Ласточка (поезд)

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Электропоезд «Ласточка»
Электропоезд «Ласточка»

«Ласточка» (Desiro RUS) — электропоезд. Эксплуатируется на российских железных дорогах. С 2014 года выпускается на заводе «Уральские локомотивы» (город Верхняя Пышма, Свердловская область) по лицензии германской компании Siemens, уровень локализации составляет свыше 80 %.

Содержание

[править] Варианты поездов

За всю историю электропоездов Desiro RUS созданы составы двух основных версий:[1]

  • ЭС1 — электропоезд двухсистемного питания постоянным током 3 кВ и переменным током 25 кВ 50 Гц. Имеет два варианта салона:
    • пригородно-регионального исполнения 3 класса (составы с номерами 001—045);
    • межрегионального исполнения повышенной комфортности 1 и 2 классов (составы с номерами 046—054).
  • ЭС2Г — электропоезд постоянного тока 3 кВ. Имеет три варианта салона:
    • пригородно-городского исполнения (составы с номерами 001—044);
    • городского исполнения с уменьшенным числом сидячих мест и салонными поручнями (составы с номерами 045 и выше);
    • межрегионального исполнения повышенной комфортности, с салонами 1, 2 и 3 класса (составы серии ЭС2ГП).

[править] Ласточка-Премиум

«Ласточка-Премиум» (ЭС2ГП) — первый российский электропоезд, предназначенный для комфортного перемещения пассажиров на расстояния до 400—500 км. От пригородных модификаций ЭС2Г поезда повышенной комфортности «Ласточки-Премиум» отличаются оснащением салона — в новом поезде предусмотрены места в вагонах разной классности.[2]

[править] Нумерация и маркировка электропоезда

Маркировка поездов «Ласточка» включает тип поезда (ЭС1, ЭС2Г или ЭС2ГП, где ЭС означает «Электропоезд Сименс») и три цифры номера; как ЭС1, так и ЭС2Г, и ЭС2ГП ведут счёт от № 001, то есть нумерация составов у каждой серии своя. Вагоны также нумеруются по распространённой в РЖД системе, где после номера состава следуют две цифры номера вагона. Поскольку композиция поездов «Ласточка» отличается от композиций советских и российских поездов, появились некоторые отличия по распределению номеров вагонов внутри состава.[3]

[править] Производство

Поезда «Ласточка» производятся на ООО «Уральские локомотивы» (г. Верхняя Пышма, Свердловская область). Завод является совместным предприятием российской машиностроительной группы «Синара» и немецкого концерна Siemens AG.[4]

[править] История

[править] Разработка одноэтажных поездов

В 2009 году АО «Российские железные дороги» заказало компании Siemens разработку пригородного двухсистемного электропоезда, адаптированного к условиям России.[5]

[править] Закупка поездов у Siemens

29 декабря 2009 года АО «Российские железные дороги» подписало контракт с немецкой компанией Siemens на поставку 54 электропоездов Siemens Desiro RUS стоимостью 410 млн евро. Эти электропоезда получили обозначение серии ЭС1 (электропоезд Сименс, 1-й тип).[6]

Производство поездов Desiro RUS на заводе «Сименс» в германском Крефельде началось в апреле 2011 года. А девять месяцев спустя, в конце января 2012 года, «Сименс» и «РЖД» подписали акт приемки первого поезда.[7]

[править] Производство поездов

В марте 2011 года ООО «Уральские локомотивы» (СП «Сименс АГ» и группы «Синара») и ООО «Аэроэкспресс» создали совместное предприятие для локализации производства электропоездов в России. Производство составов было организовано на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме (Свердловская область), ранее выпускавшем электровозы серий 2ЭС6 и 2ЭС10.[8]

7 октября 2011 года АО «РЖД» разместили заказ на поставку 1,2 тыс. вагонов электропоездов «Ласточка» в исполнении только для постоянного тока. Эти электропоезда получили обозначение серии ЭС2Г (2-й тип, городской). Контракт подписали президент ОАО «РЖД» В. И. Якунин, президент, председатель правления Siemens Петер Лешер и президент ЗАО «Группа Синара» Дмитрий Пумпянский на Международном железнодорожном бизнес-форуме «Экспо 1520» в Щербинке.[9]

Первый электропоезд «Ласточка» на заводе «Уральские локомотивы» выпущен 30 мая 2014 года.[10][11]

В августе 2016 года было сообщено, что завод «Уральские локомотивы» выполнил план поставки электропоездов «Ласточка» для Московского центрального кольца (МЦК), отправив все 33 состава.[12]

[править] Производство комплектующих

В начале 2015 года компания «Уральские локомотивы», в рамках локализации производства электропоезда ЭС2Г «Ласточка», предложило предприятию «МТЗ Трансмаш» разработать первую в России систему управления тормозами предназначенную для электропоезда и к концу 2015 года она была создана и испытана.[13]

[править] Техническое обслуживание поездов

«Российские железные дороги» заключили с Siemens контракт на техническое обслуживание 54 электропоездов, которые «РЖД» заказали в 2009 и 2010 годах. Контракт вступил в силу в 2013 году и рассчитан на 40 лет. Сумма договора составляет более 500 млн евро. Документ был подписан В. Якуниным и П. Лешером.[14]

[править] Эксплуатация

С 1 октября 2015 года уральские «Ласточки» совершают регулярные рейсы на направлении Москва — Крюково — Тверь Октябрьской железной дороги.[15]

«Ласточки» в Свердловской области совершили свой первый рейс в ноябре 2015 года.[16]

5 ноября 2015 года на маршрутах Екатеринбург — Нижний Тагил и Екатеринбург — Каменск-Уральский были запущены электропоезда ЭС2Г «Ласточка».[17]

В январе 2016 года электропоезда «Ласточка» были запущены на маршруте Екатеринбург — Кузино.[18]

В конце августа 2017 года «Ласточка» соединила Петрозаводск и Великий Новгород.[19]

В 2017 году «Ласточки» запустили на маршруте Санкт-Петербург — Выборг, сократив время в пути на час.[20]

В свой первый рейс уральские поезда повышенной комфортности «Ласточка-Премиум» вышли 13 марта 2018 года на маршрут Москва — Иваново, где за первый месяц эксплуатации перевезли около 40 тыс. пассажиров. По информации пресс-службы РЖД показатель использования пассажирами имеющихся мест в вагонах на всем пути следования поезда составил 93 %.[21]

По состоянию на 19 апреля 2018 года велась эксплуатация поездов «Ласточка» на маршрутах Москва — Орёл, Москва — Курск, Москва — Нижний Новгород, Москва — Иваново, Санкт-Петербург — Петрозаводск, Адлер — Краснодар, а также на Московском центральном кольце.[22]

28 апреля 2018 года скоростной электропоезд «Ласточка-Премиум» производства завода «Уральские локомотивы» отправился в первый регулярный рейс по маршруту Москва-Санкт-Петербург-Москва.[23]

Первый технический рейс из Воронежа в Ростов-на-Дону совершил 6 сентября 2018 года скоростной электропоезд «Ласточка» серии ЭС1.[24]

[править] Разработка беспилотных поездов

По состоянию на июль 2021 года электропоезд GoА3+ «Ласточка» № 136 проходил цикл испытаний на Экспериментальном опытном кольце ВНИИЖТ в Щербинке.[25]

На МЦК по состоянию на 2023 год активно проводились испытания беспилотных «Ласточек».[26]

[править] Разработка двухэтажных поездов

В 2019 году «Уральские локомотивы» разработали дизайн-проект двухэтажных «Ласточек».[27]

[править] Локализация

В августе 2016 года гендиректор завода «Уральские локомотивы» Александр Салтаев заявил: «Осуществив поставку „Ласточек“ для Московского центрального кольца, завод завершил выпуск серии поездов с уровнем локализации 64,19 %. Завод приступает к следующему этапу, предусматривающему более глубокую локализацию компонентов электропоездов, и с выпуском всех последующих „Ласточек“ уровень локализации будет постепенно увеличиваться до запланированных 80 %.»[28]

23 ноября 2017 года гендиректор завода «Уральские локомотивы» Александр Салтаев заявил, что уровень локализации производства электропоезда «Ласточка» составил в 2017 году 81,7 %. «По требованию заказчика [РЖД] мы должны были в 2017 году закончить локализацию на уровне 80 %. Сегодня мы как раз подводим итоги в Торговом доме РЖД, уровень локализации составил 81,7 %. То есть мы свои показатели по уровню локализации выполнили», — сказал Салтаев. По его словам, примерно 56 % локализованного продукта приходится на Большой Урал — это Свердловская, Курганская и Челябинская области, а также Пермский край. «18 % — это Москва и Московская область, ещё часть — это Санкт-Петербург и Ленинградская область», — сказал он.[29]

[править] Разработка двухэтажных поездов

По состоянию на 2019 год ведётся разработка двухуровневых поездов на базе стандартной комплектации «Ласточки». По проекту они будут двигаться с той же скоростью, что и обычные (160 км/ч), но смогут вмещать большее количество пассажиров. Как и в других поездах этой серии, в салоне будут доступны Wi-Fi, розетки для зарядки смартфонов, просторные санитарные блоки. Отличие будет в новом дизайне сидячих мест и купейных вагонов, а также в новых подходах к обеспечению питанием по принципу авиационных перевозок.[30]

В двухэтажной «Ласточке» будут 490 посадочных мест.[31]

[править] Комплектующие

[править] Двигатели

Электродвигатели предприятия «Сименс Электропривод» устанавливаются на поезда «Ласточка».[32]

[править] Трансформаторы

Воронежский завод «Сименс Трансформаторы» выпускает тяговые трансформаторы поездов «Ласточка».[33]

[править] Колёса

Выксунский металлургический завод выпускает колёса для поездов «Ласточка».[34][35][36]

«ОМК» с 2016 года поставляет «Сименс Мобильности» для «Ласточек» колеса, рассчитанные на эксплуатацию при скорости до 160 км/ч, однако до 2021 года это были только опытно-промышленные партии ограниченного объёма. «ОМК» в 2021 году начала серийный выпуск железнодорожных колес для «Ласточки». «ОМК» отгрузила для «Сименс Мобильности» в 2021 году более 1,8 тыс. колёс.[37]

[править] Выключатели

Выключатели для поезда «Ласточка» производит компания «Уралэлектротяжмаш».[38][39]

[править] Вагонные тележки

Вагонные тележки для поезда «Ласточка» производятся в России.[40]

[править] Системы управления

На Урале производят одну из самых сложных систем поезда «Ласточка» — микропроцессорную систему управления и диагностики. Применение российской системы управления, работающей на системной шине Ethernet, позволило интегрировать в состав поезда ряд периферийных систем российского производства, обеспечивающих управление тормозами, микроклиматом, системой видеоинформирования пассажиров и работу входных дверей.[41]

Микропроцессорная система управления для «Ласточки» была разработана екатеринбургским НПО САУТ при участии специалистов завода «Уральские локомотивы».[42]

[править] Системы безопасности

НПО «САУТ» (г. Екатеринбург) производит систему безопасности поезда «Ласточка».[43]

[править] Тормозные системы

Тормозные системы для «Ласточек» выпускаются компанией «МТЗ „Трансмаш“» совместно с предприятием «Транспневматика». Впервые в России реализована тормозная система для скорости 160 км/ч.[44][45]

[править] Крэш-системы

Крэш-системы для «Ласточек» производятся на Урале.[46]

[править] Системы микроклимата

Системы кондиционирования для поезда «Ласточка» производятся в России.[47]

На «Ласточках» установлены выпускаемые НПФ «Этна» электрокалориферы ВВЭК-30000/67,0 и ЭК-20000/67,0-380 для обогрева салона вагона, электрокалориферы ЭК-6500/10,0-380 для подогрева воздуха в кабине машиниста, обогреватели рециркуляционные тамбура ОРТ-1500/5,0-380.[48]

[править] Пульты управления

Пульт управления для «Ласточки» изготавливает екатеринбургское НПО автоматики.[49]

[править] Электрические шкафы

Электрические шкафы для «Ласточки» изготавливает екатеринбургское НПО автоматики.[50]

[править] Тяговый электропривод

Тяговый электропривод для «Ласточек» производится в Санкт-Петербурге.[51]

[править] Детали из композитных материалов

Челябинское предприятие «Урал-Полимер» производит для «Ласточки» крупногабаритные детали из композитных материалов.[52]

[править] Стеклянные перегородки

Стеклянные перегородки для «Ласточки» производятся свердловской компанией «Сибеко».[53]

[править] Поручни

Поручни для «Ласточки» производятся свердловской компанией «Сибеко».[54]

[править] Кресла машинистов

Кресла машинистов для «Ласточки» производятся свердловской компанией «Сибеко».[55]

[править] Маски кабины

Маски кабины для «Ласточек» производятся на Урале.[56]

[править] Окна

Окна для «Ласточек» производятся в Санкт-Петербурге.[57]

[править] Двери

Двери для «Ласточек» производятся в Санкт-Петербурге.[58]

[править] Пол

Пол для «Ласточек» производится в Санкт-Петербурге.[59]

[править] Потолок

Потолок для «Ласточек» производится в Санкт-Петербурге.[60]

[править] Алюминиевый профиль

Вагоны «Ласточки» выполнены из экструдированного алюминиевого профиля, который обеспечивает легкость, высокую коррозионную стойкость и прочность конструкции поезда.[61]

[править] Пружины рессорного подвешивания

В июне 2016 года было сообщено, что НПЦ «Пружина» и «Уральские локомотивы» подписали договор о поставках пружин рессорного подвешивания для комплектации ходовой части поездов «Ласточка» ЭС2Г.[62]

[править] Межвагонные сцепки

Межвагонные сцепки для «Ласточек» производятся в России.[63]

[править] Цена

По состоянию на декабрь 2017 года цена «Ласточки» вместе с контрактом на обслуживание составляет около 1 млрд рублей.[64]

[править] Показатели

[править] ЭС1

Производство поездов ЭС1:[65]

  • 2012 год: 19
  • 2013 год: 26
  • 2014 год: 9

Производство вагонов поездов ЭС1:[66]

  • 2012 год: 95
  • 2013 год: 130
  • 2014 год: 45

[править] ЭС2Г

Производство поездов ЭС2Г:[67]

  • 2014 год: 5
  • 2015 год: 18
  • 2016 год: 31
  • 2017 год: 32

Производство вагонов поездов ЭС2Г:[68]

  • 2014 год: 25
  • 2015 год: 90
  • 2016 год: 155
  • 2017 год: 160

[править] ЭС2ГП

Производство поездов ЭС2ГП:[69]

  • 2016 год: 1

Производство вагонов поездов ЭС2ГП:[70]

  • 2016 год: 5

[править] Производство

Производство поездов «Ласточка» в Германии (единиц):[71]

  • 2012 год: 19
  • 2013 год: 26
  • 2014 год: 9

Производство поездов «Ласточка» в России (единиц):[72]

  • 2014 год: 5
  • 2015 год: 18
  • 2016 год: 32
  • 2017 год: 32
  • 2018 год: 35
  • 2019 год: 34
  • 2020 год: 28

В 2017 году «Уральские локомотивы» произвели 35 скоростных пятивагонных «Ласточек».[73]

По состоянию на 1 сентября 2020 года на «Уральских локомотивах» было выпущено 172 «Ласточки».[74]

[править] Эксплуатация

За первый год курсирования электропоезда «Ласточка» по маршруту Москва — Иваново — Москва перевезли 586,3 тыс. пассажиров.[75]

По состоянию на март 2023 года на сети «РЖД» курсировали около 1200—1300 вагонов «Ласточек» 28 различных модификаций.[76]

[править] Регионы эксплуатации

По состоянию на сентябрь 2021 года «Ласточки» курсируют в 32 регионах России.[77]

[править] Перспективы

Первая «Ласточка», оснащённая элементами системы автоведения с возможностью прицельной остановки на платформе в диапазоне 50 см, появится на маршруте МЦК летом 2019 года.[78]

«Ласточки» в сообщении Пермь — Екатеринбург — Пермь и Тюмень — Екатеринбург — Тюмень появятся в новом графике движения поездов, который начнет действовать на сети российских железных дорог с 8 декабря 2019 года.[79]

В 2020 году будет запущена «Ласточка» из Омска до Новосибирска.[80]

В 2023 году планируется представить модифицированный опытный образец поезда «Ласточка» на электродвигателе российского производства.[81]

В 2023 году планируется начать поставки двухэтажных поездов «Ласточка» РЖД и Федеральной пассажирской компании.[82]

[править] Ссылки

[править] Списки подвижного состава

[править] Видео

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Скоростной поезд «Ласточка»
  2. [1]
  3. Скоростной поезд «Ласточка»
  4. [2]
  5. Скоростной поезд «Ласточка»
  6. Скоростной поезд «Ласточка»
  7. [3]
  8. Скоростной поезд «Ласточка»
  9. Скоростной поезд «Ласточка»
  10. [4]
  11. [5]
  12. [6]
  13. Система управления фрикционными тормозами для электропоезда ЭС2Г «Ласточка» производства ОАО МТЗ Трансмаш
  14. Скоростной поезд «Ласточка»
  15. [7]
  16. [8]
  17. [9]
  18. [10]
  19. [11]
  20. [12]
  21. [13]
  22. [14]
  23. [15]
  24. [16]
  25. [17]
  26. [18]
  27. [19]
  28. [20]
  29. [21]
  30. [22]
  31. [23]
  32. [24]
  33. [25]
  34. [26]
  35. [27]
  36. Годовой отчет ОМК 2017
  37. [28]
  38. [29]
  39. «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
  40. «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
  41. «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
  42. Реализована стратегия вариативности поезда. 7 февраля 2019
  43. [30]
  44. «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
  45. Реализована стратегия вариативности поезда. 7 февраля 2019
  46. Реализована стратегия вариативности поезда. 7 февраля 2019
  47. «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
  48. [31]
  49. «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
  50. «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
  51. Реализована стратегия вариативности поезда. 7 февраля 2019
  52. «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
  53. «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
  54. «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
  55. «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
  56. Реализована стратегия вариативности поезда. 7 февраля 2019
  57. Реализована стратегия вариативности поезда. 7 февраля 2019
  58. Реализована стратегия вариативности поезда. 7 февраля 2019
  59. Реализована стратегия вариативности поезда. 7 февраля 2019
  60. Реализована стратегия вариативности поезда. 7 февраля 2019
  61. [32]
  62. [33]
  63. Реализована стратегия вариативности поезда. 7 февраля 2019
  64. [34]
  65. Скоростной поезд «Ласточка»
  66. Скоростной поезд «Ласточка»
  67. Скоростной поезд «Ласточка»
  68. Скоростной поезд «Ласточка»
  69. Скоростной поезд «Ласточка»
  70. Скоростной поезд «Ласточка»
  71. [35]
  72. [36]
  73. [37]
  74. [38]
  75. [39]
  76. [40]
  77. [41]
  78. [42]
  79. [43]
  80. [44]
  81. [45]
  82. [46]
Личные инструменты