Железнодорожный транспорт Москвы в XXI веке
Материал из Documentation.
[править] Линии
[править] МЦК
11 июня 2011 года идея создания Московского центрального кольца (МЦК) на основе отечественных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок была принципиально одобрена Владимиром Путиным.[1]
Реконструкция МКМЖД началась в 2012 году.[2]
Главным событием 2016 года стало открытие Московского центрального кольца (МЦК).[3] Запуск МЦК состоялся 10 сентября 2016 года с участием президента России В. В. Путина, генерального директора ОАО «РЖД» О. В. Белозерова и мэра Москвы С. С. Собянина.[4][5]
Программа интеграции Московского центрального кольца с радиальными направлениями железной дороги реализуется правительством Москвы и ОАО «РЖД» начиная с 2016 года.[6]
В первые месяцы эксплуатации по МЦК ежедневно курсировали 134 пары электропоездов. Интервал движения составлял 6 минут в часы пик и 12 минут в остальное время.[7]
С 1 мая 2017 года интервал движения поездов на МЦК был уменьшен с 6 до 5 минут в часы пик и с 12 до 10 минут в остальное время.[8]
С мая 2017 года на МЦК по будням курсировали 177 пар поездов и 150 пар по выходным дням.[9]
10 июля 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин открыл северный вестибюль ТПУ Московского центрального кольца «Кутузовская».[10]
С ноября 2019 года интервал между поездами «Ласточка» на МЦК стал составлять 4 минуты в часы пик, в остальное время составы стали курсировать каждые 8 минут.[11]
[править] МЦД
2019 год подарил горожанам Московские центральные диаметры (МЦД), предусматривающим сквозное движение пригородных электропоездов через центральную часть Москвы. В ноябре 2019 года открылось движение по первым двум линиям МЦД — МЦД-1 Одинцово — Лобня и МЦД-2 Нахабино — Подольск.[12][13]
20 июня 2022 года было сообщено, что на Белорусском вокзале началось строительство нового подземного пешеходного перехода на платформы МЦД-1 и МЦД-4.[14]
2 июня 2023 года в Москве полностью открыли новый вестибюль станции Площадь трёх вокзалов.[15]
[править] МДЦ-1
С 10 мая 2023 года было возобновлено движение по двум путям на центральном участке МЦД-1.[16]
[править] МЦД-2
По состоянию на 9 августа 2022 года велось строительство станции «Площадь трёх вокзалов» МЦД-2.[17]
[править] Аэроэкспрессы
На Белорусском вокзале 27 августа 2009 года открыли новый терминал «Аэроэкспресса».[18]
[править] Белорусское направление
В октябре 2019 года было сообщено, что Собянин открыл две новые платформы на Белорусском вокзале для МЦД-1.[19]
[править] Горьковское направление
По состоянию на июнь 2016 года велась разработка документации по переносу станции «Карачарово».[20]
Основные работы по реконструкции Карачарово были выполнены в 2017 — начале 2019 года силами ОАО «РЖД». Для максимального сокращения времени строительства с 19 мая 2018 года остановочный пункт Карачарово был закрыт для пассажиров.[21]
15 октября 2018 года на железнодорожной станции Карачарово (Горьковское направление Московской железной дороги) открылась платформа для остановки обычных электричек.[22][23][24]
10 января 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров открыли новую платформу для остановки экспрессов на станции Карачарово.[25] В 2019 году появилась возможность пересесть на МЦК с платформы Карачарово Горьковского направления МЖД.[26]
Остановочный пункт Карачарово перенесли ближе к станции МЦК «Нижегородская». Для пассажиров обустроили три платформы. Для перехода на станцию МЦК и строящуюся станцию метро «Нижегородская» построили подземный переход.[27]
Благодаря переносу остановочного пункта время пересадки с Карачарово на станцию МЦК «Нижегородская» сократилось в три раза — с 15 до 5 минут.[28]
В начале июня 2023 года на участке от Курского вокзала до станции Нижегородская железнодорожники завершили строительство и переключили движение поездов на новые двухпутные путепроводы через Нижнюю Сыромятническую улицу и мост через реку Яуза.[29]
[править] Казанское направление
В 2017 году организовали пересадку с платформы «Фрезер» Казанского направления МЖД на станцию МЦК «Андроновка».[30][31]
[править] Киевское направление
4 декабря 2020 года открыли после реконструкции железнодорожную станцию Крёкшино — станцию будущего диаметра МЦД-4.[32]
С 15 по 25 июня 2023 года расписание ряда поездов Киевского направления МЖД менялось в связи с переключением станции Солнечная на цифровую систему управления.[33]
[править] Курское направление
В Нижегородском районе между платформами Калитники и Текстильщики Курского направления ж/д построили платформу Новохохловская. Новая платформа разгрузила станции метро «Царицыно», «Курская» и «Текстильщики».[34]
С 23 января 2020 года для пассажиров открылся новый остановочный пункт Остафьево, построенный в Новой Москве между станциями МЦД-2 Щербинка и Силикатная.[35]
С 13 по 26 мая 2023 года расписание пригородных поездов Курского и Рижского направлений МЖД менялось в связи с капитальным ремонтом пути на участке Люблино-Сортировочное – Москва-Товарная-Курская. Технологические «окна» назначали в будние дни с 16 по 19 и с 23 по 26 мая 2023 года, преимущественно в ночное время с 22:00 до 5:30, а также в выходные дни 27-28 мая, 3-4 июня, 10-11 июня и 17-18 июня 2023 года с 3:00 субботы до 15:00 воскресенья. На время работ некоторые электропоезда следовали укороченными или изменёнными маршрутами, а также было выведены из графика. В выходные дни значительно увеличивались интервалы движения поездов. На Курском направлении большая часть поездов следовала от/до станций Царицыно и Перерва вместо Курского вокзала, на Рижском направлении — от/до станций Стрешнево и Курского вокзала. На участке от Подольска до Царицыно интервалы увеличивались до 20 минут, от Царицыно до Курского вокзала — до 1,5 часов. Часть поездов отменялась.[36]
[править] Ленинградское направление
Строительство новой железнодорожной станции «Ховрино» началось в 2017 году.[37]
Строительство пересадочного узла между платформой НАТИ и станцией «Лихоборы» началось во II квартале 2018 года и заняло чуть более полутора лет, завершившись в январе 2020 года. В ходе работ был возведен новый пассажирский вестибюль на платформе НАТИ, полностью перестроен вестибюль станции «Лихоборы», построен связывающий их надземный пешеходный переход через Северо-Восточную хорду. 30 января 2020 года состоялось открытие пересадочного узла между платформой НАТИ и станцией МЦК «Лихоборы».[38]
Старая платформа «Ховрино» с 16 ноября 2020 года получила название «Грачёвская».[39]
23 ноября 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров открыли новую станцию «Ховрино» на Октябрьской железной дороге в Северном административном округе Москвы.[40]
[править] Павелецкое направление
10 декабря 2015 года Сергей Собянин открыл новый пассажирский терминал «Аэроэкспресса», оборудованный на Павелецком вокзале.[41][42]
На Павелецком направлении железной дороги построен остановочный пункт Верхние Котлы с турникетно-кассовым терминалом. Для пассажиров сделали две крытые платформы, вестибюль и пешеходную галерею. В результате появилась удобная пересадка с остановочного пункта Верхние Котлы Павелецкого направления на одноименную станцию МЦК по принципу «сухие ноги». Расстояние для пересадки на МЦК сократилось с 900 до 50 метров. В результате снизилась нагрузка на станцию метро «Нагатинская» Серпуховско-Тимирязевской линии и Павелецкий вокзал.[43]
Новая платформа «Верхние Котлы» на Павелецком направлении Московской железной дороги открылась для пассажиров 25 декабря 2018 года.[44]
[править] Рижское направление
На первом этапе на Рижском направлении Московской железной дороги построили новую платформу Ленинградская. Она расположилась в 30 метрах от станции «Стрешнево» Московского центрального кольца (МЦК). Пересадка с электрички на «Ласточку» занимает всего 1,5 минуты. Старую платформу Ленинградская, которая располагалась в 200 метрах от МЦК, разобрали. После переноса платформы суточный пассажиропоток станции «Стрешнево» на МЦК увеличился почти наполовину, а остановочного пункта Ленинградская на 27 %. В рамках второго этапа построили северный терминал станции «Стрешнево». Теперь сделать пересадку на пригородную электричку можно по тёплому переходу без выхода на улицу.[45]
Осенью 2018 года платформа Ленинградская была перенесена на 200 метров ближе к станции Стрешнево.[46]
В июле 2019 года было сообщено, что в Москве открыли северный терминал транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Стрешнево». Его построили в рамках интеграции станции МЦК Стрешнево с платформой Ленинградская Рижского направления МЖД. На открытии присутствовали Сергей Собянин и генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.[47]
В декабре 2020 года было сообщено, что Главгосэкспертиза России изучила проектную документацию и результаты инженерных изысканий на строительство остановочного пункта Щукинская на МЦД-2. По итогам рассмотрения выдано положительное заключение.[48]
2 марта 2023 года состоялось открытие новой железнодорожной станции Марьина Роща на МЦД-2.[49]
[править] Савёловское направление
С июня 2008 года в «Шереметьево» можно было уехать с Савеловского вокзала Москвы.[50]
Старую платформу Окружная на Савеловском направлении железной дороги разобрали и построили новую на пересечении с МЦК. В результате путь до пересадки сократился в пять раз — до 50 метров. На новой платформе уложили противоскользящее покрытие. Для защиты пассажиров от осадков сделали навес. Построили вестибюль с турникетно-кассовым залом, который позволяет выйти к метро, МЦК и остановкам наземного городского транспорта. Новая платформа стала частью крупного транспортного узла «Окружная».[51]
2 августа 2018 года Сергей Собянин открыл новую ж/д платформу Окружная Савеловского направления МЖД.[52]
В будние дни с 1 по 30 июня 2023 года преимущественно в ночные часы (с 22:30 до 6:00) на станции Лианозово продолжалось строительство северного и южного вестибюлей и двух платформ, реконструкция контактной сети.[53]
24-25 июня 2023 года железнодорожники переключили II главный путь Савёловского направления на новый двухпутный путепровод на перегоне Окружная — Бескудниково.[54]
[править] Ярославское направление
По состоянию на август 2018 года на Ярославском направлении шёл перенос остановочного пункта «Северянин» ближе к МЦК.[55]
6 сентября 2019 года Собянин открыл платформу «Северянин» на Ярославском железнодорожном направлении. Остановочный пункт «Северянин» перенесли ближе к Московскому центральному кольцу на 350 метров.[56][57]
[править] Курская — Площадь трёх вокзалов
2 июня 2023 года Сергей Собянин писал:[58]
- Мы завершили реконструкцию [железнодорожного] участка от Площади трёх вокзалов до Курской:
- привели в порядок существующие пути и построили 2 новых — порядка 16,5 км;
- возвели 3 ж/д эстакады и реконструировали 3 автомобильных путепровода;
- установили шумозащитные экраны вдоль путей и шумозащитные окна в домах рядом.
- В итоге увеличили пропускную способность участка больше чем в 2 раза.
[править] Вокзалы
[править] Восточный
29 мая 2021 года в Москве открылся новый железнодорожный вокзал «Восточный». «Восточный» стал частью транспортно-пересадочного узла «Черкизово» и объединил поезда дальнего следования, МЦК, метрополитен и наземный городской транспорт. Торжественная церемония открытия состоялась в присутствии генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозерова и мэра Москвы Серея Собянина.[59]
[править] Ленинградский
Работы по реконструкции Ленинградского вокзала начались в 2011 году. В ходе реконструкции в здании были воссозданы утраченные фрагменты его исторической части, а также увеличилась — почти на 8 тыс. м2 — полезная площадь. Общий объем средств, потраченных на реконструкцию, составил около 3 млрд рублей. Историческая часть Ленинградского вокзала реставрировалась с воссозданием утраченных фрагментов, деталей и первоначального цвета фасада. С учетом новейших технологий реализована динамическая подсветка здания. Также здесь созданы самые передовые системы навигации и информатизации пассажиров, модернизированы все инженерные сети и коммуникации. Радикально изменилась современная часть вокзала. Здесь обустроен современный фуд-корт, оборудованы торговые площади, реконструированы санитарные комнаты. При ремонте последних применялись антивандальные материалы, установлены самозакрывающиеся водопроводные краны с электронными датчиками.[60]
Ленинградский вокзал открылся 2 августа 2013 года после реконструкции.[61]
[править] Станции
В 2018 году открыты новые станции: Окружная Савеловского направления, Новохохловская Курского направления, Ленинградская Рижского направления, Верхние Котлы Павелецкого направления, которые создали удобные «связки» с МЦК.[62]
[править] Сообщение с другими городами
[править] Берлин
17 декабря 2016 года — первый рейс международного поезда «Стриж»/STRIZH Москва — Берлин.[63]
[править] Санкт-Петербург
18 декабря 2009 года из Москвы в Санкт-Петербург в свой первый рейс отправился поезд «Сапсан».
[править] Тверь
1 октября 2015 года началось движение скоростных «Ласточек» на участке Москва — Крюково — Тверь.[64]
[править] Государственная политика
В декабре 2012 года между Правительством Москвы и ОАО «РЖД» было заключено базовое соглашение о развитии и модернизации железнодорожной инфраструктуры радиальных направлений Московского железнодорожного узла.[65]
В 2017 году Правительство РФ выделило компании «РЖД» специальный взнос 9,41 млрд рублей на обеспечение интеграции Московского центрального кольца, Алексеевской соединительной ветви и Октябрьской железной дороги с Савёловским направлением.[66]
[править] Примечания
- ↑ Московская железная дорога: время, события, люди
- ↑ [1]
- ↑ Москва: было — стало. 12 июля 2021
- ↑ [2]
- ↑ Московская железная дорога: время, события, люди
- ↑ [3]
- ↑ Московская железная дорога: время, события, люди
- ↑ [4]
- ↑ Московская железная дорога: время, события, люди
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ Москва: было — стало. 12 июля 2021
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ Интеграция МЦК с радиальными направлениями МЖД
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ Интеграция МЦК с радиальными направлениями МЖД
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ [29]
- ↑ [30]
- ↑ [31]
- ↑ [32]
- ↑ [33]
- ↑ [34]
- ↑ Интеграция МЦК с радиальными направлениями МЖД
- ↑ [35]
- ↑ Интеграция МЦК с радиальными направлениями МЖД
- ↑ [36]
- ↑ [37]
- ↑ [38]
- ↑ [39]
- ↑ [40]
- ↑ Интеграция МЦК с радиальными направлениями МЖД
- ↑ [41]
- ↑ [42]
- ↑ [43]
- ↑ [44]
- ↑ [45]
- ↑ [46]
- ↑ [47]
- ↑ [48]
- ↑ [49]
- ↑ [50]
- ↑ Московская железная дорога: время, события, люди
- ↑ [51]
- ↑ [52]
- ↑ Московская железная дорога: время, события, люди
- ↑ Московская железная дорога: время, события, люди