Транспорт Санкт-Петербурга в XXI веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Виды транспорта
[править] Автомобильный транспорт
Создание 142-километровой Кольцевой Дороги. По состоянию на 2003-й — это небольшой участок Горская — Выборгское шоссе, в общем-то, бесполезный, да и то по облегченной схеме (3+3). КАД тогда ни на что не влияла. За восьмилетие — несмотря на скандалы, попилы, смены подрядчиков — создано полное кольцо, включая ход по Дамбе. Вряд ли кто будет спорить, что КАД полностью перевернула все рефлексы местных автомобилистов — насчёт допустимых связок от района к району, оптимальных транзитов, выезда на пригороды и создала иную автодорожную реальность. В большой плюс создателям КАД я бы также поставил и то, что они не пошли по скользкому пути МКАД, то есть не стали «присоединять» к магистрали отростками множество торговых центров, моллов, АЗС и прочих таможенных терминалов. В минус — быстрое образование колейности и жесткие стыки за Вантовым мостом, к западу.[1]
Создание, впервые в истории города, неразводного моста (парный Вантовый, 2004 и 2007). С января 2005 года появилась возможность не зависеть от разводных мостов и пересекать Неву в любое время суток (кроме жителей Васильевского острова). С приличным обьездом на юго-восток, конечно, но — принципиально появилась.[2]
Полное завершение строительства Дамбы, этой мега-стройки советских ещё времён, с автомобильным тоннелем КАД под Финским заливом и мостом над фарватером № 2, северней о-ва Котлин. Романов когда-то сконцентрировал на этом большие ресурсы и создал механизм, стройка быстро шла, но в конце 1990-го всё, по понятным причинам, остановилось и за 90-е годы сильно обветшала. Я хорошо помню состояние кронштадтской дороги по Дамбе в 2004-м — это был масштабный андерграунд, где охотно снимали свои клипы люди искусства. Сейчас там совершенно иная реальность, до Кронштадта можно доехать за полчаса по магистрали.[3]
Взрывная автомобилизация города, и как следствие — увеличение интенсивности движения в несколько раз. Возникновение больших и массовых многочасовых пробок, особенно в центре, на Приморском проспекте, на Обводном, на Петроградке, на Стачек, на мостах через Неву, на выходах из города и др. Массово строились новые дороги, образовавшие новые маршруты транзитного проезда — Индустриальный — Российский, Шафировский — КАД, новый переход Дунайского проспекта через Витебское направление ж/д, реконструкция набережных под 3-полосное движение, Лазаревский и Петровский мосты, подключение ранее тихого Крестовского острова к автомобилизации, сооружение ЗСД от КАДа к морскому порту и т. п. Однако некоторые стройки стали долгостроями (напр., Обводный канал у Американских мостов). Тем не менее, совершенствование дорожной сети почти не помогало решению проблемы пробок: автомобильный парк сильно превышал дорожную сеть по темпам роста. Кроме того, в результате дорожного строительства улучшилась общая связность Фрунзенского и Красносельского районов, но заметно ухудшилась — Приморского, не подключённого толком к КАД. А ведь Приморский — самый быстрорастущий по населению, он уже приближается к полумиллиону — как весьма немаленький город.[4]
[править] Рельсовый транспорт
Ликвидация в 2004 г. т. н. «размыва метро». Сейчас уже про этот ужас совсем забыли, да и Восьмидесятый Автобус ™ из памяти граждан поистёрся — но это тогда был, конечно, реальный ахтунг. Справедливости ради, надо сказать, что часть работ была выполнена при Яковлеве — проходческий щит для пробивки обходных тоннелей опустили туда в 2001-м, но всё же работа первые три года, из-за плохого финансирования, шла ни шатко ни валко, и только с 2003-го процесс стали явно форсировать.[5]
Темпы строительства метро несколько выправились и увеличились, по сравнению с провальными временами Собчака, но не достигли пока даже и близко показателей, достигнутых при «ужжжасных советских партократах» Романове и Зайкове. Здесь надо иметь в виду большую инерционность таких процессов — возобновление инфраструктуры строительства требует больших усилий и времени, и мгновенным вкачиванием больших денег тут ничего не решить. При Собчаке процессы были почти прекращены, а большие советские заделы по тоннелям (Фрунзенский радиус) — заброшены, без нормальной консервации. При В. И. за 8 лет сданы станции — Комендантский проспект, Парнас, Спасская, Волковская, Звенигородская, Обводный канал и пущена 5-я линия, в 2009-м отсоединённая от 4-й, Правобережной. Строительство и сдача в эксплуатацию часто велись поспешно, с низкой технологической дисциплиной, из-за чего линии сдавались позже анонсированных сроков, а переходы между станциями порой закрывались, по причине отказов оборудования. «Адмиралтейскую» в её срок так и не осилили — сказалась потеря нескольких лет на выбор участка для выхода и расселение дома в Кирпичном пер., то есть слабый менеджмент.[6]
Беспрецедентно масштабное снятие трамвайных линий, ликвидация многих нужных хордовых направлений и замещение их более архаичными и менее экологичными автобусными перевозками. Почти полное исчезновение трамвая из исторического центра и с мостов (Троицкий, Лейтенанта Шмидта, Литейный, Большеохтинский). Этот процесс форсированно продолжался до начала 2009 года, когда из-за кризиса он был существенно приторможен и в 2010-м наметились даже некоторые робкие признаки отката к признанию электротранспорта значимым и более оптимальным для города. Во второй половине её губернаторства были проведены весьма успешные эксперименты с выделенными линиями для общественного транспорта — такие, как на Лиговке или на Просвете. Но в целом ситуация с ОТ осталась очень напряженной и неестественно перекошенной.[7]
[править] Водный транспорт
В 2010 г. возник аквабус — совершенно новый для города вид транспорта, экзотический и пока несколько «игрушечный». В 2011-м сеть линий аквабусов заметно увеличилась.[8]
[править] Примечания
- ↑ http://periskop.livejournal.com/792266.html
- ↑ http://periskop.livejournal.com/792266.html
- ↑ http://periskop.livejournal.com/792266.html
- ↑ http://periskop.livejournal.com/792266.html
- ↑ http://periskop.livejournal.com/792266.html
- ↑ http://periskop.livejournal.com/792266.html
- ↑ http://periskop.livejournal.com/792266.html
- ↑ http://periskop.livejournal.com/792266.html