Лизинг в России в XXI веке
Материал из Documentation.
В 2002 году российский рынок лизинга вырос на 40 %, достигнув, по экспертным оценкам, $2,5 млрд.[1]
В 2004 году российский рынок лизинга вырос в полтора раза — по предварительным данным, объём заключенных договоров в денежном выражении достиг $5,5 млрд. Главным стимулирующим фактором развития лизинговой индустрии стала политика государства, в первую очередь налоговые преференции предприятиям, пользующимся этим инвестиционным инструментом.[2]
В 2018 году уровень проникновения лизинговых услуг[3] в России составил 9,8 % по сравнению с 8,5 % в 2017 году.[4]
На протяжении 2019 года российский рынок лизинга демонстрировал более скромные темпы прироста, чем в 2016—2018 годах.[5]
По итогам 2019 года объём нового бизнеса составил 1,5 трлн рублей (+15 %), демонстрируя снижение темпов прироста второй год подряд вследствие сокращения объёма крупных корпоративных сделок с железнодорожной и авиатехникой.[6]
По предварительным данным агентства «Эксперт РА», по итогам I полугодия 2020 года объём совокупного лизингового портфеля на российском рынке лизинга составил почти 4,8 трлн рублей, показав снижение на 2 % с начала года.
В 2022 году российский рынок лизинга сократился на 13 %, причём снижение объёмов нового бизнеса произошло как в корпоративном, так и в розничном сегментах.[7]
Содержание |
[править] Виды лизинга
[править] Железнодорожный лизинг
Причиной сокращения ж/д сегмента российского лизинга в 2019 году во многом послужила стагнация объемов погрузки на железнодорожных путях в 2019 году (-0,9 %), что в большей степени было обусловлено падением цен на уголь и, как следствие, ростом профицита некоторых видов вагонов.[8]
[править] Авиализинг
В 2019 году российский авиализинг показал отрицательную динамику вследствие сокращения поставок в финансовый и оперативный лизинг самолетов «Сухой», что привело к минимальной за последние пять лет доле оперлизинга на рынке (9,3 %).[9]
В мае 2020 года президент Владимир Путин поручил запустить программу поддержки лизинга российских самолётов.[10]
[править] Автолизинг
Поддержку российскому автолизингу в 2018 году помимо госпрограмм оказали развитие каршеринга и расширение таксопарков.[11]
По итогам апреля 2021 года в России было куплено в лизинг 25,7 тыс. единиц автотранспорта, что в 2,6 раза больше, чем за тот же месяц прошлого года. В сегменте легковых автомобилей, на долю которого в апреле пришлось 57 %, количество лизинговых сделок увеличилось в 2,9 раза до 14,7 тыс. единиц. Среди грузовиков объем лизинга вырос в 2,3 раза (до 7 тыс. шт.). В сегменте LCV рост оказался наименьшим — «лишь» в 1,9 раза (до 3,3 тыс. шт.), а по автобусам — наибольшим (в 6,1 раза до 0,7 тыс. шт.).[12]
[править] Судовой лизинг
«Машпромлизинг» в 2019 году передал в лизинг 16 судов, в том числе два «Валдая».[13]
[править] Сельскохозяйственный лизинг
В 2002 году из 80 млн тонн зерна, собранного в России, 3 млн тонн было убрано техникой «Росагролизинга».[14]
[править] Лизинг строительной техники
В 2019 г. в России объем лизинговых операций со строительной техникой составил 133 млрд руб. (около 17 % общего объема долгосрочных рублевых кредитов, предоставленных за 2019 г. строительным компаниям), тогда как в 2018 г. это соотношение составляло 13 %.[15]
[править] Лизинг оборудования
В России, по экспертным оценкам, стоимость оборудования, переданного в финансовую аренду в 2002 году, составила $2,5 млрд. Это около 4,5 % от общего объёма инвестиций в основные фонды в России.[16]
В 2003 году по лизингу оборудования Россия вышла на 18-е место в мире и 10-е в Европе.[17]
[править] Сроки сделок
В октябре 2003 года отмечалось: «[В России] наметилась тенденция к увеличению сроков лизинговых сделок. „Полтора-два года назад я не слышал о сделках длиннее трёх лет, а сейчас достаточно часто встречаются даже пятилетние контракты“, — говорит [советник по проектам Международной финансовой корпорации] Грег Алтон.»[18]
[править] Налоги
В феврале 2005 года отмечалось: «[В России] одно из последних изменений в нормативной базе (глава 30 Налогового кодекса) освободило лизинговые компании от налога на имущество. Разъясняя положения этой главы, Минфин (письмо от 31 августа 2004 года) указал, что имущество, проходящее по балансу лизингодателя как доходные вложения, не подлежит обложению налогом на имущество. Тем самым участникам сделок позволили сэкономить 2,2 % стоимости лизингового имущества в год.»[19]
[править] Лицензирование
До начала 2002 года лизинговая деятельность в России лицензировалась — к тому моменту было выдано около 2,5 тыс. лицензий.[20]
[править] Лизинговые компании
По состоянию на февраль 2005 года в России реально действовали более 300 лизинговых компаний, а в национальную ассоциацию было объединено меньше сотни.[21]
[править] Росагролизинг
«Росагролизинг» — государственная лизинговая компания, созданная в 2001 году для решения задач по технической и технологической модернизации российского АПК.[22]
В октябре 2003 года отмечалось: «Ежегодно эта компания [Росагролизинг] получает заявки от потенциальных лизингополучателей на 15 млрд руб. <…>. Такой ажиотаж объясняется откровенно демпинговыми условиями „Росагролизинга“: авансовый платёж по сделке не превышает 15 % (при стандартных 30 %), а ставка за финансовую аренду составляет 4 % годовых в рублях. Разумеется, рыночным этот механизм считать нельзя. Из-за наличия такой формы господдержки сельского хозяйства коммерческого лизинга в российском АПК практически нет.»[23]
В 2018 году компанией «Росагролизинг» было передано в лизинг 897 тракторов, 1,1 тыс. комбайнов, 2,8 тыс. другой сельхозтехники и 668 единиц автомобильной техники.[24]
[править] Лизингополучатели
[править] РЖД
В 2003 году впервые прошёл открытый конкурс на право заключения договора лизинга с «РЖД».[25]
[править] Государственная политика
По состоянию на октябрь 2003 года отмечалось: «Государственные лизинговые программы [в России] действуют в трёх отраслях: сельскохозяйственной, авиационной и дорожной. <…> Наиболее успешными считаются программы авиационного и сельскохозяйственного лизинга. В первом случае господдержка выражается в бюджетном субсидировании банковских кредитных ставок на закупку оборудования, передаваемого в лизинг.»[26]
[править] Показатели
Средний размер лизинговой сделки в России, по оценке МФК, составлял $58 тыс. (данные по итогам 2001 года).[27]