Пассажирский воздушный транспорт России в XXI веке
Материал из Documentation.
В 2011 году был превышен исторический максимум пассажирооборота российских авиакомпаний, который продержался более двадцати лет — с 1990 года.[1]
В 2014 году в России появились невозвратные авиабилеты.
В конце 2017 года Владимир Путин одобрил пакет законов, позволяющий авиаперевозчикам составлять черные списки авиадебоширов и отказывать им в покупке билетов.
В июне 2018 года вступили в силу поправки в Воздушный кодекс России, позволяющие авиакомпаниям составлять черные списки пассажиров, чьи билеты перевозчики смогут аннулировать.
В июле 2019 года было сообщено, что премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о правилах субсидирования авиарейсов внутри страны, минуя Москву.[2][3]
Содержание |
[править] Виды перевозок
[править] Внутренние
В 2019 году в России доля межрегиональных регулярных пассажирских авиационных рейсов (маршрутов), минуя Москву, составила 39 % от общего количества внутренних регулярных маршрутов.[4]
[править] Международные
В 2015 году за рубеж воздушным транспортом было перевезено 39,5 млн человек, что на 15,8 % меньше, чем в 2014 году.[5]
[править] Аэропорты
В январе-июне 2017 г. пассажиропоток российских аэропортов увеличился на 19 %, достигнув 82 млн чел. Объемы перевозок на международных направлениях за первые шесть месяцев 2017 г. составили 26,17 млн пассажиров, что на 35 % больше, чем в январе — июне 2016 г. На внутренних воздушных линиях российские аэропорты обслужили 55,84 млн пассажиров, рост в годовом выражении составил 12,8 %.[6]
По итогам 2018 года российские аэропорты обслужили порядка 205 млн человек — максимум за 95 лет существования гражданской авиации в России.
[править] Домодедово
2004 — Начало работ по расширению площадей пассажирского терминала.[7]
2008 год:[8]
- Введена в эксплуатацию автоматическая система сортировки багажа, что позволило значительно увеличить эффективность обработки багажа и повысить качество обслуживания пассажиров.
- Высокотехнологичная инфраструктура Московского аэропорта Домодедово позволила стать единственным аэропортом России, допущенным к приему и обслуживанию крупнейшего в мире пассажирского самолета Airbus 380.
2018 год:[9]
- В пассажирском терминале начали работу офисы оформления возврата НДС (tax free) для иностранных граждан.
[править] Жуковский
За 2017 год аэропорт «Жуковский» обслужил около 600 тыс. пассажиров.[10]
За 2018 год аэропорт «Жуковский» обслужил около 1,2 млн пассажиров.[11]
[править] Шереметьево
Июнь 2010 — Началось строительство специализированного терминала для обслуживания пассажиров бизнес-авиации (Терминал А).[12]
16 января 2012 года был введён в эксплуатацию Терминал А, предназначенный для обслуживания пассажиров бизнес-авиации. Новый терминал включает весь необходимый комплекс услуг клиентам деловой авиации. Общая площадь терминала — 3 тыс. м2, пропускная способность — до 75 тыс. пассажиров в год.[13][14]
24 мая 2012 — Аэропорт Шереметьево открыл современный зал обслуживания транзитных пассажиров в Терминале F. Таким образом, завершен комплекс работ по масштабной модернизации трансферной зоны АВК.[15]
12 марта 2013 — Аэропорт Шереметьево признан лучшим аэропортом Европы по качеству обслуживания пассажиров по результатам международной исследовательской программы ASQ (Airport Service Quality) ACI (Международный совет аэропортов) в 2012 году. Шереметьево стал первым российским аэропортом, который удостоился почётного лидерства в независимом рейтинге ASQ и получил международное признание пассажиров и профессиональных экспертов.[16]
По итогам 2013 года Шереметьево вошел в список наиболее комфортных для семейных пассажиров аэропортов Европы по рейтингу глобального сайта для поиска путешествий Skyscanner. 35 экспертов из разных стран Европы, включая Россию, оценили 20 самых больших аэропортов континента.[17]
13 октября 2014 — В Шереметьево открылся новый бизнес-зал «Звездный» для пассажиров международных воздушных линий (МВЛ). Зал располагается в «чистой зоне» Терминала F (3 этаж, напротив выходов 51 и 52). «Звездный» работает в круглосуточном режиме. Его площадь составляет 540 кв. м, пропускная способность — до 180 тыс. пассажиров в год.[18]
Декабрь 2014 — В Шереметьево открылось помещение для пассажиров, которые прибыли из-за рубежа без документов на право въезда в Россию («стерильная зона» Терминала F, 3 этаж). Это единственное помещение для данной категории пассажиров в российских аэропортах. Помещение рассчитано на одновременное пребывание до 50 человек. Теперь пассажиры могут ожидать решения о въезде в Россию или их дальнейшей депортации, находясь в помещении со всеми удобствами, пригодном для временного проживания.[19]
1 декабря 2015 года — Аэропорт Шереметьево и компания Masterсard открыли первый в России бизнес-зал для клиентов Masterсard, являющимися пассажирами международных воздушных линий. Зал располагается в «чистой зоне» Терминала Е. В бизнес-зале MasterCard предусмотрено 70 посадочных мест.[20]
1 февраля 2016 — В Шереметьево открылся новый бизнес-зал «Матрешка» для пассажиров внутренних воздушных линий (ВВЛ). Зал рассчитан на 85 гостей и располагается на 2-ом этаже Терминала D напротив 17 выхода на посадку. Новый зал функционирует в круглосуточном режиме.[21]
1 марта 2016 — Международный аэропорт Шереметьево признан лучшим аэропортом Европы по качеству обслуживания пассажиров по итогам 2015 года согласно результатам исследования программы ASQ (Airport Service Quality) ACI (Международного Совета Аэропортов).[22]
6 апреля 2016 — В Международном аэропорту Шереметьево открылся новый бизнес-зал «Галерея» для пассажиров международных воздушных линий. Зал площадью 445 кв. м., рассчитанный на 98 гостей, располагается в «чистой» зоне терминала D на 3 и 4 этажах на границе с переходной галереей, ведущей в терминал E.[23]
6 марта 2017 — Международный аэропорт Шереметьево по итогам 2016 года занял 1 место в Европе по качеству обслуживания пассажиров, согласно результатам исследовательской программы ASQ (Airport Service Quality) Международного Совета Аэропортов (ACI) в категории 25-40 млн пассажиров в год.[24]
27 марта 2019 года в Лондоне состоялось торжественное вручение сертификата о присвоении 5 звезд Skytrax аэропорту Шереметьево. 5 звезд Skytrax — престижная международная награда для аэропортов и авиакомпаний в сфере оценки качества обслуживания пассажиров. Награда присвоена по итогам комплексного аудита Терминала B.[25]
17 января 2020 года в аэропорту Шереметьево состоялось открытие нового терминала С1 для обслуживания пассажиров международных воздушных линий.[26]
[править] Красноярск
В 2005 году для обслуживания трансферных пассажиров и пассажиров международных рейсов в аэропорту был открыт терминал № 2.[27]
В 2015 году началось строительство нового пассажирского терминала аэропорта.[28]
К Зимней Универсиаде 2019 года в аэропорту Красноярска построили новый пассажирский терминал площадью 58 тыс. м2 пропускной способностью до 5 млн пассажиров. Проектировала новый аэровокзальный комплекс немецкая компания Hochtief Airport, на счету которой 10 крупных объектов в разных городах мира, включая Дюссельдорф, Афины, Будапешт. Реконструкция аэропорта оценивалась в 16,6 млрд рублей. Терминал был открыт 26 декабря 2017 года.[29][30][31]
27 декабря 2017 — первый рейс из нового пассажирского терминала в Норильск.[32]
В ноябре 2018 года побит исторический рекорд по пассажиропотоку — 2,5 миллиона человек.[33]
[править] Пулково
В 2007 году для строительства нового пассажирского терминала аэропорта «Пулково» был разработан архитектурный проект.[34]
[править] Волгоград
В 2016 году был открыт новый пассажирский терминал аэропорта Гумрак в Волгограде.
[править] Авиакомпании
По итогам 2008 года российские авиакомпании перевезли 49,721 млн человек.
По данным Росавиации, по итогам 2009 года российские авиакомпании перевезли 45 млн пассажиров.
По итогам 2011 года российские авиакомпании перевезли 64 миллиона человек, что на 17 % больше, чем в 2010 году.
Авиакомпании России по итогам 2012 года перевезли 74 миллиона пассажиров, что на 15,5 % больше предыдущего года. Основной объем перевозок, более 70 %, как и в 2011 году, приходится на четверку крупнейших: «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр» и группу S7.[35]
По итогам 2013 года российские авиакомпании увеличили перевозки пассажиров на 14 % по сравнению с предыдущим годом — до 84,433 млн человек.
По итогам 2016 года российские авиакомпании перевезли 88,55 млн пассажиров, снизив объемы по сравнению с результатами 2015 года на 3,8 %.
По итогам 2017 года российские авиакомпании перевезли более 105 млн человек, улучшив результат 2016 года на 18,6 %.
По состоянию на октябрь 2018 года в России две авиакомпании перевозили более 10 млн пассажиров в год — «Аэрофлот» и S7 Group.[36]
Российские авиакомпании в январе-мае 2019 года увеличили перевозки пассажиров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,3 %, до более 44,88 миллиона человек. Международные перевозки выросли на 18 % — до 18,7 миллиона пассажиров, внутренние — на 8,4 %, до 26,2 миллиона пассажиров.[37]
[править] Аэрофлот
Авиакомпания «Аэрофлот» в апреле 2021 года стала лидером по объему пассажирских авиаперевозок в России.[38]
[править] Воздушные суда
В 2002 году 76 % пассажирооборота воздушного транспорта России выполнялось отечественными воздушными судами старого поколения, ок. 6 % — воздушными судами нового поколения (Ил-96, Ту-204, Ту-214, Ан-38) и 18 % — воздушными судами иностранного производства.[39]
[править] Показатели
В 2019 году авиационная подвижность населения России составила 0,87 полёта на 1 человека в год.[40]