Двигатели в России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
1912 год. На ХПЗ организован отдел по разработке и изготовлению двигателей для судовых и стационарных установок.[1]
В марте 1920 года на окраине Москвы создали Научный автомоторный институт (НАМИ).[2]
Содержание |
[править] Виды двигателей
[править] Авиационные двигатели
В 1930 году был создан Центральный институт авиационного моторостроения, объединивший в своём составе авиамоторный отдел НАМИ, винтомоторный отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и Особое конструкторское бюро (ОКБ) одного из авиационных заводов.
[править] Автомобильные двигатели
1921 год. Московская Научно-автомобильная лаборатория преобразована в Научный автомоторный институт.[3]
[править] Двигатели самоходных артиллерийских установок
В самоходной установке СУ-76 применялись два двигателя ГАЗ-202, спаренных параллельно.[4]
[править] Двигатели внутреннего сгорания
В России первый двигатель внутреннего сгорания был построен в 1884 г. на Охтенской судостроительной верфи Санкт-Петербурга инженером О. С. Костовичем.[5]
В 1890 году, сразу после своего основания, DMG начала поставки в Россию двигателей внутреннего сгорания.[6]
Борис Григорьевич Луцкий в начале 1890-х годов спроектировал несколько двигателей внутреннего сгорания, предназначавшихся специально для самодвижущихся экипажей и повозок.[7]
В 1912 году на Харьковском паровозостроительном заводе был организован специальный отдел, занимавшийся разработкой и изготовлением двигателей внутреннего сгорания.[8]
Октябрь 1929 года. В Харькове при Институте промэнергетики организована научно-исследовательская лаборатория двигателей внутреннего сгорания (НИЛ ДВС) во главе с заведующим Я. М. Майером.[9]
15—19 апреля 1931 года. I Всеукраинская конференция по тяжелым двигателям внутреннего сгорания в Харькове.[10]
[править] Дизельные двигатели
15 ноября 1930 года. Постановлением ЦК ВКП(б) предписано всем отраслям народного хозяйства СССР усилить работы по созданию и внедрению дизелей.[11]
[править] Двигатели на тяжёлом топливе
В начале 1930-х гг. в СССР широко развернулись работы по созданию двигателей, работающих на тяжёлом топливе.[12]
[править] Ракетные двигатели
[править] Двигатели баллистических ракет
Для первой ступени ракеты РС-10 КБХА в 1963—1966 гг. разработало двигатели РД0216 и РД0217.[13]
ЖРД РД0233 и РД0234 созданы КБХА в 1969—1974 годах для первой ступени ракеты РС-18.[14]
[править] 8Д419
С 1963 по 1967 г. в ОКБ им. В. Я. Климова занимается двигательной установкой 8Д419 для второй ступени МБР разработки ОКБ В. Н. Челомея — УР-100 (8К84). УР-100 — жидкостная двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования была самой массовой МБР в Ракетных войсках стратегического назначения СССР.
[править] РД0228
КБХА в 1967 г. было привлечено к разработке двигателя РД0228 для второй ступени ракеты РС-20. Двигатель разрабатывался на базе ЖРД РД0212 третьей ступени ракеты-носителя «Протон», однако был значительно мощнее и отличался условиями эксплуатации в составе ступени.[15]
[править] РД-264
1969 год — Выпущен эскизный проект по ЖРД РД-264 для ракеты Р-36М.
[править] РД-268
1970 год — Выпущен эскизный проект по ЖРД РД-268 для ракеты МР-УР-100.
[править] РД-274
Март 1982 года — Выпущен эскизный проект на модернизированный ЖРД РД-274 для первой ступени ракеты Р-36М2.
[править] Двигатели ракет-носителей
[править] РД-180
РД-180 разработан в 1995 году.
В начале 1996 года двигатель РД-180 производства «Энергомаша» был выбран для американской ракеты-носителя Atlas.
С 2000 года двигатель РД-180 используется в составе первой ступени РН «Атлас-3».
24 мая 2000 года двигатель РД-180 впервые был использован для запуска ракеты «Атлас-3».
[править] Жидкостные двигатели
[править] РД-270
В 1965 г. двигатель РД-270 был предложен для применения на тяжелом носителе УР-700 разработки ОКБ-52 (Главный конструктор В. Н. Челомей).
[править] С2.726
В декабре 1959 года ЖРД С2.726 вышел на испытания.
[править] Модели
[править] РД-0105
2 января 1959 года двигатель РД0105 в составе третьей ступени позволил АМС «Луна-1» впервые в мире достичь второй космической скорости.
14 сентября 1959 года двигатель РД0105 использовался в составе третьей ступени для вывода в космическое пространство станции «Луна-2».
4 октября 1959 года двигатель РД-0105 использовался в составе третьей ступени для вывода в космическое пространство станции «Луна-3».
[править] РД-0109
12 апреля 1961 г. двигатель РД-0109 № 17 в составе РН «Восток» обеспечил успешный вывод на космическую орбиту первого в мире космонавта Юрия Гагарина.
[править] РД-012У
В ноябре 1956 г. двигатель РД-012У был готов к лётным испытаниям.
[править] Танковые двигатели
С началом Великой Отечественной войны в СССР изменились направленность и организация конструкторских работ по танковым двигателям: фактически была почти прекращена разработка новых двигателей, а главное усилие в работах конструкторских бюро было направлено на срочную доводку дизеля В-2, повышение его долговечности и безотказности, обеспечение массового выпуска его на нескольких заводах. Велись работы по значительному снижению трудоемкости изготовления и эксплуатации дизеля, а также по созданию ряда модификаций В-2 с целью обеспечения повышенных требований к танкам Т-34, KB и машинам на их базе, предъявленных по результатам боевых действий.[16]
[править] Турбореактивные двигатели
30 марта 1946 года на базе Государственного Союзного завода № 165 создано опытно-конструкторские бюро, которое возглавил Архип Михайлович Люлька. Основной задачей, поставленной перед коллективом КБ, стало создание турбореактивных двигателей. Эта задача была успешно решена: в феврале 1947 года состоялись испытания первого советского турбореактивного двигателя ТР-1.