Торговля в Москве в XXI веке
Материал из Documentation.
По состоянию на декабрь 2001 года в Москве не было распространённых в европейских мегаполисах площадок retail park, когда на одном пространстве установлено до 20 ангаров независимых друг от друга непродовольственных сетей.[1]
По состоянию на начало 2004 года Москва оставалась на последних местах в списке крупных городов Европы по количеству торговых площадей на душу населения.[2]
В 2015 году правительство Москвы постановило снести часть уличных торговых павильонов и заменить их на типовые киоски, принадлежащие городу. Право на торговлю разыгрывалось на электронных аукционах. Кульминацией реформы стала «ночь длинных ковшей» 9 февраля 2016 года, когда снесли около 100 объектов. Позже были проведены ещё шесть волн сноса. Всего снесено более 380 объектов.[3]
В Москве в 2016 году началось снижение доли свободных торговых помещений, расположенных на первых этажах зданий.[4]
Содержание |
[править] Интернет-торговля
В 2019 году в Москве доля онлайн-торговли составила 4,3 % против 3,2 % годом ранее.[5]
[править] Торговые объекты
[править] Торговые центры
По итогам 2015 года обеспеченность Москвы торговыми центрами выросла до 388 м2 на 1 тыс. человек в сравнении с 345 м2 годом ранее.
[править] Дискаунтеры
По состоянию на декабрь 2001 года в Москве в формате дискаунтеров работали шесть-восемь сетей.[6]
[править] Супермаркеты
По состоянию на декабрь 2001 года в Москве в формате супермаркетов работали свыше 15 сетей.[7]
[править] Универсамы
По состоянию на декабрь 2001 года, по словам Олега Гвоздика, в Москве оставалось не больше 80 независимых универсамов.[8]
[править] Гипермаркеты
По состоянию на декабрь 2001 года в Москве имелись гипермаркеты.[9]
В сентябре 2002 года турецкая компания «Рамэнка», владеющая торговой сетью «Рамстор», открыла в московском районе Беляево гипермаркет стоимостью $25 млн. Как сообщила директор по рекламе турецкой компании Саба Карабей на открытии магазина 26 сентября 2002 года, площадь нового гипермаркета составляет 12,157 тыс. кв. м. Ассортимент нового «Рамстора» составляет более 30 тыс. наименований продовольственной и непродовольственной продукции.[10]
По состоянию на октябрь 2004 года в Москве было меньше 10 гипермаркетов.[11]
[править] Магазины
Первый магазин Decathlon в России открылся в 2006 году в Москве.[12]
За 2011—2015 годы в Москве построили порядка 300 магазинов различных форматов общей торговой площадью более 3 млн м2.[13]
По итогам 2012 года в Москве было открыто свыше 250 сетевых магазинов.
В марте 2020 года было сообщено, что в Москве открылся первый в Европе монобрендовый магазин BOSS Women, представляющий исключительно женскую линию. Магазин площадью 130 м² расположился на первом этаже ТРЦ «Авиапарк».[14]
[править] Оптовые комплексы
В 2014 году мэр Москвы Сергей Собянин открыл оптовый комплекс «Фудсити» на Калужском шоссе.[15]
[править] Рынки
Черкизовский рынок (наиболее крупный вещевой рынок на востоке Москвы) был закрыт в 2009 году по инициативе Путина.[16]
В 2011—2016 годах правительство Москвы практически завершило реорганизацию рыночной торговли, в ходе которой было закрыто большинство нестационарных рынков начала 1990-х годов. Им на смену пришли региональные ярмарки и ярмарки выходного дня, а также стационарные рынки нового формата.[17]
[править] Ярмарки
Формат ярмарок «выходного дня» появился в Москве в 2011 году.[18]
С 2016 года полномочия по организации ярмарок выходного дня осуществляет ГБУ «Московские ярмарки».[19]
[править] Торговые сети
[править] Пятёрочка
В октябре 2020 года было сообщено, что торговая сеть «Пятерочка» открыла в Москве первый магазин с полностью автоматической системой покупок.[20]
[править] Metro Cash & Carry
В России первые магазины Metro Cash & Carry открылись в 2001 году в Москве.[21]
[править] OBI
Первые магазины OBI в России открылись в 2003 году в Москве.[22]
[править] Торговые площади
В 2003 году количество торговых площадей в Москве выросло на 25 % по сравнению с 2002 годом.[23]
В 2015 году в Москве, по данным Knight Frank, в эксплуатацию было введено 12 торговых объектов общей площадью 1,13 млн м2, что на 23 % меньше, чем в 2014 году.[24]
Общий объем торговых площадей Москвы на конец 2015 года составил около 5,3 млн м2, по данным Knight Frank.[25]
По итогам 2023 года в Москве был отмечен рекордно низкий за последние годы объём ввода новых торговых площадей. По оценке IBC Real Estate, относительно показателей 2022 года ввод снизился примерно на 11 %.[26]
[править] Рейтинги
По итогам 2013 года Москва заняла 9-е место в рейтинге столиц Восточной Европы по уровню обеспеченности населения качественными торговыми площадями.
[править] Аренда торговых объектов
По итогам 2012 года Москва попала в топ-5 городов с самыми высокими ставками аренды на главных торговых улица города в регионе ЕМЕА.
По итогам 2014 года Москва больше не входит в тройку европейских городов с самыми высокими ставками аренды в сегменте стрит-ритейла, говорится в исследовании JLL.
[править] Посещаемость торговых объектов
Как следует из данных Watcom Group, показатель Shopping Index, отражающий динамику посещаемости объектов, на 18-й неделе 2019 года (29 апреля — 5 мая) в Москве увеличился лишь на 1 % относительно АППГ, а на 19-й неделе (6-12 мая) 2019 года сократился на 3,6 %.[27]