых вагонов метро.[112]

Всего с 2010 года по июль 2021 года для метро Москвы было закуплено около 3700 вагонов.[113]

[править] Финансирование

С 2011 года по начало 2019 года Москва вложила в развитие метро около 855 млрд рублей.[114]

[править] Строительство

«Мосинжпроект» с 2011 года является генеральной проектной и генеральной подрядной организацией по проектированию и строительству новых линий Московского метрополитена.[115]

В 2011 году в Москве было решено большинство новых станций метро строить открытым способом.[116]

В 2012 году власти Москвы выделили на строительство метро 100 млрд рублей.[117]

С 2011 по 2015 годы в Москве в рамках реализации программы строительства Московского метро построили участок Люблинской линии от станции «Марьино» до станции «Зябликово», второй выход со станции метро «Марьина Роща», два участка Калининско-Солневской линии метро: от станции «Новогиреево» до станции «Новокосино» и от станции «Деловой центр» до станции «Парк Победы». Не обошли стороной и Замоскворецкую линию. Здесь появился новый участок от станции метро «Красногвардейская» до станции «Алма-Атинская». На Арбатско-Покровской линии метро строители возвели участок от станции метро «Митино» до станции «Пятницкое шоссе». На Таганско-Краснопресненской линии метро за этот период построили два участка: от станции «Выхино» до станции «Жулебино» и от станции «Жулебино» до станции «Котельники». Кроме того, здесь появилась новая станция метро «Спартак». Бутовская линия столичной подземки пополнилась новым участком от станции метро «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк», а Сокольническая — от станции «Юго-Западная» до станции «Тропарево».[118]

По состоянию на апрель 2018 года в Москве на строительстве метро основном использовались тоннелепроходческие механизированные комплексы (ТПМК) фирмы «Херренкнехт» (Германия) диаметром от 6,0 до 12 м, предназначенные для проходки в сложных горно-геологических условиях с гидростатическим давлением до 3,0 атмосфер.[119]

По состоянию на август 2019 года велось строительство Некрасовской линии и Большой кольцевой линии Московского метро.[120]

2 января 2020 года был проведён технический пуск второго участка Некрасовской линии и примыкающих к ней участков Большой кольцевой линии метро.[121]

По итогам 2020 года построено 17,9 км линий и семь станций Мосметро.[122]

[править] Доля метро в пассажиропотоке Москвы

В июле 2017 года отмечалось, что около 44 % пассажиропотока общественного транспорта Москвы приходится на метрополитен.[123]

[править] Оплата проезда

[править] Скидки по времени поездки

Со 2 ноября 2020 года предоставлена скидка на поездки вне утреннего часа пик на двух линиях метро — Таганско-Краснопресненской и Некрасовской.[124]

[править] Face Pay

В начале сентября 2020 года в дептрансе Москвы анонсировали оплату проезда в Московском метро по скану лица через систему FacePay.[125]

Сервис Face Pay с 15 октября 2021 года начал работать на всех станциях метро Москвы.[126]

[править] Оплата банковской картой

Число случаев оплаты проезда в Московском метро на турникете с помощью банковской карты составило 2,7 млн за 2019 год.[127]

[править] Интернет

Крупнейшим проектом по оснащению московского транспорта бесплатным интернет-доступом стало строительство сети WI-Fi в метрополитене — компанией «Максима Телеком», которая к концу 2013 года «провела» Wi-Fi во все поезда.[128]

К началу 2015 года все линии Московского метро были оборудованы бесплатным подключением к интернету.[129]

[править] Информационные сервисы

Мобильное приложение «Метро Москвы» запустили в 2017 году.[130]

[править] Пропускной режим

15 апреля 2020 года утром на входах в Московский метрополитен начались сплошные проверки электронных пропусков, введённых московской мэрией для всех, кто перемещается по городу на личном или общественном транспорте. Результатом стали очереди у входов в метрополитен.[131]

[править] Использование тоннелепроходческих комплексов

В марте 2020 года было сообщено, что компания Guinness World Records зафиксировала мировой рекорд по числу используемых при строительстве метро в Москве тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК). По состоянию на март 2020 года было задействовано 23 ТПМК на различных площадках строительства. Ни в одном мегаполисе мира не работало одновременно столько машин.[132]

[править] ТиНАО

Московское метро пришло в ТиНАО в 2016 году.[133]

По состоянию на июль 2021 года в Новой Москве велось строительство шести станций метро — «Пыхтино» и «Внуково» Калининско-Солнцевской линии и «Славянский мир», «Мамыри», «Бачуринская» и «Коммунарка» Троицкой линии.[134]

По состоянию на июль 2022 года в ТиНАО на Троицкой и Калининско-Солнцевской линиях Мосметро велось строительство шести новых станций: «Потапово», «Пыхтино», «Тютчевская», «Мамыри», «Бачуринская» и «Коммунарка».[135]

[править] Государственная политика

4 мая 2012 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление об утверждении новой программы развития Московского метрополитена до 2020 года.[136]

[править] Нереализованные планы

11 октября 2005 года на заседании правительства Московской области правительством Московской области был принят проект постановления «Об одобрении схемы территориального планирования Московской области основных положений градостроительного развития». Документ определяет основные направления развития области вплоть до 2020 года, в том числе транспортной инфраструктуры. Согласно этому документу, в области должны были появиться шесть линий лёгкого метро общей длиной более 270 км. Планировалось проложить трассы лёгкого метро от Химок до Путилкова, от Мытищ через Пушкино и Ивантеевку до Щелкова, от Ногинска до Электростали, от Подольска через Домодедово в Раменское, связать Кубинку с Поваровом через Звенигород и Истру, а также построить линию мини-метро от Каширы до Орехова-Зуева длиной более 120 км.[137]

[править] Показатели

[править] Строительство

За 2011—2012 годы в Москве было построено более 7 км новых линий метро.

За 2011—2014 годы в Москве введено 29,3 км линий метро.[138]

С 2011 по 2015 год в Москве было проложено более 34 км новых линий метро.[139]

За 2011—2018 годы в Москве построили 137 км линий метро (с учётом Московского центрального кольца).[140]

По состоянию на апрель 2016 года в Москве велось строительство более 60 км линий метро.[141]

По итогам 2017 года в Москве построено более 20 км линий метро.

По итогам 2018 года в Москве было открыто 33 км новых линий метро.

Всего в 2019 году в Москве было введено в эксплуатацию почти 18 км новых линий метро.[142]

[править] Пассажиропоток

В среднем московское метро перевозит 6,824 млн пассажиров в день (по данным за 2013 год).[143]

[править] Оплата проезда

В 2020 году с помощью бесконтактных карт совершили более 52 миллионов проходов в Мосметро.[144]

Личные инструменты