Дизельные двигатели в России во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 1898 году Эмануэль Нобель подписал с Рудольфом Дизелем договор об исключительном праве пользования патентом Дизеля на территории России.[1]

Среди предприятий, которые первыми применили дизельные двигатели в России, были Санкт-Петербургский орудийный завод и «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель».[2]

1929 год. На ХПЗ им. Коминтерна на базе отдела тепловых двигателей организован дизельный отдел.[3]

1931 год. I Всесоюзная дизельная конференция.[4]

Июль 1931 года. ХПЗ им. Коминтерна получил задание Управления механизации и моторизации РККА на создание 4-тактного V-образного быстроходного дизеля мощностью 400 л. с. (295 кВт).[5]

Содержание

[править] Разработка

В начале 1930-х годов в СССР разработкой дизелей занимались несколько институтов: Ленинградский ЦНИДИ, Московский ЦИАМ, Харьковский научно-исследовательский институт двигателей внутреннего сгорания (НИИДВС), Киевский авиационный институт и др.[6]

[править] Производство

14 февраля 1898 года прошла встреча Р. Дизеля с Эммануилом Нобелем, главой самой могущественной в России нефтяной компании «Бранобель», племянником знаменитого изобретателя динамита. Через два дня стороны подписывают контракт стоимостью 800 тыс. марок о производстве двигателей Дизеля в России. Соглашение разрешало Нобелям построить завод дизельных двигателей в Санкт-Петербурге и использовать двигатели для оснащения ими собственной флотилии нефтяных танкеров.[7] В 1899 году в России начался выпуск двигателей Дизеля.[8]

[править] Виды

[править] Авиационные двигатели

1931 год. В отделе нефтяных двигателей ЦИАМ А. Д. Чаромским спроектирован первый советский быстроходный мощный авиационный дизель АН-1. Первый образец построен в 1933 г.[9]

[править] Судовые двигатели

В 1906 году к заводу Нобеля обратился Балтийский судостроительный завод с предложением построить два дизельных двигателя для подводной лодки «Минога». Спуск лодки состоялся спустя два года. Так, она стала первой в мире дизельной подводной лодкой.[10]

1940 год. На заводе № 75 разработаны, изготовлены, испытаны и приняты представителями ВМФ дизели типа В-2: В-2/л и В-2/п — двигатели левого и правого вращения для спаренной установки на военных судах.[11]

[править] Транспортные двигатели

1930 год. На ХПЗ им. Коминтерна в дизельном отделе создана конструкторская группа, в которую вошли первые конструкторы транспортных дизелей завода Я. Е. Вихман, И. С. Бер, А. К. Башкин, С. Ф. Горбатюк, Г. Д. Париевский, С. Н. Соколов и ряд других молодых специалистов.[12]

В феврале 1931 г. Политбюро ЦК ВКП(б) рекомендовало ВСНХ СССР создать в течение 1931 г. образцы транспортных дизелей мощностью 240.. .300 л. с. (175.. .220 кВт).[13]

[править] Модели

[править] 2МБ-16

На СТЗ были изготовлены три образца дизеля 2МБ-16. Первый из них в 1940—1941 гг. проходил испытания на стенде. Однако полученные в 1939—1940 гг. результаты работ по двигателю В-2 завода № 75 позволили принять решение о применении в танках харьковского дизеля. Необходимость в альтернативном двигателе отпадала. В 1941 г. работы над 2МБ-16 были полностью прекращены.[14]

[править] Альфа

Двухтактный дизель «Альфа», построенный по проекту А. А. Микулина в 1924—1926 гг., представлял собою опытный 2-цилиндровый двигатель мощностью 20.. .23 л. с. (15.. .17 кВт) при частоте вращения 1 800 мин-1, размерностью 9,5/10,5, массой 25 кг.[15]

[править] БД-2

28 апреля 1933 года на ХПЗ им. Коминтерна первый образец дизеля БД-2, получившего название «быстроходный дизель второй», был размещен на стенде для испытаний.[16]

Ноябрь 1933 года. На ХПЗ им. Коминтерна впервые дизель БД-2 установлен и испытан в танке БТ-2.[17]

1934 год. В танк БТ-5 вместо двигателя М-17 установлен опытный дизель БД-2, с которым танк демонстрировался в Москве руководителям партии и правительства.[18]

1934 год. В Батуми и Ленинграде дизель БД-2 испытан на пограничных катерах ПК-1.[19]

В 1936 г. дизель БД-2 не выдержал зачетных 100-часовых испытаний на стенде.[20]

До начала 1937 г. в конструкцию дизеля БД-2 было внесено много существенных изменений таких, как:[21]

  • усиление на 40 % жесткости верхней половины картера и блока цилиндров;
  • изменение конструкции вертикальной передачи;
  • увеличение жесткости коленчатого вала;
  • изменение профиля кулачков распределительных валиков;
  • значительное увеличение производительности масляного и водяного насосов;
  • увеличение ширины фасок клапанов и седел;
  • повышение износостойкости гильз цилиндров путе.м азотирования поверхности зеркала;
  • усиление поршневых и шатунных пальцев;
  • перевод крепежных соединений на специальные резьбы и др.

Однако очередные стендовые испытания БД-2 в январе—марте 1937 г. выявили снова много дефектов.[22]

1937 год. Дизель БД-2 при выдаче чертежей на подготовку серийного производства переименован в В-2.[23]

[править] В-2

[править] В-2СН

1940 год. На заводе № 75 разработан и изготовлен опытный дизель В-2СН с наддувом.[24]

[править] Сталинградский тракторный завод

Конструкторское бюро по двигателям В-2 на Сталинградском тракторном заводе возглавил Ю. Б. Моргулис, а затем Е. М. Лев — оба бывшие сотрудники Харьковского завода № 75.[25]

При осложнении снабжения СТЗ сырьём для алюминиевого литья по указанию Совнаркома (В. М. Молотова) в сентябре 1941 г. конструкторами СТЗ был разработан вариант двигателя В-2 с чугунным картером. Изготовленные образцы таких дизелей нарабатывали на стендах до 200 ч. Эти работы позднее были регламентированы специальным заданием правительства об изготовлении и испытании 20 дизелей В-2 с чугунными деталями (картер и др.). Однако военные действия в городе в 1942 г. и вынужденное прекращение всех работ на заводе не позволили выполнить это задание.[26]

[править] Челябинский тракторный завод

С первых же месяцев Великой Отечественной войны была установлена оперативная связь ЧТЗ с действующими танковыми частями Красной Армии, где постоянно находились командированные представители завода. Они систематически (насколько позволяла обстановка) передавали информацию с мест эксплуатации дизелей В-2 для устранения выявляемых замечаний по работе двигателей.[27]

[править] Запасные части

Для дизелей типа В-2 заводами Наркомтанкопрома за период 1942 — I полугодие 1945 г. было изготовлено запасных частей на сумму, превышающую 287 млн рублей.[28]

[править] В-11

10 октября 1944 года было подписано постановление ГКО № 6679с «Об установке на танках и артсамоходах ИС дизелей В-11 мощностью 520 л.с.».[29]

[править] В-12

В августе 1943 г. коллектив СКБ-75 на базе двигателей В-2К и В-2ИС начал разработку нового дизеля В-12 с наддувом.[30]

В ноябре—декабре 1943 г. были проведены успешные 100-часовые стендовые испытания В-12, однако в июле—августе 1944 г. государственных испытаний дизель не выдержал.[31]

[править] В-14

В 1942—1944 гг. на заводе № 76 был разработан дизель В-14.[32]

Дизель В-14 к 1945 г. не был изготовлен вследствие прекращения работ по опытному танку, для которого он предназначался.[33]

[править] В-16НФ

На заводе № 77 был спроектирован и изготовлен двигатель с наддувом В-16НФ мощностью 800 л. с. (590 кВт) при частоте вращения 2000 мин-1.[34]

[править] ДМТ-8

1936 год. На заводе опытного машиностроения им. С. М. Кирова (Ленинград) разработан, а в 1937 г. изготовлен опытный дизель ДМТ-8.[35]

[править] ДТ-26

1935 год. В Ленинграде на заводе им. К. Е. Ворошилова разработан, а в 1936 г. изготовлен и испытан опытный дизель ДТ-26.[36]

[править] ОН-1

Четырехтактный дизель ОН-1 был построен в 1929 г. по проекту В. Я. Климова. Это был одноцилиндровый дизель мощностью 20 л. с. (15 кВт) при частоте вращения 1700 мин-1, размерностью 11,5/16,5.[37]

Личные инструменты