Экономика Санкт-Петербурга в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Экономика Санкт-Петербурга росла очень быстрыми темпами вплоть до 2013–2014 годов.[1]

По данным администрации Санкт-Петербурга, в 2021 году в Санкт-Петербурге открылось 14 производств с общим объёмом инвестиций более 20 млрд рублей.[2]

Содержание

[править] Отрасли

[править] Промышленность

Автозавод корейского автопроизводителя Hyundai в Санкт-Петербурге начал тестовое производство в сентябре 2010 г., в январе 2011 г. предприятие приступило к массовому выпуску автомобилей Hyundai Solaris в кузове седан. В мае 2011 г. завод начал производить Solaris в кузове хэтчбек, а в августе — новый Kia Rio.[3][4]

[править] Жилищное строительство

В 2008 году девелоперская «Группа компаний „ПИК“» подписала с управляющей компанией «Морской фасад» соглашение о строительстве 1,3 млн м2 жилья на намывных территориях в Санкт-Петербурге. Стоимость сделки оценивалась в $3 млрд «ПИК» заплатила только часть суммы, в 2010 г. компания была вынуждена из-за финансовых проблем выйти из проекта, отдав купленные участки банкам-кредиторам.[5][6]

В 2014 году правительство Санкт-Петербурга подписало соглашение с израильской компанией Morgal Investments о строительстве на Пулковских высотах многофункционального жилого комплекса «Планетоград». Объём соглашения составил около $3 млрд. Застройщик начал работу на участке в 2017 г.[7][8]

По итогам 2019 года в Санкт-Петербурге в эксплуатацию было введено более 3,4 млн м2 жилой недвижимости.[9]

[править] Транспорт

[править] Сухопутный транспорт

[править] Рельсовый транспорт
[править] Железнодорожный транспорт
Электропоезд «Ласточка»
Электропоезд «Ласточка»

17 декабря 2009 года — начало движения в России высокоскоростных поездов. В этот день по маршруту Москва — Санкт-Петербург отправился в первый рейс высокоскоростной поезд «Сапсан».[10]

12 декабря 2010 года — открыто скоростное сообщение между Россией и Финляндией. В этот день из Хельсинки в Санкт-Петербург отправился первый скоростной поезд «Аллегро». С началом скоростного сообщения время в пути по железной дороге между Санкт-Петербургом и Хельсинки сократилось с 6 ч. 18 мин. до чуть более трех с половиной часов.[11]

23 января 2013 года — начало курсирования поезда «Ласточка» в России. Первыми маршрутами электропоездов «Ласточка» стали Санкт-Петербург — Чудово — Новгород-на-Волхове, Санкт-Петербург — Чудово — Бологое.[12]

В апреле 2020 года было сообщено, что губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов направил генеральному директору – председателю правления ОАО «РЖД» Олегу Белозерову письмо, в котором одобрил разработанную компанией концепцию по развитию Санкт-Петербургского железнодорожного узла.[13]

Скоростной электропоезд «Ласточка» начал курсировать между Санкт-Петербургом и Тихвином 28 декабря 2020 года.[14]

[править] Метро

3 октября 2019 года в Санкт-Петербурге открыли три новые станции метро — «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» — нового участка Фрунзенского радиуса.[15]

[править] Трамвайный транспорт

Трамвайная сеть «Чижик» действует в Санкт-Петербурге с 7 марта 2018 года. Тогда был открыт обновлённый маршрут № 8 «Хасанская ул. — метро Ладожская».[16]

В декабре 2018 года в Санкт-Петербурге был открыт второй трамвайный маршрут сети «Чижик».[17]

В октябре 2019 года было сообщено, что Смольный и ООО «БалтНедвижСервис», выигравшее конкурс на создание трамвайной линии на юге Санкт-Петербурга, подписали концессионное соглашение о реализации проекта по маршруту «Станция метро „Купчино“ — пос. Шушары — Славянка».[18]

Первая пересадка между трамвайной сетью ГЭТа и ТКК заработала с 8 июня 2020 г., когда до остановки «ул. Передовиков» продлилась трасса ГЭТовского маршрута № 10.[19]

С 6 октября 2021 года по Гранитной улице в Санкт-Петербурге начал курсировать регулярный трамвайный маршрут «Горэлектротранса».[20]

Подвижной состав

В ноябре 2014 года конкурс на поставку для петербургского трамвая трёх составов со 100-процентным уровнем низкого пола выиграла компания Alstom совместно с «Трансмашхолдингом».[21]

В 2019 году петербургский «Горэлектротранс» получил пополнение в виде 21 трёхсекционного вагона модели 71-931М производства ПК «Транспортные системы».[22]

В августе 2020 года СТМ выиграл конкурс на поставку трамваев для строящейся сети «метро Купчино — Шушары — Славянка» в Санкт-Петербурге.[23]

28 сентября 2020 года СПб ГУП «Горэлектротранс» объявило конкурс на поставку в лизинг 13 новых низкопольных трамваев — 11 двухсекционных низкопольных и двух трехсекционных вагонов.[24][25]

В ноябре 2020 года было сообщено, что подведены итоги объявленного СПб ГУП «Горэлектротранс» аукциона на поставку 13 новых трамваев для Санкт-Петербурга. Его победителем признана подмосковная лизинговая компания ООО «Тяжпромлизинг», которая снизила начальную (максимальную) цену по контракту с 1,198 млрд до 1,136 млрд рублей.[26]

В мае 2023 года было сообщено, что Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ, входит в госкорпорацию «Роскосмос») признан победителем конкурса на поставку 14 полностью низкопольных четырехосных односекционных вагонов трамвая в Санкт‑Петербург.[27]

Пути

Конкурс на строительство трамвайной линии по Гранитной улице в Санкт-Петербурге был объявлен в 2015 году.[28]

В 2019 году в Санкт-Петербурге впервые с начала XXI века была построена новая трамвайная линия (длиной километр на Гранитной улице).[29]

В 2020 году завершилось строительство трамвайной линии по Гранитной улице в Санкт-Петербурге.[30]

В 2020 году в Санкт-Петербурге было отремонтировано всего около 2,5 км трамвайных путей.[31]

15 мая 2023 года в Санкт-Петербурге для регулярного движения трамваев открылись обновлённые трамвайные пути в Калининском районе на участке ул. Комсомола от ул. Лебедева до пл. Ленина.[32]

С 30 мая 2023 года в Санкт-Петербурге в связи с досрочным завершением ремонта трамвайных путей открыто движение трамваев по участку ул. Ярослава Гашека от Купчинской ул. до Бухарестской ул.[33]

Со 2 июня 2023 года в Санкт-Петербурге после завершения замены трамвайных путей на участке длиной 1,77 км восстановлено трамвайное движение на Старо-Петергофском просп. от наб. Обводного канала до пл. Стачек.[34]

[править] Автомобильный транспорт
[править] Автобусный транспорт

В апреле 2021 года было сообщено, что АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) заключило договор на поставку в лизинг крупной партии автобусов АО «Третий парк» в г. Санкт-Петербург.[35]

По состоянию на ноябрь 2021 года в парке петербургского «Пассажиравтотранса» работали 229 автобусов на компримированном природном газе и 10 автобусов с электрическим двигателем.[36]

Электробусы

Первые электробусы в Санкт-Петербурге вышли на маршрут в начале марта 2019 года.[37]

В Санкт-Петербурге с 16 марта 2020 года электробусы с динамической подзарядкой обслуживают маршрут № 47 «М. Балканская ул. — метро „Московская“».[38]

По состоянию на май 2021 года в Санкт-Петербурге эксплуатировались 10 электробусов производства группы Volgabus.[39]

1 сентября 2021 года было сообщено, что СПб ГУП «Пассажиравтотранс» заключил договор на проектирование нового электробусного парка.[40][41]

[править] Троллейбусный транспорт

Первый в Санкт-Петербурге троллейбусный маршрут с использованием участка автономного хода действует с декабря 2017 г.[42]

По состоянию на декабрь 2019 года в Санкт-Петербурге на маршрутах эксплуатировалось самое большое количество троллейбусов с автономным ходом в России (более 110).[43]

В феврале 2020 года было сообщено, что победителем объявленного ГУП «Горэлектротранс» конкурса на оказании услуги финансовой аренды (лизинга) 87 новых троллейбусов для нужд Петербурга объявлено АО «Сбербанк Лизинг».[44]

В мае 2020 года было сообщено, что СПб ГУП «Горэлектротранс» объявило тендер на услуги лизинга для приобретения 40 троллейбусов большой вместимости.[45]

В мае 2020 года было сообщено, что в Санкт-Петербург прибыла первая партия из пяти новых троллейбусов «Адмирал» производства "ПК Транспортные системы (г. Энгельс). Подвижной состав СПб ГУП «Горэлектротранс» получило в лизинг.[46]

С 16 ноября 2020 года трасса троллейбусного маршрута № 46 «Автовский ДСК — ул. Пионерстроя» продлена на три километра по новому участку просп. Ветеранов от ул. Пионерстроя до железнодорожной платформы Сергиево. Поскольку на продлённом сегменте контактная сеть полностью отсутствует, маршрут переведён на обслуживание троллейбусами с увеличенным автономным ходом (электробусами с динамической подзарядкой).[47]

По итогам 2020 года в Санкт-Петербург было поставлено 142 новых троллейбуса.[48]

В октябре 2021 года Санкт-Петербургом объявлена закупка партии самых крупных в России троллейбусов.[49]

[править] Дороги

В 2001 году началось строительство Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга.[50]

15 декабря 2004 года открылся Большой Обуховский («Вантовый») мост.[51]

Северный участок Западного скоростного диаметра, г. Санкт-Петербург. Часть строящегося Западного скоростного диаметра — первой в России платной внутригородской автомагистрали, которая должна пройти вдоль берега Финского залива. Ранее уже были введены в строй первая (2008 г.) и вторая (2012 г.) очереди южного участка магистрали. Контракты на строительство участка заключены в 2010 г., официальное открытие состоялось в августе 2013 г. Протяженность северного участка ЗСД составляет 26,4 километра.[52]

Движение по Южному участку ЗСД было открыто в 2012 году.[53]

По состоянию на август 2013 года в Санкт-Петербурге велось строительство ЗСД.[54]

По состоянию на октябрь 2014 года велось строительство ЗСД.[55]

В 2016 году в Санкт-Петербурге завершилось строительство ряда знаковых инфраструктурных объектов, среди которых ЗСД за 210 млрд рублей и участок трассы А181 «Скандинавия» от Санкт-Петербурга до автодороги Парголово — Симагино за 11,2 млрд рублей.[56]

Осенью 2016 года КРТИ частично открыл новую путепроводную развязку над Выборгской железнодорожной линией в поселке Репино стоимостью 2,2 млрд рублей.[57]

2 декабря 2016 года был открыт последний (центральный) участок ЗСД, строительство которого началось в марте 2013 года. Таким образом, 47 км ЗСД пронзили Санкт-Петербург в 2016 году, связав его северо-западные, центральные и южные районы.[58][59][60]

ВЭБ участвовал в финансировании строительства Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге (доля ВЭБ — 25 млрд рублей).[61]

27 ноября 2019 года была открыта трасса М-11 «Нева». Благодаря ей время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом сократилось до 5,5 — 6 часов.

24 марта 2021 года в Санкт-Петербурге началось строительство Широтной магистрали скоростного движения, которую также ещё называют Восточным скоростным диаметром. Торжественная церемония состоялась на пересечении Западного скоростного диаметра (ЗСД) с Витебским проспектом, где была забита первая свая для будущей Витебской развязки. Старт строительству дали: губернатор Санкт-Петербурга А. Д. Беглов, помощник президента России И. Е. Левитин, президент ВТБ А. Л. Костин.[62][63]

[править] Парковки

С 1 декабря 2021 года зона платной парковки в Санкт-Петербурге была расширена — в нём стала входить ещё 71 улица Центрального района.[64]

[править] Мосты

Яхтенный мост открыли в мае 2017 года.[65]

[править] Общественный транспорт

17 апреля 2021 года губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов одобрил программу развития электротранспорта Санкт-Петербурга до 2028 года.[66]

[править] Морские порты

В начале 2004 года власти Санкт-Петербурга приняли решение начать работы по реализации проекта строительства паромно-пассажирского комплекса за счет расширения территории Васильевского острова.[67]

По состоянию на февраль 2008 года в Санкт-Петербурге велось строительство пассажирского порта «Морской фасад».[68]

В 2011 году грузооборот Большого порта Санкт-Петербург составил около 60 миллионов тонн.

В 2014 году грузооборот «Большого порта Санкт-Петербург» составил 61,1 млн тонн. Это на 6 % выше аналогичного показателя 2013 года.

[править] Аэропорты

В середине первого десятилетия XXi века принимается решение о масштабной реконструкции аэропорта Пулково.[69]

Сентябрь 2007 года — Жюри объявляет победителя международного архитектурного конкурса на разработку концепции здания нового пассажирского терминала аэропорта.[70]

В 2010 году Внешэкономбанк выделил деньги на реконструкцию и эксплуатацию международного аэропорта Пулково (Санкт-Петербург). Общая стоимость первого этапа проекта превысила 1,1 млрд евро. Объем кредита ВЭБа составил 205 млн евро.[71]

24 ноября 2010 года — Торжественная церемония закладки первой сваи нового терминала Пулково. Участвует Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин.[72]

Терминал-1 аэропорта Пулково. Новый терминал был открыт в декабре 2013 г. Стоимость проекта 47 млрд рублей. Здание «Пулково-1» было закрыто на реконструкцию 28 февраля 2014 года. Сумма инвестиций составила 60 млн евро. Реконструкция закончена 3 февраля 2015. Общая площадь терминала «Пулково-1» после реконструкции выросла по сравнению с первоначальной на 43 % — с 42751,1 кв.м. до 61 134,1 кв.м.[73]

Пассажиропоток «Пулково» с 8,4 млн человек в 2010 г. вырос до 18,1 млн в 2018 г.[74]

[править] Гостиницы

Отель Four Seasons в Санкт-Петербурге открылся в 2013 году. После открытия Four Seasons в районе Исаакиевской площади, где ранее были только гостиницы «Астория» и «Англетер», появились отели W (ныне SO/ Sofitel) и Lotte, и площадь превратилась в главный кластер люксовых отелей Санкт-Петербурга.[75]

Lotte Hotel St. Petersburg официально открылся в сентябре 2017 года.[76]

[править] Туризм

Проект «Остров фортов» реализуется по поручению Владимира Путина с 2019 года. В 2020 году были открыты объекты первой очереди – музейно-исторический парк и учебно-тренировочный комплекс «Лагерь настоящих героев».[77]

[править] Торговля

6 сентября 2012 года обновленный ДЛТ принял покупателей.[78]

[править] АЗС

В 2006 году в Санкт-Петербурге открылось 33 АЗС, из них 14 новых и 19 после реконструкции или ребрэндинга.[79]

[править] Розничная торговля

В 2020 году в Санкт-Петербурге оборот розничной торговли упал на 2 % по сравнению с показателем 2019 года и составил 1,515 трлн рублей.[80]

[править] Торговая недвижимость

По данным JLL, 2020 год для рынка торговой недвижимости Санкт-Петербурга был одним из самых сложных за всю историю его существования.[81]

В 2020 году рынок качественной торговой недвижимости Санкт-Петербурга пополнился тремя торговыми центрами совокупной площадью 127 тыс.  м² — это рекордное значение за последние семь лет. Большую часть нового предложения сформировали специализированные торговые центры. В 2020 году были открыты мебельный центр «Кубатура» (GLA 110 тыс. кв. м), третья очередь «Outlet Village Пулково» (GLA 5 тыс. кв. м) и районный культурно-досуговый центр Green Park (GLA 12 тыс. кв. м).[82]

[править] Общественное питание

По итогам 2019 года доля заведений общественного питания в структуре открытий в торговых центрах Санкт-Петербурга составила 21 %, что в 2,5 раза превышает показатель 2018 года, когда он составлял 8 %.[83]

[править] Банковская система

В 2011 году Александр Евневич стал основным владельцем небольшого петербургского банка «Объединенный капитал».

[править] Инвестиции

В 2010 году объём инвестиций в основной капитал в Санкт-Петербурге вырос в десять раз по сравнению с 2000 годом и составил $13 млрд.[84]

[править] Ссылки

Экономика административных центров регионов России в XXI веке
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экономика России в XXI веке
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Лёгкая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
Личные инструменты