Железнодорожный транспорт Москвы в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Линии

Электропоезд «Ласточка»
Электропоезд «Ласточка»

[править] МЦК

11 июня 2011 года идея создания Московского центрального кольца (МЦК) на основе отечественных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок была принципиально одобрена Владимиром Путиным.[1]

Реконструкция МКМЖД началась в 2012 году.[2]

Главным событием 2016 года стало открытие Московского центрального кольца (МЦК).[3] Запуск МЦК состоялся 10 сентября 2016 года с участием президента России В. В. Путина, генерального директора ОАО «РЖД» О. В. Белозерова и мэра Москвы С. С. Собянина.[4][5]

Программа интеграции Московского центрального кольца с радиальными направлениями железной дороги реализуется правительством Москвы и ОАО «РЖД» начиная с 2016 года.[6]

В первые месяцы эксплуатации по МЦК ежедневно курсировали 134 пары электропоездов. Интервал движения составлял 6 минут в часы пик и 12 минут в остальное время.[7]

С 1 мая 2017 года интервал движения поездов на МЦК был уменьшен с 6 до 5 минут в часы пик и с 12 до 10 минут в остальное время.[8]

С мая 2017 года на МЦК по будням курсировали 177 пар поездов и 150 пар по выходным дням.[9]

10 июля 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин открыл северный вестибюль ТПУ Московского центрального кольца «Кутузовская».[10]

С ноября 2019 года интервал между поездами «Ласточка» на МЦК стал составлять 4 минуты в часы пик, в остальное время составы стали курсировать каждые 8 минут.[11]

[править] МЦД

2019 год подарил горожанам Московские центральные диаметры (МЦД), предусматривающим сквозное движение пригородных электропоездов через центральную часть Москвы. В ноябре 2019 года открылось движение по первым двум линиям МЦД — МЦД-1 Одинцово — Лобня и МЦД-2 Нахабино — Подольск.[12][13]

20 июня 2022 года было сообщено, что на Белорусском вокзале началось строительство нового подземного пешеходного перехода на платформы МЦД-1 и МЦД-4.[14]

2 июня 2023 года в Москве полностью открыли новый вестибюль станции Площадь трёх вокзалов.[15]

[править] МДЦ-1

С 10 мая 2023 года было возобновлено движение по двум путям на центральном участке МЦД-1.[16]

[править] МЦД-2

По состоянию на 9 августа 2022 года велось строительство станции «Площадь трёх вокзалов» МЦД-2.[17]

[править] Аэроэкспрессы

На Белорусском вокзале 27 августа 2009 года открыли новый терминал «Аэроэкспресса».[18]

[править] Белорусское направление

В октябре 2019 года было сообщено, что Собянин открыл две новые платформы на Белорусском вокзале для МЦД-1.[19]

[править] Горьковское направление

По состоянию на июнь 2016 года велась разработка документации по переносу станции «Карачарово».[20]

Основные работы по реконструкции Карачарово были выполнены в 2017 — начале 2019 года силами ОАО «РЖД». Для максимального сокращения времени строительства с 19 мая 2018 года остановочный пункт Карачарово был закрыт для пассажиров.[21]

15 октября 2018 года на железнодорожной станции Карачарово (Горьковское направление Московской железной дороги) открылась платформа для остановки обычных электричек.[22][23][24]

10 января 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров открыли новую платформу для остановки экспрессов на станции Карачарово.[25] В 2019 году появилась возможность пересесть на МЦК с платформы Карачарово Горьковского направления МЖД.[26]

Остановочный пункт Карачарово перенесли ближе к станции МЦК «Нижегородская». Для пассажиров обустроили три платформы. Для перехода на станцию МЦК и строящуюся станцию метро «Нижегородская» построили подземный переход.[27]

Благодаря переносу остановочного пункта время пересадки с Карачарово на станцию МЦК «Нижегородская» сократилось в три раза — с 15 до 5 минут.[28]

В начале июня 2023 года на участке от Курского вокзала до станции Нижегородская железнодорожники завершили строительство и переключили движение поездов на новые двухпутные путепроводы через Нижнюю Сыромятническую улицу и мост через реку Яуза.[29]

[править] Казанское направление

В 2017 году организовали пересадку с платформы «Фрезер» Казанского направления МЖД на станцию МЦК «Андроновка».[30][31]

[править] Киевское направление

4 декабря 2020 года открыли после реконструкции железнодорожную станцию Крёкшино — станцию будущего диаметра МЦД-4.[32]

С 15 по 25 июня 2023 года расписание ряда поездов Киевского направления МЖД менялось в связи с переключением станции Солнечная на цифровую систему управления.[33]

[править] Курское направление

В Нижегородском районе между платформами Калитники и Текстильщики Курского направления ж/д построили платформу Новохохловская. Новая платформа разгрузила станции метро «Царицыно», «Курская» и «Текстильщики».[34]

С 23 января 2020 года для пассажиров открылся новый остановочный пункт Остафьево, построенный в Новой Москве между станциями МЦД-2 Щербинка и Силикатная.[35]

С 13 по 26 мая 2023 года расписание пригородных поездов Курского и Рижского направлений МЖД менялось в связи с капитальным ремонтом пути на участке Люблино-Сортировочное – Москва-Товарная-Курская. Технологические «окна» назначали в будние дни с 16 по 19 и с 23 по 26 мая 2023 года, преимущественно в ночное время с 22:00 до 5:30, а также в выходные дни 27-28 мая, 3-4 июня, 10-11 июня и 17-18 июня 2023 года с 3:00 субботы до 15:00 воскресенья. На время работ некоторые электропоезда следовали укороченными или изменёнными маршрутами, а также было выведены из графика. В выходные дни значительно увеличивались интервалы движения поездов. На Курском направлении большая часть поездов следовала от/до станций Царицыно и Перерва вместо Курского вокзала, на Рижском направлении — от/до станций Стрешнево и Курского вокзала. На участке от Подольска до Царицыно интервалы увеличивались до 20 минут, от Царицыно до Курского вокзала — до 1,5 часов. Часть поездов отменялась.[36]

[править] Ленинградское направление

Строительство новой железнодорожной станции «Ховрино» началось в 2017 году.[37]

Строительство пересадочного узла между платформой НАТИ и станцией «Лихоборы» началось во II квартале 2018 года и заняло чуть более полутора лет, завершившись в январе 2020 года. В ходе работ был возведен новый пассажирский вестибюль на платформе НАТИ, полностью перестроен вестибюль станции «Лихоборы», построен связывающий их надземный пешеходный переход через Северо-Восточную хорду. 30 января 2020 года состоялось открытие пересадочного узла между платформой НАТИ и станцией МЦК «Лихоборы».[38]

Старая платформа «Ховрино» с 16 ноября 2020 года получила название «Грачёвская».[39]

23 ноября 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров открыли новую станцию «Ховрино» на Октябрьской железной дороге в Северном административном округе Москвы.[40]

[править] Павелецкое направление

10 декабря 2015 года Сергей Собянин открыл новый пассажирский терминал «Аэроэкспресса», оборудованный на Павелецком вокзале.[41][42]

На Павелецком направлении железной дороги построен остановочный пункт Верхние Котлы с турникетно-кассовым терминалом. Для пассажиров сделали две крытые платформы, вестибюль и пешеходную галерею. В результате появилась удобная пересадка с остановочного пункта Верхние Котлы Павелецкого направления на одноименную станцию МЦК по принципу «сухие ноги». Расстояние для пересадки на МЦК сократилось с 900 до 50 метров. В результате снизилась нагрузка на станцию метро «Нагатинская» Серпуховско-Тимирязевской линии и Павелецкий вокзал.[43]

Новая платформа «Верхние Котлы» на Павелецком направлении Московской железной дороги открылась для пассажиров 25 декабря 2018 года.[44]

[править] Рижское направление

На первом этапе на Рижском направлении Московской железной дороги построили новую платформу Ленинградская. Она расположилась в 30 метрах от станции «Стрешнево» Московского центрального кольца (МЦК). Пересадка с электрички на «Ласточку» занимает всего 1,5 минуты. Старую платформу Ленинградская, которая располагалась в 200 метрах от МЦК, разобрали. После переноса платформы суточный пассажиропоток станции «Стрешнево» на МЦК увеличился почти наполовину, а остановочного пункта Ленинградская на 27 %. В рамках второго этапа построили северный терминал станции «Стрешнево». Теперь сделать пересадку на пригородную электричку можно по тёплому переходу без выхода на улицу.[45]

Осенью 2018 года платформа Ленинградская была перенесена на 200 метров ближе к станции Стрешнево.[46]

В июле 2019 года было сообщено, что в Москве открыли северный терминал транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Стрешнево». Его построили в рамках интеграции станции МЦК Стрешнево с платформой Ленинградская Рижского направления МЖД. На открытии присутствовали Сергей Собянин и генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.[47]

В декабре 2020 года было сообщено, что Главгосэкспертиза России изучила проектную документацию и результаты инженерных изысканий на строительство остановочного пункта Щукинская на МЦД-2. По итогам рассмотрения выдано положительное заключение.[48]

2 марта 2023 года состоялось открытие новой железнодорожной станции Марьина Роща на МЦД-2.[49]

[править] Савёловское направление

С июня 2008 года в «Шереметьево» можно было уехать с Савеловского вокзала Москвы.[50]

Старую платформу Окружная на Савеловском направлении железной дороги разобрали и построили новую на пересечении с МЦК. В результате путь до пересадки сократился в пять раз — до 50 метров. На новой платформе уложили противоскользящее покрытие. Для защиты пассажиров от осадков сделали навес. Построили вестибюль с турникетно-кассовым залом, который позволяет выйти к метро, МЦК и остановкам наземного городского транспорта. Новая платформа стала частью крупного транспортного узла «Окружная».[51]

2 августа 2018 года Сергей Собянин открыл новую ж/д платформу Окружная Савеловского направления МЖД.[52]

В будние дни с 1 по 30 июня 2023 года преимущественно в ночные часы (с 22:30 до 6:00) на станции Лианозово продолжалось строительство северного и южного вестибюлей и двух платформ, реконструкция контактной сети.[53]

24-25 июня 2023 года железнодорожники переключили II главный путь Савёловского направления на новый двухпутный путепровод на перегоне Окружная — Бескудниково.[54]

[править] Ярославское направление

По состоянию на август 2018 года на Ярославском направлении шёл перенос остановочного пункта «Северянин» ближе к МЦК.[55]

6 сентября 2019 года Собянин открыл платформу «Северянин» на Ярославском железнодорожном направлении. Остановочный пункт «Северянин» перенесли ближе к Московскому центральному кольцу на 350 метров.[56][57]

[править] Курская — Площадь трёх вокзалов

2 июня 2023 года Сергей Собянин писал:[58]

  • Мы завершили реконструкцию [железнодорожного] участка от Площади трёх вокзалов до Курской:
    • привели в порядок существующие пути и построили 2 новых — порядка 16,5 км;
    • возвели 3 ж/д эстакады и реконструировали 3 автомобильных путепровода;
    • установили шумозащитные экраны вдоль путей и шумозащитные окна в домах рядом.
  • В итоге увеличили пропускную способность участка больше чем в 2 раза.

[править] Вокзалы

[править] Восточный

29 мая 2021 года в Москве открылся новый железнодорожный вокзал «Восточный». «Восточный» стал частью транспортно-пересадочного узла «Черкизово» и объединил поезда дальнего следования, МЦК, метрополитен и наземный городской транспорт. Торжественная церемония открытия состоялась в присутствии генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозерова и мэра Москвы Серея Собянина.[59]

[править] Ленинградский

Работы по реконструкции Ленинградского вокзала начались в 2011 году. В ходе реконструкции в здании были воссозданы утраченные фрагменты его исторической части, а также увеличилась — почти на 8 тыс. м2 — полезная площадь. Общий объем средств, потраченных на реконструкцию, составил около 3 млрд рублей. Историческая часть Ленинградского вокзала реставрировалась с воссозданием утраченных фрагментов, деталей и первоначального цвета фасада. С учетом новейших технологий реализована динамическая подсветка здания. Также здесь созданы самые передовые системы навигации и информатизации пассажиров, модернизированы все инженерные сети и коммуникации. Радикально изменилась современная часть вокзала. Здесь обустроен современный фуд-корт, оборудованы торговые площади, реконструированы санитарные комнаты. При ремонте последних применялись антивандальные материалы, установлены самозакрывающиеся водопроводные краны с электронными датчиками.[60]

Ленинградский вокзал открылся 2 августа 2013 года после реконструкции.[61]

[править] Станции

В 2018 году открыты новые станции: Окружная Савеловского направления, Новохохловская Курского направления, Ленинградская Рижского направления, Верхние Котлы Павелецкого направления, которые создали удобные «связки» с МЦК.[62]

[править] Сообщение с другими городами

[править] Берлин

17 декабря 2016 года — первый рейс международного поезда «Стриж»/STRIZH Москва — Берлин.[63]

[править] Санкт-Петербург

18 декабря 2009 года из Москвы в Санкт-Петербург в свой первый рейс отправился поезд «Сапсан».

[править] Тверь

1 октября 2015 года началось движение скоростных «Ласточек» на участке Москва — Крюково — Тверь.[64]

[править] Государственная политика

В декабре 2012 года между Правительством Москвы и ОАО «РЖД» было заключено базовое соглашение о развитии и модернизации железнодорожной инфраструктуры радиальных направлений Московского железнодорожного узла.[65]

В 2017 году Правительство РФ выделило компании «РЖД» специальный взнос 9,41 млрд рублей на обеспечение интеграции Московского центрального кольца, Алексеевской соединительной ветви и Октябрьской железной дороги с Савёловским направлением.[66]

[править] Примечания

  1. Московская железная дорога: время, события, люди
  2. [1]
  3. Москва: было — стало. 12 июля 2021
  4. [2]
  5. Московская железная дорога: время, события, люди
  6. [3]
  7. Московская железная дорога: время, события, люди
  8. [4]
  9. Московская железная дорога: время, события, люди
  10. [5]
  11. [6]
  12. [7]
  13. Москва: было — стало. 12 июля 2021
  14. [8]
  15. [9]
  16. [10]
  17. [11]
  18. [12]
  19. [13]
  20. [14]
  21. [15]
  22. [16]
  23. [17]
  24. [18]
  25. [19]
  26. [20]
  27. Интеграция МЦК с радиальными направлениями МЖД
  28. [21]
  29. [22]
  30. [23]
  31. [24]
  32. [25]
  33. [26]
  34. Интеграция МЦК с радиальными направлениями МЖД
  35. [27]
  36. [28]
  37. [29]
  38. [30]
  39. [31]
  40. [32]
  41. [33]
  42. [34]
  43. Интеграция МЦК с радиальными направлениями МЖД
  44. [35]
  45. Интеграция МЦК с радиальными направлениями МЖД
  46. [36]
  47. [37]
  48. [38]
  49. [39]
  50. [40]
  51. Интеграция МЦК с радиальными направлениями МЖД
  52. [41]
  53. [42]
  54. [43]
  55. [44]
  56. [45]
  57. [46]
  58. [47]
  59. [48]
  60. [49]
  61. [50]
  62. Московская железная дорога: время, события, люди
  63. [51]
  64. [52]
  65. Московская железная дорога: время, события, люди
  66. Московская железная дорога: время, события, люди
Железнодорожный транспорт России в XXI веке
Виды  ГрузовойПассажирский
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100


Экономика Москвы в XXI веке
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Внутренний водныйВоздушный транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиПроцентные ставкиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиКредитыДепозитыДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Темы  ВРПОсновные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
Личные инструменты