Воздушный транспорт России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Воздушный транспорт России в XXI веке — один из основных видов транспорта России в XXI веке.

В 2001 году на­ме­ти­лась тен­ден­ция к рос­ту пе­ре­во­зок на ме­ж­ду­на­род­ных и внут­рен­них авиа­ли­ни­ях. Это­му спо­соб­ст­во­ва­л рост пла­тё­же­спо­соб­но­го спро­са на авиа­пе­ре­воз­ки.[1]

Содержание

[править] Виды транспорта

[править] Пассажирский транспорт

В 2021 году в России перевезено 134 млн пассажиров, из которых 112 млн человек перевезли российские авиакомпании. Перевозки на внутренних воздушных линиях превысили показатели 2019 года, количество перевезённых пассажиров по сравнению с 2019 годом выросло на 22 % и достигло 89 млн человек. Международное сообщение составило 41 % от уровня 2019 года.[2]

[править] Грузовой транспорт

По итогам 2020 года российские грузовые авиакомпании получили около 50 млрд руб. чистой прибыли против убытка 6 млрд в 2019 году. Почти вся прибыль (более 48 млрд руб.) пришлась на AirBridgeCargo, «Атран» и «Волга-Днепр».[3]

По данным Росавиации, группа «Волга-Днепр» занимала 47 % российского рынка авиационных грузоперевозок в январе 2022 года. Тогда авиакомпании AirBridgeCargo (первое место по грузопотоку в отрасли), «Атран» (седьмое место) и «Волга-Днепр» (11-е место) перевезли вместе 54,1 тыс. т (рост на 1,8 % к январю 2021 года).[4]

[править] Аэропорты

Новый терминал аэропорта «Симферополь»
Новый терминал аэропорта «Симферополь»

В 2002 году на це­ли тех­ни­че­ской мо­дер­ни­за­ции аэ­ро­пор­тов России бы­ло на­прав­ле­но свыше 1 млрд рублей бюд­жет­ных средств.[5]

Открыты новые аэропорты: Варандей (2011; в Заполярном районе Ненецкого автономного округа), Талакан [2012; в Ленском районе Якутии], Бованенково (2012; в западной части полуострова Ямал), Сабетта (2015; в северо-восточной части полуострова Ямал; оба — «Газпром авиа»).[6]

В 2010-х годах ряд небольших периферийных аэропортов был расконсервирован и открыт для регулярного авиасообщения.[7]

По состоянию на 1 октября 2011 года в государственном реестре аэропортов Российской Федерации зарегистрировано 239 сертифицированных аэропортов, в том числе 76 федеральных и международных аэропортов.[8]

[править] Строительство

Строительство аэропорта на базе аэродрома Клин-5 в 2013 году предлагал Максим Соколов, который тогда занимал пост министра транспорта.[9]

Серьёзным стимулом для обновления аэродромной инфраструктуры послужил Чемпионат мира по футболу 2018 года. В рамках подготовки к его проведению построен новый аэропорт в Ростове-на-Дону, мероприятия по реконструкции выполнены в аэропортах Волгограда (Гумрак), Екатеринбурга (Кольцово), Калининграда (Храброво), Нижнего Новгорода (Стригино), Самары (Курумоч), Саранска. Причём в последнем случае аэропорт фактически был построен заново.

В 2018 году строительно-монтажные работы выполнялись на 22 объектах ФГУП «АГА (А)», в том числе в аэропортах Екатеринбурга, Калининграда, Нижнего Новгорода, Самары, Саранска, Москвы (Шереметьево), Норильска, Саратова, Хабаровска, Перми, Якутска, Улан-Удэ, Краснодара, Кирова, Мурманска, Пензы, Магадана, Челябинска.

В 2019 году начаты строительно-монтажные работы по аэропортам Нерюнгри, Олекминск, Сеймчан, Жиганск и Верхневилюйск.[10]

[править] Названия

Осенью 2018 года в России проводили конкурс «Великие имена России» по выбору великих россиян, в честь которых назовут крупнейшие аэропорты. Конкурс проходил в два этапа, его итоги были подведены в декабре 2018 года, а полгода спустя президент Владимир Путин своими указами присвоил аэропортам новые имена.[11]

[править] Авиакомпании

Росавиация во второй половине 2000-х годов чётко взяла неофициальный курс на ограничение количества авиакомпаний.[12]

Крупнейшие авиакомпании России (по итогам 2007 года): Аэрофлот (Aeroflot), S7 Airlines (Сибирь), Россия, Трансаэро (Transaero).[13]

По состоянию на август 2008 года в России зарегистрировано 177 авиакомпаний.[14]

По итогам 2016 года российские авиакомпании зафиксировали убытки в 10 млрд рублей.

По итогам 2018 года российские авиакомпании получили операционный убыток в размере 70 млрд рублей.

Три европейских лоукостера в августе 2019 года предоставили планы маршрутных сетей для полётов из международного аэропорта Пулково. Заявки поступили от ирландской Ryanair, британской EasyJet и венгерской Wizz Air.[15]

Согласно реестру Росавиации, по состоянию на 2019 год в России 103 авиакомпании имели право заниматься коммерческими перевозками.[16]

28 июля 2021 года S7 Group объявила о создании новой авиакомпании, которая будет работать по классической модели лоукостера — низкотарифного перевозчика.[17]

В 2021 году в России с участием региональных перевозчиков создали на базе «Авроры» единую Дальневосточную авиакомпанию.[18]

[править] Авианова

На рынок вышел лоукост-перевозчик — авиакомпания «Авианова». Авиакомпания просуществовала недолго и закрылась.[19]

[править] Алроса

В 2018 году авиакомпания «Алроса» прекратила эксплуатацию последнего среднемагистрального Ту-154 (самый успешный и массовый советский реактивный самолет).[20]

В 2019 году авиакомпания «Алроса» вывела из эксплуатации свой последний самолет Ту-134 (главный реактивный региональный самолет СССР).[21]

[править] Аэрофлот

Парк самолетов «Аэрофлота» (не включая дочерние компании) по состоянию на август 2008 года: Airbus A319 — 11, Airbus A320 — 19, Airbus A321 — 10, Boeing 767‑300ER — 11, Ту‑154М — 27, Ил‑96‑300 — 6.[22]

В 2014 году «Аэрофлот» прекратил эксплуатацию самолёта Ил-96.[23]

«Аэрофлот» с 15 августа 2019 года стал членом ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ). ЦТЛ является центром компетенций по одноименному ведомственному проекту Минтранса России.[24]

Авиакомпания «Аэрофлот» признана самым пунктуальным авиаперевозчиком в мире в 2019 году по версии аналитической компании Cirium.

В октябре 2020 года группа «Аэрофлот», крупнейшая авиакомпания России, разместила обыкновенные акции дополнительного выпуска на сумму 80 млрд рублей с целью повышения ликвидности Группы. Минфин приобрел акции «Аэрофлота» на общую сумму 50 млрд рублей (0,6 млрд долларов США), использовав средства Фонда национального благосостояния.[25]

[править] Победа

Лоукостер «Победа» был создан в сентябре 2014 года, а первый рейс выполнил 1 декабря 2014 года.

Грамотно поставив самолеты на маршруты из Москвы на наиболее популярные направления, «Победа», при более низких тарифах, чем у конкурентов, уже в первый год своего существования принесла прибыль. Новые самолеты позволили построить плотное расписание, без оглядки на возможные задержки из-за поломок, выполняя на каждом воздушном судне до 4-х парных рейсов в сутки.[26]

[править] Россия

В октябре 2006 года были объединены авиакомпании ГТК «Россия» и «Пулково» под флагом ГТК «России».[27]

Парк самолётов ГТК «Россия» (по данным на 2007 год): Airbus A319 — 5; Airbus A320 — 2; Boeing 737‑500 — 5; Boeing 767‑300ER — 2; Ил‑18 — 3; Ил‑62M — 9; Ил‑86 — 4; Ту‑134A — 4; Ту‑154Б — 7; Ту‑154M — 18; Ту‑214 — 3; Як‑40 — 7.[28]

[править] Саратовские авиалинии

«Саратовские авиалинии» прекратили деятельность в 2018 году.[29]

[править] Трансаэро

Парк воздушных судов «Трансаэро» по состоянию на 21 сентября 2008 года состоит из 37 самолетов: Boeing 737‑300 — 2; Boeing 737‑400 — 5; Boeing 737‑500 — 8; Boeing 747‑200 — 6; Boeing 747‑300 — 3; Boeing 747‑400 — 1; Boeing 767‑200 — 3; Boeing 767‑300 — 8; Boeing 777‑200 — 1; Ту‑214 — 2.[30]

[править] AiRUnion

В 2005 году в России был создан первый авиационный альянс AiRUnion, в который вошли авиакомпании «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», АК «Сибавиатранс», АК «Омскавиа» и АК «Самара». 2 мая 2007 года президент России Владимир Путин подписал Указ о создании Открытого акционерного общества AiRUnion.[31]

[править] NordStar

Авиакомпания NordStar создана в конце 2008 года, свой первый рейс выполнила 17 июня 2009 года по маршруту Москва — Норильск.

[править] S7 Airlines

Воздушный парк компании S7 Airlines (Сибирь) состоит из 69 самолетов (на cентябрь 2008 года): Airbus A310‑200 — 5; Airbus A310‑300 — 2; Airbus A319‑100 — 17; Airbus A320‑200 — 4; Boeing 737‑500 — 2; Boeing 767‑300 — 1; Ил‑86 — 4; Ту‑154М — 22.[32]

[править] Sky Express

Первой авиакомпанией, продекларировавшей свой статус низкобюджетного перевозчика, стала Sky Express, созданная в 2006 году. Авиакомпания просуществовала недолго и закрылась.[33]

[править] Управление воздушных движением

В 2002 году в России на­ча­лась ком­плекс­ная тех­ни­че­ская и ор­га­ни­за­ци­он­ная мо­дер­ни­за­ция Еди­ной сис­те­мы ор­га­ни­за­ции воз­душ­но­го дви­же­ния, на­прав­лен­ная на ук­руп­не­ние цен­тров управ­ле­ния по­лё­та­ми, по­вы­ше­ние тех­ни­че­ско­го уров­ня и эко­но­ми­че­ской эф­фек­тив­но­сти си­сте­мы.[34]

10 октября 2017 года концерн «Алмаз-Антей» сдал в эксплуатацию заказчику («Государственная корпорация по организации воздушного движения») новый Центр управления полетами (ЦУП) Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД). В рамках проекта было создано полностью отечественное программное обеспечение, работающее преимущественно на российской компонентой базе, разработано и освоено в производстве новое поколение технических средств обеспечения полётов. В результате проведенной успешной работы, по сути, страна приобрела принципиально новые компетенции создания систем ОрВД, которыми обладают лишь несколько государств мира. В новой системе ОрВД предусмотрена совместимость с информационными элементами двойного назначения единой автоматизированной радиолокационной системы Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства, а также другими военными автоматизированными системами управления. Новая автоматизированная система включает в себя выносные удаленные средства автоматизированного взаимодействия, установленные на аэродромах Московской воздушной зоны, в том числе на командных пунктах аэродромов, что позволяет значительно повысить эффективность и оперативность взаимодействия Московского центра с ВКС. Новый уровень взаимодействия значительно упрощает обеспечение полетов государственной и гражданской авиации как в обычном режиме, так и при проверках боеготовности ВКС России.[35]

В декабре 2021 года Концерн ВКО «Алмаз — Антей» в кооперации с российскими предприятиями завершил строительство и оснащение современным оборудованием Санкт-Петербургского укрупнённого центра. Санкт-Петербургский укрупненный центр Единой системы ОрВД России стал завершающим объектом в рамках работ по укрупнению центров ЕС ОрВД.[36]

В декабре 2021 года Росавиацией было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию технологического здания Санкт-Петербургского укрупнённого центра.[37]

С 26 января 2022 года в присутствии руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Нерадько Александра Васильевича, руководства ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и АО "Концерн ВКО «Алмаз — Антей» начался переход на непосредственное управление воздушным движением с рабочих мест автоматизированной системы организации воздушного движения (АС ОрВД) из вновь созданного укрупнённого центра.[38]

[править] Внутренние перевозки

В 2019 году в России насчитывалось 138 субсидируемых региональных маршрутов внутренних воздушных линий.[39]

[править] Международные перевозки

Наблюдается постоянный рост доли международных перевозок в общем объёме транспортной работы гражданской авиации России от 41,8 % в 2002 году до 48,7 % в 2010 году при перевозках пассажиров и от 58,1 % в 2002 году до 71,6 % в 2010 году при перевозках грузов и почты.[40]

[править] Маршруты

29 января 2007 года свой первый рейс из Москвы в международный аэропорт Сочи совершил перевозчик «Скай Экспресс».

1 июня 2008 года состоялся первый рейс авиакомпании «Владивосток Авиа» по маршруту Москва — Екатеринбург.

Международный аэропорт «Сочи» 6 июня 2009 года принял первый рейс авиакомпании «Грозный Авиа» из Грозного.

1 июля 2010 года выполнен первый рейс авиакомпании «Трансаэро» на самолете Boeing 777 по маршруту Москва — Владивосток — Москва.

3 сентября 2013 года совершен первый рейс из Саратова в Оренбург.

Авиакомпания «Трансаэро» 10-11 октября 2014 года выполнила первый рейс по маршруту Москва — Мурманск — Москва.

2 июня 2015 года состоялся первый рейс Томск — Симферополь авиакомпании «Red Wings».

2 сентября 2015 года состоялся первый рейс авиакомпании «Победа» из Кирова в Москву.

Авиакомпания «Победа» 31 мая 2016 года выполнила первый рейс из Нижнего в Сочи.

В июне 2016 года «Победа» запустила первый рейс из Бегишево в Сочи.

1 июня 2017 года состоялся первый рейс авиакомпании «Аэрофлот» из Москвы в Салехард.

Авиакомпания «Азимут» 22 декабря 2017 года выполнила первый рейс по маршруту Ростов-на-Дону — Сочи — Ростов-на-Дону.

16 января 2018 года состоялся первый рейс по маршруту Томск — Казань авиакомпании «ЮВТ АЭРО».

Авиакомпания «Аврора» 1 июня 2018 года выполнила первый рейс по маршруту Хабаровск — Николаевск-на-Амуре.

27 сентября 2018 года состоялся первый рейс из международного аэропорта «Пермь» в аэропорт «Храброво».

[править] Вертолётные перевозки

В конце мая 2019 года «Коммерсантъ» писал, что «Вертолёты России», правительство Москвы и «Яндекс.Такси» ведут переговоры об интеграции вертолётных перевозок в приложение агрегатора.[41]

[править] Закрытие воздушного пространства

В 02:18 мск 24 февраля 2022 года Борис Рожин писал: «Россия закрывает воздушное пространство вдоль северо-восточной границы Украины для полетов гражданской авиации. Выпущено соответствующее предупреждение.»[42]

[править] Государственная политика

В 2004 году в России был полностью либерализован внутренний рынок для авиакомпаний, ранее для открытия внутреннего направления авиакомпании необходимо было получить разрешение Госкомиссии по гражданской авиации — если чиновники решали, что неудовлетворенного спроса на данной линии нет, то полеты начать не разрешалось.[43]

1 марта 2018 года Путин заявил: «Через шесть лет половина межрегиональных [авиационных] рейсов будет выполняться напрямую. Ситуация, когда даже в соседние области нужно лететь через Москву, во многом останется в прошлом. Мы этим уже занимаемся. Это касается и авиационной составляющей, и аэропортовой.»[44]

[править] Примечания

  1. Транспортный комплекс
  2. [1]
  3. [2]
  4. [3]
  5. Транспортный комплекс
  6. География транспорта
  7. География транспорта
  8. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»
  9. [4]
  10. [5]
  11. [6]
  12. Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт. 26 ноября 2019
  13. [7]
  14. [8]
  15. [9]
  16. Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт. 26 ноября 2019
  17. [10]
  18. Ежегодный отчёт Правительства в Государственной Думе. 23 марта 2023
  19. [11]
  20. Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт. 26 ноября 2019
  21. Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт. 26 ноября 2019
  22. [12]
  23. Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт. 26 ноября 2019
  24. [13]
  25. 16 декабря 2020: 44-й выпуск Доклада об экономике России
  26. [14]
  27. [15]
  28. [16]
  29. [17]
  30. [18]
  31. [19]
  32. [20]
  33. [21]
  34. Транспортный комплекс
  35. [22]
  36. [23]
  37. [24]
  38. [25]
  39. Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
  40. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»
  41. [26]
  42. [27]
  43. Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт. 26 ноября 2019
  44. [28]
Воздушный транспорт России в XXI веке
Виды  ПассажирскийГрузовой
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100


Транспорт России в XXI веке
Виды  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экономика России в XXI веке
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Лёгкая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
Личные инструменты