Танковые двигатели в России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Разработка

С началом Великой Отечественной войны разработка новых танковых двигателей в СССР практически была остановлена.[1]

[править] Виды двигателей

[править] Бензиновые двигатели

1939 год. Авиационный бензиновый двигатель ГАМ-34БТ установлен в опытные тяжёлые танки СМК и Т-100.[2]

[править] Дизельные двигатели

Присоединение УНИАДИ к ХПЗ им. Коминтерна в 1937 г. в качестве научно-исследовательской базы дизельного отдела завода фактически означало создание базового харьковского КБ по танковому дизелестроению, составными частями которого стали:[3]

  • собственно КБ, включая подразделения по модификациям дизелей и основным элементам двигателя;
  • научно-исследовательские подразделения (как общетехнические, так и по специфическим вопросам дизелестроения);
  • мощная производственная база опытного производства.

[править] Модели двигателей

[править]

В период 1976—1977 гг. были собраны первые три образца 16-цилиндрового двигателя мощностью 1000—1065 л.с. (2В-16-1). Особенно удачным был первый образец, который отработал на стенде, а затем и в составе моторной установки (МТУ) танка Т-80Б 456 ч. Испытания всех трех образцов уверенно подтвердили выполнение основных тактико-технических характеристик.[4]

Дальнейшие работы по базовому двигателю семейства 2В были определены двумя постановлениями, принятыми в 1976 г., и последовавшими за ними решениями комиссии президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам (решениями ВПК). На этот раз ЧТЗ была задана разработка резервного варианта моторно-трансмиссионной установки (МТУ-2) с двигателем 2В-16-2 мощностью 1200 л.с. для танка Т-80.[5]

[править] В-2

Дизель В-2 начал разрабатываться под маркой БД-2 в 1932 г.[6]

В 1935 г. правительство принимает решение о постройке производственных цехов на территории Харьковского паровозостроительного завода для выпуска разрабатываемого дизеля В-2.[7]

В 1938 г. прошли первые, как их называли, длительные (в объеме 100 ч.) государственные испытания дизеля В-2, не совсем удачные.[8]

В 1939 г. были проведены повторные государственные испытания двигателя В-2. Тем не менее в этом же году в записной книжке И. Трашутина появляется такая запись: «Дизель безобразно задержан по времени».[9]

[править] ГТД-1000Т

В 1968 г. команда С. П. Изотова вместе с конструкторами ОКБ Кировского завода под руководством главного конструктора завода Ж. Я. Котина, а впоследствии генерального конструктора Н. С. Попова начал разрабатывать танковый газотурбинный двигатель под индексом ГТД-1000Т. Работы по двигателю длились 8 лет и завершились в 1976 г. принятием на вооружение Советской Армии танка Т-80. Серийное производство танковых ГТД было организовано на Калужском моторостроительном заводе. Создание ГТД-1000Т и его модификаций стало трамплином для многих нововведений в отечественном и мировом двигателестроении.

[править] Модели танков

[править] МС-1

В 1925 г. в НАМИ по заданию и техническим требованиям Главного управления военной промышленности (ГУВП) ВСНХ под руководством А. А. Микулина был разработан проект двигателя для танка Т-16, впоследствии получившего марку МС-1 (малый сопровождения, первый). При проектировании двигателя особое внимание уделялось требованию по обеспечению минимально возможных размеров моторно-трансмиссионного отделения танка. Разработчики приняли оригинальное решение: объединить двигатель с основными механизмами трансмиссии танка (коробкой передач, сцеплением, дифференциалом) в единый агрегат-мотоблок с поперечным расположением двигателя в машине. По названию двигателя мотоблок получил наименование Т-18. Поперечное расположение двигателя в танке было прогрессивным решением, обеспечившим резкое сокращение размеров МТО и позволившим исключить высоконагруженную коническую передачу в трансмиссии. Это решение применяется в танкостроении и в настоящее время.[10]

[править] Русский Рено

1920 год. Автомобильный двигатель АМО-Ф15 московского завода «АМО» установлен в первый танк советского производства «Русский Рено» Сормовского завода.[11]

[править] Т-24

1930 год. На ХПЗ им. Коминтерна в опытный средний танк Т-24 установлен авиационный двигатель М-6, советский аналог французского двигателя 8Fd фирмы «Испано-Сюиза».[12]

Личные инструменты