Автомобили в России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
В 1891 г. в Россию были завезены первые автомобили заграничного производства.[1]
Двигателем Daimler был оснащен первый автомобиль в России — Panhard & Levassor, привезенный из Франции в 1891 году владельцем газеты «Одесский листок» Василием Навроцким.[2]
В 1894 году в Москве был продан первый автомобиль Benz Velo, имя его покупателя не сохранилось.[3]
1 июля (14 июля) 1896 года на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде был продемонстрирован первый в России самодвижущейся экипаж, созданный двумя русскими инженерами Е. А. Яковлевым и П. Ф. Фрезе.[4]
1918 год. В Москве организована Научно-автомобильная лаборатория (НАЛ) под руководством профессора Н. Р. Бриллинга.[5]
Содержание |
[править] Парк
Парк автомобилей в России — 8,8 тыс. шт. (1913 год).[6]
К 1914 году в России было всего около 13 тыс. автомобилей.[7]
В 1996 году количество автомобилей на 1000 жителей в России составляло 92,3 ед.[8]
Обеспеченность населения автомобилями в 1997 году — 113,7 шт/1000 чел.[9]
[править] Внешняя торговля
[править] Импорт
Массовый ввоз автомобилей в Россию начался в годы Первой мировой войны.[10]
[править] Виды автомобилей
[править] Внедорожники
Летом 1941 года В. А. Грачев, принимая во внимание требования военного времени, в очень сжатые сроки — буквально 1,5-2 месяца — создает простой в производстве внедорожник ГАЗ-64.[11]
[править] Военные автомобили
Задание разработать легкий армейский автомобиль было выдано Главным автобронетанковым управлением РККА в конце зимы 1941 года.[12]
[править] Легковые автомобили
К концу 1998 года в личной собственности населения России находилось 17 761 300 легковых машин, что составляло 120 автомобилей на 1000 человек.[13]
[править] Электромобили
В середине 1990-х годов на АЗЛК велась разработка электрокаров.[14]
[править] Троллейбусы
Первый российский троллейбус «Шкода-ВМЗ» выпущен в марте 1996 года.[15]
[править] Модели
[править] ГАЗ-21
До денежной реформы 1961 года ГАЗ-21 официально продавался за 40 000 руб.[16]
[править] ГАЗ-67
ГАЗ-64 усовершенствовали в конце 1942 года: колею обоих ведущих мостов расширили до 1466 мм, при этом вместо полукруглых вырезов в кузове над колесами появились крылья, так как колея стала больше, а ширина кузова осталась неизменной. Объяснялось данное нововведение достаточно просто — что «виллисы», что ГАЗ-64, имевшие узкую (1250 мм) колею, при движении на склонах и поворотах имели склонность к переворачиванию. Расширение колеи автомобиля помогло ликвидировать данный недостаток. Усовершенствованная машина получила новый индекс ГАЗ-67, а после проведения в 1944 году дальнейшей модернизации автомобиль стал называться ГАЗ-67Б.[17]
[править] ГАЗ-М1
Летом 1936 года на Горьковском автомобильном заводе были собраны первые опытные образцы автомобиля ГАЗ-М1 («эмки»).[18]
[править] ГАЗ-Р1
25 марта 1941 года автомобиль ГАЗ-Р1 (Р — разведчик) был выведен на испытания.[19]
[править] ЗАЗ-966
В 1970-х и далее ЗАЗ-966 продавали за 3500 руб.[20]
[править] ЗАЗ-966В
Согласно официальному Прейскуранту № 21−01 от 13 апреля 1972 года оптовая цена на ЗАЗ-966В составляла 1500 руб.[21]
[править] Москвич-401
В середине 1950-х годов «Москвич-401» стоил 9000 руб.[22]
[править] Volvo
Официальные продажи автомобилей Volvo в СССР начались в 1989 году.[23]
[править] Прокат
«Прокат автомобиля без шофера» впервые открылся в 1956 г. в Москве. Официальные «Правила пользования легковыми автомобилями на условиях проката» были приняты Минтрансом РСФСР осенью 1962 года. А в 1969 г. вышло и соответствующее постановление Совета Министров РСФСР.[24]
Первый московский каршеринг заработал на базе столичного автопарка № 12. Для проката были доступны 80 автомобилей, и почти все они ежедневно выдавались клиентам. В 1959 г. число прокатных машин в Москве достигло 300. В том же году аналогичная услуга появилась в Свердловске, а еще три года спустя прокаты автомобилей работали аж в 40 крупных городах, включая курортные.[25]
К концу 1960-х годов пункты проката перешли из подчинения местных органов народного хозяйства к союзному Министерству транспорта, которое занималось ими по остаточному принципу. Окончательно прокат в СССР не умер, но в 1970-х годах услуга предоставлялась только для иностранцев и представителей дипломатических миссий.[26]
[править] Выставки
На 4-й международной автомобильной выставке (1913 год) в Санкт-Петербурге Русско-Балтийский вагонный завод на своем стенде представил экспозицию из шести автомобилей различных моделей.[27]
[править] Автопробеги
Первым пробегом, в котором приняли участие автомобили Русско-Балтийского вагонного завода, была гонка по маршруту Санкт-Петербург — Рига — Санкт-Петербург протяженностью 1177 км, состоявшаяся в августе 1909 года. В этой гонке «Руссо-Балт» показал среднюю скорость 70 км/ч. За результаты пробега заводу была присуждена золотая медаль.[28]
В 1910 году состоялось международное соревнование автомобилей по маршруту Санкт-Петербург — Киев — Москва — Санкт-Петербург. Этот пробег был одним из важнейших мероприятий, организованных комитетом 3-й международной автомобильной выставки. В нем приняло участие большое число иностранных автомобилей и виднейших автогонщиков. Протяженность пробега составляла около 3000 км. В нем участвовали три «Руссо-Балта», и ни один из них не сошел с маршрута. На одном из «Руссо-Балтов» А. П. Нагель прошел всю дистанцию без штрафных очков и получил приз Императорского Российского автомобильного общества. Этот пробег доказал исключительную выносливость автомобилей Русско-Балтийского вагонного завода и обратил на них внимание отечественных и иностранных автомобилистов.[29]
Летом-осенью 1936 года 27 женщин-водителей в сопровождении большой бригады технического персонала и корреспондентов осуществили большой 45-дневный автопробег по маршруту Москва — Челябинск — Петропавловск — Малые Кара-Кумы — Сталинград — Киев — Минск — Москва.[30]
[править] Ссылки