Грузовой железнодорожный транспорт России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 2007 году в рамках реформы железнодорожного транспорта России из состава «РЖД» были выделены грузовые операторы, в том числе «Первая грузовая компания» (приватизирована в 2011—2012 годах).[1]

В октябре 2015 года было сообщено, что «Роспан Интернешнл» (входит в структуру «Роснефти») приступил к строительству наливного железнодорожного терминала на станции Коротчаево.[2]

В 2015 году по новой железнодорожной ветке от горно-обогатительного комплекса «Инаглинский» из Нерюнгринского района отправлен первый состав с углём.[3]

24 марта 2017 года ОАО «РЖД» приступило к поэтапному запуску электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП) в промышленную эксплуатацию.[4]

В октябре 2019 года грузооборот железнодорожного транспорта России остался практически на уровне октября предыдущего года.[5]

Погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» в 2022 году составила 1 млрд 234,3 млн тонн, что на 3,8 % меньше, чем за предыдущий год. Железными дорогами погружено:[6]

  • каменного угля — 354,4 млн тонн (-4,6 % к 2021 году);
  • кокса — 10,1 млн тонн (-15,7 %);
  • нефти и нефтепродуктов — 216 млн тонн (-0,7 %);
  • руды железной и марганцевой — 115,2 млн тонн (-4 %);
  • чёрных металлов — 66,3 млн тонн (-4,3 %);
  • лома чёрных металлов — 12,9 млн тонн (-21,5 %);
  • химических и минеральных удобрений — 60,5 млн тонн (-6,9 %);
  • цемента — 24,9 млн тонн (-6 %);
  • лесных грузов — 31,4 млн тонн (-24,8 %);
  • зерна — 23,9 млн тонн (-4,8 %);
  • строительных грузов — 133,9 млн тонн (+5,7 %);
  • руды цветной и серного сырья — 18 млн тонн (-8,7 %);
  • химикатов и соды — 22,8 млн тонн (-6,2 %);
  • промышленного сырья и формовочных материалов — 31 млн тонн (-13,1 %);
  • остальных, в том числе грузов в контейнерах — 113,1 млн тонн (+1,6 %).

Содержание

[править] Контейнеры

2013 год — запущен регулярный сервис по отправке ускоренных контейнерных поездов «Транссиб за семь суток». Запуск осуществило ОАО «РЖД» совместно с ОАО «Транс Контейнер» и ООО «Восточная стивидорная компания». Первый поезд длиной 71 условный вагон был погружен на терминале ВСК и отправлен со станции Находка-Восточная 1 мая 2013 г., в конечный пункт — на станцию Москва-Товарная-Павелецкая он прибыл 8 мая.[7]

В 2022 году перевозки контейнеров по сети РЖД составили 6,5 млн TEU.[8]

В октябре 2023 года замглавы РЖД Алексей Шило рассказал, что имеющегося парка платформ для перевозки контейнеров на сети РЖД достаточно для вывоза 730 000 ДФЭ ежемесячно, что соответствует 8,8 млн ДФЭ в год.[9]

РЖД за январь-ноябрь 2023 года перевезла свыше 6,78 млн груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU — двадцатифутовый эквивалент) по своей сети (+14,2 % г/г).[10]

[править] Перевозки на фитинговых платформах

Контейнеры с 2014 г. транспортировали в России только на специальных фитинговых платформах.[11]

[править] Перевозки на полувагонах

До 2014 г. на полувагоны приходилось 3 % от всех перевозок контейнеров по железным дорогам России.[12]

В августе 2021 года компания РЖД разрешила тестовые перевозки контейнеров в полувагонах.[13]

[править] Грузовые вагоны

В ходе реформы железнодорожного транспорта России были созданы условия по развитию частного операторского бизнеса, что позволило высокими темпами обновить парк грузовых вагонов.[14]

С 2016 года в России чиновники запретили продлевать сроки службы грузовых вагонов. Это позволило устранить имевшийся на тот момент профицит вагонов, помочь недозагруженным российским вагоностроителям и повысить безопасность перевозок.[15]

[править] Инфраструктура

С целью ускорения товародвижения на железнодорожной инфраструктуре в 2019 году ОАО «РЖД» совместно с Росжелдором реализовывались мероприятия по строительству и модернизации железнодорожной инфраструктуры на направлениях «Север — Юг», «Европа — Западный Китай», «Запад — Восток».[16]

[править] Линии

[править] Нерюнгри — Томмот

В 2002 году железнодорожный участок от Нерюнгри до Томмота открыт в прямом сообщении для приёма грузов в вагонах.[17]

[править] Томмот — Нижний Бестях

30 августа 2014 года во временную эксплуатацию (только для грузовых перевозок) был сдан пусковой комплекс «Томмот — Нижний Бестях» протяжённостью 439 км.[18]

[править] Мосты

Министр транспорта России Евгений Дитрих и глава Республики Крым Сергей Аксёнов 30 июня 2020 года запустили грузовое железнодорожное движение по Крымскому мосту.[19]

[править] Компании

[править] Грузовая компания

ООО «Грузовая компания» осуществляет с 2006 года железнодорожные перевозки промышленных, сырьевых и строительных грузов.[20]

[править] Показатели

[править] Грузооборот

Гру­зо­обо­рот ж.-д. транс­пор­та России в мар­те 2006 со­ста­вил 165,5 млрд т*км.[21]

В 2008 году общая величина грузооборота на сети железных дорог России превысила уровень 1998 года в 2,2 раза.[22]

В 2018 году грузооборот на сети железных дорог России составил 2589,4 млрд т*км брутто, что на 4 % больше аналогичного показателя 2017 года.[23]

Грузооборот на сети ОАО «Российские железные дороги» в 2022 году составил 2636,1 млрд тарифных тонно-км (-0,1 %), грузооборот с учётом пробега вагонов в порожнем состоянии — 3300,4 млрд тонно-км (-0,6 %).[24]

[править] Объём перевозки

Объём перевозки грузов железнодорожным транспортом России составил 1084,2 млн тонн в 2002 году.[25]

По итогам 2016 года российский железнодорожный транспорт перевез 1 млрд 325 млн т грузов (на 4 млн т меньше, чем годом ранее).[26]

По итогам первого полугодия 2021 года погрузка на сети РЖД составила 632,7 млн тонн — на 4,6 % больше показателя аналогичного периода прошлого года. Самый большой прирост показал каменный уголь — 10,4 %.

[править] Среднее расстояние перевозки

Сред­нее рас­стоя­ние пе­ре­воз­ки 1 тонны гру­за железнодорожным транспортом России в 2002 году — 1391 км.[27]

Железнодорожный транспорт России в XXI веке
Виды  ГрузовойПассажирский
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
Личные инструменты