Автомобили в России во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 1891 г. в Россию были завезены первые автомобили заграничного производства.[1]

Двигателем Daimler был оснащен первый автомобиль в России — Panhard & Levassor, привезенный из Франции в 1891 году владельцем газеты «Одесский листок» Василием Навроцким.[2]

В 1894 году в Москве был продан первый автомобиль Benz Velo, имя его покупателя не сохранилось.[3]

1 июля (14 июля) 1896 года на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде был продемонстрирован первый в России самодвижущейся экипаж, созданный двумя русскими инженерами Е. А. Яковлевым и П. Ф. Фрезе.[4]

1918 год. В Москве организована Научно-автомобильная лаборатория (НАЛ) под руководством профессора Н. Р. Бриллинга.[5]

Содержание

[править] Парк

Парк ав­то­мо­би­лей в России — 8,8 тыс. шт. (1913 год).[6]

К 1914 году в России было всего около 13 тыс. автомобилей.[7]

В 1996 году количество автомобилей на 1000 жителей в России составляло 92,3 ед.[8]

Обеспеченность населения автомобилями в 1997 году — 113,7 шт/1000 чел.[9]

[править] Внешняя торговля

[править] Импорт

Массовый ввоз автомобилей в Россию начался в годы Первой мировой войны.[10]

[править] Виды автомобилей

[править] Внедорожники

Летом 1941 года В. А. Грачев, принимая во внимание требования военного времени, в очень сжатые сроки — буквально 1,5-2 месяца — создает простой в производстве внедорожник ГАЗ-64.[11]

[править] Военные автомобили

Задание разработать легкий армейский автомобиль было выдано Главным автобронетанковым управлением РККА в конце зимы 1941 года.[12]

[править] Легковые автомобили

К концу 1998 года в личной собственности населения России находилось 17 761 300 легковых машин, что составляло 120 автомобилей на 1000 человек.[13]

[править] Электромобили

В середине 1990-х годов на АЗЛК велась разработка электрокаров.[14]

[править] Троллейбусы

Первый российский троллейбус «Шкода-ВМЗ» выпущен в марте 1996 года.[15]

[править] Модели

[править] ГАЗ-21

До денежной реформы 1961 года ГАЗ-21 официально продавался за 40 000 руб.[16]

[править] ГАЗ-67

ГАЗ-64 усовершенствовали в конце 1942 года: колею обоих ведущих мостов расширили до 1466 мм, при этом вместо полукруглых вырезов в кузове над колесами появились крылья, так как колея стала больше, а ширина кузова осталась неизменной. Объяснялось данное нововведение достаточно просто — что «виллисы», что ГАЗ-64, имевшие узкую (1250 мм) колею, при движении на склонах и поворотах имели склонность к переворачиванию. Расширение колеи автомобиля помогло ликвидировать данный недостаток. Усовершенствованная машина получила новый индекс ГАЗ-67, а после проведения в 1944 году дальнейшей модернизации автомобиль стал называться ГАЗ-67Б.[17]

[править] ГАЗ-М1

Летом 1936 года на Горьковском автомобильном заводе были собраны первые опытные образцы автомобиля ГАЗ-М1 («эмки»).[18]

[править] ГАЗ-Р1

25 марта 1941 года автомобиль ГАЗ-Р1 (Р — разведчик) был выведен на испытания.[19]

[править] ЗАЗ-966

В 1970-х и далее ЗАЗ-966 продавали за 3500 руб.[20]

[править] ЗАЗ-966В

Согласно официальному Прейскуранту № 21−01 от 13 апреля 1972 года оптовая цена на ЗАЗ-966В составляла 1500 руб.[21]

[править] Москвич-401

В середине 1950-х годов «Москвич-401» стоил 9000 руб.[22]

[править] Volvo

Официальные продажи автомобилей Volvo в СССР начались в 1989 году.[23]

[править] Прокат

«Прокат автомобиля без шофера» впервые открылся в 1956 г. в Москве. Официальные «Правила пользования легковыми автомобилями на условиях проката» были приняты Минтрансом РСФСР осенью 1962 года. А в 1969 г. вышло и соответствующее постановление Совета Министров РСФСР.[24]

Первый московский каршеринг заработал на базе столичного автопарка № 12. Для проката были доступны 80 автомобилей, и почти все они ежедневно выдавались клиентам. В 1959 г. число прокатных машин в Москве достигло 300. В том же году аналогичная услуга появилась в Свердловске, а еще три года спустя прокаты автомобилей работали аж в 40 крупных городах, включая курортные.[25]

К концу 1960-х годов пункты проката перешли из подчинения местных органов народного хозяйства к союзному Министерству транспорта, которое занималось ими по остаточному принципу. Окончательно прокат в СССР не умер, но в 1970-х годах услуга предоставлялась только для иностранцев и представителей дипломатических миссий.[26]

[править] Выставки

На 4-й международной автомобильной выставке (1913 год) в Санкт-Петербурге Русско-Балтийский вагонный завод на своем стенде представил экспозицию из шести автомобилей различных моделей.[27]

[править] Автопробеги

Первым пробегом, в котором приняли участие автомобили Русско-Балтийского вагонного завода, была гонка по маршруту Санкт-Петербург — Рига — Санкт-Петербург протяженностью 1177 км, состоявшаяся в августе 1909 года. В этой гонке «Руссо-Балт» показал среднюю скорость 70 км/ч. За результаты пробега заводу была присуждена золотая медаль.[28]

В 1910 году состоялось международное соревнование автомобилей по маршруту Санкт-Петербург — Киев — Москва — Санкт-Петербург. Этот пробег был одним из важнейших мероприятий, организованных комитетом 3-й международной автомобильной выставки. В нем приняло участие большое число иностранных автомобилей и виднейших автогонщиков. Протяженность пробега составляла около 3000 км. В нем участвовали три «Руссо-Балта», и ни один из них не сошел с маршрута. На одном из «Руссо-Балтов» А. П. Нагель прошел всю дистанцию без штрафных очков и получил приз Императорского Российского автомобильного общества. Этот пробег доказал исключительную выносливость автомобилей Русско-Балтийского вагонного завода и обратил на них внимание отечественных и иностранных автомобилистов.[29]

Летом-осенью 1936 года 27 женщин-водителей в сопровождении большой бригады технического персонала и корреспондентов осуществили большой 45-дневный автопробег по маршруту Москва — Челябинск — Петропавловск — Малые Кара-Кумы — Сталинград — Киев — Минск — Москва.[30]

[править] Ссылки

Автомобили в России
История  II тысячелетие (XIX век, XX век) • XXI век
Виды  Легковые автомобилиГрузовые автомобилиАвтобусы
Автомобильная промышленность  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроение
Внешняя торговля  ЭкспортИмпорт
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Темы  Автомобильный транспортРынок автомобилейПодержанные автомобили


Россия во II тысячелетии
Экономика  Национальные счетаПромышленностьСельское хозяйствоРыболовствоСтроительствоТранспортСвязьТуризмТорговляФинансыИнвестицииИнновацииТрудовые ресурсыВнешнеэкономические отношения
Машиностроительная продукция  АвтомобилиВооруженияДвигателиКомпьютерыЛетательные аппаратыСуда
Образование  ВысшееСреднее специальноеСреднееДошкольноеВоенноеСпортивное
Население  ЧисленностьЕстественный приростРождаемостьСмертностьПродолжительность жизниМиграция
Недвижимость  ЖильёОфисыСклады
Энергоносители  НефтепродуктыНефтьПриродный газУгольЭлектроэнергия
Внешняя политика  ЕвразияАмерикаАфрикаАвстралия и Океания
Темы  Внутренняя политикаПищаМеталлургическая продукцияХимическая продукцияСтройматериалыПрограммное обеспечениеНаукаЗдравоохранениеСпортУслугиВода
Века XI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX век
Другие периоды  Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4)
Личные инструменты