Воздушный транспорт России в XXI веке
Материал из Documentation.
Воздушный транспорт России в XXI веке — один из основных видов транспорта России в XXI веке.
В 2001 году наметилась тенденция к росту перевозок на международных и внутренних авиалиниях. Этому способствовал рост платёжеспособного спроса на авиаперевозки.[1]
Содержание |
[править] Виды транспорта
[править] Пассажирский транспорт
В 2021 году в России перевезено 134 млн пассажиров, из которых 112 млн человек перевезли российские авиакомпании. Перевозки на внутренних воздушных линиях превысили показатели 2019 года, количество перевезённых пассажиров по сравнению с 2019 годом выросло на 22 % и достигло 89 млн человек. Международное сообщение составило 41 % от уровня 2019 года.[2]
[править] Грузовой транспорт
По итогам 2020 года российские грузовые авиакомпании получили около 50 млрд руб. чистой прибыли против убытка 6 млрд в 2019 году. Почти вся прибыль (более 48 млрд руб.) пришлась на AirBridgeCargo, «Атран» и «Волга-Днепр».[3]
По данным Росавиации, группа «Волга-Днепр» занимала 47 % российского рынка авиационных грузоперевозок в январе 2022 года. Тогда авиакомпании AirBridgeCargo (первое место по грузопотоку в отрасли), «Атран» (седьмое место) и «Волга-Днепр» (11-е место) перевезли вместе 54,1 тыс. т (рост на 1,8 % к январю 2021 года).[4]
[править] Аэропорты
В 2002 году на цели технической модернизации аэропортов России было направлено свыше 1 млрд рублей бюджетных средств.[5]
Открыты новые аэропорты: Варандей (2011; в Заполярном районе Ненецкого автономного округа), Талакан [2012; в Ленском районе Якутии], Бованенково (2012; в западной части полуострова Ямал), Сабетта (2015; в северо-восточной части полуострова Ямал; оба — «Газпром авиа»).[6]
В 2010-х годах ряд небольших периферийных аэропортов был расконсервирован и открыт для регулярного авиасообщения.[7]
По состоянию на 1 октября 2011 года в государственном реестре аэропортов Российской Федерации зарегистрировано 239 сертифицированных аэропортов, в том числе 76 федеральных и международных аэропортов.[8]
[править] Строительство
Строительство аэропорта на базе аэродрома Клин-5 в 2013 году предлагал Максим Соколов, который тогда занимал пост министра транспорта.[9]
Серьёзным стимулом для обновления аэродромной инфраструктуры послужил Чемпионат мира по футболу 2018 года. В рамках подготовки к его проведению построен новый аэропорт в Ростове-на-Дону, мероприятия по реконструкции выполнены в аэропортах Волгограда (Гумрак), Екатеринбурга (Кольцово), Калининграда (Храброво), Нижнего Новгорода (Стригино), Самары (Курумоч), Саранска. Причём в последнем случае аэропорт фактически был построен заново.
В 2018 году строительно-монтажные работы выполнялись на 22 объектах ФГУП «АГА (А)», в том числе в аэропортах Екатеринбурга, Калининграда, Нижнего Новгорода, Самары, Саранска, Москвы (Шереметьево), Норильска, Саратова, Хабаровска, Перми, Якутска, Улан-Удэ, Краснодара, Кирова, Мурманска, Пензы, Магадана, Челябинска.
В 2019 году начаты строительно-монтажные работы по аэропортам Нерюнгри, Олекминск, Сеймчан, Жиганск и Верхневилюйск.[10]
[править] Названия
Осенью 2018 года в России проводили конкурс «Великие имена России» по выбору великих россиян, в честь которых назовут крупнейшие аэропорты. Конкурс проходил в два этапа, его итоги были подведены в декабре 2018 года, а полгода спустя президент Владимир Путин своими указами присвоил аэропортам новые имена.[11]
[править] Авиакомпании
Росавиация во второй половине 2000-х годов чётко взяла неофициальный курс на ограничение количества авиакомпаний.[12]
Крупнейшие авиакомпании России (по итогам 2007 года): Аэрофлот (Aeroflot), S7 Airlines (Сибирь), Россия, Трансаэро (Transaero).[13]
По состоянию на август 2008 года в России зарегистрировано 177 авиакомпаний.[14]
По итогам 2016 года российские авиакомпании зафиксировали убытки в 10 млрд рублей.
По итогам 2018 года российские авиакомпании получили операционный убыток в размере 70 млрд рублей.
Три европейских лоукостера в августе 2019 года предоставили планы маршрутных сетей для полётов из международного аэропорта Пулково. Заявки поступили от ирландской Ryanair, британской EasyJet и венгерской Wizz Air.[15]
Согласно реестру Росавиации, по состоянию на 2019 год в России 103 авиакомпании имели право заниматься коммерческими перевозками.[16]
28 июля 2021 года S7 Group объявила о создании новой авиакомпании, которая будет работать по классической модели лоукостера — низкотарифного перевозчика.[17]
В 2021 году в России с участием региональных перевозчиков создали на базе «Авроры» единую Дальневосточную авиакомпанию.[18]
[править] Авианова
На рынок вышел лоукост-перевозчик — авиакомпания «Авианова». Авиакомпания просуществовала недолго и закрылась.[19]
[править] Алроса
В 2018 году авиакомпания «Алроса» прекратила эксплуатацию последнего среднемагистрального Ту-154 (самый успешный и массовый советский реактивный самолет).[20]
В 2019 году авиакомпания «Алроса» вывела из эксплуатации свой последний самолет Ту-134 (главный реактивный региональный самолет СССР).[21]
[править] Аэрофлот
Парк самолетов «Аэрофлота» (не включая дочерние компании) по состоянию на август 2008 года: Airbus A319 — 11, Airbus A320 — 19, Airbus A321 — 10, Boeing 767‑300ER — 11, Ту‑154М — 27, Ил‑96‑300 — 6.[22]
В 2014 году «Аэрофлот» прекратил эксплуатацию самолёта Ил-96.[23]
«Аэрофлот» с 15 августа 2019 года стал членом ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ). ЦТЛ является центром компетенций по одноименному ведомственному проекту Минтранса России.[24]
Авиакомпания «Аэрофлот» признана самым пунктуальным авиаперевозчиком в мире в 2019 году по версии аналитической компании Cirium.
В октябре 2020 года группа «Аэрофлот», крупнейшая авиакомпания России, разместила обыкновенные акции дополнительного выпуска на сумму 80 млрд рублей с целью повышения ликвидности Группы. Минфин приобрел акции «Аэрофлота» на общую сумму 50 млрд рублей (0,6 млрд долларов США), использовав средства Фонда национального благосостояния.[25]
[править] Победа
Лоукостер «Победа» был создан в сентябре 2014 года, а первый рейс выполнил 1 декабря 2014 года.
Грамотно поставив самолеты на маршруты из Москвы на наиболее популярные направления, «Победа», при более низких тарифах, чем у конкурентов, уже в первый год своего существования принесла прибыль. Новые самолеты позволили построить плотное расписание, без оглядки на возможные задержки из-за поломок, выполняя на каждом воздушном судне до 4-х парных рейсов в сутки.[26]
[править] Россия
В октябре 2006 года были объединены авиакомпании ГТК «Россия» и «Пулково» под флагом ГТК «России».[27]
Парк самолётов ГТК «Россия» (по данным на 2007 год): Airbus A319 — 5; Airbus A320 — 2; Boeing 737‑500 — 5; Boeing 767‑300ER — 2; Ил‑18 — 3; Ил‑62M — 9; Ил‑86 — 4; Ту‑134A — 4; Ту‑154Б — 7; Ту‑154M — 18; Ту‑214 — 3; Як‑40 — 7.[28]
[править] Саратовские авиалинии
«Саратовские авиалинии» прекратили деятельность в 2018 году.[29]
[править] Трансаэро
Парк воздушных судов «Трансаэро» по состоянию на 21 сентября 2008 года состоит из 37 самолетов: Boeing 737‑300 — 2; Boeing 737‑400 — 5; Boeing 737‑500 — 8; Boeing 747‑200 — 6; Boeing 747‑300 — 3; Boeing 747‑400 — 1; Boeing 767‑200 — 3; Boeing 767‑300 — 8; Boeing 777‑200 — 1; Ту‑214 — 2.[30]
[править] AiRUnion
В 2005 году в России был создан первый авиационный альянс AiRUnion, в который вошли авиакомпании «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», АК «Сибавиатранс», АК «Омскавиа» и АК «Самара». 2 мая 2007 года президент России Владимир Путин подписал Указ о создании Открытого акционерного общества AiRUnion.[31]
[править] NordStar
Авиакомпания NordStar создана в конце 2008 года, свой первый рейс выполнила 17 июня 2009 года по маршруту Москва — Норильск.
[править] S7 Airlines
Воздушный парк компании S7 Airlines (Сибирь) состоит из 69 самолетов (на cентябрь 2008 года): Airbus A310‑200 — 5; Airbus A310‑300 — 2; Airbus A319‑100 — 17; Airbus A320‑200 — 4; Boeing 737‑500 — 2; Boeing 767‑300 — 1; Ил‑86 — 4; Ту‑154М — 22.[32]
[править] Sky Express
Первой авиакомпанией, продекларировавшей свой статус низкобюджетного перевозчика, стала Sky Express, созданная в 2006 году. Авиакомпания просуществовала недолго и закрылась.[33]
[править] Управление воздушных движением
В 2002 году в России началась комплексная техническая и организационная модернизация Единой системы организации воздушного движения, направленная на укрупнение центров управления полётами, повышение технического уровня и экономической эффективности системы.[34]
10 октября 2017 года концерн «Алмаз-Антей» сдал в эксплуатацию заказчику («Государственная корпорация по организации воздушного движения») новый Центр управления полетами (ЦУП) Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД). В рамках проекта было создано полностью отечественное программное обеспечение, работающее преимущественно на российской компонентой базе, разработано и освоено в производстве новое поколение технических средств обеспечения полётов. В результате проведенной успешной работы, по сути, страна приобрела принципиально новые компетенции создания систем ОрВД, которыми обладают лишь несколько государств мира. В новой системе ОрВД предусмотрена совместимость с информационными элементами двойного назначения единой автоматизированной радиолокационной системы Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства, а также другими военными автоматизированными системами управления. Новая автоматизированная система включает в себя выносные удаленные средства автоматизированного взаимодействия, установленные на аэродромах Московской воздушной зоны, в том числе на командных пунктах аэродромов, что позволяет значительно повысить эффективность и оперативность взаимодействия Московского центра с ВКС. Новый уровень взаимодействия значительно упрощает обеспечение полетов государственной и гражданской авиации как в обычном режиме, так и при проверках боеготовности ВКС России.[35]
В декабре 2021 года Концерн ВКО «Алмаз — Антей» в кооперации с российскими предприятиями завершил строительство и оснащение современным оборудованием Санкт-Петербургского укрупнённого центра. Санкт-Петербургский укрупненный центр Единой системы ОрВД России стал завершающим объектом в рамках работ по укрупнению центров ЕС ОрВД.[36]
В декабре 2021 года Росавиацией было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию технологического здания Санкт-Петербургского укрупнённого центра.[37]
С 26 января 2022 года в присутствии руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Нерадько Александра Васильевича, руководства ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и АО "Концерн ВКО «Алмаз — Антей» начался переход на непосредственное управление воздушным движением с рабочих мест автоматизированной системы организации воздушного движения (АС ОрВД) из вновь созданного укрупнённого центра.[38]
[править] Внутренние перевозки
В 2019 году в России насчитывалось 138 субсидируемых региональных маршрутов внутренних воздушных линий.[39]
[править] Международные перевозки
Наблюдается постоянный рост доли международных перевозок в общем объёме транспортной работы гражданской авиации России от 41,8 % в 2002 году до 48,7 % в 2010 году при перевозках пассажиров и от 58,1 % в 2002 году до 71,6 % в 2010 году при перевозках грузов и почты.[40]
[править] Маршруты
29 января 2007 года свой первый рейс из Москвы в международный аэропорт Сочи совершил перевозчик «Скай Экспресс».
1 июня 2008 года состоялся первый рейс авиакомпании «Владивосток Авиа» по маршруту Москва — Екатеринбург.
Международный аэропорт «Сочи» 6 июня 2009 года принял первый рейс авиакомпании «Грозный Авиа» из Грозного.
1 июля 2010 года выполнен первый рейс авиакомпании «Трансаэро» на самолете Boeing 777 по маршруту Москва — Владивосток — Москва.
3 сентября 2013 года совершен первый рейс из Саратова в Оренбург.
Авиакомпания «Трансаэро» 10-11 октября 2014 года выполнила первый рейс по маршруту Москва — Мурманск — Москва.
2 июня 2015 года состоялся первый рейс Томск — Симферополь авиакомпании «Red Wings».
2 сентября 2015 года состоялся первый рейс авиакомпании «Победа» из Кирова в Москву.
Авиакомпания «Победа» 31 мая 2016 года выполнила первый рейс из Нижнего в Сочи.
В июне 2016 года «Победа» запустила первый рейс из Бегишево в Сочи.
1 июня 2017 года состоялся первый рейс авиакомпании «Аэрофлот» из Москвы в Салехард.
Авиакомпания «Азимут» 22 декабря 2017 года выполнила первый рейс по маршруту Ростов-на-Дону — Сочи — Ростов-на-Дону.
16 января 2018 года состоялся первый рейс по маршруту Томск — Казань авиакомпании «ЮВТ АЭРО».
Авиакомпания «Аврора» 1 июня 2018 года выполнила первый рейс по маршруту Хабаровск — Николаевск-на-Амуре.
27 сентября 2018 года состоялся первый рейс из международного аэропорта «Пермь» в аэропорт «Храброво».
[править] Вертолётные перевозки
В конце мая 2019 года «Коммерсантъ» писал, что «Вертолёты России», правительство Москвы и «Яндекс.Такси» ведут переговоры об интеграции вертолётных перевозок в приложение агрегатора.[41]
[править] Закрытие воздушного пространства
В 02:18 мск 24 февраля 2022 года Борис Рожин писал: «Россия закрывает воздушное пространство вдоль северо-восточной границы Украины для полетов гражданской авиации. Выпущено соответствующее предупреждение.»[42]
[править] Государственная политика
В 2004 году в России был полностью либерализован внутренний рынок для авиакомпаний, ранее для открытия внутреннего направления авиакомпании необходимо было получить разрешение Госкомиссии по гражданской авиации — если чиновники решали, что неудовлетворенного спроса на данной линии нет, то полеты начать не разрешалось.[43]
1 марта 2018 года Путин заявил: «Через шесть лет половина межрегиональных [авиационных] рейсов будет выполняться напрямую. Ситуация, когда даже в соседние области нужно лететь через Москву, во многом останется в прошлом. Мы этим уже занимаемся. Это касается и авиационной составляющей, и аэропортовой.»[44]
[править] Примечания
- ↑ Транспортный комплекс
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ Транспортный комплекс
- ↑ География транспорта
- ↑ География транспорта
- ↑ Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт. 26 ноября 2019
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт. 26 ноября 2019
- ↑ [10]
- ↑ Ежегодный отчёт Правительства в Государственной Думе. 23 марта 2023
- ↑ [11]
- ↑ Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт. 26 ноября 2019
- ↑ Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт. 26 ноября 2019
- ↑ [12]
- ↑ Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт. 26 ноября 2019
- ↑ [13]
- ↑ 16 декабря 2020: 44-й выпуск Доклада об экономике России
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ Транспортный комплекс
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
- ↑ Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт. 26 ноября 2019
- ↑ [28]