Финансы в России в 2004 году
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Банковская система
В 2004 году российская банковская система развивалась высокими темпами, существенно опережая рост экономики в целом.[1]
В 2004 году была создана система обязательного страхования вкладов.[2]
С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» и Инструкцию «Об обязательных нормативах банков».[3]
[править] Биржи
По итогам 2004 года ММВБ удалось добиться существенного прогресса в повышении доходности своей информационно-коммерческой деятельности.[4]
В 2004 году ММВБ определила новые принципы и подходы к построению своего социально-ориентированного бизнеса — переход от разовой благотворительности и меценатства к политике комплексной социальной ответственности, главными условиями которой становятся прозрачность, адресность и эффективность использования средств, выделяемых на социальные программы.[5]
Осенью 2004 года РТС создает ОАО «Фондовая биржа РТС», которая ориентируется на работу с частными инвесторами, предоставляя достаточно выгодные условия работы на фондовом рынке, а именно: низкая биржевая комиссия (0,005 %), небольшие размеры лотов, расчеты в рублях.[6]
[править] Ипотека
В 2004 г. на основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» Банк России издал Инструкцию «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием», в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.[7]
[править] Государственные и муниципальные финансы
В 2004 г. Россия приступила к проведению реформ бюджетного процесса второго поколения, нацеленных на переход от финансовой стабильности к внедрению системы управления бюджетом, ориентированной на результаты.[8]
Правительство РФ Постановлением от 22 мая 2004 года № 249 одобрило «Концепцию реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах». Концепция предусматривает внедрение многолетнего бюджетного планирования, переход от сметного планирования к бюджетному планированию, ориентированному на результаты, расширение полномочий администраторов бюджетных средств. В Постановлении № 249 органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления рекомендовалось проводить реформу бюджетного процесса на своем уровне в соответствии с положениями этой Концепции, а также осуществлять управление бюджетами на основе результативных принципов. Постановление № 249 утвердило Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.[9]
26 мая 2004 года В.Путин выступил с посланием к Федеральному Собранию. Послание добавило к прежним задачам проведение бюджетной реформы.[10]
Принят Федеральный закон № 45-ФЗ от 26 мая 2004 г. «О внесении изменений в Федеральный закон „О бюджетной классификации Российской Федерации“».[11]
Подписан Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. № 70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».[12]
Подписан приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27 августа 2004 г. № 72-н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с 2005 г.»[13]
Подписано постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. № 838 «О внесении изменений в Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования».[14]
В декабре 2004 года Путин подписал Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год». Согласно проекту бюджета, доходы госказны в 2005 году должны составить 3 триллиона 326,08 миллиарда рублей, или 17,8 процента ВВП, расходы — 3 триллиона 47,97 миллиарда рублей, или 16,3 процента ВВП. На национальную экономику выделяется 240 миллиардов 211,7 миллиона рулей. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составят 6 миллиардов 834,8 миллиона рублей, на охрану окружающей среды — 4 миллиарда 625,2 миллиона рублей. Одной из особенностей бюджета-2005 является существенное увеличение расходов на национальную оборону (на 27,7 процента по сравнению с текущим годом), а также на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (на 26 процента). На финансирование образования в бюджете отводится 154 миллиарда 674,4 миллиона рублей, расходы на культуру, кинематографию и СМИ не превысят 38 миллиардов 916,1 миллиона рублей, на здравоохранение и спорт — 84 миллиардов 581,5 миллиона рублей, на регулирование вопросов социальной политики — 167 миллиардов 360,9 миллиона рублей. Сумма межбюджетных трансфертов будет равняться 955 миллиардам 157,6 миллиона рублей. Законом предлагается утвердить в 2005 году размер финансовой поддержки субъектов России в сумме 189 миллиардов 875 миллиона 736 тысяч рублей. В документе прописано, что государственные внешние заимствования России на 2005 год составят 1 миллиардов 127,32 миллиона долларов, в том числе кредиты международных финансовых организаций — 952,42 миллиона долларов со сроком погашения 11-12 лет, и кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — 174,9 миллиона долларов со сроком погашения 5-7,5 лет. В соответствии с законом о федеральном бюджете на 2005 год, средства Стабилизационного фонда России сверх накопленной суммы в 500 миллиардов рублей могут быть использованы на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда России и на погашение государственного внешнего долга страны.[15]
[править] Валютное регулирование
После двухлетней работы при непосредственном участии Российского союза промышленников и предпринимателей принят новый федеральный закон, регулирующий такую важную для участников внешнеэкономической деятельности сферу отношений, как валютное регулирование и валютный контроль — вступивший в силу в июне 2004 года Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».[16]
В законе уточнены такие основные понятия, как «валюта Российской Федерации», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «уполномоченные банки». Введены понятия «внешние ценные бумаги» и «внутренние ценные бумаги», «режим счета», «резервирование» и «валютные биржи». Согласно принятому закону, теперь валютными ценностями являются также иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Из перечня валютных ценностей исключены драгоценные металлы и природные драгоценные камни. В отличие от ранее действовавшей редакции закона, предусматривавшей разрешительный порядок осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, принятый закон значительно сокращает перечень капитальных операций, требующих регулирования.[17]
Согласно закону, купля-продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится юридическими и физическими лицами — резидентами исключительно через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Банком России. Закон закрепляет право резидентов открывать без ограничения счета в банках, расположенных на территории иностранных государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. При этом действует уведомительный порядок извещения органов финансового контроля. В законе сохранено требование о репатриации валютной выручки (срок репатриации валютной выручки законопроектом увеличен вдвое (с 90 до 180 дней по большинству экспортно-импортных операций) и о последующей её обязательной продаже в сочетании с возможностью регулирования порядка купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. По сравнению с ранее действовавшим законом Банку России предоставлено право устанавливать норматив обязательной продажи резидентами валютной выручки, но не свыше 30 % от суммы валютной выручки (ранее предусматривался норматив обязательной продажи 50 %).[18]
С 1 января 2007 г. законом предполагается отменить вовсе этот норматив. Закон предусматривает ограничительные меры «в целях предотвращения снижения золотовалютных резервов, резких колебаний рубля, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации». Эти меры могут быть установлены Банком России и предусматривают установление режима счета, а также особые нормы резервирования. При резком притоке валюты в страну может вводиться годичное резервирование 20 % от суммы сделки. При активизации операций, направленных на вывод валюты, может быть введено двухмесячное резервирование средств в объеме 100 % от суммы сделки. Нормы резервирования, согласно закону, будут действовать до 2007 г.[19]
[править] Облигации
В 2004 году капитализация рынка ОФЗ составляла около 500 млрд рублей.[20]
[править] Кредитные организации
За 2004 год активы кредитных организаций увеличились на 27,4 % (за 2003 год — на 35 %), депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц — на 29,7 % (за 2003 год — на 47 %).[21]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ Исследование состояния и перспектив развития кластера финансовых услуг в городе Москве[2]
- ↑ Центральный банк Российской Федерации[3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ Центральный банк Российской Федерации[7]
- ↑ Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
- ↑ Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
- ↑ [8]
- ↑ Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
- ↑ Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
- ↑ Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
- ↑ Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
- ↑ http://www.lenta.ru/economy/2004/12/24/budget/
- ↑ Наиболее важные принятые законы РФ и законопроекты, рассмотренные в отчетном периоде[9]
- ↑ Наиболее важные принятые законы РФ и законопроекты, рассмотренные в отчетном периоде[10]
- ↑ Наиболее важные принятые законы РФ и законопроекты, рассмотренные в отчетном периоде[11]
- ↑ Наиболее важные принятые законы РФ и законопроекты, рассмотренные в отчетном периоде[12]
- ↑ http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2011/08/Dolgovaya_politika_na_sayt_SSHA.pdf
- ↑ «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы)». Проект по итогам заседания Правительства РФ 29 декабря 2005 г.