Авиационные двигатели в России во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



1930 год. В Москве создан Центральный институт авиационного моторостроения.[1]

Содержание

[править] Внешняя торговля

[править] Импорт

За годы Первой мировой войны для ВВС России было куплено у иностранных производителей около 4 тыс. авиационных двигателей.[2]

[править] Виды двигателей

[править] Вертолётные двигатели

В 1964 году был создан турбовинтовой двигатель второго поколения ТВ2-117 мощностью 1500 л.с., который был предназначен для новейшего на тот момент транспортного вертолета Ми-8. Именно данная силовая установка обеспечила тактическую гибкость «восьмерки» и возможности по применению машины в различных климатических условиях — от тропических джунглей до горных массивов Афганистана. Восемью годами позже был создан двигатель третьего поколения ТВ3-117, мощность которого была увеличена до 2000—2400 л.с.[3]

[править] ГТД-350

Двигатель ГТД-350 начал разрабатываться в 1959 г., а в 1963 вместе с редуктором ВР-2 успешно прошел Государственные испытания. Для различных модификаций вертолета Ми-2, которые летали в десятках странах мира, было выпущено около 10 000 двигателей.

[править] ТВ2-117

В 1964 году силовая установка ТВ2-117 прошла Государственные испытания и была запущена в серийное производство на Пермском моторостроительном заводе, где выпускалась до 1997 г. ТВ2-117 в своих многочисленных модификациях стал одним из самых массовых двигателей в мире. За годы серийного производства было выпущено около 23 000 двигателей.

[править] ТВ3-117

В 1965 г. «Климов» приступил к проектированию ТВ3-117. В 1972 г. двигатель прошел ТВ3-117 государственные испытания, и был запущен в серийное производство.

[править] Дизельные двигатели

1931 год. В Харькове НИЛ ДВС начала проектирование авиационного дизеля АД-1.[4]

[править] Самолётные двигатели

[править] АЛ-31Ф

Двигатель АЛ-31Ф разработан «Сатурном» в 1972 году.

[править] ВК-1

К 1949 г. на базе РД-45 был создан и запущен в серийное производство двигатель с индексом инициалов В. Я. Климова — ВК-1. По силе тяги ВК-1 превосходил своих зарубежных предшественников на 30 %. Двигатель находился в серийном производстве с 1949 по 1958 гг. ВК-1 стал первым в СССР крупносерийным турбореактивным двигателем. Всего было создано около 20000 двигателей всех модификаций. Двигатели ВК-1 серийно производились на моторостроительных заводах СССР, Китая, Чехословакии и Польши. ВК-1 были установлены на военных самолетах МиГ-115бис, МиГ-17, Ил-28, Ту-14Т, которые состояли на вооружении в 40 странах мира.

[править] ВК-2

В 1951 г. был спроектирован первый советский турбовинтовой двигатель ВК-2 мощностью 4200/4800 л.с. для самолетов А. Н. Туполева и С. В. Ильюшина.

[править] ВК-3

В 1956 г. создан первый советский двухконтурный турбореактивный двигатель ВК-3 для высотного сверхзвукового истребителя И. А. Микояна И-ЗУ.

[править] М-11

К 1926 г. А. Д. Швецов на «Моторе» создал первый советский авиадвигатель — поршневой двигатель (ПД) М-11 мощностью 80,9 кВт.

[править] РД-1М

В июле 1946 года двигатель РД-1М прошел стендовые испытания.

[править] РД-33

В 1968 году разработан двигатель РД-33.

В 1975 году по заданию Министерства авиационной промышленности коллектив ОКБ завода им. В. Я. Климова приступил к разработке газогенератора для двухконтурного турбореактивного двигателя новейшего легкого фронтового истребителя МиГ-29. Двигателю был присвоен индекс РД-33. Этот двигатель стал примером передовых технических решений. Возможности РД-33 обеспечили МиГ-29 уникальную тяговоокружённость, которая с удивительной лёгкостью для зрителей, позволяла истребителю выполнять фигуры высшего пилотажа — «колокол», «кобра», «поворот на горке».

[править] ТВ7-117СТ-01

11 января 2023 года было сообщено, что АО «ОДК-Климов» получило Сертификат типа на двигатель ТВ7-117СТ-01 для российского пассажирского самолёта Ил-114-300.[5]

[править] Модели

[править] ПС-90А

Авиадвигатель четвёртого поколения ПС-90А был выпущен в СССР в конце 1980-х годов.[6]

[править] РАМ

В 1923—1926 годах пробная попытка создать собственный авиамотор большой мощности фактически провалилась. РАМ — Русский авиационный мотор — пытались сделать в Москве на заводе № 4, бывшем французском заводе Gnome, в итоге конструкцию признали устаревшей ещё на исходе затянувшихся испытаний.[7]

Личные инструменты