Финансы в России в 2004 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Банковская система

В 2004 году российская банковская система развивалась высокими темпами, существенно опережая рост экономики в целом.[1]

В 2004 году была создана система обязательного страхования вкладов.[2]

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» и Инструкцию «Об обязательных нормативах банков».[3]

[править] Биржи

По итогам 2004 года ММВБ удалось добиться существенного прогресса в повышении доходности своей информационно-коммерческой деятельности.[4]

В 2004 году ММВБ определила новые принципы и подходы к построению своего социально-ориентированного бизнеса — переход от разовой благотворительности и меценатства к политике комплексной социальной ответственности, главными условиями которой становятся прозрачность, адресность и эффективность использования средств, выделяемых на социальные программы.[5]

Осенью 2004 года РТС создает ОАО «Фондовая биржа РТС», которая ориентируется на работу с частными инвесторами, предоставляя достаточно выгодные условия работы на фондовом рынке, а именно: низкая биржевая комиссия (0,005 %), небольшие размеры лотов, расчеты в рублях.[6]

[править] Ипотека

В 2004 г. на основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» Банк России издал Инструкцию «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием», в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.[7]

[править] Государственные и муниципальные финансы

В 2004 г. Россия приступила к проведению реформ бюджетного процесса второго поколения, нацеленных на переход от финансовой стабильности к внедрению системы управления бюджетом, ориентированной на результаты.[8]

Правительство РФ Постановлением от 22 мая 2004 года № 249 одобрило «Концепцию реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах». Концепция предусматривает внедрение многолетнего бюджетного планирования, переход от сметного планирования к бюджетному планированию, ориентированному на результаты, расширение полномочий администраторов бюджетных средств. В Постановлении № 249 органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления рекомендовалось проводить реформу бюджетного процесса на своем уровне в соответствии с положениями этой Концепции, а также осуществлять управление бюджетами на основе результативных принципов. Постановление № 249 утвердило Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.[9]

26 мая 2004 года В.Путин выступил с посланием к Федеральному Собранию. Послание добавило к прежним задачам проведение бюджетной реформы.[10]

Принят Федеральный закон № 45-ФЗ от 26 мая 2004 г. «О внесении изменений в Федеральный закон „О бюджетной классификации Российской Федерации“».[11]

Подписан Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. № 70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».[12]

Подписан приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27 августа 2004 г. № 72-н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с 2005 г.»[13]

Подписано постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. № 838 «О внесении изменений в Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования».[14]

В декабре 2004 года Путин подписал Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год». Согласно проекту бюджета, доходы госказны в 2005 году должны составить 3 триллиона 326,08 миллиарда рублей, или 17,8 процента ВВП, расходы — 3 триллиона 47,97 миллиарда рублей, или 16,3 процента ВВП. На национальную экономику выделяется 240 миллиардов 211,7 миллиона рулей. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составят 6 миллиардов 834,8 миллиона рублей, на охрану окружающей среды — 4 миллиарда 625,2 миллиона рублей. Одной из особенностей бюджета-2005 является существенное увеличение расходов на национальную оборону (на 27,7 процента по сравнению с текущим годом), а также на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (на 26 процента). На финансирование образования в бюджете отводится 154 миллиарда 674,4 миллиона рублей, расходы на культуру, кинематографию и СМИ не превысят 38 миллиардов 916,1 миллиона рублей, на здравоохранение и спорт — 84 миллиардов 581,5 миллиона рублей, на регулирование вопросов социальной политики — 167 миллиардов 360,9 миллиона рублей. Сумма межбюджетных трансфертов будет равняться 955 миллиардам 157,6 миллиона рублей. Законом предлагается утвердить в 2005 году размер финансовой поддержки субъектов России в сумме 189 миллиардов 875 миллиона 736 тысяч рублей. В документе прописано, что государственные внешние заимствования России на 2005 год составят 1 миллиардов 127,32 миллиона долларов, в том числе кредиты международных финансовых организаций — 952,42 миллиона долларов со сроком погашения 11-12 лет, и кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — 174,9 миллиона долларов со сроком погашения 5-7,5 лет. В соответствии с законом о федеральном бюджете на 2005 год, средства Стабилизационного фонда России сверх накопленной суммы в 500 миллиардов рублей могут быть использованы на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда России и на погашение государственного внешнего долга страны.[15]

[править] Валютное регулирование

После двухлетней работы при непосредственном участии Российского союза промышленников и предпринимателей принят новый федеральный закон, регулирующий такую важную для участников внешнеэкономической деятельности сферу отношений, как валютное регулирование и валютный контроль — вступивший в силу в июне 2004 года Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».[16]

В законе уточнены такие основные понятия, как «валюта Российской Федерации», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «уполномоченные банки». Введены понятия «внешние ценные бумаги» и «внутренние ценные бумаги», «режим счета», «резервирование» и «валютные биржи». Согласно принятому закону, теперь валютными ценностями являются также иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Из перечня валютных ценностей исключены драгоценные металлы и природные драгоценные камни. В отличие от ранее действовавшей редакции закона, предусматривавшей разрешительный порядок осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, принятый закон значительно сокращает перечень капитальных операций, требующих регулирования.[17]

Согласно закону, купля-продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится юридическими и физическими лицами — резидентами исключительно через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Банком России. Закон закрепляет право резидентов открывать без ограничения счета в банках, расположенных на территории иностранных государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. При этом действует уведомительный порядок извещения органов финансового контроля. В законе сохранено требование о репатриации валютной выручки (срок репатриации валютной выручки законопроектом увеличен вдвое (с 90 до 180 дней по большинству экспортно-импортных операций) и о последующей её обязательной продаже в сочетании с возможностью регулирования порядка купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. По сравнению с ранее действовавшим законом Банку России предоставлено право устанавливать норматив обязательной продажи резидентами валютной выручки, но не свыше 30 % от суммы валютной выручки (ранее предусматривался норматив обязательной продажи 50 %).[18]

С 1 января 2007 г. законом предполагается отменить вовсе этот норматив. Закон предусматривает ограничительные меры «в целях предотвращения снижения золотовалютных резервов, резких колебаний рубля, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации». Эти меры могут быть установлены Банком России и предусматривают установление режима счета, а также особые нормы резервирования. При резком притоке валюты в страну может вводиться годичное резервирование 20 % от суммы сделки. При активизации операций, направленных на вывод валюты, может быть введено двухмесячное резервирование средств в объеме 100 % от суммы сделки. Нормы резервирования, согласно закону, будут действовать до 2007 г.[19]

[править] Облигации

В 2004 году капитализация рынка ОФЗ составляла около 500 млрд рублей.[20]

[править] Кредитные организации

За 2004 год активы кредитных организаций увеличились на 27,4 % (за 2003 год — на 35 %), депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц — на 29,7 % (за 2003 год — на 47 %).[21]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. Исследование состояния и перспектив развития кластера финансовых услуг в городе Москве[2]
  3. Центральный банк Российской Федерации[3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. Центральный банк Российской Федерации[7]
  8. Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
  9. Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
  10. [8]
  11. Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
  12. Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
  13. Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
  14. Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
  15. http://www.lenta.ru/economy/2004/12/24/budget/
  16. Наиболее важные принятые законы РФ и законопроекты, рассмотренные в отчетном периоде[9]
  17. Наиболее важные принятые законы РФ и законопроекты, рассмотренные в отчетном периоде[10]
  18. Наиболее важные принятые законы РФ и законопроекты, рассмотренные в отчетном периоде[11]
  19. Наиболее важные принятые законы РФ и законопроекты, рассмотренные в отчетном периоде[12]
  20. http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2011/08/Dolgovaya_politika_na_sayt_SSHA.pdf
  21. «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы)». Проект по итогам заседания Правительства РФ 29 декабря 2005 г.
Финансы в России в XXI веке
Темы  ДеньгиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населенияВнешнефинансовые отношения
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты