Грузовой железнодорожный транспорт России в XXI веке
Материал из Documentation.
В 2007 году в рамках реформы железнодорожного транспорта России из состава «РЖД» были выделены грузовые операторы, в том числе «Первая грузовая компания» (приватизирована в 2011—2012 годах).[1]
В октябре 2015 года было сообщено, что «Роспан Интернешнл» (входит в структуру «Роснефти») приступил к строительству наливного железнодорожного терминала на станции Коротчаево.[2]
В 2015 году по новой железнодорожной ветке от горно-обогатительного комплекса «Инаглинский» из Нерюнгринского района отправлен первый состав с углём.[3]
24 марта 2017 года ОАО «РЖД» приступило к поэтапному запуску электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП) в промышленную эксплуатацию.[4]
В октябре 2019 года грузооборот железнодорожного транспорта России остался практически на уровне октября предыдущего года.[5]
Погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» в 2022 году составила 1 млрд 234,3 млн тонн, что на 3,8 % меньше, чем за предыдущий год. Железными дорогами погружено:[6]
- каменного угля — 354,4 млн тонн (-4,6 % к 2021 году);
- кокса — 10,1 млн тонн (-15,7 %);
- нефти и нефтепродуктов — 216 млн тонн (-0,7 %);
- руды железной и марганцевой — 115,2 млн тонн (-4 %);
- чёрных металлов — 66,3 млн тонн (-4,3 %);
- лома чёрных металлов — 12,9 млн тонн (-21,5 %);
- химических и минеральных удобрений — 60,5 млн тонн (-6,9 %);
- цемента — 24,9 млн тонн (-6 %);
- лесных грузов — 31,4 млн тонн (-24,8 %);
- зерна — 23,9 млн тонн (-4,8 %);
- строительных грузов — 133,9 млн тонн (+5,7 %);
- руды цветной и серного сырья — 18 млн тонн (-8,7 %);
- химикатов и соды — 22,8 млн тонн (-6,2 %);
- промышленного сырья и формовочных материалов — 31 млн тонн (-13,1 %);
- остальных, в том числе грузов в контейнерах — 113,1 млн тонн (+1,6 %).
Содержание |
[править] Контейнеры
2013 год — запущен регулярный сервис по отправке ускоренных контейнерных поездов «Транссиб за семь суток». Запуск осуществило ОАО «РЖД» совместно с ОАО «Транс Контейнер» и ООО «Восточная стивидорная компания». Первый поезд длиной 71 условный вагон был погружен на терминале ВСК и отправлен со станции Находка-Восточная 1 мая 2013 г., в конечный пункт — на станцию Москва-Товарная-Павелецкая он прибыл 8 мая.[7]
В 2022 году перевозки контейнеров по сети РЖД составили 6,5 млн TEU.[8]
В октябре 2023 года замглавы РЖД Алексей Шило рассказал, что имеющегося парка платформ для перевозки контейнеров на сети РЖД достаточно для вывоза 730 000 ДФЭ ежемесячно, что соответствует 8,8 млн ДФЭ в год.[9]
РЖД за январь-ноябрь 2023 года перевезла свыше 6,78 млн груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU — двадцатифутовый эквивалент) по своей сети (+14,2 % г/г).[10]
[править] Перевозки на фитинговых платформах
Контейнеры с 2014 г. транспортировали в России только на специальных фитинговых платформах.[11]
[править] Перевозки на полувагонах
До 2014 г. на полувагоны приходилось 3 % от всех перевозок контейнеров по железным дорогам России.[12]
В августе 2021 года компания РЖД разрешила тестовые перевозки контейнеров в полувагонах.[13]
[править] Грузовые вагоны
В ходе реформы железнодорожного транспорта России были созданы условия по развитию частного операторского бизнеса, что позволило высокими темпами обновить парк грузовых вагонов.[14]
С 2016 года в России чиновники запретили продлевать сроки службы грузовых вагонов. Это позволило устранить имевшийся на тот момент профицит вагонов, помочь недозагруженным российским вагоностроителям и повысить безопасность перевозок.[15]
[править] Инфраструктура
С целью ускорения товародвижения на железнодорожной инфраструктуре в 2019 году ОАО «РЖД» совместно с Росжелдором реализовывались мероприятия по строительству и модернизации железнодорожной инфраструктуры на направлениях «Север — Юг», «Европа — Западный Китай», «Запад — Восток».[16]
[править] Линии
[править] Нерюнгри — Томмот
В 2002 году железнодорожный участок от Нерюнгри до Томмота открыт в прямом сообщении для приёма грузов в вагонах.[17]
[править] Томмот — Нижний Бестях
30 августа 2014 года во временную эксплуатацию (только для грузовых перевозок) был сдан пусковой комплекс «Томмот — Нижний Бестях» протяжённостью 439 км.[18]
[править] Мосты
Министр транспорта России Евгений Дитрих и глава Республики Крым Сергей Аксёнов 30 июня 2020 года запустили грузовое железнодорожное движение по Крымскому мосту.[19]
[править] Компании
[править] Грузовая компания
ООО «Грузовая компания» осуществляет с 2006 года железнодорожные перевозки промышленных, сырьевых и строительных грузов.[20]
[править] Показатели
[править] Грузооборот
Грузооборот ж.-д. транспорта России в марте 2006 составил 165,5 млрд т*км.[21]
В 2008 году общая величина грузооборота на сети железных дорог России превысила уровень 1998 года в 2,2 раза.[22]
В 2018 году грузооборот на сети железных дорог России составил 2589,4 млрд т*км брутто, что на 4 % больше аналогичного показателя 2017 года.[23]
Грузооборот на сети ОАО «Российские железные дороги» в 2022 году составил 2636,1 млрд тарифных тонно-км (-0,1 %), грузооборот с учётом пробега вагонов в порожнем состоянии — 3300,4 млрд тонно-км (-0,6 %).[24]
[править] Объём перевозки
Объём перевозки грузов железнодорожным транспортом России составил 1084,2 млн тонн в 2002 году.[25]
По итогам 2016 года российский железнодорожный транспорт перевез 1 млрд 325 млн т грузов (на 4 млн т меньше, чем годом ранее).[26]
По итогам первого полугодия 2021 года погрузка на сети РЖД составила 632,7 млн тонн — на 4,6 % больше показателя аналогичного периода прошлого года. Самый большой прирост показал каменный уголь — 10,4 %.
[править] Среднее расстояние перевозки
Среднее расстояние перевозки 1 тонны груза железнодорожным транспортом России в 2002 году — 1391 км.[27]