Железнодорожное машиностроение России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Искандер Махмудов начал собирать машиностроительные заводы в «Трансмашхолдинг» в 2002 году.[1]

В январе 2012 года состоялся запуск Тихвинского вагоностроительного завода.[2]

Энгельсский локомотивный завод (ЭЛЗ) был построен «Первой локомотивной компанией» в 2013—2015 годах как СП с канадской Bombardier Transportation и предполагал производство двухсистемных магистральных электровозов 2ЭВ120. Всего было построено 2 локомотива, однако машины оказались невостребованы РЖД. Строительство и оборудование профинансировал «ВЭБ-Лизинг», предоставив займ на 6,5 млрд рублей и оборудование в лизинг. В начале 2020 года кредитор через Арбитражный суд Москвы отсудил у ЭЛЗ 9,5 млрд рублей: помимо первоначального долга, в них вошли проценты за кредит, неоплаченные лизинговые платежи и неустойки. В декабре 2020 года было сообщено, что ЭЛЗ был объявлен банкротом.

В 2018 году по отношению к 2017 году в железнодорожном машиностроении России продолжился рост производства основной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении. Показатель стоимости отгруженной продукции составил 706,8 млрд руб., что на 32,9 % выше аналогичного показателя 2017 года. Лидерами роста стали сферы производства моторвагонного подвижного состава (73,5 млрд руб. — в 2018 году, +64,1 % — к 2017 году), пассажирских (70,8 млрд руб., +53,6 % — к 2017 году) и грузовых вагонов (196 млрд руб., +34,7 % — к 2017 году). Поставки на зарубежные рынки также демонстрировали положительную динамику. В 2018 году было экспортировано продукции на 761,4 млн долл., что на 29,8 % больше по сравнению с предыдущим годом.[3]

«РЖД» и группа «Синара» в 2019 году учредили «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта».[4]

Железнодорожное машиностроение России по итогам 2019 года отметилось сразу двумя рекордами. Выпуск магистральных грузовых вагонов по стране составил 79,6 тыс. единиц, что превзошло как старый рекорд постсоветской России (71,7 тыс. единиц в 2012-м), так и высшие советские показатели. Советский рекорд был отмечен в 1974 году: тогда совокупный объем выпуска грузовых вагонов составил 72,4 тыс. единиц, и с тех пор вплоть до самого распада Союза этот показатель только снижался. На территории собственно РСФСР рекордный показатель составил 33,3 тыс. единиц по результатам 1977 года. Всего по итогам 2019 года выпуск грузовых вагонов в стране увеличился на 15,5 %, что на порядок превосходит темпы роста по экономике в целом.[5]

На площадке бывшего Торжокского вагоностроительного завода (прекратил существование в 2017 году, в 2019 году приобретен ТВЗ) сборка вагонов осуществляется с мая 2020 года, а в ноябре 2020 года была заложена рама для сборки уже первого кузова (ранее доставлялись с ТВЗ).

В мае 2022 года продолжалось интенсивное сокращение объёмов производства в железнодорожном машиностроении как следствие нехватки импортных компонентов (-20,9% к предыдущему месяцу в мае 2022 года после -13,4% в апреле 2022 года, сезонность устранена).[6]

Содержание

[править] Виды продукции

[править] Локомотивы

Заказы ОАО «РЖД» стимулировали разработку и производство новых серий локомотивов, что практически возродило в России высокотехнологичную отрасль — транспортное машиностроение.[7]

[править] Электровозы

[править] Грузовые электровозы
[править] 2ЭС5

В 2014 году «ТМХ» запустил в производство электровоз 2ЭС5.[8]

По состоянию на март 2015 года уровень локализации производства электровоза 2ЭС5 в России составлял 45 %.[9]

[править] 2ЭС10

По состоянию на март 2015 года уровень локализации производства электровоза 2ЭС10 в России составлял 80 %.[10]

[править] ЗЭС4K

В 2015 году «ТМХ» запустил в производство электровоз ЗЭС4K.[11]

[править] 3ЭС5К

Магистральные грузовые 3-секционные электровозы переменного тока 3ЭС5К «Ермак» выпускаются на заводе «ТМХ» в Новочеркасске с 2006 года.[12]

[править] 4ЭС5K

В 2014 году «ТМХ» запустил в производство электровоз 4ЭС5K.[13]

[править] Пассажирские электровозы
[править] ЭП1

В 2007 году НЭВЗ прекратил выпуск пассажирских электровозов переменного тока ЭП1.[14]

[править] ЭП20

По состоянию на март 2015 года уровень локализации производства электровоза ЭП20 в России составлял 55 %.[15]

[править] Промышленные электровозы

В 2003 году на НЭВЗе по заказу ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» изготовлен новый промышленный электровоз НПМ2.[16]

В 2005 году на НЭВЗе начато серийное производство промышленных электровозов НПМ2.[17]

С 2013 года НЭВЗ выпускает электровозы НПМ2М.

[править] Тепловозы

[править] Магистральные тепловозы

Выпуск магистральных тепловозов в России в 2020 году составил 233 секции — это второй результат в истории, уступающий только прошлогоднему рекорду (283 секции).[18]

[править] Грузовые тепловозы

В 2015 году «ТМХ» запустил в производство тепловоз 2TЭ25KM.[19]

[править] Маневровые тепловозы

В 2015 году «ТМХ» запустил в производство тепловоз ТЭМ19.[20]

В 2016 году «ТМХ» запустил в производство тепловоз ТЭМ28.[21]

[править] Электропоезда

[править] Иволга

По состоянию на январь 2022 года поезда «Иволга» производятся на мощностях Тверского вагоностроительного завода, входящего в состав ТМХ.[22]

По состоянию на январь 2022 года было выпущено свыше 440 вагонов поездов «Иволга».[23]

В августе 2023 года было сообщено, что «Трансмашхолдинг» запустил серийное производство новой недели электропоезда «Иволга 4.0».[24]

[править] ЭГ

В 2016 году «ТМХ» запустил в производство электропоезд ЭГ2ТВ.[25]

[править] ЭД

В 2006 году Демиховский машиностроительный завод произвёл и реализовал 571 вагон электропоездов (типов ЭД4М, ЭД9М, ЭД4МК).

[править] ЭП

В 2016 году «ТМХ» запустил в производство электропоездов ЭП2Д/ЭП3Д.[26]

[править] Вагоны

[править] Грузовые вагоны

Динамика производства грузовых магистральных вагонов в России в 1999—2011 годах, тыс. штук
Динамика производства грузовых магистральных вагонов в России в 1999—2011 годах, тыс. штук

Рост производства грузовых вагонов в России стимулировался спросом со стороны операторов железнодорожных грузовых перевозок (после реформы на железнодорожном транспорте России, когда на смену МПС пришли РЖД, а также ряд частных операторов грузовых перевозок и собственников вагонов). В то время в России за выпуск грузовых вагонов брались вагоноремонтные предприятия и даже заводы металлоконструкций, а официально запущенный в январе 2012 года Тихвинский вагоностроительный завод, принадлежащий группе ОВК, стал даже крупнейшим в стране, обогнав по объемам производства многолетнего лидера — нижнетагильский Уралвагонзавод.[27]

Однако избыток вагонов привел к снижению ставок их аренды. Как результат — падение спроса на новые вагоны, а их производство, уже в 2013 году начавшее снижаться, к 2015 году обвалилось в два с половиной раза по сравнению с рекордом 2012-го.[28]

Отрасль пришлось спасать государству, и спасать мерами откровенно нерыночными. Производители стали получать субсидии на выпускаемую продукцию, а кроме того, были приняты меры по принудительному списанию старого вагонного парка, хотя чисто технически при должном уходе он мог бы служить и дальше.[29]

[править] Пассажирские вагоны

Производство пассажирских вагонов в России в 2020 году составило 1980 штук (+348 штук к 2019 г.) — это второй результат в истории, уступающий только рекорду 2008 г. (2143 штуки).[30]

[править] Компании

[править] Новокузнецкий вагоностроительный завод

АО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» основан в феврале 2008 года на базе ООО «Завод по ремонту металлургического оборудования».

[править] УВЗ

В 2012 году «Уралвагонзавод» произвёл почти 28 тыс. грузовых вагонов.[31]

[править] Показатели

[править] Объём производства

Объём производства железнодорожным машиностроением России (млрд рублей):[32]

  • 2019 год: 567,6
  • 2020 год: 539,5

[править] Электровозы

Мощность произведённых в России электровозов (тыс. кВт):[33]

  • 2019 год: 2304,944
  • 2020 год: 2138,880

Объём производства электровозов в России (секций):[34]

  • 2019 год: 689
  • 2020 год: 642

Объём производства электровозов в России (штук):[35]

  • 2019 год: 377
  • 2020 год: 285

[править] Тепловозы

Мощность произведённых в России тепловозов (тыс. кВт):[36]

  • 2019 год: 865,014
  • 2020 год: 795,388

Объём производства тепловозов в России (секций):[37]

  • 2019 год: 458
  • 2020 год: 382

Объём производства тепловозов в России (штук):[38]

  • 2019 год: 342
  • 2020 год: 249

[править] Грузовые вагоны

Объём производства грузовых вагонов в России (тыс. штук):[39]

  • 2019 год: 79,054
  • 2020 год: 55,947

В 2016 году в России было произведено 36,6 тыс. грузовых магистральных вагонов.[40]

[править] Пассажирские вагоны

Объём производства пассажирских вагонов в России (штук):[41]

  • 2019 год: 897
  • 2020 год: 820

[править] Моторвагонный подвижной состав

Объём производства моторвагонного подвижного состава в России (штук):[42]

  • 2019 год: 825
  • 2020 год: 776

[править] Рельсовые автобусы

Объём производства вагонов рельсовых автобусов в России (штук):[43]

  • 2019 год: 56
  • 2020 год: 76

[править] Путевые машины

Объём производства путевых машин в России (штук):[44]

  • 2019 год: 522
  • 2020 год: 407
Личные инструменты