Импорт автомобилей в Россию во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



После Октябрьской революции 1917 года импорт автомобилей в Россию ненадолго прервался из-за экономической блокады советской республики.[1]

В апреле 1926 года Таможенно-тарифный комитет СССР впервые установил импортные пошлины на автомобили с их цены (100 % стоимости для легковых и 50 % — для грузовых). Такие заградительные меры продержались фактически до распада СССР. Иностранные автомобили продавались только через управление дипломатического корпуса и были недоступны большинству советских граждан. Исключение составляли, в частности, видные партийные и общественные деятели. Юрий Гагарин ездил на французском спортивном купе Matra, Владимир Высоцкий — на BMW и Mercedes, а генсек Леонид Брежнев содержал целый автопарк иномарок.[2]

В ноябре 1991 года таможенный комитет СССР издал приказ, разрешавший частным лицам беспошлинный ввоз одного автомобиля. Этот же приказ установил порядок, при котором владелец иномарки, продавший её в течение следующих двух лет, должен был заплатить таможенную пошлину за ввоз — 0,1 экю (безналичная европейская валюта, на 1 ноября 1 экю равнялся $0,82) за 1 см³ рабочего объема двигателя. В страну хлынул поток импортных машин. Ввоз машин вырос с нескольких тысяч в 1991 году до более чем 100 тыс. в 1992 году. Российский автопром впервые столкнулся с конкуренцией.[3]

В 1996 году были введены льготы на ввоз иномарок для дипломатов, моряков, рыбаков, экипажей воздушных судов, а также для лиц, находившихся за границей более шести месяцев. Каждый из них мог ввозить в Россию за 183 суток пребывания за границей по автомобилю и оформлять его по льготному тарифу. Вскоре льготные иномарки, часто освобождённые от сборов незаконно, составили около 20 % ввозимых в Россию автомобилей.[4]

В январе 2000 года правительство России отменило нашедшие массовое применение таможенные льготы на импорт автомобилей для дипломатов, моряков, рыбаков, экипажей воздушных судов.[5]

[править] Пошлины

В феврале 1922 года был принят первый послереволюционный таможенный тариф на импорт автомобилей в Россию. Пошлина на автомобили была установлена со штуки с дифференциацией ставок для автомобилей легковых и прочих (автобусов, грузовиков и других). Осенью того же года пошлину на автомобили установили с веса. Например, пошлина на Ford стоимостью 800 руб. составляла 277 руб., то есть 34,6 % его стоимости, а на Rolls-Royce стоимостью 14 450 руб.— 740 руб., то есть 5,1 % стоимости.[6]

В июне 1992 года в России были введены импортные пошлины в 15 % таможенной стоимости новых автомобилей (до трех лет) и 25 % — для подержанных. Таможенная стоимость определялась на основании данных производителей автомобилей, иностранных продавцов и других независимых источников ценовой информации в отношении подобных автомобилей с учётом их комплектации и года выпуска.[7]

С января 1994 года была введена единая ставка таможенных платежей на импорт автомобилей для физических лиц, включавшая НДС и акцизный сбор в 5 экю ($6) за 1 см³ объёма двигателя автомобиля. Совокупный размер пошлин составил 80-130 % декларированной цены.[8]

В октябре 1995 года для выравнивания пошлин в рамках таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном пошлины и акцизы на импортные автомобили были снижены до 50-100 % их стоимости.[9]

В июле 1999 года в России была несколько изменена система начисления пошлин для подержанных (старше трёх лет) иномарок. Для них была введена зависимость от объёма двигателя: до 2,5 тыс.  см³ — €0,85 за 1 см³, более 2,5 тыс. см³ — €1,4. Новые машины продолжали оформляться по ставке 30 % от стоимости.[10]

[править] Показатели

В 1905 году в Россию привезли всего 103 автомобиля.[11]

В 1912 году Россия импортировала 3487 автомобилей.[12]

Личные инструменты